Прямой эфир

Вирус вирусом, а летнее катание никто не отменял
Пока вести с полей примерно такие. А народу я бы сказала может чуть меньше, чем обычно. На прошлой...
Fairlady 14.07.2020
78th International Inferno-Races 20 -... 15 Января 2021 - 23 Января 2021 Швейцария1Гриндельвальд
Готовь сани летом ... 10 Января 2021 - 20 Января 2021 Франция
Погнали в Тинь! 25 Декабря 2020 - 1 Февраля 2020 Франция1Тинь
+5

Морзин-2013

avsokolov56 Лента автора 24 Февраля 2014 (12:53) Просмотров: 3649 3
12-26 января 2013 года.
Маршрут: Москва – Гренобль – Морзин – Женева – Морзин – Шамбери – Москва.
Состав: 5 человек , возраст - слегка за 50.
Цель поездки: катание на горных лыжах, экскурсия в Женеву.

Покататься в "Portes du Soleil" хотелось давно, это была последняя не освоенная французская “большая” зона катания. По моему разумению, к “большим” зонам относятся, кроме "Portes du Soleil", также "Еspace-Кilly", "Paradiski" и, конечно, "3 Vallées". Большие курорты – это когда и двух недель катания мало…

И все плюсы и все минусы катания в “большой” зоне в "Portes du Soleil" присутствуют.

Но есть и отличие - не все склоны доступны без хождения пешком и/или поездки на ски-басе. Сначала казалось – это плохо. Действительно, ну что хорошего таскать лыжи на плече в ботинках или ездить на автобусе, теряя драгоценное для катания время…

А вот прошёл год… И появилась мысль – а есть в этом и маленький, но плюсик! А именно - склоны, куда непросто добраться, более малолюдны, в лучшем состоянии.

Так что… вот, а далее подробности.
 

Проживание

Не о всех станциях – только что видел.

Авориаз (Avoriaz). Если планируется постараться освоить по-возможности всю зону катания, то однозначно, надо жить в центре, то есть фактически выбор между Морзином и Авориазом. Информации по проживанию в Авориазе много. И везде описано, что проживание в Авориазе позволяет кататься “от дверей” для любого отеля. Это не совсем так. Конечно, мы видели не все отели в Авориазе, но для некоторых, расположенных в районе CROZATS, например Antares, вернуться к дверям придётся скорее всего пешком, причём в гору. Наверно, выбор в пользу Авориаза стоит делать при поездке в марте-апреле – не должно быть проблем со снегом. По расположению приглянулись апартаменты Sepia.

Как вариант, рассматривалось проживание в Les Prodains. Вроде как и не высоко, а до катания в сторону Авориаза ближе.
Фотография сделана с причала нижней станции фуникулёра Prodains
Прямо за автостоянкой – апартаменты с демократичными ценами, на дальнем плане ангар – это нижняя станция новой канатной дороги в Авориаз - многоместные “яйца”. Торжественный пуск вроде как состоялся, но верхняя станция на момент нашего пребывания была еще не полностью готова и яйца не работали. Чуть правее ангара – нижняя станция старой креселки Varane.

Ски-басы до Морзина в часы пик ходят часто, вечером реже, последний около 19-00.

Мне сейчас кажется – правильно, что НЕ выбрали для проживания Les Prodains. Выигрыш во времени, чтобы добраться до Авориаза, по сравнению с Морзином, небольшой. А вот что делать по вечерам… На любителя.

Проживание во всех остальных станциях курорта приведёт к большим трудностям при желании посетить противоположный конец "Portes du Soleil". Однозначно. Мы планировали за две недели обкатать всё. Не получилось.

В St-Jean d’Aulps добраться можно только на автобусе. Ходит редко (из Морзина). Более того, он не подъезжает непосредственно к нижней станции подъемника – надо идти пешком или подъехать на “местном” ски-бассе. Так и не собрались.

В одни из погожих дней попытались добраться до дальних от Морзина станций – Abodance и La Chapelle d’ Abodance. Путь туда лежит комбинированный – лыжи+автобус. Не успели, застряли в Torgon’е и бегом домой.

