0

Новинки лыжегоночных технологий

Reports Лента автора 29 Января 2008 (01:10) Просмотров: 3085 0

Рынок. Это слово прочно вошло в нашу жизнь. Но сейчас оно имеет несколько другой смысл, чем в 90-е годы. Рынок – это уже не барахолка, толкучка или еще что-то. Это цивилизованное понятие.

Я хотел бы подметить две очень важные детали: во-первых, мы, россияне, заслужили к себе повышенное внимание со стороны производителей спортивного инвентаря, как горнолыжного, так и лыжегоночного. Об этом говорит тот факт, что многие ведущие западные производители имеют русскоязычные интернет-ресурсы. И российский рынок является очень перспективным с точки зрения растущего интереса к лыжному спорту: все мы очень «изголодались» по качественному лыжному инвентарю, а мода на спорт, особенно на горные лыжи (спасибо ВВП), тоже подогревает этот интерес.

Мировая тенденция – это огромный интерес к такому виду спорта, как биатлон. Европа просто «больна» биатлоном. Плюс к этому прекрасные европейские трассы и доступность инвентаря.

Во-вторых, то количество новинок, которые появляются практически каждый сезон, говорит о том, что производители инвентаря ведут очень яростную борьбу за наши умы и сердца (точнее, кошельки). Еще бы: в сезон в магазинах практически сметают весь новый товар.

Попробуем обобщить все тенденции и новинки последних лет.
Для того чтобы понять, куда ведут все современные технологии, взглянем назад, на пару десятков лет.

Когда-то, в далеком 1965-м году, появились первые пластиковые лыжи. Это открыло новую эпоху в более чем 7000-летней истории лыж (обнаруженные наскальные рисунки лыжников в Норвегии имеют возраст 7 тысяч лет) - эпоху, свидетелями которой мы с вами являемся и сейчас.

Современные лыжи имеют три основных характеристики: вес, жесткость и качество скольжения. Есть еще геометрия лыжи – отход от традиционной параллельной геометрии. Но поиск идеальной формы лыжи, на мой взгляд, из того же разряда, что и поиск ответа на вопрос: «Что такое счастье?»

Итак, параметр первый – вес. Первым достижением в области снижения веса был переход от «сэндвичевой» системы к технологии воздушных каналов. Как понятно из названия, «сэндвич» - это слоеный пирог из дерева, пластика и ламината. Именно по такой технологии, разработанной в 1965-м году фирмой «Фишер», изготавливались первые пластиковые лыжи. Хотя изобретателем «сэндвича» является фирма Madshus. Первые клееные деревянные лыжи-«сэндвичи» появились в 1936 году. Вес их был далек от совершенства – пара лыж весила более 2-х кг.



Технология воздушных каналов подразумевает наличие в деревянном сердечнике лыжи пустот в виде каналов или сот. При прежней прочности вес лыжи удалось значительно сократить. Эту технологию под разными названиями стали использовать практически все ведущие производители лыж.

Следующим шагом на этом трудном пути явилась технология CAP. Появилась она в начале 90-х годов. В двух словах, это способ изготовления лыжи, когда сердечник и скользящую поверхность как бы «накрывают крышкой». Эта технология открыла путь к применению разных высокотехнологичных материалов, таких как карбон (или попросту углеволокно). Сейчас пара лыж уже весит менее 1 кг! Наибольших успехов на этом пути добились фирмы «Фишер» и «Мадшус». Их топовые лыжи «Fisher RCS Carbonlite» и «Madshus Nanosonic Carbon Sk R» являют собой пример высокотехнологичного продукта, хоть и имеют вполне привычный вид.

Здесь хотелось бы добавить, что все усилия производителей в данном направлении приносят рядовому потребителю ощутимую пользу, так как даже недорогие модели лыж делают по современным технологиям, благодаря чему их свойства ушли далеко вперед от лыж далекого 1965-го года.

Следующий параметр – жесткость. Жесткость носка и пятки лыжи влияет на результат – к такому выводу пришли специалисты фирмы «Фишер», проведя множество тестов. Снижения инертных вибраций носка и пятки лыжи удалось добиться за счет использования высокопрочных ламинатов, карбона и особой формы носка и пятки (технологии Speed TIP/TAIL и Carbon TIP/TAIL). Так же за счет новых материалов (денсолит у Atomic, карбон у Fischer и Madshus) и технологий построения сердечника удалось добиться общей жесткости лыжи.

