Бэккантри на вершину Эльбруса

-=Shurik=- Лента автора 19 Сентября 2014 (00:18) Просмотров: 1931 17
Идея скатиться с Эльбруса появилась у меня еще в далеком 2009-ом, когда я впервые увидел его заснеженные вершины. Но на тот момент у меня не было ни опыта катания по ледникам, да и голова работала получше, логика мне отвечала «зачем тебе это надо?».

После этого я был в Приэльбрусье еще раз  6, то заезжая на выходные, то целенаправленно ехал фрирайдить на Чегет. И каждый раз, глядя на заснеженные пики, меня тянуло на вершину… Конечно же, с доской за спиной.
В этом марте я заехал в Приэльбрусье на выходные, со снегом была беда. Позвонил Кириллу Анисимову, встретились, скатились со скал Пастухова в ущелье Терскол. Во время долгого пешего выхода мы разговорились  на тему спуска с вершины, на что он ответил – «не вопрос, я сто раз спускался». Тогда идея превратилась в план.
Поймав 2х друзей-фрирайдеров на желании меня поддержать в этой идеи, мы стали готовиться к восхождению. Слово «готовиться» включало в себя покупку очков 4 категории, хороших треккинговых ботинок и треккинговых штанов, а также бронировании жилья в терсколе и бронировании бочек. Палки у нас были, а остальной альпинистский стаф можно было взять в прокате.
Поехали мы на машине из Москвы. От идеи самолета мы отказались быстро, поняв, сколько у нас вещей. Багажник Киа Рио был под завязку забит одними моими вещами, остальное поехало в салоне на заднем сиденье под крышей.
Итак, программа:
Суббота . Ранний выезд из Москвы.
Воскресенье . Ранний приезд в Терскол. Короткий сон, восхождение на Чегет.
Понедельник. Подъем на обсерваторию или выше.
Вторник. Подъем на канатке до Мира. Далее пешком до «Итальянских бочек»
Среда. Переезд в «Итальянские бочки». Подъем до скал Пастухова, спуск на сноубордах.
Четверг. День отдыха. Гуляем, учимся ходить в кошках.
Пятница. Восхождение.
Суббота. Резервный день на случай непогоды.
Воскресенье. Выезд в Москву

Ну началось все с того, что приехали мы очень поздно. Часов в 7 утра.

Я еле-еле растолкал  друзей  и, после 4 часов сна и легкого завтрака, мы полезли на Чегет.  Первое, что бросилось в глаза – это титаническое лавинное заграждение, которое возводят внизу Чегета. Столько бесполезной работы можно увидеть лишь в России. Гигантская 10-метровая стенка спроектирована, чтобы не дать лавинам выкатываться на дорогу к Азау, а пирамиды рассчитаны на то, чтобы разбивать лавину на куски и снижать ее мощность. На практике, пирамиды засыплет первыми лавинами, также они засыплют овраг между горой и стеной. И в очень снежный год стена может сыграть злую шутку - сработает как трамплин и лавина накроет весь поселок снежным облаком. Но это будет зависеть от высоты стенки, может они рассчитывают построить ее высотой с Чегет?))

Но вернемся к нашему восхождению.  Много раз, катаясь на Чегете зимой, кажется, что взобраться пешком на него летом не представляет особых сложностей. Поэтому полезли мы в лоб, через первый лавинный конус. Свою дурость мы поняли уже черезнесколько сотен метров, когда перед нами выросла каменная стенка и треккинг превратился в скалолазание. Но когда я почти преодолел стенку, камень, весом в несколько десятков кг, вырвался у меня из под руки, собрал еще десяток кусков скал и полетел в моих товарищей, которые были метров на 30 ниже. Не знаю, кто из нас обделался сильнее, я или они, но их не задело просто чудом, так как на расстоянии 1-2 метра от них пролетела груда камней, каждый весом с них самих.

Разглядите на фотографии меня?)

