Прогулки по Швейцарии. Лето 2009

Reports Лента автора 19 Мая 2010 (01:23) Просмотров: 434 16

Ну, вот и побывали мы на Швейцарщине…

Решила я все же отписаться о нашей поездке – раз уж подготовка к ней здесь обсуждалась, то логично рассказать, как оно все прошло. Да и новый сезон уже близится.

Небольшое предисловие – ездила я вдвоем с сыном, т.к. все остальные потенциальные участники, которых мы активно подбивали, так что-то и не подбились. Программу предполагалось сделать прогулочно-ознакомительной. В Швейцарию мы ехали первый раз, поэтому хотелось «всего понемногу» - и города посмотреть, и по природе погулять. В итоге было решено базироваться неделю в Энгельберге и неделю в Гриндельвальде. Т.е. чтобы гулять, «не отходя от кассы» и совершать вылазки до ближайших городов.

Часть 1

1 неделя – Энгельберг

www.engelberg.ch

Пожалуй, самое яркое и неожиданное впечатление от Энгельберга – это умопомрачительные хозяева. Пожилая пара, ни слова(!) не знающая по-английски, но тем не менее умудрившаяся затащить нас в 1-й же вечер нашего приезда на празднование Национального дня Швейцарии с уличным поеданием чего-то вроде экспресс-раклета, распитием пива и прочими массовыми развлечениями. На следующее утро хозяин, поняв, что после вчерашнего праздника мы проспали утренние часы работы единственного магазинчика, открытого в воскресенье, притащил нам пакет еды из собственного холодильника + банку домашнего варенья.
Через пару дней было еще барбекю, на которое, к счастью, пригласили англоговорящую соседку. В общем, я представляла себе швейцарцев немного более сдержанными, а общение с хозяевами более формальным. Но действительность оказалась забавнее. Три десятка немецких слов и немного грамматики, выученные мной перед поездкой, были очень кстати – удавалось понять хоть в общих чертах, что хотят сказать хозяева, что-то даже ответить и понимать многие вывески. Правда, за всю поездку это были единственные швейцарцы, не говорившие по-английски.

Первые два дня погода нас не радовала, поэтому один из них мы посвятили поездке в Люцерн (там даже удалось погулять почти без дождя по крепостной стене), а второй – музею транспорта и дополнительной прогулке по Люцерну.

В Люцерне (да и по всей Швейцарии) наши велолюбительские души просто стонали от вида велодорожек, велосветофоров (!), велопарковок, забитых великами всех мастей. Мечта…

Чтобы разнообразить свой транспортный опыт, в музей транспорта (www.verkehrshaus.ch) поехали из Штансштадта на кораблике (подобрали подходящий рейс, проходящий как раз через музей - www.lakelucerne.ch). Погода, правда, не располагала к водным прогулкам, но все равно любопытно. Впечатлили девушки-матросы, невозмутимо чалившие здоровый теплоход под проливным дождем.

На третий день погода начала улучшаться, но т.к. дальнейший прогноз обещал уже просто-таки жару, было решено быстренько смотаться в Технораму (www.technorama.ch/, Винтертур), «пока не началось».

Технорама впечатлила, но времени нам в ней категорически не хватило. Надо было напрячься и приехать пораньше (мы приехали к 12, а в 17 она уже закрывается). Я думала, что придется активно переводить сыну описания опытов, но оказалось, что многие он знает (в Москве, в Манеже, оказывается, зимой/весной бывает очень похожая, но небольшая выставка «Зазеркалье», они там были с классом и учителем физики). Но т.к. незнакомых экспонатов было тоже немало, у каждого из них мы зависали, чтобы сначала разобраться «чего тут делать надо?», а потом – «а почему так получается?». Короче, все осмотреть не успели, но понравилось сыну (да и мне) очень.

На обратном пути заскочили в Цюрих, но это просто «для галочки», «хоть глазком посмотреть», Цюрих остался на другой раз.

