Ну, умники и умницы всех возрастов, скажите-ка, куда это нас занесло?
Где же это такие ёлочки — в ледяных гирляндах?
Где такие нахохлившиеся избушки на курьих ножках?
Берёзки-девоньки в снежных кокошниках?
Правильно, любознательные, —
это они, родные просторы,
щемящие душу сладкой болью.
Это они, родимые, — наши «Альпы.
Дмитрий Крылов, «Непутёвые заметки». 2006 г.
На новогодних каникулах решили мы с женой настроиться на предстоящую горнолыжную поездку и посмотреть какие-нибудь ролики об альпийских горнолыжных курортах. И получилось так, что зацепились за «Непутевые заметки» Дмитрия Крылова. Собственно, мы и раньше смотрели его с удовольствием. Так что уже заставка его передач вызвала ностальгические воспоминания.
Дмитрий Крылов, конечно, не опытный горнолыжник. Встал он на горные лыжи в 53 года (первая «Непутевые заметки» про катание – 1999 г.) и постоянно подчеркивает, что передача его именно для таких как он «чайников». Для тех, кто только встал или собирается вставать на горные лыжи. Ну а для горнолыжников со стажем может быть интересна только как повод вспомнить места, где им когда-то довелось кататься.
Вот вроде что интересного, слушать, что путевку нужно покупать в солидном туристической компании, которая специализируется на горнолыжных турах и которая при этом даст вам страховку. Что такое скипасс или что перед поездкой лучше запастись дома амуницией: костюм, флис, белье, носки, очки, а лыжи и ботинки взять в прокате. Ну или про первый неудачный опыт посадки на подъемник, когда получили скамейкой под зад и улетели в сугроб. И что перед тем, как слезть с подъемника нужно поднять перекладину и вовремя соскочить, чтобы не помешать тем, кто едет следом. Или про советы инструктора, что верный способ отточить правильную технику катания – зажать купюру в сто евро коленками и так скатиться по склону.
Но мне эти воспоминания оказались очень созвучны. На лыжи я встал в 43 года. И хорошо помню, как один знакомый инструктировал меня перед первой поездкой в горы, какую экипировку нужно покупать, как правильно выбрать горнолыжный костюм и на что еще нужно обратить внимание. Или про то, как в одну из первых поездок жена неудачно соскочила с подъемника в Валь-Сени и травмировала коленку.
Конечно, цепляли и высказывания Крылова про само катание в горах, «ради которого сюда и устремляются сотни тысяч наркоманов. Наркоманов, потому что горное катание это наркотик. Тот, кто его однажды попробовал уже не сможет от него отказаться. От того уже многие в ноябре-декабре начинает испытывать ломку. Они судорожно отсчитывают дни до того желанного момента, когда смогут подняться в горы и ощутить то, что словами не передать.»
Большинство его передач было про поездки во Французские Альпы, которые он в одной из передач назвал страной и сказал, что готов ее восхвалять. Рассказывал, что все больше и больше россиян едут сюда кататься. Что, например, в после новогодний период со 2-го по 9-е января 2006 г. чартерами только в аэропорт Гренобля прилетело 25 тысяч человек. И хотя удовольствие это не дешевое – путевка 700 евро, скипасс 180, да еще аренда оборудования, горнолыжная экипировка, желающих кататься на альпийских курортах становится с каждым годом все больше. Потому как хотя средний класс в России и составляет 10-15% в отличие от 80% в Европе, его доля неуклонно растет.
Но суть, конечно, не в цифрах. А в том, что в конце 90-х, начале 2000-х Альпы действительно стали для многих привычным и вполне доступным местом катания. Да и вообще, горные лыжи стали если не повальным увлечением, то весьма распространенным. Начинали кататься целыми семьями – папа, мама, я - горнолыжная семья. Ну и летели кататься в Австрию, Андорру, Болгарию, Францию, Швейцарию… На пике 2013-2014 года количество горнолыжных туристов из России в европейские страны оценивалось примерно в 350-400 тысяч. Из них в Альпы 260-280 тысяч. Сейчас, конечно, ситуация совсем другая. По оценкам, в сезон 2024-2025 года на все альпийские курорты прилетело примерно 25-30 тысяч россиян. Т.е. примерно столько, сколько за неделю после нового года прилетело в аэропорт Гренобля в 2006 году.
Мы впервые оказались во Французских Альпах в 2008 году — в Лез-Арке 1950. И влюбились в эти места, что называется, с первого взгляда. Тогда всё воспринималось почти как сказка: апартаменты в альпийском стиле — дерево, савойские сердечки, какие‑то милые детали интерьера, создающие уют; катание прямо от дверей; бассейн, в том числе открытый, где можно было плыть в тёплой воде и смотреть на звёздное небо. Утром свежий багет и круассаны у двери, а вечером ужин с местными колбасами, терринами, сырами и отличным вином. В итоге Французские Альпы стали страной, в которую мы ездили чаще всего.
Смотрел и слушал я эти передачи и вдруг пришло осознание, что что-то поменялось. Не Альпы, конечно. Они остались те же. И склоны, и знакомые поселки, и магазины с местными сырам и колбасами, и аутентичные рестораны, в которых подают раклет, тартифлет и прочие традиционные савойские блюда. И в какой-то момент я понял – закончилась эпоха.
Вспомнился вдруг совсем не горнолыжный фильм Говорухина «Конец прекрасной эпохи». Стал пересматривать. Какие-то фразы показались вполне соответствующими текущей ситуации. «Сегодня мир расколот. Идет борьба двух систем, двух миров, мы должны быть особенно бдительны…» Или вот: "Кажется времена наступают не очень либеральные. Погуляли по буфету и хватит." Но последняя фраза, это конечно не про нашу страну. Потому как Россия своим гражданам препоны с поездками в ту же Европу не чинит, и никаких окон туда не заколачивает. Полезай в него хоть с горными лыжами, хоть без них.
Но, как ни крути, поездки в Альпы стали квестом, причем весьма дорогостоящим. Но грустил я не долго. Потому как при очередном просмотре мне попались «Непутевые заметки» 2015 года. А в них, между прочим, вот такое размышление: "Если в Сочи все сложится, как мы надеемся, то мы на Красной горе получим курорт не с одним подъемником, а с десятками, как в Трех долинах и это откроет возможности для десятков тысяч наших граждан приобщиться к величайшему счастью - покорению горнолыжных спусков".
И тут все стало на свои места. Ведь так все и произошло. И даже лучше. В 2024-2025 году не десятки тысяч, а 8,3 млн россиян отдохнуло на российских горнолыжных курортах. Сейчас вон услышал по радио, что в этом году только на подмосковных горнолыжных склонах на новогодних выходных побывало полмиллиона человек.
Между прочим и доля среднего класса в России растёт и, по данным ВШЭ, уже находится на уровне 31–32 процентов. В Европе же, напротив, средний класс сжимается, и его доля составляет около 64 процентов. Так что всё идёт как надо: ещё немного, и мы догоним, а там, глядишь, и перегоним эту самую Европу.
Получается, что если одна эпоха и закончилась, то следом пришла другая. И может даже еще более прекрасная. Впрочем, не будем торопиться с оценками. Как там у Есенина: «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянии».






Спасибо за правильный обзор. Ключевой момент эпоха наступила другая. И это все очевидно было еще давно. Так что дальше интересно будет. А Альпы также как весь Евросоюз давно уже не те.