Прямой эфир

Память гор. Что помнят Доломиты о Первой Мировой войне
это перевод, источники указаны внизу. То есть это не перевод единого оригинала, а сводная информация...
Tortilla 23.06.2018
Память гор. Что помнят Доломиты о Первой Мировой войне
Это мой перевод. Вернее это целая серия переводов с немецкого и итальянского. Это была огромная работа...
Tortilla 23.06.2018
Восхождение на Эльбрус или летняя... 1 Сентября 2018 - 15 Сентября 2018 Приэльбрусье
Ищу попутчиков для поездки в Красную... Февраль 2019 - Февраль 2019 Красная Поляна
Ищу попутчика не молодого возраста на... 9 Февраля 2019 - 16 Февраля 2019 Красная Поляна

Май в горах. Animals BackCountry Collective. Полярный Урал. Май 2018. Контрасты

Kompressor, Лента автора 5 Июня 2018 (08:00) Просмотров: 772 29


Хорошее начало мероприятия (старт и окончание истории см. 1, 3) – забраться на пик Топографов и долбануть с него лыжами. В районе зима зимняя. «Температура в аэропорту города Салехарда минус двенадцать градусов…», какая тут весна? Тут бы лишние носки шерстяные не помешали в спальнике, а на склоне кошки с ледорубом. Пик Топографов совершенен во всём. В своих формах – откуда не взгляни на него это правильная трапеция с крутыми рёбрами, в своих масштабах – просторен на вершине, но огромное без края  вершинное плато смотрится издалека небольшим пятаком, без сомнения он  доминанта  района.

Его юго-западный склон – относительный лайт, как на подъём, так и на спуск, отделённый от него южным контрфорсом юго-восточный склон эпичен, с крутым экзитом, всё остальное – для маклаудов. С вершины шикарный вид на запад – долина реки Собь как на ладони, а в перспективе маячат уже известные нам вершины Леквожа, Победы, красивой строчкой выделяется стена Леквожа, на север открывается пик Полярный – правильная крутая пирамида. К северу от Пайера и южнее Оченырда едва ли найдётся более непреступная вершина, чем пик Полярный – каждое крутое ребро горы увенчано множеством жандармов, чтобы обойти которые нужно спускаться по крутым боковым кулуарам, вопщем, настоящий альпинизм. Для восхождения на пик Полярный из долины ЕнгаЮ оптимально подниматься на перевал Южный Каровый, затем выходить крутым взлётом на южный гребень горы, соединяющий её с пиком Топографов, и долго его работать.



Мы таки выхватили экстриму на пике Топографов. Он довольно жёстко и быстро расставил акценты в наших с ним взаимоотношениях. Солнечное тихое тёплое утро, предвещающее хороший день – самое ценное, что может существовать на Полярном Урале, лёгкий туман в голове – последствие вчерашних возлияний, Нияз советует помогать организму изотоником в таких случаях, возня около горелок, около палаток, бля, парни, как можно так долго собираться? – горы не ждут! Выражение «Как корова на льду» распространённое и известное. А нам выпадает уникальная возможность понять глубинную суть этого явления. Это когда ты бодро задрав хвост топчешь камусами сперва положняк, потом он начинает крутеть и леденеть, но ты всё равно прёшь – ты же крут!, ты же мастерс!, и вот уже довольно далеко забрался по блестящему на солнце склону, а потом раз…и всё, приплыл, ты начинаешь понимать, что камус больше не держит тебя – этот момент психо-эмоционального состояния организм скрыть никак не может и его видно со стороны очень хорошо , ты инстинктивно ставишь лыжи на кант перпендикулярно склону и начинаешь, приматериваясь, снимать лыжи, торочить их к рюкзаку. Уверен, что со стороны это выглядит очень смешно. Пока хитромудрые доскеры, напялив на ботинки кошки, довольно уверенно и быстро перемещаются вверх по крутеющему склону, героические лыжники, оказавшиеся без кошек, выбирают достойный вариант – бить ступени. Стас G машет ногами, вниз летит ледяная крошка.  Ступени небольшие получаются, иногда процентов на 10 площади ботинка, когда Стас выходит на ледяные линзы.  Идём аккуратно, лететь есть куда – по такому фирну без возможности зарубиться при срыве к низу доедут только металлические предметы, как метко сказал Стас G, а расставленные для антуражу на склоне камни могут сделать из головы копилку. Выбрались на южный контрфорс. На юго-восточный крутой склон висят карнизы. Идём по контрфорсу шириной от одного до нескольких метров. За небольшим нагромождением обледеневших то ли скал, то ли курумов начинается вершинное плато. Открываются перспективы во все стороны. Красота!









