0

Почему едут лыжи

Reports Лента автора 11 Февраля 2008 (02:19) Просмотров: 5079 28

Речь в этой статье пойдет о лыжной базе. Но не о той, где собираются любители лыжного спорта до и после катания (а иногда и вместо катания), а о базе самой лыжи – ее скользящей поверхности.

Перед написанием этой статьи я попытался получить данные о базах разных производителей. Но кроме коммерческого названия никакой дополнительной информации найти не удалось. Видимо, это секрет. Поэтому я решил рассказать об этой теме, абстрагируясь от конкретных моделей лыж. В общих чертах, так сказать.

Все мы хотя бы раз в жизни видели лыжи. Некоторые из нас видят их очень часто. Но мало кто задумывается, почему же все-таки едут лыжи. И шутливый ответ: «По снегу!» - не раскрывает сути вопроса.

Для начала давайте рассмотрим тот самый шутливый ответ. Действительно, лыжи едут по снегу. Но снег ведь тоже бывает разный: сухой, влажный, старый, новый, порошкообразный, подмерзший и еще много какой. Соответственно, существуют разные типы скольжения. Всего их можно поделить на два вида – сухое и влажное скольжение.


Cухое скольжение

Оптимальной температурой снега для скольжения лыжи является температура – 3 градуса Цельсия. Почему? Потому что при такой температуре тончайшая водяная пленка, на которой скользит лыжа, имеет оптимальные свойства, главное из которых – ее толщина. В идеале она должна составлять всего одну молекулу. Пленка образуется в результате трения поверхности лыжи о снег и плавления кристаллов снега.

При температуре снега ниже –3 градусов начинает преобладать сухое трение. Оно сопровождается накоплением статического электричества, которое притягивает лыжу к снегу.


Влажное скольжение

При температуре выше –3 градусов образуются излишки воды. Это тоже препятствует хорошему скольжению вследствие капиллярного притяжения между водой на поверхности снега и лыжей.

Теперь, когда мы знаем о свойствах скольжения и его недостатках, разберемся, как борются изготовители лыж с данными трудностями.

Какими бы не были лыжи, для всех них скользящая поверхность изготавливается из пластика (полиэтилена) с добавлением графита (именно он придает базе черный цвет, содержание его в пластике колеблется от 10% до 3%), а так же фторуглеродов и разных специфических добавок. Чем больше графита, тем дороже лыжи и выше их класс. Бывают лыжи и с белой (прозрачной) базой. Такие базы совсем не содержат графит и, как правило, недороги. Зачем нужен графит? Во-первых, он снижает накопление электростатического заряда, что способствует улучшению сухого скольжения. Во-вторых, графит отлично проводит тепло. Это значит, что при высоких температурах он отводит образующееся при трении тепло от скользящей поверхности внутрь лыжи, препятствуя тем самым излишнему образованию воды при влажном скольжении. Как правило, большое содержание графита (от 8% до 10%) имеют так называемые «теплые» лыжи, так как капиллярное притяжение воды - более сильный фактор, снижающий скольжение, нежели статическое электричество. В универсальных базах графита от 7% до 0%, в «холодных» - около 4%.


Оптимальное скольжение

Также существует два способа производства пластика для лыж: спекание (sintering) и экструзия (extrusion). Первым методом изготавливаются гоночные высококлассные лыжи. Вторым – соответственно лыжи среднего и низкого классов. Рассмотрим оба вида производства.

Спекание – это процесс полимеризации полиэтилена, графита и добавок - в кристаллическую структуру при высокой температуре и давлении. В результате спекания в кристаллической структуре остаются пространства, заполненные аморфным полиэтиленом и частичками графита. Температура плавления парафина и аморфного полиэтилена очень близки, поэтому база имеет свойство впитывать смазку. Большое количество смазки позволяет лыже дольше сохранять свойства скольжения, что требуется спортсменам-профессионалам. Смазка нужна для того, чтобы приспособить базу к конкретным снежным условиям, для выдачи наибольшей производительности, если можно так сказать.

Экструзия – это продавливание расплавленной полиэтиленовой массы через профилирующее отверстие. База получается гладкой, почти не имеющей пор. Она не способна впитать большое количество смазки. Зато такой способ изготовления значительно дешевле, что позволяет делать массовые модели лыж.

Спеченный и экструдированный пластики близки по твердости, однако спеченный пластик более устойчив к царапинам, но зато хуже поддается ремонту.