Преодолев стенку, мы поняли, что до верха Чегета нам не добраться. Время подходило к 4 дня, еду с собой мы никакую не взяли, пришлось довольствоваться черникой.

Сделав длиннющий траверс по скалам и рододендроновым полям, мы подошли к кафе Ай. Канатка остановилась прямо перед нами, и мы около 1,5 часов неспешно спускались вниз.

Второй день был куда более продуманным. Вспомнив все «прелести» вчерашней прогулки, на обсерваторию мы решили идти по дороге, взяв при этом достаточный запас сникерсов. Открывались потрясающие виды, прекрасная прогулка доставила нам немало удовольствия.

Третий день был разгрузочным. Мы поднялись до Мира на канатке. Сели на маятник, т.к. логично было предположить, что он дешевле. Но нет, это был парадокс, спустившись, мы узнали, что дешевле 1 раз подняться на «француженке». Старый маятник стоил 600р, а «француженка» 500. То-то на маятнике не было других пассажиров…Бизнес по-кавказски.

На Мире полным ходом идет строительство третьей очереди «француженки». Заливают последние опоры. К этой зиме не успеют, но к сезону 15-16 доделают, если финансирование не остановят.

От Мира мы неспешно пошли пешочком до Итальянских бочек.

О проживании там, я написал отдельный отзыв, но администрация бочек отказалась его публиковать на своем сайте «по техническим причинам, т.к. отзыв слишком длинный». Это очередной виток бизнеса по-кавказски. Вот отзыв:
«С удовольствием оставлю отзыв по проживанию в отеле 3-5 сентября 2014.
Начну с отдела продаж. Договор - это жесть. В соответствии с его условиями просят 100% предоплату, но если ты оплачиваешь проживание менее, чем за 2 недели, то тебе могут вообще не предоставить проживание. При этом на букинге можно все забронировать без предоплаты, т.к. кривые ручки не смогли внятно описать условия бронирования. Пообщался с девочками с букинга - обещали заставить отель исправить условия или снести его нафиг с букинга. Посмотрим.
Девочка из отдела продаж в итоге снизила предоплату до 50%, но договор так и не поменяли, ибо "юристы не разрешают". В общем, тяжело с ними, кривые ручки, ничего  не сделаешь.
В итоге оплатил я предоплату за 3 рабочих дня до заселения, поехал в Терскол, а там уже пришел емэйл о подтверждении перевода, ваучер и просьба "подписать скан ваучера". Ну из деревни это сделать и отправить - милое дело. Договорились на подписании при заселении.
Короче, не понимаю я, как они умудряются работать по стандартам "из середины 90-х", что за фигня с предоплатой через банк (зачем платить 1,5% комиссии), если банковские карты давно придумали и почему тяжело сделать правильную страницу в букинге.
Теперь про сами бочки.
Находятся они метров на 100 выше Гара-Баши, связь с внешним миром либо ратраком, либо пешочком. Но она и не нужна.
В бочках на постоянке живет повар и администратор - парням респект и отдельная благодарность, работка не из легких. Справляются отлично. Питание вкусное, сытное. Единственное, готовят на ледниковой воде, так что берите питьевую с собой. Кстати, об этом неплохо было бы предупреждать девочкам из отдела продаж, т.к. это ОЧЕНЬ важная штука, ледниковая вода практически дистиллированная, вымывает из организма соли, на ней жить нельзя. Благо, накануне заселения, мы на акклиматизационном выходе зашли в бочки и нам об этом сказали, взяли по 5 литров на брата с собой.
Туалет в соседнем  от жилого модуле, берите тапочки, что б ночью не обуваться. Душа нет! Сам туалет прекрасен, тепло, есть теплая вода.
Жилой модуль тоже отличный, напоминает плацкарт в поезде, на ночь включают подогрев пола, так что температура около +15. Спальник выдадут, если своего нет, но это уже вопрос гигиены. Если брать свой, то температуры комфорта +10 вполне хватит. Также отдельно хочется отметить прекрасность панорамных окон.
Отдельная песня про ратрак на восхождение. Пришлось заплатить 40тыс рублей с семерых человек,  т.е. по 6000р с лица, т.к. у них там монополия и некоторых гидов прессуют за заказ ратрака "не от leaprus". Это чисто по-кавказски, свинство чистой воды, выбивать из народа деньги по монопольной цене.
Еще отдельная тема - это проход между модулями. Это скопище камней, между которыми лежат доски. Если доски присыпает снегом, они покрываются льдом, на них можно поломать ноги и головы. Ребята сказали, что в планах забетонировать площадку - посмотрим, сколько будет "в планах". Но делать с этим точно что то нужно.
В целом, место хорошее, гораздо лучше остальных бочек и приютов, все новенькое, чистенькое и стоит своих 3000р/день с питанием. О минусах написал выше»