Morgins, Швейцария. Симпатичный городок. Более-менее в центре курорта. Связан ски-басами с другими станциями. До подъёмников отовсюду недалеко, есть отели прямо у подъемника.

Champoussin, Швейцария. Вытянутая вдоль долины и дороги деревня. В основном шале. Но склоны хорошие.

Torgon, Швейцария. Ну совсем на краю курорта. Но если хочется ездить на экскурсии по городкам Женевского озера – очень удобно. Несколько многоэтажных апартаментов около нижней станции подъемника.

Les Closets, Швейцария. Несколько многоэтажных апартаментов около нижней станции подъемника. Как-то неуютно. Кассы и туалет (название станции обязывает посетить) под землёй, рядом с нижней станцией восьмиместной креселки Closets. Но катание… Лучшее в Швейцарской части (это, конечно, субъективно).

Шатель (Chatel), Франция. Довольно большой городок, похож на Морзин. Несколько подъёмников, нижние станции связаны ски-басами. Сам городок симпатичен, является центром, из которого легко доехать на ски-басе до других станций - Morgins, Linga, Pre La Joux, Abodance и La Chapelle d’ Abodance. Если там жить, то на катание “от дверей” рассчитывать не стоит. Мы туда попали, спустившись в Linga и сев там на ски-бас. Вышли на остановке у церкви и у нижней станции подъемника Super Chatel, хотя, если целью (как у нас) является попасть в зону катания Torgon, стоит проехать дальше, до нижней станции подъемника Petit Chatel.

Ле Же (Les Gets), Франция. Мне понравилось, особенно если не ставить целью катание по всему курорту "Portes du Soleil". И сам городок, и собственная зона катания немноголюдны. Можно найти жильё на любой вкус и по качеству и по расположению.

Морзин (Morzine), Франция. Высота над уровнем моря 1000 метров - можно считать центральным на курорте "Portes du Soleil". Собственно, именно по расположению в центре курорта и по небольшой высоте (здоровье рекомендует не жить высоко) он и был выбран из многочисленных вариантов проживания на курорте. Так что о Морзине получится поподробнее.

Вид на Морзин с верхней станции подъемника Pointe со склона NYON
В центре курорта расположен Офис по туризму, где раз в несколько дней работает русскоговорящий менеджер. Там же можно взять проспекты по курорту и книжечку с расписанием автобусов. Если нужен доступ WiFi – можно обратиться к менеджеру, дадут пароль.

На площадь с Офисом по туризму (она так и называется), выходят, в том числе, и две центральные улицы – De La Plagne и Du Bourg. Если от площади пройти по Du Bourg, то по левой стороне, после небольшого обрывчика, будет большой спортивный магазин. Спустившись вниз по лестнице (внутри магазина есть лифт), окажетесь рядом с супермаркетом Carrefour. Тут самый большой выбор и самые демократичные цены. Если пойти по De La Plagne, то недалеко от центра будет продуктовый Spar, подороже, а ещё дальше, за бензозаправкой, по левой стороне будет продуктовый супермаркет “défaut”, цены как в Carrefour, но выбор меньше.

Если перейти через реку по мостику около нижней станции подъемника Super Morzine (спустившись вниз на лифте), то попадёте к спорткомплексу – справа от мостика крытый каток , слева “водный” комплекс – бассейн и сауна. Работает до 20-00, сеанс 12 евро.
На входе, около ресепшена, есть автомат, торгующий купальными принадлежностями, и даже недорого. Народу немного. Бассейнов два – стандартный 50-метровый с дорожками и “лягушатник”. Банный сектор небольшой, три одинаковых сауны – мужская , женская и микст (судя по надписям). Посетители половую принадлежность саун почему-то не соблюдают. Но так как народу мало, никто к нам не “подселялся”. Еще есть контрастный душ и помещения типа турецких бань с паром, приправленным эвкалиптом, что было очень хорошо. Рекомендовано страдающим кашлем.

