Прямой эфир

Антропология ЛОМов
  ЛОМЫ во всей своей красе! Они ещё себя и пиарят!!!   https://www.youtube.com/watch?v=koJTiBQ-1aI...
Kir14 17.02.2019
Красная поляна, начало февраля 2019
Там специфичное место и ехать надо по нему соответственно.
Volk1 17.02.2019
+37

Культура фрирайда - а есть ли она ?

Храбовченко Владимир, Лента автора вт. 12 Февраля 2019 (11:25) Просмотров: 2202 44

"Когда я слышу слово "культура" - я хватаюсь за пистолет" Геббельс И.
 
 

Фрирайд уже стал модным. Это легко заметить в Красной поляне в ясный солнечный день после снегопада. Разноцветные бусинки высыпаются из подьемника и уничтожают девственный снег Южного склона буквально на глазах. Причем в большинстве случаев - разрывают его траверсами поперек склона. Траверсят друг над другом , падают, останавливаются, селфятся, отдыхают группами, как на пикнике.
И мне, как инструктору и гиду, тяжело наблюдать такую картину. Поэтому попробую сформулировать несколько мыслей на тему "Что такое хорошо и что такое плохо" во фрирайде

Фрирайд - это свобода. Свободный спуск на лыжах/сноуборде. На мой взгляд, стиль спуска отражает мировоззренческие восприятие райдером слова "свобода".
Для меня свобода не означает вседозволенность. Свобода - это возможность выбора и ответственность за свой выбор.
Начиная от выбора выйти за пределы трассы,


за пределы курорта на бэккантри,


и в целом за пределы своей зоны комфорта
  
И только я несу полную ответственность за все хорошее и плохое, что со мной случится в результате моего выбора. А также за тот вред или пользу, которую я могу нанести другим людям : моим спутникам на фрирайде или тем, кто ниже меня по склону.
Как метко сформулировал К. Маркс : "Культура - это мера человечности в человеке".

Каждый сам решает каким ему быть на склоне.  Портить склон траверсами, подрезать других райдеров, лезть без очереди, садиться на хвост чужой группы и тп. Или спускаться по линии падения воды рядом с предыдущим следом, останавливаться только в безопасных местах, соблюдать очередность, уважать других райдеров и т.п.  
Фрирайд и путешествия в горах - это приключение. А в каждом приключении есть риск, опасность и неопределенность результата.
  
Как предупреждает МЧС, "Горы - территория повышенной опасности". Лавинной, селевой, камнепада, падения в трещину, потери ориентирования, переохлаждения, солнечной радиации и т.д.  

Далеко не все горнолыжники/сноубордисты, катающиеся на курорте, понимают, что подьемник - это не карусель в парке отдыха, а горный курорт - не Диснейленд. Хотя маркетологи и пытаются убедить нас в обратном :-)
Поэтому нужно знать возможные риски и уметь ими управлять.
Уметь без падений и остановок проехать свою линию, близко к линии падения воды, от одного безопасного места отдыха до следующего. Это хорошо

Плохо : резать склон траверсами поперек контуров напряжения в снежном покрове, нагружать падениями и остановками. 

Хорошо : выбирать посильную линию спуска, следуя рельефу (по гребням или тальвегу) вниз по линии падения воды
 


Хорошо : уважать коллег фрирайдеров и раскатывать целину компактно, отступив от предыдущего следа 1,5-2 метра    

 Плохо : резать склон траверсами или широкими дугами по причине отсутствия технических навыков катания

Хорошо : уважать группу, пробившую тропу на склон и предоставить ей право первого следа

Особенно актуально при спуске в кулуарах и склонов, переходящих в ловушки рельефа
Плохо : воспользоваться чужим следом/треком и "подрезать" склон у группы с заходом сверху

Хорошо : знать и следовать "10 правилам FIS", для гидов, проводников и инструкторов - следовать "Этическому кодексу гида", совершенствовать свой уровень катания , знания гор и опасностей, посещать лекции, семинары, слушать чужие мнения.
Поэтому буду рад услышать Ваши дополнения к списку "Что такое хорошо" и мнения относительно культуры фрирайда.

