+6

Жизнь в российской глубинке. Апшеронская узкоколейка. Шпалорез

Arigato Лента автора 2 Августа 2019 (12:42) Просмотров: 4355 18

Жизнь в российской глубинке. Апшеронская узкоколейка. Шпалорез

Выживание в отдаленных поселках леспромхоза. Узкоколейные железные дороги – нитки, связывающие эти поселки с цивилизацией. Одна из таких узкоколеек уходит в горы Краснодарского края, добраться туда можно на "Матрице" (так местные называют автомотрису – автобус на рельсах). Путь проходит через село Черниговское, хутор Кушинка, поселки Режет, Тубы и Отдаленный (поселение Шпалорез).

415264_original.png

P.S. Полноценный отчет о четырехдневном походе по Апшеронской узкоколейной железной дороге выйдет позже...

+6
  • 1
  • 1
0  
terminator1    3 Августа 2019 (13:01)   #
Интересно
0  
Лагундри    3 Августа 2019 (13:03)   #

Интересно

Что интересно?
  • 8
  • 1
0  
Arigato    3 Августа 2019 (13:57)   #
Лагундри, место интересное, атмосферное. Для сталкеров самое то.
0  
Лагундри    3 Августа 2019 (14:08)   #

Лагундри, место интересное, атмосферное. Для сталкеров самое то.

А, в гольф+теннис, поиграть можно?
Поплавать есть где?
Девочки есть?
Покушать где?
Воздух там, должен быть классный и... Тишина как в психушке или монастыре женском...
Люблю такие места
  • 8
  • 1
0  
Arigato    3 Августа 2019 (14:21)   #
Лагундри, телочки там есть, прямо на рельсах посутся. А покушать... Ну может быть мишка и покушает laugh
комментарий удален
комментарий удален
комментарий удален
  • 15
  • 1
  • 5
+2  
о.Валентин    3 Августа 2019 (22:52)   #
Кто о чём думает, глядя на горы:
(альпинистский анекдот)
Чайник: Ой, а это что? А-а, горы... Ой какие большие... (задирает голову, придерживая рукой панамку) Ой, а это что за рожа? А-а, инструктор... Это что - на каждого? А-а, на всех... Ой, а это что за мешок? А-а, рюкзак... Это что - на всех? А-а, на каждого...
Значок: Ох, какая вершина-то красивая... А вон та стенка - однозначно, только для настоящих мастеров... А вон тот гребень... ну ваащщее...
3 разряд: Сколько в районе пятитысячников? Три? Маловато-о...
2 разряд: Ну чо, мужики, как тут у вас? Хавка нормальная? Девчонки симпатичные? Инструктор не зверь? Ну, живём!
1 разряд: Значит, так - вон по тому леднику, потом берём вон ту стенку, потом по гребню - вершина наша! Вперёд!
КМС: думает о том, как ему сделать мастера.
МС: Ндаа... вот на той вершине Серёга погиб... А на той стенке Сашка сорвался... А на этом леднике Танюшка в трещине осталась... Эх, пойти, что ли, малинки поесть...

 

Скрытый текст
Узкоколейка по предгорьям
Трясёт игрушечный вагон,
И деловито с ветром спорит
Колес весёлый перезвон.
Налево степь до горизонта,
И вправо степь, а впереди,
Упёршись в поручень вагона,
Гора задумчиво глядит.

И исчезают понемножку
Всех правил жалкие слова.
Сидишь, довольный, на подножке,
А по ногам метёт трава.
А мимо пролетают ветви,
С солнцем подсвеченной листвой,
Лесок, потом кустарник редкий,
Скрипучий мостик над рекой...

Немного в жизни есть мгновений,
Когда так четко видишь ты,
Что есть ведь что-то в мире бренном,
Что выше вечной суеты.
Но ради них любое свинство,
Что приготовила судьба,
Всё можно выдержать, всё - мимо,
А эти - в память навсегда.

