+4

Безопасность горнолыжного курорта - бремя расходов или конкурентное преимущество?

Алексей Старков Лента автора 22 Сентября 2015 (11:02) Просмотров: 1333 10
Господа! В настоящее время в рамках анализа опыта лечебно-эвакуационного обеспечения мероприятий Олимпийских игр в Сочи специалисты Всероссийского центра медицины катастроф "Защита" разрабатывают методику объективной оценки уровня защищенности посетителей на горнолыжном объекте. Работы проводятся в конечном итоге для профилактики травматизма посетителей и стандартизации подходов к  повышению безопасности объектов.
Считаем принципиально важным учесть мнение профессионального сообщества в разработке приводимого документа. Поэтому обещаем внимательно отнестись к вашим замечаниям и после изучения документа просим прокомментровать его содержание, компоновку, наполнение и детализацию признаков.

С уважением, команда ВЦМК "Защита".

Таблица градации уровня безопасности посетителей горно-туристических объектов на территории РФ
 
Разработана для обеспечения возможности сравнения безопасности различных горно-туристических объектов с массовым посещением между собой с целью информирования потребителей, контролирующих отраслевых органов, эксплуатирующих и обеспечивающих служб.

 
    Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Безопасность, закладываемая на этапах проектирования, строительства и эксплуатации  
1 Наличие  на объекте специализированной контрольно-спасательной службы (лыжный патруль) с необходимым оборудованием в случае, когда трасса открыта  Нет Дежурство на объекте аттестованных спасателей РПСО (подготовка по литере?) в период работы подъемников В штате объекта собственная  спасательная команда с необходимым снаряжением,  укомплектованная из аттестованных спасателей; выполняется регулярное патрулирование склонов
2 Размещение домиков спасательной службы на лыжных трассах Нет Вблизи административно-хозяйственных строений В любую точку трассы помощь может быть доставлена не позднее чем через 10-15 минут после вызова или сигнала тревоги. В «спасательном» домике хранится необходимый инвентарь (акья, одеяла, иммобилизиационные шины, веревки и т. п.) и медикаменты, а также шанцевый инструмент и прочий реквизит, нужный для проведения спасательных и транспортировочных работ на склоне.
3 Установленный режим функционирования спасательной службы объекта Нет Отправка лыжного патруля при поступлении сигнала о происшествии на трассе Бесперебойное патрулирование трасс лыжными патрулями для оказания помощи пострадавшим и обеспечения их эвакуации до медпункта/фельдшерского пункта или машины медицинской помощи
4 Наличие службы безопасности  в штате объекта или поста полиции на территории объекта Нет Да, дежурства в период работы подъемников Да, круглосуточное дежурство
5 Эксплуатация, система быстрой эвакуации пассажиров с любой точки канатных дорог, а так же все этапы жизненного цикла канатных дорог на объекте соответствуют Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №42 от 6 февраля 2014 года  «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности пассажирских канатных дорог и фуникулеров» Да Да Да
6 Расположение трасс и опор канатных дорог в местах, защищенных от лавин, падающих камней, оползней, паводков, грозовых ветров Да Да Да
7 Радиофикация горнолыжных трасс Нет Менее 100% поверхности трасс Обеспечиваться слышимостью по всей длине
8 Обеспечение медицинской помощью Нет/ наличие аптечки первой помощи у администрации объекта Дежурство бригады СМП  в период работы подъемников Медпункт/фельдшерский пункт в структуре объекта с комплектом медицинского оборудования и лекарственных средств для оказания первой доврачебной (фельдшерской) помощи, наличие в штате объекта медицинского работника
9 Удаленность объекта от ближайшего лечебного учреждения (уровнем не ниже центральной районной больницы) Более 15 км ЛИБО более 30 км при нахождении объекта в зоне 10 минутного прибытия санитарного вертолета с бригадой СМП и заключенном договоре с соответствующей службой. 10-15 км ЛИБО 20 - 30 км при нахождении объекта в зоне 10 минутного прибытия санитарного вертолета с бригадой СМП и заключенном договоре с соответствующей службой. Менее 10 км ЛИБО менее 20 км при нахождении объекта в зоне 10 минутного прибытия санитарного вертолета с бригадой СМП и заключенном договоре с соответствующей службой.
