+8

Авария в Гудаури: разбор, мнение профессионалов

Reports Лента автора 29 Марта 2018 (22:57) Просмотров: 52034 6
Сейчас, по прошествии нескольких дней и официального заключения независимых экспертов, можно говорить более детально о том, что произошло 16 марта с канатной дорогой на гору Садзели в Гудаури.
 
 Фото: yuri_leontyev  / Instagram
Наверняка, каждый человек, кто хоть как-то связан с горами, посмотрел видео очевидцев с места происшествия.
 

Трагедия произошла на 4-й канатной дороге, которая идет на самую высокую точку курорта.
 
По свидетельству очевидцев, кресельный подъёмник остановился и начал обратное движение с увеличением скорости. Некоторым лыжникам и сноубордистам удалось спрыгнуть еще при приближении к нижней станции, хотя высота была значительная, накануне выпало много снега и повреждения оказались незначительные, в основном снаряжения. Других выбрасывало при повороте. Нескольким пассажирам не удалось выбраться из кресел и их замяло в металлических конструкциях сбившихся вместе скамеек подъёмника после поворота. Канатка остановилась примерно через полторы-две минуты. Спасатели оказались на месте в течение 7-8 минут. Пострадавшим помогали все, кто присутствовали на месте аварии.
 
Всего сильно пострадало 11 человек. Двоих отправили на вертолете в Тбилиси – получившую серьезные травмы гражданку Украины и беременную гражданку Швеции. Киевлянка Инна Ищук была прооперирована – у девушки повреждение позвоночника и множественные переломы, она также получила сотрясение мозга. Сейчас девушка находится под наблюдением нейрохирурга, ее жизнь в безопасности.
 
Фото: antikor.com.ua
Приведу информативный рассказ участника событий, в чьей группе каталась Инна Ищук.

Max Panukar ​

«Из нашей группы очень пострадала одна девочка из Киева - Inna Ishchuk! Все остальные живы-здоровы, отделались небольшими испугами.

Как все уже знают, в результате неисправности канатной дороги и отказа обеих тормозов включился обратный реверс канатки и были травмированы люди (точная и окончательная версия аварии пока неизвестна). Перед тем, как всё началось я с ребятами стоял в очереди человек из 40ка, перед этим мы уже раз поднялись на Садзели и сделали крутой паудер спуск.

Все началось с того, что канатка остановилась, потом пошел обратный медленный реверс и люди начали медленно ехать в обратную сторону, сначала это показалось по фану, но когда обратная скорость стала быстрее уже было не смешно. Люди начали вылетать из кресел, те которые подъезжали и видели происходящее выкидывали снарягу и прыгали в пухлый снег не доезжая до поворота канатки, обратная скорость канатки была на столько сильная, что помочь людям не было даже возможности. Некоторые из операторов канатки стояли в ступоре и не понимали, что происходит, понятное дело, что в тот момент мы все их материли ведь происходящее не могло уложиться в голове (надеюсь, что всё таки это не человеческий фактор был причиной аварии).

На подъемнике былы наши 4 человека, включая мою жену Юлю, которая спрыгнула вместе с ребятами, и Инну, которая по каким-то причинам не смогла спрыгнуть и её закинуло на хорошей скорости прям в место остановки всех подъемников, при прыжке с подъемника 3-я девушка Алина зацепилась курточкой об подъёмник и её протащило метров 8 и откинуло в сторону. После этого прошло еще 4 кресла без людей и канатка остановилась.

