+15

Зимние походы. Начало 1980-х

о.Валентин Лента автора 12 Мая 2013 (12:32) Просмотров: 1656 17
В это время самых первых космодромов,
В эти дни последних самых паровозов
Отчего-то застываем в тёплом доме
И уходим отогреться на морозе.
А. Крупп






Потихоньку сканирую старые слайды...

Приплюхал вот ко мне с одной помойки среднеформатный слайд-сканер.

Но нерабочий.

Но второй - ибо один такой же у меня уже пару лет стоял в уголке, ждал своего часа.

И сгорело в одном, заметьте, ровно то, что не сломалось в другом. А, следовательно, 2 горелых сканера = 1 рабочему, и плюс ещё кучка запчастей в остатке.

Посему пускаю вне очереди широкие зимние слайды 1980-1984 гг. Ибо не оффтопик - лыжи, будь они неладны! Любитель-2 с незамерзающим центральным затвором, соцлагерный Орвохром UT18... ну и немножко поработать правой рукой... Почему правой? Потому что я в ней мышь держу. А вы - разве нет?
Южный Урал. Привал. 1984 г.
 
Январь 1980. Отморозив себе кое-что (видимо, лишнее) на каникулах прошлого года в Карелии, будучи изрядно озабоченным перспективой предстоящего выбора между поступлением в институт либо отъездом в двухлетний горный поход, с полным казённым финасированием, в одну недалёкую и очень интересную южную страну, на сей раз вместо похода поехал с компанией из нашей школы - 8-10-классники, учителя, знакомые и друзья знакомых - в Славское. А заодно и г.лыжам научиться. 2-метровые (или 2.10, не помню уже) лыжи Rysy из проката на Фрунзенском валу, крепления "Нева", кожаные ботинки... Grand Style! Кататься на них я, естественно, не умел, и ездил совершеннейше как говно. (Да и сейчас-то, в общем, не сильно иначе.) Но места были красивые... особенно когда снег прекращался. Жили прямо на горе, человек 30 в одной хате. В заключительный день умудрился на ровном выкате перед подъёмником поймать какую-то колдобину. Что было - так и не понял, помню только вид своих ботинок на фоне голубого неба, и затем сижу на снегу уже снова пятаком в сторону канатки. Из чего можно логически заключить, что сделал сальто вперёд. Под коленками что-то потянулось, как-то там не очень... но смог своими ногами подняться наверх и съехать на кресле до нашей хаты, благо от промежуточной станции до неё недалеко было. Ладно, через полгода вроде зажило... остальное на вскрытии узнаем.
Славское. 1980 г.
Карелия, 1981, первый курс.  Тёплая, сырая, слякотная зима - не чета 1979. Побродив без особого напряга по замёрзшим озёрам и заливам, в заключительный день на просеке, ведущей прямо к станции, наткнулись на свежие следы медведя-шатуна. И тёплое ещё, дымящееся говно. Жарко ему, видать, не спится... А шатун - это не сытый, довольный, трусливый летний мишка. Ну, вполне можно его понять: спать не дают, жрать нечего - от такой жизни я тоже на людей бросаться начну. И свернуть с просеки некуда, да и что сворачивать - ему-то всё равно где за нами гоняться, если надумает. Но не надумал... видать, говном не в ту сторону пахло. Потом, уже в темноте, на свет прожектора выперлись в законсервированный лагерь. Ну а там до города уже рукой подать. Город Кондопога. Конди - это по-карельски и есть медведь.
Карелия. 1981.
1982. Архангельская губерния. Мороз и солнце. Редкий лесок на замёрзших болотах. 6 молодых здоровых и глупых кабанчиков, лыжи бегут легко - хоть и тропим когда по колено, а когда и по пояс. К вечеру 5-го дня вышли на рубеж, где планировали быть на 2-й - на границу зоны относительной недоступности. Т.е. дальше люди уже не ходят, только туристы. Почесав репу, решили благоразумно, что такими темпами мы к возвращению из похода будем давно уже отчислены, похоронены и забыты. И повернули обратно в цивилизацию.
Архангельская губерния. 1982 г.
1983-84 гг. Два похода подряд на Южный Урал. Солнце, сияющий снег, и звенящая изморось в воздухе висит. Вылезли из магнитогорского поезда на каком-то полустанке, ребята похлопали себя рукавицами по бокам - о, нормальненько, градусов 10 всего... Я пальцами своими помороженными пошевелил - нет, братцы, тут не меньше 15 будет... Мимо две бабки местные идут: "Ой, да куда ж вы, милыи-и, в тайгу-то собрались! По радиву-то грят - 33 градуса сёдни!"

