Ищу компанию для фрирайда в Чили,... 1 Апреля 2024 - 1 Сентября 2024 Чили, Аргентина, Киргизия

Полет в параллельную вселенную. Весенний бэккантри на Тянь-Шане, 2013

цаца Лента автора 28 Мая 2013 (03:23) Просмотров: 3051 18
На Тянь-Шане я была уже раз пятый. Но каждый раз суровая сила и безумная красота этой земли вырывают кусочек из моего сердца...

И пишется о ней легко и с удовольствием. В эту поездку мы много ходили, много видели мест, куда, если и ступает нога лыжебордера, то очень и очень нечасто. Хочу вам рассказать о роскошных местах катания, в которые мы вернемся, надеюсь, еще не раз — так как необкатанных желанных склонов после поездки неожиданно оказалось много больше, чем обкатанных.

Меня туда принес самолетик через две недели после Гульмарга. Не оправившуюся еще от жестокой реклиматухи. Но как только открыли люк самолета и выпустили нас на трап, мы вдохнули воздух Киргизии и все болячки сняло как рукой).

В этом году Аэрофлот сделал подарок — дешевые билеты в Бишкек. Поэтому летели напрямую, не через Казахстан, проехали по южному берегу Иссык-Куля, покупались даже.

Остановились, по традиции, в Алаколе, у Эмиля с Гульмирой. Плов, вечер встречи, песни под гитару, бесконечные разговоры во дворе. Как домой приезжаешь:). Поэтому бытовуху расписывать не буду, по ссылке многое есть, и у меня в блоге уже все про это расписано не раз с явками и паролями. Бюджет этой поездки — 25 000 вместе с билетами, коньяком, сувенирами и т. п. Восемь дней каталки.

Но на каталку у нас были большие планы в этот раз. На горнолыжку сходили чисто для раскатки и на второй день сразу начали осваивать дальние сладкие места.

ЧОН-АШУУ

Чон-Ашуу — перевал в 130 километрах от Каракола, ехать туда довольно долго на полноприводе по узкому горному серпантину. Впервые об этом регионе катания я прочла в отчете skibars-а несколько лет назад. Потом еще видела фотки старта с дороги в разных источниках не раз. И представляла себе этот регион как сплошные многовариантные спуски с перевала (4050) к нижней дороге (3600). Но мы два года никак не могли туда попасть — то дорога была закрыта из-за лавиноопасности, то не было снега и торчали камни. Этой весной тоже была погода не самая благоприятная — март был слишком теплым. Но наверху снег был и мы рванули, взяв любимого нашего водителя-горнолыжника — Андрюху Польских, на старой верной «Делике». В итоге все оказалось не то, что лучше, а просто в десятки раз офигительнее и разнообразнее, чем я могла представить своим жалким разумом.

Дорога

Ручей
На полчаса попали в «пробку» — на дороге оторвался от буксира строительный вагончик, который тащили на метеостанцию и перекрыл все. Ждали бульдозер, который прокопал в снегу «парковку» для него и оттащил помеху с дороги.

Пользуясь случаем, разглядываем хребет, по которому можно катать, снизу. Восторг и текущие слюнки!

Вот то, что по центру нам кажется снизу довольно легким для прохождения. Хехе.
 А левые кулуары мы наивно оцениваем как «посложнее, но проходимо».laugh

Наверх, наверх! Наконец, вагончик убрали, заезжаем на перевал и выгружаемся. Наш Деликоптер:

Перевал нечеловечески красив и соблазнителен для бэккантрийщика. Практически все катабельно, разные уклоны, снега море, только не ленись! Впереди виден пик Фестивальный (5100 м).

Но мы решаем первым делом забраться на хребет повыше, чтобы просмотреть приглянувшиеся нам снизу спуски. Идем траверсом с дороги, набирая высоту. По камням идти легко, но там, где их нет, — по пояс. Тропим, что ж делать.

Вот так выглядит сверху то, что снизу выглядело заманчивым и несложным)).

У этого камня нам бы остановиться. Но нет, ничего не екнуло. Идем дальше. Два ориентира — «вешка», вкопанный на хребте столбик, и «вышка» — ретрансляторная башня на высшей точке хребта. От них уходят те самые два кулуара, которые мы наметили.

Дошли до вешки, великолепие мира заставляет нас забыть об усталости. Естественно, на теплом вытаявшем пятачке чувствуем себя шестируким Шивой))).

Старт с вешки. Просматриваем. Ну, насчет верха тут комментарии излишни, все видно. Нависший карниз, уклон около 45, сверху очень жесткий, задутый ветром и заплавленный солнцем снег. Но сбоку зайти можно, я сначала оптимистично предлагаю аккуратно сделать «no full» наискосок до противоположной каменной гряды и вдоль нее уйти на широкие и вкуснейшего вида снежные просторы внизу.