...А поезд катит по долине.
Через вагон, в других дверях,
Девчонка на подножке виснет,
И ветер бьется в волосах...


Эту фигню я написал в 86-м году, в первый свой поход на Пшеху. В ~20 лет все балуются стихами, чего скрывать... ("Все мы в молодости занимались онанизмом, и отрицать это станет только тот, кто занимается им до сих пор" - З.Фрейд) Не самый удачный был поход, надо сказать. Просидели день в Апшеронске, заехали вечерней (она же единственная) кукушкой выше Волчьих Ворот, поставили лагерь, а с ночи пошёл дождь, да так и шёл все майские праздники без остановки. Собрали суда, побарахтались немного (я как раз первый свой каяк в первый поход вывез), да и поехали домой несолоно хлебавши. Точнее, нахлебавшись изрядно - но воистину не солоно.

 

5d45e52117217_88_038.jpg

 

Одно забавное пятно осталось - моё дежурство выпало на 4, кажется, мая, и завхоз назначил мне в раскладку продуктов пряники в качестве сладкого. Я перед походом все булочные-кондитерские в округе обежал - нет нигде пряников! Одни куличи пасхальные (сиречь "Кекс Весенний"), хоть убейся. А потом подумал - чего убиваться-то? Купил кулич, упаковал аккуратно, чтобы не подавить, на стапеле завязал в отдельную герметичку и - за задний шпангоут, там он будет в целости и сохранности. На светлый праздник достаю из лодки кулич - нате вам, Христос воскресе, хе-хе...

Приехавши через неделю в Апшеронск не то Белореченск, прочитали в газете "Правда" на щите на привокзальной площади что-то не очень понятное про "события на Чернобыльской АЭС". Но это совсем уже другая история...

А второй раз, в 90-м... Начался даже удачнее обычного. Собрав в Апшеронске несколько московских групп - пробивных и инициативных, в отличие от провинциалов тех времён - пошли в контору узкоколейки и вскладчину заказали дополнительный рейс сейчас же утром. Вам, читатель, случалось заказывать себе специальный поезд? Вот мне тоже ни до, ни после. Самолёты заказывали, вертолёты заказывали, автобусы-вахтовки-трактора уже и считать лениво, а поезд больше не приходилось. Помнится, подумал тогда: "Хорошенькое начало... не к добру такое везение, ох не к добру..."

Группа у меня не очень удачная сложилась - ну сам виноват, руководятел. Набралась по принципу "а вот Серёга классный парень, давай и его возьмём... А Владу-то на двойку напарника нет, надо найти ему кого-нибудь... что, нашёл? И я человека нашёл... опять нечёт... давай вместо двойки четвёрку возьмём, и опять туда надо ещё одного..." Я и через год эту же ошибку ещё раз повторил, есть такой инструмент самообразования - грабли. 21 человек в итоге, возрастом от 12 до 40+, с самым разным опытом, подготовкой и школой хождения - от брезентовых чайников до разрядников по водному слалому и инструкторов по туризму. Макс покойный был, тот, что в Норд-Осте погиб по-глупому. И на всех видах посуды, вплоть до каноэ-одиночек и даже каноэ-двойки, было тогда у московского турья такое поветрие.

 

5d45e56f5db9b_90_002.jpg

 

5d45e57d23b22_90_006.jpg

 

Заехали до Шпалореза, затащились в ущелье до Пшехашхи - узкое, сырое, дождь через 2 часа на 2... Собрались, вышли на воду. Поход - не поход, сборы тренировочные - не сборы, что-то посередине, не очень чётко определённое. Дождь, берега осклизлые, глинистые, заваленные грабовыми стволами в три обхвата, внизу у воды теснота... Вот в этой тесноте Ирёнку лапку и оторвало. На второй день. Приплыли ещё какие-то чайники из Саратова, разломали катамаран на единственном камне, выбрались на берег, разложились, если это можно так назвать в том ущелье. Девчонки тащили катамаран-двойку наверх, стали их обходить - и столкнули на себя бревно. Грабовое. Ну не в три обхвата - может, в два, не мерил точно. Голеностоп в кашу, и пара переломов впридачу.

