Ищу/составлю компанию 18 Февраля 2025 - 23 Февраля 2025 Россия, Красная Поляна
Покатушки на сноубордах в Красной... Декабрь 2024 - Январь 2024 Россия, Красная Поляна
Ищу компанию в Розу Хутор, с 2 января... 2 Января 2025 Россия, Красная Поляна
+11

Еще раз о виа-феррата: железные маршруты для тех, кто любит горы

mausefalle Лента автора 10 Апреля 2016 (23:07) Просмотров: 4965 25
В переводе с итальянского виа-феррата (via Ferrata) означает «железная тропа». По сути это один из видов альпинизма, правда сами апологеты этого вида спорта и образа жизни с презрением относятся к маршрутам со стационарно закрепленными в скалах страховочными тросами, металлическими скобами, тросовыми переправами и мостиками, делающими передвижение по, на первый взгляд, неприступной скале доступными даже для тех, кто никогда не пробовал себя в роли скалолаза. Все эти страховочные системы, как правило, сделаны из железа – отсюда и название.



Началось все с альпийских пастухов и жителей гор, которые, как могли, укрепляли тропы и ходы в скалах. Официально самый первый «ферратный» участок был построен в 1843 г. в австрийском горном массиве Дахштайн. В Италии, во время 1-й Мировой войны, боевые действия против австрийцев велись в Доломитовых Альпах – горах, зачастую, неприступных. Для ведения боевых действий нужны были надежные ходы сообщения – в скалы вбивались металлические скобы, крепились железные тросы и лестницы.  Именно оттуда пошло и название – «виа-феррата», железная дорога.



Уже в конце прошлого века Альпы накрыл настоящий бум – в конце 1990-х годов новые маршруты стали появляться, как грибы после дождя.  Сейчас только в Европе, по некоторым данным, от 800 до 1000 «железных троп» разного уровня сложности (в Австрии, например, существует 6 уровней сложности виа-ферраты, от A до F), причём они настолько популярны, что тренировочные «виа феррата» строят даже в городах, привлекая всё большее количество поклонников активного отдыха.



Мое первое знакомство с виа-феррата состоялось несколько лет назад в Валь Гардене – одной из долин итальянских Доломитовых Альп. Правда, тогда я не знал, что это именно виа-феррата, и к встрече с ней был, как я сейчас понимаю, категорически не готов. Посудите сами: без шлема, без страховочной системы и тому подобных прибамбасов, из «правильного» снаряжения – только трекинговые палки, которые, надо сказать, на виа-феррате абсолютно бесполезны.



Было это летом, моей целью был подъем на Сечеду – гору высотой 2500 м, очень известную и популярную у горнолыжников. Правда, если трассы на Сечеде проложены по относительно ровному и пологому восточному склону, который смотрит в сторону поселка Сельва-ди-Валь-Гардена и горного массива Селла, то западный склон Сечеды абсолютно иной и больше похож на неприступную стену с каменными бастионами.  

Начинать подъем лучше из поселка Ортизеи (С.-Ульрих). Если лень идти пешком по пологому дну долины Анны (т.е. по горнолыжной трассе La Longia), то можно подняться в кабине канатной дороги до станции пересадки в вагон фуникулера на Сечеду, а затем по указателям идти в сторону приюта Bredles (Brogleshuette) на высоте 2045 м.



Отсюда –  по горной тропе – двигаться к виа-феррате Panascharte: от приюта маршрут в скалах уже хорошо виден.



Извилистая тропа выводит к расщелине в скале – именно здесь в камни вбиты скобы, провешен железный трос и проложены бревна с вырубленными в них ступеньками.





В принципе, ничего особенно опасного здесь нет – маршрут, скорее, для начинающих, очень популярный у пенсионеров  и молодых семей с маленькими детьми. Но с непривычки окрестные виды на Доломиты и горную группу Гайслер завораживают – панорамы с этой стороны Сечеды совершенно иные, нежели с традиционной «горнолыжной» точки.



После виа-ферраты подъем идет по укрепленной бревнами «сыпухе» и выводит наверх, на высоту 2432 м. Еще 15-20 минут ходьбы по ковру из альпийских трав и цветов до верхней станции канатной дороги – и можно ехать вниз.