Со второй попытки, объединёнными усилиями МФТИ и МГПИ (кое-кто из той сборной группы до сих пор женаты) забрались-таки на Большой Иремель. Это сейчас туда из Тюлюка на снегокатах возят, только деньги плати. А тогда - встали в посёлке, первый раз за поход в тёплой избе, и с утра в радиалку. Дойти до горы (немного по бурановой колее, остальное тропить), залезть, слезть, вернуться. Сейчас это скитуром называют (а то и ещё позагогулистей). Крепления специальные, ботинки, лыжи, камусы, а мы тогда и слов-то таких не слышали. Наверху были уже сильно пополудни. Но влезть - это полдела, надо ещё и вернуться. Короток зимний день, ох, короток... Ладно, вниз - не вверх. Под ногами ветровой наст, отшлифованный до звона, до блеска, идёшь - следа не остаётся. С рюкзачком... не очень большим. Хорошо тем, кто на Бескидах, добротных старинных дубовых лыжах (однако, тяжёлые, сцуко!) с наборными железными кантами: пристегнули пятки на тросиковых креплениях по рупь сорок - и вниз. Но таких у нас было немного, а у большинства - обыкновенные сосновые лыжи "Турист", с напрочь уже стёртыми кантами. На таких ##### по такому ##### ехать - без разницы, какой стороной: передом, задом, боком, раком. Летишь до первого пятна из немного менее твёрдого, нанесённого и примороженного, метелевого снега, на нём надо одним рывком кое-как развернуться-притормозить - и вылететь точно в сторону следующего. Так и летели до самой границы леса, и успели в него одновременно с солнцем. Ну, а дальше в темноте по тайге спускаться и до посёлка топать - тут уже и рассказывать особо нечего, дело житейское, всем здесь, наверное, знакомое...
Южный Урал. Спуск с г. Большой Иремель. 1984 г.
И вторая гора за поход - Большой Уван, он пониже малость. На него сейчас тоже возят, если окажетесь в тех местах (оно, в общем, от Завьялихи недалеко) - съездите. Ну, а мы тогда - своими ногами. По целине и с полной выкладкой (хоть и почти без продуктов уже - последний день маршрута). Все молодые, здоровые... живые...
Южный Урал. На вершине г. Большой Уван. 1984 г.
И напоследок на спуске - "сосулька". Я её уже постил по какому-то поводу в форумы, но повторюсь. Всё равно вы её не видели. Артезианский фонтан, который геологи проткнули в конце 70-х с какого-то бодуна, да так и бросили - нафиг он им нужен-то? Тогда про него ещё мало кто знал. Любопытная штука.
Ледяной купол артезианского фонтана у подножия г.Бол.Уван. 1984 г.
Ещё запомнился выход с маршрута - очень складно получилось. Днём ещё были на Б.Уване, пополудни - на сосульке, к темноте вышли на дорогу, вечером уже были в цивилизации. Стоим на вокзале, изучаем расписание. Кто бывал в тех местах, знает: железнодорожная сеть имеет там весьма многосвязную топологию, и построить оптимальный граф для выезда в нужную сторону - дело непростое. Расписание - несколько десятков пар поездов в разных направлениях... чешем репу. Идут мимо мужички-путейцы, уже немного принявшие после трудового дня. "Ребят, вам куда? На Москву, что ли? Та-ак... - слышно, как в голове у него начинает со скрежетом прокручиваться арифмометр типа "железный Феликс". - На этот вы уже не успели... Этот у нас не останавливается... Этот по чётным только... В общем, вот: садитесь на [называет, не глядя в расписание, номер местной кукушки], едете до [полустанок, которого даже на схеме нету] в XX:XX. Следом в YY:YY идёт московский скорый, у нас он не останавливается, и там-то и там-то тоже не останавливается, а тут стоит 2 минуты, пропускает встречный." Так точно и оказалось. Компьютер, а не человек!

