Эльбрус анонсировал продление сезона... Июнь 2021 Россия1Приэльбрусье
Поход на Эльбрус 2021. Ищу компанию. 7 Июля 2021 - 22 Августа 2021 Россия
Разделю коттедж в Красной поляне с... 2 Декабря 2021 - 9 Января 2021 Россия
+6

Закрытие сезона в Хибинах (май 2021). Немного цифр

Капитан Алексей Лента автора 31 Мая 2021 (09:30) Просмотров: 757 0

В дополнение к записи и закрытии сезона в Хибинах немного цифр. 

Коротко:

Билеты купе Москва-Апатиты ------------------------------------ 4000-5000р
Трансфер до квартиры 500рТакси до каталки -------------- 150-200р
Еда – в магазинах «пятерочка», «дикси», «магнит» ------ как и везде одинаково!
Бар, ресторан --------------------------------------------------------- пиво 150-250р, еда 200-600р
Каток+прокат коньков (1час 17.30-18.30) -------------------- 150р (мы как, военпенсы, со скидкой 50%)

«Снежная деревня» ------------------------------------------------- 200р (мы как, военпенсы, со скидкой 50%)
Бассейн «Дельфин» полтора часа ------------------------------ 270р (мы как, военпенсы, со скидкой 30%)
Музейно-выставочный центр «Апатит» ---------------------- всем бесплатно!
Скипасс ----------------------------------------------------------------- 400-1500р
Автобусы по городу ------------------------------------------------ примерно 20р, не помню.
Таинственный лес -------------------------------------------------- 600р
Еда на горе ------------------------------------------------------------ 600-800р с мясом гарниром и питьем.

Вступление

Мысли поехать в Кировск были давно, но все как-то не складывалось с майскими выходными, в феврале и так каталка везде хороша, ну и, конечно, заграница пока была открыта, манила ценами сервисом и сотнями км идеально подготовленных трасс. Ну вот ковидный год отнял одну, но дал другую возможность - снова посмотреть на Родину и закрыть не закрытые гештальты по путешествиям.

Про дорогу

На машине сразу отказались, потому, что если вы  +/- из Питера или Мурманска, то ехать полдня, ну день, а из Москвы и дальше - уже два дня, причем не вылезая из-за руля, что напряжно во–первых, и по деньгам не выгодно во-вторых. Самолет дорог и лететь до Мурманска и потом возвращаться, как бы обратно тем же поездом или автобусом (а ходят ли автобусы?), как то не удобно и не быстро. Есть вариант самолетом до Апатитов, но опять же билеты на 1 человека 10-15 туда обратно, а еще багаж… а погода вдруг испортится.

Посмотрели на поезд и приятно удивились билетам: скорый поезд Москва-Мурманск №92 туда верхняя полка 4004р, обратно на фирменном Мурманск-Москва №015 за 4687р. Станция «Апатиты-1», стоянка 10минут. И тут сразу нюанс: фирменный поезд, купе-вагоны немецкие siemens и они сильно меньше размерами наших российских, и там отсутствуют багажные полки, вообще отсутствуют и вверху и внизу, под полкой нижней промежуток скошенный и по ширине короткий, по центру с перекладиной – это все. Разве что небольшая ручная кладь по типу как в самолете. На вопрос «а куда нам девать (37кг вроде бы по правилам ЖД входит в билет) наши лыжи, борд, параплан и прочие вещи?!» проводник развел руками, посетовал на немцев, сделавших этот вагон, и предложил нам нести все в штабной вагон, мол там грузовое отделение, но за доп. плату (!).

В общем хорошо, что у попутчиков по купе ни у меня, ни у моего приятеля не было лыж и бордов, и мы полувпихнули все под лавку и всю дорогу перешагивали и перепрыгивали через инвентарь. Когда ехали на «нормальном» вагоне-купе в Апатиты, то лыжи и доска в чехле лоуроллер 165см вошли в лет идеально, а параплан водрузился на полку-столик между верхними полками. Рюкзак с вещами на верхнюю полку над входной дверью купе. Вот такая особенность.

Далее я просто перечислю с ценами актуальными на майские дни 2021года:

Квартра - 1500р в день. Квартира расположена удобно - на улице Мира. Смысл 7-10 минут к каждой локации, которую я показал (или не показал – бассейн, бары, магазины, сувенирные лавки) в фильме. До Бигвуда, до касс пешком 15 минут, обратно проще – сворачивали крайний спуск с трасс и ходами скатывали по парку прямо в город, то есть идти еще меньше, чем ТУДА. 25-й км это отдельная песня, все, что там, это как бы отдельный микрорайон, и селиться там нет смысла, разве что вы не являетесь адептом каталки исключительно на Кукисвумчорр и/или не живете в санатории «Тирвас».