Заранее спасибо :-)

лыжный гид-аспирант Ассоциации горных гидов России,
инструктор по горным лыжам категории В,
инструктор по сноуборду
Храбовченко Владимир

(при поддержке The North Face, Cebe, Extremskis)

Фото : Алексей Загинайко


 
 
     


 
+37
  +1  
cheshire    вт. 12 Февраля 2019 (12:20)   #
Правильная тема! Про безопасность тут много написано, а про то как уважать коллег фрирайдеров, не подрезая других и компактно раскатывая целину, Вы первый.
  +3  
пастор Шлагг    вт. 12 Февраля 2019 (12:49)   #
А как же:"нет друзей в паудердень"?
  +1  
Korr    вт. 12 Февраля 2019 (13:17)   #
Кстати, первый раз читаю формулировки по вопросу, когда не возникает желания устраивать срач. Все четко! 
  • 17
  • 7
  • 5
  +3  
Mr.XX    вт. 12 Февраля 2019 (14:03)   #

Володя.

Очень правильная статья!

К сожалению ЦА её не прочтет...

Они вообще ничего не читают.

И не знают.

И не хотят знать.

 

Всё бесполезноsad.png

  0  
Дмитрий Черствый    вт. 12 Февраля 2019 (15:24)   #
"Плохо : резать склон траверсами поперек контуров напряжения в снежном покрове, нагружать падениями и остановками. " Такое чувство, что они просто так падают, чтобы побольше шишек понабивать, или останавливаются, потому что просто надоело кататься. Тема важная, но поставлена не совсем точно, на мой взгляд.
  • 31
  • 18
  • 13
  +4  
Храбовченко Владимир    вт. 12 Февраля 2019 (16:52)   #
Дима, лавине безразлична причина, по который ты остановился или упал.
А касательно точности темы - я изложил свой взгляд на проблему. И он не должен в точности повторять твой. Как говорится, "настоящему джентльмену всегда есть , что сказать " :-)
Хорошо, что мы сходимся в актуальности это темы
  +1  
luch9    вт. 12 Февраля 2019 (21:56)   #
Говоря:"плохо", автор, вероятно, имеет в виду, что это плохо в целом для обстановки, а не то, чтобы это делали "плохие" люди, а также то, что надо научиться сперва хорошо кататься по трассам, а потом идти "фрирайдить"
  0  
пастор Шлагг    вт. 12 Февраля 2019 (17:07)   #
Вы только культуру склона рассмотрели.
Ещё важно взаимоотношение катающихся, как раньше было, общность людей любящих(занимающихся) одним делом. В этом вопросе также много проблем и решение их весьма непростой вопрос.
  • 17
  • 7
  • 5
  +1  
Mr.XX    вт. 12 Февраля 2019 (17:09)   #

Вы только культуру склона рассмотрели.
Ещё важно взаимоотношение катающихся, как раньше было, общность людей любящих(занимающихся) одним делом. В этом вопросе также много проблем и решение их весьма непростой вопрос.

Я бы вообще рассматривал вопрос ОБЩЕЙ культуры!

А всё остальное - производныеwink.png

  +2  
пастор Шлагг    вт. 12 Февраля 2019 (17:22)   #
Я почему так написал.в начале 2000 я отправился в многодневный бэкканри по лагонаки. Тогда скитур был ещё экзотикой. Иду от кордона на азиштау и минут через 30, мне навстречу группа на скитуре, 4 человека. Я стал в сторону с лыжни и жду когда подойдут, поздороваться, спросить как там обстановка. А они проскочили мимо меня, даже не обратив внимания. А ведь в горах принято было здороваться со встречными. Сейчас такое поведение уже норма и интерес к другим людям скорее исключение. А жаль. Особенно в случаях когда люди выходят вне трасс.
  0  
_danila_    вт. 12 Февраля 2019 (18:06)   #
Хорошая тема, спасибо!

Еще интересно про хорошо и плохо для менее очевидных случаев.
Например, одна группа догоняет другую на пробитом траверсе при заметной разнице в скорости. 
Хорошо ли обгонять или нужно остаться сзади на безопасной дистанции?
Нужно ли догоняемым уступать лыжню?
И те же вопросы для подъема по пробитой лыжне.

