Сочи Красная поляна 25 Марта 2024 - 29 Марта 2024 Россия, Красная Поляна
Роза Хутор из Москвы на авто 12 Декабря 2024 - 20 Января 2024 Россия, Красная Поляна
+23

Гайдбук 2019 по внетрассовому катанию на Южном склоне хребта Аибга (Роза Хутор, Альпика)

kuba Лента автора 8 Октября 2019 (16:58) Просмотров: 7459 8

Южный склон хребет Аибга в районе горнолыжного курорта «Роза Хутор» и склона «Альпика» ГТЦ «Газпром» располагает самой доступной, относительно безопасной и главное легко доступной территорией фрирайда на Кавказе. Это привлекает множество как опытных, так и начинающих катальщиков, желающих ощутить это волшебное чувство серфинга в нетронутом снеге.

Задача этого гайдбука помочь в этом желании и остаться живым.

 

Позиция ГК «Роза Хутор» по отношению к фрирайду трансформируется. Рекламный образ романтического фрирайдера, активно использующийся курортом в визуальной рекламе сделал свое дело – все больше желающих катать вне трасс на склонах, все меньше целинного снега. Другое дело, что неофиты не владеют техникой внетрассового катания и убивают склоны единственным доступным способом катания - по траверсам (зоны «траверситов»). 

Фото: Почувствуйте разницу: сверху "правильные спуски" по кулуарам, снизу - фрилайт (притрассовое катание)

Почти два года назад был опубликован Роза Хутор, Южный склон. Гайдбук по внетрассовому катанию. Написанный спустя 1,5 месяца после открытия Южного склона. Его прочло около 20 000 лыжебордеров. Но с тех пор много изменилось – появились новые трассы, появились новые варианты спусков, кое-какие треки «умерли». Публикуем обновление гайдбука.

 Другая серьезная проблема – отсутствие знаний о лавинной опасности и наличия антилавинного снаряжения. И дело даже не в личной безопасности, а в том, что такие «одноразовые фрирайдеры» реально угрожают безопасности множества людей, заезжая в лавинные очаги и создавая реальную опасность схода лавин на трассы. Но это уже другая история, достойная отдельной статьи.

ФОТО: На Аибге всегда можно найти не тронутые места для фрирайда.

Предупреждение

Данный гайдбук не содержит треки фрирайдовых спусков. Он предназначен для ознакомления с возможностями и опасностями внетрассового катания на Южном склоне хребта Аибга.

Выезжая за пределы трасс курорта вы берете ответственность за свою жизнь и жизнь едущих с вами, на себя. Зона действия спасателей – подготовленные трассы и размеченные фрирайд-трассы. Действия спасателей за пределами этих мест зависит от наличия у них времени и их доброй воли.

Даже катаясь между подготовленными трассами, помните – если, что-то случится не факт, что «прилетит волшебник в голубом вертолете» и спасет вас. Возможно, что спасатели курорта заняты на другой операции, а спасатели МЧС приходят не быстро, часто для того чтобы эвакуировать уже труппы.

Пропуск в пограничную зону оформленный на летние маршруты не дает права находится в других местах 5 км пограничной зоны в другое время. Это касается и парка водопадов «Менделиха» ГК «Роза Хутор» зимой.

Изменения за 2 года на Южном склоне ГК «Роза Хутор»

- Построены новые трассы, «Явор2», «Азалия», «Адонис», «Альпика», «Горицвет» (бывшая «Аибга» продлена до «Приюта Ветров», ГТЦ «Газпром»).

- Больше не готовятся трассы: некоторые участки бывшей «Ореадны».

- Переименовано: «Ореадна» в «Панорама», «Барвинок» в «Примавера», «Горизонт» в «Явор».

- Появились трассы для целинного катания: «Наяда», «Вероника».

- Строящийся новый подъемник добавит катания в ручье Тарчевский (Фекальный») ниже водопада "Мышеловка" по технологичкам проложенным для монтажа опор.