Трансфер от хозяина квартиры Романа с ЖД вокзала Апатиты-1 до квартиры (15км примерно) - 500р.

Такси. Вот как раз до 25км (Кукисвумчорр) только такси. Ехать минут 20. Это отдаленный микрорайон и когда-то самостоятельный н.п. Цены такие: если яндекс такси , то все меняется как и везде по ходу изменения факторов вокруг. Но примерно минимально выглядит так: то что 15 минут мы идем до каталки до Бигвуда – 150-200 р. Если до снежной деревни, до Тирваса, до Кукисвумчорра – 250-300 р. До Апатитов 800-1000 р. Если местное такси брать, то у них 2 или три компании и фиксированный тариф: по городу 220 р, за город +500 р. Вот как раз 25-й км и выходит 220+500=720р! То есть уже не выгодно. В этом случае ищем яндекс-такси!

Каталка. В Кировске 2 независимые «горнолыжки» это Большой Вудъявр (BigWood)  и «25-й км» (Кукисвумчорр). Первый, «BigWood» – тоже детище «Фосагро», цены гибкие - можно на день, можно на полдня, можно на 1, 2, 4 часа каталки, можно 3 из 5 и так далее, есть скидки для пенсионеров по возрасту (на ведомственных пенсионеров не распространяется).

Для себя выбрали 4 часовое катание, без перерыва на еду и прочие глупасти – «катать, катать, катать!».  За 4 часа как раз успевали по 1-1,5 раза искатать каждую трассу не спеша с фото и видео. Стоят эти 4 часа 950 р. Первый день я летал на парапалне (привез с собой, я пилот), первую половину дня я на борде катался, вторую летал, и соответственно брал на день каталки, 1500 скипасс вроде стоил +200 р за карточку саму. Есть сайт https://bigwood.ru/, есть приложение на айфон и андроид, есть веб-камеры, где видно состояние склонов и погоду; можно пополнять скипасс дистанционно, везде принимают карты к оплате без проблем, и в городе, и на каталке. В городе с банкоматами ВТБ и Сбер проблем нет.

Курорт начинается прямо в городе с «северного склона», площадка грунтовая для стоянки авто и далее шале с кассой и переодевалками. 300 р за ящик хранения шмоток, есть инстуктора и рядом же маленький детский склон-лягушаткник, оснащенный траволатором. На поляне проводятся празничные мероприятия, соревнования, есть «филиал» бара Баревич. Отсюда же начало берет канатка гондольно-кресельная. В нее две очереди на кресло и вторая на кабинку. Но ввиду того, что она все же одна то скапливаются в начале дня очереди, хотя, дольше 10 минут не стояли. Наверху можно скатываться по северному же склону (смотрим вниз склона откуда приехали) – слева одна трасса «синяя», справа несколько трасс «красные». По сути все сходятся в 2 местах так же справа выезжаете и слева.

Тут же справа отстки старой канатки, бетонное строение, на него легко залезть – отличный фото-спот. И от него старт с парапланами. Покататься в тандеме стоит 1500-3000 р есть местные пилоты тандема, покатают, но надо заранее по погоде смотреть, чтоб было ясно и не слишком ветрено. Посадка внизу среди ЛЭП, кабелей прямо на правый выкат трасс. Поворачиваемся спиной к городу и смотрим на южный склон. Попасть туда можно скатившись вниз с северного в направлении на южный склон. Тоже много трасс (есть схемы), но все красные и черные. Справедливости ради, черные это такие красные но чуть круче))). После окончания мужского олимпийского спуска в КП, или черной трассы в Банско в Болгарии, эти черными не показались, разве что одна – это трасса с номером «33». Начало реально круто, но потом выполаживается.

А, да, есть еще особенность, много моментов, где типа черное или красное начало продолжается или горизонтальной трассой, или даже трассой с подъемом, что для одноногих может быть критично, потому на крутых участках максимальный разгон и залетаем в горку без проблем. Таких мест несколько. На южном склоне тоже домики-шале, тоже прокат, ящики хранения, инструкторы, «лягушатник» с траволатором, кафешки, туалет, переодевалки, и тп. Оттуда обратно можно попасть с креселки 4-х местной, а подняться на южный склон наверх (откуда расходятся все трассы и потрясающий вид) можно на бугелях.

