Прямой эфир

Школьные каникулы в Европе сезон 2018-2019
С 22 февраля по 5е января? Это как?
Gosha 22.07.2018
Ключ к технике резаного поворота
Рожденный ползать летать не может Может, но Судьбе выкрутить ласты придётся Вчера вот пытался бегом...
selfit57 22.07.2018
Горы! Зима! Лето! Попутчик найдись! Июль 2018 Красная Поляна
Кайтсерфинг на Бугазской косе (15-23... 15 Сентября 2018 - 23 Сентября 2018
Откроем сезон пораньше. 5 Ноября 2018 - 9 Ноября 2018

Кубок России по фрирайду на Мамае

Храбовченко Владимир, Лента автора 15 Декабря 2017 (12:14) Просмотров: 1474 0
Субъективный взгляд изнутри на то, как все прошло.
 

Принимал участие в Кубке в качестве приглашенного эксперта по лавинной безопасности и хотел бы поделиться впечатлениями. 

Ранее участвовал в качестве судьи в проведении соревнований по сноуборду от краевых первенств до Кубка мира и Олимпийских игр. Доработался до звания судьи 1 категории. Поэтому было интересно применить имеющийся опыт к соревнованиям по фрирайду.

За ходом российских и зарубежных соревнований, наверное, как любой фрирайдер, слежу внимательно и теоретически порядок проведения соренований был понятен. Для полного понимания роли гидов в проведение стартов - вот ролик от FWT.

На Мамай мы с судьей по сноуборду и победителем российских фрирайд-стартов Павлом Львовым прибыли в 14.00 воскресенья 3 декабря за 2 дня до начала Кубка. Разместились в зимовье у гостеприимного Ивана Неделько и сразу отправились по заданию главного организатора Евгения Дьячева осматривать склоны для квалификации. Начали с места квалификации прошлого года - горы Кедровая. Поднялись под гребень,


сделали компрессионный тест и спустились обратно на приют.


На следующий день пошли на вершину Мамай Истиный через Бурятский цирк. Опять шурф и тест. Спустились под Мамайские скалы и на обед вернулись в зимуху. В этот же день спустились еще и с Мегадудки (Мегаканавы). По ходу просмотрели и прокатили еще один склон, который через пару дней наметили на квалификацию.


В первый день заезда участников Кубка России Mamay First Snow пошли с участниками разминаться и снимать видео/фото в лесу на Кедровой.


Для координации процесса с видео и фотооператорами, постоял выпускающим и замыкающим.  Сьемки прервались спасработами. Одна из участниц еще не начавшихся соревнований, катаясь в своей группе, повредила колено. Иммобилизовали, приложили холод и оперативно доставили в зимовье. На следующий день пострадавшую доставили в Иркутск, что само по себе, учитывая удаленнось ущелья, нетривиальная организационная задача. 

После обеда этого же дня поднялись маленькой группой прорайдеров над нашим зимовьем на склон Передовой и катнули классный лес под свежему снегу. 



Вечером, после метеонаблюдений на временно организованной метеоплощадке, провели судейский брифинг с обсуждением вариантов склонов для квалификации и финалов.

На следующий день идем в Северный цирк. Снегопад продолжается третий день. На южных склонах Сторожевой видны следы схода свежих лавин. В цирке у подножия Мамая Восточного копаем шурф полного профиля, проводим наблюдения и делаем компрессионные тесты. Для участников лавинного семинара это мастер класс по оценке стабильности снега.


Затем поднимаемся на гребень и копаем шурф там. На гребне снега гораздо меньше и до глубинной изморози всего 1.5 м из которых 50 - это свежевыпавший снег.

Вечером открытие соревнований, брифинг с участниками по лавинной ситуации и жеребьевка.


Квалификацию решили проводить на новом склоне с разнообразным рельефом и тремя секторами для спуска разной сложности. Склон заприметили еще во время выхода на Мегадудку и главному судье Виталию Ильиных он понравился разнообразием вариантов проездов. Николай Пиотровский и Павел Львов одобрили его по наличию интересного рельефа для дропов. Участникам склон также понравился, о чем они не преминули сообщить во время и после стартов. Главное, что это было новое место. Ибо многие полагали, что квалификация опять будет на Кедровой и усердно накатывали проезды по ней. 

В пять утра были уже на ногах и рассвет мы встречали в снежном двухметровом шурфе. После тестов ликвидировали шурф  обратной засыпкой и выдвинулись к старту на гребень.


