Вокруг монблана (либо частично )... 26 Июня 2024 - 6 Июля 2024 Франция, Шамони
из СПб, конец января, начало февраля 1 Октября 2024 - 6 Февраля 2024 Франция
0

Солнечные врата Франции

Густь Лента автора 13 Июля 2009 (01:45) Просмотров: 1033 10

Идея поехать в январе во Францию пришла случайно — когда выяснилось, что отпуск все равно придется делить, а получить не то что мультивизу, а просто визу в Австрию самостоятельно представляется нетривиальным. Было решено ехать во Францию и просить, соответственно, мультишенген там — благо, французских виз в паспорте хватает. Проблемы выбора курорта тоже не существовало — на курортах Изера мы были, курорты Савойи обкатаны почти полностью — остается Верхняя Савойя: Шамони, Межев и… ОН — Порт Дю Солей, Ворота Солнца — территория, содержащая курорты Франции и Швейцарии, по протяженности трассового катания превосходящая известные Три Долины. Отзывы в Интернете были исключительно превосходные, да и схема трасс представлялась соблазнительной. Наибольшей заманухой была фраза о том, что курорт специально поощряет внетрассовое катание, указывая даже на карте зоны, наиболее интересные для этого.

В руки был взят рекламный буклет с Горнолыжного салона, решено, что местом проживания будет выбран городок Морзин. Во-первых, потому что он пониже, во-вторых, он показался более удобным для освоения Порт Дю Солей, ну и, в-третьих — хотелось жить не в стандартном французском аппарт-городке, а в альпийской деревушке.

Апартаменты были выбраны достаточно быстро — Отель-резиденция Les Cotes, не самые дешевые, но подкупившие бассейном, сауной, джакузи и халявным WiFi (очень быстрым, надо заметить), а также скидкой 30 евро на каждый ски-пасс. Правда, добиться факса нужной формы для посольства не удалось, но французам хватило и просто факса с информацией, что на мое имя на определенные даты забронирован номер. Три часа в посольстве — и виза в кармане.


День первый — прилета

Три часа от Гренобля — и мы в Морзине. Нас встречает солнышко. Тепло. Елочки, альпийские домики. Наш отель. Ду ю спик Инглиш? Но. Что, совсем? Но. Ну, чай не первый раз, объясняемся на пальцах, нас отводят в отличную комнату с балконом и видом на горы, дают ключи от лыжехранилища, прокатывают слип с карты в качестве депозита, выдают схемы трасс, расписание автобусов — и удачного отдыха.

Автобус идет почти по расписанию, никуда не торопится, все расслаблены. Стоит минут пять и ждет, пока из остановившегося впереди автомобиля дедушка выгружает бабушку. До центра едем мы одни. Водитель интересуется, откуда мы. Из России. О, тоже к нам кататься. У нас, говорит, на прошлой неделе было хорошо, снег и -7, а сейчас потеплело, на солнце плюс пять. Ну, будем надеяться, что нам тоже повезет.


Pleney, Nyon, Ranfoilly

Воскресенье, утро. Солнце, минус 4. На склон выползаем часам к десяти — сказывается долгая дорога. Решаем покататься в ближних районах, заодно посмотреть, какое состояние склонов (предыдущий снегопад был четыре дня назад). На «яйцах» поднимаемся на Пленей. Берем схему, намечаем маршрут и — первое опа.

В Морзине есть неприятная особенность в обозначении трасс — на схемах они обозначены цифрами, далее дается ссылка, что такая цифра — эта такая буква, но обозначение на трассах этим буквам не всегда соответствуют, что особенно неприятно при переезде из одного сектора в другой, поскольку это часто трассы голубые, с выкатами, и, если ушел не туда, то можно не выкатиться в нужное место.

Собирались для разминки ехать по голубой, но вылетаем на красную, причем вполне такую красную-красную. В Порт Дю Солей многие красные отличаются от черных только тем, что черные не ратрачат. Совсем.