Потом мы побежали к Инне, она лежала между двух бетонных блоков-опор канатки, она была в сознании и постоянно спрашивала у меня, что случилось. Одним из отдыхающих был парамедик из Польши, который сразу начал помогать Инне, вместе с грузинами и другими ребятами, через минут 7-10 приехали спасатели курорта и врач, мы положили Инну в спас-матрас и спасательные сани, врач сделала обезболивающий укол и спасатель повез Инну в больницу, я ехал с ними и разгонял на склоне людей, чтобы спасатель максимально быстрее довез её. Среди тех, кто остался на подъёмнике были 5 наших ребят, сняли их где-то через полтора часа после аварии, операция по эвакуации людей с подъемника была относительно быстрой и слаженной. В Гудаурскую больницу, как мне казалось, мы приехали первые, но потом я увидел в другой палате уже лежащую беременную Шведку, которая выпрыгнула с подъемника. В лежачем положении привезли еще одну женщину и 2х мужчин, один из которых через 5 минут встал и сказал, что с ним все хорошо (это был мужчина в красном на видео, которого завалило креслами в самом начале), еще был парень возможно с поломанной ногой и человека 3 с ушибами. Спустя час наехало куча прессы, представителей курорта, полиции и даже министр экономики Грузии приехал. Еще через час Инну и еще пару человек перевезли в клинику в Тбилиси, где всю ночь лучший хирург Грузии делал ей операцию. В больнице Гудаури мы сразу подняли вопрос лечения Инны с заместителем компании по развитию горнолыжных курортов Грузии. Правительство Грузии полностью берут на себя всё лечение, все затраты и компенсации всем пострадавшим на подъемнике…»

Рассказ еще одного участника Eu_Gene

«За два дня до аварии ее запускали на час-полтора, наблюдал сам. Туристов не допускали. По информации от персонала она долго стояла по погоде (эта канатка ведет на Садзели, 3300 м, самая высокая точка).

В день аварии был на этом подъемнике, прыгал с него перед сеткой ограждения, с 1,5 м где-то, в лыжах. Время сориентироваться было, тащило назад метров с 150-200 от посадки. Сначала остановилась, через минуту-две поехала назад на небольшой, обычной скорости, но долго, метров 30. Затем внезапно, но без резкого толчка начала ускоряться. 

Сложно сейчас сказать, как можно к такому подготовиться… Прыгать с кресел с высоты 5 м, да еще и на ходу, не стал бы; удерживал от этого и запаниковавшую соседку по креслу, не давал поднять планку на высоте на случай резкой остановки. Она соскочила уже после сетки, удачно. Но и ближе к колесу площадь приземления небольшая, а людей много. Помогал там бордеру с поврежденной лодыжкой. Из моей компании там же были два бордера, у обоих сломалось по одному креплению, сами целы».

Один из очевидцев, сноубордист из Ульяновска, рассказал в день аварии: "Говорят, что два дня назад меняли электронную плату на участке управляющей канатной дороги. Но это пока только слухи. Достоверной информации нет. Вчера на этом подъемнике был пробный запуск. Канатную дорогу не открывали из-за снегопада. Ее запустили только в пятницу, когда с утра была хорошая погода".
 
Перебой с электроснабжением подъемника мог возникнуть на территории курорта или непосредственно на канатке. Представители грузинской электрораспределительной компании Energo-Pro Georgia опровергли информацию о том, что причиной стало ЧП на электростанции.
 
Фото: kr24.com.ua
По поводу состояния канатной дороги Doppelmayr мнения расходятся.
 
Местные жители, работа которых зависит от потока туристов, говорят следующее: по словам владелицы гостевого дома в Нижнем Гудаури Хатума «четвертый подъемник сравнительно новый, его работу тщательно проверяли перед открытием сезона в декабре. Родственник, который работает на канатке, сказал, что все дело в конструктивных недоработках. С эксплуатацией это не связано».
 
Другой источник утверждает, что «подъёмник на гору Садзели неделю ремонтировали, запустили сегодня без теста. Сорвался тормоз, и все креселки поехали в обратную сторону». Как и отдыхающие на курорте сообщали, что канатная дорога неделю до этого не работала.
 
О неисправности тормозов канатной дороги ранее рассказали радио BFM очевидец происшествия и сотрудник лавинной службы российского курорта «Горная карусель». Первый узнал от грузинских спасателей, что «включали один тормоз и еще запасной, они оба не сработали, они не смогли удержать». А сотрудник сочинского курорта предположил: «Должен был сработать тормоз, который останавливает движение вниз с подвесом. Тормоз, видимо, не сработал или не удержал».
 
Для установления причин аварии была создана рабочая группа, в которую вошли специалисты французского «Бюро Веритас» (Bureau Veritas), которое известно как мировой лидер в области испытаний, инспекций и сертификации канатных дорог, сотрудники прокуратуры Грузии, Национального бюро судебной экспертизы имени Левана Самхараули, эксперт-криминалисты МВД Грузии, а также Агентства по надзору и строительству Минэкономики.

