0

Велопокатушки по Скандинавии. Аландские острова - Стокгольм

sister_ksa Лента автора 1 Сентября 2011 (18:37) Просмотров: 716 7
с 30 июля по 7 августа премило прокатились по Аландским островам в Стокгольм.

Немного общей информации:
Авто пробег - около 2500 км, велопробег - 330 км.

Нитка маршрута:
29.07.11 Москва - Выборг (авто)
30.07.11 Выборг - Турку (автобус с группой)
31.07.11 Турку - Кустави (автобус), Кустави - Кюмлинге (вело, паромы)
01.08.11 Кюмлинге - Мариенхамн (вело, паромы) с заездом в крепость Бомарсунд, какие-то развалины и замок Кастельхолм.
02.08.11 Мариенхамн - Гриссельхамн - Бергби (уже Швеция). Вело, паром
03.08.11 Бергби - Уппсала. Самый трудный перегон был. 80 км по шоссе - вверх/вниз. Даже лоси устали. Но ничего - остались живы в результате)))
04.08.11 Уппсала - Стокгольм. Самый длинный (100 км), но при этом - один из самых живописных перегонов. Хоть и длинно - но не изматывающе тягунами, поэтому - одобрям-с)
05.08.11 - свободный день в Стокгольме.
06.08.11 - полдня в Стокгольме, после обеда - паром в Хельсинки.
07.08.11 - 2 часа в Хельсинки и трансфер на автобусе в Питер.

На этом статистику закончим - далее, разрозненные воспоминания из того, что особенно понравилось/запомнилось.

Что можно сказать общих впечатлений? Конечно, только позитив! Погоды на протяжении всего маршрута стояли замечательные: ясно, около 25 градусов тепла, свежий ветер с моря, через что поимели ожоги разных частей тела. Квадратный загар потом не корректируется))) Кто ратует за равномерность окраски кожных покровов - катайте с длинным рукавом и в брюках, кому пофик - не забывайте хороший крем. Ожоги портят настроение!


Аланды
Аландские острова, Аландский архипелаг. Абсолютно заслуженно считается природной жемчужиной и Финляндии, и Швеции. Обоих стран потому, что Аланды - это некий недосуверенитет Швеции в Финляндии. Имеет свой парламент, флаг, автомобильные номера и право на самоопределение через самовыражение))), выпускают свои почтовые марки (что суть - прерогатива государства, но есть и такой редкий случай). Язык - шведский, по-фински почти не говорят. С нашими лингвистическими способностями - нас это не взволновало))) что финский, что шведский, что китайский - русскому туристу все нипочем! С момента получения своего полунезависимого от обеих стран статуса (в 1920 году) - демилитаризованная зона.

Про жемчужину
Аланды - архипелаг из более чем 6 000 островов. Прекрасные пейзажи! Скалы, море, сосны, камни. Голубое небо, зеленые волны, чайки и лебеди. За счет близкой перспективы (острова, в основном, расположены близко друг у другу, т.е. ты всегда видишь какой-то другой берег) - ощущение "на море" долго не приходит. Поэтому соленая вода при купании даже по первому удивляла. Связаны между собой насыпными дамбами-дорогами-мостами и, конечно, паромами. Обитаемы из них - наверно, в пределах сотни. Если что - википедия расскажет, а мы покажем.

gallery_4347_2561_2348514.jpg

gallery_4347_2561_59000.jpg

gallery_4347_2561_2686666.jpg



Плотность населения демонстрируют несколько эпизодов из нашей веложизни.

