Прямой эфир

Где покататься этой зимой? 4 идеи для отдыха в горах
lavrik - провокации, офтоп, предупреждение. Сообщение скрыто.
P. Richard 17.10.2018
Ключ к технике резаного поворота
Веский аргумент, у кого больше, тот и прав! Остальные – опечатки. Из вас получился бы отличный модератор!...
ZTL 17.10.2018

Sno-Cat и RaTrac

Reports, Лента автора 10 Июля 2006 (05:22) Просмотров: 263 0

Что такое ратрак? Смешной вопрос! - скажете вы. - Это прикольный трактор, которым укатывают трассы для катания! И будете не правы, потому что основное назначение чудо-машины - это перевозка людей и грузов по крутым склонам, покрытым многометровым слоем снега, спасательные работы, расчистка дорог и многое другое. А подготовка трасс – это так, побочное занятие, которое, как часто бывает, стало основным (и лучше всего оплачиваемым).

Что такое ратрак? Смешной вопрос! - скажете вы, - Это прикольный трактор, которым укатывают трассы для катания! Фото: www.pistenraupe.de
Ратрак отличается от трактора и обычного вездехода. Во-первых, его давление на грунт составляет 10-20 г/кв.см (у лыжника – 20-30, у трактора – 50-60). Во-вторых, при движении по глубокой целине ратрак скользит на плоском брюхе, рассчитанном так, чтобы и гусеницы не теряли контакта с поверхностью. В-третьих, он должен не просто карабкаться вверх, но и ползать поперек крутых склонов, не соскальзывая даже по льду. Наконец, его мощность должна быть достаточной не только для езды, но и для работы. Словом, это очень непростая машина.

Прямым предком ратрака был гусеничный вездеход, появившийся в начале ХХ века и сразу же понравившийся военным. Фото: www.timwafer.com
Прямым предком ратрака был гусеничный вездеход, появившийся в начале ХХ века и сразу же понравившийся военным. Но когда понадобилось надежно и дешево (!) возить грузы в заснеженных горных районах, армейские вездеходы спасовали. А потребность в таких перевозках была - особенно, в США, где затерянные в горах шахтерские поселки нуждались в бесперебойном снабжении. Американские инженеры взялись за дело, и самым удачливым оказался Эметт Такер, занимавшийся вездеходами аж с 1914 года - как раз такими, которые могли бы преодолевать болота и глубокий снег. В 1940 г. он своими руками построил опытный образец необычной машины «Sno-Cat», а еще через 10 лет выиграл крупный тендер и выдвинулся в лидеры. Фирма «Sno-Cat Corporation», до сих пор выпускающая горные вездеходы, сохранила девиз Такера: «No snow too deep, no road too steep» («Нет слишком глубокого снега, нет слишком крутых дорог»).

В других странах таких машин не было. В СССР их использование не имело особого смысла: горные районы составляют у нас очень незначительную часть территории, а с равнинным бездорожьем справится и трактор. К тому же расстояния наши столь велики, что даже для снабжения геологических партий нужны не вездеходы, а самолеты. Ну а в Европе на снежных машинах просто некуда ездить. Правда, и там в конце 30-х появилось что-то подобное. Например, гусеничными легковушками занимался гениальный Фердинанд Порше, отец «Фольксвагена» и танка «Тигр». Но это были не ратраки и даже не вездеходы - так, баловство.

А на лыжных курортах, между тем, кипела работа - ведь склоны начали специально обслуживать еще в 20 годы, и делали это в точности так, как предписывается в методичке, изданной Госкомспортом 40 лет назад: «сверху спускаются, взявшись за руки, 2-3 шеренги по 50-60 чел. и пробивают ногами снежный покров на глубину 50-80 см. Затем такое же количество лыжников шагом спускаются и рубят снег лыжами, затем 50-60 лыжников юзят вниз, заглаживая неровности…» и далее: «бригада рабочих, обязательно на лыжах, вооруженная лопатами, граблями и движками (?), спускаясь по склону…»

Бригада рабочих, обязательно на лыжах, вооруженная лопатами, граблями и движками (?), спускаясь по склону…. Фото: www.skistory.com
Этот способ применяется до сих пор, и не только в России: когда лет 5 назад Дивногорск готовился к проведению международного Кубка Сибири, трассу там готовили почти по приведенной выше инструкции. Иностранные спортсмены и даже тренеры с удовольствием приняли участие в мероприятии, и оказалось, что метод им хорошо знаком.