Изначально выдвигались версии поломки тормозной системы и нарушений со стороны службы эксплуатации по выполнению регламентных процедур. Именно эта версия и была подтверждена экспертами Bureau Veritas в своем предварительном отчете. Представители Бюро сделали заключение, что действительно было отключение электричества, и канатная дорога остановилась - аварийный тормоз сработал корректно. Но решающую роль в трагедии сыграл человеческий фактор. Сам подъёмник был в идеальном техническом состоянии – это было проверено дважды.

Полная техническая проверка канатной дороги проводилась 22 декабря 2017 года компанией CA International, которая представляет собой аккредитованный в Грузии орган инспектирования. По словам генерального директора компании Сандро Шелия, во время проверки канатная дорога была исправной, поэтому выдали соответствующий сертификат.

«Я говорил с нашими инспекторами, и, по предварительной информации, предположительно, был поврежден тормоз. Канатная дорога на некоторое время остановилась, затем снова заработала, и в это время должен был сработать тормоз. Это предварительные предположения, а окончательную причину установит следствие», — сказал Шелия.

23 марта вице-премьер, министр экономики и устойчивого развития Грузии Дмитрий Кумсишвили сообщил о предварительном заключении специалистов: «Оператор должен был перевести эту канатную дорогу на дизельный генератор и затем доставить туристов к тому месту, где бы они сошли, чтобы полностью освободить линию от людей. К сожалению, согласно существующему сегодня отчету, оператор допустил ошибку. То, что сделал оператор, не соответствовало инструкции. Имеющийся у нас отчет будет передан МВД, которое продолжает расследование и, в соответствии с законодательством, возложит ответственность на виновных».
Фото: economy.ge
Оператор, работавший в день аварии, был отстранен. Свои должности по собственному желанию покинули заместитель директора Агентства развития горных курортов Грузии по технической части Ираклий Чиркадзе и начальник департамента горного управления Гудаури Коте Кедагидзе.

Следствие в связи с аварией на канатной дороге в МВД Грузии начато по статье «нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, водного, воздушного или подвесного транспорта», которая предусматривает штраф, или домашний арест на срок от шести месяцев до двух лет, или лишение свободы на срок от двух до пяти лет в зависимости от тяжести преступления.

Кумсишвили сообщил, что «Компания развития горных курортов» при министерстве экономики и устойчивого развития Грузии активно сотрудничает с международными компаниями с целью улучшения уровня квалификации сотрудников курортов. В 2017 году персонал прошел обучение в главном офисе Doppelmayr в Австрии. В рамках программы TAIEX в январе 2018 сотрудники французской компании Poma провели обучение, направленное на осмотр и ремонт оборудования для обеспечения безопасности кресельного подъемника и переподготовки персонала канатных дорог.

Компания Doppelmayr сотрудничает с курортами Грузии с 1986 года. Всего ими установлено 15 подъёмников: 6 в Гудаури, 6 в Бакуриани, 1 в Сванети и 2 в Годердзи. В частности, канатная дорога в Гудаури была установлена в 2006 году.
 
Мнения экспертов
Фото: doppelmayr.com
Сразу после аварии в компании «Доппельмайр Раша», которая является дочерним представительством австрийско-швейцарского производителя оборудования для горнолыжных курортов, рассказали о возможных причинах аварии. Среди причин был назван человеческий фактор, а также неисправность тормозного механизма. С технической точки зрения механизм аварийной остановки выглядит следующим образом: «На дорогах подобного типа имеются аварийный и рабочий тормоза, а при переводе на аварийный привод включается специальный гидромотор. Совершенно однозначно, что срабатывают системы безопасности тормозов: и рабочие, и аварийные». 
 
От оператора, которого назвали виновным в аварии, мало что зависело, прокомментировал RBC выводы проверки главный инженер компании по проектированию горнолыжных комплексов «Альп Проект» Бидзина Уклеба. Для начала у канатной дороги не сработали аварийные тормоза, указал специалист. «Оператор здесь больше как стрелочник. От него мало что зависело. На канатной дороге должно быть не менее двух запасных аварийных тормозов, и в данном случае [при падении напряжения в электросети] она должна была остановиться автоматически», - объяснил инженер и указал на необходимость расследовать деятельность компании, эксплуатирующей канатную дорогу: «Получается, что запасные системы не сработали. Это означает только то, что эксплуатирующая организация очень халатно относилась к этой канатной дороге».

