Ищу с кем розделить проживание в... 30 Марта 2024 - 7 Апреля 2024 Россия, Кировск
Ищу инструктора по горным лыжам с 21... 21 Марта 2024 Россия, Приэльбрусье
+22

Домбайские выходные

ghost07tula Лента автора 9 Марта 2015 (21:19) Просмотров: 5005 23

Поездка в горы в этом году не была запланирована заранее в связи с тем, что жена со мной не могла поехать из-за маленькой дочки. Тем не менее, в конце января, я купил два билета до Минвод и забронировал на booking.com один дабл номер в отеле в Домбае на 4 дня. На горных лыжах я катаюсь с 2011 года, успел покататься в Андорре и в Шамони, но вот в родной России не катался ни разу. Решил открыть для себя горнолыжную Россию именно с Домбая, а не с приэльбрусья или Красной Поляны потому, что первый раз я тут был летом 2001 года в роли однодневного туриста из Пятигорска. Горы тогда очень впечатлили, причём даже в сравнении с тем же Монбланом и Пиренеями, с точки зрения живописности, Домбай пока – самое красивое место, где я бывал. Ехал я с целью проверить на себе дешевизну отечественного горнолыжного отдыха и настроен был, прямо скажем, скептически. Судя по немногочисленным отчётам, гонолыжка в России – это хамство в очередях на подъёмники, неотратраченные трассы, наглые канатчики и инструктора, так что готовился к худшему. В результате, я пришёл к выводу, что если стоит задача именно покататься, а не потусить по модным барам, полюбоваться горными красотами, и при этом нет особого требования к наличию сотен километров трасс, то Домбай очень даже хорош.

Поскольку поездка выпадала на 19.02 - 22.02, а это – праздничные выходные, найти свободные номера оказалось непросто. Сначала я оставил заявку на dombai.info, но там, к сожалению, мест на эти даты уже не было. Выручил booking.com, безо всякой предоплаты забронировал двойной номер в отеле Alpenhauz, который находится сразу после въезда в поселок, позади известной гостиницы Снежная Королева, прямо на обрывистом берегу реки Аманауз.

У отеля
Alpenhauz
В принципе, от отеля стоимостью 900 р. за ночь я ничего и не ждал, так что треснутое окно, капающий кран и отвратительный мягкий матрас можно и простить. Зато персонал очень отзывчивый и всегда готовы были пойти навстречу. Вечером мы нашли прокат инвентаря прямо у нижней станции гондолки, и подобрали лыжи на папу. Ему 52 года, он у меня абсолютный новичок, поехал со мной в горы, в общем-то, за компанию и, раз уж в горах, решил попробовать найти толкового инструктора и встать на лыжи. В прокатах по всему посёлку, в основном, представлен всякий хлам. Нормальных новых лыж, как в Европе, практически нет, так что мы на него подобрали приличные ботинки с одной оторванной липучкой и лыжи с убитыми кантами. Для обучения пойдёт.

Что касается подъёмников, то тут все сложно: Доппель-Майеровские подъёмники хороши – 1400 р. в день на все три очереди. 3-я очередь (4-х креселка) несколько раздолбана и медлительна. Старые креселки и маятник – медленные, ушатаные и смысла на них ездить, если нормально катаешься, нет никакого. Можно рассматривать разве что как средство доставки новичков на поляну тусовок к бугелям. Что до бугелей, то у каждого свой собственный хозяин, и в качестве ски-пасса выдаётся просто яркая наклейка на куртку. Югославка стояла все дни катания, так что сказать про неё нечего, кроме того, что помост на её промежуточной станции можно использовать в качестве 3-х метрового дропа. Очереди были только на 23 февраля, примерно по 15-20 минут. Но это праздник, так что ОК. Главный минус в том, что нет единого ски-пасса на все подъёмники.



