+6

Photo vs Ski. Чем снимать?

Kompressor Лента автора 21 Ноября 2021 (11:05) Просмотров: 564 15

Собственно, да, попробую в популяризаторской манере разобраться в вопросах фотографии в зимних горах, а если точнее, как законнектить процесс фотоискусства и катания со снежных гор. Сублимат моего личного опыта.

Вопросы, выносимые на повестку:

Чем снимать?

Что снимать?

Как снимать?

Чем заряжать?

Чем снимать?

Ответ на этот, казалось бы, простой вопрос сокрыт в ещё более простом непреодолимом обстоятельстве, открывающем сомн разнообразных вариантов и мнений, на которых будет базироваться окончательное решение. 

Свернуть )

Итак аксиома первая: «Для того чтобы что-то сфотографировать в зимних горах, а тем более если добавить в кадр райдера, необходимо остановиться и достать из себя – из одежды или рюкзака – то, с помощью чего будет произведён снимок».  Можно достать смартфон, а можно  извлечь из рюкзака профессиональную зеркалку с огромной «колбасой», или компакт со сменным «стеклом». Отсюда аксиома вторая: «Средство труда фотографа – есть материализация его философского восприятия фотографии как процесса, детерминированного конечным продуктом». И как следствие императив – «Для начала разберись с собой! Ответь себе на основной вопрос – для чего ты хочешь делать фотографии?» Вот в результате такого разбирательства и начинаются варианты:

1. Фото для социальных сетей. Их удобно пересылать, размещать собственно в социальные сети и почти не жалко потерять со временем;

2. Фото для личного архива. Их приятно рассматривать со временем, приятно просто осознавать, что они есть и они и сделаны тобой, размещать на профильных фотосайтах, можно распечатать большой формат, подарить или повесить у себя дома в рамке;

3. Фото эксклюзив. Как правило, очень хорошее качество, режимное время, подчищенные, а может и «клееные» в редакторе элементы кадра, раскрытие нестандартных качеств камеры, очень большая печать, фотоконкурсы и монетизация, признание публики, наконец.

Важно понимать:

1. Приведённые варианты, как правило, смешиваются друг с другом и, как сказали бы химики, имеют определённую растворимость друг в друге. Фотография – это в первую очередь творчество, а людям творческим свойственно экспериментировать, это их суть. К тому же производители фотоиндустрии умело подстёгивают устремления криейторов;

2. Множителем при выборе варианта может быть эго фотографа. Это когда думаешь, что достаточно вломить кучу бабла на аппарат, а он всё сам за тебя сделает. Это больше про психологию, нежели чем про фотографию;

3. Фотография – одна из немногих форм информации, почти не подверженных изменчивости цифрового мира: во-первых, нет никакой войны форматов – жыпег он и есть жыпег на все времена, да и тиф с равом все программы понимают, во-вторых, глубинная цель процесса фотографии, которая за почти двести лет существования так и не изменилась – это получение изображения, не даром фотография – это жанр изобразительного искусства, а отпечатки из хороших лабораторий живут очень долго, значительно дольше вконтактов и инстаграмов, ну и в-третьих, фотоархив легко сделать, легко управлять, легко бэкапить;

4. Ограниченность растворимости вариантов друг в друге определяется ценой фототехники и личным отношением к следующей аксиоме, являющейся, по сути, продолжением первой: «Катать или снимать? Вот в чём вопрос!». Соответственно, имеем из этой второй императив – «На что ты готов ради фотографии? Определись!»

И снова алгоритм разбивается на варианты:

1. В основном катать, иногда лупить чем попало куда попало, не заморачиваясь, и ни в коем случае не прерывать хорошей скатки ради хорошего кадра;

2. Катать и снимать. Грамотно расставлять акценты, работать с выбором места для съёмки, умело встраивать такие места в чекпойнты предполагаемой траектории скатки, «видеть» кадр ещё до того, как попал в точку съёмки, работать с человеком в кадре, заставить его сделать то, чтобы кадр состоялся и, в конце концов, получать удовольствие от скатки;

3. Только снимать. Никому, включая тебя не интересно, как ты спустишься, хоть пешком. Ты – режиссёр, оператор и продюсер. Горы, снег – это декорации в твоём спектакле. Райдеры – послушные ослики, которые поедут, куда скажешь им ты, и сделают так, как скажешь им ты. Профессиональная техника. За гешефт.