Для придания базам необходимых свойств на них наносят структуру. Для «теплых» лыж структуры делают более крупными, снижающими капиллярное притяжение воды. Для «холодных» - мелкими, увеличивающими площадь трения для образования оптимальной водяной пленки. Структуры наносят разными способами – абразивными камнями, алмазами, под компьютерным контролем.

Отдельно стоит в двух словах упомянуть разные типы смазок. Для сухого скольжения в холодную погоду используют твердые синтетические парафины с антистатическими добавками. Они долго держатся на базе, препятствуя ее «ожогу» о сухой снег. При влажном скольжении используют фторуглеродные смазки, так как фтор отталкивает воду и грязь.

Вот так, комплексно, производители добиваются результатов в борьбе с «неправильными» условиями скольжения. Мы же с вами, когда снова возьмем в руки лыжи, другими глазами посмотрим на их черную, как ночь поверхность. Имея информацию, которая изложена в этой статье, мы сможем лучше понять процессы, которые происходят при катании на лыжах. А значит, более грамотно подойти к вопросам выбора и подготовки лыж к катанию. Я желаю всем удачи и отличного скольжения!



Другие статьи автора на сайте:

Взгляд обывателя на современные технологии в беговых лыжах. Как выбрать нужные именно Вам лыжи.
Новинки лыжегоночных технологий.
Возраст и лыжи. О пользе и вреде занятий лыжным спортом
Автор: Biathlonist
0
0  
Zef    11 Февраля 2008 (07:50)   #
+5! Коротко и ясно.
0  
riwSKIemi    11 Февраля 2008 (16:36)   #
Цитата(Zef @ 11.2.2008, 7:50)
Прочитать материал
Речь в этой статье пойдет о лыжной базе. Но не о той, где собираются любители лыжного спорта до и после катания (а иногда и вместо катания), а о базе самой лыжи – ее скользящей поверхности.

супер,очень лаконично и доходчиво,думаю в причинах скольжения разберутся даже блондинки,если вдруг это им взбредет в головуicon_smile.gif))
  • 2
0  
Biathlonist    11 Февраля 2008 (23:23)   #
Спасибо благодарным читателям! icon_wink.gif
0  
sacred    25 Марта 2008 (01:52)   #
Вот тут интересные исследования по поводу скольжения лыж.
Проверить довольно сложно, т.к. это практически научная работа. Но если правда, то.... в скольжении лыж всё гораздо сложнее icon_sad.gif
  • 2
0  
Biathlonist    25 Марта 2008 (10:33)   #
Цитата(sacred @ 25.3.2008, 1:52)
Вот тут интересные исследования по поводу скольжения лыж.
Проверить довольно сложно, т.к. это практически научная работа. Но если правда, то.... в скольжении лыж всё гораздо сложнее icon_sad.gif


Читал я этот материал. Это и есть научная работа. Оказывается, даже институт такой есть, вернее профессор, который занимается данной проблематикой. Интересно, конечно, только заморочено очень.
Тот профессор, кстати, кучу патентов имеет на разные разработки. И его патентами пользуются многие крупные производители лыж.
0  
irbes    11 Февраля 2008 (23:31)   #
Пиши ещё! icon_eek.gif icon_biggrin.gif
  • 2
0  
Biathlonist    11 Февраля 2008 (23:44)   #
Цитата(irbes @ 11.2.2008, 23:31)
Пиши ещё! icon_eek.gif icon_biggrin.gif


Обязательно!
Кстати, может кто тему подкинет? Кому о чем интересно почитать?
0  
irbes    11 Февраля 2008 (23:51)   #
Цитата(Biathlonist @ 11.2.2008, 23:44)
Обязательно!
Кстати, может кто тему подкинет? Кому о чем интересно почитать?

Для начала, как лыжи готовить, может какие секреты.
Как влажность в разных местах катания влияет.
  • 2
0  
Biathlonist    12 Февраля 2008 (10:49)   #
Цитата(irbes @ 11.2.2008, 23:51)
Для начала, как лыжи готовить, может какие секреты.
Как влажность в разных местах катания влияет.


ОК. Подумаю.
0  
AKayumov    2 Марта 2008 (10:30)   #
Цитата(Biathlonist @ 12.2.2008, 1:44)
Обязательно!
Кстати, может кто тему подкинет? Кому о чем интересно почитать?


