+13

Более 750 км на кайте по российскому Северу

Павел Н. Лента автора 5 Мая 2021 (03:33) Просмотров: 430 4

Мила Полякова из Новосибирска и Евгения Котлярова из Тольятти совершили автономную экспедицию на кайтах и лыжах по северу России. За девять дней они проехали более 750 километров и стали первой женской командой, достигшей таких результатов.

Кайт — большой управляемый воздушный змей, который позволяет передвигаться на лыжах или доске по снегу. Успех экспедиции по большей части зависел от везения — будет ветер или нет, рассказала Мила Полякова.

Мила Полякова и Евгения Котлярова — победительницы и призеры мировых и российских соревнований по сноукайтингу (занятия с буксировочным кайтом на снежном покрытии или льду с применением лыж, сноуборда или коньков). В 2013 году они объединились в команду «Белка и Стрелка» и стали первыми в мире женщинами, прошедшими самую сложную гонку на кайтах по северу Норвегии, протяженностью около 500 километров через реки и каньоны. И сейчас девушки были готовы к любым условиям: и к 35-градусному морозу, и к полной автономии, и даже к отсутствию ветра.

Изначально планировался маршрут длиной 1000 километров от Яр-Сале (поселок на Обской губе) до Нарьян-Мара (Ненецкий АО), который включал в себя переход через Ямало-Ненецкий АО, Республику Коми и Ненецкий АО. Кайтерши проехали по берегу Карского моря, пересекая Байдарацкую губу, вышли на Полярный Урал, затем добрались до Воркуты и выдвинулись в сторону Нарьян-Мара. До Нарьян-Мара не дошли, так как закончился снег, и даже пошли дожди, нехарактерные для этого времени года. В тундре наступила аномально ранняя весна.

Раньше Мила и Евгения были соперницами, а потом стали напарницами — вместе побеждали в мировых соревнованиях по экспедиционному сноукайтингу. Благодаря этой сработанности, им было комфортно вдвоем в походе. Этот поход они приурочили к 60-летию со дня полета Юрия Гагарина в космос: стартовав 3 апреля, финишировали в аккурат 11 апреля вечером.

Сначала они прилетели в Салехард, оттуда на вездеходах по зимнику доехали до Яр-Сале — там в это время проходил праздник оленевода и соревнования по сноукайтингу. Местные кайтеры провожали девушек в путь.

«Первую ночь в палатке мы спали очень плохо. Нас запугали росомахами. Мы лежали в спальниках, ветер трепал палатку, а снаружи ходили какие-то звери, — рассказывает Полякова. — Я переживала, что росомахи и песцы съедят всю нашу еду. И был еще такой первобытный страх — чувствовала себя максимально незащищенной, понимая, что из этой темноты кто угодно может появиться и схавать тебя. А еще было страшно, когда на Полярном Урале мы встретили волка. Вернее, когда его увидели, вообще никакого страха не было. Он интересно себя вел — убежал от нас метров за 200 и долго наблюдал за нами, пока мы искали переход по реке. Она была такая прозрачная, казалось, что провалится под нами. Но лед оказался крепкий. А когда перешли реку, Женя нашла нам место для ночевки. И тут я увидела тушу разодранного оленя — кровища, кишки… Я поняла, почему волк далеко не отходил. У меня началась паника: «Женя, какая ночевка? Здесь еда чужая! Он же придет за своей едой!» И мы дернули от этого места еще километров на 10».

Климат в тундре суровый — незадолго до начала экспедиции были морозы до -35 градусов. А в сильный мороз, как правило, царит штиль. Но в начале апреля сильно потеплело и пришли ветра. Мила и Евгения рассчитывали, что будет -20 по ночам и до -15 днем. Но было тепло. Во время старта температура опускалась -7 градусов, первые три дня шли в «молоке» — была плохая видимость, и это доставляло проблемы. Только на одной ночевке было -18. После того, как девушки перевалили через Карское море и вышли к Приполярному Уралу, стало значительно теплее. Днем воздух прогревался до 5 градусов. Двигались со средней скоростью 18 км/ч, иногда разгоняясь до 45 км/ч.

«Поскольку наш поход был на кайтах, мы всецело зависели от ветра. Если его нет — мы не едем. В тундре ветер, в сравнении с Обским водохранилищем, не такой предсказуемый и стабильный, — объясняет Полякова. — Погода в тундре зависит от водоразделов: когда ты пересекаешь озеро или холм, она меняется. Например, до холма у тебя ветер был 10 м/с, а за ним 3 м/с. Зная такую особенность, мы терпели сильный ветер и высокую скорость, чтобы продвинуться дальше. А еще там озера и реки с высокими берегами — в низине ветра не хватает. Сани со снаряжением тяжелые — 130−140 килограммов. И нужен хороший ветер, чтобы поднять в гору вес человека и саней».