Теперь совсем близко к железу. Казалось бы, всё просто. Совокупность вариантов философского осмысления себя как фотографа и ответа на второй императив  дают на первый взгляд абсолютно линейную транспозицию на повышение. Первое с первым и так далее по возрастанию. Смартфон для соцсетей,  компакты для середнячков и профессиональное зеркальное и не зеркальное, но дорогое для профи соответственно. Отчасти это так. Но есть нюансы.

Важно понимать:

1. Очень часто в сети можно увидеть статьи с условным названием «Смартфон или зеркалка? Мы провели сравнение! И вот что получилось!». Это пустышка. Нельзя так сравнивать. Камера в смартфоне – это жутко кропнутая матрица, пара залапанных пальцами стекляшек, которые язык не повернётся назвать объективом, фиксированная диафрагма. Плюс умные алгоритмы. Они самые главные. Их задача слепить из десятка-другого непонятно каких кадров шедевр;

2. Зеркальные фотоаппараты по определению громоздкие. Их конёк – это визирование объекта съёмки через видоискатель. Этому будет мешать как минимум горнолыжная маска. Более того, коррекция видоискателя под близорукость, как правило, работает до -2.5. В целом, пользоваться видоискателем на склоне среднестатистическому фотографу сверхнеудобно;

3. Бесзеркальные камеры потребляют энергии раза в 3 больше, чем зеркальные фотоаппараты. За счёт экрана. Смартфоны с их тачскрином на морозе потребляют ещё больше;

4. Трудно предугадать реакцию вашего девайса на  зимние условия. Но думаю, что все эти зеркала в зеркалках, ультразвуковые двигатели автофокуса в объективах и тачскрины в смартфонах, мягко говоря недолюбливают низкие температуры, ветер со снегом, перепады температур и прочие зимние радости. Какой фотоаппарат лучше всех работает на морозе – вопрос риторический. Хотя есть нюансы. Попутный нарратив – «Ищи информацию! Фильтруй!». Попутная аксиома – «Вместе с понижением температуры растёт риск отказа любой фотоаппаратуры». Это вполне закономерно – смазка в объективах замерзает – двигателю тяжелее перемещать автофокус, у ультразвуковых двигателей тоже неоднозначные отношения с морозом, электрическое сопротивление проводников снижается с градиентом 0,4% на 1°С, что может вызвать отказ электроники, перепады температуры, по-инженерному термоудары, могут привести к конденсированию влаги внутри корпуса аппарата, в том числе на матрице;

5. Одна из особенностей камеры смартфона, повторюсь, это фиксированная диафрагма, обеспечивающая высокую светосилу объектива. Отсюда большая глубина резкого изображаемого пространства. Маловероятно получить на смартфоне портретное размытие перспективы, но вот с пейзажем смартфон справится, и если он стоит немало, то справится без замыленных, искажённых краёв и ощущения плоской картинки;

6. Затраты финансовые, организационные и психологические – вот в смысле вся эта возня мышиная с фотосъёмкой на склоне, должны быть адекватны месту и райдерам. И если пейзаж может быть более чем достоин того, чтобы его снимать большим аппаратом, то кривая стойка ваших друзей может быть не достойна съёмки с кнопочного телефона;

7. Надо признать, что «мыльницы», так популярные совсем недавно – линейки экстремальных камер были у многих производителей, теперь практически выдавлены с одной стороны смартфонами, с другой стороны бесзеркальными камерами. Это сухая правда реальности;

8. Нельзя не учитывать такой сегмент техники, позволяющей делать фотосъёмку, как квадрокоптеры и экстремальные камеры. Это замечательное дополнение к арсеналу криейтора, позволяющее получать кадры с нестандартных положений;

