Минводы -Азау, попутчика на трансфер 29 Апреля 2024 Россия, Приэльбрусье
Кировск начало мая 5-7 дней катания... 30 Апреля 2024 - 8 Мая 2024 Россия, Кировск
Есть 1 место на трансфер из ап... 29 Апреля 2024 Россия, Кировск
+1

Лавина – мой опыт

Reports Лента автора 16 Апреля 2010 (01:19) Просмотров: 1129 6

В абсолютном большинстве случаев лыжники попадают в лавины, спровоцированные самими лыжниками. Но Чегет – настолько хорошо знакомое место, что, казалось бы, я знаю все линии отрыва на склонах, доступных с подъёмника. Горы не прощают такой самоуверенности. Да, на фотографии, при тщательном изучении, я могу показать линии, по которым отрываются лавины на Чегете. Но во время катания? Когда хочется мочить и прыгать? Мне был преподан хороший урок.

В Приэльбрусье уже долгое время стояла очень нестабильная погода – много осадков и большие перепады температур. Снег и дождь чередовались между собой вплоть до высоты 2500 м. Кататься было возможно только в хорошей одежде с мембраной, с которой капли скатываются сами. Днём после очередного снегопада открыли вторую очередь, и самые смелые отправились раскатывать Доллар. Это был уже второй спуск, самые очевидные и безопасные проезды были раскатаны. Немного развиднелось, и душе захотелось прыжков. Я решил зайти на самую нижнюю скалу правее Широкого кулуара над Долларом. С безопасного склона заложил дугу налево и остановился под камнем, думая, что стою на контуре. Попрыгал, ничего не сдвинулось. 40 метрами ниже был уже мой дроп. Дождался Костю Хидирова, обсудил дроп и поехал.

Скорость была невысокая, рассчитанная под этот дроп. Я проехал метров 5 и краем глаза увидел, что склон надо мной треснул. Справа, насколько хватало глаз, тоже была трещина. Слева лавина упиралась в камни. Уходить от лавины вперёд я не решился – слишком маленькая скорость. Единственное, что оставалось – попытаться забраться как можно выше по лавине, вдруг она вся уйдет вперед меня. На остатках скорости я заложил дугу и попытался заехать по движущемуся снегу как можно выше. В процессе этого маневра лавина сбила меня с ног и потащила вперёд головой. Резко стемнело, но дыхание пока не ограничивало. Всё, это уже край – надо срочно активировать Snowpulse! В лавине это оказалось совсем непросто! Снег препятствует даже движениям рук. Конечно, любой airbag надо активировать до того, как лавина накроет с головой. Но на практике до последнего не верится, что не сможешь уехать от лавины. Но продолжим. Мне удалось дернуть за ручку, и через несколько секунд я почувствовал, что меня перевернуло на спину, в положения сидя, потянуло наверх, и в этот момент лавина остановилась.

Я оказался в весьма комфортном положении, рот почти на поверхности, обе кисти и носки лыж тоже на поверхности. Если сильно напрячься, то мог даже шевелиться, но было страшно засыпать дырочку, через которую я дышал. Намека на холод не было. Снег был только вокруг, несмотря на все ротации в лавине, под одежду снег не попал благодаря юбке на куртке. Меня было хорошо видно, так как торчал кусок красного надутого баллона рюкзака. Сразу же подъехал Костя, а за ним и Катя Коровина с Таней Косинской, втроём они быстро меня откопали.

К сожалению, нам было не до фото. Сдули подушки и поехали вниз, думать и делать выводы.

Если бы на мне не было рюкзака Snowpulse, я бы оказался погребенным на глубине 1-2 метра, в хвосте лавины. Возможно, мог бы дышать. Если бы я не пытался заехать как можно выше по лавине в самом начале, то оказался бы в середине лавинных отложений глубиной 2-4 метра. Возможно, от неё можно было уехать вперёд. Но если бы мне не хватило скорости, лавина накрыла бы всей разогнавшейся массой. Ну и моя серьезная ошибка заключается не в том, что я поехал в это место, а в том, что не увидел тот контур, по которому позднее сошла лавина. Я думал, что она должна была оторваться на несколько метров выше. Такого рода ошибка может стоить жизни.

И большая просьба обладателям рюкзаков Snowpulse – не забывайте перед каждым спуском убеждаться в том, что спусковая ручка на поверхности, а не спрятана под молнией! Каждый день проверяйте давление в баллоне! И, самое главное, не выходите на склон без него!


Автор: Михаил Крутянский, спонсор одежда Halti
Фото: Андрей Арсеев

История случилась 10.03.2010 в Приэльбрусье на г.Чегет

+1
0  
cherny    15 Апреля 2010 (21:09)   #
контуры схода наверно не в метровом диапазоне, и не в 10 метровом...
плюс минус метров 20-50, невозможно угадать точно, да и зависит от характера степени воздействия, да и сходит часто не сразу...
0  
aiskido    15 Апреля 2010 (22:22)   #
80 метров левее пятой трассы на Пенкине вышел в офпист, и надо мной контур отцепился, ушёл правее, там был крутячёк, повезло..

приятного мало, лавина едет, а ты на ней стоишь и никуда почему-то не едешь, тут нужно на канты лыжи ставить, но это всё работает как сопли icon_biggrin.gif

Народ! SnowPuls -- какие цены в России?
  • 1
  • 1
0  
doctor-ski    17 Апреля 2010 (00:41)   #
Слава Богу,что все вот так обошлось..
Рюкзак-вещь!
  • 1
0  
swissmaker    19 Апреля 2010 (16:07)   #
Против лома нет приема
http://smotri.com/video/view/?id=v538679fbd5
https://www.youtube.com/watch?v=yBpINRVYH3M...player_embedded
0  
ruslantoguzov    24 Апреля 2010 (19:17)   #
(Цитата: моя серьезная ошибка заключается не в том, что я поехал в это место, а в том, что не увидел тот контур, по которому позднее сошла лавина.)
Ваша серьезная ошибка в том что анализ произошедшего был проведен явно в еще шоковом состоянии!
В описанных Вами же условиях выезжать на доллар и умничать о контурах? Закладывать дугу даже на малой скорости уже находясь на лавине?
Вас спас не рюкзак а его величество Случай!
Предлагаю два варианта:
1- Стать повелителем Чегета и всех лавин
2- Внести в спонсорский контракт пункт о ритуальных услугах.
Ни в коем случае не хочу Вас обидеть, но еще больше не хочу чтобы Ваши последыши даже с более крутым экипом лезли в подобные зады!
0  
mkrut    25 Апреля 2010 (15:06)   #
Анализ был произведен не в шоковом состоянии. Может быть, он неверен. Но я остаюсь при своем мнении.

Много раз обсуждалось, что мы занимаемся опасным делом, и все группы готовы брать на себя различную степень риска. Знание и снаряжение помогают снизить риск при прочих равных условиях.
В данном случае, то, что я попытался повернуть на лавине и заехать по ней как можно выше очень сильно мне помогло.
Кататься на долларе в этот жень можно было практически без риска. Надо знать наиболее безопасные варианты проездов. Я поехал в заведомо опасный участок склона.

Предложенные варианты не остроумны, я выберу те, которые мне нравятся не из вашего списка )