Прогулки по Швейцарии. Лето 2009

Часть 2

2 неделя – Гриндельвальд

www.myjungfrau.ch

По планам наш переезд из Энгельберга в Гриндельвальд должен был быть весьма насыщенным. Багаж мы отправили «самоходом», нам пообещали доставить его на следующий день утром. Мы же планировали налегке по дороге заскочить в этнографический музей в Балленберге (ballenberg.ch), посмотреть всякие интересные мастерские, покушать, потом на колесном пароходике из Бринца (www.bls.ch) доехать до Интерлакена, а там уж – и в Гриндельвальд к вечеру. Все шло по плану, кроме погоды. Проливной дождь лил в точности от момента пересечения нами Западного входа музея и до момента выхода из Восточного. Мы заглянули-таки в пекарню, сыроварню и куда-то еще, но основное воспоминание – мокро, холодно и противно. К счастью, сыроварню мы с чувством изучили в монастыре Энгельберга, поэтому в Балленберге было не так обидно. Зато мы отлично покушали в ресторанчике у Восточного входа и хорошенько закупились трюфелями, изготовленными местными шоколатье (на нижнем этаже того же здания). Когда мы вышли из ресторанчика, дождь закончился, и вообще-то можно было пройти музей еще раз в обратном направлении. Но как-то уже не захотелось. По той же причине в Бриенце не стали садиться на пароходик, решив, что под дождем мы уже по озерам катались, и пора ехать в тепло, т.к. обувь была уже насквозь мокрой.

К новым хозяевам мы явились налегке, мокрыми, но зато с пакетами из КООПа, в который успели заскочить по дороге.

На следующее утро погода шептала, и мы поленились идти на станцию за чемоданом, т.к. наш маршрут лежал в другую сторону. На почтовом автобусе через перевал доехали до Swarzwaldalp, а оттуда двинули пешком по направлению к Rosenlaui. Очень милая дорожка, практически не приходится идти по проезжей части, хотя движения и на проезжей части там почти нету. Спасибо boraz за наводку – посетили Rosenlaui Gletscherschlucht (www.rosenlauischlucht.ch) . Да-а-а, здорово, очень здорово!

И отдельное спасибо ему же за идею выйти наверх на плато под языком ледника. Отличное место для пикника на камушках после прохладного, темного и сырого ущелья.

Дальше мы вернулись на дорогу и двинули вниз. Следующим пунктом был Райхенбахский водопад – надо же было глянуть, где Конан Дойл чуть не утопил Шерлока Холмса. Водопад очень даже понравился, я как-то заранее была настроена скептически и в итоге оказалась приятно удивлена.

От водопада спустились вниз в Майринген, доехали до Бриенца и там – да, сели-таки на колесный пароходик и прокатились до Интерлакена. Минус катания в хорошую погоду – много народа. К вечеру были в Гриндельвальде и наконец забрали свой чемодан на станции.

[page]

Следующий день был велосипедным. Я мечтала чинно прокатиться вдоль озера и нашла местный маршрут вокруг Brienzersee. Круговой маршрут составляет 36 км и профиль обещал не очень большие перепады высот. Я приготовилась к приятному любованию видами. Взяли велики на станции Интерлакен-Вест (там выбор гораздо больше, чем на Ост). Судя по профилю трассы, я решила, что та половина, которая идет со стороны железной дороги, более сложная, а обратная, вдоль автотрассы, совпадающая с региональным веломаршрутом – попроще. Решили начать с более сложной части, а простую оставить напоследок. В итоге сил наших только на первую часть и хватило…

Мы честно поехали именно по велодорожке, а не по автомобильной трассе, как большинство встреченных нами в Бриенце велосипедистов. В итоге мы там были одни, машины нам совершенно не мешали, виды на озеро открывались обалденные, но ровной эту трассу никак не назовешь. И подъемов на ней было явно больше, чем спусков (хоть это и противоречит логике езды вдоль горизонтального озера). Вобщем, в Бриенце мы решили, что уже вдоволь накатались и погрузились в поезд.