Ниже мнение одного из ведущих специалистов по канатным дорогам не только в России, но и в мире - Геннадия Наумовича Бовского (мнение записал Артем Ачкасов).

Геннадий Бовский посвятил проектированию канатных дорог более 50 лет своей жизни, является автором десятков патентов, публикаций и книг в сфере канатного транспорта. Работал в том числе на должности замдиректора на заводе СКАДО (КД Doppelmayr) и техдиректором ГК «Горимпекс» (КД Poma). По мнению Бовского, есть несколько вариантов причины аварии: наиболее вероятная механическая проблема с тормозной системой, проблема с электроникой.

«На видео мы видим, что канатная дорога пошла вразнос, кресла с лыжниками несутся вниз с нарастающим ускорением, бьются друг об друга, застревая на нижней станции КД. Произойти это могло только по одной причине - если у КД отказали тормозные механизмы после предшествующего этому отключению электропитания.

При отключении электропитания канатной дороги, автоматически срабатывает тормозная система. Она состоит из основного и вспомогательного тормозов, фиксирующих шкив канатной дороги на базовой станции КД при помощи стопорного механизма, колодок и гидропривода. Тип привода зависит от конкретной модели КД, но принцип везде одинаковый: до включения аварийного дизель-генератора, пока не работает тяговый электродвигатель, через редуктор связанный со шкивом КД, канатная дорога удерживается только тормозами. Это важнейший и единственный механизм безопасности данной КД. После включения аварийного генератора КД запускается на минимальной скорости для высадки пассажиров.

Таким образом, очевидно, что в момент аварии тормоза не работали должным образом. Это могло произойти по ряду причин. Одна из вероятных - со временем у канатной дороги разрегулировались тормозные механизмы, а их поверка и тестирование проводилось не в соответствии с правилами эксплуатации данной КД, предусмотренными при проектировании.

В данных правилах должно быть описано, с какой периодичностью и по какой методике должна выполняться проверка тормозной системы - один раз в месяц, или раз в несколько месяцев, какой должен быть зазор у колодок или его не должно быть вовсе, и так далее. Как правило, при проверке моделируется как раз такая ситуация, когда ветвь КД, ведущая на подъём, полностью загружена, а другая ветвь, идущая на спуск, пустая. И тормоза должны удерживать дорогу до включения аварийного генератора.

Если таких правил по данной КД не было, либо они не выполнялись, это вопросы, соответственно, либо к производителю, либо к службе эксплуатации канатной дороги, которая, даже если каких-то жестких правил проверки у нее не было, озаботиться вопросам безопасности. Ведь, напомню, тормозная система - это единственное что удерживает отключенную от электропитания канатную дорогу от аварии.

По словам очевидцев, КД перед аварией остановилась, то есть изначально тормоза сработали, а потом их хватка ослабла. Практически невозможно предположить тут преступный умысел, например, что кто-то при помощи лома решил расклинить колодки. Есть крайне малая вероятность, что авария совпала с разрушением элемента зубчатой передачи редуктора, и при подаче электричества тормоза распустились, а редуктор не сработал должным образом, что и могло привести к нарастающему "разгону" канатной дороги, которому тормозная система из-за повышенной нагрузки уже не смогла препятствовать. Но вероятность такой поломки, повторюсь, минимальная.

Еще один возможный сценарий предусматривает проблему с электроникой. Для кресельной КД с 4-х местными креслами на фиксированных зажимах, по нашим правилам, максимальная скорость составляет 2,6 м/с. Предположим, что дорога работала с этой скоростью, но затем отключилось внешнее энергоснабжение, и дорога автоматически остановилась т.к. тормоза сработали. Далее через некоторое время электроснабжение восстановилось. И здесь надо знать, как работает и как запрограммирована электроника данной КД. По логике служба эксплуатации после остановки дороги должна была перевести режим работы дороги на меньшую скорость для эксплуатации, например, на 1 м/с и не более. Тогда при появлении энергоснабжения канатка запускается и потребная мощность привода в 2,6 раза менее максимальной. Если программа сохранила запуск дороги при полной загрузке ветви подъема на максимальной скорости, то обмотка двигателя теоретически могла не выдержать такого режима и выйти из строя. Но ведь тормоза разомкнуты и дорога пошла сама собой вразнос. Повторю, это всего лишь версия. При снижении нагрузки КД остановилась, что также говорит в пользу механической проблемы с тормозной системой.