Бывал в таких ситуациях с обеих сторон, и каждый раз решение принималось
по конкретным условиям - насколько заряженым выглядит склон,
есть ли куда отступить для пропуска, есть ли место для безопасного обгона и тп.
  +3  
Gosha    вт. 12 Февраля 2019 (18:40)   #

Тема просто тема.

На дорогах ещё большой трындец творится.

На склонах тоже.

Никому ничего недокажешь.

Просто будь человеком всегда...

 

https://m.youtube.com/watch?v=PzuiuTTI8F0

  • 1
  0  
Sparrovv    вт. 12 Февраля 2019 (23:34)   #
Прямо мою мысль с языка сняли - при нынешней массовости увлечения гор. лыжами, странно ждать чего то отличного в поведении людей от того, что окружант нас в обычной жизни...
  • 8
  • 3
  • 1
  +14  
rossfree    вт. 12 Февраля 2019 (19:01)   #
Я согласен с Владимиром. Но есть проблема: для того, чтобы не резать траверсы и скатываться по линии падения воды, нужно уметь читать рельеф. Новичку это трудно сделать. Более того, он видит не дальше 5 метров вокруг. И даже если сверху наметил эту линию, не может её выполнить, так как от неуверенности смотрит только под ноги. Если дропает, то линия потеряна почти всегда, как будто обнулили. Попробуйте дать новичку линию с двумя дропами - на второй не зайдёт, просто мимо проедет)) Я вижу решение в том, чтобы нести в массы мысль: круто не фрирайд, скитур, могул или слалом как таковые. Круто - уметь кататься на лыжах, круто совершенствовать свою технику катания, круто выбирать линию по силам и кататься красиво.
  +2  
SkyWalker1969    вт. 12 Февраля 2019 (23:16)   #
Не понял про выход из зоны комфорта. Фрирайд-скитур это вход в зону комфорта.  И еще убедительная просьба к автору - снять цитату нацистского преступника.
  +1  
archi_1    ср. 13 Февраля 2019 (02:52)   #

Не понял про выход из зоны комфорта. Фрирайд-скитур это вход в зону комфорта.  И еще убедительная просьба к автору - снять цитату нацистского преступника.

Статья хорошая.
Про цитату - согласен. Тоже предлагаю убрать. Устно иногда это цитирую в определенных случаях, но письменно реально напрягает...
  0  
skiernik    ср. 13 Февраля 2019 (06:21)   #

Хорошая тема, спасибо!

Еще интересно про хорошо и плохо для менее очевидных случаев.
Например, одна группа догоняет другую на пробитом траверсе при заметной разнице в скорости.
Хорошо ли обгонять или нужно остаться сзади на безопасной дистанции?
Нужно ли догоняемым уступать лыжню?
И те же вопросы для подъема по пробитой лыжне.

Бывал в таких ситуациях с обеих сторон, и каждый раз решение принималось
по конкретным условиям - насколько заряженым выглядит склон,
есть ли куда отступить для пропуска, есть ли место для безопасного обгона и тп.

Вот прикинь такую ситуацию.. обгоняете вы группу на траверсе и красиво, грамотно (по линии падения воды и тд.) спускаетесь по склону...а та группа на спуске НАД ВАМИ, внезапно срывает "доску" и ... и догоняет/перегоняет... Не дай Бог, как говорится... И случай вроде не очевидный. Но было такое и уже не раз, увы...
А собственно "культура фрирайда"(Хорошо ли обгонять?) НЕ ключевое слово в такой ситуации.
Ты ж и сам об этом написал :good:
  • 10
  • 3
  0  
borisign    ср. 13 Февраля 2019 (16:55)   #

Храбовченко Владимир, вт. 12 Февраля 2019 (11:25)

садиться на хвост чужой группы

Храбовченко Владимир, вт. 12 Февраля 2019 (11:25)

Плохо : воспользоваться чужим следом/треком и "подрезать" склон у группы с заходом сверху

Как понял, вторая цитата - полная расшифровка первой: об упущенной материальной выгоде гида речь здесь не идет...

