Кто улетает из Кировска 28 апреля?... 21 Апреля 2024 - 28 Апреля 2024 Россия, Кировск
Кировск с 18 по 24 апреля 18 Апреля 2024 - 24 Апреля 2024 Россия, Кировск
Ищу с кем разделить трансфер аэропорт... 22 Апреля 2024 Россия, Кировск

Кировск от фрирайда до карвинга или 18 лет спустя

Веня Лента автора 6 Апреля 2023 (10:37) Просмотров: 2299 16
Первый раз я поехал в Кировск в 2005 году, т.е. 18 лет назад в компании со своим другом Серёженькой Б. Мы тогда были молодыми сноубордистами, опыт катания составлял целых 2 сезона, но в эти сезоны уже были вписаны «большие горы» (2 раза) – Эльбрус, после которого вектор дальнейшего нашего развития был однозначен – фрирайд! Поэтому, когда в чахлом интернете тех лет на одном из форумов я нашёл программу с загадочным названием «backcountry в Хибинах», пазл сложился – едем!

2023: В этот раз в компанию для Кировска мне составляют жена и дочь: Аня и Даша, первая за годы катания познала на себе почти все экстремальные места Сибири (Геш, При, Лужба, Междуреченск), вторая имеет опыт даже меньше нашего с Сергеем на момент поездки – 10 уроков с инструктором. И, да – едем мы отнюдь не за пухляком и дичью, едем за резанными дугами… За годы прошедшие с первого посещения Кировска я успел сменить несколько фрирайдных досок и каждая была на склоне в сумме не больше месяца. Горы от нашей «деревни» далеко, а местная горка 200 метров в длину, хотя имеет креселку и ратрак в активе, поэтому решено изучить карвинг в северную школу сноуборда «Петельки.про».

2005: плечо Брянск-Москва я не помню, Москва-Апатиты ехали плацкартом. Уже в вагоне выяснилось, что у Сергея температура и т.к до эры ковидлы было далеко, он выпил 100 грамм спиртного, натянул шерстяные носки грубой вязки и завалившись под 2 одеяла проспал всю дорогу.

2023: атакуем Кировск с воздуха, благо там теперь есть аэропорт. Перелёт прошёл буднично, багаж удалось забрать быстро, поэтому в город Кировск нас повезла маршрутка, вполне комфортабельная и тёплая. Снега вокруг много, но дороги вычищены хорошо. Цена вопроса составила 750 рублей за троих с багажом. Таксисты просили за тот же маршрут от 1000.
За окном промелькнули Апатиты, вполне современные на первый взгляд с «таблами» на остановках и сетевыми магазинами на каждом углу.
Вот и Кировск. «Наше» жильё в 100 метрах от конечной автобуса и в 200 м. от подъёмника – удобно.

2005: от жд станции нас вёз Москвич 412, при этом ехал он левыми колёсами по дороге, а правыми по обочине. На наш вопрос: «Зачем?!!!», водитель пояснил, что резина шипованная только на правой стороне, потому как на обочине снег рыхлый, а те колёса, что по центру они без шипов, потому как центр чищен и шипы вываливаются! При этом, драйвер утверждал, что все так ездят, приводя в пример встречные пепелацы!
Жили мы в тот раз на факультете МГУ где-то в районе 25 км., до самого здания Москвич доехать не смог – застрял в снегу, пришлось таскать вещи на горбу, а потом ещё откапывать и толкать машину.

2023: снега много и в этот год, но дороги чистые, тротуары и дворы тоже позволяют перемещаться без проблем. Ключ от квартиры ждал нас под ковриком (классика). Наскоро покидав вещи идём за покупками.
Недалеко нашлась «пятёрка» нфаршированная летевшими с нами в одном самолёте. Цены почти как дома, дороже только фрукты-овощи и местное мясо.
Вернулись домой, раскидали вещи, приготовили ужин и сели наблюдать из окна, как с БигВуда уходят на вершину вагончики канатки: ц-и-в-и-л-и-з-а-ц-и-я…

2005: после откапывания такси и отправки его шипастой половиной по обочине домой, обживаемся на новом месте. У нас в распоряжении студенческое общежитие, пустое в связи с несезоном и холодное, как ледяная избушка. 2 комнаты – в одной спальня с 4 кроватями, выбирай на вкус, в другой кухня с электрической плитой и снегом на подоконнике. Магазины и другие блага цивилизации в городе, рядом ничего. Зато утром, обтираясь снегом у крыльца можно было откопать лайку, они спали прямо в сугробе, или градусник – его «хозяин» базы выкладывал для замера температуры, помимо общежития здесь же действующая метеостанция.