Автобусных маршрутов (ски-басов) довольно много. Ски-бас “Petit Train” (стилизован под паровозик) ходит по кругу, соединяя нижние станции подъемников Super Morzine и Pleney. Круг занимает около 20 минут. В дневное время есть перерыв на обед. В часы пик может всем не хватить мест. Маршрут А ходит в Les Prodains к подъемникам в Авориаз. Маршрут N ходит в зону NYON. И так далее. Есть маршрут ски-баса в Ardent мимо озера Lac De Montriond, откуда есть подъемник в Les Lindares. Рассматривался как вариант ”ускоренной” заброски в сторону Швейцарии, минуя Авориаз. Но он ходит в Морзине по другому берегу речки, около спорткомплекса. Для нас ближайшая остановка была у мэрии, что довольно далеко пешком, только на других ски-басах с пересадкой. И к тому же он ходит не часто, надо подгадывать с расписанием. В сторону St-Jean d’Aulps, Montriond и Les Gets ходят автобусы, где можно только сидеть, по расписанию, остановки есть у подъемника Pleney и на площади на улице De La Plagne недалеко от нижней станции подъемника Super Morzine.

Мы жили в апарт-шале “La Potiniere”, на улице Joux Plane, по описанию на сайте курорта 50 метров до подъемника Pleney. Подобрали из вариантов на сайте курорта, там же заказали ски-пассы со скидкой. По факту пройти до подъемника надо было метров 100, а с горы Pleney (с Piste В) на лыжах доезжали по проулкам до противоположной стороны улицы Joux, оставалось только перейти.
Шале “La Potiniere”
Хозяева, пожилая пара, живут на втором этаже, третий этаж - иногда заходит их внучка, а в аренду сдают первый этаж. В жизнь квартирантов не вмешиваются. Апартаменты понравились. Туалет один. Ванная комната с ванной. Еще один обособленный душ. В кухне стиральная машина, посудомойка, электроплита, микроволновка, холодильник. Есть электрический чайник (во Франции не всегда в апартаментах), кофеварка, роклетница. Гостиная большая, хороший набор посуды, телевизор, раскладной диван. Три отдельных спальни – одна на двоих, другие на троих. Бесплатного Wi-Fi нет, я думаю, просто у хозяев нет его физически, можно поймать несколько точек, но все запаролены. Хозяева знают только французский язык, общение знаками, через внучку (она знает английский) и при помощи гугл-переводчика - очень помогал. До “дальнего” подъемника Super Morzine ходили пешком, минут десять, обратно обычно дожидались “паровозика”.

Наши знакомые жили в апартаментах “Монтана”, расположенных на пересечении улиц Joux Plane и Grand Hotel. От “Монтаны” до обоих подъемников примерно метров 200, что удобно, и к тому же, с горы Pleney они на лыжах подъезжали прямо к крыльцу. И бесплатный Wi-Fi.

В один из дней мы ездили на экскурсию в Женеву. Туда и обратно на автобусе SAT. Агентство SAT находится на улице Du Bourg, если идти от центра, то на левой стороне, дальше чем Carrefour, не доходя мэрии. Автобусы ходят три раза в день, время в пути около двух часов, стоимость туда-обратно около 60 евро. Уехали на первом, примерно в 9 утра, вернулись на последнем около 20-00. Билеты брали заранее, но автобус был пустой, можно было бы купить и перед отправлением. Дефицит мест возможен, пожалуй, в дни массовых заездов. В Женеве автобус сначала заезжает в аэропорт, а затем на конечную, в центре города. Женева – город в основном деловой, много офисов и дорогих магазинов. Тем не менее, заметив на улице многочисленных прохожих с одинаковыми пакетами и проследив источник, нашли супермаркет, где был день распродаж. Желающие прибарахлились. И шоколад был реально дёшев – потом жалели, что мало взяли. Тем не менее, времени хватило посмотреть “старый” город. Находится на противоположном от конечной автобуса и делового центра берегу Роны. На стенах домов многочисленные мемориальные таблички – кто из знаменитостей проживал - Руссо, Державин…. Дедушку Ленина не нашли. Старый район виден издалека по зелёному шпилю собора St. Pierre. Вход в собор бесплатный  а вот в музей под ним и на колокольню – за деньги. Подняться на смотровую площадку стоит 2 евро, но не жалко – вид на всю Женеву…

