+7

Кавказский кластер стал ближе к земле

Николай Проценко Лента автора 30 Января 2015 (15:02) Просмотров: 2241 6
Как будет выглядеть горнолыжная карта Северного Кавказа через пять лет?
Ажиотажный спрос на курорты Красной Поляны, приключившийся на недавние праздники, наглядно продемонстрировал, что горнолыжную инфраструктуру, построенную к Олимпиаде в Сочи, не ожидает участь «белых слонов». Чтобы заполнить новые курорты российскими горнолыжниками, потребовалось не так много: всего лишь обвал курса рубля в полтора раза, после чего слово «импортозамещение» для многих обрело объективную реальность.

Масштаб этого процесса может стать значительно больше, учитывая горнолыжный потенциал республик Северного Кавказа, сопоставимый с Альпами, но на деле реализованный крайне слабо. Планы по строительству здесь курортного кластера в значительной степени остаются на бумаге, хотя в мае этому амбициозному проекту исполняется уже пять лет. Однако с тех пор в СКФО появился всего один новый полноценный курорт из примерно десятка запланированных – Архыз в Карачаево-Черкесии.

Впрочем, от планов по развитию туристического кластера государство не отказывается, и в ближайшие пять лет горнолыжная карта Северного Кавказа все же должна пополниться несколькими новыми объектами. Но рассчитывать, что здесь на глазах появится альтернатива Альпам, больше не приходится.


По-скорому не получилось
«Легко и быстро» - именно такие слова красовались пять лет назад на обложке спецвыпуска известного делового журнала, посвященного одной из республик Северного Кавказа. Нельзя сказать, что такая формулировка совсем уж выдавала желаемое за действительное: тогда, в 2010 году, в самом деле казалось, что стоит лишь как следует постараться – и Кавказ вырвется из ловушки отсталости. И если уж не легко, то сравнительно быстро. Среди прочего став при этом  горнолыжной меккой России.

Пожалуй, главным основанием для оптимизма тогда было то, что кризис 2008-2009 годов Россия прошла сравнительно безболезненно (а республики Северного Кавказа, если верить их руководству, его и вовсе не почувствовали). В отличие от незабвенного 98-го, государство не стало самоустраняться и быстро залило кризис деньгами, после чего и родилась уверенность в том, что если захотим – то сможем, благо деньги есть. Опять же, цены на нефть, ненадолго обвалившись во время кризиса, быстро вернулись в комфортную зону выше 100 долларов за баррель.
Поэтому планы пятилетней давности потратить в ближайшее десятилетие на новые горнолыжные курорты Северного Кавказа 450 млрд рублей (включая 60 млрд бюджетных средств) не выглядели воздушными замками. Тем более, что перед глазами был наглядный пример олимпийского Сочи, который уже показался из-под земли. Если в 2007 году, когда Россия выиграла право на Олимпиаду, немало комментаторов авторитетно утверждали, что никаких новых курортов в Сочи не будет, потому что все деньги разворуют, то спустя три года всем, в общем, стало ясно, что игры состоятся, причем на высоком уровне.  Это был важный момент: государство убедительно продемонстрировало, что может выполнять свои обязательства.   