Вечером с огромным удовольствием опробовали свою гостевую карту и сходили в бассейн.

Следующим днем мы отправились смотреть ледниковые виды. Программа минимум была подняться на Pfingstegg и пройтись по 24-му Гриндельвальдскому маршруту до кафешки/отельчика Baregg. Программа максимум – пройтись дальше по маркированной бело-голубым горной тропе в сторону альпинистской хижины Schreckhornhutte, чтобы поближе подойти к языку ледника и ледопадам. Ну, и по обстоятельствам – покататься на летнем бобслее/тобоггане и пройти мимо мраморного карьера на спуске. До Baregg дошли легко, только устали говорить всем встречным Gruzi – народу там гуляет много, и все очень приветливые. На красивой веранде Baregg передохнули, перекусили из своих запасов, сфотографировали клумбу эдельвейсов и решили заскочить сюда покушать на обратном пути.

Посмотрели сверху на ледниковое озеро, которое образовалось всего несколько лет назад и теперь доставляет массу неудобств Гриндельвальду. Время от времени оно вдруг находит сток в основной ледниковый поток и тогда уровень воды в долине резко повышается. Они уже укрепили и подняли все берега, везде около реки висят предупреждения. А с этой весны (2009 г.) они начали долбить сливной канал для этого озера – сейчас идут работы, по ущелью постоянно летают вертолеты. К следующему половодью уже обещают все сделать.

Дальше мы прошли по хорошей бело-голубой тропе примерно полдороги (т.е. часа два) в сторону Schreckhornhutte, посидели над обрывом с видами, перекусили и поняли, что если мы собираемся ночевать не в хижине, а дома, то пора поворачивать обратно.

На обратном пути решили попить чаю на террасе Baregg. Вид с этой террасы замечательный.

Заказали меренги с мороженым (в Майрингене, на родине меренг, не успели). Повезло, что мы их заказали как отдельное блюдо, а не на десерт после сытного обеда. Когда их принесли, соседний столик с тремя немецкими тетушками дружно захохотал от восторга – на тарелке диаметром сантиметров 25 возвышалась горка безе, мороженого и взбитых сливок высотой около 13-15 см. Я так обалдела, что даже не догадалась сфотографировать ЭТО. Да, кстати, меренги – это безе, если кто не знает. Я раньше думала, что это что-то более изысканное.

Дальше мы вернулись к Pfingstegg, чтобы протестировать катание на тележках по желобу (тобогган, кажется). Я ехала довольно осторожно и особого адреналина не ощутила. Сын же говорит, что у него реально было ощущение, что сейчас вылетит с трассы.

Дальше мы поняли, что время и силы еще есть, и двинули вниз в долину пешком, чтобы посмотреть мраморный карьер и очередную Gletscherschlucht. Карьер посмотрели – забавно, но как-то скромно по сравнению со всем, увиденным ранее. Ущелье смотреть не пошли, решили, что вряд ли оно переплюнет Rosenlaui Gletscherschlucht.

После всего этого сын еще вечером пошел в Спортцентр в боулдеринговый зал (это разновидность скалодрома – невысокий и без страховки). А я так уже еле ноги таскала.

[page]

Дальше на очереди была поездка на Юнгфрауйох. Здорово, красиво, но такие толпы народа меня совершенно не радуют. Вспомнился Кавказ (не говоря уж о Тянь-Шане!) с аналогичными видами, которыми можешь наслаждаться в полном одиночестве. По большому счету, это довольно обычный ледник (конечно, он самый длинный в Европе, но с перевала-то этого не видно) и вполне себе обычный вид с перевала 3500.

Но впечатляет, конечно, с инженерной точки зрения – тоннель, пробитый под знаменитым Айгером, и поезд, выезжающий фактически на ледник – это сильно. Кстати, ледник, который виден из окна на станции Eismeer – это как раз тот ледник, ледопад в нижней части которого виден с террасы Baregg, когда гуляешь от Pfingstegg вверх по ущелью.