Другими словами, точные причины данной аварии смогут установить только технические специалисты, в том числе, компании-производителя, которые будет заниматься анализом данной трагической ситуации. Последнее слово в данной ситуации - за производителем КД. И, конечно, необходимо тщательно и всесторонне проработать текст инструкции по эксплуатации данной КД и сделать соответствующие выводы».
 
Фото: kr24.com.ua
Своим мнением поделился Маяков Евгений, старший смены воздушной канатной дороги (гондольного типа) Doppelmayr в ГЛЦ Металлург-Магнитогорск, со стажем работы на данной дороге 15 лет.

«В самом начале после аварии я высказывал мнение, что, возможно, случился отказ в электроклапанах управления тормозов, потом, посмотрев на нашу дорогу и гидросхему управления подъёмником, у меня сложилось мнение, что все-таки виноват обслуживающий персонал. Поймите, дорога, если знать матчасть - безопасный механизм, и при правильной эксплуатации не вызывает никаких проблем, что подтверждено моими 15 годами работы на канатной дороге на Банном (а у нас она серьезнее, чем та дорога в Грузии). По поводу «стрелочника», если машинист канатной дороги реально не знал матчасть и как себя вести в данный ситуации и что делать в первую очередь, это вина его руководителя, что не обучили его, но и не снимает ответственность с самого машиниста подъёмника.
 
По запуску дороги - пока не сделают магнитодифектоскопию каната, никто не имеет права запускать дорогу в эксплуатацию после того, как зажимы кресел слетели с троса (там могут быть как видимые обрывы прядей каната, так и внутренние)».
 
Фото расположения аварийных тормозов и тормоза обратного хода 
Согласно данным одной из участниц ski.ru , итальянские специалисты по канатным дорогам считают, что авария произошла из-за неквалифицированного обслуживания или грубого вмешательства в работу систем и механизмов, так как данная канатная дорога имеет несколько уровней защиты «от дурака». 


Другой участник ski.ru, который работает с техническим персоналом канатных дорог, прокомментировал в деталях возможные технические и нетехнические причины случившегося.

«Основные выводы о причинах аварии - неправильные действия при процедуре перехода с основного привода на аварийный или нарушение их последовательности. Для перехода необходимо осуществить и четко выполнить некую пошаговую процедуру. Тогда получим надежную и безопасную систему запуска «аварийки» с открытием тормозов в момент хода. Дорогу растормозили при переходе с основного привода, питание которого пропало, на дизельный независимый привод.
 
Техника тут не виновата. Тем более, современная, постройки 2006. Управление все из аппаратной. Все находится на одном пульте управления на расстоянии вытянутой руки, никуда бегать не надо. Растормозить дорогу можно легко и грациозно, но еще легче и грациознее эту дорогу остановить, тормоза сработают мгновенно в любой ситуации и не требуют дополнительных настроек. 
 
В системе тормозов данной доппельмаеровской канатки имеется три тормоза – рабочий на массивном стальном диске между редуктором и электродвигателем главного привода и 2 аварийных на ободе приводного шкива. Тормозной контур у аварийных тормозов общий.
В режиме основного привода там предусмотрено целых 5 режимов торможения:
1. Режим нормального торможения
2. Режим торможения с принудительным наложением рабочего тормоза
3. Режим аварийного торможения
4. Режим экстренного торможения
5. Режим аварийного ручного торможения
 
При нормальной эксплуатации тормоза не изнашиваются. Запас по тормозам остается постоянно, один тормоз, фактически, находится в резерве и остановить исправную дорогу можно всегда и при любых ситуациях, но нужно знать матчасть, понимать суть процессов.

С целью проведения аварийно-спасательных работ имеется возможность ручного растормаживания всех имеющихся тормозов, но при этом все блокировки работать не будут. Только стоп-краны и вентиля. Снятие или обход блокировки на аварийных приводах предусмотрено на всех современных канатках любого производителя. Иначе люди просто бы замерзли в креслах при любом глюке автоматики. И весь мир так работает.
 