Начало с «швабрами» и «шайбами». Швабра нормальная, обычная, а «шайба» веселая! Она параллельно справа, быстрее едет, но старт – нечто, выстреливает, падают даже лыжники. Но ничего, я наловчился. Хотя вдвоем мы с приятелем потом предпочли на «швабре» - он на лыжах, я на борде. После этих бугелей, идет следующая очередь, уже только «швабры» до самой вершины. Там виды, трассы, домиков нету.

Резюмирую так: подготовка трасс – моё почтение, широченные, ровные, нету бугров и накатов. Даже в концу дня все катабельно. А утром в первые часы - вельвет! Местами можно давануть от души, не опасаясь на бугре поймать канта и улететь в стратосферу. За подготовку трасс респект! Но не хватает подъемников: атавизм бугельный заменить на кресло с «хлебницей» (ветра задувают и пока поднимаешься надо и отдохнуть ногам и чтоб не продуло). А снизу северного склона пустить еще одну гондолу сразу на верх на южный склон или с промежуточной станцией там, где и первая на вершине северного. Тогда и потоки разгрузятся не будет очереди на старте северного с стороны города внизу и распределятся отдыхающие равномерно.

Второй «25км», как ни странно, дороже. Отзывы противоречивые - одни пишут что «Вау круто, потрясающе», другие – «Ни ногой!». Скажу так, свое субъективное мнение: съездите и сложите СВОЕ субъективное мнение! Можно тоже взять на 2, 4 часа, что дешевле.

Там свой прикол. Там все олдскульное. Там подъемники – только бугели, вроде нормальные, но под ними наледь и уклон в сторону как бы… скатываешься нахрен на кочку, наледь и привет. Весь подъем в напряжении чуть ли не зубами держишься. Реально вопреки поднимаешься. Сноубордистам несладко, даже лыжники через одного, кто на вершину поднимался, примерно со словами «больше еще раз сюда ни за что!».

Трассы подготовка так себе. Да и трасс тут чуть, по сути 3 штуки. Чёрно-красные все. Есть синие, но это продолжение выше описанных. Но сверху трасса очень интересная, не широкая, не узкая, нормальная, уклон хороший, настоящая красная, если нет бугров, очень приятная. Виды там потрясяющие, смотришь вниз (не в сторону города) – ощущение, что где-то в Европе. Да, главное там на Кукисвумчорре – фрирайд, там местная мекка, но очень все лавинноопасно. И только с гидами и лавинным снаряжением можно кататься. Ведь, если кто не знал - лавинная служба в нашей стране берет свое начало именно с Хибин, с 25-км! И да, по весне там можно встретить косолапого, голодного, сонного, злого. Места там дикие. Так что Кукисвумчорр - это место для фрирайдеров и скитурщиков, а трассы - для тех, кто умеет сносно кататься, кто не боится «злых» бугелей и готов с ними совладать вопреки, ну и кто понимает, что это не кресло и поднявшись придется съехать, другого пути нет!

Культурная программа и апрески:

Бары и рестораны. Как на трипэдвайзер рейтинг и отзывы были, так и подтверждаю оно все так. Есть и роллы, и пиццерии, и рестораны, и бары и столовые. Три заведения основные по рейтингу:

  1. «Бар Баревич» - вечно нет мест, но нам повезло и мы отлично провели крайний перед отъездом вечер. Живая музыка (Обнинская группа исполняла хиты русского рока), крафтовое пиво светлое и темное, беломорские мидии на закуску!
  2. «В Своей Тарелке» - вечно нет мест.
  3. «Гамарджоба» - рекомендации местных, и трипэдвайзера, но мы уже не успели.

Особенность местная: если вы пришли покушать или выпить – пожалуйте на барную стойку, ибо мест нет от слов «никогда и совсем». Причем на вопрос «как типа как-так бронь на все столы, пустой зал, 15-16 часов дня, и мы желаем покушать и выпить, через 1,5-2 часа уберемся отсюда и держите свою бронь на 8 вечера или позднее и то, возможно, не  придут, те кто бронь сделали?!». На что нам ответили «у нас так не принято», ребята 2-4 тыс не заработали в тот вечер, что ж…  (!). Посему или на удачу идите или звоните заранее, кстати там бронь по депозиту, не помню в каком из.  Есть столовки. Например, нам рекомендовали столовку рядом с баром Баревич.