За 2 года Южный склон стал более освоенным в плане внетрассового катания, бэккантри и ски-тура. Это никак не значит, что он стал безопасней. Многие спуски проходят вне зоны действия спасателей горнолыжных курортов, требуют хорошей техники катания, опыта бэккантри, ски-турного снаряжения. Для тех, кто хочет, но не имеет вышеперечисленного настоятельно рекомендую пользоваться услугами гидов, они помогут и со снаряжением.

Фото: первый фрирайд чек-пойнт на ГК "Роза Хутор"

Фото: Тот редкий случай, когда фрирайд - трасса "Крейзи Хутор" открыта

Фото; Через 1 час после открытия фрирайд - трассы

С появлением зоны ски-тура настоятельно рекомендую не катать по чужим следам. Регулярно вижу картинки с выгребающими вверх, к трассам, по пояс в снегу самонадеянных катальщиков.

Зона фрирайда на Южном склоне хребта Аибга

Она ограничивается:

- территорией ГК «Роза Хутор» на востоке и юге.

- 5 км пограничной зоной в районе склона «Альпика» ГТЦ «Газпром».

- Истоками ручья Червонный на западе.

Отмечена на карте красным.

Очень важно не выходить за пределы это зоны:

- далее начинается пограничная зона, закрытая для присутствия. Патрули пограничников дежурят вдоль этой границы. Последствия задержания в пограничной зоне весьма неприятны, от большого штрафа, до кратковременного (до 15 суток) лишения свободы. В любом случае катальный день пропадает.

-  шансы выбраться из – за пределов этой зоны к подъемникам падают с каждой сотней метров проеханной вниз. Есть случаи, когда «прогулки» потеряшек заканчивались трагически. Я называю места где вероятность уйти за пределы курорта велика – «тропой потеряшек».

- в случае осложнений на маршруте (травмы, поломка снаряжения) после 15 часов практически гарантирована холодная ночевка. И не у каждого в карманах есть много бумажных денег, чтобы разжечь костер, что уже случалось с «потеряшками».

Зона фрилайта

фото: подъемник "Крокус"

Зона при трассового или между трассового катания с очевидными спусками, небольшими уклонами и понятными визуально треками. Отмечена на схеме салатным цветом.

 

 

Под подъемником «Эдельвейс» между трассами «Горицвет», «Панорама», «Примавера».

фото: Фрилйат под "Эдельвейсом"

фото: Фрилайт вокруг "Примаверы"

  1. Под самим подъемником в обе стороны по 30-50 метров вполне безопасно и предсказуемо.
  2. По обе стороны трассы «Примавера» 30-50 м – аналогично
  3. Между подъемником «Эдельвейс» и трассой «Примавера» зона «траверситов» - склон, нарезанный траверсами. Проходит через несколько лавинных очагов, которые активизируются не каждый год, но опасны. Достаточно посмотреть на лавинную защиту опор подъемника.

 

Фото: Из десятков следов на фото 2-3 правильных. Остальное - тропа травеститов

Фото: Фрилайт зона под подъемником "Крокус"

ОПАСНО!

Лучше всего заканчивать спуск на трассе «Панорама», далее склоны набирают крутизну, начинается зона леса.

Пологий кулуар левее подъемника «Эдельвейс» (при взгляде снизу, на север) ниже трассы «Панорама» приводит к водопаду «Мышеловка» и после предупредительных знаков вас ждет пеший подъем. «Мышеловка» по ручью не проезжаема!!!

Не ратраченные участки бывшей трассы «Ореадна» выглядят соблазнительно, но находятся под лавинными очагами, откуда есть вероятность лавины инициируемой другими катальщиками.

Заманчиво выглядит склон между трассами «Горицвет» и «Альпика», однако, нижняя трасса глубоко врезана в склон и имеет высокий обрыв до 10 м не закрываемый снегом.

Склон под подъемником «Крокус» между трассами «Фиалка», Примула и нижней станцией подъемника – фрирайд трасса «Вероника»

Условно обозначена вешками. Но весь склон – поле целины. Очень очарователен после снегопада.

  1. Начинается крутяком, но далее вполне комфортен.
  2. Правее трассы «Примула в 50 метрах заканчивается территория курорта «Роза Хутор» и начинается пограничная зона. Патрулируется пограничниками.

