Новый год-2008 в Ясне - отдохнуть и покататься

Reports Лента автора 20 Октября 2008 (09:36) Просмотров: 3269 5

Под прошлый Новый год запала мне в голову идея красиво его встретить - за какие-нибудь небольшие деньги совместить катание на лыжах, отдых, встречу Нового года и общение с друзьями. Поразмыслив и повыбирав между Судетами, Высокими и Низкими Татрами, решила, что Ясна (Jasna) в Словакии подойдет как нельзя лучше. Оказалось, что возникшая у меня идея заразительна, и ее воплощать в итоге набралась целая компания. Народ был разный: кто-то вообще не умел кататься на горных лыжах, кто-то пару раз пробовал на латвийских трассах, кто-то катается давно. Разными были увлечения, возраст, пол... Некоторые участники вообще были до поездки не знакомы. Забегая вперед, скажу, что на удивление поездка удалась: кто хотел - катался, кто не хотел - отдыхал, кто мог - совмещал.

Низкие Татры

Компания была не маленькая - 16 человек, водителей среди них хватало, поэтому решили ехать из Риги на своих машинах. А раз есть машины - значит, нам не обязательно селиться прямо около подъемников. Поэтому выбрали удобное жилье в городке Липтовский Ян (Liptovsky Jan), что в 7 км от Липтовского Микулаша (Liptovsky Mikulas), от которого, в свою очередь, примерно еще столько же до склонов. Ездили на машине - проблем никаких с дорогой не было. Там отличнейшая автомагистраль E50. Правда, чтобы ездить отдыхать по окрестностям (в частности, в бани Grand Hotel Permon в Podbanske), нам все-таки пришлось использовать GPS.

В Ясну прямо к подъемникам нам на машине не удалось подъехать: доезжали до большой парковки, откуда дальше ходил ски-бас (совсем-совсем бесплатный и очень даже регулярный). Там стояли "заградительные мужики" и каким-то образом решали, кому можно дальше ехать на машине, кому нет. Возможно, если бы мы сказали, что едем в Демановские пещеры или "мы там живем" - нас бы пропустили (видели - туда народ ехал, и около подъемников стояли машины), но мы, как добропорядочные европейские граждане, даже не пробовали прорываться - на парковке вдевались в горнолыжные ботинки, клали лыжи на плечо и влезали в ски-бас.

Большая парковка

В самом Липтовском Яне, кстати, тоже есть катательный склон, но очень уж он неразнообразный. Там вообще по окрестностям есть всякие небольшие трассы. Вот, к примеру, у нас на шестой день катания ветер сдул в Ясне снег со склонов, поэтому трассы были закрыты, но кто хотел - покатался в Павчиной Лехоте (Pavсina Lehota). Если что - это от большой стоянки чуть вперед к Ясне и направо, "заградительных мужиков" тогда не было - видно, тоже ветром сдуло.

Склон в Липтовском Яне

Павчина Лехота

[page]

В конце катательного дня, попав в наплыв укатавшихся лыжников, можно с первого раза и не влезть в "лыжный автобус". Особенно тяжело приходилось тем, кто катался не в самой Ясне (конечная остановка ски-баса), а в Заградках (Zahradky) - от Ясны автобус в час пик отходил настолько забитый, что даже в Заградках и не пытался остановиться. Впрочем, пускали и по нескольку автобусов одновременно, и "свой" от Заградок тоже. Вроде, мы никого из своих там не потеряли.

На склонах горы Хопок

Рядом с большой парковкой - пара киосков (со снаряжением и козьим сыром, кстати, последний - очень рекомендую, особенно подкопченый). Там же - информационный центр, в котором можно купить сувениры, буклеты и поменять валюту. Место, похоже, пользуется такой популярностью (курс вполне божеский), что, бывает, там для обмена даже не хватает словацких крон.

Прокат там всюду, но качество снаряжения так себе (по крайней мере то, что я видела и что нашим "чайникам" предлагали). Вот ремонт делают вполне сносно. Наверное - у них опыт большой.Снегу было не очень много и камни на трассах - обычное явление. Лесной переход между трассами - вообще смерть скользячке. Ремонтировалась, но не помню, сколько заплатила, мне еще и канты точили.

Зато неплохой шопинг. По мелочи прикупились перчатками, очками, шапочками, балаклавой...

Трассы относительно разнообразные - и новичками интересно, и тем, кто умеет кататься. Впрочем, тем, кто катается хорошо, для через четыре уже будет отъявленно скучно. Тем, кто крут, там вообще дела "на одну затяжку". Мы ездили покататься/отдохнуть/отпраздновать Новый год, так что нам там было очень хорошо!

Ясна

Что мешало - очень много тех, кто только научился кататься, но думает, что уже умеет. Ездят очень беспорядочно и неконтролируемо. При том что трассы не широкие и "обочины" у них - лес и камни, честно скажу - стремно.

