Большой марафон в маленькой Норвегии

Reports Лента автора 13 Апреля 2009 (01:27) Просмотров: 1011 3

Целью моей поездки в Норвегию было участие в 71–ом лыжном марафоне Birkebeinerrennet 2008. Легенда марафона гласит, что лыжники по безлыжью преодолели путь от Рены до Лиллехаммера, спасая наследного принца Норвегии. Нам предстояло пройти 54 километра по подготовленной для классического хода трассе, но, отдавая дань легенде, мы должны были идти с рюкзаками весом 3,5 килограмма. Учитывая переменчивую погоду в горах, в рюкзаках предписано было иметь ветровку, еду и питье. Но обо всем по порядку.

Итак, в Осло я приземлился в 22.00 по местному времени. Аэропорт поразил меня своей компактностью и уютностью. Даже у сидений были выдвижные полочки для ног, чтобы было удобно спать. В 23.46 прямо в аэропорту сел на поезд до Лиллехаммера и в 1.35 был в столице XVII зимней Олимпиады. Город (2400 жителей) встретил меня дождем, а хозяин аккомодейшен, где я должен был найти приют, как обещалось, не встретил. Битый час я искал его злополучный адрес по карте, взятой в ближайшем отеле, познавая особенности Лиллехаммера. На карте есть надпись, в натуре нет, и, наоборот, на доме есть надпись, а на карте нет. Ориентироваться на местности невозможно. Уже потом я узнал, что Лиллехаммер располагается на берегу озера, окружен невысокими поросшими лесом горами и разделен на две части горной речкой. Центр городка представляет собой параллельные террасы, а в остальной части дома располагаются хаотично, как позволяет рельеф.

Лиллехаммер

Вернулся в отель.
- Хочу жить у Вас.
- Мест нет! Вызывайте такси.
- А таксист найдет?
- По навигатору он все найдет.

И действительно, молоденькая норвежка, загрузив мои лыжи в багажник, лихо домчала меня к искомому адресу на расстояние 1,5 километра. 10 минут барабанил и звонил в двери, бросал снежки на второй этаж, пока меня, мокрого и холодного, не впустили на ночлег. На часах 4 утра. Вез хозяину водку в подарок, но согрелся ей сам.

За завтраком хозяин долго извинялся за содеянное, но языковый барьер не позволил мне узнать причину такой накладки, и я его простил. Тем более что поселили меня в доме, которому более 200 лет, а его хозяин представитель седьмого поколения владельцев. В доме, как в музее, расставлены старинная утварь и предметы быта. Я всегда с замиранием сердца ступал по его скрипучим половицам, когда спускался из своей спальни на первый этаж в столовую на шведский стол с обязательным теплым яичком.

Первым делом я поехал на горнолыжный курорт Хафьель (Hafjell), где проводились горнолыжные дисциплины Олимпиады. Ничего особенного, две приличные трассы: одна черная, другая красная, но нашел в катании две изюминки. Первая – это трассы, где не ступала гусеница ратрака, так называемые лесные трассы (Wooded Trails). Катание происходит по настоящему лесу между елей. Крутизна трассы красно-черная. Была целина, и я получил массу удовольствия. А вторая: параллельно со сноубордпарком проложена трасса, рельеф которой позволяет постоянно совершать прыжки на лыжах, как с трамплина. Захватывает! Полет, вираж и снова - полет, и снова – вираж. Главное не опасно!

На второй день пребывания в Норвегии я поехал в горнолыжное местечко Skeikampen (в наших путеводителях пишут Гаусдал). Час на автобусе до подножия восьмиместного кресельного подъемника. Впечатления о курорте: одна гора, три подъемника и три трассы, заслуживающие моего внимания. Но опять повезло с целиной на широких безопасных полях с редкими елочками.

А в Квитфель я не поехал, потому что поезд с остановкой в этом местечке ходит раз в сутки, и чтобы он остановился, необходимо обратиться к кондуктору. А чтобы сесть обратно, надо голосовать рукой машинисту на платформе. Все это написано в расписании, но я уже нагулялся по ночному Лиллехаммеру и рисковать заночевать в каком-то норвежском «захолустье» не хотелось.