фото; склон левее "Примулы" - на гране фола

ОПАСНО!

В верхней части зона «траверситов» упирающаяся в лавинный очаг.

«Вкусный» склон правее трассы «Примула» чреват неожиданными снежными козырьками.

Кулуары в право от границы курорта лавиноопасны и ведут в долгое «путешествие» обратно вверх по целине на трассы. Тропа «потеряшек». Эта также 5 км пограничная зона. Не устраивайте гонки с пограничным патрулем. Успех не очевиден.

Зона классического внетрассового катания для любителей-фрирайдеров

Обозначена розоватым цветом. Занимает практически весь регион

Подходит для тех, кто:

- уверенно катает в целине «по линии падения воды»;

- катает лес на ходах;

- не боится и умеет делать небольшие дропы до 3-4 м,

- имеет антилавинное оборудование (бипер, щуп, лопата);

- в состоянии анализировать лавинную ситуацию и опасности предстоящего спуска.

Катание на Южном склоне в пределах территории курорта Роза Хутор и 5 км пограничной зоны возможно практически везде за исключением:

- верховья правого притока ручья Диденко(Банный) от ветряка влево, водопад не всегда закрывается надежно и можно провалиться в промоину. Ниже по течению аналогично;

- нижнего течения ручья Диденко. Если поехали по следам в ручье, от предупредительного линя нужно брать влево, несмотря на следы, идущие далее – это тропа для «безумия и отваги» - водопад 4 м высотой. Привязанную мной веревку кто-то отвязал и остается только ледолазание, либо дроп с ограниченной зоной приземления. Влево есть «тропа бордеров» по скальникам – в горнолыжных ботинках там не комфортно. Чуть выше, над скальниками, есть лыжня со спокойным выкатом

фото: Водопад на ручье Диденко (Банный). И развлечения с богатым уловом на нем

фото: За этим перегибом, за вышкой начинается зона ски-тураи бэккантри на Южном склоне "Альпики"

- среднего течения ручья Тарчевского (Фекальный) от предупредительных линей. Если проехали их – возвращайтесь по своим следам. Водопад "Мышеловка" высотой метров 8-10 с обоих сторо непроходимые скальники.

фото; "Мышеловка" не отпустила не одной жертвы целой

Катание по реке Менделиха не актуально из-за построенных мостов, если только самые верховья и ручей Юнкер. Но это по моему разумению это положняки, которые катать – время терять. Тем более, что несмотря на трассы которые вроде рядом – в случае чего помощи не докричишься. Был трагический случай в этом районе.

Склон от верхней станции нового подъемника, от трассы Явор до нижней станции подъемника Эдельвейс

фото; От "Явора" вниз. Район верхней станции "Тундра"

Средняя крутизна хорош по свежему снегу. До границы леса вполне комфортен. Вдоль линии леса идут трассы «Явор», «Сторожка» по которым можно «слиться» если не уверенно едешь по лесу.

Опасно!

Обрывы перед трассами.

Кулуары уходящие в лес

Фрирайд-трасса «Наяда»

Обозначена вешками от трассы «Панорама», идет мимо балагана в лес, выходит на «Сторожку». Можно начать спуск с трассы «Явор» по гребню от верхней станции нового подъемника. Продолжением спуска можно проехать по технологичкам или по лесу в нижнее течение ручья Тарчевского ниже водопада «Мышеловка».

фото; Фрирайд трасса - Наяда (по гребню

Склоны от трассы «Альпика»

Заманчивые положняковые поля, заканчивающиеся лесным спуском и гарантированным попаданием в ручей Диденко. Страшного ничего нет – нужно быть осторожным и вовремя уходить от попадания на водопад в нижнем течении.

Проезд от заставы по лесному водоразделу хорош если на ски-туре. Поднявшись на локальную вершину (200-300 м по горизонтали) можно урвать не плохой лесной спуск.

Без ски-тура траверсим влево и сваливаемся опять в ручей Диденко.

Опасно!

Ни в коем случае не едем вправо в ручей Червонный! Это даже не «безумие и отвага», а реально прощальный проезд по каньону с назакрывающимися водопадами и неясными перспективами для жизни катальщиков.