Если, конечно, совсем не осталось сил и времени прогуляться по 10-километровой La Longia – самой протяженной горнолыжной трассе в Южном Тироле.


Более серьезное знакомство с виа-ферратой у меня состоялось в австрийском Тироле, на горе Китцбюэлер Хорн. Именно там мне дали каску, страховочную обвязку, карабины с компенсаторами, научили всем этим пользоваться и ознакомили с градацией сложности виа-ферраты, или, по-немецки, клеттерштайгом (Klettersteig). Как я понял, самое главное – быть постоянно прицепленным к тросу хотя бы одним карабином (и как я невредимым залез на Сечеду?..).



От станции канатной дороги Harschbichl до местной виа-ферраты всего 20 минут пешком – в направлении вершины c ретрансляционной антенной на самой макушке (австрийцы шутят, что это – единственная в Австрии «ракета»). 



«Железных маршрутов» на Китцбюэлер Хорне целых два –  учебный и основной. Первый, протяженностью всего лишь 100 м,  находится на высоте 1700 м, имеет начальную сложность A, A/B и лишь несколько метров B/C (по австрийской классификации A-F).



Основной маршрут на самый верх начинается чуть выше, на высоте 1850 м и имеет общую сложность С. Судя по указателям, добраться до вершины (1996 м) можно всего за 1 час.



С Китцбюэлер Хорна открываются замечательные виды на Китцбюэльские Альпы и горный массив Кайзер. Спуститься вниз можно как на подъемнике, так и прогулявшись пешком по грунтовой дороге до городка Санкт-Йоханн-ин-Тироль.


Но есть «железные тропы» очень высокого уровня сложности, хотя они все же считаются любительскими. Про одну из них прошлым летом очень здорово написал serge fly.



В марте этого года мне довелось увидеть (зимой виа-феррата закрыта) лишь самую верхнюю часть – лестницу с «оборотом» в 540 градусов. Все остальное рассмотреть не удалось – даже из окна подъемника на Гемми.


Еще один пример сложной виа-ферраты – скалы массива Пале ди Сан Мартино, в итальянской провинции Трентино.



Если Доломиты – одни из самых красивых гор в Европе (если не в мире), то массив Пале – один из самых красивых в Доломитовых Альпах. Вообще Доломиты считаются чуть ли не полигоном для «железных» маршрутов, но виа-феррата в горах Сан-Мартино – одна из самых сложных: некоторые участки имеют категорию D и E.  

В России широко известен пока всего один «железный» маршрут – в районе Красной Поляны. Длина его составляет 1000 м, перепад высот – 200 м. Заявленная стоимость – 5000 руб., в эту цену входят прокат снаряжения, экспедиционный транспорт, спортивное питание, работа гидов, входная плата на  территорию Национального Парка. Маршрут интересен не только с технической точки зрения. Скальный путь проходит сквозь небольшую пещеру, образованную карстовыми породами. Стартуете Вы с ущелья реки Агура, а финишируете на Орлиных скалах, откуда открывается вид на три водопада, гору Ахун, гору Фишт, там же находится статуя Прометея (по легенде прикованного именно к этим Орлиным скалам).



Какие опасности могут ждать тех, кто решился отправиться покорять виа-феррату (по данным сайта mountain.ru)?

1. Находиться в грозу на таком участке равносильно самоубийству, поскольку железо – проводник электричества. Необходимо незамедлительно покинуть страховочный участок.
2. Обгон идущего, а также встречное движение. Связано это с необходимостью отстегивания карабинов от троса, чего делать ни в коем случае нельзя.
3. Несоблюдение безопасного расстояния между идущими друг за другом – основная причина несчастных случаев на таких участках: срыв одного "ферратиста" влечёт за собой срыв идущего за ним. Между двумя крепежами троса должен находиться всегда только один человек. Это правило необходимо соблюдать также и на горизонтально-диагональных участках (из-за возможного маятникообразного раскачивания сорвавшегося).
4. Падение камней. Для защиты служит каска.
5. Ранение не только рук, но и других частей тела распустившимися жилами троса. Избежать ранений помогут перчатки + внимательность.
6. Разорванные (от коррозии или вследствие ударов молний) тросы. В любом случае перед навешиванием карабина на трос рекомендуется "опробирование" последнего сильным натяжением рукой.
7. Участки троса, изолированные изолентой. Сделано с самыми добрыми намерениями (закрыть торчащие рваные жилы троса), однако под изоляцией собирается влага, разъедающая трос.

