Вокруг монблана (либо частично )... 26 Июня 2024 - 6 Июля 2024 Франция, Шамони
из СПб, конец января, начало февраля 1 Октября 2024 - 6 Февраля 2024 Франция
+2

Территория Килли

Reports Лента автора 16 Февраля 2004 (17:01) Просмотров: 894 0
Территория Килли Бытует мнение, что оценка трасс в Espace Killy слегка занижена. Что некоторые здешние «синие» спуски - на самом деле «красные», а средней сложности «красные» больше похожи на «черные»… Я так не думаю, но в любом случае для полноценного катания тут лучше быть, что называется, в форме.

Мои спутники между тем, пока мы часа четыре добирались из Лиона, стояли в пробке у Мутье, еле-еле ползли по обледеневшему шоссе за Бург-Сен-Морисом, похоже, решили прикончить все запасы спиртного, прихваченного из duty-free - под тем предлогом, что так, дескать, легче проходит акклиматизация. Не мог же я бросить товарищей в их нелегкой борьбе!..

Странно, но на следующий день никакой «акклиматизации» (то бишь похмелья) действительно не было, лишь в висках слегка потрескивало, как ЛЭП на морозе. На 1850 метрах, высоте Валь д'Изера, дышалось вполне сносно. Хуже стало, когда мы поднялись на Grande Motte (3450), «Большую Глыбу»… А с утра настроение было великолепное. Позавтракав, чем Бог послал, мы с лыжами на плечах пешочком прогулялись по авеню Олимпик, на нижней станции канатки взяли skipass. Чуть волнуясь, предвкушая удовольствие от долгожданного свидания, вступали мы в «Мир Килли».

Снимок был сделан в Валь д'Изере - старое, полувековой давности черно-белое фото. Группа юных (им тут не больше шести-семи лет) лыжников выстроилась вдоль склона. Все как у взрослых: номера на груди, серьезные лица… «Тринадцатый», в центре, Жан-Клод Килли как-то особенно сосредоточен перед стартом. Еще бы - именно ему предстоит великая спортивная карьера. В 60-х годах он начнет побеждать на международных соревнованиях, станет трехкратным олимпийским чемпионом в Гренобле (1968) и даст свое имя одной из самых знаменитых и красивых горнолыжных областей на планете.

Killy - это торговая марка, дорогой и модный брэнд. Espace Killy - это 300 километров связанных между собой трасс. Десять тысяч гектаров доступных для лыжников и сноубордистов склонов на высотах 1550-3450 метров над уровнем моря. Сотня современных скоростных подъемников, в том числе два «метро», 8 фуникулеров и гондол, 48 креселок. Дюжина горнолыжных школ, в которых работают восемьсот опытных инструкторов и гидов…

Территория Килли


Все это сегодня. А первый зимний сезон в Валь д'Изере пришелся на 1932/33 годы. Тогда были открыты четыре отеля - Parisian, Bellevue, Galise и Glaciers - и первая горнолыжная школа, основанная Шарлем Дьеболом. В 1934 году Жак Муфлие, еще один человек, с именем которого связано превращение затерянной в горах савойской деревушки в популярный курорт, строит первый буксировочный подъемник Rogoney. В 1937-м была проложена дорога через Iseran (2762), самый высокогорный альпийский перевал между Францией и Италией. В начале 1950-х канатки протянулись на Solaise (2560) и Rocher de Bellevarde (2827), а отелей в Валь д'Изере насчитывалось уже три с лишним десятка. В Альпах начинался горнолыжный бум.

Обшитые темным деревом основательные шале, кровли которых опираются на мощные каменные колонны, заваленные снегом улочки вокруг церкви с колокольней ХVII века - все это остается на дне неширокой долины.