Эпизод 1. Остров Кюмлинге. Считается большим. Размер - км 20 на км 15, живет на нем человек 300, есть село, взлетная полоса для кукурузника, библиотека (кто-то ходит видимо) и один кемпинг. Перемещаясь от паромного причала к кемпингу около 12 км имеем аварийную остановку (у гида пробило колесо). Пустынная грейдерная дорожка среди лесов, полей, перелесков (прекрасного, отмечу, качества дорожка... впрочем - как везде там). Остановка случилась около какого-то хуторка, в который один из участников нашей группы (не владеющий языками, как мне помнится) направился попросить водицы напиться. Из домика высыпалась гиперактивная шведская бабушка, которая объяснила нам причину своего глубокого изумления. Сама она из Швеции, на Аландах проводит пару недель в году (отпуск?) и вот за две недели она более чем 6 человек НЕ ВСТРЕЧАЕТ. То есть вообще нет. А тут сразу - 25! На великах!! Из России!!! Без длительной фотосессии она нас не отпускала, вывалив на нас весь запас русских слов, которыми владела. Запас, кстати, был приличным (в плане смысла, не объема) - балет, театр и что-то еще, не из списка "вотка-горбачов-перестройка")))
Эпизод 2. Столица Аландов - город Мариенхамн. Второй по значимости порт в Финляндии. Население - 10 000 человек (общее население Аландов - 27 000). Архитектура города - такой, знаете приличный дачный поселок, типа Переделкино))). Двухэтажные деревянные дома (ну абсолютно дачного типа!), в 10 вечера - на улицах вообще никого. Казалось, что все жители ушли на какое мероприятие и должны вернуться. Ан нет - утро следующего дня не отличалось большей загруженностью улиц. Дачка))). Сонная, уютная, чистая и светлая дачка. В которой швартуются большие международные океанские паромы.

О паромах и прочих плавсредствах.
За время путешествия прокатились на массе разнообразных паромов - от парома типа "мост" до больших океанских. Паром типа "мост" - небольшая платформа, машин на 6-10. Курсируют в узких шхерах между островами. Просто потому, что паром пустить, видимо, проще и не в пример экологичнее, чем построить мост. Бесплатны. Болтаются туда/сюда от берега к берегу, расписания по-моему не имеют.
Ну и дальше по восходящей до Викинг Лайна.

gallery_4347_2561_2974039.jpg

gallery_4347_2561_2343751.jpg

gallery_4347_2561_3508186.jpg

gallery_4347_2561_4945663.jpg

О ценах на паромы. "Мосты", как было уже отмечено - бесплатны. "Проездной" для байка на все, что бороздит воду в Аландах - 15 евро/сезон. Поразила цена на довольно большой паром из Эккерё в Гриссельхамн (международный - с Аландов в Швецию). По времени - недолгий, 2 часа, но так как международный - то с магазином Дьюти Фри. Походу, местные устраивают себе шоп- и алко-туры на нем. Так вот - билет стоит 12 евро. Практически за доступ в зону Дьюти Фри))).
Самый большой - Викинг Лайн. Каюта ниже автомобильной палубы (т.е. ниже ватерлинии), с аппликацией вместо иллюминатора, 4-местная - чуть меньше 800 крон на человека с завтраком (крона - 4.5 рубля, завтрак - замечательный шведский стол). Душно. Очень)))
И конечно, самое впечатляющее "плавсредство" - Васса! Васса (Vassa) - это музей, который построили вокруг поднятого со дна стокгольмской гавани корабля. Совершенно потрясающее и очень впечатляющее зрелище! Из серии - "маст си"!
Васса, построенная в каком-то лохматом году даже не вышла из гавани. В результате какой-то фатальной ошибки судостроителей она перевернулась, успев лишь сойти со стапелей. Груженая грузами различными, оружием и пассажирами. Затонув прямо в центре города, пролежала на дне 333 года! в 1952 году ее таки подняли, 50 лет реконструировали, и вот теперь - это огромный музей, в котором по сути - один экспонат - Васса. Не думайте, что "один" - это мало! Длину Вассы не сажу, но высота ее от днища до самой верхней палубы - более 20 (!!!) метров. Вокруг нее построено 6 этажей музея! Удалось сохранить более 90% оригинальной конструкции и отделки корабля. Даже! В отдельных витринах представлены куски настоящих, оригинальных парусов!!! более 300 лет пролежавших на дне моря. Фото оттуда много, но из-за отсутствия достаточного света - это какие-то темные абстракции, понятные только тем, кто там был))). Тем не менее - объект поражает своим масштабом - это действительно "надо видеть"!

gallery_4347_2561_4219679.jpg

gallery_4347_2561_4072574.jpg

В общем - приобщились к истории и настоящему морских держав в полной мере!