Команда киборгов в составе Стаса L, Антона и Нияза, быстренько собравшись, зачали катальную часть мероприятия нырнув с эпического экзита юго-восточного склона. Уже снизу парни в рацию передали информацию, что склон мягкий и упороли на противоположный борт притока ЕнгаЮ в поиске новых приключений, новых кулуаров. Видимо пик оказался благосклонен к нам, и не стал испытывать нас ледяным склоном на спуске. Оставшиеся на вершине Стас G, Лёха и я,  прогулявшись экскурсией по вершинному плато во всех направлениях, укатили в широкий мягкий кулер юго-западного склона, чтобы подняться на западный гребень пика Топографов в районе одноименного ледника.









Квинтэссенция бэк дня – солнце, прокатившееся по небу, цепляется за «домашний» склон и выделяет на нём наши дуги, вот они, наши герои, уставшие, довольные до опустошения и печали в глазах, бродят по лагерю, не зная куда приткнуться и с чего начать вечер, то ли снять ботинки, то ли запустить горелки для ужина, «мальчики, выключаем биперы и рации – все в лагере», ощерившаяся крутыми кулуарами на юге гора Чёрная, начинает переливаться  закатными красками, мы и так всё знаем - с чего начать; нарежем закуски – сала, хлеба, наоткрываем божественных рыбных консерв Салехардского рыбного завода и нальём по кружкам алкоголя, что? Лёха, ты не пьёшь? ничего!  к концу бэка ты еще и курить начнёшь! если чего останется, алкоголь здесь всего лишь уравновешивает внешне видимое и содеянное с внутренне ощущаемым, мы так зависимы от наших эмоций, они чисты и неподдельны.



Категоричность для человека есть признак идиотизма. Категоричность для погоды полярных уральских гор есть признак их самоидентификации. Полумер им не предусмотрено. Не изволите-с пурги? Метёт с ночи. Не во всю мощь – от северо-западного ветра нас немного прикрывает западный гребень пика Топографов, но достаточно, чтобы порвать тент и завязать на нём все оттяжки в один узел, прикрывавший «кафе». Прячемся в «кафе». Нас найдут всё равно. Миллиарды мелких снежинок. Они липнут ко всему без разбору - температура пошла на плюс, по классике. Липнут к металлу, гортексу, и пластику, к рожам, к усам и бороде Нияза, липнут к коньяку, налитому в кружках и к закуске, особо хорошо липнут к Лёхиной одежде – он весь как снеговик, может его так и оставить? чтобы не тащил снег в палатку. Снежинки для человека как антитела – закрепившись на его одежде на некоторое время, они стремительно меняют агрегатное состояние на жидкое, а на их место уже несутся следующие. Такими и стоим – мокрыми и облепленными снегом. В палатке уют, тепло, сон с мультиками различного содержания,  наушники с музыкой, в фотоаппарате кадры с вчерашнего дня и Хеменгуэй в печатном варианте. Дорогой господин Эрнест, хочется сказать, что Ваше автобиографическое описание охоты в Африке в произведении «Зелёные холмы Африки» я не могу рассматривать как эпохальное в силу низкопробных кайфов, получаемых Вами от убийства животных. Вопще, непонятно, как читатели по всему миру могли читать подобную чушь, голосовать за неё своими кровными деньгами и причислять к классике мировой литературы. Со своей стороны, предлагаю Вам научиться ездить с гор на лыжах, приехать к нам, на Полярный Урал, и выхватить кайфов по-серьёзному. Рассерженный, я отбрасываю книжку в самый мокрый угол палатки – пойду лучше в спальник, мультиков посмотрю.



Бывает и такое. Снег и облачность выключили, а ветер забыли. Нам ли пенять на божий промысел? Бежим в горы. Киборги психанули и убежали на гребень над ледником Топографов. Правда в экзит, максимально близкий к эпическим кулерам вышел только Стас L, еще двоих крепкий северо-западный ветер сдул в сторону лагеря. Стас L стартовав, влетел на жёсткий фирн – скрежет его кантов слышится, кажется, за километр. Айда домой, через «домашку».