Однако, когда Саша, дабы вразумить, спустил меня попой вперед под скалу, оптимизм мой моментально сошел на нет. Ниже по узкому кулуару фактически ледяной участок, уклон градусов 50, смотрится почти отвесной стеной и в середине крупные острые камни. Бр-р-р... То есть, если сорвет (а сорвет, вероятнее всего, я пока не Деларю, чтобы по отвесному льду фигачить в неизвестность без торможения), — двинет об камни так, что спуск превратится в спасработы. Нет уж, спасибо. Споры моментально заканчиваются, идем выше.

Вышка. Здесь верх цирка более приемлемый, без ацких ледовых сбросов. Но сверху нет снега, выдуло. Шпинделять до его границы пешком метров триста-четыреста и там еще неизвестно что.

И только от вышки мы видим, где можно было сделать спуск по вожделенному крутому кулуару, чтобы обойти ледовый участок. У той скалы, что снята выше, надо было навесить веревки и спуститься с нее. А дальше — короткий косой проезд между камушками и мы вылетаем прямо на тот самый роскошный спуск, под ледяным лбом. Эх и эх! Но, подумав, решаем не возвращаться, и так уже много времени потеряли на осмотры, а еще веревки вешать, пять человек спускать... До вечера провозимся. Нарисовала для памяти. Красным — непроходимый ледяной спуск. А зеленым — отличная мягкая траектория, но старт с камня. Оставили до следующего февраля, ладно.

Короче, хлопнув шапку об скалу, говорим, что мы хотим счастья, а с обратной стороны куда ни глянь — девственные снежные просторы до горизонта. Шут с ними, с крутыми кулуарами, фановая каталка — наше все))).

Миха улетает в параллельную вселенную…

Мягкого, рассыпчатого, быстрого снега метра три минимум, а скорее всего — гораздо больше. Света Рух — маленького роста. В одном месте ее угораздило улететь в ямку. Была лыжница впереди, раз — и нет лыжницы!  Кричим обеспокоенно в рацию, и тут над снегом поднимается ладошка и машет «Все в порядке!».laugh

Довольные, спускаемся к дороге, Андрюха нас навигирует по рации. Глотнув чаю, решаем сбегать на противоположный склон, там тень и снег, по всем предположениям, очень мягкий. Забежали быстро, заход по камням удобнейший. И рванули еще один чистейший, кайфовейший кулуар!

Выгребаемся обратно на дорогу, уже изрядно уставшие и тут Андрюха говорит: «А теперь — вы хотели с дороги спуститься, так пойдемте, я вам покажу!». И ведет нас куда-то налево и чуть вниз. Когда мы увидели этот спуск, вышли на точку старта, мы хохотали до упада — это и был тот самый спуск, на который все приезжают и фоткаются с суровым видом. Реально, без всякой пешки — с дороги до дороги. Но он длиной с километр, не больше. Уклон никакой, верхняя часть — маленький лобик, дальше выположка, на прямых ногах можно ехать, вертя головой по сторонам. То есть по сравнению с тем, что мы прошли до этого (а мы прошли, фактически, самое фановое и несложное из того, что было в наличии), — детсад полный. Скатили, конечно, отметились.laugh

Валяемся у дороги. Полумертвые, но довольные. Андрюха тоже доволен, обещал нам три скатки — и вот, три скатки, несмотря на всю нашу задумчивость)).

Когда ехали назад, уже в сумерках встретили еще одну сломавшуюся на подъеме «шишигу», что-то порвалось и слилась вся солярка. Два киргиза грустно куковали возле нее, им явно светило там ночевать на морозе, сотовой связи на перевале нет, транспортная активность в это время суток — нулевая. Отдали им оставшуюся еду, сладости, воду, снабдили сигаретами про запас. Андрюха взял номер и, едва спустившись вниз, позвонил, чтоб прислали помощь. Взаимовыручка в горах — по умолчанию. Надеюсь, ребят вывезли, морозы на 3600 мартовскими ночами еще изрядные.

Великолепный день!

БОЗ-АЧУУК. СНОУХОРСИНГ

На следующий день у нас была запланирована местная экзотика — бэккантри на лошадях. На Боз-Ачууке мы уже однажды были, но пешком, и изрядно умотались на подъеме, не дошли до конца плато. А на спуске встретили лошадь, преспокойно идущую в гору. Тогда и подали идею леснику — а не забрасывать ли народ на лошадях до половины горы? С тех пор Эмиль и наладил этот аттракцион заброски — с бордами на лошадках. Народ, говорят, в восторге).

Желающих заброситься на лошадках в нашей команде оказалась куча, не всем был по силам спуск с верхнего плато, поэтому сразу решили, что делимся на две группы. Половина спускается по лесной, безопасной долине, а мы всемером идем выше и дальше, до конца плато и режем любой кулуар по своему выбору, внизу же траверсом уходим по полю вправо, к дому лесника. Наш караван:

Дальше слишком круто, лошадкам не пройти. Разгружаемся.