Вам, читатель, случалось выносить пострадавшего - не на туристском слёте, с шуточками и прибауточками, бегом сотню метров, под улюлюкание зрителей, а всерьёз? Это, надо сказать, несколько другое занятие. Работы на всех хватило - даже 12-летнему Арсену Болдыреву досталось, тому, что потом вертолётчиком стал и теперь снимается в фильмах К.Галата про фрирайдеров. Кому - первую помощь оказывать (хорошо, в группе настоящий врач был, хоть и не хирург-травматолог, но и то нечастое везение), кому носилки вязать, кому в цивилизацию бежать, кому тропу расчищать... 8 километров всего до Шпалореза, но - по ущелью... под дождём... Вытащили, там нам уже подогнали дрезину. Мы с доктором повезли пострадавшего вниз. Командование группой принял Макс, светлая ему память...

 

5d45e5bfefeb4_87_020.jpg

 

Помогло то, что там в верховьях лес рубили и вертолётами по одному бревну вывозили - грабы эти самые. Наверное, окупалось: один спил - готовая столешница для эксклюзивного гарнитура. И лесорубов там ломало нередко, так что система эвакуации и медпомощи была отлажена не на бумаге. В Апшеронске, несмотря на многодневные майские выходные и праздники, уже ждала "скорая"-буханка, рентген, бригада хирургов. До больницы уложились в 8 часов ровно - это, как мне потом растолковали знакомые медики, критический срок, дальше с необработанной раной вероятна гангрена и всё, что за ней следует. Вообще-то нас и вертолётом могли бы забрать, если бы не дождь и погода нелётная. Нелётная - это нам досталась, как всегда; внизу едем, где-то в районе Волчьих Ворот - а там сушь, солнце, девочки в купальниках... а у нас - тяжёлый 300-й...

(Подумалось: не тогда ли Арсен задумался о работе вертолётчиком? Нет, наверное, раньше, ещё за пару лет до того - когда мы с ним и сестрицей его старшей на Хойто-Оку шли.)

 

5d45e5e3e0947_074.jpg

 

5 часов операции - спасибо доктору Самосвату, по кусочкам собрал. Их в этом городе, очевидно, целая династия была - лет через 10 упоминали в газетах главврачиху с той же фамилией, не в очень хорошем контексте, вероятно, попала стрелочницей по какому-то нецелевому расходованию или что-то типа того... А какое там - целевое? Больница в Апшеронске, в 90-е... ну как сказать, не очень богатая была, не знаю, как сейчас.

 

2 недели в больнице, прежде чем смогли в Москву перевезти. 8 месяцев в аппарате Илизарова и в гипсе. Вышла из дому, на негнущейся ноге, только под новый год. Что она сейчас на доске катает - это она уже потом научилась, через 10 лет. А на лыжах, вероятно, от рождения умела.

Да, в той же больнице мы тогда ещё Сергея Черника встретили, из МГУ - того, что в 2007 погиб с группой на Юрунгкаше, в Синьцзяне. Возле морга. Мы-то ещё, можно сказать, легко отделались, а у него 200-й был. Вообще урожайные какие-то майские праздники в том году выдались. Ещё в одной группе там же на Пшехе - идём по больнице, нам медсестра навстречу: "О, туристы! Это не ваш там у нас в холодильнике лежит?" И ещё в нашей лерактовской школе начальной турподготовки на простеньком Урупе, и ещё девчонка из нашей инструкторской школы 86-го года погибла на Аварском Койсу... Но это совсем уже другая история.

Ещё Бегемот, известный здесь под ником Сергей Веденин, про Пшеху и Пшехашху тоже много чего рассказать может. Вообще гнилой это угол, гнилее некуда - что Пшеха у водников, что Фишт у альпинистов. Но это тоже уже другая история...