В большинстве случаев к аварии приводит не одна причина, а несколько, «удачно» наложившихся и вошедших в «резонанс». Очевидно, что в этом уравнении имеются несколько неизвестных «Х», которые фигуранты дела постараются замять и несколько известных подробностей, которые замять не удастся, так как слишком очевидны. Тешит факт, что правительство Грузии решило во всем разобраться серьезно и беспристрастно и, наконец, повернуться к проблеме канатных дорог лицом.
 
Что мы имеем:
1. Канатка остановилась вследствие сбоев в сети. Могло это поспособствовать аварии? Ответ – нет. Ситуация штатная, и безопасно эвакуировать пассажиров можно даже если полностью выгорят шкафы управления совместно с основным электродвигателем. Но в общей цепи это событие, безусловно, первое.
2. Была начата процедура перехода с основного привода на аварийный. Это предположение сделано сразу после аварии по косвенным признакам. После эта информация была подтверждена предварительными выводами комиссии. Могло это поспособствовать аварии? Ответ – да, в случае неправильных действий в процессе выполнения процедуры перехода, или в случае заведомо неисправного или неправильно отрегулированного аварийного тормоза.
3. Большие сомнения в квалификации персонала, а также в проведении ежегодного технического освидетельствования с грузовым тестом, отсутствие в стране внятных нормативно-правовых актов, касающихся эксплуатации канатных дорог.
4. Внеплановая остановка основного привода и зависание пассажиров в креслах для персонала дороги – это всегда стрессовая ситуация. Могло это поспособствовать аварии? Ответ – да, как фактор значительно усиливающий фактор №3.
 
В этой связи перейдем к важным факторам «Х»:
1. Состояние и исправность аварийных тормозов. Есть версия, что они были наложены, но «вылетели». Если были наложены, то почему не слышно звуков на видео, рывков, вибраций.
2. Почему не был наложен рабочий тормоз, способный если не остановить дорогу, то, хотя бы существенно снизить ее скорость и нивелировать последствия аварии (все кресла ушли бы наверх)? Он-то точно был исправен, иначе креселку бы сорвало еще при эксплуатации на основном приводе.
3. Был ли запущен дизель и когда.
4. Сколько на приводной станции было операторов, где они находились, их квалификация? Их действия после растормаживания дороги. Были ли открыты все необходимые краны и вентили.
5. Когда в последний раз производилась профилактика тормозной системы.          
 
Неизвестно сейчас, что конкретно делал оператор – растормаживал три тормоза сразу, по очереди или пытался создать давление для запуска со шкафа. В одном я уверен точно – для выполнения некоторых манипуляций должно быть двое человек. Один проводит манипуляции, другой в это время постоянно находится на стоп-кране в аппаратной и следит за линией. А в некоторых случаях даже пуск дороги необходимо проводить двумя операторами, имеющими радиосвязь, один не справится.
 
Так почему ж не наложили тормоза и не поймали дорогу, когда все было исправно?»

Виталий Бублик, член ПСО Домбай МЧС России, член Лыжного патруля «Кавказ», спасатель первого класса, также поделился своим мнением об аварии:
 

«Что можно сказать по поводу происшествия в Гудаури?
Это несчастный случай и чрезвычайная ситуация. У подъемника не сработали тормоза, и он покатился вниз под весом нагруженной линии в связи с неравномерным распределением веса (все люди, в основном, ехали наверх).

Почему?
Первое. Скорее всего, не сработал гидротормоз, который должен был сработать даже в нештатной ситуации (возможно, он был принудительно отключен или как-то заблокирован, тормоз должен действовать в любой ситуации — даже когда отключается электричество). Второе — скорее всего, сотрудники тормозили канатку приводом.

Если пересматривать видео из Гудаури, можно заметить, что второе кресло, которое заклинило после начала обратного хода, скорее всего, и спасло людей, лежавших под первым оторвавшимся креслом.
Что это точно было — разберутся специалисты. Единственное, что могу сказать: спасатели отработали быстро и эффективно, что помогло избежать большего количества жертв и серьезных травм.