На четвертый день экспедиции случился форс-мажор: ветер пропал на полдня, и тогда же сломались сани, не выдержав вибраций по застругам. Пришлось идти пешком 20 километров до зимника, волоча за собой тяжелые сани со снаряжением.

«Утром мы запустили ракетницу, поскольку видели, что в семи километрах дорога, и по ней ездят машины. А нам так нужна была помощь, — вспоминает Полякова. — Но никто не приехал, так что делать нечего — дошли пешком до дороги, где нас подобрали и довезли до Воркуты. Там нам сварили саночки, еще и бесплатно! И мы поехали дальше. А после Воркуты нас ждал ураганный ветер. По прогнозу, должно было прийти усиление до 25 м/с на целые сутки, и мы искали место, где переждать этот ураган. Когда пришло усиление — это было что-то, я в такой сильный ветер никогда не каталась. Припарковаться мы не успели, поскольку выбирались из низины, где не хотели оставаться: там было много следов и свежего помета росомахи. Ночевать с ней рядом было опасно. Решили добраться до технологического зимника нефтяников, туда зверь точно не сунется. Ничего, выжили, и кайты целы».

Чтобы получить воду, девушки топили снег. В меню вошли продукты, которые в обычной жизни они практически не едят: сублимированный борщ, кус-кус, сушеная курица, грудинка, сало, сырокопченая колбаса, тушенка, гречка, хлеб, прессованные орехи. Из напитков — кофе, чай и изотоник.

«Я брала с собой кофемолку и варила по утрам кофе на горелке. Очень важно себя баловать, когда ты идешь такой поход, поэтому у нас был свежесваренный кофе, много горького шоколада, орешков и сухофруктов», — отмечает сибирячка.

Несколько дней Мила и Евгения не видели никого, кроме друг друга и зверей.

«Хочу предупредить: если наш опыт захочет повторить человек, который не чувствует и не понимает ветер, не умеет читать рельеф и погоду, ему придется несладко. А у нас еще был элемент везения: ветер был практически всегда, разной силы, но был — и это прекрасно. Потому что идти пешком с тяжелыми санями — это то еще испытание, нам хватило и одного дня, подобный кроссфит в тундре выматывает очень сильно, — рассказала спортсменка. — Это очень интересный опыт — оказаться в первозданных, диких местах, нетронутых человеком. Несмотря на то, что физически порой было очень тяжело, тундра способствует медитации и релаксу. Я наслаждалась потрясающими видами и была по-настоящему счастлива».

Светлана Ильинская. Фото предоставлены Милой Поляковой

Источник: tayga.info
+13
0  
кум808    5 Мая 2021 (08:21)   #

Посещал ( не за один заход) зимой почти всю нитку такого маршрута, в том числе кусками с использованием ветра, под парусами на колесном буере. С восточного берега Ямала, через Ямал на запад, через губу на Полярный Урал и далее до Нарьян - Мара. Имхо, санаторий:-)) по меркам лыжного туризма на северах - ни тебе лавин, большей частью в тундре неплохой наст, касаемо бивака везде тебе "и стол, и дом". Опять же есть выходы на помощь. Ветра, да, штука непредсказуемая. Без парусов:-)) безопаснее.

Завидую,чо:-))

  • 1
0  
Qarootoramma    5 Мая 2021 (17:33)   #

Очень круто и клёво. И то что экспедиция названа в честь 60-летия полета Гагарина и как Белка и Стрелка тоже очень круто. Ну и 650 км тоже офигительно.

Плюсую!!!)

Интересно ещё было бы узнать про снарягу, какие лыжи, экип, кайты.

  • 2
  • 1
0  
A_J    5 Мая 2021 (18:42)   #

Какие молодцы!

 

0  
Vlad Pironko    7 Мая 2021 (06:40)   #

Очень круто и клёво. И то что экспедиция названа в честь 60-летия полета Гагарина и как Белка и Стрелка тоже очень круто. Ну и 650 км тоже офигительно.
Плюсую!!!)
Интересно ещё было бы узнать про снарягу, какие лыжи, экип, кайты.


На фото один кайт cabrinha moto, второй f-0ne, мне кажется. Любопытно, что не парафойлы, а надувасты