В этот день мы спустились и решили сходить в баню, т.к. помыться в последующие 3 дня нам явно не удалось бы. Перед баней зашел Кирилл Анисимов, дал нам кошки и обвязки для восхождения.

Среда. Проснулись мы рано, т.к. в этот день надо было заселиться в бочки и сходить к скалам Пастухова. На этот раз мы не протупили, сели на «француженку» и она в миг подняла нас на Мир. Далее креселка до Гара-Баши, далее, включенный в стоимость проживания в бочках ратрак до них. Самый сложный кусок – подняться от креселки до места парковки ратрака. У нас ведь, помимо огромных баулов, еще сноуборды с ботинками были!
Забежали в бочки, кинули вещи, переоделись и пошли наверх. За 2,5 часа дошли с 3900м до 4600м. Устали, погода испортилась и мы прекрасно скатились вниз за 10 минут.

Четверг.
День отдыха. Надели кошки, прогулялись до Приюта 11. После обеда приехал Кирилл и у нас в бочках оказалась компания: 6 клиентов и 3 гида. Все выходили в следующую ночь. Гиды пытались найти ратрак подешевле, но бизнес по-кавказски исключил такие варианты. Пришлось согласиться на то, что есть, т.к. перспективка иди пешком с 3900 до вершины с досками за спиной нас мало радовала. Хорошо,что еще зацепили какого то мужичка с гидом из бочек на Гара-Баши, хоть немного стало подешевле.
Весь вечер гиды смотрели разные прогнозные сайты и сошлись на том, что с погодой должно повезти. Кстати, в этих бочках у меня телефон не ловил, а вот вай-фай работал отлично :)

Итак, пятница, 3 ночи – подъем, ратрак заказан на 4 утра. Завтракаем, одеваемся, выезжаем.
Уже через пол часа нас выгружают на высоте 5100м. Темнота – выколи глаз.
Двое парней покрепче с гидом убегают вперед, мы идем по их следам. Уже через пол часа я понимаю, что могу идти гораздо быстрее своей группы и убегаю вперед. Так иду часа 2.  Полная темнота, думаешь о вечном и о том, как у тебя подмерзают то руки, то ноги. Кстати, специально для восхождения купил тонкие шерстяные подперчатки и новые рукавицы - толку мало. Ребята жаловались, что даже в прокатных огромных альпинистких рукавицах, поверх горнолыжных перчаток, руки тоже подмерзали. Все-таки температура порядка -15-20, да еще и ветерок.
По мере наступления рассвета становилось интереснее. Догнал я первую группу уже у седловины.
Фотографируюсь, жду своих. Они подходят минут через 20, за это время я подмерзаю.

Продолжаем идти, переходим через «седло», впереди видно солнце, а значит – тепло! Я рвусь вперед в лоб по стенке с углом под 45 градусов, дохожу до солнышка и кайфую! В этот момент меня обгоняет какой то хипарь с ледорубом в руках, без рюкзака и какой-либо снаряги и практически убегает наверх. Какой то проходной двор! :)

Продолжаю восхождение, догоняю группу, идущую впереди меня в районе перил. Цепляюсь за перила, отдыхаю, они тоже. Сидим, греемся на солнышке на высоте 5500м, радуемся идеальной погоде. Мои ребята все еще меня не догоняют, а эти двое встёгиваются в перила и идут наверх.