Следующим утром мы посетили знаменитый древний монастырь бенедиктинцев и его сыроварню с магазинчиком. Забавно – посреди зала стоит большая стеклянная будка, в которой по окружности расставлены сыродельные столы на колесиках, каждый из которых находится на одной из стадий изготовления сыра. Дядечка у вас на глазах выполняет очередную операцию (которая описана снаружи на табличке) и передвигает столик на следующий этап. Очень оригинально и можно сразу посмотреть все этапы. Тут же находится магазинчик, в котором можно купить их местные сыры, йогурты, мороженое и молоко. Кстати, рекомендую молоко покупать именно здесь, а не в COOPе – это ЧТО-ТО. Такое молоко я пила только в детстве, когда мама на даче ходила с бидончиком к молочнице…

[page]

Дальше погода резко улучшилась, и мы перешли к активной части нашей программы. Первым делом сын потребовал обещанную велопрогулку.

В своих велоспособностях я сильно сомневалась, поэтому выбрала маршрут вниз по долине – от Энгельберга до Штансштадта. Сначала мы предполагали взять велики напрокат на ж/д станции (www.rentabike.ch/) и сдать их в Штансштадте, но жд-шные велики (Skoda, оказывается, делает велики!) были забракованы сыном (чтобы достались хорошие, их надо было бронировать заранее), в итоге взяли в независимой прокатной конторе в поселке. Получилось подороже и пришлось возвращаться с ними на поезде, но ничего. Маршрут вниз по долине совершенно ненапряжный, около 25 км, но поначалу проходит прямо по автодороге (причем, это довольно крутой серпантин), что с непривычки напрягает. На самом деле, быстро понимаешь, что в Швейцарии это практически безопасно – все водители ОЧЕНЬ внимательно относятся к велосипедистам (как, впрочем, и к пешеходам), но аккуратно обгоняющие на серпантине машины все же не дают расслабиться.

Ниже, после окончания крутой части, велодорожка отходит от трассы в сторону, и прогулка становится более непринужденной. Тропа идет мимо водопада, потом переходит на левый берег реки и идет дальше вниз по долине.

Еще ниже она превращается в сельскую дорогу, идущую по окраинам поселков. Потом внизу, уже около Штанса, опять выходит на проезжую часть. Как только автотрасса становится двухполосной (в каждую сторону), справа выделяется отдельная велодорожка (возможно, не всегда, но нам так показалось). Маршрут несколько раз проходит мимо ж/д станций – т.е. если устали/надоело/испортилась погода можно сократить маршрут и вернуться домой. В поездах все предусмотрено для перевозки велов – специальные отсеки, в них крюки, на которые вешаешь велики, и идешь себе спокойно в вагон.

Далее по программе у нас была заезд на гору Титлис, осмотр ледника и прогулка по окрестным озерам. На подъемнике завозят на Малый Титлис, на высоту 3 с небольшим тысячи метров, дальше предлагается прогулка в снежный парк развлечений. До развлечений мы не добрались, т.к. увидели тропинку на вершину, которая впоследствии оказалась основным Титлисом, профиль которого украшает все местные сувениры. Рекомендую туда подняться – тропа хоть и не маркированная, но однозначная и совершенно «без экстремизма». Да и набор высоты небольшой – метров 200-300, точно не помню. Вид с вершины гораздо интереснее, чем со смотровой площадки у подъемника. И народу значительно меньше.

После Титлиса мы спустились вниз на две очереди подъемника, прогулялись вдоль озера Trubsee, поднялись на канатке на перевал Jochpass, немножко прогулялись в сторону Engstlensee, но вынуждены были бежать обратно, т.к. именно в этот вечер хозяева назначили барбекю, и к 18 часам нам следовало быть на месте.

От озера Trubsee мы все же решили спуститься в Энгельберг пешком, прикинув по указателям, что если они не врут, то времени нам как раз впритык хватает. На всякий случай решили двигаться максимально резво. В итоге выяснилось, что время указателей мы даже немного обгоняли, но темп у нас был явно не прогулочным. Сделали вывод, что при нормальном темпе можно ориентироваться на время указателей, но расслабляться не придется.