9. Наличие поворотного экрана у фотокамеры – это благо, это удобно. Съёмка смартфоном в данном контексте – это стрельба по-сомалийски, от бедра куда попало;

10. Остановка на склоне для съёмки не всегда приходится на безопасное место. Самые вкусные для фотографа места зачастую лавиноопасны. Там и останавливаться не надо, а ещё снимать рюкзак, доставать камеру, ждать райдеров… Издержки увлечения. Искусство требует жертв;

11. У смартфонов нет переменного фокусного расстояния, или иными словами оптического зума. Бывает его эрзац вариант – это когда несколько камер есть с фиксированным фокусным расстоянием, а программа их умело переключает. Поэтому, достичь диапазона фокусных расстояний в 14-150мм, характерного для тревел-зумов, на смартфоне не удастся;

12. Опыт братьев наших старших, а именно профессиональных фотографов, которые снимают зимой в Арктике, надо использовать с осмотрительностью, в силу разности парадигмы. К тому же человек с руками и на простеньком агрегате шедевр сделает;

13. В нашем случае любой фотоаппарат, положенный в рюкзак, будет лежать где-то между термосом и лавинной лопатой как минимум. При падениях придётся выбирать, что подставлять в первую очередь – себя, старый термос или фотик за сотку тыщ;

14. «Хороший» фотик – это тот, который хорошо справляется со сложными условиями съёмки, как то «снегопад+движущийся райдер», «облачность+снег+движущийся райдер», «вечерний курорт» и подобные винегреты. Солнечный пейзаж, как правило, умеют снимать все аппараты;

И, наконец, пришло время верстать выводы:

1. Поскольку для визита в снежные горы с лыжами и досками люди, как правило, сбиваются в стаи, то в команде хорошо иметь максимально возможный набор техники, хорошо если техника с руками, а если техника с руками и ещё и с головой, так совсем замечательно. О том, как это - "с руками и головой" будет расписано ниже;

2. Если вы не профессионал и не снимаете людей за деньги, то зеркалка на склоне вам не нужна. В противном случае вы лучше меня знаете что делать;

3. Нужно беречь фотоаппаратуру. Ни один производитель не даёт гарантии, что их аппаратом можно снимать в сорокоградусный мороз. Это значит, что не надо без нужды на морозе и в снегопад перестыковывать объективы, не надо "А давай щас в кафе с мороза зайдём и посмотрим фотки". При выборе камеры и объективов, особенно с большим фокусным расстоянием следует искать указания в описании о "всепогодном" исполнении;

4. Фотография – это искусство. Только осознание этого факта даст драйвер к самообразованию, творчеству. Это действительно приятный процесс. А снимать себя бухого и голого наперевес с лыжами после каталки на кухне съёмной хаты залапанным смартфоном – это без понтов;

5. Фотография – это искусство. Даже себя бухого и голого наперевес с лыжами после каталки на кухне съёмной хаты залапанным смартфоном можно снять понтово.

Теперь, собственно, о своём наборе.

У меня с собой постоянно, как правило, две камеры – Olympus OM-D E-M10 в первой редакции, в эксплуатации с 2015 года. Основной объектив - тревел зум Olympus M.Zuiko Digital ED 14-150mm f/4-5.6 II, запасной – китовый на 14-42мм, вторая камера это Olympus TG1, в эксплуатации с 2013 года. Основная камера с тревел – зумом покрывает большую часть потребностей.  Конечно, в планах апгрейд до тушки М5 в версии III, в том же замечательном под серебро исполнении. Хотелось бы расширить парк стекла до чего-то светосильного для малых фокусных расстояний и плюсануть фишак. На данный  момент в камере отказала вспышка, видимо накопительные кондёры сдохли по естественной старости. Вторая камера осталась от эпохи «мыльниц», была для своего времени очень даже гранд футура, но имела неважную оптику, мылившую и искажающую края кадра, надеюсь что в версии TG6 это исправили, иначе за что платить в нашу эру смартфонов 35 тыщ решительно непонятно. Вторая камера хороша тем, что её можно повесить на карабин, сунуть в карман и спокойно лезть наверх, а когда надо -  достать её и лупануть кадр, даже в сложном месте, где снимать рюкзак не хотелось бы, или для этого нужны дополнительные манипуляции. В условиях горнолыжных курортов такая камера – больше запас на случай разрядки или неисправности основной. Кстати, в основной камере хороший аккум, которому уже 6 лет, только недавно прикупил запасной. 

