+3

—истема обучени€ инструкторов. »стоки

kuba Ћента автора 7 ћарта 2017 (08:36) ѕросмотров: 2338 0
¬ эфире 4 часть саги огорнолыжных инструкторах. ѕредыдущие главы:
1часть. я б в инструкторы пошел, пусть мен€ научат!
2 часть. √орнолыжный инструктор: быть или не быть?
3 часть. √орнолыжный учитель – талант или знани€?
 
 

»стори€ с географией
ќбучение катанию на горных лыжах долго было сродни обучению детей ходьбе, поскольку лыжи дл€ многих народов, живущих в ареале распространени€ снежного покрова, были неотъемлемой частью быта. Ћыжи использовались дл€ передвижени€, охоты, забавы и навыки передавались из поколени€ в поколение. ј горки и овраги имеютс€ всегда, и обычные «беговушки» и «охотничьи» легко превращаютс€ в горные лыжи, когда встречаетс€ спуск. ќсновным методом обучени€ было подражание. ј тонкости передавались от отца к сыну.

 огда же лыжи стали досугом отдыхающих, забавой дл€ туристов и спортом, возникла проблема обучени€. ѕоскольку в лыжи пришло много людей, не умеющих катать. ѕроблема быстро превратилась в бизнес. “олчком стало желание владельцев альпийских отелей сделать свой бизнес круглогодичным. ќни стали зазывать летних клиентов на зимний период, обеща€ непередаваемое счастье от катани€ с гор. ¬от тут и по€вились первые «черные» инструкторы. ќднако, «черными» они были от отсутстви€ правильной методики обучени€. —прос родил предложение…


»стори€ горнолыжной педагогики

насчитывает 149 лет и начинаетс€ с горнолыжного гуру всех времен и народов —ондре Ќордхейма, изобретшего первую технику катани€ на горных лыжах «“елемарк», включавшую в себ€ два основных элемента – поворот в дуге «“елемарк» (используетс€ до сих пор диким племенем телемарков) и резкое торможение с остановкой. ≈му же приписываетс€ и изобретение поворота в альпийском стиле на параллельных лыжах – «’ристиани€».

—ледующей вехой в обучении спуска с гор стали изыскани€ австрийского чеха ћатиаса «дарски на смене 19 и 20 века. ≈го изобретение «плуга» можно смело сравнить с изобретением автомобил€ или самолета. ќн же начал учить катанию сопр€женными дугами. ћатиас - это папа/мама австрийской школы обучени€. Ёлементы которой присутствуют во всех направлени€х обучени€ горным лыжам до сих пор. ƒо него в јльпах существовали горнолыжные школы, но обучали там катанию бессистемно следу€ собственным воззрени€м о катании. ≈му же принадлежит и первый учебник по горным лыжам:


Ќаиболее преданные последователи «плуга» создали "јльбергскую школу", в которой совершенствовали упоровую технику включавшую поворот на параллельных лыжах. ¬ершиной де€тельности идеолога школы ’.Ўнейдера стал лилиенфельдский поворот (тупиковое развитие поворота на внутренней лыже).
¬ 30-х годах началась заруба между австрийской и французскими школами катани€ на горных лыжах, котора€ длилась несколько дес€тилетий. я бы назвал ее

«ѕлуг VS ’ристиани€»

‘ранцузы хоть и использовали в своей методике элементы упоровой техники, но декларировали ее необ€зательность и возможность обучени€ катанию на параллельных лыжах, мину€ плуг. ќни же первыми стали практиковать разгрузку в повороте.
¬прочем, спортивное противосто€ние между странами сохран€етс€ до сих пор. ≈сли объективно разобратьс€, то в борьбе австрийской и французской школ ковалась современна€ универсальна€ техника. ќднако, отдельные новые технические элементы позвол€ли попеременно лидировать в спорте высших достижений каждой из стран.  стати, поворот ’ристиани€ €вл€етс€ основным элементом техники катани€ в целине.