Если выезжаешь к нижней станции «Эдельвейса» в устье р. Диденко – могут «принять» пограничники. Лучше в районе кафе «Лес» переехать на левый берег и спуститься по трассе.

Восточная зона верховьев ручья Червоный – зона ски-тура

Идет от водораздельного гребня между ручьями Диденко и Червонный до гребня, идущего от купола (бывшая верхняя станция «Аибга». Там меньше всего следов, но без ски-тура туда – ни-ни.

фото: От трассы влево начинается зона ски-тура. Без ски-турного снаряжения катание категорически не рекомендуется!

Опасно!

Если уж оказались в Червонном – выгребайте на водораздел влево к заставе, с последующим спуском в ручей Диденко или наверх, на трассы. Проезд вниз по ручью Червонный невозможен.

Лесные "прелести" фрирайда

Лес на южном склоне не такой уж катальный. Крутой и с подлеском. Много узких кулуаров. Выкаты на трассы часто с высокими обрывами.

В районе правого притока ручья Диденко (левее заставы) и от западного ветряка гарантированно попадаешь в ручей с ненадежными снежными мостами.

Хорош лес между трассой «Панорама» и левым притоком ручья Диденко. Главное не сваливаться по кулуарам в ручей и выходить на последний траверс «Панорамы» или выгребать в районе предупредительных ахтунгов на деревьях.

Лес становится более ли менее катально-безопасным во ближе к концу января.

Лайф-хаки

В здешних местах катают по гребням. В ручьи едут за приключениями или чтобы вызывать потом спасателей.

Не катать в одно лицо. Это на корм медведям.

Не катать по чужим следам (даже если они хорошо накатаны), если не знаешь куда они ведут. Я просто иногда удивляюсь, насколько сильно накатаны тропы, ведущие в «конкретные жопы».

Не конфликтовать с пограничным нарядом – себе дороже. Посещение КПЗ в Ермоловке (возможно с ночевкой или несколькими) не обязательный пункт горнолыжного отдыха.

фото: Когда целина раскатывается начинаются ее поиски. Этот склончик над началом "Явора2" очень привлекателен, но пограничники считают нахождение там не законным...

фото: ... а мы вкусным!

И бонус - треки фрирайдеров на Южном склоне:

Декабрь и январь – месяц снежных ловушек под елками и множества не закрытого подлеска и валежника. Первое грозит удушением, второе – травмами нижних конечностей. В лесу быть максимально осторожным.

Свежий снег – не только кайфовое катание, а также повышенная лавинная опасность и замаскированные снежные ловушки в лесу и в ручьях. Не забывать и не расслабляться!

При катании на Южном склоне в рюкзаке всегда должна быть веревка, хотя бы 8 мм.

На Южном склоне иметь при себе российский паспорт обязательно. Хоть какая-то отмазка, что не шпион, не нарушитель.

Лучшее время для фрирайда на южном склоне начинается с начала – середины февраля и длится до конца марта.

Научитесь определять координаты своего положения и отправлять их по мобильной связи.

Направляясь на катание перечитайте этот гайдбук. Сохраните его на смартфоне.

Службы спасения:

ГК «Роза Хутор»: +7 (862) 240-8911

ГТЦ «Газпром»: +7 (928) 456-0134

МЧС +7(862) 243-74-22

Служба спасения 112, если ваш оператор не в зоне действия, дозванивается с извлеченной сим-картой.