Про проживание.
Трип позиционировался как бюджетный, поэтому проживали в различных "пионерлагерях". Об уединении можно забыть, погружались в вынужденное "сплочение с коллективом")))
Самая "густонаселенная" ночевка была первая, в Турку. Хостел в центре города, двухэтажные нары, 7 человек с комнате. Все услуги банно-прачечного и туалетного характера - на этаже. Далее по нисходящей - две ночевки на финской стороне - по 4 человека в домике, на двухэтажных нарах. Удобства - в дальнем конце лагеря. В кемпинге на Кюмлинге нас встретили жизнеутврерждающей новостью, что мол "душ есть, но им лучше не пользоваться". На резонный вопрос: "Почему?", был получен любопытный ответ - "Мало воды". Ага, ну что ж мы возмущаемся - вокруг же море! Из подробностей, которые озадачили: кемпинг на 60 человек (10 домиков по 6 койкомест), при этом - ОДИН туалет-М, один туалет-Ж, один душ-М и один душ-Ж. Ранний подъем со скорыми сборами группы в 25 человек - это аттракцион неслыханной скорости, хитрости и изворотливости при утреннем туалете!
Второй финский кемпинг - довольно большой "пионерлагерь" в Маринхамне. Варианты проживания - те же домики (различной человекоемкостью), места для постановки палатки, места для автокемперов. Лагерь очень даже оборудован банно-прачечным комбинатом, местами для приготовления еды и принятия пищи, типа отдельных боксиков с индивидуальной кухонькой в большой кухонном корпусе, бани/сауны, барбекю, пляж, какая-то забегаловка в бутербродами. Однако - столица островного края, марку держат))) Все очень прилично, чисто. Часто, рядом с палатками стоят действительно дорогие автомобили. Один гламурный кабриолет мы замечали на нашем маршруте не раз. Имидж - ничто)))
Швеция нас встретила ласково, как фрекен Бок. Если в Финляндии никто не проверял комнаты перед отъездом (видимо, уповая на сознательность), то Швеция такого доверия не оказала. Номера принимают и еще как! В кемпинге в Уппсале, мало того, что выдали чекаут-лист, в котором не было поименованы разве что количество дощечек в полу терасски и сорняк перед входом, так процедура приемки номера началась с того, что специально обученная девушка, скинув свои говнодавы перед входом, "поплыла" белыми носочками по полу, совершая круговые движения ногами в этих самых белых носочках. Это она проверяла степень чистоты пола! У меня прям глаза на лоб вылезли! Отметив, что наш номер убран отлично, все равно велела софу пропылесосить, а раковину в туалете перемыть... Вот такие строгости! Боюсь даже представить, каким репрессиям подверглась финская семья из домика напротив - в руках у нашей белоносочной принимальщицы я увидела сломанную икеевскую табуретку, когда она выходила из домика несчастных финнов. Там шла какая-то упорная вербальная борьба. Мы уехали, так и не узнав - сажают в Швеции в тюрьму за сломанную табуретку или сразу депортируют без права переписки. Строгие они, фрекен Боки...

gallery_4347_2561_4272054.jpg

gallery_4347_2561_943893.jpg

Разные разности
______________________________________________________
Архитектура
В Финляндии - очень лаконичная. Одноэтажный домик, покрашенный суриком, реже - серой краской, с белыми оконцами-дверками. Всё - других архитектурных форм не предусмотрено. Швеция и Аланды - в своей провинциальной части - чистенькие подмосковные дачные поселки. О городах, особенно с давней историей говорить нечего - на это надо смотреть. Современные городские застройки, конечно, радуют своей аккуратностью, продуманностью и адекватностью к формам окружающего пространства. Сразу заметно - думали, прежде чем строить...