Хотя, конечно, случались и усовершенствования. Например, на французском сайте www.skistory.com можно увидеть более продвинутые средства, чем загадочные «движки». Кстати, все, кто бывал в Кировске, наверняка видели у подножья трамплина устройство, сходное по конструкции, но значительно большее по размерам. Оно исправно укатывает снег уже 30 лет, не нуждаясь ни в горючем, ни в ремонте.

В начале 50-х Эмиль Аллэ (тот самый, знаменитый довоенный чемпион), посетил США и увидел там «Sno-Cat», возивший грузы на горном курорте. Великий лыжник оценил истинные возможности машины, а вернувшись во Францию, начал активно пропагандировать американское новшество. И добился своего - Франция оказалась первой европейской страной, где «Sno-Cat» стали использовать для подготовки трасс.

До европейских инженеров дошло, что они чуть было не упустили шанс. Вся тракторная Европа взялась за ратраки - одни копировали Такера, другие изобретали оригинальные конструкции, потребитель же был строг и требовал дешевой, надежной и универсальной машины, предназначенной не только для укатывания трасс, но и для тяжелой работы. Вот тут-то и появился первый настоящий ратрак - горный вездеход австро-швейцарской фирмы «RaTrac», а модель «S», выпущенная в начале 60-х, стала прототипом всех современных машин этого класса.

Наши тоже не остались в стороне. Еще 5-6 лет назад в польском Закопане работал очень старый ратрак, на радиаторе которого красовалась эмблема с надписью «Алатау» - по-видимому, эту штуку выпускали в Казахстане, но никто не знает, где и когда. Говорят, что ратраками занимались Владимирский тракторный завод, НАТИ и ЗИЛ; сейчас их, вроде, делает Онежский тракторный завод и даже какое-то электронное предприятие в Челябинске, но с их продукцией я пока не встречался.

Зато я видел очень поучительный ратрак, детище знаменитого Челябинского тракторного. Вообще-то, это был никакой не ратрак, а обычный бульдозер ЧТЗ в так называемом «болотном исполнении», но у него было все, что нужно: гусеницы метровой ширины, низкий центр тяжести, мощный дизель и главное - гениальный тракторист. Эта машина на рубеже 80-90-х готовила к соревнованиям трассы в Междуреченске, обычно она величественно выползала откуда-то со стороны угольного разреза и перла вверх, волоча на тросе жестяной стартовый домик. Потом аппарат неспешно катался вверх-вниз, а на лице пилота ясно читалось превосходство нашей технической мысли над ихней.

Мы называем эти машины ратраками - в память о модели «S», хотя многие о ней и не слышали. А знаете, как их называют американцы? Они говорят «snowcat», хотя в большинстве своем ничего не знают об Эметте Такере. Фото: www.nesm.org
Мы называем эти машины ратраками - в память о модели «S», хотя многие о ней и не слышали. А знаете, как их называют американцы? Они говорят «snowcat», хотя в большинстве своем ничего не знают об Эметте Такере. Но есть и настоящие фанаты ратраков: оказывается, в рамках весеннего фестиваля в австрийском Хинтертуксе уже много лет проводится праздник ратрако-моделизма, на который съезжаются любители из многих стран мира.

Использованы материалы с сайтов www.nesm.org, www.skistory.com, www.sno-cat.com, www.pistenraupe.de, www.timwafer.com



Другие статьи автора на сайте:
Адреналин
Живописцы, окуните ваши кисти
Как помочь коленям?
Откуда берутся травмы?
Главный лыжный вопрос
Автор: Skipper
0