10 Санитарно-эвакуационное обеспечение Прибытие бригады СМП дольше 10 мин после обращения ЛИБО эвакуация попутным транспортом Дежурство бригады СМП  с транспортом в  период работы подъемников ЛИБО прибытие бригады СМП в течение 10 мин после обращения Круглосуточное дежурство бригады СМП  с транспортом ЛИБО прибытие бригады СМП в течение 10 мин после обращения
11 Наличие на объекте вертолетной площадки или площадки, приспособленной для приема вертолетов Нет Да, в дневное время Да, пригодна к работе и в ночное время
12 Возможность эвакуации травмированных туристов с трасс до медпункта/фельдшерского пункта или на эвакуационную площадку, пригодную для подъезда машины скорой медицинской помощи В порядке само- и взаимопомощи Силами лыжного патруля по общим для всех катающихся путям Наличие технологических участков на трассах для транспортировки травмированных туристов
13 Наличие оборудования и транспортных средств для всесезонного (согласно режиму работы объекта) спасения или эвакуации травмированных посетителей со склона  в медицинский/фельдшерский пункт или на эвакуационную площадку, пригодную для подъезда машины «скорой»/посадки вертолета Нет Да, недостаточно/ в нерабочем состоянии Да, в полном объеме
14 Аварийное освещение и энергоснабжение Нет ЛИБО аккумуляторные батареи, фонари Стационарный генератор, обеспечивающий освещение и работу основного оборудования объекта в течение не менее 24 часов и подъемников в течение не менее 1 часа Электроснабжение объекта не ниже 2 категории надежности (от двух независимых источников питания электросетей)
15 Резервное питьевое водоснабжение   Запас бутилированной воды из расчета снабжения персонала и посетителей в течение 24 часов  Установка по обработке воды с целью  обеспечения ее пригодности для питья ЛИБО водоснабжение от резервной системы горячего водоснабжения с возможностью обработки воды с целью  обеспечения ее пригодности для питья
16 Система контроля допуска персонала в служебные помещения объекта Не предусмотрена Замки, в т.ч. кодовые на дверях Индивидуальные магнитные карты-пропуски
17 Информационные материалы для посетителей объекта по безопасности Не предусмотрена Инструкция о действиях в случае пожара в местах, предусмотренных правилами противопожарной безопасности Инструкция о действиях в случае пожара и других экстремальных ситуациях, возможных на объекте, расположенная в местах наибольшего скопления посетителей, возможность объявлений по громкоговорящей связи
18 Наличие индивидуальных радио- или магнитных маркеров для посетителей и средств их обнаружения  в лавиноопасный период Нет Предусмотрена (по желанию клиентов) Предусмотрена в обязательном порядке
19 Предоставление на объекте услуг  дополнительного добровольного страхования Нет Услуги добровольного страхования жизни, здоровья Услуги страхования  жизни, здоровья, имущества и рисков посетителей, обязательно включенные в стоимость ски-пасса
20 Наличие учебно-тематического Плана и Программы подготовки сотрудников объекта навыкам и приемам оказания первой помощи. Нет Наличие Проведение занятий с персоналом не реже одного раза в полгода
21 Знание и соблюдение персоналом объекта мер пожарной безопасности, правил охраны труда и техники безопасности Не контролируется Декларируется Дирекцией объекта Подвергается периодическому контролю с отчетными документами
22 Очистка и обслуживание подъездных путей к объекту в зимнее время Не проводится ЛИБО не регулярно Проводится регулярно силами сотрудников объекта или дорожных служб Проводится регулярно силами сотрудников объекта или дорожных служб
23 Характер дорожного покрытия и ширина полотна дороги на всем маршруте до ближайшего лечебного учреждения (не меньше центральной районной больницы) Однополосная грунтовая Двухполосная грунтовая, однополосная с твердым покрытием Двухполосная и шире с твердым покрытием
24 Срок приведения подъездной дороги в рабочее состояние после снегопада в зимнее время, часы 24 и более 12-24 менее 12

Эта же таблица для закачки ГЛК-классификация.doc
 
+4
  • 117
  • 38
  • 18
0  
jul    23 Сентября 2015 (13:26)   #
Значит украинско- российский кризис готовы обсуждать до кровавых мозолей на пальцах и вмятинах на клавиатуре, а помочь в классификации наших горнолыжных курортов ужеи времени ни у кого нет?
 