Ясна снизу

За трассами стараются следить - ровняют, пушки работают... Где детишек и "чайников" обучают - ставят "городок". Но несмотря на заботу, состояние трасс - не восторг. На верхушке горы было сильное обледение, про камни я упомянула, на трассах пониже после полудня - уже каша, вообще трассы очень быстро разбиваются. Наверху если нет ветра - считай, повезло. В первый день на вершину горы сел туман, что свело количество катающихся там лыжников к минимуму. А первого января повалил настоящий новогодний снег! Замело все, что можно замести, превратив окрестности в невероятную зимнюю сказку. Только очень холодную. Подниматься на открытых всем ветрам подъемниках было зябко. Но все равно впечатления от катания в целом - больше положительные.

Новогодняя сказка

[page]

А впечатления от проживания - самые замечательные! Жили мы в частном домике Vila Helena в Липтовском Яне, снимая домик целиком на 12 человек (из них - 2 детей средне-школьного возраста). Машинки ставили во двор (там две штуки помещаются), а лыжи заносили в гараж. Домик уютный, аккуратный и ухоженный. Хозяйка с хозяином живут здесь же, в отдельной квартире с отдельным входом. Заботились о нас, как о любимых племянниках, приехавших в гости на каникулы: нас кормили завтраками и ужинами, топили камин, если нам нужно было куда-то поехать - звонили, узнавали время работы и расценки...

Липтовский Ян

Хозяйка хорошо говорит по-русски. Я с ней переписку вела по-английски, а когда приехала, оказалось, что она, как и я, со словарем письма составляла. Могли бы обоюдно и не мучиться.

В процессе подготовки к поездке пришлось искать места еще для наших 4-х человек, так Зюзана (так зовут хозяйку) смогла нам найти жилье для них по соседству, а поскольку там было только проживание, она в другом соседнем домике договорилась и о кормежке для них (у себя она не могла еще надо кормить - очень маленькая столовая, та самая, которая с камином). Мне даже неудобно, что мы так ее грузили. Кстати, к вегетарианцам отнесутся с пониманием и голодными хозяйка их тоже не оставит - проверено.

Наверное, можно было питаться и в кафе, но нас так заботливо, вкусно и сытно кормили дома, что, вот допустим, в пицерию в Липтовский Микулаш мы съездили всего один раз и то просто "погулять". А есть ли кафе в Липтовском Яне - мне до сих пор неизвестно. Вечером нам приятно было посидеть "у себя" в столовой у камина, попить чай, поболтать о том, о сем...

Новый год мы праздновали прямо в домике - на втором этаже большой холл и небольшая кухонка, с ним соединенная. Правда, мы не очень шумная и весьма малопьющая компания. Но и веселились, и танцевали, и фейерверки пускали... Хозяева нам не мешали.

Липтовский Ян - городок совсем небольшой, тихий. Тем не менее в Новогоднюю ночь была и ярмарка в парке, и гулянье, правда, тоже очень небольшие и тихие.

Липтовский Ян

[page]

А вообще мы недаром выбрали Низкие Татры как место, где можно отдохнуть и развлечься. Возможностей там для этого - хоть отбавляй. Утром, как положено, мы катались, потом ехали домой, рано ужинали (или поздно обедали - зависело от того, кто когда вставал), а потом ехали отдыхать, благо на машине.

Те ребята, которые с утра не катались на лыжах (не умели, не хотели или просто устали), катались на машине по окрестностям и рассматривали достопримечательности. Поэтому в культурном плане они оказались образованнее, чем упертые лыжники. Зато мы все вместе посетили все остальное.

Деревянная церковь в Svaty Kriz

Итак - аквапарк Татраландия (Tatralandia), термальный комплекс Бешенева (Besenova), банный комплекс отеля Пермон (Permon's Paradise) и Демановские пещеры (Demanovske Jaskyne - Demanovsky Cave System)... Представьте себе - они все работают в новогоднии праздники практически в обычном режиме, а Татраландия и Бешенева - еще и устраивают мероприятия в новогоднюю ночь! Разумеется, о билете туда лучше заботиться заранее. Кстати, многие гостиницы тоже предлагают для своих постояльцев организованную встречу Нового года - праздничный ужин и новогоднюю программу за дополнительную, а часто - и обязательную плату.

Я в Татраландии не побывала (чем в то время занималась, хоть убейте меня - не помню, судя по провалам в памяти - чем-то стОящим, Новый год как-никак). Но отдельным личностям из нашей компании там так понравилось, что они съездили туда дважды.

Аквапарк Tatralandia

Еще слышала положительные отзывы (и фотки видела - поэтому верю) о Western City (рядом с аквапарком), хоть там и был в это время "мертвый сезон" и кроме строений, собственно, смотреть и нечего было. Но и среди этого вполне можно было полазать и представить себя ковбоем.