Минуло пять лет. Ушла в прошлое сочинская Олимпиада, оставив после себя несколько новых горнолыжных курортов вполне европейского уровня. А вот в республиках Северного Кавказа с курортным строительством как-то не слишком заладилось. На начало этого года новые места для катания появились только в Карачаево-Черкесии (Архыз) и Ингушетии (Армхи), но это – капля в море в сравнении с первоначальными планами.
И только, наверное, самый отъявленный мечтатель сейчас может утверждать, что спустя еще пять лет Северный Кавказ все же станет пресловутой горнолыжной меккой. В этом и есть принципиальное отличие нынешней ситуации от той, что была пять лет назад: рассчитывать на «легко и быстро» уже не приходится. Скорее уж наоборот – медленно и печально, учитывая «вновь открывшиеся обстоятельства» - западные санкции, обвал рубля, падение цен на нефть и прочие нежданные радости жизни.
Прошлый год.Открытие Армхи. Танцы, музыка, но снега так и не упало. - jul
Хотя, казалось бы, именно сейчас – самый подходящий момент для горнолыжного импортозамещения. Из-за резкого взлета курса доллара и евро европейские курорты для многих стали недоступны, и горнолыжники Москвы и Петербурга отреагировали на это вполне предсказуемо, проголосовав рублем за Красную Поляну. Нет никаких сомнений, что столь же ажиотажный спрос ожидал бы и новые курорты в республиках Северного Кавказа, будь они построены по первоначально намечавшимся графикам.
Но этого не случилось, а благоприятный момент для больших инвестиций, в первую очередь, государственных упущен: чиновники уже давно не скрывают, что для казны настали тяжелые времена, в том числе и для курортных проектов. В июне прошлого года, выступая в Совете Федерации, вице-премьер российского правительства Александр Хлопонин, в недавнем прошлом полпред президента на Северном Кавказе, сообщил, что первоочередную господдержку получать только три курорта: Архыз, Эльбрус (Кабардино-Балкария) и Ведучи (Чечня). 
Это вполне можно считать базовым сценарием прогноза на ближайшие пять лет. Негативный сценарий в таком случае будет предполагать, что в сравнении с сегодняшним днем горнолыжная инфраструктура Северного Кавказа вообще не получит никакого развития, ну а оптимистичный – если к трем приоритетным курортам, названным Хлопониным, добавится еще хотя бы один реально действующий. Но о планах еще трехлетней давности, когда количество курортов рамках туристического кластера приближалось к десятку, на ближайшие годы явно придется забыть.

Главный положительный момент во всей этой истории заключается в том, что государство стало мыслить более реалистично, потому что первоначальные наполеоновские планы быстро уткнулись в клубок давних земельных и межэтнических конфликтов. Идея «начать с чистого листа» на Кавказе явно не сработала – и хорошо, что власти это быстро поняли. После скандальной отставки «отца-основателя» курортного кластера новое руководство ОАО «Курорты Северного Кавказа» не раз подчеркивало: главные трудности в реализации проекта связаны с землей. Это и есть главная причина того, почему не получилось «легко и быстро».

Архыз: заявка на «народный курорт»

Наиболее оптимистично сейчас выглядят планы по развитию Архыза – «первенца» в новом поколении северокавказских курортов. Правда, планы его строительства появились еще задолго до появления проекта туристического кластера, а ввод в эксплуатацию первой очереди первоначально планировался еще в 2009 году. В действительности это произошло только в конце 2013 года, на данный момент построено всего две канатные дороги и две гостиницы.
Но у Архыза есть принципиальное преимущество в сравнении с теми курортами Северного Кавказа, которые пока остаются на бумаге. Это – живой инвестор, екатеринбургская группа «Синара» миллиардера Дмитрия Пумпянского, которая еще в 2006 году объявила о намерениях построить в Карачаево-Черкесии новый курорт и свои обещания сдержала.   
Две раздельных очереди и громадные  планы их множить.

Два важнейших плюса Архыза в сравнении с той же Красной Поляной – умеренная ценовая политика и рельеф, вполне подходящий для начинающих, что предвещает Архызу репутацию «народного курорта». Для сравнения, на новогодние даты однодневный ски-пасс в Архызе стоил 1300 рублей, а на «Розе Хутор» - 2500. Если после того, как в Архызе появится больше трасс и подъемников, цены на ски-пассы резко не вырастут, у Красной Поляны действительно появится серьезный конкурент в сопоставимой весовой категории. Согласно проекту, на выходе в Архызе должно быть построено 69 подъемников и 270 километров трасс.
Объективно слабое звено Архыза – транспортная доступность. Близлежащий к курорту аэропорт находится в Минеральных Водах, при очень хорошем раскладе минимальное время на дорогу – три с половиной часа. Планы построить новый аэропорт поближе руководство Карачаево-Черкесии вынашивает уже много лет, но пока это только намерения. Тем не менее, после недавней реконструкции аэропорта в Минеральных Водах цены на билеты из Москвы на этом направлении резко снизились, что делает поездку в Архыз весьма доступной для многих столичных горнолыжниках. А жители близлежащих регионов юга России легко добираются до этого курорта на машинах и автобусах.

