Как в Карпатах спасали потерявшихся туристов. Рассказ спасателя

Павел Н. Лента автора 14 Января 2019 (08:55) Просмотров: 1055 1

В Карпатах спасатели поздно вечером 10 января нашли туриста Игоря Грищенко, через четыре дня после того, как он потерялся. Туриста доставили в больницу с переохлаждением организма. Руководитель поисково-спасательной операции Александр Гуляк рассказал 112.ua, как искали парня

Сначала поступила информация, что потерялись три человека. К поискам привлекли шестерых спасателей. В 20:00 6 января поступила информация, что потерялись еще два туриста, с ними не было связи. Четыре спасателя выехали на Березники. Они продолжали поисковые работы в течение суток. Всю ночь продолжали и следующую тоже. Обычно туристы спускаются в Березники, потому что туда хоть и долго идти, но вниз легче, там много троп, поэтому люди спускаются в одно место в Березниках.

Очень часто фрирайдеры теряются в этой местности. Очень часто мы их выводим по телефону. Они себе спокойно спускаются вниз, а дальше или вызывают такси, или приезжаем мы за ними, если они не могут сориентироваться.

В этот раз ситуация была следующая. Первые трое потерпевших отказались идти вниз 16 км, они решили, что им легче подняться 2 км наверх. Но эти 2 км наверх, чтобы понимать по времени, - 100 м проходится в условиях, которые были на тот момент, за 2 часа. Снежный покров, видимость почти нулевая, большие метели, также там очень резкий склон. Наверх - это Гемба. Ребята поднимались со стороны Березников. Там, где гора сверху, там деревьев нет, там сильный ветер, высокая опасность схода лавин, 3-й степени. Поэтому всем туристам мы рекомендуем спуститься вниз, так гораздо легче добраться к точке, чтобы мы их забрали.

Эти туристы отказались идти вниз и пошли наверх. Прошли около 150 м, и третий парень больше не мог идти. Он получил переохлаждение, обезвоживание, сдался и замерз. Мужчине был 31 год. Другие два, которые спаслись, примерно такого же возраста. Имена мы не разглашаем. Двоих мы на второй день нашли, на следующий день нашли тело третьего. Двое, которые выжили, испуганные, но обморожения не было, в больницу они не обращались.

Теперь о других двух потерявшихся туристов. В день, когда мы нашли тело, это было 7 января, на связь вышел еще один парень. Он сказал нам, где находится. В течение 3-4 часов наши ребята добрались до него и доставили вниз. Его спросили, где они разошлись с Игорем Грищенко, мы подняли дополнительные силы.

Справка: Игорь Грищенко работает профессиональным тренером в Киеве и является президентом Украинской молодежной ассоциации экстремальных видов спорта.
Ребята разошлись, потому как у Грищенко была хорошая подготовка и он пошел наверх, а другой парень, несмотря на плохую видимость и сильный снегопад и то, что они потеряли связь, решил идти, спускаться вниз и ждать, пока не взойдет солнце. На следующий день погода была ясная, он поднялся наверх. Но Грищенко уже ушел с того места. Они передвигались на специальных лыжах скитурах.

Так вот, когда этот другой турист нашел связь и позвонил нам, мы подняли в горы еще несколько отделений спасателей. Если сначала ребят искали 6 спасателей, потом стало 10, а в конце – уже 18. Сначала усилили поиски. А когда нам поступил первый звонок от Грищенко, нас с волонтерами и лесниками уже было около полусотни. Мы подняли все силы и работали по полной программе. Прочесывали тропинки, где обычно ходят туристы. Через вышки определили примерные координаты. До того, как он вышел на связь, мы работали в районе горы Гемба, по всей территории. Это большая площадь, там нужно около 300 спасателей, чтобы все это охватить.

Справка: Гемба — гора в Украинских Карпатах, одна из самых высоких вершин горного массива Полонина Боржава. Расположена на границе Свалявского и Межгорского районов Закарпатской области.

Высота Гембы 1491 м, по другим данным — 1497 м. Вершина куполообразная, изогнутая полумесяцем. Подножия горы покрыты лесами, выше — горные равнины. На северных склонах расположен один из самых известных водопадов Украины — Шипит. На северо-восток от горы расположены два села: Пилипец и Подобовец.

Гемба — объект туризма. Через вершину проходит пешеходный маршрут "Вершинами Боржавы", который начинается в Воловце и ведет к Межгорью (или в обратном направлении). На северных и северо-восточных отрогах горы работают 8 подъемников для горнолыжников. Здесь расположен второй после "Драгобрата" по высоте горнолыжный курорт Украины — "Пилипец" с самой длинной на Украине горнолыжной трассой (примерно 3,5 км).
Ребята решили работать до последнего, пока мы его не найдем. Мы работали всю ночь. В этот момент спасатели рисковали своей жизнью, потому что ночью был сильный снегопад, лавинная опасность. Ранее были случаи, когда спасатели погибали при поисковых работах. Наши ребята работали, пока солнце не взошло. На снегоступах, скитурах и шли без снегоступов. Снег 2,5 метра. Я благодарен спасателям, что они решились на такой героический поступок. Потому что при таких условиях спасатели не выходят, поскольку это риск для их жизни. Они профессионалы и хорошо знают эти горы. Риск был огромен для спасателей, лавины сходили, спасатели шли под ними.

Вертолеты задействовали 9 января, в 12:00 и в 17:00. Дрон задействовали, кинологических собак, снегоходы, технику. Местные предприниматели нам помогали, администрация также очень помогала. В 17:00 Грищенко услышал звук вертолета, но вертолет его не увидел. Это было в районе Березников. Он случайно наткнулся на дом лесника, там были дрова, у Грищенко была зажигалка, он разложил огонь, разогрел телефон, набрал и был спасен.

Если первого пострадавшего мы спустили вниз 7 января, то Грищенко искали с 6-го по 10-е число. Нашли на Большом Верху, возле Гембы, около 7-8 км от точки, где ребята разошлись.

Игорь Грищенко
Когда Грищенко нашли, он разговаривал, спрашивал о своем друге. У него точно были обморожены ноги, он шел через реку. Лицо было обветренное, обмороженное. Но жить будет. Ничего с ним плохого не будет.

Для нас это чудо. На моей памяти первый раз такое. Ребята говорят, что не было еще, чтобы так все сложилось. Хорошая физическая подготовка и надежда на то, что его спасут. Пищи не было. Он просто вышел пройтись, а вечером вернуться и встретить Рождество. Но мы запрещали в такую погоду выходить, и им тоже запрещали. Люди не слушают советов спасателей, они самоуверенны, переоценивают свои возможности и, к сожалению, гибнут в горах. Грищенко нашли в 21:00. В больницу его повезла скорая, которая уже ждала его на выезде из Березников, как только поступил звонок. Если бы не было дров в хижине, то была бы беда. Это чудо.

Я хочу сказать всем туристам - соблюдайте технику безопасности, берегите свою жизнь и не подвергайте опасности себя и спасателей! И зимой с горами не нужно шутить!

И моя благодарность всем спасателям!

Александр Гуляк
пастор Шлагг    14 Января 2019 (09:25)   #
Хотел покритиковать за название поста?, и передумал.