Но вернемся к главному – марафону Birkebeinerrennet. За свою семидесятилетнюю историю марафон отменялся только один раз из-за непогоды в горах. Причем старт был дан, но в горах поднялся ураганный ветер и всех успевших уйти лыжников вернули. Всего в протоколе было заявлено более 12 000 человек. Старт длился с 7.00 до 10.00. Моя 10-я волна стартовала в 8.55. Перед стартом все взвешивали на специальных весах-коромыслах свои рюкзаки и регулировали их вес, отливая воду из пластиковых бутылок. (На финише судьи выборочно проверяли вес рюкзака, приподнимая его на спине у лыжника).

Спортхол в Лилле (регистрация)

Трасса марафона пролегает от городка Рена до Лиллехаммера. До старта ехали два часа на автобусе. Трасса мне понравилась, хотя и тяжелая. Подъемы длительные, не очень крутые (без елочки), но все время на палках.

Старт

Стартовая поляна расположена на высоте 280 м над уровнем моря, практически сразу подъем 12 км до высоты 820 над у. м. Затем спуск 2 км, подъем 5 км до 760 м над у.м., спуск 10 км и самый крутой подъем 6 км до высоты 920 над у.м. Далее горизонтальное плато (где, как я понял, в непогоду сдувает лыжников в пропасть) и спуск 11 км до высоты 500 м над у.м. Последние два километра горизонтальная финишная прямая. Ранним утром было минус 3 градуса, к 12 часам – плюс 3 градуса. Поэтому лыжни на финише не было, шли по снежной каше с ледяными бугорками. Лыжи были очень неустойчивы. Да и последний спуск по разбитой лыжне был очень опасен. Многие падали и обдирали себе лица.

На трассе

Трасса очень красивая и широкая, первые 5 километров было нарезано 10 лыжней, далее минимум четыре лыжни. Было впечатление, что в этот день половина норвежцев была на этапе Кубка мира по биатлону, а вторая половина присутствовала на нашем марафоне. Люди поднялись на лыжах к нам в горы, выкопали в сугробах сиденья, постелили оленьи шкуры и болели за нас. Мы шли по горному безмолвью или широким просекам в лесу. Солнце искрилось на чистом снегу, а на открытых пространствах вырисовывались редкие елочки и невысокие горные вершины вдалеке. А вдоль всей трассы сидели или стояли норвежские болельщики, жарившие сосиски на спиртовых горелках и кричавшие нам: «Хей-я, хей-я!».

Конечно, многокилометровые подъемы выматывают. Мое время общения с трассой 4 час 46 минут, но красота северной природы, украшенная солнечным днем, а также молчаливое братство идущих со мной марафонцев и добродушная поддержка болельщиков, постоянно давали мне подпитку положительными эмоциями и здоровьем.

По ходу марафона, который является и для спортивной элиты, и для нас, рядовых лыжников, настоящим испытанием себя, мне хотелось бы сделать два замечания.

Первое, мы шли с рюкзаками весом 3,5 килограмма. Следовательно, я стал на 3,5 кг тяжелее. Значит, мои лыжи должны быть жестче, а колодка под мазь держания меньше. Никто меня об этом не предупредил, а сам я по своей неопытности не догадался. Но сразу все понял и прочувствовал на первом же затяжном спуске. Я стал продавливать свои мягкие лыжи и тормозить свое движение прогнувшейся колодкой. Коллеги, отстававшие от меня на подъемах, обходили меня на спусках, как стоящего. Люди, берите в Норвегию жесткие лыжи, рассчитанные на больший, чем Ваш, вес!

Но нет добра без худа. В каких эффектных позах меня обходили женские нижние ланиты! Я просто любовался их формами, калейдоскопом проносящимися мимо меня то справа, то слева.

А второе замечание следующее. Уважаемые элита и мастера, стартующие в первых волнах, не бросайте на лыжню обертки от своих спортивных батончиков и гелей! После Вас идут тысячи таких же любителей лыж. И скользить по замусоренной Вами лыжне очень не эстетично и даже опасно на спусках.

Биатлонист Н.Круглов берет у марафонцев интервью (как Вы добираетесь до своего финиша?)