Желаю удачи! Всегда на связи! Ваш kuba

+23
0  
Адепт РХ    8 Октября 2019 (18:36)   #
Катаю Юга Розы со дня открытия - не нашёл ни одного места, которое невозможно проехать или объехать, единственное правило для неместных-не выезжать из леса у нижней станции Эдельвейс (стоят дебилы-погранцы) - сваливать немного раньше перед кафе... 
  • 209
  • 91
  • 82
0  
kuba    9 Октября 2019 (18:39)   #
ты фрирайдер 80-го уровня. продолжай ! :-)
0  
tsegorah    9 Октября 2019 (16:15)   #
Противоречивые мысли этот гайдбук вызывает.
Конечно не могу не согласиться с тем что тут написано, но вопрос в том как это будет использовано.
Не буду претендовать на абсолютную правоту, только мой опыт. Люди что понимают что такое фрирайд, не зная места и прочитав этот гайд, все равно будут аккуратно разведывать потенциально опасные места (я под такими понимаю все, где не чистое поле с хорошей видимость и понятно куда выводит).
А вот не примут ли  горе-фрирайдеры этот гайд как инструкцию что "вот там то можно катать, я чо, на ходах не могу что ли мочить!".
В общем по этой причине когда меня просят рассказать где можно покатать на розе вне трасс хорошо, я почти всегда говорю что прям хорошо будет с гидом)
А то было в этом году встречали пару раз сноубордистов около выката в сулимовский, которые очень хотели узнать как вернуться на трассу.

А еще, откуда треки с последней картинки? Любопытно уж.
  
0  
Дмитрий Лыжин    14 Октября 2019 (05:58)   #
Хорошая новость для фрирайдеров: новый подъемник разгрузит канатную дорогу "Эдельвейс" и катать можно будет без очередей
0  
legenda73    20 Октября 2019 (10:41)   #
Что же за страна такая, где спасатели работают при наличии у них свободного времени и "доброй воли"? Может это Уганда?
  • 209
  • 91
  • 82
0  
kuba    22 Октября 2019 (10:56)   #

Что же за страна такая, где спасатели работают при наличии у них свободного времени и "доброй воли"? Может это Уганда?

речь идет о спасательных службах горнолыжных курортов. Для них приоритет - территория курорта. А если что то случается где-то вне их зоны ответственности, то они дейтвуют по этому принципу. И если нет времени или личного состава передадут ваш сигнал в МЧС
  • 9
  • 1
0  
Владимир Зелигер    22 Октября 2019 (13:45)   #
Конкрентно мой случай двухгодично давности.
Успев с утра зацепить на сноуборде пару спусков наверху от эдельвейса и Крокуса с хорошей видимостью и простым возвратом на трассы, дабы даже не пытаться искать ручьи, или не ползти через лес, решил таки успеть зацепить и кусок типа единственной там маркированной внетрассовой трассы, и буквально за 300 метров до выката с неё взял да и остановился. Это была идиотская ошибка, сноуборд тут же закопался, двигаться было невозможно. И вот маркированная трасса надомной метров 150 и подомной метров 250, а я застрял, так и ещё стал спешить, тратить напрасно силы. Место популярное, мимо меня поехал народ, но ни у меня нет лопатки, ни у них. В итоге звоню спасателям, а мне ответ: "мол на трассах куча полашек лошариков, ты пока сам пооткапывайся, быстрей выйдет..." В итоге я отдохнул в снегу минут 15-20, Планомерно сантиметр за сантиметром откопал себя руками, освободил крепления, далее сделал вокруг как бы площадочку, понял, что сил уже нет, если вдруг не сдвинусь и снова закопаюсь, сел на доску и спустился как на картине про Суворова, переходившего с войсками Альпы. Реально, просто была бы лопата а не на тяп ляп, сделал бы всё сам как надо, а в итоге потерял 40 минут и пару кило, пока рыл рыхлый снег. И словил мега очередь, не успев свалить до её начала! Ещё 30 минут.
В общем главная проблема юга - это полчища мальчиков, тянущих за собой своих друзей и девочек, катающих не то что плохо в нетрасс, а делающих это так себе даже на них. Портят всю картину наверху, а потом творят хрень внизу. На гидов денег у них нет, или  жаба душит.
Лучше с гидом и на Альпику.
А если просто катать, то юг это ровно 1 час после открытия в любом случае, дальше кайфа нет. В плане внетрассового катания новый подъёмник скорее только сузит это время. А вот трассовое навреное станет чуть лучше, можно будет успеть захватить больше спусков за этот час-полтора, пока хоть красные не разбили трассы.
  • 18
  • 7
  • 5
0  
Mr.XX    22 Октября 2019 (16:48)   #

А мне лайтовый оффпист на Крокусе понравился...

 

 

5daf08ba06e71_DSCN1248.jpg