2023: утро нулевого дня, школа начинается завтра, а сегодня день на раскатку, но сперва надо взять Даше лыжи в прокате. Прогулка по утреннему Кировску не легла на кальку города из прошлого, потому как видел я его 2 эпизодами: бар в городе, где мы уже познакомившись с другими участниками программы про…теряли экшен-камеру и катанием на БигВуде, ещё старом. Нынче Кировск это засыпанный снегом по первые этажи городок с ноготок, обойти который можно за полчаса.
Взяв лыжи и отмечая по дороге пункты интереса в виде сувенирных и продуктовых, идём на гору.
Нынешний БигВуд состоит из 2 частей: северного склона с канаткой в виде вагончиков и закрытой креселки одновременно и южного – со швабрами и тарелками. Сегодня катаем «север». Трасс достаточно, людей тоже, но очереди на подъёмник как таковой нет, уклон хороший, но ширина позволяет ехать без особого напряжения.

Для раскатки съехали по 4-5 раз и к дому, греться и есть. Температура на улице -6, но ветер почти сразу выдувает всё тепло, через малейшие щёлочки – стоять не вариант.
Вечером ж.половина команды пошла в бассейн, я же остался дома в тишине и покое.

2023 день 1: собирались долго, уже выйдя оказалось, что Аня забыла наколенники, потом была заминка с оплатой абонементов. В итоге на первое занятие мы опоздали. «Штаб» школы расположен на «югах» в подвальчике кафе, пока мы добирались – занятия уже начались, наш учитель – Андрей настраивал ребятам снаряжение – меняет углы креплений, наклоны хайбэков, попутно объясняя что и зачем.
Дошла очередь до нас. Скептически осмотрев наши JonasЫ и Бёртоны, Андрей быстро выставил нужные углы и мы, взявшись за руки пошли на первый урок.
На улице солнце и ветер, причём сцуко – всегда в лицо, как не повернись. Обучение начинаем с бугеля, в Кировске он примечателен своей протяжённостью в несколько километров, тянет неспешно, позволяя обозревать окрестности, главное не зевать – чуть расслабишься и сход с трассы обеспечен.
Обучение построено на интенсивной смене заданий. Учитель объясняет технику, рисует, или показывает схему, демонстрирует проезд и ждёт пока ученики по одному пытаются повторить. У каждого на радиостанция, через которую по ходу выполнения поступают ЦэУ. Каждый проезд фиксируется камерой.
Как и предполагалось – всё плохо. Техника моего катания далека от того, что похоже на резанное ведение. Ошибка на ошибке, а упражнения с каждым спуском меняются. Как всё удержать в голове?! Вес на заднюю ногу, плечи параллельно доске, не маши руками, носки на себя, дави пятками, колено к склону…Выполняя один элемент забываешь про другой в итоге переходишь на то, что закатал за годы – всё не так. «Мочало – начинаем всё с начала!»
Первый день пролетел быстро, не смотря на то, что в «классе» половина учеников уже проходили курс – нападались все от души, но без травм – скорости почти нет.
К концу дня поднялся ветер и подъёмники остановили, для возвращения на «нашу» строну горы пришлось искать такси, а с этим явная проблема. Яндекс выдал бодрые от 1000 и ожидание от часа! Прозвон по многим местным операторам тоже ничего не дал – либо нет машин, либо они не готовы везти 3-х человек с горнолыжным инвентарём!!! Как так? На горнолыжном курорте зимой нет машин, готовых перевезти 2 доски и лыжи… Через примерно полчаса звонков, чудом подсели к ребятам, которые заказывали машину много заранее и за 700 рублей с компании нас довезли до нужного места.
Вечером мои девчонки снова убежали в бассейн, а я завалился на диван перед телевизором.