На последний перед отъездом из Энгельберга день у нас осталась «прогулка за угол» - вверх и влево по долине в сторону перевала Surenenpass. План был такой: чтобы успеть зайти подальше (а вставать рано у нас плоховато получалось), подъехать на шаттл-басе до подъемника Furenalp, подняться на подъемнике, а дальше – вверх по долине по верхней тропе, насколько времени хватит. А обратно – по нижней тропе, вернуться к нижней станции Furenalp и успеть на последний шаттл-бас, чтобы не топать лишние 4 км по дороге до Энгельберга. Вобщем, примерно так и получилось. По дороге зашли в фермерский домик, предлагавший сыр, молоко и прочие альпийские прелести. Попили молока (о-о-о, это песня!!!). Чтобы дойти до самого перевала и успеть вернуться, выдвигаться надо было гораздо раньше, но это было заранее понятно. В итоге дошли до церквушки и фермерского домика с кафешкой (Blackenalp, как я понимаю), перекусили у них, еще попили молока и потопали вниз. Хорошо, что не стали упираться и идти дальше – к последнему автобусу мы прибежали под проливным дождем.

Продолжение

Автор: Елена Б.

SergioBO    19 Мая 2010 (09:49)   #
Про лыжи мало.
АлекСт    19 Мая 2010 (10:36)   #
Ждём продолжение icon_smile.gif
HelenB    21 Мая 2010 (12:30)   #
красиво

Спасибо icon_smile.gif Там и правда очень красиво и комфортно. Очень располагающая к разнообразному отдыху страна!

Про лыжи мало.

эм-м-м... да мы как-то и не катались... icon_wink.gif

Цитата( @ 19.5.2010, 10:36)
Ждём продолжение icon_smile.gif

Уже два месяца как все в редакции, так что вот-вот icon_smile.gif
Но про вторую часть (которая в Гриндельвальде) вы все лучше меня знаете icon_wink.gif
serge fly    20 Мая 2010 (03:04)   #
красиво
АлекСт    21 Мая 2010 (23:45)   #
HelenB А-а-а-а так вот чей это рассказ.. Хозяйка нашлась icon_smile.gif. А я сразу подпись в рассказе не "сложил".
Не прошло и года icon_smile.gif.
swissmaker    23 Мая 2010 (22:20)   #
Пару "главных слонов" не заметили. У них под ногами проехали
3)За безопасность 2. По апарталогии и бандерлоговедению тоже 2
HelenB    24 Мая 2010 (11:04)   #
Цитата(swissmaker @ 23.5.2010, 22:20)
Замечательно!
Жаль что погода немного сбила планы
1)Оценка за техничность 3+
Ляпсусы в перемещении
2)За артистичность твердая 3
Пару "главных слонов" не заметили. У них под ногами проехали
3)За безопасность 2. По апарталогии и бандерлоговедению тоже 2

Ну, это давно понятно, что все, кто ездит, не поделившись пряником со Свиссмэйкером - лошары (как выражается мой сын) и ничего толком в Швейцарии сделать не могут icon_smile.gif Именно такая позиция и отталкивает от идеи делиться пряниками - не очень правильный маркетинговый ход, если уж вы "типа бизнесом" так занимаетесь... Хотя милейшей души человек, судя по всему icon_smile.gif