Понравилась и пещера в толще ледника, забавно. Как-то так получилось, что прогуливаться мы пошли не в сторону хижины, куда все ходят, а от плато и выхода со стороны ледяной пещеры вниз к леднику и по леднику до противоположного выхода, около которого находятся развлечения. Ратрачная дорожка проходит через пару трещин, но они хорошо забиты снегом, хотя перешагивать все же пришлось.

Позабавило кладбище головных уборов, слетевших с людей на смотровой площадке. Сначала мы приняли их за камни и даже поглядывали на скалы – не прилетит ли еще чего (мы как раз ниже по склону шли), а потом рассмотрели получше – кепки, шляпы, панамки всех мастей…

На обратном пути, как и планировали, из Kl.Scheidegg поехали не к себе, в Гриндельвальд, а в сторону Лаутербрюннена. Да, о-о-очень красивая долина… И вид на Айгер-Мёнх-Юнгфрау отличный!

На автобусе доехали до Труммельбахского водопада (www.truemmelbach.ch). О-о-о, да-а-а… Одно из самых сильных впечатлений за поездку! Ясное дело, фото передают лишь малую часть – это надо видеть, слышать, ощущать всю эту мощь буквально в метре от тебя…

Когда Труммельбах закрылся, неспеша прогулялись пешком до Лаутербрюннена и вернулись домой на поезде.

[page]

На следующий день у нас был запланирован Берн. Но по дороге мы решили «заскочить» на Schynige Platte, полюбоваться видами на озера и посетить альпийский ботанический сад. Быстро заскочить не получилось, т.к. я не учла мелочь, что этот знаменитый паровозик ползет наверх целый час и столько же спускается вниз… Получается, съездить на Schynige Platte по времени – то же самое, что съездить в Берн. Но наверху нам очень понравилось, красота-а-а, виды...

Погода с каждым днем становилась все погодистее, поэтому по Берну мы бродили как сонные мухи – было очень жарко. Я вспомнила, что читала на сайте Бернского офиса по туризму (www.berninfo.com/en/) о развлечении для хорошей погоды – купальном сплаве по реке вокруг центра Берна. Но сын не очень хорошо плавает, пришлось от этой заманчивой идеи отказаться. Да и с вещами как-то непонятно что делать – не в пакете же их с собой сплавлять или потом в купальниках через город возвращаться?!… На башню в Мюнстер (www.bernermuenster.ch) не успели, т.к. слишком долго гуляли по Schynige Platte. Медвежья яма была как раз на «пересменке» - старую яму уже закрыли, а новый Медвежий парк еще не открыли (открытие ожидалось осенью 2009). Посмотрели на дом Альберта Энштейна (www.einstein-bern.ch), прониклись. Прошлись по улочкам - очень мило, но вспоминается все как во сне из-за жары. Кстати, о жаре - на каком-то швейцарском сайте (уже после поездки) прочитала, что вся вода в уличных фонтанчиках – вполне питьевая! Жаль, что мы этого не знали, но умывались мы в них регулярно, спасаясь от перегрева.

Уделили внимание и магазинчикам, т.к. поездка неумолимо подходила к концу. Когда возвращались домой, хваленый-перехваленый швейцарский поезд простоял 25 минут(!) под Туном, из-за чего мы опоздали на поезд в Гриндельвальд и почти час гуляли по ночному Интерлакену в ожидании следующего.

В последний перед отъездом день мы уже были не в силах предпринимать какие-либо вылазки по жаре, поэтому отменили прогулку на Шварцхорн и просто прошлись по магазинчикам в Гриндельвальде и Интерлакене, сходили в бассейн, а вечером отметили завершение поездки разъеданием фондю в ресторанчике у вокзала.

Утром распрощались с хозяйкой, любезно подбросившей нас с нашим чемоданом до вокзала. Выслушали от нее какие-то сомнительные комплименты о том, что мы «нетипичные русские» и похожи на «обычных европейцев» (я так выразительно хмыкнула в ответ, что хозяйка как-то засмущалась и начала оправдываться, что ничего против «типичных русских» она тоже не имеет) и двинули в сторону Цюриха. Как и ожидалось, сил (да и времени) на прогулку по Цюриху опять не осталось, и мы решили, что пусть это будет поводом приехать в Швейцарию еще разок.