Идем вверх по тропинке и у скальников разделяемся, ребята вниз, а мы дальше вверх и шлепаем по верхнему плато, почти плоскому, с потрясающими видами во все стороны! Снегоступы я в этот день взяла не зря, по насту наверху идти на них было легко и весело, снега под коркой метр-полтора, даже на ветреной верхушке.

Спуск выбрали великолепный: вверху широкое, некрутое поле, потом арчовник, засыпанный снегом, по которому так весело прыгать, потом крутой спуск по редколесью, поляны, глубокий пушистый снег, писк и восторг! Потом неторопливый выкат по просеке вниз и по полям к дому лесника. Отлично!

Я, помню, разогнавшись, срубила маленькую елку бордом и в обнимку с ней летела кубарем метров десять, но, естественно, самые смешные моменты никто не сфоткал. Тьфу.

Выкат по пологому полю
А в доме лесника, конечно, дастархан.cheeky

Вкусный киргизский бэккантри, как он есть!
 А с лопатой — потому что снег мокрый уже внизу, откапывалась пару раз на положняке))
ДЖЫРГАЛАН

Нос нам уже разъело капитально и наутро мы сразу же рванули на машине в долину Джыргалан (или Жыргалан). Километров 60 от Каракола в ту же сторону, за Аксуйку. Но, в общем, опоздали. Горы там не такие высокие, как на Чон-Ашуу, до 3300. И внизу, на 2 300, уже снег сильно прогрелся, что затрудняло подъем. Первый раз в моей жизни было такое, что тонули даже снегоступы!

Но сама долина — прекрасна! Куда хватает глаз — горы, горы, горы! Кати с любой, подъем с дороги по хребту и волшебные разнообразные кулуары и широченные поля. Мы поднялись на две горы, от шахты и от поста МЧС, и то до половины, тропить по пояс в мокром снегу даже для самых прожженных мазохистов — занятие утомительное. Надо туда вернуться, когда будет попрохладнее и на сплите. Вообще там мы впервые с тоской подняли глаза к небу, где пролетал геликоптер, возивший в этот день французов (Киргизия маленькая страна, каждая лошадь знает, кто куда летит и зачем). smiley

СЕВЕРНЫЕ КУЛУАРЫ ГОРНОЛЫЖНОЙ БАЗЫ КАРАКОЛ

Не надо думать, что мы как чокнутые, всю неделю ходили пешком, куда Мамед телят не гонял,  и на базу даже не заезжали. Отчего же, погуляли и на горнолыжной базе. От Панорамы идет длинное плато и слева от него куча маршрутов. А если дойти до конца, то там спуски сложнее и интереснее. Народу в марте было очень мало, поэтому мы, как разожравшиеся зайцы, каждый раз выбирали себе лучшую целину и, неспешно помедитировав на вершине до нужного состояния снега (отпускало к полудню), свистели вниз. Все, что я сейчас выложу, мы катали первыми в этом году.
Крайние дни. Все уже вдохновлены до сентиментальности великолепной поездкой. Чаепития и обнимашки на мягком арчовнике, торопиться некуда, никто, кроме нас, тут не ходит). Кто понял жизнь — тот не спешит. smiley

Левый северный кулуар
Еще один красивый кулуар, более пологий. Снимали на следующий день со скальника, который потом и прошли
Обратно нам лень (!) было выкатываться к подъемнику по полю и потом опять идти на хребет. Поэтому быстрее было подниматься пешком, натропив себе дорожку.

Снежная гусеница, как мальчишки меня дразнилиlaugh
Романтический Саймон всем нарезал торчащих из-под снега громадных цветочков. Зимние эдельвейсы, у меня дома стоит такой, довезла в шлеме!

Вот красивый спуск был: со стартом с каменной гряды. Удираю от изрядной «сопли» на мягчайший хребет.

У нас была большая компания. Куча ребят, весело откатавших на трассах, парни устраивали ацкие прыгалки, девчонки кормили белок. Вот такая белочка. laugh

В первый же вечер мы, дабы не повторять гульмаргских ошибок, устроили лекцию по безопасности в горах, а на следующий день — лавинную практику. Очень помогло всем понять свои силы и выбрать область катания для реального прогресса.