Женевское озеро с колокольни
Самое интересное из всей экскурсии. Сверху разглядели луковки православной церкви, дошли до нее – вход платный. Погуляли по улицам и многочисленным скверам, по набережной Роны и озера. По дороге набрал шишек местных хвойных деревьев, в Москве натряс семян – что-то взошло, пока растёт, посмотрим. Из практической информации – пользовали два бесплатных туалета – на площади у собора и на набережной. Общее мнение – поездка стоит того, особенно если подгадать денёк с “некатабельной” погодой.
 

Теперь о главном – катание

Общее впечатление – из-за необходимости при переезде от станции к станции постоянно снимать лыжи и ходить пешком или пользоваться ски-бассом, курорт "Portes du Soleil" мало подходит для полноценного освоения всех трасс за одно посещение. Даже за две недели. Ну разве что всё время будет идеальная погода.

На нижних станциях крупных подъемников в кассах обязательно берите карту-схему данной зоны. Карты отличаются – с одной стороны общая схема трасс всего курорта, с другой стороны – более крупномасштабная схема ближайших станций, трасс и подъемников.
 
Морзин (Morzine), Франция
К Морзину можно отнести “домашнюю” гору Pleney и зону горы Nyon.

Морзин с верхней станции Pleney. Напротив просека подъемника Super Morzine, над ним трасса Zore
На Pleney из Морзина идёт три ветки подъемников – “яйца” и фуникулёр с общим названием Pleney и две очереди медленных четырёхместных креселок Crusaz и Mouilles.

Фуникулёр ходит допоздна. Креселку Crusaz включают по вечерам, когда есть вечернее катание, на ней есть промежуточная высадка для катания по освещённой трассе Stade.

Ночное катание на трассе Stade
Вид на Морзин с трассы Stade
Многочисленные синие трассы с Pleney в Морзин неплохи, но очень перегружены, к вечеру местами разбиты. Мы обычно заканчивали день на Pleney, катаясь по красной Piste H и поднимаясь на подъёмнике Mouilles. К концу дня народу никого, трасса в приличном состоянии, ну и последний спуск до низа по Stade. Так-то можно было бы все спуски делать до низа, но уж больно лениво снимать–одевать лыжи, чтобы подниматься на “яйцах”. А вот если попадали на Pleney с утра, то первый разминочный спуск делали по Piste G – вельвет по лесу… Сказка.

Piste G на Pleney
Хотелось покатать по ней несколько раз подряд, пока нет народу, да жаль терять время на медленной трёхместной креселке Fys. Поэтому, спустившись один-два раза, через туннель переезжали в зону Nyon.

Четырёхместная креселка Favre не только медленная, но и без подножек. Но вот лесная красная трасса под ней Chamois утром , по вельвету… Рекомендовано. Если проехать по Chamois до конца, то попадёте к автобусной остановке и нижней станции фуникулёра Nyon, но смысла это делать нет, если только не планируете на ски-басе вернуться в Морзин. На горку Nyon идёт тоже медленная трёхместная креселка Pointe, но подняться стоит – и ради вида с верха и красной трассы вниз. И есть спуски для любителей внетрассового катания. По трассе Coutalays (почему-то нарисована красной) спускаешься на площадь “трёх подъёмников” и нескольких точек общепита. Здесь тихо даже в плохую ветреную погоду. Шестиместные креселки Charniaz Express и Troncs более-менее новые и быстрые. На Charniaz Express можно перебраться в Les Gets, красная трасса Chevrelles под ней в верхней части достаточно интересна, но внизу сильно выполаживается, а, являясь “транзитной”, прилично загружена. Медленная четырёхместная креселка Tetes приводит к самой интересной части зоны Nyon. Вот только кататься здесь, под быстрым шестиместным подъемником Chamoissiere, для полного удовольствия, желательно в хорошую погоду. Красная трасса Arbis и малолюдная, и широкая, и действительно красная. А для любителей попрыгать по буграм – чёрная Creux, как разминка перед “Швейцарской стеной”.
 