Поднимаемся, спускаемся, опять поднимаемся. Во многих местах пейзаж до боли напоминает любимую многими Красную поляну — то же крутое, бугристое пространство под креселкой, лес справа и слева. Вообще много раз ловил себя на мысли, что Порт Дю Солей — это то, чем, может быть, станет КП, если к ней разумно и по-французски приложить голову и деньги.

Впереди вершина Chamossiere. Cклоны наполовину затененные, под креселкой бугристая черная трасса, по бокам раскатано все. Поднимаемся, любуемся на Монблан и уходим на другую сторону, по красной. О, кусочек целины! Ну сейчас мы ее… Аах, блин, на поверку целина оказывается расколбашенным замерзшим настом. Не, нам это не надо.

Это неприятная особенность января в Порт Дю Солей — из-за невысокого, по французским меркам, расположения, солнечные склоны (особенно южные и западные) днем отпускает, а ночью схватывает, и за день-другой целина превращается в ледяной наст. В какой-то мере даже бугры лучше, чем это — они, по крайней мере, более регулярные.

Поднимаемся на Nyon — еще одна вершина над Морзином. Сверху ведет отличная красная трасса, сбоку лес, но, к сожалению, тоже южный склон и только несколько кусочков в тени деревьев еще сохраняют, хоть и не первозданный, но снег.

Небольшой чоколат-брейк и — что тут у нас еще есть? Ага, Ranfoilly. А сколько времени? Время еще есть. Поехали!

В ложбине пять креселок — две на правую, северную сторону, три на южную и западную. Отличные красные трассы. Креселки на северную сторону всегда свободны, в противоположную бывают очереди минут на пять.

Также очереди бывают на ключевые креселки при передвижении из сектора в сектор, из городка к городку. Не везде, но бывают.

На северной стороне все еще сохраняются куски снега. Катаемся. Сколько времени? Что, уже полчетвертого? Блин, и это в первый день. Завтра все будет болеть, к бабке не ходи. Пора домой. Поднимаемся по одноименной креселке и уходим в сторону к Морзину. Там тоже северные склоны с кустиками и хоть и поднятой, но все же целиной.

До города добираемся в начале пятого, теперь ванну, ванну, а потом джакузи, джакузиии иии сон. Пару часиков сна. Бутылочка вина на ужин, кино на ноутбуке, боже, какое же гавно это «Сокровище нации», засыпаем через полчаса после начала.


Les Gets

Утро нас встречает облаком. Будем надеяться, что в облаке снег. Мышцы болят, как и ожидалось. Да, фитнес фитнесом, а практика практикой. «Не приспособлены мы, кролики, для лазания». Сегодня хочу на Mt. Chery — Бугельский писал, что там мало народу и много пространства. Надо бы посмотреть. Опять «яйца», уходим в сторону Ле Же. Снега, к сожалению, не идет. Но зато и облако уходит. Лихо спускаемся вниз, видим людей, ждущих паровозик, чтобы доехать до фуникулера на МтШери. Он приезжает. Но водитель что-то говорит, показывая руками в сторону фуникулера. Да, что-то не видно, чтобы он работал. На МтШери висит облако. Люди разочарованно расходятся. Ну что ж, покатаемся здесь, в секторе Chavannese. Вверху — поле, синее-пресинее. Широкое. Народу немного. О, здесь бум карвинг тренировать.

Реально для карверов не так много трасс. Конечно, все они хорошо ухожены, но, как правило, недостаточно широки. Мне показались трассы под креселкой Chavannese и трасса под креселкой Zore по дороге из Морзина в Авориаз. Вполне возможно, что они есть (да точно есть) на швейцарской стороне в районе Crosets, но почти всю швейцарскую сторону мы оставили на следующий раз.

Катаемся здесь тройку часов, периодически заползая в Ranfoilly. Ну, хватит, карвинг требует слишком много физических сил. Чай не лось, а жена уж точно. К Морзину спускаемся не по красной, напрямик, а по синей, длиной и объездной. Тоже хорошая, широкая трасса, но на ней слишком много чайников. Полноценный карв возможен местами.

Джакузи, сауна, ужин, вино, «Труп невесты» и спать.