Поднимаясь на «Скалу Бельварда», мы с интересом поглядываем вниз, на легендарную «черную» Face - одно из лучших творений известного архитектора горнолыжных трасс Бернара Русси. Трехкилометровый спуск с перепадом высот 972 метра, средним уклоном 35, а максимальным 63%. Ага, вот, наверное, и тот самый Passage Ancolie, названный так по имени альпийского водосбора. Рассказывают трогательную историю о том, как Русси, проектируя трассу к Олимпиаде 1992 года (Валь д'Изер тогда принимал у себя соревнования по всем горнолыжным дисциплинам, кроме слалома), пожалел редкий цветок и проложил спуск чуть в стороне, через узкий восьмиметровый проход в скалах. Чистое безумие, проскочить это на приличной скорости просто невозможно, в один голос утверждали тогда специалисты - впрочем, горнолыжные фантазии Русси часто вызывают подобную реакцию.

Территория КиллиТерритория Килли Вероятно, самая сложная во всем регионе, но одновременно и самая популярная у опытных катальщиков трасса Face проходит по восточному склону Bellevarde. Здесь бывает очень жестко, и не только в утренние часы. Одна наша знакомая свой не слишком удачный спуск с этого «лица» прокомментировала следующим образом: «Вообще-то, блин, мы по вертикальному льду кататься не договаривались!..». Теперь, то есть с зимы 2002/03, из Валь д'Изера к началу Face можно подняться на новой мощной (восемнадцать 24-местных гондол, 2600 чел/час), высокоскоростной канатке фирмы Doppelmayr.

В западном направлении с вершины Bellevarde уходит не менее интересный спуск - ОК, что для кого-то значит «Порядок!», а вообще-то расшифровывается как Oreiller-Killy. Анри Орейе - еще один знаменитый французский лыжник, представитель Валь д'Изера, в 1948 году ставший олимпийским чемпионом в швейцарском Санкт-Моритце. С 1955 года ежегодно в начале декабря на ОК проводятся престижные соревнования Criterium de la Premiere Neige - этап горнолыжного Кубка мира.

Несколько неплохих трасс для экспертного катания есть в секторе Solaise - например, S или Epaule du Charvet. Склоны в верхней части региона, на леднике Pissaillas (3300) у самой франко-итальянской границы, а также в районе Toviere (2704) - Col de Fresse (2580) понравятся начинающим лыжникам.

На «Территории Килли» не очень много лесных трасс - деревья на такой высоте плохо растут. «Красные» ОК и параллельная ей Orange, приводящие в Ла-Дай (La Daille, 1785 м), нижние участки Germain Mattis и Piste A с Solaisе, «черная» Foret под фуникулером в местечке Форне (Le Fornet, 1930 м) - вот, пожалуй, и все места, где встречается какая-то растительность. Так что если вы любите кататься среди заснеженных елок и сосен, лучше отправляйтесь куда-нибудь пониже. Но если сердцу вашему милее бескрайние белые поля с просторными многокилометровыми выкатами, Тинь, верхний спутник Валь д'Изера - как раз то, что нужно.

На просторном плато, на высоте 2100 метров над уровнем моря расположен современный курорт - историческая деревня Тинь находилась значительно ниже, в долине. С 1952 года она спит вечным сном на дне искусственного водохранилища Du Chevril.

Каждые десять лет воду спускают, и дно его обнажается. Последний раз это случилось в мае 2000 года. Местные жители со слезами на глазах вспоминали свое прошлое, была отслужена торжественная месса в память о затопленной деревне. Прощание с Матерой по-савойски…

Территория Килли


Отели, туристические резиденции, многоэтажные апартаментские корпуса, магазины и рестораны… Нынешний курорт состоит из двух частей - Валь-Кларе и Тинь-ле-Лак, лежащих по разные стороны большого высокогорного озера.

Дорога к нему была построена пятьдесят лет назад, тогда же, в 1953 году, здесь начал работать первый подъемник Сhardonnet. Официальной датой основания курорта считается 1956 год, а объединение его с Валь д'Изером и образование общего горнолыжного пространства состоялось в сезоне 1957/58: со стороны Тиня на Tovier построили кабинный подъемник, со стороны Валь д'Изера - кресельный.