комментарий удален
0  
Лагундри    4 Августа 2019 (09:33)   #

Скрытый текст
Узкоколейка по предгорьям
Трясёт игрушечный вагон,
И деловито с ветром спорит
Колес весёлый перезвон.
Налево степь до горизонта,
И вправо степь, а впереди,
Упёршись в поручень вагона,
Гора задумчиво глядит.

И исчезают понемножку
Всех правил жалкие слова.
Сидишь, довольный, на подножке,
А по ногам метёт трава.
А мимо пролетают ветви,
С солнцем подсвеченной листвой,
Лесок, потом кустарник редкий,
Скрипучий мостик над рекой...

Немного в жизни есть мгновений,
Когда так четко видишь ты,
Что есть ведь что-то в мире бренном,
Что выше вечной суеты.
Но ради них любое свинство,
Что приготовила судьба,
Всё можно выдержать, всё - мимо,
А эти - в память навсегда.

...А поезд катит по долине.
Через вагон, в других дверях,
Девчонка на подножке виснет,
И ветер бьется в волосах...


Эту фигню я написал в 86-м году, в первый свой поход на Пшеху. В ~20 лет все балуются стихами, чего скрывать... ("Все мы в молодости занимались онанизмом, и отрицать это станет только тот, кто занимается им до сих пор" - З.Фрейд) Не самый удачный был поход, надо сказать. Просидели день в Апшеронске, заехали вечерней (она же единственная) кукушкой выше Волчьих Ворот, поставили лагерь, а с ночи пошёл дождь, да так и шёл все майские праздники без остановки. Собрали суда, побарахтались немного (я как раз первый свой каяк в первый поход вывез), да и поехали домой несолоно хлебавши. Точнее, нахлебавшись изрядно - но воистину не солоно.

5d45e52117217_88_038.jpg

Одно забавное пятно осталось - моё дежурство выпало на 4, кажется, мая, и завхоз назначил мне в раскладку продуктов пряники в качестве сладкого. Я перед походом все булочные-кондитерские в округе обежал - нет нигде пряников! Одни куличи пасхальные, хоть убейся. А потом подумал - чего убиваться-то? Купил кулич, упаковал аккуратно, чтобы не подавить, на стапеле завязал в отдельную герметичку и - за задний шпангоут, там он будет в целости и сохранности. На светлый праздник достаю из лодки кулич - нате вам, Христос воскресе, хе-хе...

Приехавши через неделю в Апшеронск не то Белореченск, прочитали в газете "Правда" на щите на привокзальной площади что-то не очень понятное про "события на Чернобыльской АЭС". Но это совсем уже другая история...

А второй раз, в 90-м... Начался даже удачнее обычного. Собрав в Апшеронске несколько московских групп - пробивных и инициативных, в отличие от провинциалов тех времён - пошли в контору узкоколейки и вскладчину заказали дополнительный рейс сейчас же утром. Вам, читатель, случалось заказывать себе специальный поезд? Вот мне тоже ни до, ни после. Самолёты заказывали, вертолёты заказывали, автобусы-вахтовки-трактора уже и считать лениво, а поезд больше не приходилось. Помнится, подумал тогда: "Хорошенькое начало... не к добру такое везение, ох не к добру..."

Группа у меня не очень удачная сложилась - ну сам виноват, руководятел. Набралась по принципу "а вот Серёга классный парень, давай и его возьмём... А Владу-то на двойку напарника нет, надо найти ему кого-нибудь... что, нашёл? И я человека нашёл... опять нечёт... давай вместо двойки четвёрку возьмём, и опять туда надо ещё одного..." Я и через год эту же ошибку ещё раз повторил, есть такой инструмент самообразования - грабли. 21 человек в итоге, возрастом от 12 до 40+, с самым разным опытом, подготовкой и школой хождения - от брезентовых чайников до разрядников по водному слалому и инструкторов по туризму. Макс покойный был, тот, что в Норд-Осте погиб по-глупому. И на всех видах посуды, вплоть до каноэ-одиночек и даже каноэ-двойки, было тогда у московского турья такое поветрие.