Ardent, Pre La Joux

Пора, наконец, двигать в сторону Авориаза. Но Авориаз — это апартаменты и много народу. А свежего снега нет. Попробуем пока покатать чуть в стороне. Чередуя подъемники и синие трассы поднимаемся в Авориаз и уходим к креселке Mossettes, что в районе Ardent, и потом в сторону к швейцарской границе. Под креселкой немерянные поля, но уже практически целиком раскатанные. Вообще столько просто достигаемой целины, сколько предлагает Порт Дю Солей, я не видел нигде из крупных курортов. Может только Ля Граф или МонтеРоза может сравниться с ним или превзойти. Причем поражает разнообразие эти пространств — есть практически все — кулуары, поля, крутяки, лес, бугры.

Пойдем на швейцарскую сторону? Но тут из креселки, ведущей со швейцарской стороны, повалил дым. Конкретно. Как из выхлопной трубы. Неее, а как потом возвращаться, если что? Лучше обратно. Что там у нас еще? Ага, а это что? ПреЛа Жу, сектор Chatel. Смешное название, давай туда. Куча красных трасс. Качественных. Между — поля. Катаем в основном по трассам, но на заметку берем. Возвращаемся обратно, в солнечном местечке с кучей кафешек Lindarets выпадаем на обед. Ну что, надо таки посмотреть, наконец, и Авориаз.

Авориаз — типичный французский курорт, специально построенный на склонах, состоящий на 95% из апартаментов. Здания очень органично вписаны в окружение и иногда кажутся просто частицами окружающих скал. Автомобильное движение по городку запрещено, улицы представляют собой трассы, совершенно реально, возвращаясь с дневного катания, заехать в супермаркет за продуктами, а потом скатиться дальше к своим апартаментам. Зона катания над ним обширна и мы, немного прокатившись по ней, решаем оставить плотное знакомство на следующий день, немного смотрим на окончание прыжков на БигЭйр-е (в это время в Авориазе проходит что-то типа слоуп-стайл О`Нил) и возвращаемся домой.

Вечером в и-нете смотрю погоду. По Фобосу (почему-то сайт курорта дает прогноз только на день вперед). Фобос показывает в Межеве (соседняя долина) четверг-пятницу снег. Ну, дай-то бог. Будем надеяться, что он будет не катастрофичным и даст нам возможность в субботу проехать через перевал.


Авориз, Свис и т.п.

Среда. Утро. Солнце. Минус 3. Стабильность. Сегодня — Авориаз. Сразу скажу — скорее всего более подробное знакомство с Авориазом мы сделаем во время следующей поездки. В этот день в Авориазе дул достаточно сильный ветер, трассы были жесткие, все вокруг было раскатано и суперсильного удовольствия не доставляло. Замечу только одно — действительно подтверждаю нереальное количество доступных с подъмников пространств для фрирайда. Что относится и к швейцарской стороне, куда мы поехали из Авориаза. Отличие швейцарской стороны — ратраченные черные трассы (из-за этого мы вместо красной ушли на черную), наличие туалетов в свободном доступе около подъемников (во Франции они только в кафе, где-то в глубине, типа только для клиентов, по счастью хотя бы бесплатные, хотя как-то в ВальДИзере столкнулся с тем, что туалет в кафе был платный — типа 2-3 франка), но много бугелей.

Возвращаясь обратно в Морзин, открыл для себя пологую, широкую трассу под подъемником Zone, где можно хорошо отрабатывать карвинговую технику.

С самого утра небо стало покрываться облаками, похожими на следы от самолетов, что подтвердило прогноз Фобоса — снегу быть.


Один отличный, солнечный день

Утро. Будильник. Быстро к окну. Ой-е, прогноз не соврал. На перилах балкона около 10 см свежего, невесомого, как пух, снега. И он продолжает идти. Быстрый завтрак. Куда сегодня? Давай все-таки попробуем на Mt.Chery. По дороге в Ле Же в очередной раз подтверждается правило, что в 1-й день снегопада лучшая целина — это трасса.