Последний важнейший параметр – качество скольжения. Пожалуй, для потребителя он является самым главным при выборе лыж. До 2007 года высокомолекулярные пластики для производства всех лыж в мире изготавливали две-три фабрики. Производители лыж закупали сырье и впоследствии доводили уже готовые лыжи при помощи разных технологий обработки скользящей поверхности (алмазы, абразивные камни и прочее), добиваясь оптимальной структуры или так называемой «базы». Отдельно можно сказать про фирму Madshus, применившую нанотехнологии в производстве базы - P190 Nanobase. Но, к сожалению, информации по этой базе практически нет.


Секрет данной смолы в том, что она состоит из тончайших (1/10000 толщины человеческого волоса) карбоновых нанотрубок, уложенных особым образом и соединенных молекулами эпоксидной смолы

Последней новинкой в данной области является смола HYPTONITE. Изобретатель - финская компания Amroy Inc., выдала эксклюзивный патент на ее использование финской фирме Peltonen. И в 2007 году Peltonen представил миру новинку – лыжи Infra X Nanocarbon NIS с применением данной смолы. Это тоже продукт нанотехнологий. Секрет данной смолы в том, что она состоит из тончайших (1/10000 толщины человеческого волоса) карбоновых нанотрубок, уложенных особым образом и соединенных молекулами эпоксидной смолы. Важнейшими качествами данного материала являются прочность и легкость – качества, перечисленные выше. Как проявит себя данный материал на лыжне - можно будет судить в будущем.

В производстве палок и ботинок можно отметить те же тенденции – снижение веса и увеличение прочности и жесткости. Для этого применяют разные высокотехнологичные материалы – в палках карбон (вес палок доходит до 68-65 грамм на 1 погонный метр длины) или алюминий, в ботинках – титан для изготовления суппорта коньковых ботинок (Alpina TCS), карбон для снижения веса (Salomon, Madshus).

Отдельно можно сказать о креплениях. Здесь мир поделился на две части: одни предпочитают SNS (Salomon Nordic System), другие – NNN (New Nordic Norma). Отличие этих систем в том, что у SNS-платформы сечение желобка квадратное, а у NNN – два параллельных треугольных желобка. Владельцем SNS является фирма Salomon; NNN – фирма Rottefella. У обеих систем ботинок в креплении держится за счет скобы в носке. В данный момент практически не осталось других систем креплений для беговых лыж. Распространенная некогда система 75Nordic Norma (ботинки с тремя дырочками в носке), принадлежавшая фирме Rottefella, теряет свою популярность.

Новинками этих систем являются SNS Pilot – крепления с двумя скобами, и NNN NIS (Nordic Integrated System). И если с первой все ясно, то на второй новинке хотелось бы остановиться поподробнее. Достоинства этой системы в том, что, во-первых, это совершенно легкий и безошибочный монтаж креплений на лыжу, а во-вторых, – возможность регулировки параметров развесовки лыжи под конкретные условия – движение крепления относительно центра баланса лыжи. И такие известные производители лыж как Fischer, Madshus и Peltonen сделали ставку на данную систему, что позволило завоевать Rottefella больше половины рынка лыжных креплений. Думаю, что будущее за системой NNN NIS. По крайней мере, до тех пор, пока не изобретут чего-нибудь еще.

Будущее за нанотехнологиями. Мир поверил в это. Так что следует ожидать появления новинок с приставками «Нано» и в будущем. Тенденции же останутся прежними – нельзя заново изобрести лыжи, но усовершенствовать их практически до идеала – вот главная задача производителей лыжегоночного инвентаря. Кстати, я думаю, что те же модные веяния вскоре доберутся до лыжных смазок и парафинов. И появятся какие-нибудь «NanoSWIX» или «NanoREX» смазки.

Что это - маркетинг или прогресс? Скорее всего, и то, и другое. Но, как известно, прогресс остановить нельзя, а без маркетинга продать товар сложно. Нам же остается только ждать новинок с космическими названиями и копить денежки, чтобы не отставать от прогрессивного человечества.



Другие статьи автора на сайте:

Взгляд обывателя на современные технологии в беговых лыжах. Как выбрать нужные именно Вам лыжи.
Автор: Biathlonist
0