Эльбрус: не зарастет к нему народная тропа

Главный козырь Приэльбрусья хорошо известен: это отличные возможности для экспертного катания, прежде всего на склонах Чегета – возможно, это самые сложные трассы во всей Европе. К плюсам курорта также относится хорошо развитая гостиничная инфраструктура: выбор размещения весьма достойный, хотя ни федеральных, ни тем более международных отельных сетей здесь так и не появилось.
Основное слабое место Приэльбрусья – крайне медленное обновление собственно горнолыжной инфраструктуры. За последние десять лет здесь появилось только две очереди новой канатной дороги на Поляне Азау, сейчас идет строительство третьей очереди, а на Чегете подъемники до сих пор остаются старые, доставшиеся в наследство от советских времен.
Высокогорный приют Leaprus. Новая достопримечательность Эльбруса.

При этом две зоны катания по-прежнему оторваны друг от друга, хотя мастер-план развития Приэльбрусья предполагает, что  они будут соединены между собой, а общая протяженность трасс на Чегете и Эльбрусе в перспективе составит более 84 км. Кроме того, новой зоной развития курорта должен стать северный склон Эльбруса – урочище Джилы Су, к которому за последние годы была построена дорога от Кисловодска.
Но когда все это произойдет, сказать сложно. В отличие от Архыза или «Розы Хутора», в Приэльбрусье нет «якорного» инвестора, поэтому первым номером в развитии инфраструктуры приходится выступать госкомпании «Курорты Северного Кавказа»: из 44 млрд рублей, которые планировалось инвестировать в курорт в течение ближайшего десятилетия, половина приходилась на государственные средства. Впрочем, Приэльбрусье – место «намоленное», и при любом развитии «народная тропа» российских горнолыжников сюда не зарастет. К тому же в последние месяцы здесь активно ведется обустройство трасс, что делает катание в Приэльбрусье комфортным не только для экспертов.

Ведучи: кавказская VIP-резервация

Чечня не была включена в первоначальную версию туристического кластера Северного Кавказа, в связи с чем глава этой республики Рамзан Кадыров быстро развил на поле туризма невиданную активность. Всего через несколько месяцев после того, как проект кластера был заявлен российским правительствам, близкий к Кадырову бизнесмен Руслан Байсаров сообщил о намерениях построить в Чечне нечто вроде собственного Куршевеля, и вот теперь эта инициатива стоимостью более 18 млрд рублей оказалась в числе трех курортов, претендующих на первоочередную поддержку властей.
Праздник анонсирования начала строительства Ведучи.

Правда, сам чеченский курорт пока существует только на бумаге – ожидается, что первых гостей он примет в конце 2016 года. В конце прошлого года был утвержден план обустройства курорта, а для начала активного строительства требуется завершить создание подводящей инфраструктуры. Но даже когда «чеченский Куршевель» будет построен, он вряд ли станет курортом для массового отдыха типа Архыза или Домбая – и дело тут не только в известной специфике Чечни.
Судя по мастер-плану, Ведучи задумывался как резиденция, ориентированная на туристов VIP-уровня, например, гостей Рамзана Кадырова из арабских стран, которые часто бывают в Чечне. Об этом говорит хотя бы то, что на курорте планируется построить пять шале в национальном стиле площадью по 800 кв. м каждое, а также гостиница, где 60 номеров будут иметь категорию 5 «звезд», 160 – 4 «звезды», а в остальных 300 «трехзвездных» комнатах можно поселить, скажем, многочисленную охрану и прислугу высоких гостей. В общем, получится некое подобие мифа о Куршевеле, как и было сказано.
Находчивые пиарщики застелили склоны белым.