Ниже приведены снимки, сделанные камерой Olympus OM-D E-M10

Ниже приведены снимки, сделанные камерой Olympus TG1

Ниже пара интересных ссылок по теме.

https://www.fotosklad.ru/expert/articles/kak-uehat-na-arhipelag-i-zaklucit-kontrakt-s-apple-intervu-s-denisom-urisonom/

https://velopiter.spb.ru/forum/topic/255050-%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D1%83%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9%D1%87%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B9-%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%BA/

Важно понимать при всех раскладах, чем бы мы ни фотографировали в горах, при загрузке фото в соцсети они будут изородованы, пожаты до неузнаваемости внутренними алгоритмами сайта. И отличить смартфон от фотоаппарата будет очень трудно.

Ниже приведены кадры с очень хорошего смартфона samsung SM-G780F , сделанные Вадиком Кимом в марте этого года на Приполярном Урале.

 

 

 

 

 

И никакой разницы с моим Olympus OM-D E-M10 не обнаружится. В соц сетях, во всяком случае. А если загружать оригиналы на фотохосты — тут то и полезет разница.

А для тех, у кого гематоэнцефалический барьер имеет ограничение в 250 буквенных символов, типа «многабукаффниасилил», тоже есть рекамендация:

Покупаете бесзеркальную камеру типа Olympus OM-D E-M5 III с объективом Olympus M.Zuiko Digital ED 14-150mm f/4-5.6 II и любой смартфон с хорошей камерой. И будет вам щастье.

Дальше будет про "Чокак снимать"

+6
  • 14
  • 1
  • 5
+2  
о.Валентин    21 Ноября 2021 (11:16)   #

Пропущен самый первый и самый главный вопрос:

 

ЗАЧЕМ СНИМАТЬ?

  • 16
  • 7
  • 1
+1  
Kompressor    21 Ноября 2021 (13:59)   #

Хороший вопрос!

Но не в тему.

Как сказал один востоковед "Смысл жЫзни в том, чтобы её жить. Это то, что ты делаешь с миром, а мир делает с тобой. Как только начинаешь думать о смысле он исчезает"

Спасибо.

  • 3
0  
skiwater    21 Ноября 2021 (11:50)   #

Пропущен самый первый и самый главный вопрос:

 

ЗАЧЕМ СНИМАТЬ?

 

Чтоб потом, спустя полвека, оцифровать свои выцветшие слайды и выложить их, хотя бы на СкиРу...... не будем показывать пальцами rofl.gif

  • 14
  • 1
  • 5
0  
о.Валентин    21 Ноября 2021 (12:49)   #

Чтоб потом, спустя полвека, оцифровать свои выцветшие слайды и выложить их, хотя бы на СкиРу...... не будем показывать пальцами rofl.gif

Не пожелал бы я вам, коллега, дожить до такого...

  • 3
0  
skiwater    21 Ноября 2021 (13:06)   #

Не пожелал бы я вам, коллега, дожить до такого...

 

Не боись, это не страшно.... в те далекие еще пока времена, со склерозом забудешь вопросы "зачем" и будешь продолжать снимать  просто по привычке

  • 21
  • 6
  • 2
+1  
edgarsr    21 Ноября 2021 (13:36)   #

Складной компактный дрон - как летающий штатив с камерой, решает много проблем и упрощает процесс сьемки катания в горах. 