Поднимаемся на Toviere (теперь сюда забрасывает новая 8-креселка) и по «синей» трассе H (тут всегда вавилонское столпотворение, так что лично я предпочитаю бугристую Campanules) спускаемся в Валь-Кларе, к нижней станции подземного фуникулера на Grande Motte. За шесть минут он доставит нас в зону ледников, где десятки километров трасс для летнего катания. Еще один подъем - теперь вагон фуникулера плывет по воздуху, и мы возносимся на высоту 3450 метров над уровнем моря.

Наверное, летом здесь уютнее, а сейчас, в январе, здорово поддувает. Между громадной скальной стеной La Grande Casse (3852) и Dome de Pramecou (3020) образовалось некое подобие аэродинамической трубы. Закладывает уши, колбасит и плющит.

Склон плывет перед глазами: непонятно, то ли стоишь на месте, то ли продолжаешь движение. Горная болезнь Дауна - мышечная слабость и разболтанность суставов. Вот они, мучительные последствия вчерашней «акклиматизации»!..

Вид отсюда, что и говорить, замечательный, однако очень хочется вниз. Хотя бы до ресторана Panoramic - выпить чего-нибудь горячего или крепкого. От промежуточной станции, расположенной на отметке 3032 м, в Тинь ведет своя трасса Face, «красная», в отличие от той, что с Bellevarde, хотя разогнаться на ней тоже можно очень прилично. Решив обойти маленькую Balme (2779) справа, мы выбираем для спуска дорогу подлиннее и попроще - «синюю» Genepy. И тут нас ждет сюрприз: роскошная неразбитая целина, настоящий легкий powder, собранный ветром с окрестных вершин.

Вообще говоря, целины в Espace Killy много. Целыми днями можно кататься off-piste, выходя на разратраченные участки только у канаток. Над Валь д'Изером самые сладкие места в районе Charvet и Col Pers (сюда, правда, еще надо добраться и лучше, если с гидом); над Тинем - северо-восточная сторона Pramecou и долина Sache (особенно уходить влево не стоит - рискуете не попасть к подъемникам из самого нижнего поселка региона - Les Brevieres, 1550). С Col du Palet (2700) можно отправиться в более длительные путешествия - в Шампани-эн-Вануаз (регион Ла-Плань) или Пеисей-Нанкруа (регион Лез Арк): маршруты не слишком сложные и очень красивые, но надо заранее решить, как оттуда возвращаться. Если вы с гидом, он возьмет на себя заботу о трансфере; в ином случае приготовьте как минимум 150 евро на такси… Off-piste, конечно, привилегия опытных лыжников: кататься в стороне от ухоженных трасс надо уметь. Но тем, кто обладает этими навыками, спуски по диким склонам и целине доставляют самое большое удовольствие, какое в принципе способны подарить лыжи.

На очень солнечных южных склонах над Тинь-ле-Лак находится уникальный сноупарк. Длина его почти два с половиной километра при перепаде высот 500 м; ежегодно в начале сезона здесь проводятся чемпионаты мира по сноуборду и лыжному фристайлу. А выше - своеобразная визитная карточка Тиня - насквозь продутая ветром скала Percee, что значит «проход, пролет, просвет». Хорошее место для фото - как не запечатлеть себя любимого в естественной каменной раме на фоне ослепительно голубого неба и сверкающих снежных вершин?.. Втыкаем в снег лыжи, лезем в дыру. Засевший на соседнем неприступном каменном столбе, чтобы перекусить и выкурить косячок, бордер машет нам длинным багетом, напоминая незабвенного отца Федора.

Ты ошибаешься, старина, если думаешь, что мы уезжаем. Еще покатаемся…

Полную версию материала (описание трасс, карта горнолыжного региона, информация об отелях, ресторанах и пр.) вы найдете в книге Юрия Бугельского SKI GUIDE.

+2