Ну и, конечно, банька на берегу Иссык-Куля. Купание на закате. И песни под гитару в столовой Алаколя. И плов за долгожданную встречу. И запах приправ, айрана и меда на рынке. И коньяк Кыргызстан…

Ниточка от моего сердца неизменно тянется в эту суровую, с нежными красками, землю. Как Татьяна Ларина, тщетно ищу слова, чтоб рассказать о ее красоте и своей любви, и каждое слово кажется слабым и мелким по сравнению с ее вершинами, зажигающими наши глаза огнями простого, сияющего счастья. heart

Спасибо всем моим ребятам и девчонкам за чудесную компанию и эмоциональную подпитку!smiley
Kalina    28 Мая 2013 (10:50)   #
Цаца, здорово! Мне сын тож привез такой "эдельвейс" А где знаменитая фотка со словом Владимир на горе? Ее даже в газете местной опубликовали.
Аркашка    28 Мая 2013 (11:15)   #
Годится!  )
цаца    28 Мая 2013 (16:34)   #

Ой, про  публикацию мне даже не говорите, я местные газеты просто читать перестала после этой стыдобищиwacko.png

Да и не все были из Владимира, команда, как всегда интернациональная. А фотка вот, народ креативил, пока мы шарахались в кучерях icon_smile.gif

post-33899-0-13033100-1369744480_thumb.p

Kalina    28 Мая 2013 (17:12)   #

Почему  стыдобище, они же все-таки  не из трех букв слово  сложили rolleyes.gif

цаца    28 Мая 2013 (17:19)   #

Не, это там статью накатали с выносом на первую полосу типа "Шок! Владимирские сноубордисты катались полуголыми в Киргизии!". Я реально сгорала со стыда, разнесла редакцию в пух и прах, но было поздно, журналист-недоучка хлопал глазами и говорил - "а чо такого, мы должны писать доступно для народа!"  biggrin.png

tulenius    29 Мая 2013 (00:57)   #
эт даааа. к которому месту прилипнешь, потом никак не отвяжешься. а у мене аж 3 штуки таких, вот и впихивай новые, как хочешь...

а участники тушками прекрасно складывали буквенный хюй на какой-то из луж, очень прекрасно.

доступный народ нехай буквы учит.
цаца    29 Мая 2013 (02:31)   #
В августе еще туда хочу все-таки как-нибудь выбраться.  Пешочком на Эныльчек, к озеру Мерцбахера, к подножию Хан-Тенгри. Поздороваться smiley
Выдра    29 Мая 2013 (07:08)   #
Да, Свет........ты права - стОит повторить.....
За статью респект!!!
Аркашка    29 Мая 2013 (08:17)   #

Да, трек к подножью Хана - классно! Тоже давно уже мечтаю..

цаца    29 Мая 2013 (10:02)   #
У меня пока стоит вопроса два: реально ли уложиться дней в 7-8 и когда сойдет озеро, чтоб не попасть в паводок. Выясняю:)
Аркашка    29 Мая 2013 (10:37)   #

7-8 ходовых?

Да, возможно.. НО СМЫСЛ ??? Только акклиматизируешься, только дойдёшь - и уже назад. И внезапно окажется, что в этот день Хан будет в тучах.  )

Ну и не пообщаться ни с кем, не познакомиться, не пожить ТОЙ жизнью.. Не! Лучше две недели без трансферов закладывай.

Озеро, говорят, всё раньше и раньше "спускают".. Вроде бы это теперь уже даже конец июля. Но лучше у местных уточнить. Телефон Ханина есть? Он там основной, кто в курсе всего и вся..

цаца    29 Мая 2013 (10:41)   #

Нет, Ханина у меня нет, я о нем знаю, но лично не знакома. Но найду, с киргизами связь держится. Блин, может тогда в конце августа поехать лучше, когда наберется заново...

Две недели - увы, я без всех работ останусь, там же ноутбук с собой не взять... 10-11 дней - все, что работающий и часто путешествующий может себе позволить glare.gif

ssnake    29 Мая 2013 (22:16)   #
Спасибо! Отличные фотки и рассказ )...
Наливка35    31 Мая 2013 (16:09)   #

Больше всего понравилась сумма, потраченная на поездку! Очень бюджетно для такого суперпутешествия.

Свет, а сколько вас всего было? И каов уровень участников, веренее все были сильные райдеры или были новички/средний уровень тоже?

цаца    10 Июня 2013 (10:35)   #
НАс было 34 человека, Разных уровней и предпочтений. Много было молодых ребят, двухлеток. Бэккантрийщиков было всего семеро. Остальные катали в свое удовольствие на горнолыжной базе: и искренне веселились:) Всем хватило радости и счастья.
xeLtus    29 Октября 2013 (10:46)   #
цаца, позовите меня на ваши покатушки.. всегда рад. г. Иваново.. ownworlds@g майл. ком
цаца    29 Октября 2013 (15:29)   #

Спасибо за доверие icon_biggrin.gif   Шлите в личку, кто вы, и какие склоны уже катали.

Юлия Верба    7 Января 2014 (22:30)   #
Да, это совсем другой Каракол. Кажется, что мы были в разных местах! Вы молодчины!