На  на лысой вершине «домашки»  дует нещадно, чуть ниже уже тихо, самое место затаиться с фотоаппаратом. Отщёлкав всех, убираю аппарат в рюкзак, накидываю его на плечи и, глянув вниз, вижу, что в самом низу, где склон резко переходит в горизонтальную поверхность, лежит лыжа, дальше лежит тело… «Парни, у вас всё в порядке?» - в рацию. «Стаса размотало, что-то с рукой». Стас G ехал закрывающим, не считая меня, набрал ходов, причём эпических, на переходе склона в горизонт что-то пошло не так…



«Сюда волки срать боятся ходить, а вы тут живёте, по горам ходите, лыжи катаете» - фраза Юры Масюгина, прилетевшего к нам на помощь из Харпа на снегоходе вместе с Юрием Владимировичем , несколько размягчает напряжённость обстановки.

Любая нештатная ситуация в горах – это проверка. Проверка каждому из нас, нашим знаниям, умениям, предусмотрительности – еще на стадии подготовки мероприятия нужно просчитать многие моменты, связанные с безопасностью, нашей способности сохранять спокойствие и действовать, нашей способности окружить нуждающегося собственным спокойствием, сделать то, что мы должны сделать… Каждый ли из нас владеет навыками первой помощи? Каждый ли знает как нужно делать иммобилизацию при травмах? Такие вопросы можно задавать бесконечно. Для нас всё сложилось довольно удачно. И сотовая связь, счастливым образом пробивающаяся к нам с рудника, работала недалеко от лагеря , и мужики из Харпа – Юра Масюгин и Юрий Владимирович - сорвались по первому зову, гнали снегоход по застругам, камням и буеракам за полсотню вёрст, за что им поклон низкий, и Стас G держался молодцом несмотря на адскую боль в вылетевшем плече…

Погода, похоже, тоже решила проверить нас на прочность. Несколько суток после эвакуации Стаса G бесновалась пурга. За это время мы успели отметить два дня рождения – Стаса L и Нияза, пару раз откопать «кафе», а палатки бросили откапывать в силу бессмысленности этого занятия, выспаться на год вперёд, поиграть в карты, я успел помириться с Хеменгуэем, в перерыве пурги успели сделать заброску продуктов и топлива на перевал Неожиданный, в  солнечном окне пару раз вспахали настоящую зимнюю целину на «домашнем», проститься с идеей пройти перевал и оказаться в «Нефритовой долине», и много еще чего…почти кроме того, зачем мы сюда пришли. Мы выплатили этим горам дань сполна.











Правда, когда я в очередной раз спросил Лёху как аборигена сколько еще будет дуть, он многозначительно посмотрел на меня, скрестил пальцы рук в решетку и сказал – «Мы своё отсидели, завтра будет солнце». А ночью ветер стих. Моя сторона палатки обращена на восток, поэтому тепло от восходящего солнца я почувствовал безошибочно, как это бывало уже не раз. До вечернего поезда на восток оставалось 38 часов. Я вылез из палатки, быстро поставил на огонь лёд в котлах, а в самом маленьком сварил ароматный кофе, после чего подошёл к каждой из наших трёх палаток и уверенно сказал: «Девочки, встаём! Собираем лагерь! Идём на перевал!», у нас было еще 37,5 часов до поезда. Приключения снова начинались.

Продолжение следует... (начало и окончание здесь: 1, 3).

Автор: Александр Петрищев
+14
  0  
Valeriy-1965    5 Июня 2018 (08:41)   #
Суровый  край  и настоящие  люди  Респект  ребятам  с такими не  пропадешь.
  0  
кум808    5 Июня 2018 (12:19)   #
Когда вижу фото с Полярного Урала с палатками на каменистой плеши с малой глубиной снега, без стенок - всегда холодок по спине пробегает.  В этих удивительных местах не то, что только со стенкой - просто на яме (т.е. в месте с большой глубиной снега) встать очень полезно. Когда стенку сожрет летящей крупой и сломает, а палатку порвет, то можно яму откопать и туда переместиться.
Опыт реальный, ага.
  0  
Niyz    5 Июня 2018 (14:11)   #
Стенки были построены в первый же вечер )) , фотка была раньше сделана. Без стенок палаткам в 1-ю же ночь хана была бы.
  0  
vap    6 Июня 2018 (05:16)   #
Старик Хэм таки катался на горных лыжах по швейцарским склонам еще до рождения автора.
  • 1
  • 2
  0  
Kompressor    6 Июня 2018 (18:01)   #
Знание полной биографии Хеменгуэя не мой конёк. Так ли это важно в данном формате?
  0  
кум808    6 Июня 2018 (10:41)   #

Стенки были построены в первый же вечер )) , фотка была раньше сделана. Без стенок палаткам в 1-ю же ночь хана была бы.