Ле Же (Les Gets), Франция
Катание с двух сторон от посёлка. Французы, как мне кажется, могли бы построить нижние станции подъёмников из поселка на разные стороны долины в одном месте, но разнесли метров на триста – минут пятнадцать пешком или на “Petit Train”.

Petit Train у нижней станции подъемника Mont Chery в Ле Же
У паровозика днём часа полтора перерыв на обед. Если целенаправленно ехать из Морзина кататься на противоположную сторону долины Ле Же, то есть на гору Mont Chery, то быстрее всего с Pleney спуститься по синей Crocus (“школьная” трасса!), чуть выше нижней станции подъёмника Folliets du Golf надо уйти влево в туннель под дорогой, а потом, доехав до линии “яиц”, не пропустить отворот направо, и тогда, спустившись вниз вдоль самого правого бугеля, можно будет проехать до самой дороги и останется пройти метров сто до подъёмника на Mont Chery, перейдя две дороги и забирая чуть правее. Чтобы вернуться из Ле Же в Морзин на лыжах, оптимальнее всего сначала подняться на шестиместной быстрой креселке Chavannes Express, а затем спуститься до нижней станции подъёмника Folliets du Golf сначала по синей (скорее зелёной) Gentiane, не пропустив поворот на Bruyere, пересекая бугель Mouille au Roi, главное не тормозить, а то придётся толкаться.

Нижния часть трассы Crocus и вид на горку Mont Chery в Ле Же
Mont Chery – вот горка, которая пришлась по душе всем в нашей компании. Да и вообще, мне кажется, она не может не понравиться. Трассы любые, все широкие и малолюдные. Место-то “тупиковое” – дальше ехать некуда, добраться не совсем просто. Склоны – на три стороны света, можно подобрать по погоде. На всём курорте эта гора чуть не единственное место, где оборудованы места для пикников – есть столики на трассах, а в цокольном этаже верхней станции “яиц” Mont Chery оборудовано общедоступное тёплое помещение со столами, лавками, стульями и туалетами. Как сейчас говорят – ЗАЧЁТ!

На другую сторону долины из центра Ле Же идёт параллельно две нитки подъемников – шестиместная креселка Chavannes Express на самый верх и “яйца” Chavannes до середины склона, где расположены детские городки и общепит. Трассы под ними очень многолюдны, много учебных групп. Красная трасса Mauve в лесу неплоха, и если подобрать время (когда все обедают), можно неплохо прокатиться, а в другое время – просто демонстрация из начинающих.

Поднявшись на Chavannes Express, можно перевалить в сторону Nyon или спуститься в своеобразный цирк над Ле Же, из центра которого расходятся веером пять кресельных подъемников (в наш год один не работал).

Вид с трассы Sautenailles на подъемники и трассы на склоне La Rosta в Ле Же
Если подняться на быстрой четырёхместной креселке Ranfoilly Express, то в хорошую погоду видно Mont Blanс и трассы курорта Grand-Massif, спускающие к посёлкам Samoens и Morillon. Хороша красная трасса Tulipe, но на ней в наши сроки тренировались юношеские команды в скоростном спуске. На перегибах трассы лыжники совершали небольшие полёты, девочки забавно повизгивали и как-то сразу было виден уровень “безбашенности” – кто сбрасывался перед прыжком, а кто получал кайф и старался улететь подальше. После тренировки трассу открывали и можно было покататься всем. Вот только был неприятный случай - к счастью, кончилось хорошо - на приличном ходу перед перегибом внутренний голос подсказал поосторожничать… И точно – на крутяке, точно по центру, “завис” малыш с родителями, еле-еле я отрулил от них. Успел остановить остальных. Накричал на родителей, потом самому было неприятно. На противоположную сторону “цирка” идут две креселки. Налево от верхней станции медленной (к сожалению) креселки Rosta все трассы хороши, только не очень понятно, почему Yeti чёрная.