2005: проблема такси и доставок нас не интересовала, жили мы на отшибе, раскатывали соседние горки, на которые забирались пешком, Вечера проводили за просмотром видов из замёрзшего окна, ужинали под гитару, слушали лекции заведующего научной базой по топографии Хибин, ни какого тебе интернета, телевизора и телефонной связи, как сказали бы сейчас – «лампово».

2023: день 2, упражнения нарастают как снежный ком, перестают пытаться что-то запомнить и применить, работаю только над конкретным заданием.
Как всё-таки прихотлива жизнь: в 2005 впервые попав в Хибины я имел за плечами неделю обучения в «Канте», 2 коротких поездки на Эльбрус, 2 выхода по 3 дня на фрирайд там же и стойкое желание кататься только внетрасс. Желание это не было подкреплено ни техникой катания, ни снаряжением и держалось только на самомнении. В Хибинах мы впервые увидели биппер и лавинную лопату со щупом, здесь же пройдя 20+ километров на снегоступах мы раскатали вершины с непроизносимыми названиями, здесь же стало ясно, что наш уровень -100 и съехать с любого уклона больше 25º мы можем только словив «молоток»! Именно после той поездки в Кировск я купил себе нормальный фрирайдный сноуборд, прошёл лавинные курсы и много что пересмотрел в технике.
И вот опять, спустя 18 лет я понимаю, что мой уровень катания 0, и спуститься с местной К2 не «метя» хвостом является для меня невыполнимой задачей. Ну что, же как писал Пелевин: «we always go back to basics» (с)
Весь второй день Андрей грузит упражнениями, мы пытаемся их выполнить, он корректирует, снимает на камеру, солнце светить, ветер дует…
На удивление «класса», хорошо получается у Ани, хотя она и причитает после каждой паузы, ошибок у неё много меньше и прогресс виден. Для повышения качества она даже решает взять у Андрея доску, более подходящую к процессу, чем её Jones.
Темнеет и нас распускают по домам. На наше счастье сегодня подъёмники работают и квест с такси решать не надо.
Перебираемся с южного склона на северный, где нас встречает потрясный вид на Кировск от «Шайбы», в хлам разбитый склон и толпа людей. Что они так любят севера? Видимо комфорт подъёма в закрытой кабинке перетягивает удовольствие от катания 

2005: тогда у нас тоже была «школа» - первые пару дней гиды оценивали нашу технику и мы катали то, что рядом. Первый день катали Кукис, погода была пуржистая, мело так, что отстав от впереди идущего на 10 метров ты терял ориентиры. На втором подъёме наш гид Миша сообщил, что где-то на вершине «потерялась» группа иностранных лыжников, и если кому попадутся англоговорящие Ети, надо их отправить вниз. Через пару минут, как по заказу из снежной пелены на нас выходит огромный парень на лыжах в красном комбезе. На вопрос гида: «Дую спик инглишь?», он почти без акцента ответил: «Yes of course, а х@ли толку?!!!». Лыжник оказался наш «в доску», спасённый на вершине Кукиса, он потом прошёл с нами всю экспедицию.

2023: всё ночь за окном гудел буран, с утра подъёмники стартовали позже обычного, зато вокруг трасс подсыпало целины, но смотрим на это великолепие только проезжая мимо на бугеле – нас ждёт вельвет, мы «карверы» ;)
День, как под копирку похож на предыдущей – катаем упражнения, пытаясь изобразить что-то похожее на резанное ведение, к уроков вроде что-то начинает вырисовываться.
Однако, вечерний просмотр отснятого материала разбил мои надежды на прогресс. Лишний раз убеждаюсь насколько важен «объективный контроль», по ощущениям я уже «ложусь» на склон, а по факту всё также «втыкаюсь рогами», гну спину и мету хвостом…да, похоже придётся остаться на второй год.