Смерть великов
Некоторые (видимо, несознательные) граждане их бросают. Просто уводят из дома старого верного коня, привязывают подальше от дома и оставляют на верную смерть. Поэтому не редко можно увидеть прикованную в ограде раму с полностью или частично снятым обвесом и ржой такой, что сомнений не остается - этот скелет здесь уже оооочень давно. Почему не убирают? А кто ж его знает... Наверно, святая святых - неприкосновенность частной собственности.

Скансен
Это парк в Стокгольме. Что-то типа краеведческого музея и зоопарка под открытым небом. Мимо проходить нельзя! И время на посещение закладывать - часов пять, а то и больше. В Скансене собраны около 150 различных строений, собранных со всей Швеции, самое древнее из которых (какая-то довольно большая избушка на курьих ножках) датируется аж 14 (!!!) веком! Большая часть строений функционирует как действующая модель - в доме кузнеца - куют, в доме булошника - пекут хлеб, в доме стеклодува - надувают щеки. Зоопарк - распределенный по всей территории и логично вписывающийся между строений, собрал в себе основную фауну Скандинавии - от медведей до тюленей. Рыси с рысятками, лоси с лосятками, олени с оленятками, домашняя скотина, птицы разные и почему-то павлины...

gallery_4347_2561_399409.jpg

gallery_4347_2561_682935.jpg

"Аквариум" Скансена
Пауки, змеи, акулы, цветные рыбки, крокодилы, голые слепые землеройки, тропические лягушки, гигантские тараканы, мармазетки и ленивцы - все это фигня, по сравнению с вольером с лемурами! Мадагаскарские лемуры живут в "свободном доступе", т.е. посетители входят в их огромный вольер и эти любопытные хвосты прыгают у тебя чуть ли не по голове! Служители прогоняют их с твоего рюкзака ручным пульверизатором для цветов)))

gallery_4347_2561_4488843.jpg

gallery_4347_2561_2257539.jpg

gallery_4347_2561_3242832.jpg

gallery_4347_2561_5326583.jpg

Степень умиления - прям до слез, заставить себя выйти оттуда реально сложно!

Стокгольм, как "туристический кластер"
Особенно, российский. В выходные - очень много русских туристов. Каждый второй - говорит по-русски. Видимо, это связано с новым паромным маршрутов - Питер-Стокгольм. В пт - уходит из Питера, утром в субботу в Стокгольме, в вс вечером - обратно. Этакие - туры выходного дня. Через что в Гамла Стане (Старый Город) реально - не протолкнуться. К тому же - именно там нас застал единственный дождь за 9 дней! Знакомство с одним из самых примечательных районов города оказалось поверхностным... Утешимся мыслею - есть повод вернуться)))

gallery_4347_2561_4343509.jpg

gallery_4347_2561_4443811.jpg

gallery_4347_2561_987640.jpg

Прайд-парад
И такой аттракцион у нас был! Квинтэссенция этого образчика либерализма и терпимости пришлась как раз на день отплытия из Стокгольма. Почему-то, я рассчитывала увидеть нечто, похожее на карнавал в Рио. А по сути - была это профсоюзная демонстрация))) Геи и лесбиянки Музея Фотографии, Геи и лесбиянки - военнослужащие Швеции, Красный Крест Швеции, какие-то кафе, радиостанции, службы доставок, церковные объединения (паства там шла или верховное духовенство - не известно), команда регби (!), кто-то под транспарантом "Dolfins Stocholm" (дельфинов тоже записали???) - бесконечное, многочасовое шествие в кузовах грузовых машин, на двухэтажных автобусах - следом за каждым транспортным средством подпрыгивала группа сочувствующих и подплясывающих... Через весь исторический центр, выливаясь с одного края городского горизонта и пропадая где-то в переулках соседних островов. Говорят, где-то в первых рядах прошла группа родителей под вывеской "Мы гордимся своими детьми"...