В общем, сухой остаток такой – ЗДОРОВО! Швейцария понравилась ОЧЕНЬ – очень красиво, очень интересно, очень удобно. Но: на каждую долину с учетом поездок по окрестностям лучше было брать дней по 10 (уж на Гриндельвальд-то точно!), чтобы не спеша погулять везде, где хочется. В каждой долине мы немного недовыполнили программу – в Энгельберге из-за погоды сократился день, отведенный на большую прогулку по озерам в сторону Майрингена (пришлось объединить краткий осмотр озер с посещением Титлиса), а в Гриндельвальде не сходили на Шварцхорн (просто уже устали от плотного графика). Немного раздражали толпы людей в популярных местах. Удивительно, зимой на лыжах толпы людей меня особо не трогают (если, конечно, это не очереди на подъемники), они вроде бы как входят в условия игры, а вот летом я привыкла к менее «толпистому» отдыху. Тем не менее, мы думаем и дальше развивать такой формат летнего отдыха, т.к. для спортивных походов задора у меня уже маловато, но «овощное» лежание на пляже пока что еще кажется мне оскорбительным…

Автор: Елена Б.

SergioBO    19 Мая 2010 (09:49)   #
Про лыжи мало.
АлекСт    19 Мая 2010 (10:36)   #
Ждём продолжение icon_smile.gif
HelenB    21 Мая 2010 (12:30)   #
красиво

Спасибо icon_smile.gif Там и правда очень красиво и комфортно. Очень располагающая к разнообразному отдыху страна!

Про лыжи мало.

эм-м-м... да мы как-то и не катались... icon_wink.gif

Цитата( @ 19.5.2010, 10:36)
Ждём продолжение icon_smile.gif

Уже два месяца как все в редакции, так что вот-вот icon_smile.gif
Но про вторую часть (которая в Гриндельвальде) вы все лучше меня знаете icon_wink.gif
serge fly    20 Мая 2010 (03:04)   #
красиво
АлекСт    21 Мая 2010 (23:45)   #
HelenB А-а-а-а так вот чей это рассказ.. Хозяйка нашлась icon_smile.gif. А я сразу подпись в рассказе не "сложил".
Не прошло и года icon_smile.gif.
swissmaker    23 Мая 2010 (22:20)   #
Пару "главных слонов" не заметили. У них под ногами проехали
3)За безопасность 2. По апарталогии и бандерлоговедению тоже 2
HelenB    24 Мая 2010 (11:04)   #
Цитата(swissmaker @ 23.5.2010, 22:20)
Замечательно!
Жаль что погода немного сбила планы
1)Оценка за техничность 3+
Ляпсусы в перемещении
2)За артистичность твердая 3
Пару "главных слонов" не заметили. У них под ногами проехали
3)За безопасность 2. По апарталогии и бандерлоговедению тоже 2

Ну, это давно понятно, что все, кто ездит, не поделившись пряником со Свиссмэйкером - лошары (как выражается мой сын) и ничего толком в Швейцарии сделать не могут icon_smile.gif Именно такая позиция и отталкивает от идеи делиться пряниками - не очень правильный маркетинговый ход, если уж вы "типа бизнесом" так занимаетесь... Хотя милейшей души человек, судя по всему icon_smile.gif