Что еще стоит отметить — должна соблюдаться техника безопасности. На канатных дорогах обязательно должны проводиться регламентные работы, хотя туристы зачастую относятся к этому с большим недопониманием. Если на курорте в один из дней закрывается какой-то подъемник, все сильно возмущаются. Хотя, как оказалось, все понимают, что технические работы должны быть: даже металл «устает» и ломается, отчего и происходят несчастные случаи».


Следующие комментарии дал Тимаков Виктор Алексеевич, генеральный директор ГК «Красное озеро»

SKI RU: Виктор Алексеевич, как вы прокомментируете инцидент, который произошел в Гудаури, с канатной дорогой Садзели?

Тимаков В.А.:  Как я понимаю, там отказали тормоза, и все поехало назад. То есть, при отключении электричества должен срабатывать аварийный тормоз, который останавливает движение канатной дороги, поскольку под весом пассажиров начинается обратное движение каната. Там есть два тормоза – основной и аварийный. Но вот почему у них не сработали оба тормоза, я не понимаю.

SKI RU: То есть, это именно техническая причина, и дело не в уровне подготовки сотрудников канатной дороги?

Тимаков В.А.:  Нет, я думаю, что это чисто техническая причина. Либо они не проводили регламентные работы по обслуживанию подъемника, либо эксплуатировали его ненадлежащим образом. Возможно, был износ колодок, но при любой остановке это уже должно быть понятно – работает тормоз или нет.

SKI RU: Каким образом могли износиться колодки?

Тимаков В.А.: Ну, допустим, если они их не меняли никогда. Колодки взаимодействуют с несущим тросом в момент любой остановки или выключения подъемника. В случае, если работники канатной дороги хотели прокрутить трос обратно, чтобы снять пассажиров, они должны были притормаживать трос колодками, чтобы его не раскрутило.

SKI RU: Насколько высока вероятность повторения подобного случая?

Тимаков В.А.: Конечно, могут быть всякие нештатные ситуации – метеорит, например, упадет. Но если на подъемнике регулярно проводятся регламентные работы, повторение такого случая просто невероятно. Несрабатывание сразу двух тормозов практически исключено…

SKI RU: Скажите, а как часто должны проводиться регламентные работы?

Тимаков В.А.: Техническое освидетельствование дороги проводится Ростехнадзором ежегодно. Кроме того, наши сотрудники ежедневно проверяют работу канатной дороги примерно за час до ее пуска. Поэтому мне эта история с Гудаури непонятна.

SKI RU: Спасибо большое за комментарий!
 
 
Комментарии Алейника Евгения Васильевича, директора ГК Леонида Тягачева

SKI RU: Евгений Васильевич, в связи с произошедшим в Гудаури инцидентном на канатной дороге Садзели многие любители горнолыжного отдыха внезапно задумались о тех опасностях, которые могут подстерегать их во время подъема в кресле канатной дороги. Насколько это реально – попасть в подобную ситуацию?

Алейник Е.В.: Прежде, чем ответить на этот вопрос, мне нужно точно знать, что произошло в Гудаури. Пока я не видел никаких результатов экспертизы, и говорить об этом бессмысленно. Могу лишь сказать о том, в чем я уверен: все канатные дороги в нашем Клубе прошли техническое обслуживание, заменены все шланги, гидранты, масла и так далее. У нас есть специальная группа, которая каждый год этим занимается, мы каждый год получаем разрешение на запуски.
Буквально на прошлой неделе я подавал документы администрации города Дмитрова о том, что у меня все исправно, все находится в допусках согласно всех проверок Ростехнадзора. Поэтому могу только сказать, что у меня такого не произойдет. Что касается Гудаури, то, насколько я владею информацией, это был «человеческий фактор»: они должны были проводить спасательную операцию, но вместо этого решили просто спустить людей под нагрузкой, на тормозах. Но там тормоза не такие сильные, чтобы выдерживать такой вес - тормоза рассчитаны на то, чтобы спускать вниз пустые кресла. В Гудаури же решили справиться своими силами – эвакуировать людей, не привлекая спасателей.

SKI RU: Удивляет то, что в Грузии не сработал аварийный тормоз после отключения электричества…

Алейник Е.В.: Дело в том, что при отключении электричества канатная дорога автоматически стопорится. Но если они решили спускать людей и высаживать их внизу, то тормоза могло просто сорвать. Представьте: там, если не ошибаюсь, 64 кресла, по 4 человека на каждом. Если взять средний вес каждого по 80 кг (вместе со снаряжением), то получится 320 кг на кресло. То есть, если в данный момент было занято 32 кресла, то нагрузка получается более 10 тонн. Плюс перепад высот и скорость – там же разгон моментально пошел…

SKI RU: А как у вас происходят ежедневные проверки состояния подъемников?