Я построил много стенок и свято верил, что правильная стенка устоит в любую пургу.

Щаз:-(( Даже наст почти обледеневшей стороной наружу летящая крупа в очень сильный (валило с ног на порывах) ветер ела легко и быстро.

Сначала на карачках пытались строить следующий ряд стенки, но толку было мало - все ело на глазах.

Итого.

Стенка - это не гарантия спокойного бивака, увы.

  • 1
  • 2
  0  
Kompressor    6 Июня 2018 (18:06)   #
Стенки создают турбулентность, способствуя накоплению снега на скатах палатки. Лучшее решение-хорошая палатка. Например, "Высотная". Стоит бнз всякой стенки как влитая. Есть и другие, многодуговые и тяжёлые.  Палатки по схеме "пелотка" сдавливаются снегом на раз и требуют постоянной очистки и восстановления стенки.
  0  
кум808    6 Июня 2018 (19:00)   #
О, скоко открытий чудных предстоит...не дай бог, конечно.
Речь о других ветрах, их там есть.
Создателя Высотной я знаю. С ней ходил. Без стенки в сильный, настоящий ветер она не живет.
  • 1
  • 2
  0  
Kompressor    6 Июня 2018 (19:30)   #

О, скоко открытий чудных предстоит...не дай бог, конечно.
Речь о других ветрах, их там есть.
Создателя Высотной я знаю. С ней ходил. Без стенки в сильный, настоящий ветер она не живет.


фото порванной пургой "Высотной" есть у вас?
  0  
89    6 Июня 2018 (20:29)   #

О, скоко открытий чудных предстоит...не дай бог, конечно.
Речь о других ветрах, их там есть.
Создателя Высотной я знаю. С ней ходил. Без стенки в сильный, настоящий ветер она не живет.

торнадо? смерч?

эти таинственные ветра бывают наверно раз в 5 лет

  +1  
Volk1    6 Июня 2018 (20:53)   #

Может палатка поставленная и устоит,  но сильный ветер ее порвет еще а процессе постановки.

Когда мы попали в ураган в туриаде на Казбек, то даже стенки смогли построить только потому что народу было 80 человек.

Десяток человек встав плотно закрывали от ветра, другие под этим прикрытием строили стенки.   Потом под прикрытием стенок ставили палатки.

  0  
lyolik    6 Июня 2018 (22:42)   #
Вы ребятам из Салехарда, которые не первый сезон и не по одному разу ходят автономки рассказываете как у них там бывает? Прикольно))
  0  
Volk1    7 Июня 2018 (02:04)   #

Нет, конечно.  Мы вспоминаем как дела обстоят с ночевками в плохую погоду.  И не только с ночевками.

Есть в Кировске термин "день летающих собак", типа такой ветер что собак уносит.  Хоть и был в Кировске раз 30 летающих собак не видел,  а вот как в Хибинах на плато Путиличорр улетают с концами лыжные палки это видел.

  0  
кум808    7 Июня 2018 (05:46)   #

фото порванной пургой "Высотной" есть у вас?

По счастью нет:-))
Но "вера в палатку" штука очень опасная, имхо.
  0  
кум808    7 Июня 2018 (05:51)   #

торнадо? смерч?
эти таинственные ветра бывают наверно раз в 5 лет

Может и реже. Когда вылезли из ямы после отсидки, снега в тундре почти не было, его сдуло. Только блины отдельные на "ножках" уцелели, они были почти ледяные.
Рядом с Пайером это было. Апрель...
Я не стращаю:-), я только предлагаю учитывать возможность и такого расклада при выборе места для палатки.
  0  
кум808    7 Июня 2018 (06:07)   #

Стенки создают турбулентность, способствуя накоплению снега на скатах палатки. Лучшее решение-хорошая палатка. Например, "Высотная". Стоит бнз всякой стенки как влитая. Есть и другие, многодуговые и тяжёлые. Палатки по схеме "пелотка" сдавливаются снегом на раз и требуют постоянной очистки и восстановления стенки.