А нам понравилась поездка. icon_smile.gif

Судя по дате вашего поста - "пара главных слонов" - это пока про первую часть поездки. Да там не пара, там еще полно чего осталось пропущенного, как и во второй части. Сознательно пропущенного. Потому что 33 достопримечательности за один день со сменой 10 поездов - это очень круто, но на любителя. Технически это возможно, лично мне - некомофортно.
Безопасность с апартологией - 2? Даже спрашивать не буду, почему. Неинтересно. С милейшими хозяевами апартов мы подружились и теперь переписываемся (я даже немецкий еще чуть-чуть подучила для этого). А чтобы взойти ногами на "немаркированный пупындр категории н/к", имея опыт горных походов и восхождений 5 категории (да и сын уже опыт 3-й категории имеет) - вы мне будете про безопасность рассказывать? А давайте, я вам расскажу? За пряник? icon_lol.gif
HelenB    24 Мая 2010 (13:51)   #
А-а-а, наверное, вторую часть вы тоже прочитали. Тогда понимаю про безопасность - это, наверное, картинка на тропе вас так впечатлила icon_smile.gif Да нет, там совершенно нормально было - иначе не стала бы я там еще и фотографировать сына... Это очень плотный конгломерат, причем далеко не такой крутой, как кажется на фотке - т.е. над головой ничего не нависает у сына. Этот склон становится потенциально опасным только после очень продолительных дождей - эти бульники могут поехать вместе со склоном. Но конгломерат размочить очень непросто - он как цемент (или бетон?) держит. А по сухому - тропа и тропа. Причем достаточно широкая. За склоном мы, естественно, следили, когда шли. Но в принципе согласна, можно попросить редакторов убрать эту фотку, чтобы не шокировать людей icon_smile.gif
swissmaker    24 Мая 2010 (16:34)   #
Цитата
А нам понравилась поездка.

Это самое главное. Остальное пустяки

Рады за вас. И отчет хороший!
HelenB    24 Мая 2010 (20:26)   #
Цитата(swissmaker @ 24.5.2010, 16:34)
Это самое главное. Остальное пустяки

Рады за вас. И отчет хороший!

Ок, "мир-дружба-жвачка"! icon_smile.gif А то я как-то слишком серьезно восприняла наезд icon_smile.gif
swissmaker    24 Мая 2010 (20:32)   #
Ок, "мир-дружба-жвачка"!

ОК!

Мир-Дружба-Пряник! icon_smile.gif
forell    24 Мая 2010 (23:10)   #
В каких числах были? 5-12 июня нормально будет или холодно наверху?
forell    24 Мая 2010 (23:37)   #

" ... перед автобусом, шедшим из Тифлиса во Владикавказ, плясал и скакал сам технический директор.
- Давай деньги! Деньги давай! - закричал он сердито."

И.Ильф. Е.Петров. Двенадцать стульев.

На самом деле наш технический директор (Свисмейкер) пряники не у каждого ещё и берёт, помогает задаром.
HelenB    25 Мая 2010 (00:50)   #
Цитата(forell @ 24.5.2010, 23:37)

Так я же и говорю - милейшей души человек. Даже ссылкой на sbb.ch может поделиться задаром, я знаю icon_smile.gif Ну а то, что взял, да и умыл без аргументов (типа "молодец, садись - два") - это у него манера общения такая, тоже знаю. Все равно не очень приятно, ну да ладно. "Мир-Дружба-Далее дело вкуса" icon_smile.gif Кстати, я против пряников в целом ничего не имею.

В каких числах были? 5-12 июня нормально будет или холодно наверху?

Мы были 1-14 августа. 5-12 июня будет однозначно прохладнее и, главное, больше снега на верхних тропах. АлекСт был в июне в прошлом году - на его фотографиях тропинки местами через нерастаявшие снежнички шли. У нас снегом и не пахло уже.
swissmaker    25 Мая 2010 (15:22)   #
Цитата

"forell ты мне уже два пряника должен. У меня все ходы записаны"

И.Ильф, Е.Петров, Свиссмейкер. Двенадцать пряников.

АлекСт    26 Мая 2010 (13:05)   #
Прочитанное во второй части утвердило меня в мысли, что на район Интерлакена нам надо ещё раз минимум неделю, чтобы "досмотреть" то, что не успели icon_smile.gif.
Но это, видимо, уже летом - 2011. Немного смущает упоминание о жаре в августе.. В июне нам с погодой повезло необычайно, тепло-но-не-жарко.