+16

Чёртов мост – 25 метров истории

Notaqueen Лента автора 31 Мая 2020 (23:27) Просмотров: 4941 21

Чёртов мост, или Teufelsbrucke, находится неподалеку от швейцарского городка Андерматт. Фактически это название трёх мостов через реку Рoйс в 12 км к северу от перевала Сен-Готард.

Фото: zurichguide.ru

Если говорить про сам Андерматт, то он известен как активно растущий горнолыжный курорт. Городок находится в Урзернской долине в кантоне Ури у подножия перевала Гемссток. Расположенный на высоте 1440 метров, он стоит на пересечении горных путей с севера на юг и с запада на восток.

Иоганн Вольфганг Гете, трижды проезжавший через долину Урзерн в 1779 году, так отзывался об этой области: «Среди всех знакомых мне мест – это самое дорогое и интересное для меня».

Здесь хороший снег, даже если в кантоне Вале, средоточии основных швейцарских горнолыжных курортов, снежный покров оставляет желать лучшего. В зоне катания на горе Гемссток (Gemsstock, 2961 м) проложены трассы на высоте приблизительно 2 – 3 тыс. метров, и сеть трасс все разрастается.

Фото: zurichguide.ru

Курорт несколько десятилетий оставался небольшим тихим городком, но в последние годы активно застраивается: сейчас окраина исторического Андерматта возле поля для гольфа представляет собой блок из апартаментов и отелей, включая пятизвездочный Chedi, открытый в 2013 году. Жители Андерматта активно борются с таянием ледника Гуршен (Gurschen), используя синтетические, состоящие из полиэстера и полипропилена, ковры площадью несколько квадратных километров.

Но изначально, все-таки, Андерматт известен в связи с совсем другими событиями.

Об этом городке многие узнали благодаря переходу Суворова через Альпы в сентябре 1799 года. Самое кровопролитное сражение произошло именно рядом с Андерматтом - у Чёртова моста.

Кратко об истории сражения

Художник: Johann Baptist Seele

В 1799 году после победы над французскими войсками в Италии генерал-фельдмаршал Александр Васильевич Суворов предполагал пойти на Париж, но вместо этого ему было приказано отправиться в Швейцарию.

Как результат 10 (21 по старому стилю) сентября — 27 сентября (8 октября) 1799 года была развернута совместная русско-австрийская военная операция. Целью стало изгнание французских революционных войск генерала Массены из Гельветической республики. План похода предусматривал переход через Швейцарские Альпы из Северной Италии в Цюрих для соединения там с русско-австрийским корпусом под командованием генерал-лейтенанта Римского-Корсакова и фельдмаршал-лейтенанта фон Готце. Этот корпус был разбит Массеной, прежде чем Суворов смог достичь Цюриха.

В ходе операции русские войска должны были пройти через перевал Сен-Готард в долину реки Ройс, и путь их пролегал по Чёртову мосту. Дорога от деревни Урзерн (Андерматт) к мосту проходила сквозь тоннель под названием Урзерн-Лох или Урзернская дыра - узкому проходу в скале шириной около двух метров и длиной 67 метров.

Во время битвы французы заняли стратегическое положение, установив на входе в тоннель картечную пушку. Единственное орудие с полусотней стрелков могло бесконечно долго держать оборону. Не было никакой возможности идти напрямик, поэтому Суворов решил взять Урзерн-Лох с тыла: около 300 солдат обошли его сверху по горам и ударили с противоположной стороны тоннеля, разбив неприятеля. В это время французские войска на противоположном берегу реки начали разрушать мост. Но подорвать удалось лишь небольшой участок возле опоры на правом берегу, а не среднюю, самую длинную, часть 20-метрового моста.