—уществовали и другие национальные школы: италь€нска€, американска€ и прочие. Ќо они не внесли кардинальных изменений в технику катани€ и р€дом не сто€ли с јвстрией и ‘ранцией.

–осси€ - родина горных лыж (да-да, это у нас найдены рисунки первых в мире лыж!) и высочайших гор, не стала изобретать велосипед (зато изобрела камус), а использовала альпийские наработки. ѕерва€ официальна€ горнолыжна€ школа открылась только в 1923 году. ј до нее были отдельные энтузиасты-самоучки, устраивающие изредка совместные покатушки «на приз водокачки».
 стати, название «горные» лыжи – тоже чисто российское изобретение. ¬о всем мире они называютс€ альпийскими – ALPINE (альпайн). ј беговые и телемарки остались NORDIC.
«ѕапа/мама» горных лыж в –оссии - јндрей ∆емчужников, идейный вождь и организатор горнолыжного дела, написал и первый учебник горных лыж "√орнолыжный спорт".


ќсновным моментом в развитии горнолыжного обучени€ в ———– стало заимствование мирового опыта путем приглашени€ иностранных специалистов и перевода горнолыжных учебников. Ёто продолжаетс€ до сих пор. ¬опрос о создании национальной российской методики обучени€ горным лыжам не сто€л никогда, поскольку несмотр€ на массовое использование населением лыж, в горнолыжном спорте мы были всегда догон€ющими. »ногда случалось «почти догнали».

¬ насто€щее врем€ утихло противосто€ние национальных горнолыжных школ. » горнолыжник, начавший учитс€ горным лыжам во ‘ранции, без проблем может продолжить обучение в јвстрии, »талии и совершенствоватьс€ в –оссии. ќстались лишь некоторые специфические упражнени€, характерные дл€ национальных школ, но они все ведут к единой универсальной технике катани€ и ее разновидност€м.
ѕереход от обучени€ в одной школе в другую – это вопрос мастерства инструктора, а не различи€ методик обучени€.
Ќо есть некие школы, которые «идут своим путем». ¬ основном это св€зано с организационными моментами и желанием ускорить процесс становлени€ ученика на лыжи. ѕри этом конечный результат сводитс€ к общеусто€вшейс€ технике катани€. ѕричем эти «течени€» возникают и внутри традиционных школ. Ќапример, в ЌЋ» (Ќациональна€ школа инструкторов) есть методика обучени€ на коротких лыжах. ј некоторые школы (в основном, спортивные) практикуют обучение сразу карвингу, мину€ традиционные ступени обучени€ через плуг и параллельные лыжи.

≈ще немного об авторских методиках и школах

ћне известно несколько попыток создани€ "самопальной" методики обучени€.  ак правило, эти школы заточены на скорейшее получение конечного результата на самой первой стадии обучени€ - ученик может спускатьс€ по зеленым трассам. јвторы гарантируют этот результат буквально через 1-2 после начала зан€тий. ћетодики основаны исключительно на личном опыте творцов, и как правило отрицают полуторавековой опыт традиционной школы.
ƒальнейшее освоение правильной техники катани€ остаетс€ дл€ мен€ загадкой - отрицание эволюционной традиционной системы обучени€ техники катани€ заставит ученика возратитьс€ еще раз к азам обучени€.

“акое состо€ние дел в индустрии обучени€ горным лыжам и сноуборду существует сейчас.
 
—понсор публикации ЌЋ» (Ќациональна€ Ћига »нструкторов)

—пасибо ќльге ƒаргужас за возможность снова почувствовать все т€готы и прелести учени€. —тать в 60 лет "букварем" - бесценно!
ќтдельное большое спасибо јнне ’востовой. ћы продолжаем учебный процесс. » надеюсь, третьс€ попытка сдать на инструкторскую категорию "—" будет более удачна, чем предыдущие.
»рине —ергеевой – респект за ностальгическое погружение в студенческую сессию!
+3