[page]

Ранним утром после марафона мы поехали на поезде в Осло. Дорога пролегает вдоль большого озера. Виды живописных берегов, освещенных весенним солнцем, не позволяли дремать после изнуряющего физической нагрузки и удалого банкета.

Бухта Осло

Этим же ласковым солнышком нас встретил и Осло. В городе распускались первые цветы, и начинала зеленеть освобожденная от снега трава. Мы приехали в воскресенье. Все магазины закрыты. Шопингу нет!

Неспешная пешеходная прогулка по городу началась с крепости Акерус. Крепость понравилась своей миниатюрностью, даже игрушечностью, и красивейшими видами на город и бухту. Из крепости мы спустились к зданию Новой ратуши, где происходит вручение Нобелевской премии мира. Всем туристам, оказывается, можно погулять по коридорам и залам ратуши, представив себя на месте достопочтенных борцов за мир, и полюбоваться многочисленными панно, фресками и гобеленами, украсившими стены. Воспользовавшись ситуацией, мы повторно в торжественной обстановке зала заседаний Комитета по Нобелевским премиям мира вручили друг другу дипломы марафона и увековечили это событие фотоснимком.

Далее наш путь лежал по центральной пешеходной улице Карл Юханс от здания Стортинга до Королевского дворца. Везде тихо, уютно и достойно. Несуетность безлюдных в выходной день улиц позволяла спокойно любоваться архитектурой зданий со шпилями и витыми балконами, впитывать атмосферу норвежской столицы. И мы продолжили прогулку до парка скульптур Вигелана.

Россияне отмечают финиш марафона в парке Вигелана (Осло)

Витиеватое описание в туристическом путеводителе этой достопримечательности не очень заинтересовало меня посещением. Только побывав в парке, окунувшись в его психологию, увидев мастерское исполнение и великолепие обнаженных тел, можно понять и прочувствовать высоту искусства этого уникального творения, создававшегося скульптором Вигеланом в течение 40 лет жизни. Скульптуры можно рассматривать, фотографировать, взбираться им на плечи и головы или просто сидеть, прислонившись к ним, и задумываться о смысле жизни, заложенном автором в каждую из них. Я считаю, что посещение парка скульптур Вигелана – это обязательная программа и обязанность каждого гостя Осло.

Центральная часть парка скульптур Вигелана

Завершили мы свой туристический день в портовом ресторанчике, где ели сладкую семгу со сладкой горчицей и сладким соусом. Ну любят норвежцы сладкое!

А про норвежские цены и писать не хочется. Сказать, что они высокие или заоблачные – ничего не сказать. Они непонятные. Наиболее доходчивый пример: поллитра местной водки Aquavit в государственном магазине стоит 314,9 норвежских крон (1511 рублей). Или они безразличны к алкоголю, или у них другой уровень жизни.

Странным замечанием я заканчиваю свой рассказ, поэтому заявляю официально, что пять насыщенных дней в Норвегии обогатили меня общением с маленькой, но очень красивой и гостеприимной страной.

Автор: В. Бобров
24.03.2008

Другие статьи автора на сайте

Марафоны лыжные
И за океаном тоже выпадает снег
Лыжные рассказы
jul    16 Апреля 2009 (16:08)   #
Норвеги молодцы. А все таки хозяин то чего не открыл? И когда открыл?
Biathlonist    16 Апреля 2009 (21:39)   #
Цитата(jul @ 16.4.2009, 16:08)
Норвеги молодцы. А все таки хозяин то чего не открыл? И когда открыл?

Хозяин не открыл пузырь, который ему руссо туристо в подарок привез icon_biggrin.gif А когда открыл дверь в 4 утра, то было уже поздно... Или рано?

PS Приятно, что Сам :!: в нашу беголыжную богодельню заглянул...
адвокат    16 Апреля 2009 (23:13)   #
Был в Осло в канун рождества 2004 года, впечатления самые приятные. Тишина, спокойствие, умиротворённость. Никаких пробок, в 9 часов утра и в парке практически никого. А поездка вдоль фьордов просто сказка, ну а сёмга норвежская это что-то!