Суворов так писал в докладе императору Павлу I: «Войска Вашего Императорского Величества прошли через тёмную горную пещеру, заняли мост, удивительной игрой природы из двух гор сооружённый и проименованный Тейфельсбрюкке. Оный разрушен неприятелем. Но сие не останавливает победителей, доски связываются шарфами офицеров, по сим доскам бегут они, спускаются с вершины в бездны и, достигая врага, поражают его всюду…  Утопая в скользкой грязи, должно было подыматься против водопада, низвергавшегося с рёвом и низрывавшего с яростью страшные камни и снежные и земляные глыбы, на которых много людей с лошадьми летели в преисподние пучины…»

Бой на Чертовом мосту между русскими и французами. Офорт, 1800 год

Русские солдаты разобрали находившийся поблизости сарай. Офицеры под руководством братьев Мещерских связали бревна и доски офицерскими шарфами и ружейными ремнями и накрыли этим щитом провал в арке моста, в то время как егеря вели перестрелку с противником на противоположном берегу на расстоянии буквально полусотни метров.

Первым, кто ступил на хлипкую конструкцию, стал Мещёрский-третий. Но офицера ранили, и он сорвался в пропасть, успев сказать соратникам: «Друзья, не забудьте меня в реляции». Русские войска форсировали Чёртов мост под огнём противника. Когда же над французскими позициями внезапно появились солдаты, отправленные в обход по левому берегу, противник дрогнул и начал спешно отступать, и преследовавшие его русские солдаты находили у тропы не только солдатские шинели и ранцы, но и патронные сумки, и ружья.

Переход Суворова через Чёртов мост. Художник А. Е. Коцебу

После сражения Чёртов мост был за несколько часов более тщательно отремонтирован, и к 16 часам по нему начали переправляться основные войска Суворова. Всего в бою погибло около 700 русских солдат.

Подвиг русских войск через 100 лет был увековечен в мемориальном комплексе, сооружённом на деньги князя Голицына. В скале высечен 12-метровый крест, в основании его посвящение: «Доблестным сподвижникам генералиссимуса фельдмаршала графа Суворова-Рымникского, князя Италийского, погибшим при переходе через Альпы в 1799 году». Работами по созданию памятника руководил швейцарский архитектор Чокке.

Урзернская община в благодарность за освобождение Швейцарии от французской оккупации безвозмездно подарила России 495 квадратных метров своей земли, на которой установлен памятник. Поэтому с конца 19 века этот небольшой утес является территорией России. Два флага - российский и швейцарский - развеваются с двух сторон гигантского креста.

Фото: www.nzz.ch

История моста

Дикое и изрезанное ущелье Шёлленен в кантоне Ури на протяжении многих веков представляло собой труднопреодолимый барьер для путешественников по маршруту Готард, который соединял кантоны Ури и Тичино и являлся одним из важнейших торговых путей в швейцарских Альпах.

Маршрут на этом участке представлял собой ступенчатую тропу для мулов, высеченную в скале, которая шла из Бетцберга вниз в Шёлленен. Поскольку имя Schöllenen происходит от латинского слова scalineae (лестница), можно предположить, что римляне знали и использовали этот спуск.

Возможно, именно жители долины Урзерн, куда приходилось добираться обходным путем через Бетцберг, соорудили первый мост через реку Ройс. Существует несколько легенд о постройке этого моста.

Говорят, в начале 13-го века жители Ури пытались построить мост через бурную горную реку, но у них ничего не получалось: инструменты, материалы и подвозившие их мулы падали в пропасть. Тогда один из отчаявшихся строителей предложил: «Пусть черт построит здесь мост!» Как только слова были произнесены, перед людьми появился это создание и предложило заключить договор. Черт пообещал построить устойчивый мост, если жители Ури взамен отдадут первую душу, которая пересечет мост. Люди бездумно согласились, и через короткое время у них появился безопасный мост через Ройс.

Но нужно было выполнять свою сторону договора, и жители не могли решить, кого отправить к черту. В конце концов, у одного поселянина возникла блестящая идея. Он пустил по мосту козленка. Когда черт увидел это, он разъярился и решил уничтожить свою работу большим валуном. В тот решающий момент пришла некая старуха и высекла в скале крест. Божий знак так сильно смутил инфернальное существо, что оно промахнулось, бросая обломок скалы. Камень прокатился по всему ущелью Шёлленен и упал на землю в Гёшенене. Валун был назван Teufelsstein, а мост с тех пор именуется Чёртовым.