2005: спустя 3 дня подготовки через перевал Рамзай мы уходит в долину реки Белая, где нас ждёт домик из натянутого на каркас брезента, поля целины, северное сияние и некатаные вершины, на которые ещё предстояло взойти.

2023: после первого посещения Хибин я считал Кировск очень холодным местом, температура тогда держалась от -15 до -28, было холодно и солнечно. В этом году всё наоборот: на градуснике -6, постоянный ветер и резкая смена от солнца до пурги. Как говорят местные это нормальная (обычная) погода для этих мест. Сегодня она [погода] прогнала нас с БигВуда. Ветер и туман не дают кататься – видимость 0. Однако, у нашего учителя в запасе есть «секретный спот»: небольшая горочка в Аапатита – Воробьиха. Это вотчина горнолыжной школы из Апатит. Уклон там небольшой, ратрачат её снегоходом и вельвет мягко говоря не идеальный, зато на горке только наш класс и почти нет ветра. Удобства на горке застыли во временах СССР: вагончик с партами для переодевания и отдыха и простенький бугелёк из двух очередей, активно мажущий тросом наши яркие куртки, но всего за 200 рублей с человека за день – грех жаловаться.
На Воробьихе Андрей подготовил нам новое испытание – фронтальные укладки правда, учитывая уровень карверов, каждому выдано по ватрушке, её роль как у подушки безопасности в автомобиле – ложимся на склон на неё. ПЗДЦ!!! Спустившись первый раз я думал, что эту вершину мне не взять, но после 6-7 повтора что-то похожее на укладку вроде стало получаться, хотя и силы закончились тоже. У одноклассников дела идут много лучше, завидую…
После таких физических и духовных усилий всем классом идём в распиаренный ресторан «Гамарджобат», на фоне усталости все обобрались и… обожрались.

2005: целина и безлюдие, единственное, что роднит Воробьиху и долину реки Белая. Наш быт прост: еда 2 раза в день, утром каша с солью (поддержи водно-соляной баланс), вечером застывший до каменного состояния сыр и что-то горячее. Тепло в домике-палатке генерировала печурка размером с 5-ти литровую канистру, вещи сушили где придётся, особо хитрые обматывали носками трубу от чего они горели и смердели. Спали тесно прижавшись друг к другу не снимая белья и курток. Зато каждый вечер после ужина выходя на трескучий мороз ты застывал как соляной столб не в силах оторвать взгляд от пейзажей вокруг: чёрные ёлки на фоне северного сияния, белизна снега и т-и-ш-и-н-а…

2023: в этом году сияние тоже было, но воочию увидеть его не удалось, зато Андрей сфотографировал и скинул его в группу – 21 век ни какого романтизма 
Крайний день обучения, экзаменов (ОГ, ЕГ) не предусмотрено. Погода опять капризничает, с каждым спуском метель выжимает нас ниже и ниже к подъёмникам. Мы уже спустились до бэби-лифта, но и здесь едешь почти на ощупь. Снова бежим от непогоды на Воробьиху. Сегодня здесь другой сторож и трасса просто засыпана несколькими сантиметрами целины, катаемся по лайту, но и в целинном проезде Андрей находит место для упражнений – заставляет «мести» передней ногой…Боже…

2005: раскатав склоны вокруг нашего временного пристанища тропим в общагу. Несколько часов в снегоступах и мы «дома», оказывается тут тепло! И душ в гараже это не наказание, а подарок, воистину – всё познаётся в сравнении. Часть команды не удовлетворившись горячей водой едут в городскую баню, где им почти из подполы продают дубовые веники с желудями! Местный эксклюзив, откуда вообще в тундре дубы?

2023: самолёт у нас в 18-30, школа закончилась, но желание кататься осталось (не у всех). Не смотря на здравый смысл и ветер Аня идёт на склон, Даша, как более благоразумная – спит, а я в городскую баню. Всех, кроме Даши ждёт разочарование: на склоне ветер и задутый снег, в бане нет веников с желудями.
Сдав квартиру коврику (ключ под него), едем на маршрутке в аэропорт. По дороге постоянно пытается открыться задняя дверь, к которой мы прислонили наши баулы, приходится держать её за петлю руками. Странно, но за проезд из города в аэропорт взяли дополнительно за багаж, как говорится: «вход рубль, выход – два».