Когда я ещё только готовился к поездке, я обратил внимание, что нигде в сети нет нормальной схемы склонов с указанием сложности трасс. Дело в том, что в европейском понимании скоростная хорошо подготовленная трасса одна – под шестикреселкой, красная с парой хороших чёрных участков. Плюс есть несколько мест, где можно съехать с трассы в целину и потом вернуться на неё обратно.

Про эту трассу хорошо написано на пента клабе:

Итак, есть трасса в Домбае. Она не имеет официального названия, но «в узком кругу» известна под названием «Трасса-Под-Шестикреселкой».
На официальных схемах обозначена как "красная", но есть мнение, что вообще-то посерьёзнее будет, чуть ли не "чёрная" (какая "чёрная", если ратраки по ней туда-сюда шастают?)). Ну, как по мне, так любой, кто освоил поворот "на месте" на 90 градусов, может по ней спуститься. Так что "красная", и не более того.

Прикрепленное изображение: 140301_118.jpg

Хорошая, жёсткая, строгая трасса. Таковой выглядит даже с подъёмника. А уж при спуске по ней вообще «внушает». Но это  лирика.
Давайте сравним с чем-то известным, с тем, что "на слуху".
Обратимся к цифрам и официальным легендам и посмотрим, что они говорят о легендарной «Штрайф».

Трасса скоростного спуска «Штрайф» в Китцбюэле.

Она известна как самая зрелищная горнолыжная трасса в мире. Этой трассе повезло, что её открыли в далеком 1931 году. Если бы такая идея пришла кому-нибудь в голову сейчас, его посчитали бы ненормальным, а толпы адвокатов и страховые компании легли бы костьми и наверняка добились бы запрета на такое строительство. На самом деле, трасса «Штрайф» местами выглядит действительно страшной.

Она имеет полный набор элементов классической трассы скоростного спуска: крутые повороты, сопряженные с длинными прыжками на большой скорости, очень крутые уклоны, опасные прямые скоростные участки, виражи, очень длинная полка почти без уклона и даже контруклон перед трамплином Seidlalm. По физическим показателям «Штрайф» не является самой быстрой или самой длинной трассой. Но это самая технически сложная трасса в мире.

Трассу готовят к соревнованиям несколько недель, и местами по жёсткости она больше похожа на околевший от холода ледник. После соревнований её оставляют в покое, и даже ратраки по ней местами не ходят – просто невозможно по такому льду и крутизне. В результате лед со временем становится шершавым и бугристым, и лучше на нём не падать. Да, лыжи после «Штрайфа» точить придётся обязательно.

«Штрайф» в цифрах

Перепад высот - 860 м.
Протяжённость - 3.312 м.
Средний градиент - 27%
Высший градиент - 85%
Самый большой трамплин – Mausefalle - полет до 80 м.
Максимальная скорость - 145 км/ч.
Средняя скорость - 103 км/ч.

Теперь сравним некоторые показатели «Штрайфа» с «Трассой-Под-Шестикреселкой». Все цифры ниже, касающиеся домбайской трассы, получены с помощью программы «Sport Tracker», установленной в моей фотокамере.

«Трасса-Под-Шестикреселкой» в цифрах

Перепад высот – 935 м.
Протяженность – 3100.
Средний градиент – 30%.
Максимальная скорость (личный рекорд) – 85,1 км/ч
/* по остальным показателям данных нет */

Так что вот )). Наша трасса серьёзнее, чем.

Есть, конечно, «местный колорит». Так, например, снеговые пушки вдоль трассы стоят, но не работают. В связи с чем в нижней её части приходится заниматься незапланированным слаломом – объезжая камни. Забавное такое занятие. Впрочем, если относиться к этому чуть более, чем философски, то какая разница? Зато люди хорошие )). Вот, сидят бордеры (в лавину их всех – раз и навсегда) посреди и без того узкой, не более 20 метров в самых широких местах, трассы… Чем камни хуже этих недоумков? Но если на них порычать, то они всё понимают, хлопают глазами виновато и… на их место садятся другие )).