А нам понравилась поездка. icon_smile.gif

Судя по дате вашего поста - "пара главных слонов" - это пока про первую часть поездки. Да там не пара, там еще полно чего осталось пропущенного, как и во второй части. Сознательно пропущенного. Потому что 33 достопримечательности за один день со сменой 10 поездов - это очень круто, но на любителя. Технически это возможно, лично мне - некомофортно.
Безопасность с апартологией - 2? Даже спрашивать не буду, почему. Неинтересно. С милейшими хозяевами апартов мы подружились и теперь переписываемся (я даже немецкий еще чуть-чуть подучила для этого). А чтобы взойти ногами на "немаркированный пупындр категории н/к", имея опыт горных походов и восхождений 5 категории (да и сын уже опыт 3-й категории имеет) - вы мне будете про безопасность рассказывать? А давайте, я вам расскажу? За пряник? icon_lol.gif
HelenB    24 Мая 2010 (13:51)   #
А-а-а, наверное, вторую часть вы тоже прочитали. Тогда понимаю про безопасность - это, наверное, картинка на тропе вас так впечатлила icon_smile.gif Да нет, там совершенно нормально было - иначе не стала бы я там еще и фотографировать сына... Это очень плотный конгломерат, причем далеко не такой крутой, как кажется на фотке - т.е. над головой ничего не нависает у сына. Этот склон становится потенциально опасным только после очень продолительных дождей - эти бульники могут поехать вместе со склоном. Но конгломерат размочить очень непросто - он как цемент (или бетон?) держит. А по сухому - тропа и тропа. Причем достаточно широкая. За склоном мы, естественно, следили, когда шли. Но в принципе согласна, можно попросить редакторов убрать эту фотку, чтобы не шокировать людей icon_smile.gif
swissmaker    24 Мая 2010 (16:34)   #
Цитата
А нам понравилась поездка.

Это самое главное. Остальное пустяки

Рады за вас. И отчет хороший!
HelenB    24 Мая 2010 (20:26)   #
Цитата(swissmaker @ 24.5.2010, 16:34)
Это самое главное. Остальное пустяки

Рады за вас. И отчет хороший!

Ок, "мир-дружба-жвачка"! icon_smile.gif А то я как-то слишком серьезно восприняла наезд icon_smile.gif
swissmaker    24 Мая 2010 (20:32)   #
Ок, "мир-дружба-жвачка"!

ОК!

Мир-Дружба-Пряник! icon_smile.gif
forell    24 Мая 2010 (23:10)   #
В каких числах были? 5-12 июня нормально будет или холодно наверху?
forell    24 Мая 2010 (23:37)   #

" ... перед автобусом, шедшим из Тифлиса во Владикавказ, плясал и скакал сам технический директор.
- Давай деньги! Деньги давай! - закричал он сердито."

И.Ильф. Е.Петров. Двенадцать стульев.

На самом деле наш технический директор (Свисмейкер) пряники не у каждого ещё и берёт, помогает задаром.
HelenB    25 Мая 2010 (00:50)   #
Цитата(forell @ 24.5.2010, 23:37)

Так я же и говорю - милейшей души человек. Даже ссылкой на sbb.ch может поделиться задаром, я знаю icon_smile.gif Ну а то, что взял, да и умыл без аргументов (типа "молодец, садись - два") - это у него манера общения такая, тоже знаю. Все равно не очень приятно, ну да ладно. "Мир-Дружба-Далее дело вкуса" icon_smile.gif Кстати, я против пряников в целом ничего не имею.

В каких числах были? 5-12 июня нормально будет или холодно наверху?

Мы были 1-14 августа. 5-12 июня будет однозначно прохладнее и, главное, больше снега на верхних тропах. АлекСт был в июне в прошлом году - на его фотографиях тропинки местами через нерастаявшие снежнички шли. У нас снегом и не пахло уже.
swissmaker    25 Мая 2010 (15:22)   #
Цитата

"forell ты мне уже два пряника должен. У меня все ходы записаны"

И.Ильф, Е.Петров, Свиссмейкер. Двенадцать пряников.

АлекСт    26 Мая 2010 (13:05)   #
Прочитанное во второй части утвердило меня в мысли, что на район Интерлакена нам надо ещё раз минимум неделю, чтобы "досмотреть" то, что не успели icon_smile.gif.
Но это, видимо, уже летом - 2011. Немного смущает упоминание о жаре в августе.. В июне нам с погодой повезло необычайно, тепло-но-не-жарко.