Трассы ратрачат вечером-ночью, а во время снегопада делается 2-й проход, но не всей трассы, а, в основном, центра. По краям остается нетронутая целина, лежащая на отратраченной трассе. Пух же вне трассы, легший на расколбашеный наст, только присыпал его, создав призрачную иллюзию счастья. Как мне показалось 5-10 см свежего снега на таком склоне хуже, чем просто такой склон.

Мы в ЛеЖе. Немного пешком и «яйца» на Мт Шери. Поднимается. Народу мало, очень мало. Подъемников, кстати, тоже. От «яиц» вверх стартуют две креселки и бугель, с обратной стороны есть еще две креселки. Идем на правую парнокреселку. Видимость есть, но не супер. По дороге осматриваем поля внизу — нам сюда. Здесь также лучший снег на трассе, но и на внетрассовых кусках, хоть и наст, но ровный. Поднимаясь второй раз, замечаем с правой стороны большой сноуборд-парк.

Вообще этого добра в Порт Дю Солей много. В Авориазе их как минимум два, причем тематические: хочешь — трамплины, хочешь — пайп, хочешь — слайд. Парк на Мт Шерри-трампы, бордеркросс и пару рейлов. Где еще есть — не скажу, специально не смотрел.

Нам — туда. По случаю снега все фигуры закрыты, зато самого снега — много, под снегом - идеально отратраченная подложка, никого нет. Красота. Вниз — и опять наверх. По дороге замечаем — в парке появился человек. Сноубордист. Спустился сверху с большим скребком для снега и стал медленно и печально отгребать снег от рейлов. Со стороны — ну очень смешно выглядело — почти как «а они как ломанули, как ломанули».

После очередного прохода сворачиваем на красную трассу к креселке des Pleney`s. На самой трассе уже есть бугров, но пространство по сторонам дает возможность полностью насладится катанием. Поднимаемся на Pleney`s. Да, это место стоит катания. Под самой креселкой идет крутая, очень бугристая трасса, а по бокам — такое же крутое даже не редколесье, а редкокустарничье. Сегодня сюда не полезем, но на заметку возьмем.

А теперь — к другой стороне Мт Шери. Но тут нас ждал жесткий облом. Креселка висела. Причем, к тому моменту, как мы подъехали, висела уже минут 10 (судя по очереди). И, пока мы катались еще минут 40 в другом месте, она так и не поехала. В буржуиндии такое я видел впервые.

Остаток дня катали в уже опробованных районах, с другой стороны над ЛеЖе. Вернулись довольные, как поросята. Восторг увеличился, когда прогноз на завтра показал конец снегопада и солнце. Заводим будильник — завтра надо пораньше встать.


День заключительный — снежный

Утро. Солнце. Минус 7. Самый сложный день. Куда ехать? Пойдем в сторону Авориаза, а там посмотрим. Сказано — сделано. Практически на первом фуникулере поднимаемся из Морзина. Под креселкой Zone — идеально разратраченный вельвет и ни одного следа. Сюда? Нет, сегодня мы ищем снег. Если к вечеру что останется — тады да. Трассы в районе Lindarets. Вокруг — море снега. Попробуем? ЕЕ, а склоны-то северные, а наста-то внизу особого и нет. Клево! Некоторое время катаем в этом районе, поднимаясь то на одной, то на другой креселке. Снега — хватает. Вправо, влево, под креселкой, в лесу. Ладно. Можно дальше ехать. Поднимаемся из Lindarets в сторону Pre La Joux и — вниз, сходим с трассы — вот ОНО!

Очень часто на курорте, состоящем из нескольких долин/долинок существует такая, в которую, благодаря особой розе ветров, сдувается снег с соседних вершин и из соседних долин. С одной такой долиной мы столкнулись в СерШевалье, другая — видимо как раз Pre La Joux.

Ощущения — как будто снегопад здесь шел не один и не два дня. Свежего снегу по ощущениям сантиметров 50-60, что вместе с частично-северной экспозицией склонов создает восхитительные условия. Есть все что хочешь — любые уклоны, скалы, кулуары, даже засыпанная черная трасса не доставляет никаких неудобств (намного лучше, чем расколбашенный наст в первые дни). Здесь и остаемся до конца дня. Укатываемся в умат. На обратной дороге пробую изобразить карвинг, но, как и ожидал, трассу под Zone подразбили, да и утомленность дала знать. Никакого разочарования. Есть дни для карва, а есть для снега. Сегодня — как раз такой день.