Что имеем в итоге? Виа-феррата, как относительно безопасный способ прогулки по горам, набирает все большую популярность во всем мире. Будем надеяться, что и у нас в России подобных маршрутов станет  больше - и не только в районе курортного Сочи. В конце концов, страна наша большая, гор много - что мешает сделать их доступными?

Все фото: (c) mausefalle
Источник: SKI.RU
+11
  • 1
0  
swissmaker    11 Апреля 2016 (06:35)   #
Вы идете по тросу. А внизу под вами пасутся коровы. Обратите внимание, что коровы безрогие. Рога спиливают. Чтобы феррайтисты, когда падают, не стали шашлыком на коровьих рогах. А стали просто лепешками. Тогда, среди коровьих лепешек никто не заметит потери бойца :)
  • 46
  • 33
  • 19
0  
Храбовченко Владимир    11 Апреля 2016 (09:41)   #
Спасибо за рассказ. В России, помимо Сочи, есть виа-ферраты в Каменномостском (Адыгея) и Гуамке (Апшеронский район Краснодарского края). Причем с троллеем
  • 432
  • 88
  • 33
0  
mausefalle    11 Апреля 2016 (10:05)   #
Спасибо! "Будем искать..." (с) :)
  • 1
  • 1
0  
selfit57    15 Апреля 2016 (07:08)   #
Спасибо за ценную информацию для моего тяжелого фотика. Вот бы знать еще где самая близкая феррата в Европе, от аэропорта к Москве?
  • 432
  • 88
  • 33
0  
mausefalle    13 Октября 2016 (18:04)   #
а скорее всего можно погуглить виа-ферраты в Словакии или Польше...
+1  
M_Mok_    13 Октября 2016 (11:42)   #
доброго времени суток! спасибо за информацию, хочется уточнить: какой набор высоры на феррате на Сечеде и на Китцбюэлер? они идут вертикально? я в этом году прошла феррату в Мюррене - натерпелась страху и удовольствия))  
  • 432
  • 88
  • 33
+1  
mausefalle    13 Октября 2016 (18:03)   #
На Китцбюэлер Хорн набор высоты не очень большой - перила там провешены с 1850 м до 1996 м. С подходами к феррате побольше - с 1700 до 1996 м. Прям совсем вертикальных участков там нет. 
То, что я ходил на Сечеде, это, собственно, просто туристический маршрут, с элементами ферраты. Просто идешь с 2140 на 2500... Но в плохую погоду я бы туда не пошел ))
0  
M_Mok_    14 Октября 2016 (07:05)   #
понятно, спасибо большое, буду смотреть на Китцбюэлер Хорн :)
0  
M_Mok_    14 Октября 2016 (07:16)   #
а на отрезке с 1700 до 1996 никаких канаток нет? нельзя как-нить облегчить подход?)
  • 15
  • 1
  • 5
+1  
о.Валентин    13 Октября 2016 (14:56)   #

Очередной, типа, генератор адреналина для безмятежных офисных хомячков. Господа, если вы испытываете потребность в риске - то для этой цели человечество давно придумало карточные игры. Ну или займитесь бизнесом, на худой конец. Желательно не паразитическим (перепродажным/рекламным/etc.), а реальным производством.

  • 432
  • 88
  • 33
0  
mausefalle    13 Октября 2016 (18:06)   #
так все лучше, чем за адреналином куда-нибудь с винторезом нестись...
0  
M_Mok_    14 Октября 2016 (07:10)   #
неее, адреналин на свежем воздухе, в окружении гор, с мимишным открыточным видом для меня приоритетнее бизнесного или карточного - того же "офисного" по антуражу :))
  • 22
  • 10
  • 5
0  
serge fly    13 Октября 2016 (19:07)   #

Вот это виа-феррата icon_wink.gif

 

0_12bb3f_b5f9c2cc_XL.jpg

0  
M_Mok_    14 Октября 2016 (07:14)   #
да, она классная, это в Лейкербаде, не рискнула на нее идти в первый раз именно из-за этого участка)
импортные ферраты нравятся тем, что на них можно идти самостоятельно и абсолютно бесплатно, а на наши только с гидом и за деньги
  • 38
  • 11
  • 4
0  
edgarsr    14 Октября 2016 (11:58)   #
Отличная статья, спасибо!
Тоже ходил на виаферрату в Kandersteg, там маршрут проходит через 350м отвесную стену.
Только надо помнить, что система страховок, она скорее психологическая, придумана для облегчения работы спасателей в нахождении тела. Поэтому лучьше не срываться. Думаю альпинизм даже безопасней будет.