  • 16
  • 7
  • 1
0  
Kompressor    21 Ноября 2021 (13:57)   #

Ну как сказать... Хотя мне трудно что-то комментировать в этой области в силу отсутствия опыта фотографирования с квадрокоптера. Мне кажется, что квадрокоптер совсем поставит крест на каталке. Тут уж действительно "Или катать, или снимать"

А есть у вас образцы снимков с квадрокоптеров? В смысле личного опыта. Только с фотохостов, чтобы качество видно было.

Спасибо.

  • 21
  • 6
  • 2
0  
edgarsr    21 Ноября 2021 (14:16)   #

У меня сейчас интерес больше в сторону видео. Мне както "жалко" получить только один кадр, когда существующая техника позволяют получить всю динамику и тд.

 

Своих фото у меня нет. тем более как мы в Европе сидим дома уже почти два сезона. В этом году, если не закроют опять, будет материал с нового дрона air2s.

 

Примеры фоток в 1 дюймовой мартицы (dji air 2s)

https://www.dpreview.com/sample-galleries/6004503450/dji-air-2s-sample-gallery/1530445846

 

mavic 3, 20MP, Four Thirds CMOS sensor

https://www.dpreview.com/sample-galleries/6930951749/dji-mavic-3-cine-sample-gallery/8862975177

  • 1
  • 1
0  
da_vova    21 Ноября 2021 (15:12)   #

Примеры фоток в 1 дюймовой мартицы (dji air 2s)

 

 

 

хорошо!

  • 3
0  
skiwater    21 Ноября 2021 (15:23)   #

Ну как сказать... Хотя мне трудно что-то комментировать в этой области в силу отсутствия опыта фотографирования с квадрокоптера. Мне кажется, что квадрокоптер совсем поставит крест на каталке. Тут уж действительно "Или катать, или снимать"

А есть у вас образцы снимков с квадрокоптеров? В смысле личного опыта. Только с фотохостов, чтобы качество видно было.

Спасибо.

просто для примера. Снимал не я, мой приятель https://www.youtube.com/watch?v=c6km0hJfuXI

Это я к том, что условия съемки здесь, как мне кажется, на порядок сложнее горнолыжного склона. А выбор ракурсов потом многообразен

  • 14
  • 1
  • 5
0  
о.Валентин    21 Ноября 2021 (20:10)   #

Не боись, это не страшно.... в те далекие еще пока времена, со склерозом забудешь вопросы "зачем" и будешь продолжать снимать  просто по привычке

Да. Всего лишь поймёшь, сколько усилий, времени, надежд было потрачено заведомо впустую.

  • 14
  • 1
  • 5
0  
о.Валентин    21 Ноября 2021 (20:11)   #

просто для примера. Снимал не я, мой приятель https://www.youtube.com/watch?v=c6km0hJfuXI

Это я к том, что условия съемки здесь, как мне кажется, на порядок сложнее горнолыжного склона. А выбор ракурсов потом многообразен

Красота. С современными технологиями смысл жить пропадает абсолютно и безусловно. Его и раньше-то было не очень много...

  • 21
  • 6
  • 2
0  
edgarsr    21 Ноября 2021 (21:54)   #

Вот сегодня полетал :)

 

https://www.dpreview.com/galleries/0977275343/albums/autumn-flying-2021

0  
~MAK    21 Ноября 2021 (22:17)   #
Осилил много букв так как сам хожу скитуры сейчас уже с полноформатной беззеркалкой. И осталось впечатление что автор намешал людей и коней в кучу. Вроде все по пунктам, а на третьем пункте логика теряется.
Если отодвинуть в сторону 99% фотографий в стиле «здесь был Вася» то остаётся процент который условно можно отнести к фото искусству. Как и любое искусство здесь главное автор а не инструмент. То-есть мастер сделает хороший снимок из говна и палок, а любитель сделает говно с помощью фотоаппарата за 100к рублей. Вот и вся разница.
0  
~MAK    21 Ноября 2021 (22:20)   #
Отвечая на вопрос в названии ветки: чем снимать? Не важно. Снимайте тем что есть под рукой.
Справедливый вопрос зачем снимать остаётся открытый.