Трасса Yeti на склоне La Rosta в Ле Же
А вот чёрная Myrtilles под быстрой креселкой Grand d'ÓrExpress понятно почему – просто не ратрачат, бугры. От верхней станции Grand d'ÓrExpress стоит проехать направо на красную трассу Melezes. Замечательно. В лесу, широкая, народу мало (опять же “тупиковое место), рельеф, быстрый шестиместны кресельный подъемник Perrieres. Параллельная синяя Vorosses загружена учебными группами, но в обеденное время свобода. Можно кататься до “упора”, автобусная остановка внизу, только ски-бас до Морзина ходит по расписанию.

Авориаз (Avoriaz), Франция
Из Морзина в Авориаз можно добраться двумя путями. Первый – подняться из Морзина на “яйцах” Super Morzine, затем вверх на быстрой четырёхместной креселке Zore, пологий спуск и подъем на медленной четырёхместной креселке Proclou. Утром невозможно удержаться и не спуститься по синей пологой и широкой трассе Zore под одноименном подъемником, вельвет… Но теряется время, если в планах податься на дальнюю сторону курорта.

Трасса Zore, напротив трассы на склоне Pleney, правее горка Mont Chery
Вид с креселки Zore на одноименную трассу и Авориаз
Второй путь, более быстрый и без отвлекающий соблазнов – на автобусе до Les Prodains и там подняться прямо в Авориаз.

Вид с фуникулёра Les Prodains в сторону Морзина
Только, поднявшись, не садиться на ближайшую креселку, а стоит спуститься правее вниз к шестиместной креселке Tour. Поднявшись на ней, попадаете примерно туда же, что и в первом варианте – собственно, поселок Авориаз уже проехали. С этого места расходятся пути – в Шатель или в Клозетц. Если спускаться, забирая по трассам левее, то через Lindarets можно попасть в Шатель и далее, а если забрать правее, то попадаешь к нижней станции четырёхместной креселки Mossettes и это кратчайший путь в Швейцарию. Надо понимать, что Авориаз – самое многонаселённое место курорта и соответственно, ближайшие трассы, мягко говоря, не пусты. Так что… Над Авориазом есть зона катания на горе HAUTS FORTS, откуда можно спуститься и в Prodains. Вот только нам не повезло – когда мы туда попадали, погода была очень плохая, даже толком ничего не разглядеть. Не катание, поиск пути, лишь бы не заблудиться в снегу и облаках. Но кажется, если погода будет хорошая – место неплохое. От HAUTS FORTS можно податься в сторону Швейцарии, спустившись к нижним станциям подъемников Fornet и Choucas.

Нижняя станция подъемника Fornet
От верхней стации шестиместной креселки Fornet доступ к хорошей зоне катания в районе подъёмника, в том числе и вне трасс. Через подъемник Choucas можно добраться к перевальной точке Chavanette (и пограничной между Францией и Швейцарией). Собственно, отсюда и начинается спуск по “Швейцарской Стене” - длинной и бугристой трассе. Впечатления об этом спуске… Ну, кто умеет и есть силы… Смотрится красиво. А в противном случае – зачем? Сползти “для галочки”? На всякий случай - на нижней стации медленной четырёхместной креселки Chavanette со швейцарской стороны есть туалет, наверно, не случайно. Неудачников эвакуируют вертолётом. Также от Choucas можно через перевал на старой медленной креселке Cubore добраться до соседней долины и синей трассы Abricotine – полная противоположность Швейцарской Стене, очень полого, а уж бордерам точно “понравится”. Тоже, если только “для галочки”. Будете возвращаться из Швейцарии - рекомендую поискать другие пути.

В любом случае – спуститесь со Швейцарской Стены (можно и на подъёмнике, и нечего стыдиться) или через четырёхместную креселку (быструю и длинную) Mosette, а это самый быстрый путь, попадёте в Швейарию, зону Closets.