  • 1
0  
Минаев Юрий    10 Октября 2021 (19:05)   #

На своих точечках, конечно, безопасней... :) :) :)  За последние 15 лет мне известен один труп на феррате из-за обрыва сэта...

0  
4ELOVEK    14 Октября 2016 (12:12)   #
Интересно,а есть статичстика по НС на виа-ферратах? С альпинистами и скалолазами понятно,а тут другое-)
  • 2
0  
Mr.Snow    14 Октября 2016 (12:18)   #

штыри конечно доставляют)) Наткнуться на такой при срыве- мало не покажется..

Видел, много раз, когда на одном тpосу висит гирлянда ферратистов. Многие нетерпеливые идут на обгон, типа обочечников.

со стороны выглядит забавно. Но находящимся на одной трассе людям- часто не очень уютно. Часто ходят группами и переоценивают свои возможности- нуачо, ползи себе пристегнутым по тросу и все, а потом клинят на  вертикальных траверсах или каких нибудь выступах.

0  
M_Mok_    14 Октября 2016 (16:40)   #

штыри конечно доставляют)) Наткнуться на такой при срыве- мало не покажется..

Видел, много раз, когда на одном тpосу висит гирлянда ферратистов. Многие нетерпеливые идут на обгон, типа обочечников.

со стороны выглядит забавно. Но находящимся на одной трассе людям- часто не очень уютно. Часто ходят группами и переоценивают свои возможности- нуачо, ползи себе пристегнутым по тросу и все, а потом клинят на  вертикальных траверсах или каких нибудь выступах.

ну да, к таким приключениям надо хорошо готовиться, чтобы не переклинило, сейчас на ютубе есть видео практически всех феррат, при желание можно найти и характеристики: сложность техническая, физическая, психологическая... А за безрассудство иногда приходится платить, да

0  
M_Mok_    14 Октября 2016 (16:45)   #

Отличная статья, спасибо!
Тоже ходил на виаферрату в Kandersteg, там маршрут проходит через 350м отвесную стену.
Только надо помнить, что система страховок, она скорее психологическая, придумана для облегчения работы спасателей в нахождении тела. Поэтому лучьше не срываться. Думаю альпинизм даже безопасней будет.

88780_1476435334.jpg

классно! трудная физически?

  • 38
  • 11
  • 4
+1  
edgarsr    14 Октября 2016 (20:19)   #

M_Mok_

 

По мне так нет, там есть места где можно передохнуть, не помню точно сколько мы лезли, часа 2 или 3. С нами была девушка, не обременяющая себя упражнениями, тоже прошла нормально. Места красивые, стена, водопад. Вниз идет фуникулер. Главное чтобы погода была хорошая, и перчатки на руки немаловажно.

0  
M_Mok_    15 Октября 2016 (07:26)   #

спасибо, записала себе в "хотелки" :)

  • 1
0  
Минаев Юрий    3 Октября 2019 (22:43)   #
В Крыму есть Виа-Феррата протяженностью под 2 километра. Несколько участков. От детских до очень сложных. Кому нужно - отведу :)
  • 1
0  
Минаев Юрий    10 Октября 2021 (19:06)   #

0  
Mamasha    3 Октября 2019 (23:47)   #

5d965adef3ae0_IMG7540.jpg

Тут рядом кое-кто уроки тапа делает))) 

-  Ааа, яхочутудаэтоКРУТО!!!

Я: - "Ну, следующим летом доедем, там есть детские маршруты."

- Нет, я хочу туда, где дяденька!

В следующем году, думаю, вырастет до пулутора метров.Вопрос: пройдет ли?

Образ жизни в Крыму - на фото)))