Еще есть т.н.шатровые палатки, вовсе без каркаса, только кол по центру из двух связанных лыж. Со стенкой не требуют никакой очистки от снега ни в какую погоду. Если стенка выживет...
  0  
кум808    7 Июня 2018 (06:17)   #
Еще есть такая забавная штука - иглу. Строил их и для тренировки, и для ночевки группы. Долго считал их надежными, заблуждался, ага.
Начинал строить иглу по описанию в книжке Бермана. Однажды судьба позволила увидеть, как иглу строил сам Берман:-))....но это уже совсем другая история...
  • 1
  • 2
  0  
Kompressor    7 Июня 2018 (10:40)   #
Конечно, факторов много. И все должны либо учитываться, либо предупреждаться. Поэтому применение грамотной палатки - есть предупреждение. Под Пайером будет всегда дуть, особенно со стороны Елецкой, там западная равнина затягивается в долину Соби и естественно все воздушные массы разгоняются как в сопле. Это читается из карты района. С другой строоны, жаться к горам или к естественным укрытиям, типа морен, перегибов не лучший вариант. В 1988 году практически на ровном месте сошла лавина на палатки-в результате 13 ребят не вернулись домой. Нужен какой то компромис. Если палатки ставятся в метель, то, конечно, сперва ставится стенка, это не обсуждается. Если палатка ставится в хорошую погоду, то, как правило, стенка устанавливается чуть позже, но превентивно, до непогоды. Параллельно ставится кают компания из стенки по периметру, либо заглублением в снег. Это всё свой опыт я рассказываю. Шатровые палатки нами не рассматриваются в принципе по причине их малой ветроустойчивости и отсутствия лесной зоны как таковой на маршруте, центральный кол из лыж не слепишь-на них же кататься надо, каждый день складывать шатер чтоли. Ходили с Корбутовскими тоннелями. Это дела вкуса. Мне не очень понравилось. За 10 лет бэк экспедициясов бывало, что все эти стенки-углубления-укрытия за время пурги замуровывало так, что доски-лыжи-снарягу откапывали с трёхметровой глубины. Посему и имеется определённый скепсис относительно стенок для палаток. Иглу строили, но не для жилья, а для практики. Жить в ней в межсезонье мне кажется очень сыро. Район Полярного Урала и Хибин сравнивать не совсем корректно, на Урале климат жёсче и намного причём. В Кировске был, поэтому могу сравнить.
 
  0  
кум808    7 Июня 2018 (12:24)   #

Для обычного (не беккантри) лыжного путешествия шатер очень хорош, имхо, ибо сравнительно легкий в расчете на одного участника группы даже 6 чел, ветроустойчивость его определяется только прочностью стенки (без стенки не ставится в принципе вне леса). Опять же комфортен, все вместе, да и просторно в нем откровенно.

Стенка примитивная - просто вплотную к почти вертикальной стенке шатра по периметру и немного выше ее верхнего края.

Насчет жесткости климата...ну, не знаю. Накувыркалисьicon_smile.gif с климатом и в Хибинах, и на Полярном Урале. Как повезет, имхо.

 

То, что потом в Мегатесте стало называться Высотная родилось еще до Мегатеста, но руками же Смычковича со товарищи. После традиционного шатра этот "прототип" имел с моей точки зрения одно преимущество - ничего из снаряги группы (лыжи, палки, ледорубы и т.п.) не использовалось. Ощутимо меньше шатра и тяжелее (каркас был могучicon_smile.gif) Не помню точно, может и я там что пилил/сверлилicon_smile.gif) Мы тогда колесные буера ваяли, на которых потом из Нарьян-Мара пошли на Воркуту.

Романтическое было время....

 

У беккантри своя специфика, понимаю.

 

Насчет "решимости в достижении цели" - сравнительно быстро излечился от этого начисто и слава тебе.

Всегда вспоминал выражение  - "а мы и не хотели":-))

Еще (не помню чье, может и от Бермана) про два правила зимней дороги.

1. Никогда не пей на дорогу.

2. Никогда всерьез не рассчитывай на то, что все получится так, как ты загадал. Тогда не придется разочаровываться, а разочарование ломает сильнее пурги.

  +1  
89    7 Июня 2018 (12:45)   #

В долине Соби вообще труба все время дует. У меня там снегоход переворачивало порывом ветра.

  0  
кум808    7 Июня 2018 (12:51)   #

Много занимался измерением силы ветра в путешествиях. "Анемометрия - лженаука":-)) Хибины, Полярный Урал и даже немного в море-океан, Таймыр-Бырранга.