А потом я в лыжные походы ходить перестал. Холодно потому что!
Южный Урал. 1984 г.
+15
0  
slava_sk    12 Мая 2013 (19:34)   #
Да-да, и перешел на летние ...
Привет из Леракт :)
  • 15
  • 1
  • 5
0  
о.Валентин    12 Мая 2013 (19:39)   #
Да вижу тебя, вижу... Снежная-86 и прочее из лерактовской жизни пока в очереди стоит...
0  
slava_sk    12 Мая 2013 (21:05)   #
У меня подобная очередь который год застопорилась ;( Нифига времени нет этим заниматься.
Котов кое-как в ФБ выкладывает старые водные фотки
  • 15
  • 1
  • 5
0  
о.Валентин    12 Мая 2013 (21:55)   #
Я у меня она стояла на месте лет 10, но теперь понял - пора забивать на всё и её двигать. Потому что если сейчас не сделать, то дальше это делать будет уже некому.
0  
indritis    12 Мая 2013 (23:09)   #
Сколь мне помнится, лыжи "Турист" только первых выпусков ( середина 60-х) имело канты, дальше "Турист" не имел кантов, но был дешев ( говорят что они делались для армии).. Бескиды- вот был верх мечтаний.. Особенно если они производства 73 и 79 годов. Ходила легенда, что по заказу ВЦСПС делалась партия лыж для Шпаро из самшита и часть партии расходилась по турью.. знаю одну пару 79 года ,которая до сих пор в строю.. в начале 90-х Бескиды делились на : 1 ) старые ( это как у Ярвинен:верхний профиль лыжи не плоский ) видел в живую всего одну пару,  лыжи были прочные. 2) классические красные и синие производства 70х начала 80-х. с высоким мыском, который имел свойство отламываться... для этого у каждой группы в хреннаборе был железный мысок для замены. у кого были связи в Королеве имели такую роскошь как титановый запасной мысок. лыжи прочные.. 3) красные производства серидины- конца 80-х годов. мысок был уже не такой высокий.. вполне приличные лыжи, но дерево было уже менее износостойкое и на многих парах имелася естественная насечка из волокон древисины 4) "с бабой". последнияя генерация "Бескидов". Мысок полукруглый и низкий, обычно белого цвета с изображением барышни. вот именно эти изделия и ломались под грузовой площадкой. дерево было слабое, лечилось, обычно двумя площадками от креплений : сверху и снизу.  в 2000 м первый раз сходил на скитуре в поход. боты кофлач, крепло 402 сильверетта, лыжи классика.. без камуса. Типа круто, но без камуса энергии на подъем тратилось в 2 раза больше. Единственный плюс- подлип не доставал.
 Узнаю Орвохром. весь снег в синеву. видимо еще и просроченный был..
  • 15
  • 1
  • 5
0  
о.Валентин    13 Мая 2013 (09:24)   #
Кстати, никому Бескиды не нужны - типа, для музея, или просто поностальгировать? С креплениями, на ходу. Насколько я помню, красные или оранжевые (не с полосами, а с однотонной окраской), начало 1980-х. Хотя могу и ошибаться. Товарищ очередной уезжает, освобождает жилплощадь от остатков своей прошлой жизни... как раз недавно спрашивал.
комментарий удален
  • 22
  • 3
  • 1
0  
mikov    13 Мая 2013 (22:32)   #
Эххххххххххххххх....

Апатиттвоюхибины............!!!!!!!!!!!
0  
indritis    14 Мая 2013 (18:44)   #

Отличные снимки - привет из прошлого! Ну и пленка... Пленка - есть пленка.

неее это именно Orwo Chrom U 18 слайдовка :) на кодак голд таких проблем, в том-же походе, не замечено :)

комментарий удален
0  
кум808    19 Декабря 2018 (06:06)   #
У меня все руки не доходят до оцифровки туархива, ибо море там разливанное. От горной пятерки по Памиру и до лыжной пятерки по Бырранга. До кучи много Полярного Урала....
Выгонят:-)) с работу - займусь...
0  
89    19 Декабря 2018 (06:48)   #

У меня все руки не доходят до оцифровки туархива, ибо море там разливанное. От горной пятерки по Памиру и до лыжной пятерки по Бырранга. До кучи много Полярного Урала....
Выгонятicon_smile.gif) с работу - займусь...

А есть фотки как делали дорогу от ст. Полярный Урал до месторождения, (Центральное оно вроде сейчас называется)? И 110 км. с вертолетами, хэли ски почти был ))

0  
кум808    19 Декабря 2018 (10:43)   #

Пайпудынский тракт я застал уже действующим. Единственный раз шанс был полетать над 110 на вертолете (спасаловка), но дело было ночью и вертолет в горы лететь отказался.

0  
89    19 Декабря 2018 (10:58)   #

Пайпудынский тракт я застал уже действующим. Единственный раз шанс был полетать над 110 на вертолете (спасаловка), но дело было ночью и вертолет в горы лететь отказался.

Не, это дорога в другую сторону, вверх, вдоль р.Собь

0  
кум808    19 Декабря 2018 (11:15)   #

Не, это дорога в другую сторону, вверх, вдоль р.Собь

Да, точно, тут я попутал.

  • 1
0  
swissmaker    19 Декабря 2018 (13:03)   #
Лыжи Бескид были не горными, но за горные вполне могли сойти
0  
кум808    20 Декабря 2018 (11:12)   #

Ага, в Бескидные времена уже было много горных лыж. В те времена сотоварищи по путешествиям часто меня пытали - помогает ли горнолыжный опыт в движении на Бескидах? Отвечал всегда одинаково - вреден:-) конкретно.