Ещё неплохая трасса идёт с самого верха горы, так называемого "пупыря". Довольно узкая с крутым участком, но короткая.



Кстати, сверху открывается отличная панорама главного кавказского хребта с Эльбрусом.



Трасса под пятой очередью тоже ничего, но попроще. Она тоже ратрачится, но ограждений по краям нет, что подталкивает к срезанию участков вне трассы по целине. Есть пара острых шпилек на которых любит толпиться народ. Эта же трасса, фактически, продолжается с поляны тусовок до подъёмника 4-й очереди, внизу сливается с трассой под шестикреселкой.




Трасса под югославкой в этом феврале вообще не подготовлена. Когда-то давно там проходил ратрак, но рассматривать её, кроме как линк для спуска в целину, не стоит. Есть ещё одна очень живописная трасса, начинающаяся от 4-й очереди старого подъёмника, идущая в поселок. Там довольно простой синий спуск, с парой участков чуть покруче, переходящий в лесную дорогу с двумя участками с нулевым уклоном (привет сноубордистам). Есть место выхода грунтовых вод, где постоянно обнажаются камни, так что поосторожнее. Заканчивается она в нижнем лягушатнике примерно в 150 метрах от гондолки. На трассе можно встретить снегоходы и саночников, что печально. Имеет смысл рассматривать её, разве что, для заключительного спуска в конце дня.


В этот выезд на лыжи вставал мой папа, так что зелёные зоны для новичков тоже изучил. Всего на горе их три: лягушатник внизу с одним бугелем, основная учебная зона катания у начала 5-й очереди старого подъёмника (поляна тусовок) целая куча бугелей и один склончик в седловине на верху у начала 4-х креселки. Обслуживается он как бугелем, так и самой креселкой. Сами учебные склоны все довольно короткие, максимум метров 400. В оценке курорта поставил оценку 4 за малое количество трасс, отсутствие ограждений и указателей на многих участках и схемы склонов с раскраской по уровню сложности, за это администрации, конечно, минус. Инструкторов на склоне полно, и каждый норовит предложить свои услуги. Катаются они все, конечно, здорово, но того, кто умеет ещё и учить, нужно поискать. Папе, впрочем, повезло – его инструктор Замир дал базовые основы где-то за час, а потом ещё и спустил по простенькой трассе до поляны тусовок.



Питались мы внизу в поселке, изначально нам разрекламировали кафе "У Зули". Кухня там очень неплохая, но дороговато, и под вечер есть очередь на вход. Так что оставшиеся 3 дня мы ходили в располагающееся рядом кафе "У нарзана". Готовят тоже очень хорошо, рекомендую обед из шорпы, плова со стаканом местного айрана и чай из горных трав на третье. Порции большие, так что имейте в виду.




Когда мы уезжали в аэропорт, попросили водителя проехать через перевал Гумбаши. Если будете ехать в хорошую погоду, обязательно проезжайте там – интересная дорога с серпантином, и с перевала открывается великолепный вид на Эльбрус.



В общем, поездка очень понравилась, папа встал на лыжи, и под конец вполне уверенно бороздил лягушатник на параллельных лыжах, а я получил массу удовольствия на трассе под шестикреселкой. Будем надеяться, что курорт и дальше будет развиваться, а пока Домбай можно рассматривать как отличное бюджетное катание на несколько дней. Всем пока!

Мой папа Андрей Львович и я.