  • 2
  • 2
  • 7
+1  
Snow Queen    23 Сентября 2015 (13:37)   #

Я далеко не профессионал, конечно, но несколько моментов зацепили, захотелось "вставить свои 5 копеек":
1) В п.6 - почему стоит Да - Да - Да? На большинстве курортов невозможно 100% трасс проложить исключительно в защищённых от лавин местах. Многие помнят о гибели 2 женщин в КП на синей трассе, через месяц после Олимпийских Игр. Если в первую колонку, п.6, ставить "Да", тогда стесняюсь спросить: как же следует оценивать уровень безопасности в Красной Поляне? Ниже низкого?

2) К слову о лавинах: нигде в таблице не обнаружила упоминания о контролируемом спуске лавин как одном из главных способов борьбы с травматизмом, вызванном лавинным фактором (как это происходит на курортах Альп, например).

3) В таблице практически совсем не учтены моменты работы с персоналом курорта (это, естественно, относится к вопросам обеспечения безопасности на курорте в процессе эксплуатации, а не проектирования и строительства). От многих знакомых горнолыжников-любителей неоднократно доводилось слышать отзывы вроде: "обслуживают наши курорты "наши люди" (здесь, как правило, имеются в виду такие отрицательные черты национального характера как пофигизм, привычка делать всё "на авось" и недоподготовленность персонала российских курортов), и мы уже лучше к австрийцам со швейцарцами"...
Значит, нужно постоянное повышение квалификации персонала, как это происходит, в частности, на европейских курортах.

П. 20 и 21 - не достаточно: в п. 20 говорится о навыках оказания первой помощи (т.е. когда какое-либо ЧП уже случилось), а в п. 21 - о противопожарной безопасности. Пожар, это, конечно, страшно, но, бьюсь об заклад, он не входит в число основных причин гибели и травм людей на г/л курортах (в отличие от лавин, плохо подготовленных склонов и др.)

Работа с персоналом - очень серьёзный блок вопросов безопасности, ибо даже самый распрекрасно-спроектированный и построенный курорт не будет нормально работать без людей, чётко понимающих, что, как и зачем следует делать.

4) Вы пишете, что "Работы проводятся в конечном итоге для профилактики травматизма посетителей...". А в данной таблице вопросы профилактики (т.е. предупреждения) не рассмотрены вообще никак (не считая п. 17 "Информационные материалы для посетителей объекта по безопасности" icon_smile.gif ).
Блок вопросов, связанных с профилактикой травматизма и гибели людей (а не только с устранением последствий уже полученных травм) обязательно нужно добавить.

Иначе все, кто привык чувствовать себя в безопасности на горнолыжном отдыхе (а к хорошему быстро привыкаешь) так и будут продолжать отдавать предпочтение Австрии, Швейцарии и т.д.

Простите за критику, старалась, чтобы она была конструктивной.
Удачи Вам в Вашем крайне важном для всех нас деле!

0  
Алексей Старков    1 Октября 2015 (17:36)   #
Спасибо за комментарий. Но как вы считаете, если в п.6 сделать более мягкие критерии и допустить работу объектов с лавинной угрозой, это будет приемлемо для нас с вами? Когда мы едем в Альпы мы допускаем сход лавин на синие или красные....или даже черные трассы?
Насчет лавин абсолютно согласен - по ошибке этот блок не попал в основную таблицу - исправлю в ближайшее время.
  • 117
  • 38
  • 18
0  
jul    24 Сентября 2015 (12:01)   #
Я бы вообще предожил разбить требания на четкие группы и внутри групп уже детализровать.
Например:
Содержание трасс
1. Методы оснежения
2. Количество потенциально опасных мест (сужения, резкие повороты,  резкие уклоны с плохопросматриваемой перспекктивой, опоры и другие препятствия на трассе, не огорожные опасные элементы рельефа и постройки)
3. Наличие выделенной детской зоны катания/обучения
4. Регулярность выравнивания
5. Минимальное время выравнивания после сильного снегопада
6. ....

Содержание подьемников
1. Количество форсмажоров (перебои, поломки) и НС в год.
2. Наличие и качество своей службы ремонта
3. Частота профилактических работ
4. Количество крутых съездов (круче чем Х%)
5.....
Медобслуживание
Лавинная безопасность

И т.д.
 
0  
kot-obormot    1 Октября 2015 (18:16)   #

Спасибо за комментарий. Но как вы считаете, если в п.6 сделать более мягкие критерии и допустить работу объектов с лавинной угрозой, это будет приемлемо для нас с вами? Когда мы едем в Альпы мы допускаем сход лавин на синие или красные....или даже черные трассы?
Насчет лавин абсолютно согласен - по ошибке этот блок не попал в основную таблицу - исправлю в ближайшее время.