Швейцаская Стена с бугеля Ripaille
Les Closets, Швейцария
Первым делом хочется сказать об отличии трасс во Франции и Швейцарии.

Качество подготовки не отличается. А вот маркировка другая. У французов вешки, ограничивающие трассу, окрашены в соответствии с “цветом” трассы, отличается ограждение с правой и левой части трассы - верхушка ограничивающих вешек справа окрашена в яркий цвет, стоят столбики с круглой табличкой с названием трассы и количеством сотен метров до конца трассы. Швейцарцы сэкономили – название трассы и её цвет только в начале трассы и на перекрёстках, цвет ограничивающих вешек в чёрно-жёлтую полоску с обеих сторон.

Быть в Closets и не сходить в клозет… Находится туалет “под землёй”, рядом с нижней станцией одноименного восьмиместного подъемника. Эта зона катания нам понравилась больше всего на территории Швейцарии. И больше всего – трасса с названием – как думаете? – правильно, Closets. Но и все остальные хороши. И Planachaux, и Conche. И, как ни странно, немного катающихся.

Вид от верхней станции Closets на Швейцарскую Стену
Под подъёмником Planachaux
Отдельно можно сказать о трассе Paradis, добраться до начала которой можно на бугеле Ripaille. Верхняя часть – просто красная трасса, при входе в лес стоит ресторанчик и вид с него, в хорошую погоду… Действительно красиво. А вот дальше трасса становится просто автомобильной дорогой (летом). Рекомендую, начиная от ресторанчика, разогнаться, но всё одно, скорее всего придётся походить пешком. Заканчивается трасса у единственного на весь Portes du Soleil (что мы видели) восьмиместного подъемника Grand Paradis с КОЛПАКОМ. Прямо Австрия какая-нибудь.


На трассе Paradis
Morgins, Швейцария
Можно приехать на ски-бассе из Шателя. Мы заехали с подъемника Mosette, при спуске в швейцарскую сторону всё время забирая влево, и спустились по трассе Didier Defago, названной в честь олимпийского чемпиона по скоростному спуску. Как-то мне представлялось, что в честь спусковика можно было назвать и не летнюю автодорогу. Думается, ковал мастерство он не здесь. А так красиво, да и толкаться не надо – и на том спасибо. На другую сторону Morgins мы не поднимались (говорят, до креселки пешком недалеко), сказать ничего не могу, снизу видны бугеля и склон смотрится не очень. Ближний к Франции склон, с несколькими трассами, неплох в верхней части, а низ – опять же дорожный серпантин.

Champoussin, Швейцария
Попали в эту зону из Morgins, и спускаясь-поднимаясь последовательно на параллельных креселках, вернулись в Closets. Склон над Champoussin неплох, есть симпатичные трассы, вид на горы на противоположной стороне долины, похожие на гребень спины дракона, красив. Вот народу бы на трассах поменьше…

Над Champoussin
Шатель (Shatel), Франция
Большой, мне показалось, попротяжённее Морзина, городок.

Катание в двух зонах.

В ближнюю к Авориазу быстрее всего можно попасть, спустившись в Lindarets и поднявшись на шестиместной креселке Chaux Fleurie. Далее спуск к площадке с несколькими подъёмниками, а можно и дальше, по симпатичной лесной трассе, спуститься в Pre La Joux. Уже оттуда можно уехать на ски-бассе в Шатель. Это оптимально, если в планах уехать подальше. В любом случае, если ехать дальше Шателя, обойтись без автобуса невозможно. Зона катания над Pre La Joux-Linga-Shatel всем была бы хороша – и склонами и подъемниками, да вот такое впечатление, что тут катается всё население и Авориаза, и Шателя. Тесновато бывает на трассах.

Над Pre La Joux
Подъемник Linga2
Зона катания над Шатель в сторону Швейцарии достижима только на автобусе из Pre La Joux или Linga, или опять же на ски-бассе из Morgins, или единственный способ на лыжах – поднявшись из Morgins, но тогда переходить на другую сторону долины в Morgins.