 
+22
  • 1
+2  
Павел Носов    10 Марта 2015 (06:55)   #
Хороший позновательный отчет
  • 6
  • 3
  • 1
+3  
65vov65    10 Марта 2015 (08:55)   #
Прочитал.Вспомнил. Навеяло...не был там давненько....Чувствую,что с 90-х годов ничего принципиально не поменялось! :)))) Машина времени! :)
P.S. А папу жалко - мог бы и пораньше на лыжи встать! Но ,лучше поздно.....Удачи. smiley
 
  • 3
  • 3
  • 1
0  
ghost07tula    10 Марта 2015 (09:09)   #
Ну с 90-х там разве что подъемники нормальные поставили и отелей новых внизу понастроили. Начиная со сверх дешевых до красивых шале в альпийском стиле.
  • 6
  • 3
  • 1
0  
65vov65    10 Марта 2015 (14:48)   #

ghost07tula   вт. 10 Марта 2015 (09:09)   #

Ну с 90-х там разве что подъемники нормальные поставили и отелей новых внизу понастроили. Начиная со сверх дешевых до красивых шале в альпийском стиле.

Вот-вот.....ничего, судя по фото и рассказу...wink
+1  
zdm117    11 Марта 2015 (10:18)   #
Хороший отчет. Еще лет пять и домбай приблизится к нормальному европейскому куррорту. Но лучше бы поскорее.
 
  • 3
  • 3
  • 1
+2  
ghost07tula    11 Марта 2015 (12:50)   #
Ох сомневаюсь я про 5 лет. Максимум новые подъемники поставят со снежными пушками, ну и трассы может разметят получше. Для полноценного развития надо зону катания расширять, частников с горы прогнать (один хозяин у всех канаток), маршруты автобусные регулярные пускать. Это не пяти лет дело в нашей стране. Впрочем кататься с удовольствием там и сейчас можно
+2  
Dr.HEAD    13 Марта 2015 (12:38)   #
Позитивно.
Горы там действительно очень красивые.  Если бы руки к курорту толком приложить - получилось бы  не хуже Курмайора.
+1  
TatiAl    13 Марта 2015 (17:55)   #
Спасибо за замечательный рассказ и фотографии, все это так вдохновило на поездку в Домбай!
+1  
h0ld    13 Марта 2015 (21:33)   #
Спасибо за полноценную информацию и хорошие фотографии.
Который год собираюсь и стремаюсь. :)
  • 3
  • 3
  • 1
0  
ghost07tula    13 Марта 2015 (22:12)   #
Не за что :-) Бояться совершенно нечего. Домбай отличный выбор если ехать не в праздники и не больше чем дней на пять. И очередей не будет и наскучить три с половиной трассы не успеют. Вообще прекрасный вариант для спонтанной короткой поездки - ни визы не надо и дешево. Ну и бэккантри тоже хвалят, но это уже по слухам.
  • 6
  • 3
  • 1
+5  
65vov65    14 Марта 2015 (14:50)   #

Еще лет пять и домбай приблизится к нормальному европейскому куррорту.

Поржал!!! icon_smile.gif "Нью-Васюки становятся шахматной столицей мира!!!!" ( О.Бендер )

Ох сомневаюсь я про 5 лет.

-!"+"автору поста, трезвая мысль сквозь пелену эйфории...

Если бы руки к курорту толком приложить - получилось бы  не хуже Курмайора.

- это вполне может быть, только кто "руку приложит" правильно? icon_smile.gif На Эльбрусе долго строили новый подъёмник, пока "самый главный" лично не припугнул. Хорошо "руку приложили" местные правители. icon_smile.gif

Горы там действительно очень красивые.