Внезапно, откуда то сверху летит тело, даже не пытаясь зарубиться за склон. Летит четко в парня, идущего первым по перилам, да еще и кошками ему в лицо. Парень отпрыгивает, теряя палку, тело хватается за перила и тем спасает свою жизнь. Это возвращался этот хипарь, который обогнал меня за час до этого.
На месте их гида, я бы всадил ему ледоруб в затылок, запихнул бы в трещину и был бы прав. Но он человек культурный, ограничился 3-этажным матом. Бывает же, находятся такие "восходители"!

Через минут 10 меня догоняет моя группа, идем наверх уже двумя группами вместе по перилам. Как только начался плоскач и стало видно вершину, мы сбрасываем сноуборды и налегке идем наверх. Остается каких то метров  30-40 вертикали…

Через 5 минут я буквально взлетаю на вершину, фотографируюсь и снимаю видео заходящих на вершину друзей. Несмотря на наличие досок за спиной, мы обогнали всех и первыми из нашего ратрака зашли наверх.
Тут мы достали шампанское, которое я тащил всю дорогу, а потом начали поедать арбуз, который тащил Тоха из самой Анапы ))

Погода шептала, солнце светило ярко, накануне прошел снегопад и небольшой слой мягкого снега лежал под нашими досками. Встегнувшись в крепления и закрепив камеры, мы, с воплями и визгами, поехали вниз на зависть остальным восходителям, которым предстоял многочасовой спуск. Проехав метров 50 вертикали, я остановился и понял, что тут надо двигаться очень размеренно. Любое резкое движение на высоте 5600 перебивало дыхание. И так, никуда не торопясь, по мягкому снежку мы доехали до низа седла. Нет, это был не паудер, но сантиметров 5-7 мягкого снежка лежало поверх бетона. 5 –минутный кайфовый спуск на доске взамен 2 часового пешком – достойный обменный курс.
После седла стало хуже, тут надо было давать длинный траверс вдоль косой полки, а за счет открытости места снег полностью сдуло и ледяные заструги, лежащие на бетоне, не доставляли абсолютно никакого удовольствия. Но все было в рамках приличия, никакого безумного жесткача не было, ездил я в своей жизни по местам куда более худшим.

Где то в районе верхушки скал Пастухова лед начало «отпускать» и стали появляться следы вчерашнего снегопада.  Тут и кислород появился и мы поднажали. Проезжая мимо каждого альпиниста, мы дико кричали, видя в его глазах лучики зависти :) Минут через 15 мы стояли у входа в бочки, довольные и гордые собой. А главное мы поняли, что сноуборд – это не просто игрушка и фан, это полноценное средство передвижения в горах, которое экономит тебе многие часы на спуске, при этом не сильно утомляя на подъеме.
Катайтесь, ходите бэккантри, получайте удовольствие от жизни и реализуйте свои мечты!
цаца    19 Сентября 2014 (00:37)   #

С Горой! Молодцы, красавцы!

Меня б убили, конечно, за такую дисциплину ("часа два шел один в темноте"), но все равно, здорово! Шикарен этим летом Эльбрус...

-=Shurik=-    20 Сентября 2014 (00:16)   #
Ну там вешки через каждые 20 метров, заблудиться тяжело :)
vadim1960    19 Сентября 2014 (10:19)   #
Красавцы! Прям как у того парня - пришел, увидел, победил!
skibars22    19 Сентября 2014 (10:44)   #
Молодцы! Чётко!
МАУГЛИ    19 Сентября 2014 (10:59)   #
История с Чегетом порадовала. Везунчики просто.
Pekachundra    19 Сентября 2014 (17:21)   #
молча завидую и кусаю локти....
Kir A    19 Сентября 2014 (19:11)   #

С Горой! Молодцы, красавцы!