Алейник Е.В.: Перед каждым использованием мы запускаем канатную дорогу на 15 минут, без пассажиров. Проверяется всё, все системы. Запускаем дизель-генератор – на случай отключения электричества. Кстати, совместно с Ростехнадзором мы планируем создать на базе Клуба обучающий центр для сотрудников канатных дорог, а также вместе с МЧС - обучающего центра по эвакуации людей во время нештатных ситуаций. Думаю, что все эти меры помогут людям чувствовать себя в кресле канатной дороги максимально безопасными.


На грузинских форумах обсуждают невысокую квалификацию операторов канатных дорог, так как зачастую при приеме на работу играет большую роль кумовство, а не профессиональная подготовка специалиста.
 
Фото: jizn.info
От редакции: В течение недели мы пытались связаться со многими экспертами и профессионалами: Pomagalski, Doppelmayr, службы эксплуатации канатных дорог от Подмосковья до Европы, руководство курорта Гудаури. В некоторых случаях мы получали пародоксальный отказ давать комментарии. Некоторые ответы мы все еще ждем.
 
На сегодняшний момент никаких дополнительных результатов официального расследования причин аварии в Гудаури не опубликовано. Надеемся, что точные ответы всё же будут даны.

Источники:
https://www.newsgeorgia.ge
http://www.economy.ge   
https://www.facebook.com
https://sputnik-georgia.ru  
https://zen.yandex.ru
http://www.gudauri.ru
https://dailystorm.ru  
http://www.mk.ru
http://www.niasam.ru
http://artgeorgia.ge
Источник: ski.ru
+8
+1  
Снегоступ    1 Апреля 2018 (13:32)   #
В чем смысл опроса директоров комплексов и спасателя про устройство канатных дорог? Пора уже успокоиться и ждать заключение Доппельмайера, только они могут точно сказать, что случилось и больше никто. В Грузии еще в Батуми Доппельмайер есть.
  • 8
  • 8
  • 17
0  
цаца    1 Апреля 2018 (14:04)   #
Официальное заключение сделано на основе результата проверки с участием инженера Допельмайера, как пишут. И - СадзелЕ же! Прямо глаз режет, ну - не был автор в Грузии, дык хотя бы на карту можно было взглянуть, чтобы проверить название! 
0  
Снегоступ    1 Апреля 2018 (14:38)   #
Кроме заключения некой французской фирмы про другие я не слышал и там не раскрыт принцип нарушения, допущенного оператором, ограничившись общей фразой, мол, он нарушил инструкции.
Гость_Mikhail1959_*    1 Апреля 2018 (14:29)   #
Уважаемые коллеги ! На фоне произошедшего в Гудаури совершенно прошла незамеченной авария маятникового подъёмника в Приэльбрусье - при отключении электричества нагруженный вагон, идущий на спуск, резко ускорился и  ударился о причальную бетонную стенку, рванув вверх второй вагон маятника, который также ударился о причал. К счастью, это произошло, не когда вагоны были далеко от финиша, а неподалёку от него, что не позволило им набрать значительну. скорость. Вагоны помяты, людей осыпало битым стеклом, в том числе обычным оконным, которым на маятнике с успехом заменяют закалённое автомобильное, есть данные о ушибах и переломах. И - полная тишина ! Ждём полноразмерной катастрофы ?   Если ошибся в описании - то исключительно из-за скудости информации.    http://donday.ru/rostovchane-postradali-pri-polomke-kanatnoy-doroge-v-gruzii.html       Да, в ссылке вместо Приэльбрусье стоит Грузия,  -это техническая ошибка
0  
Снегоступ    1 Апреля 2018 (14:43)   #
Если в кабине уже стояли оконные стекла, то там это штатная ситуация. Не обращайте внимания.
0  
tarakanov_vitaly    7 Апреля 2018 (21:55)   #
Вы на сами станции посммотрите!Арматура торчит,отвестия сквозные в бетоне.