Это ДА!
Наивно верить,что в нашей стране что то ПРИНЦИПИАЛЬНО поменяется в течение ближайших 5-ти лет касательно г/лыжных курортов "массового" применения ( К.П. не в счет - там свои "внутренние мотивы", и то вопрос - насколько стало лучше,проверим на следующий сезон,если Бог даст).
Спокойно отношусь ко всем этим "радикальным" переменам - и еду на наши курорты за другим: Общение с ПРИРОДОЙ конкретного места в компании единомышленников. Ощущение силы, мощи природы в Сибири, и наплевать что Шерегеш превратился в хаотично застроенную "гостишками"и разрезанную на куски разными "хозяевами"( 5!!! разных скипасов -антирекорд! не побитый никем) опушку у подножия горы Зеленой ,на подступах к Мустагу. ОНИ на это поглядывают свысока , во всех смыслах этого слова! icon_smile.gif Необузданная мощь и дикая сила Чегета, величие и непокорность( до сих пор жертвы собирает) вершины Европы -Эльбруса , никак не "смазаны" отсутствием единой "системы организации курорта" в большом смысле этого слова.А место действительно уникальное!!! И подъемник 1963 года рождения со строгими"тётями" на посадке и безразличными "дядями" на промежуточных станциях,которым лень лопату снега бросить на голый пол площадки выхода с кресла, только подтверждает это, а веревочку в рюкзаке на всякий случай лучше держать в запасе.icon_smile.gif
Поэтому с умилением читаю восторженные записи , как в постах выше, о "новостройках и больших переменах" в наших горах. icon_smile.gif Всё вышесказанное - моё ИМХО. icon_smile.gif))))
P.S.С нетерпением жду очередной встречи с Чегетом. На следующей неделе увидимся! И наплевать скольконовыхгостиниц там понастроили. icon_smile.gif
Всем удачи и удовольствия в горах.
  • 3
  • 3
  • 1
+1  
ghost07tula    15 Марта 2015 (10:02)   #
Горы действительно смотрят на странных людишек с привязанными к ногам фанерками свысока. Не особо понял посыл вашего поста: это глубокое сомнение в том что в России вообще когда-то сделают курорт европейского уровня или пожелание вообще ничего не делать чем бездумно застраивать все как в Шерегеше?
0  
Максим Портнов    вт. 17 Марта 2015 (11:18)   #
за пост спасибо.
ну в Шерегеше какбы то ни казалось досточно логично все застраивается, купив скипас на полдня/день в один и з секторов катания его вполне хватает чтоб укататься в слюни в выбранной зоне катания, конечно былобы приятнее заплатив единожды, иметь возможность искатать все доступные трассы, но перейти  к этому из уже достугнутого вполне реально, вопрос... решаемый. но вот с качеством подготовки склонов и информативности на данных склонах  - беда, в редком случае есть указатели на развилках и то если заметишь, опятьже здоровая конкуренция никогда не была во вред. 
а суть посыла следующая - все в наших горах будет поуму, тогда когда это будет другая россия, и вероятно неединая ;)  
+1  
Наташка    14 Марта 2015 (17:11)   #
Домбай - великолепен )) Отчет очень понра. Спасибо!
+1  
petrakov    15 Марта 2015 (10:36)   #

Горы действительно смотрят на странных людишек с привязанными к ногам фанерками свысока. Не особо понял посыл вашего поста: это глубокое сомнение в том что в России вообще когда-то сделают курорт европейского уровня или пожелание вообще ничего не делать чем бездумно застраивать все как в Шерегеше?

Тут должно быть так: каждый занимается своим делом. Например администрация района имеет градостроительный план - что и как можно застраивать, а что нельзя. Может быть и единые скипассы тоже в их ведении. Скипасс ведь это что - мини платёжная система. А строить гостиницы, подъёмники, трассы будет бизнес. Необязательно крупный, пусть будет мелкий. Но это будет по плану и впишется в единую концепцию.