Ну вообще-то сход лавин на трассы в Альпах возможен и неоднократно случался- за примерами в Гугл. Другое дело, что это может быть  контролируемый спуск лавин ( нападало много снега за ночь - закрыли трассы к чертям - стрельнули газексом или из пушек - расчистили трассы - открыли). А может быть ситуация, как на РХ в прошлом году, когда закрыли все уже после происшествия. 

0  
Алексей Старков    1 Октября 2015 (18:29)   #
Так о том и речь! Лавинная угроза должна контролироваться именно закрытием трассы и принудительным спуском лавины. Именно отсутствие угрозы схода лавин на трассу в штаном режиме функционирования я и закладываю как обязательный компонент безопасности для любого  объекта. Можно ли назвать объект хоть мало-мальски безопасным, если сход лавины возможен на незакрытую трассу?
0  
kot-obormot    1 Октября 2015 (18:48)   #

Так о том и речь! Лавинная угроза должна контролироваться именно закрытием трассы и принудительным спуском лавины. Именно отсутствие угрозы схода лавин на трассу в штаном режиме функционирования я и закладываю как обязательный компонент безопасности для любого  объекта. Можно ли назвать объект хоть мало-мальски безопасным, если сход лавины возможен на незакрытую трассу?

Так и проблема в том, что тут неизмеримый критерий. Невозможно померить степень паранойи лавинной службы, которая захочет закрыть трассы, и жадность руководства курорта, которые будут против этого. Возможный вариант - статистика по сходам на трассы, но и тут тоже нет объективности:

- никто не даст данные, даже если они есть;

- не учитываются сходы, когда лавины не дошли несколько метров до трассы.

 

Вообще, лавинная безопасность курорта, даже на мой взгляд неспециалиста, - это целый комплекс мер и критериев:

1) Наличие лавинной службы и оповещений для туристов;

2) Наличие стационарных противолавинных средств - газексов, заграждений, пушек;

3)  Доступность фрирайда, накладываемые ограничения на катание вне трасс, работа лыжного патруля с нарушителями;

4) Расположение трасс - наличие на них опасных мест ( например, положняки под стреляющим кулуаром, РХ в 2014 году);

5) Общие климатические особенности и особенности рельефа, высоты курорта;

6) Статистика по корреляции закрытых трасс и уровней лавинной опасности за несколько лет

 

а пункт Наличие индивидуальных радио- или магнитных маркеров для посетителей и средств их обнаружения  в лавиноопасный период -

- это вообще про что? Про Recco? Если да, то они в любом случае бесполезны, только трупы искать. 

0  
Алексей Старков    1 Октября 2015 (19:25)   #
На ваш взгляд стОит все эти критерии  прописать отдельно?
 

Наличие индивидуальных радио- или магнитных маркеров для посетителей и средств их обнаружения  в лавиноопасный период -

Корректнее, наверно, назвать их Лавинными датчиками?

  • 2
  • 2
  • 7
0  
Snow Queen    1 Октября 2015 (20:03)   #
Однозначно, стОит.
И не уходите в сторону от критериев работы с персоналом курорта в процессе эксплуатации курорта, 
иначе все ваши разработанные "комплексы мер" на местах, на практике, будут, как часто это у нас происходит, превращаться в простые и бесполезные формальности. ("Безопасность на бумаге").
0  
kot-obormot    2 Октября 2015 (00:03)   #

На ваш взгляд стОит все эти критерии  прописать отдельно?
 

Наличие индивидуальных радио- или магнитных маркеров для посетителей и средств их обнаружения  в лавиноопасный период -

Корректнее, наверно, назвать их Лавинными датчиками?

 

Критерии стоит разделить. Не утверждаю, что они будут именно такими, тут лучше пообщаться с профессионалами - с тем же Максом Панковым.

По поводу средств обнаружения. 

Тут есть как минимум несколько моментов.

1) Биперы. Должны быть у каждого катающегося вне трасс, единственный способ найти человека в лавине. Проверить наличие - невозможно и не нужно. Стоит проверять наличие их у спасов курортов, по 1 на каждого.

2) Прочее лавинное оборудование - щупы и лопаты. см 1)

3) Recco - магнитные датчики ( пассивные, встроены  практически в любую катальную одежду) и средство поиска - активное. Пригодно только чтобы искать тела. 1 на курорт желательно, но толку от него все равно мало.