Круг замкнулся. Кировск 2018-2023.
ALEX3M    6 Апреля 2023 (10:49)   #

Как за 18 лет не научиться ехать на канте- большая загадка!)))

Gosha    6 Апреля 2023 (11:41)   #

Так фрирайд.:)

Ирина_С    6 Апреля 2023 (12:08)   #

Как за 18 лет не научиться ехать на канте- большая загадка!)))

не бухти)) у всех свой предел совершенства. кто то не падает- и хорошо, кто то супер едет а все не доволен.

Ирина_С    6 Апреля 2023 (12:20)   #

Отчет клевый! Особенно формат ретроспективы. С удовольствием прочитала. Ох этот юношеский максимализм, море по колено, суровые фрирайдеры. Ну хоть два выезда на Эльбрус было. Я первый раз в Кировск приехала вообще без всего- уже в прокате решила что буду бордером, только потому что 5 человек передо мной хотели быть лыжниками))).

И про укладки знакомо. Ватрушечки у вас в руках это чтоб на склон не боятся ложиться? Оригинально. Эх.. у нас такого не было. Нам просто говорили "решил идти на склон- иди. Не рефлексируй". Ох сколько синяков набито было, да штанов стерто)) У меня даже на одних штанах кусок линолиума на бедре пришит был, еще до внедрения в широкие массы сурэла.

Словом отличный отчет. Уж казалось бы про Кировск писано-переписано, а тут прям зацепило!

EugenK    6 Апреля 2023 (12:23)   #

Хороший рассказ.

Веня    6 Апреля 2023 (14:31)   #

Спасибо, за положительную оценку, старался передать, то, что было на душе в этой поездке!

BigMax    6 Апреля 2023 (16:11)   #

И я там был, мед пиво не пил, но участвовал в этой школе, было круто и душевно, честно сказать :-) отзыв огонь

-=Shurik=-    7 Апреля 2023 (00:02)   #

Осилил только по по диагонали. За 18лет кататься можно даже зайца на сноуборде научить. С теми, с кем я катался в 2005 и кто с тех пор регулярно ездит в горы могу хоть с пика ленина спуститься, еще не встречал людей, кто за такой срок не освоил снаряд на высоком уровне, кроме отдельных особей женского пола, которым это и не надо

Игорь163    7 Апреля 2023 (09:28)   #

Хороший отчет, честный и интересный

kuba    10 Апреля 2023 (08:50)   #

С лыжниками аналогично - люди ездят десятками лет как Бог на душу положит. И переучиваться ездить правильно - тоже большая проблема

avto    10 Апреля 2023 (09:05)   #

Значит, везло. Если вижу владеющего сноубордом на высоком уровне, то или гид, или инструктор,

Volk1    10 Апреля 2023 (16:20)   #

Вопрос в том что такое правильно.  Этот вопрос здесь за 10+ лет так и не решили.

avto    10 Апреля 2023 (16:42)   #

ГЫ

Спацмены решили. Правильно это они красивые на цехе. Остальное ацстой! smile.png

Еще вариант правильного это фанера не менее 120 в талии, бипер, щуп, лопата, верная подруга rolleyes.gif "Это фрирайд, детка"smile.png

Volk1    10 Апреля 2023 (16:51)   #

Линия партии описана правильно.

Но есть как всегда отщепенцы,  клавшие болт как на ту линию партии, так и на все остальные линии.

BadSanta    10 Апреля 2023 (20:21)   #

Классный отчетец, зацепило! Я все удивлялся, откуда на склоне так много красиво катящих доскеров, и мягких и жестких, сроду столько в одном месте не видел. А оно вот оно как, оказывется)

Я, к слову, отметил 40-летие своего первого приезда в Кировск. Правда, материалов никаких от той поездки не осталось, увы.

кенга    13 Апреля 2023 (10:39)   #

Спасибо за хороший рассказ))) это больше, чем отчет