0

Лыжи для любителей. Часть 4

Reports Лента автора 29 Декабря 2011 (10:29) Просмотров: 8412 0
Часть 1
Часть 2
Часть 3

Второе правило выбора парафинов

Чем больше влажность снега, тем легче создать скользящую водяную плёнку между снегом и лыжей. Влажный снег ведёт себя как более тёплый, требует смазки на относительно более тёплую погоду (в первом приближении более мягкого парафина по сравнению с погодным). При сравнении жёсткости бесфтористых, низкофтористых, высокофтористых парафинов SWIX на одну температуру замечаем, что высокофтористый самый мягкий. Получилось это у производителя автоматически из-за разного количества мягкой фтористой добавки (Не путать с фторуглеродным порошком. Добавка – фторированный углеводород. Как и порошок, она  уменьшает смачиваемость СП водой. Чем больше влажность, тем добавка полезней, тем больше её подмешивают, тем мягче смесь), или это осознанный выбор базовой смеси, разной для разных парафинов, - неважно.


Важно, что после многочисленных тестов на снегу это осталось. Т.е., потребность в более мягком парафине при увеличении влажности уже грубо учтена SWIX-ом. Парафин ориентирован на некую среднюю (точнее не скажешь, при разных температурах разную) влажность внутри широкого диапазона применения. А если влажность немного больше этой «средней»? При большей влажности можно подмешать парафин более тёплого диапазона к погодному того же типа или даже применить его самостоятельно. Назовём правилом №2 формулу: чем больше влажность, тем более теплую смазку нужно применять. И чем меньше влажность, тем холоднее смазка. Правило актуально не только для случаев, когда смазка состоит только из парафинов. Хорошей иллюстрацией служат практически все описания смазок в «Руководстве по смазке лыж 11/12» от фирмы Vauhti. Например, область применения фиолетового парафина HF13 описана так:  при влажности ниже 75%  -3°…-6°, выше 75%  -4°…-9°.  Т.е., один и тот же парафин при повышенной влажности рекомендуется на более холодную погоду. И применение чистых фторуглеродов на холодной границе диапазона температур рекомендуется только при предельно высокой влажности. Т. о., правило имеет универсальный характер.

Частенько правило №2 противоречит правилу №1, рассмотренному в предыдущей части статьи. Ведь свежий снег, как правило, приносится циклонами, потому влажный. Вот и решайте, что больше повлияет на скольжение: пористость лыжни из свежего снега или повышенная влажность? Пористость и влажность лыжни требуют противоположных корректировок в применяемых смазках. Если же снег сильно трансформированный, плотный (но ещё не абразивный), и влажность больше «средней» по диапазону, то подмешивание более тёплого парафина рекомендуется почти без сомнений. Точно так же пушистая сухая изморозь требует парафина более холодного диапазона. До тех пор, пока её не закатают плотно (правило №1), или перемешают с более влажным подстилающим снегом (правило №2).
В поисках закономерностей не стоит сравнивать жёсткость парафинов разных высокофтористых линеек одной фирмы. Слишком разный состав, одной жёсткостью свойства парафинов не ограничиваются. Так же, как не стоит сравнивать жёсткость парафинов разных фирм. Не надо путать тёплое с мягким.
Большинство смазок рекомендуются для нового и старого снега, для всякого. Такая фраза всегда вызывает возражения. Диапазоны применения по влажности тоже очень широки. Но если добавить поправки по правилам, то рекомендации становятся понятными.
Однако есть смазки, назначение которых - снег совершенно определённой структуры. Жёсткий абразивный, например.

Правило подбора смазок №3
Износостойкость

На жёстком истирающем снегу применяют специальные парафины. В их состав входят синтетические парафины с повышенной стойкостью. Так появились CH6 от SWIX и его фтористые производные. Они применяются также за пределами прописанных температурных диапазонов. Сделать более стойкими к истиранию можно и обычные смазки. Есть группа добавок, называемых «отвердители». Это CH3 от SWIX, SG9 от START, X-Cold от Toko... Эти тугоплавкие синтетические парафины для удобства нанесения выпускают в виде порошков. Правило №3: для повышения устойчивости смазки на абразивном снегу, на большой дистанции надо подмешивать парафины более холодного диапазона, либо специальные добавки. Такая смазка может не быть самой быстрой поначалу, зато по ходу гонки даст прибавку в скорости относительно СП с ободранным, либо разрыхлившимся парафином. Подмешать отвердитель к парафину просто: натрите лыжи парафином, присыпьте отвердителем. Пропорции выбирать вам. (20% отвердителя дают заметный эффект, на сухом тормозящем снегу отвердителя надо больше.) Прогрейте всё вместе утюгом. Обработайте лыжи скребком и щётками. (В разной работе щётками кроется причина разного скольжения при применении одинаковых смазок.) Аналогично закрепляют чистый фторуглеродный порошок. Важно плавить всё вместе, а не по отдельности. (По моему частному мнению, есть и другое.)
Применение отвердителей самостоятельно, без смешивания рекомендуется в очень редких условиях. И никогда отвердители не накладывают на «сухую» СП, без базового парафина.
Есть другой, всеми слепо применяемый способ изготовления износостойкой смеси. Если в качестве базового мы выбираем парафин холоднее погодного, а потом накладываем погодный, то какова цель? Например, когда используем холодный BWLF от START как базовый в тёплую погоду? Целью является повысить износостойкость смазки.
Для скольжения по старому грязному снегу предназначены парафины и фторуглеродные порошки с молибденовой смазочной добавкой. Молибден и свежий снег почти всегда не «дружат». Может испортить скольжение даже применение щётки, которой ранее чистили молибден. В большинстве случаев, как и с отвердителями, не надо ждать лучшего скольжения с самых первых шагов.

Разный подход производителей парафинов

Фирмы по-разному представляют, какое количество парафинов в высокофтористой линейке достаточно. Некоторые ограничиваются четырьмя парафинами. А часто высокофтористых линеек у фирмы несколько. У START есть HF, BM и nano-линейки. У каждой свои условия применения. Целые три большие разницы.

Это более интересно. (Не призываю покупать все линейки целиком.) Когда есть несколько парафинов на сложную температуру рядом с 0°, например, то можно заранее определить их специализацию по типам снега. Это упрощает выбор смазки на гонку. Не надо городить свою собственную неповторимую смесь, для любителя достаточно применить готовый рецепт. (Понятно, что кроме парафинов, частью большинства вариантов смазки является чистый фторуглерод.) Такие готовые рецепты для множества зимних условий накопятся у вас, если постоянно откатываете смазки, ведёте записи. Ещё одним источником готовых рецептов являются сайты фирм - производителей смазки. Очень полезно почитать wax report от START.
Ни в коем случае не предлагаю любителю закупаться множеством фторуглеродных порошков. Не сможете их нормально откатать. Жаба замучает. Надо ограничить выбор преобладающими зимними условиями, требующими применения порошков. Универсальный порошок F9-10 от 9-го элемента достаточно хорошо работает на все погодные условия с чистым свежим снегом при температурах до - 6°. Для Питера и Москвы самый ходовой. Для Питера особенно.
Главным правилом является то, что прежде чем выбирать смазку, надо ответить на вопрос: какой снег? Каким был и каким будет? Измеряют температуру, влажность снега и воздуха, смотрят на прогноз погоды. Снег пробуют на звук, так как скрип снега под лыжей имеет отношение к его структуре...

В подборе смазки не только мистика, есть много рационального!
THE END

Автор: Фомкин И.С.
0