Интересно было бы почитать о технике конькового хода - здесь уже есть одна статья про коньковый ход ("Введение в коньковый ход"), но, во-первых, на эту тему ВСЕГДА интересно читать icon_smile.gif , а во-вторых, в той статье хорошо написано про одноопорное скольжение и баланс, но не освещены некоторые другие вопросы. Так, лично мне, например, было бы интересно прочитать подробно о разных "ходах", о работе рук при коньковом ходе (как правильно толкаться при одношажном, двухшажном ходе).

Также хотелось бы почитать о тренировочном режиме : например, сколько раз и с какой нагрузкой надо тренироваться, чтобы набрать определённую форму за зиму; сколько километров хорошо бы пробегать коньковым ходом за одну тренировку, и т.д.
  • 2
0  
Biathlonist    2 Марта 2008 (13:50)   #
Цитата(AKayumov @ 2.3.2008, 10:30)
Интересно было бы почитать о технике конькового хода - здесь уже есть одна статья про коньковый ход ("Введение в коньковый ход"), но, во-первых, на эту тему ВСЕГДА интересно читать icon_smile.gif , а во-вторых, в той статье хорошо написано про одноопорное скольжение и баланс, но не освещены некоторые другие вопросы. Так, лично мне, например, было бы интересно прочитать подробно о разных "ходах", о работе рук при коньковом ходе (как правильно толкаться при одношажном, двухшажном ходе).

Также хотелось бы почитать о тренировочном режиме : например, сколько раз и с какой нагрузкой надо тренироваться, чтобы набрать определённую форму за зиму; сколько километров хорошо бы пробегать коньковым ходом за одну тренировку, и т.д.


На тему конькового хода - там еще есть вот эта https://www.ski.ru/static/582/2_17825.html статья. Она точно отражает современную технику конька. Скажу по секрету, я сам руководствуюсь ей в своей подготовке. А дело все в том, что эта техника появилась позже того (1994г.), как я научился коньковому ходу (еще по старой технике), и теперь приходится переучиваться. Это нелегко - изменить доведенные до автоматизма, до рефлекса движения.
Что касается работы рук - это надо показывать. Кроме того, как не формулируй правила, техника все равно будет индивидуальной. Вспомним хотя бы Харвалда Ханневолда. Знаете, почему у него прозвище "Краб"? За его необычную манеру конькового хода, которая вообще не соответствует канонам. Однако человек становится чемпионом. В данном случае хорошим пособием может являтся видеозапись соревнований по лыжегонкам или биатлону.

А вот о тренировочном режиме - тема неплохая. Подумаю.
0  
AKayumov    18 Марта 2008 (22:48)   #
Цитата(Biathlonist @ 2.3.2008, 15:50)
На тему конькового хода - там еще есть вот эта https://www.ski.ru/static/582/2_17825.html статья. Она точно отражает современную технику конька. Скажу по секрету, я сам руководствуюсь ей в своей подготовке. А дело все в том, что эта техника появилась позже того (1994г.), как я научился коньковому ходу (еще по старой технике), и теперь приходится переучиваться. Это нелегко - изменить доведенные до автоматизма, до рефлекса движения.
Что касается работы рук - это надо показывать. Кроме того, как не формулируй правила, техника все равно будет индивидуальной. Вспомним хотя бы Харвалда Ханневолда. Знаете, почему у него прозвище "Краб"? За его необычную манеру конькового хода, которая вообще не соответствует канонам. Однако человек становится чемпионом. В данном случае хорошим пособием может являтся видеозапись соревнований по лыжегонкам или биатлону.

А вот о тренировочном режиме - тема неплохая. Подумаю.


Биатлон я с ОГРОМНЫМ удовольствием смотрю, записываю и стараюсь изучать технику. Очень хочу смотреть и лыжные гонки, но их показывает почему-то только Евроспорт, который у меня не ловится и на который, более того, нельзя даже подписаться / подключиться за дополнительную плату, а Спорт не показывает лыжные гонки почему-то совсем.

Статью же я читал, но, честно говоря, для понимания она сложновата, к сожалению...

Я собираюсь сделать то, что уже, кажется, кто-то на одном из форумов делал: в следующем сезоне сделать видеозапись своего хода, залить её на YouTube и попросить людей на форуме прокомментировать и дать советы по улучшению техники. Мне кажется, это лучший вариант из "дистанционных" (когда нет возможности просто показать).