Если не затруднит, можно краткую инструкцию для "хвостовика" ?
  • 31
  • 18
  • 13
  +1  
Храбовченко Владимир    чт. 14 Февраля 2019 (09:00)   #
В прошедшие выходные к моей группе на спуске в Юрьев пристроился в хвост фрирайдер. Была плохая видимость (около 50 м) и плоский свет. Поэтому своим следом я показывал микрорельеф. Товарищ понимал, что поступает нехорошо, поэтому в завершение спуска не постеснялся, поблагодарил и поехал дальше кататься по трассам. Из того, что я  успел заметить - abs у него был, катался он один и неплохо.
В "хвостопадах" плохо то, что гид не знает, кто это, какой у него опыт и мотивы. А проблемы гиду они могут создать существенные : спустить лавину, травмироваться, вызвать недовольство группы.
И очень часто "хвостопады" просто не знают маршрут, куда едет группа. В позапрошлые выходные была история, когда в Обере два бордера сели на хвост моей группе, выехали траверсом по нашей тропе на склон и пока я инструктировал группу как ехать, раскатали его первым следом, остановились внизу и стали нас поджидать, чтобы опять следовать за нами.  Пришлось ждать пока они уедут.  
"Хвостопады" - это явление из обычной жизни и также вопрос культуры. Я отрицательно отношусь к такой модели поведения и поэтому не понимаю , какие могу дать инструкции     
  • 1
  0  
Serega iz Novomoskovska    ср. 13 Февраля 2019 (17:03)   #

А как же:"нет друзей в паудердень"?

Разве это пейсатейлям объяснишь ))

  • 17
  • 7
  • 5
  0  
Mr.XX    ср. 13 Февраля 2019 (17:15)   #

 


Если не затруднит, можно краткую инструкцию для "хвостовика" ?

 

" Отвали нафик!" biggrin.png biggrin.png

  • 10
  • 3
  0  
borisign    ср. 13 Февраля 2019 (17:36)   #

" Отвали нафик!" biggrin.png biggrin.png

Полагаю, передать эту информацию на пару сот метров затруднительно.

 

Отсюда вопрос, существует ли у райдеров понятный всем свод сигналов ?

  • 1
  • 1
  0  
terminator1    ср. 13 Февраля 2019 (17:47)   #

Полагаю, передать эту информацию на пару сот метров затруднительно.

Отсюда вопрос, существует ли у райдеров понятный всем свод сигналов ?

а есть всего 2 варианта. 1й : стремительно сваливать. В соседний кулуар, через лес, через припрыганные всеми дропы и т.д. Если есть такая возможность .
2й: Дождаться кадра и пропустить вперед со словами " только после вас".

А как иначе еще "общаться" и зачем, я не знаю.
  • 10
  • 3
  +1  
borisign    чт. 14 Февраля 2019 (00:45)   #

а есть всего 2 варианта. 1й : стремительно сваливать. В соседний кулуар, через лес, через припрыганные всеми дропы и т.д. Если есть такая возможность .
2й: Дождаться кадра и пропустить вперед со словами " только после вас".

А как иначе еще "общаться" и зачем, я не знаю.

Существуют международные авиационные жесты:

5c648e9935719_orig.png

У военных что-то есть:

 

5c648f177051c_Uslovnyiesignalyipodavaemy

 

Скауты также имеют:

 

5c648fabe3dca_image072_0.jpg

 

Чем же райдеры хуже ?..

  • 1
  +1  
Mik77    чт. 14 Февраля 2019 (08:18)   #
Хорошо бы запретить бумбоксы и Селфи палки .
  +1  
Роман (rvb)    чт. 14 Февраля 2019 (10:17)   #

Еще есть очень веселый вариант, когда на хвост скитурной группе цепляются бордеры. А потом немного офигевают, когда скитурщики цепляют камуса и бодро уходят наверх :).