Со старта сделали проезды основных вариантов спуска и убедились в стабильности снега. В этом месте хочу поблагодарить коллег - гидов откликнувшихся на просьбу рассказать о лавинной обстановке в районе и посоветовать склоны для соревнований. Витя Захарин, Слава Шаповалов, Костя Заздравных, Сергей Климов, большое спасибо!

Глядя на вереницу поднимающихся участников, подумалось, что соревнования по фрирайду это "ужас" лавинщика/спасателя.


Сотня агрессивных фрирайдеров вместо спокойной безопасной линии выбирает самую сложную и агрессивную, дропает на склон со скал повыше.


Утешает, что ехать стараются максимально быстро и без траверсов.


Наблюдая за проездами любителей, пришел к заключению, что для попадания в первую десятку любителей надо ехать быстро, преимущественно открытыми дугами на уклоне до 35 градусов, уметь сходу читать рельеф и находить свою линию, надежно приземлять дропы до 3 м. Понятно, что такие способности требуют длительного наката в трассе и вне трассы, тренировок в парке, на батуте и офп.
Также примечательно, что мои ожидания о лавинной подготовке спортсменов были несколько выше. На жеребьевке на вопрос "Кто знает что такое бипер-чек ?"


подняли руку меньше половины участников. А на "Кто сегодня перед катанием проводил бипер-чек?" - не более трети. Даже среди экспертов были участники не имеющие собственного лавинного снаряжения и/или опыта тренировок с ним. Поэтому, на мой взгляд, лавинный семинар на этапах Кубка и в дальнейшем мог бы стать весьма актуальным обучающим мероприятием для любителей фрирайда. 

Возвращаясь к квалификации - около часа дня стартовал заключительный участник среди мужчин-экспертов. И, буквально через пару минут, на старт  поступила  информация о падении на приземление дропа в середине склона. Райдер лежал неподвижно пару минут, поэтому по распоряжению главного судьи с аптечкой и волокушей спустился к месту падения. Начал осмотр и опрос пострадавшего о травмах. Минут через десять снизу подошли спасатели МЧС и начали готовить райдера к транспортировке. 


Через двадцать минут после остановки, старты продолжились и поступила команда опять подняться наверх и там дежурить до финиша последнего участника. А уже после завершения, сбора флагов и оборудования, вещей участников  - удалось спуститься по соревновательному кулуару со всем барахлом.

На следующий день был финал. Впервые в истории соревнований на Мамае. Впервые в формате хели-ски.



Прямо с вершины горы Мамай.


и с видом на Байкал


Вызывал опасение один из подветренных кулуаров с чашей снега над ним. Выкопали шурф, провели тесты. Дополнительно дважды сделали ski cut. Открыли весь склон для проездов. И не зря столько мороки - именно с линией через этот кулуар заняла первое место у сноубордисток Кристина Скитович.


Благодаря четкой организации и таймингу финал прошел быстро. И это было кстати, т.к. на вершине было очень холодно из-за ветра.


А вечером было награждение, ночной фристайл контест в свете прожекторов и гирлянд снегопада, фейрверк и вечеринка с горячим бесплатным глинтвейном.


Все участники получили памятные медали, наклейки и карты Мамая. А победители - медали, призы и денежные сертификаты.


Эффектные трюки с биг-эйра с приземлением в пудру очень впечатляли.


Напомнили ночные старты в хафпайпе и могуле на Олимпиаде. Но даже там, ничего подобного по красоте, душевности и эмоциональности не припомню.

Все было настолько круто организовано, что временами забывал, что мы в тайге. И вокруг нет курортов, электричества, дорог и какой-либо инфраструктуры.

В заключительный день провели вторую часть лавинного семинара и бесплатную открытую лекцию по лавинной безопасности. 

В день отьезда снегопад продолжался и мы чудом проскочили перевал до начала образования пробки из фур. Запомнились горячие бурятские позы в панорамном кафе на высоком берегу Байкала, сагудай и брусничный чай. И уже вечером в Иркутске в батутном центре Tsarsky отметили завершение соревнований бесплатной для участников тренировкой на батутах и слеклайне с распитием чая со вкусняшками. Полезно для фрирайда и для здоровья. Как говорится, "удиви печень - выпей воды и попрыгай на батуте" :-)

Спасибо Оргкомитету Кубка по фрирайду за приглашение, спортсменам за содействие и душевное настроение и лично Евгению Дьячеву за прекрасно организованное мероприятие в уникальном месте на карте российского фрирайда.

Всем снежного сезона !

Текст Храбовченко Владимир (при поддержке Extremskis, Cebe, Кронидов)
Фото Алексей Закиров, Святослав Михайлов, Владимир Храбовченко
 
+20