Кстати, ещё одну идею для статьи я предлагаю Вам в разделе "Что делать, когда нет снега".
0  
irbes    25 Марта 2008 (12:08)   #
Познавательная статья.
Как нам то, её плоды использовать?
0  
Agamemnon    25 Марта 2008 (14:05)   #
Цитата(irbes @ 25.3.2008, 12:08)
Познавательная статья.
Как нам то, её плоды использовать?

Если статья была бы на бумаге -то можно было бы использовать.......
а в электронном виде незнаю как .
Пока производители не освоят новую технологию и не адаптируют для потребителя
все это теоритические знания .
0  
sacred    25 Марта 2008 (19:27)   #
Цитата(irbes @ 25.3.2008, 14:08)
Познавательная статья.
Как нам то, её плоды использовать?

Практически, если посмотреть на страницу Клоны, то получается, что наибольшее число внедрённых технологий приходится на фирму Rossignol. icon_smile.gif
0  
Agamemnon    26 Марта 2008 (11:35)   #
Цитата(sacred @ 25.3.2008, 19:27)
Практически, если посмотреть на страницу Клоны, то получается, что наибольшее число внедрённых технологий приходится на фирму Rossignol. icon_smile.gif

Однако количество примочек еще не говорит о прорыве в качестве !
  • 2
0  
Biathlonist    26 Марта 2008 (00:36)   #
Цитата(irbes @ 25.3.2008, 12:08)
Познавательная статья.
Как нам то, её плоды использовать?


Предлагаю не заморачиваться. Нам и без ихних энтих научных штучек неплохо катается!
0  
Washburn    28 Марта 2008 (05:30)   #
Цитата(irbes @ 25.3.2008, 15:08)
Познавательная статья.
Как нам то, её плоды использовать?

В частности, эта статья объясняет парадокс, когда Атомики за 3500 руб с легкостью накатывают Fischer RCS, хотя парафинили одним парафином. У них просто профиль лыжи другой, колебаний создается меньше (это хорошо чувствуется), больше энергии идет на преодоление сил трения, меньше - на возбуждение колебаний, следовательно лыжи едут лучше, не смотря на уступающую по качеству скользящую поверхность.
Практическое применение - попробовать приклеить к лыже носок от другой лыжи, желательно другого производителя. Тогда амплитуда возбуждаемых колебаний будет меньше, т.к. разнородные материалы имеют разную собственныу частоту колебаний, следовательно, не будет резонанса. Кто-нибудь попробуйте такое извращение, а то мне лыжи жалко icon_biggrin.gif
0  
CanadianBros    28 Марта 2008 (06:02)   #
Цитата(Washburn @ 28.3.2008, 5:30)
Практическое применение - попробовать приклеить к лыже носок от другой лыжи, желательно другого производителя. Тогда амплитуда возбуждаемых колебаний будет меньше, т.к. разнородные материалы имеют разную собственныу частоту колебаний, следовательно, не будет резонанса. Кто-нибудь попробуйте такое извращение, а то мне лыжи жалко icon_biggrin.gif


Ты бы ещё предложил сделать пояльником лунки на скользящей поверхности для улучшения скоростоных характеристик лыж за счет увеличения водной прослойки, как было сказано на "Других ФОРУМАХ"! icon_biggrin.gif
0  
Agamemnon    28 Марта 2008 (09:12)   #
Цитата(Washburn @ 28.3.2008, 5:30)
В частности, эта статья объясняет парадокс, когда Атомики за 3500 руб с легкостью накатывают Fischer RCS, хотя парафинили одним парафином. У них просто профиль лыжи другой, колебаний создается меньше (это хорошо чувствуется), больше энергии идет на преодоление сил трения, меньше - на возбуждение колебаний, следовательно лыжи едут лучше, не смотря на уступающую по качеству скользящую поверхность.
Практическое применение - попробовать приклеить к лыже носок от другой лыжи, желательно другого производителя. Тогда амплитуда возбуждаемых колебаний будет меньше, т.к. разнородные материалы имеют разную собственныу частоту колебаний, следовательно, не будет резонанса. Кто-нибудь попробуйте такое извращение, а то мне лыжи жалко icon_biggrin.gif