  • 3
  • 3
  • 1
0  
ghost07tula    15 Марта 2015 (10:52)   #
Ну в случае Домбая на единый скипас надежда есть. Вроде как весь склон уже выкуплен компанией Домбай-Архыз, контрольный пакет акций которой вроде как у государства. В планах у них снести все старые подъемники и на их месте еще доппелей понастроить. Если все сделают на уровне той же трассы под шестикреселкой, то есть и ратрак каждый день, и ограждения, то будет круто конечно. Что касается снежных пушек, которые могли бы справиться с легендарными домбайскими КАМНЯМИ, то тут все печально - нет пока водопровода на горе и есть вроде какие-то инженерные трудности по его прокладыванию, но в планах, опять же они стоят. Я бы рассчитывал лет на 10, при условии того, что сохранятся антироссийские санкции - за счет этого в этом году туристический поток увеличился в 4 (прописью: четыре) раза. Так что перспективы у курорта в общем-то неплохие.
  • 6
  • 3
  • 1
+1  
65vov65    15 Марта 2015 (10:56)   #

это глубокое сомнение в том что в России вообще когда-то сделают курорт европейского уровня?

Не сомнение - уверенность! icon_smile.gif Слишком много в нас АЗИИ!icon_smile.gif))

...или пожелание вообще ничего не делать чем бездумно застраивать все как в Шерегеше?

Делать, обязательно делать!"Под лежачий камень..."
Только НЕ так как делается сейчас повсеместно. Как конкретно ,знают все, все уже навысказывались по этому поводу и советы надавали, вы в том числе,даже при наличии минимального опыта поездок в горы на нормальные курорты. icon_smile.gif Только "воз и ныне..." icon_smile.gif,даже при том что обустройство Красной Поляны контролировалось "ручными методами" с самого верха, развитие Шерегеша под контролем губернатора,это его гордость, строительство подъёмника на Эльбрусе - гордость главы Кабардино-Балкарии и т.д.....
"Эта музыка будет вечной,если я НЕ сменю батарейки!!!".... прав был автор. Видно что то всё-таки нужно менять!?icon_smile.gif
Поэтому восторги по поводу "как у нас всё хорошо стало,будет скоро" и т.д - уже набили оскомину и вызывают саркастическую ухмылку. О чём обоснованно и высказываюсь. Хотя, жить в "розовых очках" кому то удобнее - их право. Пусть живут.
Всем спаибо за внимание.Выступление закончил. icon_smile.gif
+1  
Milana.Semenova    пн. 16 Марта 2015 (13:13)   #
Домбай все равно остается моим любимым курортом, хоть и с кучей недостатковsmiley В этом году ездили аж два раза) Хороший отчетwink
0  
alekseyy-sannik    24 Октября 2015 (23:18)   #
Смешон конечно этот розовый оптимизм насчот 5 лет , скажу прямо , неизменится ничего никогда в нашей стране , тем более что приток увеличился в разы , ну и нахрена чегото делать , когда можно грести сейчас и больше  , а завтра так далеко и неопределённо , 20 км очень мало , катастрофически и перспективы создания действительно приличного цептра не вижу в обозримом будущем 
  • 10
  • 4
  • 2
0  
Temych    25 Октября 2015 (00:25)   #
Понастольгировал, спасибо!
  • 10
  • 4
  • 2
0  
Temych    25 Октября 2015 (00:27)   #

Хороший отчет. Еще лет пять и домбай приблизится к нормальному европейскому куррорту. Но лучше бы поскорее.

Я тоже так думал когда побывал там впервые в 2003-м. С тех пор ездил туда каждый год. Но 2013-м  мне там стало очень грустно. Ничего там к сожалению не меняется... 

  • 3
  • 3
  • 1
0  
ghost07tula    26 Октября 2015 (16:48)   #
В этом году вроде обещают новую трассу, а то и две. Снято в сентябре: 


Как говорит оператор на видео - ширина будет не меньше 32м. Как я понимаю, это обновили синюю трассу под пятой очередью. Буду в феврале на Архызе, может и на Домбай на денек съезжу посмотреть.
  • 10
  • 4
  • 2
0  
Temych    26 Октября 2015 (22:39)   #

Просто отратрачат участок под пятеркой, где основная масса народа катается и назовут новой трассой )))) сильное развитие курорта )))) интересно почему раньше на протяжении нескольких лет при наличии 4-х ратраков до этого додуматься не могли?