Курорт принимал лыжников в течение 85 лет, так и не открылся после марта 2018 года /The Guardian
Из-за глобального потепления закрылись 186 французских горнолыжных курортов, их судьба грозит десяткам других.
Когда горнолыжный курорт Céüze 2000 закрылся в конце сезона в 2018 году, рабочие предполагали, что вернутся следующей зимой. Даже шесть лет спустя пожелтелая газета от 8 марта 2018 года сложена так, будто кто-то только что читал ее. На столе - наполовину выпитая бутылка воды.
Курорт Céüze 2000, когда было много снега
Курорт Céüze в южных французских Альпах был открыт 85 лет и был одним из старейших в стране. Сегодня это один из десятков заброшенных по всей Франции горнолыжных курортов. Часть «курортов призраков».
По мере того, как глобальное потепление поднимает линию снега в Альпах все выше, тысячи сооружений остаются гнить. Разрушаясь, они загрязняют окружающую среду, что вызывает споры, что делать с остатками старого образа жизни?
Проблемы со снегопадами в Сеюзе начались в 1990-х годах. Чтобы выжить, курорт должен был работать не менее трех месяцев, но за прошлую зиму он продержался всего 1,5. За два года до этого он вообще не мог открыться.
Открытие курорта ежегодно обходится местным властям до 450 000 евро. По мере того, как сезон становился короче, было принято решение закрыться, чтобы избежать спирали долгов.
Курорт был закрыт навсегда зимой 2020 года из-за отсутствия снега /The Guardian
«Держать его открытым дороже, чем закрыть. Мы думали про искусственный снег, но поняли, что это лишь отложит неизбежное», - говорит Мишель Рику-Шарльз, президент местного сообщества Buëch‑Dévoluy, которое курирует курорт.
Даже при самых оптимистичных прогнозах будущее выглядело мрачным.
Прошло семь лет, прежде чем грузовики и вертолеты начали увозить пилоны. Местное сообщество скорбело о небольшом семейном курорте, с которым были связаны воспоминания многих поколений. Люди уносили гайки, болты и шайбы в качестве сувениров.
Сегодня во Франции - 113 заброшенных горнолыжных подъемников общей протяженностью почти 63 км. Почти три четверти из них находятся на охраняемых территориях.
Это не просто лыжная инфраструктура. По оценкам ассоциации Mountain Wilderness, вокруг французских гор разбросано более 3000 заброшенных сооружений, что постепенно захламляет богатейшие природные ландшафты Европы. Сюда входят военные, промышленные и лесные отходы: старые кабели, куски колючей проволоки, ограждения и старая техника.
Горнолыжный курорт Céüze быстро стал источником такого загрязнения. Из маленькой деревянной кабины в нижней части первого подъемника с кнопками сыпется изоляция. Сетки, которые когда-то использовались для обозначения трассы, висят лохмотьями, с пилонов опадают кусочки пластика. В старых сараях на верху горнолыжных подъемников все еще есть трансформаторы, асбест, моторные масла и смазки.
Со временем эти вещества проникают в почву и воду. Что может произойти, если пилоны будут ржаветь в ближайшие десятилетия, легко увидеть на примере коррозии металлических конструкций, оставшихся после второй мировой войны. Противотанковые рельсы и металлические шипы привели к изменениям в видах местных растений.
«На латыни мы говорим memento mori - помните, что вы смертны. Не думайте, что вы делаете вечные вещи; они в конечном итоге устареют», - говорит Николя Массон из Mountain Wilderness, который проводит кампанию за демонтаж старой лыжной инфраструктуры, чтобы освободить от них природу.
Некоторые считают, что курорты должны оставаться мемориальными пейзажами, в честь поколений людей, которые жили и катались здесь на лыжах; другие считают, что их нужно очистить и вернуть природе.
Эколог Nicolas Masson
Демонтаж Céüze/Сеюз начался 4 ноября 2025 года, за месяц до начала лыжного сезона. Лыжные подъемники курорта увезли с помощью вертолета, чтобы свести к минимуму нарушение окружающей среды и освободить территорию.
Французское законодательство требует, чтобы подъемники были сняты и демонтированы, если они больше не используются. Однако закон касается только подъемников, построенных после 2017 года. Большинство из них легко проработают 30 лет, поэтому до 2047 года никакие лифты не будут считаться устаревшими.
Удовольствие дорогое - демонтаж Сеюз обойдется в 123 000 евро. Это означает, что большая часть заброшенной лыжной инфраструктуры остается на месте. И даже демонтаж пилонов, который произошел в Сеюз, редкость.
