В это время самых первых космодромов,
В эти дни последних самых паровозов
Отчего-то застываем в тёплом доме
И уходим отогреться на морозе. |
А. Крупп |
Потихоньку сканирую старые слайды...
Приплюхал вот ко мне с одной помойки среднеформатный слайд-сканер.
Но нерабочий.
Но второй - ибо один такой же у меня уже пару лет стоял в уголке, ждал своего часа.
И сгорело в одном, заметьте, ровно то, что не сломалось в другом. А, следовательно, 2 горелых сканера = 1 рабочему, и плюс ещё кучка запчастей в остатке.
Посему пускаю вне очереди широкие зимние слайды 1980-1984 гг. Ибо не оффтопик - лыжи, будь они неладны! Любитель-2 с незамерзающим центральным затвором, соцлагерный Орвохром UT18... ну и немножко поработать правой рукой... Почему правой? Потому что я в ней мышь держу. А вы - разве нет?
Январь 1980. Отморозив себе кое-что (видимо, лишнее) на каникулах прошлого года в Карелии, будучи изрядно озабоченным перспективой предстоящего выбора между поступлением в институт либо отъездом в двухлетний горный поход, с полным казённым финасированием, в одну недалёкую и очень интересную южную страну, на сей раз вместо похода поехал с компанией из нашей школы - 8-10-классники, учителя, знакомые и друзья знакомых - в Славское. А заодно и г.лыжам научиться. 2-метровые (или 2.10, не помню уже) лыжи Rysy из проката на Фрунзенском валу, крепления "Нева", кожаные ботинки... Grand Style! Кататься на них я, естественно, не умел, и ездил совершеннейше как говно. (Да и сейчас-то, в общем, не сильно иначе.) Но места были красивые... особенно когда снег прекращался. Жили прямо на горе, человек 30 в одной хате. В заключительный день умудрился на ровном выкате перед подъёмником поймать какую-то колдобину. Что было - так и не понял, помню только вид своих ботинок на фоне голубого неба, и затем сижу на снегу уже снова пятаком в сторону канатки. Из чего можно логически заключить, что сделал сальто вперёд. Под коленками что-то потянулось, как-то там не очень... но смог своими ногами подняться наверх и съехать на кресле до нашей хаты, благо от промежуточной станции до неё недалеко было. Ладно, через полгода вроде зажило... остальное на вскрытии узнаем.
![Славское. 1980 г.](https://www.ski.ru/kohana/upload/user_images/thumb_10006_1368346275.jpg)
Карелия, 1981, первый курс. Тёплая, сырая, слякотная зима - не чета 1979. Побродив без особого напряга по замёрзшим озёрам и заливам, в заключительный день на просеке, ведущей прямо к станции, наткнулись на свежие следы медведя-шатуна. И тёплое ещё, дымящееся говно. Жарко ему, видать, не спится... А шатун - это не сытый, довольный, трусливый летний мишка. Ну, вполне можно его понять: спать не дают, жрать нечего - от такой жизни я тоже на людей бросаться начну. И свернуть с просеки некуда, да и что сворачивать - ему-то всё равно где за нами гоняться, если надумает. Но не надумал... видать, говном не в ту сторону пахло. Потом, уже в темноте, на свет прожектора выперлись в законсервированный лагерь. Ну а там до города уже рукой подать. Город Кондопога. Конди - это по-карельски и есть медведь.
![Карелия. 1981.](https://www.ski.ru/kohana/upload/user_images/thumb_10006_1368346342.jpg)
1982. Архангельская губерния. Мороз и солнце. Редкий лесок на замёрзших болотах. 6 молодых здоровых и глупых кабанчиков, лыжи бегут легко - хоть и тропим когда по колено, а когда и по пояс. К вечеру 5-го дня вышли на рубеж, где планировали быть на 2-й - на границу зоны относительной недоступности. Т.е. дальше люди уже не ходят, только туристы. Почесав репу, решили благоразумно, что такими темпами мы к возвращению из похода будем давно уже отчислены, похоронены и забыты. И повернули обратно в цивилизацию.
![Архангельская губерния. 1982 г.](https://www.ski.ru/kohana/upload/user_images/thumb_10006_1368346447.jpg)
1983-84 гг. Два похода подряд на Южный Урал. Солнце, сияющий снег, и звенящая изморось в воздухе висит. Вылезли из магнитогорского поезда на каком-то полустанке, ребята похлопали себя рукавицами по бокам - о, нормальненько, градусов 10 всего... Я пальцами своими помороженными пошевелил - нет, братцы, тут не меньше 15 будет... Мимо две бабки местные идут: "Ой, да куда ж вы, милыи-и, в тайгу-то собрались! По радиву-то грят - 33 градуса сёдни!"