Бассейн «Дельфин». Это детище градообразующего предприятия фирмы «Фосагро». Главный акционер которого – «тот о ком не приняло говорить вслух». Потому, всё, что в городе красивое, новое, или отремонтированное до идеального состояния - все «Фосагро». Вот «Дельфин» - это не только бассейн с плавательными по 25 м дорожками и вышками для ныряния, там еще и горка аквапарка, там детский маленький бассейн для мам с малышами, там отдельный бассейн-джакузи с гидромассажем и горячей водой, там в основном бассейне закуток с гидромассажем. В нём же есть спортивные залы для кардио-тренировок, занятий аэробикой, ну и, конечно, тренажерами и железом, кто потягать любит. А, чуть не забыл - там есть хамам и финская парная. Душевые и раздевалка – все современное и новое. Есть «нюанс» - допускают только с плавательной шапочкой и банными принадлежностями. Не продают на месте, но в 5 минуцтах от «Дельфина» есть спортивный магазин, там есть шапочки по 300 р-500 р (мне шапочка обошлась дороже самого посещения бассейна!).

Музейно-выставочный центр «Апатит» https://mvc-apatit.ru/ - это новый интересный интерактивный и очень познавательный музейно-выставочный комплекс. На трех этажах. На двух расположена основная экспозиция. На третьем выставки и конференц зал. Вход бесплатный. Можно воспользоваться аудиогидом, что очень удобно и интересно. С телефона сканируешь QR-код и далее или с web или ставишь приложение и слушаешь то, что написано и даже более - ходи по залам от экспозиции к экспозиции. История края, города, шахты, карьера, предприятия. Выставка минералов, макетов, экспонатов разных лет с 30-х годов прошлого века.

Дворец спорта - Ледовый дворец «Апатит». Тут расположен каток, идеальный лед, настоящая хоккейная коробка. Для катания выделен час с 17.30 -18.30. Лидеровочная машина заезжает и выпускают на лед по электронной карте, которую выдают в кассе. Там же и прокат коньков, заточены норм, но коньки - видавшие виды со следами бытования. Но сойдет, все компенсировалось идеальным льдом и моими слабыми навыками катания!

«Снежная деревня» - это 19 снежных пещер, выглядит как лабиринт. Там каждый зал - это своя тематика, оформление ходов, стен, сводов, в каждом помещении тематические ледяные скульптуры с подсветкой. Все очень впечатляюще и красиво. 19 залов по хотя бы по 2 минуты – это уже 40 минут ходить, потому это не быстро, но интересно!

Сувениры. Рядом с Музеем есть большой магазин по меркам Кировска. Там от шмота до сувениров и хозмелочей - есть всё. Кстати, там и закупили все сувениры. Обложка на паспорт - кожа, тематические надписи про север и красивый цвет и рисунок гор, леса и северного сияния 1000 р. Кружки сувенирные 300-1000 р, магнитики в ассортименте 100-300 р. Носки «Хибины» 100 р за пару, чаи и сборы трав, украшения из самоцветов 100-бесконечность, ну и так далее.

Мурманской рыбы в вяленом виде практически нет, есть много копченого или мороженого, и цена кусается, по сути в Москве купить можно то же самое и даже дешевле, разве что путассу к пиву была отличной и не дорогой (160р за кг). С собой взял копченого палтуса, тушка вышла на 500р. Вкус божественный, потому, что слабосоленая и очень жирная, но копченая, это на любителя.

Не попали:

- Кировский историко-краеведческий музей с мемориалом С.М. Кирова – подумали, что Музейно-выставочный центр «Апатит» будет достаточно.

- «Таинственый Лес» - работал до апреля, а мы в мае были. Позвонили им , спросили. Стоит 600р. Нам сказали, что каждый год они разрастаются и, возможно, в следующем году, будут подольше, но смысл инсталляции именно в темноте, когда полярная ночь, там подсветка и очень красиво. Находится за городом с стороны Южного склона Большого Вудъявра. Ехать по тарифу 220+500.

- сауны, бани. Они тут есть.  Но нам хватило тех, что в «Дельфине».

И в заключении:

В Питере – пить, а в Кировске «#Насевережить» - это их хештег, встречается часто и становится узнаваемым брендом. Курорт горнолыжный развивается, еще два года назад не было гондольно-кресельной канатки, не было домиков-шале с кафе, прокатом, детской комнатой, туалетом и ящиками для хранения вещей и переодевания, внизу северного и южного склонов. Сейчас еще всё, что я описал - недорого по меркам не только Москвы, но и России вообще. Про цены на горнолыжки Сибири, Кавказа, Сочи, даже Урала сравнения нет – тут однозначно дешевле! Но и место развивается, года два назад однушка стоила 600 тыс, теперь 2 млн, а жилой фонд убитый - всё 60гг постройки, нового не строится вообще. Зато развивается курортно-рекреационный кластер. Можно предположить, что в новом сезоне или в перспективе грядущих лет, цены будут расти и довольно бодро.

Пост создан из сообщения на форуме.

+6