  +2  
89    чт. 14 Февраля 2019 (10:51)   #
Главное что бы мусор с собой забирали )
  • 10
  • 3
  +1  
borisign    чт. 14 Февраля 2019 (13:43)   #

..."Хвостопады" - это явление из обычной жизни и также вопрос культуры. Я отрицательно отношусь к такой модели поведения и поэтому не понимаю , какие могу дать инструкции 

Если процесс невозможно остановить, то его нужно возглавить и соответствующим образом направлять (С)

 

Напишите, каким Вы видите "идеальное" поведение человека, вольно или невольно оказавшимся хвостопадом.

 

Можно придумать несколько сигналов для дистанционного общения группы с хвостопадами и между собой:

- Вы намерены следовать за нами ?

- Да - положительный ответ.

- Нет - отрицательный ответ.

- Своими действиями Вы создаете угрозу для нашей группы !

- Извините, я начну движение только по Вашему сигналу или убедившись, что Вы в безопасности.

- Я - пуп Земли - Вы что-то имеете против этого ?

- Если хотите, можете к нам присоединиться.

- Предлагаю спускаться раньше нас.

- Начать движение.

- Рекомендую остановиться.

- Внимание, опасность слева/справа/сверху/снизу.

 

Вот например, у моряков есть интересный сигнал:

 

X X-Ray Эксрэй 120px-Xray_flag.svg.png -..- «Приостановите выполнение ваших намерений и наблюдайте за моими сигналами»

  • 1
  • 1
  0  
terminator1    чт. 14 Февраля 2019 (16:19)   #

Если процесс невозможно остановить, то его нужно возглавить и соответствующим образом направлять (С)
 

 
Вот например, у моряков есть интересный сигнал:
 
X X-Ray Эксрэй 120px-Xray_flag.svg.png -..- «Приостановите выполнение ваших намерений и наблюдайте за моими сигналами»

сигнал- то один, но как подавать? Флаг чтоль вывешивать? Так он тогда для всех , а вне трасс еще и нормальные люди катаются.

post-97523-0-68965400-1550150275_thumb.j
  0  
Gosha    чт. 14 Февраля 2019 (16:51)   #

На счёт сигналов.

PS у меня один как то друг сделал во всю спину нашивку.

Буква F. Означает требуется вода и пища. icon_smile.gif

 

А так наземные сигналы изучал вот что и помню..

 

https://avtonomsurvival.ru/vyzhivanie/signal_o_pomoshchi_sos

  • 5
  +2  
Куканов    чт. 14 Февраля 2019 (17:19)   #

UwMy9ge1PEA.jpg

  • 12
  • 5
  • 1
  0  
maxtreme    чт. 14 Февраля 2019 (17:39)   #
Все что Вова написал, это реально! Не реально это донести до тех кто катается!
Я почти 20 лет провожу лекции по лавинной теме...Что, стало лучше? Да нет, конечно, так как количество райдеров многократно увеличивается и в большинстве, им не хочется об этом знать, в силу разных причин. А еще дополнив картину теми, у кого мозги в смартфоне...имеем статистику.
Ну и этот сайт конечно не то место где нужно делиться такими взглядами, так как аудитория..."диванных райдеров" и возможностью сделать срачь на чистом месте...добавляет, а не как не способствует!
 
  • 1
  +1  
Cinik    чт. 14 Февраля 2019 (17:54)   #
Прочел. Вроде бы вещи очевидные, но, видимо, не для всех. Поэтому хорошо, что статья появилась можно будет на нее ссылаться. Хотя вот с хвостопадами вопрос. Бывает заезжаю в кулуар, а там уже сидит группа. И что? Ждать пока они наобщаются/отдохнут или дождутся отставшего? Я обычно смотрю едут/не едут. И если не едут обгоняю и уезжаю.
  • 10
  • 3
  +1  
borisign    чт. 14 Февраля 2019 (21:55)   #

сигнал- то один, но как подавать? Флаг чтоль вывешивать? Так он тогда для всех , а вне трасс еще и нормальные люди катаются.

Полагаю, на расстоянии, когда отчетливо виден средний палец, можно и устно пообщаться. 