Чествуя легенду родного края, уроженец кантона Ури художник Генрих Даниот (Heinrich Danioth) в 1950 году нарисовал поразительную картину с изображением дьявола и козленка на каменной стене над мостом. В 2008 году был совершен акт вандализма – кто-то замазал красную картину синей краской. Изображение удалось восстановить лишь год спустя, трудность заключалось в том, что преступники использовали краску того же качества.

Фото: sgkgs.ch

Обломок скалы Teufelsstein, находящийся около Гёшенен, пришлось перенести на 127 метров в 1973 году, так как он блокировал постройку автобана. Для перемещения 2000-тонного валуна потребовалось около 300 тыс. швейцарских франков. В результате старая легенда получила новую жизнь: говорят, перемещение камня является причиной необъяснимого увеличения автопроисшествий на 4-м километре 17-километрового тоннеля Готард.

Есть, конечно, и более реалистичные предания о постройке моста: 1. Около 1220 года кузнец то ли из Гёшенена, то ли или Андерматта предложил прикрепить к нависающим над рекой скалам цепи, которые держали бы над пропастью балки, которые и стали опорой для настила моста. 2. Балки были положены в утопленные в скалах ниши.

Так или иначе, но информации о точной дате постройки моста не сохранилось. Первое сохранившееся упоминание поездки по маршруту Готард относится к 1234 году.

60-метровый мост Тверренбрюке, построенный из дерева, просуществовал с 1230 по 1707 год.

Мост Тверрен

Название происходит от поперечных бревен, по которым передвигались путники. Twärrenbrücke - это еще одно название древнего деревянного Чертова моста. В 1707 году сильное наводнение разрушило мост Тверрен.

Первый каменный мост был перекинут через ущелье в 1595 году. Он представлял собой узкую арку длиной около 25 метров, переброшенную над ущельем на высоте 22-23 метра над бурным грохочущим потоком.

Второй мост был построен между 1820 и 1830 годами после окончания войны с Наполеоном. По окончании Второй коалиционной войны в 1815 году у кантона Ури возникли экономические трудности. Из-за нехватки средств мост и перевал были перекрыты, и движение на юг все чаще осуществлялось через перевал Шплюген. Лишь в 1830 году после десяти лет строительства был открыт второй мост. Он сохранился до наших дней и поражает воображение мастерством инженеров-мостостроителей.

Чертов мост. Картина художника Джозефа Мэллорда Уильяма Тернера, 1803 год

Первый Чёртов мост постепенно пришел в упадок после строительства второго. Мост, простоявший почти три столетия и переживший легендарную битву, окончательно рухнул 2 августа 1888 года под напором бурных вод Ройса в штормовую ночь. Опорные сооружения моста все еще видны на левом берегу реки. Напротив этих каменных останков находится так называемая «французская площадка», на которой и был разгромлен французский отряд, оборонявший выход из тоннеля.

В середине прошлого века второй мост перестал справляться со всё возрастающим объемом движения. Поэтому рядом с ним в 1958 году был построен третий, двухполосный автомобильный Чёртов мост и связанный с ним тоннель.

Старый (на переднем плане) и новый (за ним) Чёртовы мосты на открытке конца XIX века.

Тоннель, через который с таким трудом прошли войска Суворова, был построен в 1708 году. Его история следующая: 20 сентября 1707 года Пьетро Мореттини, ученик французского строителя крепостей архитектора Вобана, получил задание построить новый тоннель. Работы должны начаться в течение двух недель и завершиться не позднее весны 1709 года. К всеобщему удивлению тоннель длиной 67 метра был проложен уже через одиннадцать месяцев, к 15 августа 1708 года. Инженер был весьма раздражен, так как было холодно, а затраты оказались выше запланированных, причем не по вине Мореттини. Согласно контракта, стоимость строительства должна была уложиться в 1680 французских талеров, фактически же она выросла до 3080. Но Мореттини получил от заказчика всю сумму перерасходованных денег, а кантон Ури временно повысил налоги, пока расходы на тоннель не были компенсированы.