Torgon, Швейцария
Это самая удалённая зона от Морзина, куда мы добрались. По пути была допущено несколько тактических ошибок, которые “съели” много времени и не позволили уехать ещё дальше, как планировалось, в La Chapelle d'Abodance. Ну, во-первых, поддавались на желание ещё разок спуститься по понравившейся трассе, а во-вторых, сев в Linga на ски-бас, вышли на остановке у церквухи и подъемника Super Chatel вместе со всеми (стадный инстинкт – все выходят, давайте и мы), вместо того, чтобы, как планировалось, доехать до подъемника Petit Chatel. Тогда бы сразу оказались над Torgon. В зоне над Chatel-Torgon из положительных моментов можно отметить возможность посмотреть на Женевское озеро и большое количество широких синих (в основном) и малолюдных (ну любителей таких удовольствий мало) трасс. А минус – сплошные бугельные подъемники.
Вид на Torgon и в дымке – Женевское озеро
А еще на обратном пути заблудились в этих синих трассах и бугелях. Позаимствованная в кассе Super Chatel местная схема трасс оказалась какая-то запутанная, возвращались по “внутреннему” компасу, в результате в третий раз оказались у нижней станции бугеля Cutet. На верхней станции – указатели говорили, что трасса ведёт в Chatel, спускаемся – нижняя станция и указатель на Morgins. Поднимаемся, вниз по другой трассе на Chatel и оказываемся в исходной точке. Еще круг по другой трассе… И обращение за помощью к местному “спасателю” затянулось. Сначала он вообще не мог понять, что он него хотят. Выяснив страну происхождения вопрошающих, посоветовал меньше потреблять водки. Возражениям, типа во Франции только вино, не поверил. Затем долго вертел местную схему, пытаясь на ней найти точку, где находится (собственно, как и мы). Показалось – не чай он в обед пил. Потом перевернул, открыв схему трасс всего Portes du Soleil и на ней уже (с нескрываемым торжеством) указал местоположение. Распрощались со смехом и взаимными пожеланиями меньше пить. Стало ясно, что для возвращения в Chatel надо от верхней стации бугеля ехать вниз по трассе не в “географическом” направлении на Chatel, а в обратную сторону, откуда только приехали, а уже там по пути не пропустить поворот налево вниз. Собственно, очень просто – к тому времени туда все ехали. И началась гонка со временем. Когда поднимались на последнем подъёмнике Seraussaix, встречные седушки на креслах были уже перевёрнуты, мы были из последних, еле успели.

Вот, собственно, и всё.
Общее резюме – покататься в "Portes du Soleil" стоит.
Поедем ли ещё?
Вряд ли. Если только на недельку и только, например, в Les Gets, без гонок по горам.
А например вот в “Три долины” – поедем и еще, и еще… И в любую из долин.
И в "Еspace-Кilly”…
Ну это всё очень субъективно.
Удачи!

Александр
+5
  • 2
0  
Кirilll77    24 Февраля 2014 (15:46)   #

Интересно, насколько у нас похожи впечатления: https://www.ski.ru/az/blogs/post/otkryvaya-vorota-so lnca/
Только правильно все-таки Les Crosets icon_smile.gif

0  
Variant    20 Марта 2014 (10:11)   #

Морзин удивил живостью вечерней жизни. Так как ездили с 8 по 15 марта было уже очень тепло. В городе было 12-15 градусов, а на горе 3-7. 

Свежего снега не было. Трассы тяжелые, вне трассы опасные, так как микролавинки на всех склонах видны. По мне интересных трасс не так много даже в Авориазе. Больше всего понравилось кататься в Шатель.

Зато по возвращению с катания можно было позагарать на террасе аппартов, благо сторона солнечная была.

Жили в самом центре - 3 минуты до СуперМорзина, 4 минуты до турофиса.

Ну как-то так. Может даже вернулся бы туда еще раз.

0  
ukr_elenka    17 Мая 2015 (18:53)   #

Мой любимый Морзин! Самый-самый лучший горнолыжный курорт!! Нашла его, кстати, вот здесь. Полезный сайт http://skirest.com/