Это, конечно, вовсе не означает, что Ведучи будет закрыт для простых смертных – обычных туристов, желающих своими глазами увидеть такую экзотику, как чеченский горнолыжный курорт, явно будет немало. Но здесь возникает все тот же фактор транспортной доступности: из Москвы или Петербурга добраться до горнолыжного «сердца Чечни» значительно сложнее, чем до той же Красной Поляны. Хотя для местного населения и жителей близлежащих Ингушетии и Дагестана Ведучи, не исключено, станет весьма привлекательным местом поездок на отдых, так что одними «випами» здесь явно не обойдется.

И др.

Обещания щедрой господдержки быстро перевели все разговоры о развитии горнолыжной инфраструктуры Северного Кавказа в плоскость распределения средств из казны специально уполномоченными людьми, но при этом нельзя забывать и о тех курортах, которые давно существуют без какого-то особенного внимания властей. Их на Кавказе не так много, но в целом это вполне успешные проекты - созданные еще в советские годы Домбай в Карачаево-Черкесии и Цей в Северной Осетии, а также появившиеся уже в наше время Чиндирчеро (Дагестан) и Мара (Карачаево-Черкесия).  
То, что ставка на мегапроекты явно не сыграла, объективно играет на руку этому «второму эшелону». Например, пять лет назад были опасения, что появление такого крупного курорта, как Архыз, поставит под вопрос будущее близлежащего Домбая. Однако строительство Архыза идет не так быстро, как ожидалось, так что Домбай свою публику не потерял, а с учетом новых реалий, в которых оказался российский туристический рынок, за перспективы этого «ветерана» можно не переживать.
Старый и, возможно, добрый Домбай.

Начавшееся горнолыжное импортозамещение повысит интерес и к другим кавказским курортам, не вошедших в поддерживаемый государством кластер, но сейчас для них принципиально важно создать условия для быстрого роста. На предыдущем этапе этого сделано не было, но именно сейчас самое подходящее время.

Николай Проценко, заместитель главного редактора журнала «Эксперт ЮГ» специально для SKI.RU

Фотографии и подписи - jul
 
 
+7
0  
Лесничий77    30 Января 2015 (23:38)   #
Последняя фотка  "10 лет спустя" и "15 лет спустя" без изменений....
0  
lobzig    31 Января 2015 (09:56)   #
Ну почему же? Как минимум, за крайние 10 лет новые подъемники построили. Но в целом, да, инертно как-то все...
0  
Лесничий77    1 Февраля 2015 (21:30)   #
Да я к тому, что у меня пару фоток таких же, с того же ракурса и поляна 4 очереди с кафешками и рынком... не вижу яка "Машу".:)
 
0  
JIAY    2 Февраля 2015 (10:20)   #
В Домбае больше ничего не поменяется, пока не будет единого хозяина. Каждый бугель, подъемник, снегоход, ратрак, принадлежит разным людям. Хочу пускаю подъемник, хочу нет. Ратраки и снегоходы отдельная песня. Беспорядочная застройка на Домбае, и скилет гостиницы "Аманауз" вообще жесть!  
  • 3
  • 1
0  
Николай Проценко    2 Февраля 2015 (11:20)   #
2JIAY. Идея сделать единого хозяина в Домбае хорошая, но практически невыполнимая - слишком много там интересов переплетено, и если начинать распутывать все, что там натворили в земельно-имущественных вопросах за последние 20 лет, может уйти еще столько же - и без гарантий результата. Поэтому наиболее оптимальный вариант - улучшать там базовую инфраструктуру: дороги, электричество, газопровод и т.д., чем, собственно, руководство КЧР понемногу и занимается. Главное, что Домбай не теряет клиента, и к тому времени, как Архыз полностью построят, там, возможно, произойдут некие качественные улучшения. 
+1  
JIAY    2 Февраля 2015 (11:48)   #

Николай Проценко   пн. 2 Февраля 2015 (11:20)   #

Главное, что Домбай не теряет клиента,

Я на Домбае уже два сезона не катал, и не тянет. Так что, одним клиентом меньше! smiley