5d45e56f5db9b_90_002.jpg

5d45e57d23b22_90_006.jpg

Заехали до Шпалореза, затащились в ущелье до Пшехашхи - узкое, сырое, дождь через 2 часа на 2... Собрались, вышли на воду. Поход - не поход, сборы тренировочные - не сборы, что-то посередине, не очень чётко определённое. Дождь, берега осклизлые, глинистые, заваленные грабовыми стволами в три обхвата, внизу у воды теснота... Вот в этой тесноте Ирёнку лапку и оторвало. На второй день. Приплыли ещё какие-то чайники из Саратова, разломали катамаран на единственном камне, выбрались на берег, разложились, если это можно так назвать в том ущелье. Девчонки тащили катамаран-двойку наверх, стали их обходить - и столкнули на себя бревно. Грабовое. Ну не в три обхвата - может, в два, не мерил точно. Голеностоп в кашу, и пара переломов впридачу.

Вам, читатель, случалось выносить пострадавшего - не на туристском слёте, с шуточками и прибауточками, бегом сотню метров, под улюлюкание зрителей, а всерьёз? Это, надо сказать, несколько другое занятие. Работы на всех хватило - даже 12-летнему Арсену Болдыреву досталось, тому, что потом вертолётчиком стал и теперь снимается в фильмах К.Галата про фрирайдеров. Кому - первую помощь оказывать (хорошо, в группе настоящий врач был, хоть и не хирург-травматолог, но и то нечастое везение), кому носилки вязать, кому в цивилизацию бежать, кому тропу расчищать... 8 километров всего до Шпалореза, но - по ущелью... под дождём... Вытащили, там нам уже подогнали дрезину. Мы с доктором повезли пострадавшего вниз. Командование группой принял Макс, светлая ему память...

5d45e5bfefeb4_87_020.jpg

Помогло то, что там в верховьях лес рубили и вертолётами по одному бревну вывозили - грабы эти самые. Наверное, окупалось: один спил - готовая столешница для эксклюзивного гарнитура. И лесорубов там ломало нередко, так что система эвакуации и медпомощи была отлажена не на бумаге. В Апшеронске, несмотря на многодневные майские выходные и праздники, уже ждала "скорая"-буханка, рентген, бригада хирургов. До больницы уложились в 8 часов ровно - это, как мне потом растолковали знакомые медики, критический срок, дальше с необработанной раной вероятна гангрена и всё, что за ней следует. Вообще-то нас и вертолётом могли бы забрать, если бы не дождь и погода нелётная. Нелётная - это нам досталась, как всегда; внизу едем, где-то в районе Волчьих Ворот - а там сушь, солнце, девочки в купальниках... а у нас - тяжёлый 300-й...

(Подумалось: не тогда ли Арсен задумался о работе вертолётчиком? Нет, наверное, раньше, ещё за пару лет до того - когда мы с ним и сестрицей его старшей на Хойто-Оку шли.)

5d45e5e3e0947_074.jpg

5 часов операции - спасибо доктору Самосвату, по кусочкам собрал. Их в этом городе, очевидно, целая династия была - лет через 10 упоминали в газетах главврачиху с той же фамилией, не в очень хорошем контексте, вероятно, попала стрелочницей по какому-то нецелевому расходованию или что-то типа того... А какое там - целевое? Больница в Апшеронске, в 90-е... ну как сказать, не очень богатая была, не знаю, как сейчас.

2 недели в больнице, прежде чем смогли в Москву перевезти. 8 месяцев в аппарате Илизарова и в гипсе. Вышла из дому, на негнущейся ноге, только под новый год. Что она сейчас на доске катает - это она уже потом научилась, через 10 лет. А на лыжах, вероятно, от рождения умела.