Со второй попытки, объединёнными усилиями МФТИ и МГПИ (кое-кто из той сборной группы до сих пор женаты) забрались-таки на Большой Иремель. Это сейчас туда из Тюлюка на снегокатах возят, только деньги плати. А тогда - встали в посёлке, первый раз за поход в тёплой избе, и с утра в радиалку. Дойти до горы (немного по бурановой колее, остальное тропить), залезть, слезть, вернуться. Сейчас это скитуром называют (а то и ещё позагогулистей). Крепления специальные, ботинки, лыжи, камусы, а мы тогда и слов-то таких не слышали. Наверху были уже сильно пополудни. Но влезть - это полдела, надо ещё и вернуться. Короток зимний день, ох, короток... Ладно, вниз - не вверх. Под ногами ветровой наст, отшлифованный до звона, до блеска, идёшь - следа не остаётся. С рюкзачком... не очень большим. Хорошо тем, кто на Бескидах, добротных старинных дубовых лыжах (однако, тяжёлые, сцуко!) с наборными железными кантами: пристегнули пятки на тросиковых креплениях по рупь сорок - и вниз. Но таких у нас было немного, а у большинства - обыкновенные сосновые лыжи "Турист", с напрочь уже стёртыми кантами. На таких ##### по такому ##### ехать - без разницы, какой стороной: передом, задом, боком, раком. Летишь до первого пятна из немного менее твёрдого, нанесённого и примороженного, метелевого снега, на нём надо одним рывком кое-как развернуться-притормозить - и вылететь точно в сторону следующего. Так и летели до самой границы леса, и успели в него одновременно с солнцем. Ну, а дальше в темноте по тайге спускаться и до посёлка топать - тут уже и рассказывать особо нечего, дело житейское, всем здесь, наверное, знакомое...
![Южный Урал. Спуск с г. Большой Иремель. 1984 г.](https://www.ski.ru/kohana/upload/user_images/thumb_10006_1368346509.jpg)
И вторая гора за поход - Большой Уван, он пониже малость. На него сейчас тоже возят, если окажетесь в тех местах (оно, в общем, от Завьялихи недалеко) - съездите. Ну, а мы тогда - своими ногами. По целине и с полной выкладкой (хоть и почти без продуктов уже - последний день маршрута). Все молодые, здоровые... живые...
И напоследок на спуске - "сосулька". Я её уже постил по какому-то поводу в форумы, но повторюсь. Всё равно вы её не видели. Артезианский фонтан, который геологи проткнули в конце 70-х с какого-то бодуна, да так и бросили - нафиг он им нужен-то? Тогда про него ещё мало кто знал. Любопытная штука.
![Ледяной купол артезианского фонтана у подножия г.Бол.Уван. 1984 г.](https://www.ski.ru/kohana/upload/user_images/thumb_10006_1368346727.jpg)
Ещё запомнился выход с маршрута - очень складно получилось. Днём ещё были на Б.Уване, пополудни - на сосульке, к темноте вышли на дорогу, вечером уже были в цивилизации. Стоим на вокзале, изучаем расписание. Кто бывал в тех местах, знает: железнодорожная сеть имеет там весьма многосвязную топологию, и построить оптимальный граф для выезда в нужную сторону - дело непростое. Расписание - несколько десятков пар поездов в разных направлениях... чешем репу. Идут мимо мужички-путейцы, уже немного принявшие после трудового дня. "Ребят, вам куда? На Москву, что ли? Та-ак... - слышно, как в голове у него начинает со скрежетом прокручиваться арифмометр типа "железный Феликс". - На этот вы уже не успели... Этот у нас не останавливается... Этот по чётным только... В общем, вот: садитесь на [называет, не глядя в расписание, номер местной кукушки], едете до [полустанок, которого даже на схеме нету] в XX:XX. Следом в YY:YY идёт московский скорый, у нас он не останавливается, и там-то и там-то тоже не останавливается, а тут стоит 2 минуты, пропускает встречный." Так точно и оказалось. Компьютер, а не человек!
А потом я в лыжные походы ходить перестал. Холодно потому что!
![Южный Урал. 1984 г.](https://www.ski.ru/kohana/upload/user_images/thumb_10006_1368347110.jpg)
Привет из Леракт :)