За 7 лет после сноса пилонов и закрытия курорта уже видны ранние признаки восстановления экологии.
Красная дымка парит над белым снегом: зимние ягоды собачьей розы сверкают на месте бывшей трассы. Ягоды являются важной зимней пищей для птиц, таких как редкий красноклювый чох, и их колючие стебли используются для строительства гнезд весной. Летом на этих склонах цветут орхидеи и желтые гори.
Теперь это место называется Natura 2000 и является домом для самой редкой и охраняемой дикой природы в Европе.
Деревья тоже возвращаются. «Я не знаю, займет ли это 10, 20 или 50 лет, но здесь уже появляется лес», - говорит Массон.
Дикие кабаны и косули, живущие в этих лесах, выиграют от более тихих зим. Птицы, такие как тетерев, укрываются от сильного холода зимой, копаясь в снегу, и предпочитают глубокий порошкообразный снег - как и лыжники. Эти виды под угрозой исчезновения во всех горных хребтах Франции.
Пьер-Александр Метрал, географ из Университета Гренобля, который изучает заброшенные горнолыжные курорты, говорит: «Существует много споров насчет этого демонтажа - это просто удаление механических вещей, или мы пытаемся вернуть горам первоначальное состояние?»
Экологическое восстановление приносит сюрпризы: некоторые альпийские цветы очень активно разрастаются именно на месте горнолыжных трасс. «Если мы позволим природе вернуться спонтанно - диким, неконтролируемым образом - есть риск, что некоторые более сильные виды будут колонизироваться быстрее», - говорит Метрал.
Холмы вокруг бывшего курорта стали домом самых редких диких животных в Европе. /The Guardian
В этой области ведутся исследования. Изучение закрытия испанского горнолыжного курорта Валькотос в в 1999 году показало значительное восстановление местной растительности и очищение воды с одновременным снижением эрозии почвы. «Это лаборатории того, какой может быть гора в будущем после новых закрытий», - говорит Метрал.
Вопросы, что делать с этими местами, будут возникать не только в горах Европы, но и по всему миру. Катание на лыжах исчезает из многих альпийских ландшафтов. «Многие нижние курорты уже закрыты», - говорит Массон. «Потепление меняет все в горной среде. Это разница между наличием снега и отсутствием снега».
Ричард Кляйн считает, что курорт нужно было спасти /The Guardian
Согласно исследованиям, при глобальном потеплении на 2 градуса Цельсия более половины существующих курортов столкнутся с дефицитом снега. На более высоких курортах есть угроза для пилонов из-за потери вечной мерзлоты.
Есть курорты, такие как St-Honoré 1500, заброшенные еще до завершения строительства. Еще более крупные курорты, которые имеют средства для инвестирования в новые трассы и искусственный снег, изо всех сил пытаются выжить.
Кое-кому закрытие курорта Сеюз кажется преждевременным.
Ричард Кляйн, который живет в Рош-де-Арно, недалеко от Кезе, считает, что горнолыжный курорт можно и нужно было спасти.
«Это лучшее место, чтобы учиться кататься на лыжах. Я думаю, глупо, что они закрыли его», - говорит он. «Всегда было много людей».
Кляйн считает, что местные власти должны были начать использовать искусственный снег, добавив: «Теперь уже слишком поздно».
Тем не менее, жизнь не исчезла из Сеюз. По словам Рикоу-Чарльса, в октябре 2025 года застройщик купил курортный отель Galliard для проведения мероприятий. «Сеюз продолжит жить, несмотря на потерю курорта», - говорит Рику-Шарль. «Мы не оплакиваем Сеюз, потому что он не мертв».
В зимние выходные десятки автомобилей все еще собираются на парковке, а люди развлекаются более спокойным образом: прогулки на снегоступах, беговые лыжи и катание на санках.
Плакат с празднования 80-летия курорта /The Guardian
Массону не нравится термин «курорт-призрак», потому что происходящее в его районе сложнее. «Люди продолжают приходить», - говорит он. «Нам не нужны большие машины, чтобы сделать горы привлекательными».
Происходящее с Сеюз - это взгляд в будущее, с которым сталкиваются десятки других небольших курортов и горных ландшафтов по всей Европе. «Какое наследие мы хотим сохранить», - спрашивает Массон. «Это вопрос мы должны задавать каждый раз, и он требует некоторых размышлений».
Источник theguardian.com