Да, в той же больнице мы тогда ещё Сергея Черника встретили, из МГУ - того, что в 2007 погиб с группой на Юрунгкаше, в Синьцзяне. Возле морга. Мы-то ещё, можно сказать, легко отделались, а у него 200-й был. Вообще урожайные какие-то майские праздники в том году выдались. Ещё в одной группе там же на Пшехе - идём по больнице, нам медсестра навстречу: "О, туристы! Это не ваш там у нас в холодильнике лежит?" И ещё в нашей лерактовской школе начальной турподготовки на простеньком Урупе, и ещё девчонка из нашей инструкторской школы 86-го года погибла на Аварском Койсу... Но это совсем уже другая история.

Ещё Бегемот, известный здесь под ником Сергей Веденин, про Пшеху и Пшехашху тоже много чего рассказать может. Вообще гнилой это угол, гнилее некуда - что Пшеха у водников, что Фишт у альпинистов. Но это тоже уже другая история...
класс
Утро началось с позитиффа
Спасибо
0  
кум808    4 Августа 2019 (10:08)   #
Да уж, хорошо написал, не поленился, респект.
Поезд в виде одного локомотива, персональный, был, пригнали на 110-й (Полярный Урал) и ночью прямо в кабине вывезли в Лабытнанги участника с перитонитом. Выжил.
Вертолет ночью в горы не полетел. В Лабытнанги скорая буханка ждала у путей и в хирургию на стол.
Однажды товарищ очнулся в палате, а в дверях конвой. Еще одного с перитонитом привезли из зоны, Харп.
Но за мемуары всерьез браться вроде как рано:-)))
0  
Hodzha    9 Августа 2019 (22:01)   #

Валентину:

 

 

2 недели в больнице, прежде чем смогли в Москву перевезти. 8 месяцев в аппарате Илизарова и в гипсе. Вышла из дому, на негнущейся ноге, только под новый год. Что она сейчас на доске катает - это она уже потом научилась, через 10 лет. А на лыжах, вероятно, от рождения умела.

 

 

На лыжах она весьма бодро скачет, прямо таки догонять приходится))

 

А на фото с плавсредством "Шакал" неужто ты?

  • 15
  • 1
  • 5
0  
о.Валентин    11 Августа 2019 (19:09)   #

А на фото с плавсредством "Шакал" неужто ты?

 

"А сам-то ты как думаешь?" ©

:mrgreen::mrgreen::mrgreen:

 

Вот ещё мы с Максом в том же 90-м в твоих краях - на Памире. Мургаб, обнос Акджилгинского завала. Надо бы вообще написать, что ли...

 

5d503d9b3e0eb_murgab.jpg

0  
Hodzha    11 Августа 2019 (21:03)   #

"А сам-то ты как думаешь?" ©

 

 

Там, кроме очков, и не видать ничего, а это ненадёжный признак))

 

 

Вот ещё мы с Максом в том же 90-м в твоих краях - на Памире. Мургаб, обнос Акджилгинского завала. Надо бы вообще написать, что ли...

 

Напиши, конечно же)

 

В будущем, когда будет доступна телепортация и машина времени, ценность сегодняшних качественных фоток будет иной.. примерно, как у музейного экспоната.. такая ценность и некое своё очарование уже есть у фотоматериалов 60-90хх годов ХХ века)

  • 15
  • 1
  • 5
0  
о.Валентин    14 Августа 2019 (18:09)   #

На.

  • 15
  • 1
  • 5
0  
о.Валентин    14 Августа 2019 (20:08)   #

Все не понимаю как вы с каяками на самолетах перемещались. Их что брали в багаж?

 

Ты про Памир? Я в ту тему перенёс.

  • 15
  • 1
  • 5
0  
о.Валентин    14 Августа 2019 (21:09)   #

В самолет из Москвы. То что в местные самолеты можно грузить даже овцу я и сам знаю. Летал из Гарма в Душанбе.

 

На Пшеху мы поездом ехали, и лодки все разборные были. Это просто большой рюкзак. Или даже часть его, вперемешку с другими вещами. И вообще тогда водники чаще поездами ездили, хотя бы часть группы.