ну на самом деле саша шел метров на 30-40 впереди,погода была отличная так что все  ок)))

а эльбрус был шикарен в  мае - июне  , вот когда сыпало! в сентябре остались обычные застружки наверху. слава богу небольшие. в общем было вполне неплохо,но я к сожалению все лето ходил пешком и ждал группу с лыжами... а дождался только в сентябре.

Да, а лепрус неплох но блин совок, ничего доделать не могут по человечески....  крупная сыпуха между бочками и поддоны вместо лестниц это по моему легко решаемая проблема при таких вложениях в сами бочки

Mr.XX    20 Сентября 2014 (00:37)   #

Ну там вешки через каждые 20 метров, заблудиться тяжело icon_smile.gif

Бывает, что и на 20м не видноwink.png 541c93f222943_324998.jpg

цаца    20 Сентября 2014 (00:38)   #

Сам же рассказывал, как "тело" вас чуть не снесло) Упасть, улететь, можно запросто.

Я, помню, заснула где-то на 5200 у камушка. Мои были рядом, тут же распинали и погнали вперед. А в темноте могли бы и не заметить))

Куба усвистел на ледник за седловину в порыве страсти, 40 минут потеряли, пока его искали...реально испугались

Ну, Кирилл говорит, что видел тебя - уже хорошо)

-=Shurik=-    20 Сентября 2014 (22:02)   #
Ну не то, чтобы видел)) Но к нему, как к гиду никаких вопросов, только благодарность, что не дал замерзнуть на медленном шаге.
Я вообще слабо понимаю, как человек, в хорошей физической форме, в кошках и дружащий с мозгами может раздолбаться до перил. Наверное, бывает, что задуто в бетон, покрытый льдом, но у нас был не тот случай.
А тот кадр, который летел вниз, явно хотел побыстрее спуститься и пошел вниз не траверсом вдоль перил, а напрямки вниз под 45 градусов.
Mr.XX    20 Сентября 2014 (00:44)   #

Вообще похоже. ЭТО характерно для первых восхождений.

Когда адреналин в ж.. играет.

Я и сам первый раз с середины косой рванул вперед (с разрешения гида. Комаров был..)

А потом минут 20 один на седловине задницу морозил в ожидании группы.

И нафига?sad.png

-=Shurik=-    20 Сентября 2014 (22:04)   #
Идеальная погода
kuba    20 Сентября 2014 (22:15)   #
вот наверное пора на западную подняться...
принципиально на ски-туре...
понятно в лоб от седла не попрешь - надо трек зарезать...
думаю, что небольшой группой 3-5 чел фанов...
kuba    20 Сентября 2014 (22:29)   #

И нафига?sad.png

лично у меня была боязнь, что сил не хватит или горняшка прихватит - решил фору набрать, пока идется...

Mr.XX    20 Сентября 2014 (22:54)   #

вот наверное пора на западную подняться...
принципиально на ски-туре...
понятно в лоб от седла не попрешь - надо трек зарезать...
думаю, что небольшой группой 3-5 чел фанов...

Нереально.

Вроде никто не делал.

Надо у Кирилла спросить.541dcd43e0740_Elbrus_ski_snbrd04.jpg

Скитур до седла- дальше на кошках.

kuba    21 Сентября 2014 (13:09)   #

саш, и до седла идешь ски-туром с кошками...

Mr.XX    21 Сентября 2014 (13:27)   #

саш, и до седла идешь ски-туром с кошками...

Я имел ввиду не скитурные кошки, а нормальные, альпинерские - на боты.

От седла на запад круто очень. Даже траверсом круто. Там и без лыж-то стремно.

А так, всё  склона зависит.В прошлом году проскитурил до седла. по в меру жесткому склону. Но на Зеркалах так "на грани" держака было. Даже на скитурных кошках.