Домой

К сожалению, все хорошее когда-нибудь заканчивается. Вот и нам пора уезжать. Выехав из гор, обнаруживаем напрочь засыпанную снегом долину. Это во Франции, где в это время средняя температура +2+4, а снега внизу, сколько ездил, не видел ни разу. Видимость — минимальная. В автобусе по местному радио постоянно говорят что-то про дорогу, Гренобль, снег. Появляется ощущение, что никто никуда не летит.

Но, хотя аэропорт тоже засыпан снегом, видимость улучшается, и вот уже Ил-96 несет нас домой. До свидания, Франция. Мы еще вернемся, Ворота Солнца.

Дополнительная информация:

Авориаз
Морзин
Отель
Посольство
Билеты найдены здесь

Даты поездки: январь 2006 г.

Автор: Густь


Другие статьи автора на сайте:
Engelberg – Ангельская Гора – Швейцарское «Приэльбрусье»
Снежный Лаакс бесснежною зимой 2007
США. В поисках лучшего (снега) (в 2-х частях)
Зельден в стиле Quick
0
0  
smagau    15 Июля 2009 (11:28)   #
чета 403 пишет http://www.tourdom.ru/birga/
так что: как летели до Гренобля?ну и прайс,если не секрет на стальную птицу
0  
Густь    15 Июля 2009 (12:06)   #
Цитата(smagau @ 15.7.2009, 11:28)
чета 403 пишет http://www.tourdom.ru/birga/
так что: как летели до Гренобля?ну и прайс,если не секрет на стальную птицу

http://www.tourdom.ru/birga/go2/

А летели на Эрцоговском чартере-брали в Эрцоге, в середине января они "горят", как правило
Про прайс смысла нет - поездка 06 года
0  
auk    15 Июля 2009 (14:51)   #
Цитата(Густь @ 15.7.2009, 12:06)
http://www.tourdom.ru/birga/go2/

А летели на Эрцоговском чартере-брали в Эрцоге, в середине января они "горят", как правило
Про прайс смысла нет - поездка 06 года


В этом январе (09) тоже сказка как горели! Как бы авторам не надоело...
0  
Густь    15 Июля 2009 (15:05)   #
Цитата(auk @ 15.7.2009, 14:51)
Как бы авторам не надоело...


Как я понимаю чартерная программа утверждается/договаривается/оплачивается заранее и на весь сезон -в январе всегда есть провал по заполняемости, это все знают, но, тем не менее Кроме того себестоимость чартерного места низка-поэтому и отдают , только чтобы окупить борт.
0  
auk    15 Июля 2009 (15:49)   #
Цитата(Густь @ 15.7.2009, 15:05)
чартерная программа утверждается/договаривается/оплачивается заранее и на весь сезон -в январе всегда есть провал по заполняемости, это все знают, но, тем не менее Кроме того себестоимость чартерного места низка-поэтому и отдают , только чтобы окупить борт.

ЖЕСТЬ! Кто бы мог подумать... icon_eek.gif
icon_biggrin.gif
0  
Густь    15 Июля 2009 (16:46)   #
Цитата(auk @ 15.7.2009, 15:49)
ЖЕСТЬ! Кто бы мог подумать...

Жесть-это когда я в том же году в Тай за 300 баксов летал icon_mrgreen.gif
0  
jr    15 Июля 2009 (18:41)   #
Насчет нератраченных черных трасс:


Однако есть немного icon_smile.gif.
0  
smagau    15 Июля 2009 (21:46)   #
иэх,жаль фотик время не зафиксировалicon_smile.gif
это в какое время снято?
0  
jr    20 Июля 2009 (10:10)   #
Часов 11 утра (местного).
0  
Савоец    23 Июля 2009 (02:51)   #
Неплохо там, в Порт дю Солей. Из курортов лучше выбрать Авориаз. Он - прям на трассах , и место симпатишное. Но бронировать надо оч.заранее, т.к. место суперпопулярное...