Полярный Урал был лидером по ветру.

Помню инфу - в Воркуте ветром повалило вагон:-)))

  • 2
  • 3
  0  
skibars22    7 Июня 2018 (12:54)   #

В долине Соби вообще труба все время дует. У меня там снегоход переворачивало порывом ветра.

shok.gif

  0  
кум808    7 Июня 2018 (12:57)   #

Высоко в горах никогда не встречал такого ветра, как в тундре у Пайера. В тундре!

Порывом просто валило с ног, как котенка какого.

  0  
Volk1    7 Июня 2018 (13:27)   #

Кстати иглу тоже строили для тренировок, но сам в ней не ночевал.

  0  
кум808    7 Июня 2018 (15:17)   #

Кстати иглу тоже строили для тренировок, но сам в ней не ночевал.

В палатке комфортнее, имхо. И трудоемкость не сравнима, с иглу попахать надо сильно. Больше одной ночи в иглу не ночевали, лень:-)) каждый вечер такое ваять. Был один любитель иглу (фамилию забыл), он весь маршрут только в иглу и ночевал. Но вроде как только один маршрут:-)) Большей частью иглу ваяли от безделья на дневках по погоде, точнее - по непогоде. Фактически в нормальную погоду только иглу для ночевки пару раз и строили, а для тренировки - только в пургу. В пургу иглу строить прикольно:-)), т.к. карьер заметает:-))

Один раз в стремлении пройти на Пайер по пиле Пайера зависли на несколько дней по непогоде на плато перед самым спуском на эту пилу. Первый день проспали:-) На второй день пошел "в молоко" ваять иглу.

Интересно, был ли кто там еще в этот сезон - залезают на плато, а там оба-на, иглу стоит!:-)) Дурдом:-))

  • 1
  • 2
  0  
Kompressor    7 Июня 2018 (17:25)   #
Рекомендую ознакомиться.
http://www.skitalets.ru/books/sluchainosti_lukoyanov/
Как сакральная жертва тех событий - человек, принявший решение о постановке палаток под склоном и впоследствие отрицавший потенциальную опасность своего решения, не очень давно был сожран белым медведем где то на северах... 
  • 1
  • 2
  0  
Kompressor    7 Июня 2018 (17:38)   #
Конструкция "Высотной" в принципе не нова. У Лукоянова в книжке про снаряжение для лыжного туризма есть её концепт, только с иным расположением дуг.
Шатёр "Вековский", конечно, есть у нас в арсенале. Используем его для Северного и Южного Урала, на Кузнецкий ходили, на Мамай таскали, когда там изб не было. Но любой шатёр - это игра в кошки - мышки с соотношением "масса - свойства тряпки". Больше народу - больше конденсату и "макарон" или влаги, если топить печь, а если сверху снегом вальнёт, то топить вовсе нельзя - промокнет моментально. Частично решаемо вторым слоем. Опять же, привязка к дровам. В тундре стенку ставить, в тайге дрова искать и пилить, причем для палатки всякое пихтовое и лиственничное дерьмо не пойдёт, нужно сосновую сушину искать. Корбут в свои "Байкалы" по три слоя ставит. Есть и такая колбаса 6 метров длиной. Но это "гандон". Реальный причём. Не дышит и хреново проветривается. Это в условиях межсезонья. Корбут трёхслойки называет термосом - ну понятно, наруже минус 30, в палатке около ноля. 
Вопщем, про палатки и прочие снаряжения можно до бесконечности судить-рядить.
 
  0  
Volk1    7 Июня 2018 (18:08)   #

С шатрами ходил довольно много по Хибинам.  Человек на 10 шатер, обычная брезентуха с печкой и дежурным.   Пока печка топится

то довольно тепло.

Забавный эффект утром - со снятыми оттяжками шатер стоит как домик,  счастливый носильщик шатра с матюгами пытается его сложить и запихнуть  в рюкзак.

  0  
кум808    8 Июня 2018 (05:46)   #

Рекомендую ознакомиться.
http://www.skitalets.ru/books/sluchainosti_lukoyanov/
Как сакральная жертва тех событий - человек, принявший решение о постановке палаток под склоном и впоследствие отрицавший потенциальную опасность своего решения, не очень давно был сожран белым медведем где то на северах...

Школа...было дело, и лекции читал, и руководил. Членом МКК тоже был. Граждане очень разно ходили, некоторые - реальные камикадзе и хоть что говори.