Western City

Мне понравилось в Бешеневе. Скажу сразу: брать билет во внутреннюю зону не стоит, не тратьте деньги, если только вы не взяли с собой очень маленьких детей. А если дети у вас маленькие, но не очень (лет до 14), будьте готовы к тому, что их не пустят в "банную" зону. Нам это не смогли иначе мотивировать, чем "там люди голые ходят". Кстати, они там не голые - они в простынях, а вот под простынями - да, нет ничего, бани все-таки. К слову, в Италии в Бормио в Термах Да Винчи тоже не пускают детей, по-моему, до 12 лет, но мотивируют это тем, что резкие перепады температур могут быть вредны для их здоровья - это я понять могу.

А открытые бассейны с геотермальной водой под звездным небом - это просто новогодняя сказка! Правда, в холодный бассейн (18 градусов) никто, кроме "этих ненормальных прибалтов", для которых 20-градусная вода в Балтийском море - уже жарко, не лазал (по крайней мере, больше, чем на три секунды), но никто, собственно, и не настаивал - там вокруг еще 6 бассейнов с "парным молоком".

Дети, хоть их и не пустили в бани Бешеневы, свое наверстали в банном комплексе гранд-отеля Пермон (Grand Hotel Permon) - Permon's Paradise. Туда ограничение было до 12 лет, а этот возраст они благополучно пережили.

Разные виды бань, ароматерапия, комнаты для релаксации, оформленные в античном стиле, расслабляющая музыка, солярий, бассейн, гидромассаж, джакузи под имитацией звездного неба... Погрузиться в негу после пусть и не очень напряженного катания было настолько здорово, что мы и в отель Пермон тоже два раза съездили, хоть от Липтовского Яна туда около 25 км и вечером по темноте ехать - на любителя.

Permon's Paradise (Grand Hotel Permon)

Еще у них есть спортивный бассейн. За дополнительную плату. Но там такой релакс, что нам было не до спорта! Надо только иметь в виду, что за оплаченные 4 часа пребывания в "раю" нужно успеть не только расслабиться, но и переодеться туда-обратно (простыни и полотенца выдают), принять душ, высушить волосы (зима была на дворе все-таки).

И уже в день отъезда мы поехали в Демановские пещеры. Ледовая (Demanovska Ice Cave) была закрыта (она только в летний сезон работает), а мы побывали в пещере Свободы (Demanovska Cave of Liberty). Мы брали длинный тур по пещере, но его время пролетело незаметно. Как же там красиво! Только съемка - платная, ее надо оплатить в кассе перед входом.

Demanovska Cave of Liberty

Впечатленные красотами пещеры мы возжаждали продолжения и выбрали живописную обратную дорогу в Ригу - через перевал. Небо удивляло странным сочетанием лохматых серых облаков и голубых просветов, от солнца остались только лучи, вершины гор виднелись в дымке... Бедные водители! Им было сложно не отвлекаться на эту красоту и следить за довольно непростой дорогой. Но они справились, доставили всех домой со всеми лыжами, приключениями, впечатлениями и фотографиями из этой замечательно удавшейся новогодней поездки.

Дорога домой

(*в статье использованы фотографии друзей*)

Автор: Gizma

Другие статьи автора на сайте
Эрзурум (Паландокен), Турция
"Мороз и солнце - день чудесный!" (Stoten, Швеция)
Skipper    20 Октября 2008 (00:02)   #
Ну вот, наконец-то! Ведь можешь!
gurmann    20 Октября 2008 (00:25)   #
В сауне фотография НЕправильная...
Ничего не видно, ни лица, не ...
Gizma    20 Октября 2008 (03:11)   #
Цитата(gurmann @ 19.10.2008, 23:25)
В сауне фотография НЕправильная...
Ничего не видно, ни лица, не ...
Памятник видно? icon_wink.gif Достаточно. icon_razz.gif
На самом деле это - не сауна, это одна из комнат для релаксации - круглая, вдоль всей стенки - лежак подогреваемый, температура в комнате невысокая - точно ниже 40 icon_wink.gif, зато какие-то маслА пахнут, музыка расслабляюще приятная и памятник этот фонтанчиком плюется-журчит... Мы еще попали в Пермон вечером, народу практически не было кроме нас никого. Идилия... Мне так эта комнатка понравилась, что я в нее несколько раз забегала, расслаблялась. icon_wink.gif
Снимать там вообще тяжело - повсюду в воздухе висит невидимый глазом, но заметный на пленке водяной пар, как изморось... Так что не обессудьте. icon_sad.gif Палюбому icon_wink.gif - натуру лучше внатуре разглядывать, а не на фотках. icon_wink.gif icon_biggrin.gif
Võlker    20 Октября 2008 (12:34)   #
ЗачОтная статья icon_biggrin.gif В Низких Татрах 6 лет подряд в марте закрываю сезон,после Эйропы(когда с бюджетом обычно напряг) icon_biggrin.gif А "Пермон"-это да,сказка!Особенно "Медвежья берлога" после сауны icon_biggrin.gif icon_biggrin.gif icon_biggrin.gif
Gizma    21 Октября 2008 (00:32)   #
Цитата(jukuz @ 20.10.2008, 11:34)