gallery_4347_2561_1407124.jpg

gallery_4347_2561_5611971.jpg

gallery_4347_2561_1287207.jpg

Чуть на паром не опоздали, глаза на них тараща)))

Покричали нам чайки в Хельсинки, погудели на прощание паромы и отправились мы в сторону дома, переваривая впечатления и готовясь к традиционно неласковой встрече с Родиной на таможне...

gallery_4347_2561_737772.jpg


Вернувшись в Россию - поехали осматривать Выборг и Псков с окрестностями. Но это уже - совсем другая история...)
0
  • 22
  • 10
  • 5
0  
serge fly    1 Сентября 2011 (21:44)   #
красиво.
только чета все равно пасмурно,
после слова турку язык сломал. как это можно выговорить, да еще и запомнить?
васса 20 метров высотой - круто!
лемуры симпатичные. парад, любопытно, конечно,
а велики на вечных парковках жалко. нафига их тогда пристегивать?
вдруг пригодицццца?
загадочная скандинавская душа.
0  
olga5.70    13 Сентября 2011 (11:17)   #
Ксюш, с удовольствием посмотрела и почитала
спасибо
теперь у меня в голове навязчивая идея "велоевропа"
  • 20
  • 7
  • 7
0  
sister_ksa    13 Сентября 2011 (12:16)   #
Оль, очень рекомендую! Отдохнули - просто прекрасно! И нагрузка - самое оно - без "язык на плечо", и массу интересного увидишь.
В общем - довольны по самое-самое! Если что - спрашивай, все в коротенькие почеркушки не втиснешь.

Я вот теперь тоже думаю - как бы где-нить весной на озера в Финку (Иматра) ненадолго самоходом рвануть. С народом из Питера пообщались - они кое-какие "секреты мастерства" приоткрыли... Есть над чем подумать)))
  • 22
  • 10
  • 5
0  
serge fly    13 Сентября 2011 (19:05)   #
Цитата(sister_ksa @ 13.9.2011, 12:16)
... кое-какие "секреты мастерства" приоткрыли... Есть над чем подумать)))

где перейти границу?
  • 20
  • 7
  • 7
0  
sister_ksa    13 Сентября 2011 (19:30)   #
в торфяновке пускают нонче на велике. Но, старожилы местные говорят, что нужно переходить в брусничном. Алгоритм (их) действий таков. Приезжают к брусничному на авто, там его паркуют и на велике переходят границу. До какого-то населенного пункта (сейчас не вспомню), который уже почти озера - 7 штоле км. Через брусничное также можно ездить совсем пешком. Вроде как населенный пункт Светлогорск (?), куда едет электричка из Питера, также находится совсем недалеко от границы (в пределах 10 км). Так что для велосипеда - не расстояния. Ну и - велотранспорт идет без очереди, что немаловажно.
  • 1
0  
Tu160m    13 Сентября 2011 (21:06)   #
Все перепутала.
Переход называется Светогорск. С финской стороны - Иматра. Между ними действительно 7 км. Брусничное - это другой переход, он южнее. С финской стороны - Лаппенранта. Но там расстояние от границы километров 20. На велосипедах ездят везде - и в Светогорске, и в Брусничном, и в Торфяновке.
Электрички из Питера в Светогорск не ходят. Надо ехать на электричке до Выборга, а оттуда на дизеле до Светогорска.
  • 20
  • 7
  • 7
0  
sister_ksa    14 Сентября 2011 (11:02)   #
возможно, что и перепутала))) я ж была только в торфяновке))) за точную наводку - спасибо!