Если у RCS правильно подобрана жесткость ни о каком накатывании дешевых Атомиков на RCS
ниможет быть и речи/ естественно при прочих равных условиях/
Уж начнем с того что более дешовая база хуже воспринимает парафин /после 10км лыжи почти сухие/
Если бы все было так просто все сборные ездили бы на дешовых лыжах и не парились бы .
0  
Washburn    28 Марта 2008 (10:01)   #
Возможно на счет "с легкостью" - это я погорячился, но есть по крайней мере одна такая пара Atomic Pro, которая накатывает очень МНОГИЕ RCS. Как правило никто в это не верит, пока сам не лицезреет сие действо. icon_biggrin.gif Скорее всего просто очень удачная пара. Но что касается профиля - колебания лыжи гораздо меньше, чем на RCS - это факт! И это весьма значительно сказывается на скольжении.
0  
Agamemnon    28 Марта 2008 (14:07)   #
Цитата(Washburn @ 28.3.2008, 10:01)
Возможно на счет "с легкостью" - это я погорячился, но есть по крайней мере одна такая пара Atomic Pro, которая накатывает очень МНОГИЕ RCS. Как правило никто в это не верит, пока сам не лицезреет сие действо. icon_biggrin.gif Скорее всего просто очень удачная пара. Но что касается профиля - колебания лыжи гораздо меньше, чем на RCS - это факт! И это весьма значительно сказывается на скольжении.

Так вот если его пересадить на RCS то за ним успевать будут только глазами !
0  
Washburn    29 Марта 2008 (06:02)   #
Цитата(Agamemnon @ 28.3.2008, 17:07)
Так вот если его пересадить на RCS то за ним успевать будут только глазами !


Пересаживали. На спуске все равно этот Атомик творит чудеса. А вот в подъем... Тяжелый зараза!
0  
Agamemnon    31 Марта 2008 (17:49)   #
Цитата(Washburn @ 29.3.2008, 6:02)
Пересаживали. На спуске все равно этот Атомик творит чудеса. А вот в подъем... Тяжелый зараза!

Атомики сильней выгнуты ,
Фишки держат жесткость за счет внутреннего устройства ,
Может дело в привычке !
Я тоже начал сезон на Rossignol Zynex с профилем кобра ,а потом поменял на RCS
В начале пришлось отвыкать двигаться в прискочку /у выгнутых лыж
получается толчок более плавный-растянутый, для размашистого хода .
RCSы более агрессивны -короткий мощный толчок и длинный прокат
Правда труднее держаться в одноопорном движении при длинном прокате,
но это дело тренировки .
Еще показалось что курсовая устойчивость чуть слабее /хотя может потому что
ростовку взял по нижнему пределу 182см на рост 175см т.е +7см - дюжа
хотел на весе сэкономить/
  • 2
0  
Biathlonist    28 Марта 2008 (21:34)   #
Цитата(Washburn @ 28.3.2008, 10:01)
Возможно на счет "с легкостью" - это я погорячился, но есть по крайней мере одна такая пара Atomic Pro, которая накатывает очень МНОГИЕ RCS. Как правило никто в это не верит, пока сам не лицезреет сие действо. icon_biggrin.gif Скорее всего просто очень удачная пара. Но что касается профиля - колебания лыжи гораздо меньше, чем на RCS - это факт! И это весьма значительно сказывается на скольжении.


Дорогой товарищ Washburn с такой уверенностью говорит о разнице частоты колебаний, что я начинаю подозревать, а не тот ли профессор за этим ником скрывается? Ась?
0  
Washburn    29 Марта 2008 (06:00)   #
Нет, я не тот профессор. Просто, когда скатываешся со спуска на Фишерах, лыжа дрожжит и тормозится от этого, а Атомик более жесткий, и никаких колебаний лыжи не чувствуется. Это были мои субъективные ощущения, когда пытались понять, почему мои любимые RCS, служившие мне верой и правдой, проигрывают какому-то там полупрогулочному Атомику. А это статья подтвердила мои догадки.
0  
Kirjucha    16 Февраля 2010 (01:43)   #
Интересно , но есть другое понятие базы - пишут в описании лыж - база 1500 и тп. Что это значит?
  • 2
0  
Biathlonist    16 Февраля 2010 (09:16)   #
Цитата(Kirjucha @ 16.2.2010, 1:43)
Интересно , но есть другое понятие базы - пишут в описании лыж - база 1500 и тп. Что это значит?


Насколько мне известно, цифры обозначают плотность высокомолекулярного полиэтилена - материала базы (HDPE - High Density PolyEthylene).

Но не факт.