Вид на туннель «Урзернская дыра» со стороны площадки перед Чёртовым мостом. Рисунок художника Саломона Гесснера, 1781 год

В 1998 году были проведены реставрационные работы моста общей стоимостью 250 тыс. франков. Половину суммы выделил мэр Андерматта Фердинанд Мухайм, 100 тыс. франков потратили власти кантона Ури, а оставшуюся сумму внесли российские бизнесмены.

Сейчас через ущелье перекинуто два моста: пешеходный, 19 века, рядом с останками старинного Чёртова моста, и новый автомобильный. Мостовой ансамбль являет собой прекрасное свидетельство мастерства строителей и находится под охраной как памятник исторического наследия.

Фото: denkmalpflege-schweiz.ch

В 1982 году к столетию открытия Сен-Готардского туннеля Швейцария выпустила серию памятных медалей из золота и серебра. Одна из медалей посвящена переходу русских войск через Чёртов мост. На ней изображены русские солдаты, ворвавшиеся со знаменем в руках на мост. Надпись по обводу гласит: «Сражение за Чёртов мост. 1799 год».

А за швейцарский поход император Павел I присвоил Суворову звание генералиссимуса.

 

Источники:

www.castleseurope.ru

https://ru.wikipedia.org

https://zurichguide.ru

https://denkmalpflege-schweiz.ch

https://deacademic.com

https://histrf.ru

+16
  • 5
+1  
Куканов    1 Июня 2020 (06:08)   #

Кровушка солдатская всегда была лучшей валютой Империи

  • 1
0  
swissmaker    1 Июня 2020 (06:32)   #

Кровушка солдатская всегда была лучшей валютой Империи

 

Не говори. Для чего кровь проливали? Чтобы Свиссмейкер пряники собирал? :)

  • 1
0  
swissmaker    1 Июня 2020 (06:35)   #
Урзернская община в благодарность за освобождение Швейцарии от французской оккупации безвозмездно подарила России 495 квадратных метров своей земли, на которой установлен памятник. Поэтому с конца 19 века этот небольшой утес является территорией России. Два флага - российский и швейцарский - развеваются с двух сторон гигантского креста.

 

 

А как же французы? Их теперь туда не пускают?

  • 1
+1  
swissmaker    1 Июня 2020 (06:40)   #

Браво Королева репортажей! Такого скрупулезного обзора я еще нигде не видел. Скиру рулит, внатуре :)

  • 1
  • 1
0  
selfit57    1 Июня 2020 (06:44)   #

Кровушка солдатская всегда была лучшей валютой Империи

Да уж, дедов не касается, но юнармиию жалко, помню сам с детства ходил в сапогах и гордился сдуру.
  • 115
  • 38
  • 18
+1  
jul    1 Июня 2020 (09:01)   #

И правда, совсем рядом с Андерматтом.

  • 4
  • 1
+2  
egors    1 Июня 2020 (09:36)   #

Пара свежих фото и заодно верхний Рейн



post-1196-0-65292600-1590993220_thumb.jp

post-1196-0-94294600-1590993293_thumb.jp

post-1196-0-72958100-1590993325_thumb.jp
  • 111
  • 33
  • 7
0  
Notaqueen    1 Июня 2020 (10:27)   #

swissmaker    пн. 1 Июня 2020 (06:40)   #

 

Такого скрупулезного обзора я еще нигде не видел.

Спасибо за такой отзыв! :) 

  • 1
  • 1
0  
selfit57    1 Июня 2020 (10:29)   #
Хотелось бы уточнить, а пешком там только альпинистам?
+1  
АлекСт    2 Июня 2020 (13:21)   #

"Там" - это где ? В современных реалиях от жд станции Андерматт до моста очень симпатичная пешеходная прогулка по долине..

  • 1
+1  
Sparrovv    1 Июня 2020 (23:38)   #

Спасибо за шикарный обзор.

До сих пор жалею, что когда были в долине Аосты, так и не доехали до Чертова Моста - все думали на обратном пути... А из-за непогоды пришлось другой путь выбирать.