Поэтому, больше подойдет этот жест:

post-76694-0-76872300-1550170212_thumb.j

Предлагаю его в качестве сигнала "Я - пуп Земли - Вы что-то имеете против этого ?"

Имеется более "мягкий" вариант - развернуться к наблюдателю задом и постучать себя ладонью или палкой по ягодицам.

  • 10
  • 3
  0  
borisign    чт. 14 Февраля 2019 (22:11)   #

Прочел. Вроде бы вещи очевидные, но, видимо, не для всех. Поэтому хорошо, что статья появилась можно будет на нее ссылаться. Хотя вот с хвостопадами вопрос. Бывает заезжаю в кулуар, а там уже сидит группа. И что? Ждать пока они наобщаются/отдохнут или дождутся отставшего? Я обычно смотрю едут/не едут. И если не едут обгоняю и уезжаю.

 

А представьте, как было бы удобно, если бы был жест-сигнал "Предлагаю определить очередность проезда"...

  • 1
  0  
AntonA    пт. 15 Февраля 2019 (12:14)   #

Очередность, говорите? А как ее определить?

 

Одна группа пришла раньше и занимается инструктажем, подошла вторая на покататься...

  0  
89    пт. 15 Февраля 2019 (08:37)   #

" Отвали нафик!" biggrin.png biggrin.png

А в ситуации когда каждый четверг после бани я с друзьями катаюсь там то в 10 утра уже 10 лет, и вот выхожу в 7-30, а группа на полосатых лыжах вышла в 7-00 с гидом, к 10 часам мы одновременно выходим к спуску, и кому ехать первым если гид начинает рассказывать что ему нужно группу инструктировать 30 минут? Я бы поехал первым.

  • 1
  0  
AntonA    пт. 15 Февраля 2019 (12:13)   #
В альпах на склонах творится удивительный бардак. Все едит толпой, никто никого не ждет и .т.п

Думаю что все идет к тому же у нас.

Просто народу много, по очереди  и по одному ехать не выходит. Это плохо, но это так.
  • 5
  0  
Куканов    пт. 15 Февраля 2019 (12:34)   #

Эй, товарищь!!!

Кто здесь крайний???

Я хотел бы

ПО-

ФРИ-

РАЙ-

ДИТЬ!!!!!!!(с, по мотивам)

  • 10
  • 3
  +1  
borisign    пт. 15 Февраля 2019 (14:53)   #

Очередность, говорите? А как ее определить?

 

Одна группа пришла раньше и занимается инструктажем, подошла вторая на покататься...

Ну мы же - культурные - значит, жребий.

Если все в перчатках, можно - цу е фа:

post-76694-0-57697900-1550231385_thumb.j

Если в варежках - хватаем палку ладонями по очереди снизу вверх - чья ладонь не поместилась, тот в конец очереди.

  • 10
  • 3
  0  
borisign    пт. 15 Февраля 2019 (15:16)   #

Все давно решено. Способом китайский даунхил надо ехать.
 

 

Сначала, нужно натырить корзинок в супермаркете и сделать себе защиту...

Классная работа каскадеров !

Видели на одном спусковик на 4.21 ? -  похоже, не удачно пукнул..

  +3  
Михаил Кривоногов    вс. 17 Февраля 2019 (07:52)   #
Про культуру в общем согласен, а конкретно про южный склон Розы - нет.
Вы сами сформулировали: фрирайд - это свобода. А я бы добавил ещё и восторг, эйфория, кайф если хотите, когда речь идет о нетронутом пухляке.
И как можно запретить мальчишкам и девчонкам (а так же их родителям) с детским восторгом занырнуть в свежий снег? Да боком, да неумело, да со страхом. А вы признайтесь честно свою первую в жизни линию сразу дали строго вниз?
Ведь надо же учиться где то и юг в этом смысле очень хорошо подходит: он легкий и не лавиноопасен. Где ж им ещё приобщаться?
Другое дело если проспал, приехал в 11 а там все перепахано... Ну извините: кто рано встаёт, тот первый след берёт).
 
  • 1
  +2  
Мидвед    вс. 17 Февраля 2019 (08:38)   #
Какая культура? Кто первый встал, того и тапки. ))