  • 1
0  
swissmaker    2 Июня 2020 (06:05)   #

Маршрут конечно можно осилить за неделю. Но тогда вылет нужно планировать под прогноз хорошей погоды. Но лучше ехать на 2 недели

https://forum.ski.ru/index.php?showtopic=120302

  • 1
  • 1
0  
selfit57    2 Июня 2020 (06:20)   #
Спасибо, а то с Женевой облом на 22е, а от Цюриха оказывается не с той стороны озёра зашёл в прошлый раз, буду вникать в маршрут.
Gruppengehen,увы,не моя скорость, две пары китайских кроссов заждались гонки до отпада ног :)
  • 1
0  
swissmaker    2 Июня 2020 (09:34)   #

Спасибо, а то с Женевой облом на 22е, а от Цюриха оказывается не с той стороны озёра зашёл в прошлый раз, буду вникать в маршрут.
Gruppengehen,увы,не моя скорость, две пары китайских кроссов заждались гонки до отпада ног icon_smile.gif

 

Лови интересный маршрут. Копирайт мой 

 

Первая часть 

https://goo.gl/maps/gqjwN4vkhKt9V7Zd9

 

Далее на пароходе, можно с заездом в Люцерн.

 

Вторая часть

https://goo.gl/maps/vZtuGyK3YfQg7Tmf8

 

Даже Лёйкербад уместился, как ты хотел icon_smile.gif

  • 1
  • 1
0  
selfit57    2 Июня 2020 (10:16)   #
О да, Лейкербад это беспримерно круто, бегу завтра в аэропорт, попытаюсь вернуть билет, ухх оторвуся если улечу :)
  • 15
  • 1
  • 5
+1  
о.Валентин    2 Июня 2020 (11:00)   #

Пара свежих фото и заодно верхний Рейн

Это не верхний Рейн. Верхний Рейн это вот:

 

post-10006-0-18298000-1591084707_thumb.j

 

на заднем плане за озером.

 

И немного тухлых фото с Чортова моста:

 

post-10006-0-06511800-1591084771_thumb.jpost-10006-0-41890600-1591084761_thumb.jpost-10006-0-58158500-1591084754_thumb.j

 

И ещё, стоит заметить, Швейцария - единственная европейская нация, которая ни разу в своей истории не воевала с Россией.

  • 1
  • 1
0  
selfit57    2 Июня 2020 (13:25)   #
Отлично, Андерматт у меня уже был достижим :)
  • 115
  • 38
  • 18
0  
jul    2 Июня 2020 (15:57)   #

С этим Чертовым Мостом, прямо какая-то цепочка случайностей. После прочтения сего текста, смотрю и вижу на полке Марка Алданова "Чертов мост".  Жалко конечно, что повесть не совсем про этот эпизод, а последние 5-6 страниц посвящены. 

Но картина как казаки конной лавой в этот Узернский Туннель ломили, написана очень живо.

   

0  
Gluckauf    2 Июня 2020 (16:01)   #

Это не верхний Рейн. Верхний Рейн это вот:

 

attachicon.gif_DSC1420.JPG

 

на заднем плане за озером.

 

И немного тухлых фото с Чортова моста:

 

attachicon.gif_DSC3572.JPGattachicon.gif_DSC3559.JPGattachicon.gif_DSC3546.JPG

 

И ещё, стоит заметить, Швейцария - единственная европейская нация, которая ни разу в своей истории не воевала с Россией.

И тем не менее , в составе наполеоновских войск, напавших на Россию в 1812 г. швейцарцы имелись......

  • 1
  • 1
0  
selfit57    2 Июня 2020 (17:10)   #
Что меня там поразило так отсутствие заборов и полно троп для обхода дорог.
  • 111
  • 33
  • 7
0  
Notaqueen    3 Июня 2020 (01:33)   #

Sparrovv    пн. 1 Июня 2020 (23:38)   #

 

Спасибо за шикарный обзор.

Спасибо!

jul    вт. 2 Июня 2020 (15:57)   #

 

Но картина как казаки конной лавой в этот Узернский Туннель ломили, написана очень живо.

Не читала-не слушала, но звучит интересно.