Прямой эфир

Разговоры о снаряге. Каска
В 2000г пилотный ЧР по фрирайду, со снегом под канаткой было норм. ТОчно!  В 2000 -ом!  ...
Mr.XX 16.10.2018
Ботинки Burton – высокая цена, низкое качество
Не стану писать конкретно кому то просто имхо. Райды верхние живут  по 5 сезонов и потом служат...
Sanych jr. 16.10.2018

Скитур в холодных местах

Сергей Веденин, Лента автора 20 Сентября 2018 (10:52) Просмотров: 520 13

Заголовок статьи, конечно, дурацкий. Скитур – это всегда в горах и по снегу, и часто бывает не жарко. Но все-таки, одно дело, скитур в Сибири в начале зимы, и совсем другое – прогулки по солнечным весенним склонам где-нибудь в Грузии.

Во время одной из наших программ в Лужбе мы и соседние группы довольно успешно продолжали ходить и кататься при температуре до – 37. О чем стоит подумать, если приходится ходить скитур в столь суровых условиях?

Luzba 17 2

 

Сам по себе холод часто не кажется очень страшным – оделся чуть по теплее, взял темп на подъем чуть быстрее, привалы – чуть покороче.

То есть сильный мороз – это просто один из факторов риска, который, к тому же создающий кумулятивный эффект со всеми остальными рисками в горах. На морозе хуже работает и легче ломается снаряжение, на порядок хуже работает клей на камусах, быстрее разряжаются батарейки в рациях и других приборах, замерзает вода в гидраторах и не кусаются шоколадки. Холод не способствует точности движений и гибкости, то есть плохо сказывается на безопасности спуска. А любые задержки и остановки из-за сломавшегося крепежа, отклеившегося камуса, или по любым другим причинам, в мороз могут стать причиной переохлаждений и обморожений.

Поэтому, при прочих равных, в сильный мороз, стоит еще больше внимания уделять планированию маршрута, проверке снаряжения, и выбирать более консервативные варианты маршрута.

Советы по тактике.

  • После похолодания не выходите сразу на длинный линейный маршрут. Человеку необходимо привыкнуть к новым условиям, протестировать снаряжение, понять, как вести себя при такой погоде.
  • Выбирайте более короткие маршруты с возможностью в любой момент срезать петлю и быстро оказаться в домике. В тепле можно согреться самим и наклеить камуса.
  • Камуса, ботинки, крепления и даже лыжные палки по-другому ведут себя при низких температурах, количество поломок резко растет. Планируйте пути отступления и варианты маршрутов.
  • Обязательно контролируйте тепловой режим на подъемах. При сильном морозе возникает желание идти слишком быстро, или после отдыха начать движение в теплой куртке. Не делайте этого – это тяжелая ошибка! Под теплой курткой вы вспотеете и на следующем привале замерзнете еще сильнее, но теперь уже без возможности согреться, т.к. теплая куртка будет мокрой.
  • Берите с собой запасную теплую одежду и перчатки. Перед выходом группы проверьте, что все осознали, что на улице холодно и готовы к этому.
  • Постоянно контролируйте чувствительность пальцев на ногах и руках. Если им не холодно, но вы их не чувствуете, это может быть симптомами обморожения.
  • На привалах посмотрите в лица окружающих вас друзей - нет ли у кого-нибудь следов обморожения на лице?

Luzba 17 3

Еще несколько рекомендаций по снаряжению:

Ноги.

Производители современное скитурного снаряжения устроили настоящую гонку в борьбе за граммы веса. Мне нравятся легкие крепления и даже легкие лыжи, но вот легкие ботинки для сибирских морозов – однозначное зло.

Вес в современных ботинках как правило экономят за счет толщины подошвы и внутреника. У многих ботинок внутреники уже похожи на толстые носки да еще и с перфорацией… Ни о каком утеплении говорить, увы, не приходится.

Мой выбор - это достаточно толстые и теплые внутреники из материала EVA, и если у Вас родные внутренники не такие, то я настоятельно советую их поменять на кастомные. Intuition или Sidas со шнуровкой - отличный выбор.

Крайне не рекомендую надевать вторые или очень толстые носки. Эффект будет обратным – посадка ботинка станет плотнее и ноги станут сильнее мерзнуть.

Электрические стельки или носки с подогревом – хороший выбор в дополнение к теплому ботинку – согреть замерзшие ноги они не смогут, а вот поддержать тепло в теплом ботинке получается.

Одноразовые или многоразовые химические грелки – достаточно неудобны и работают не долго, но как аварийный вариант вполне функциональны. Ими можно отогреть замерзшие конечности.

И еще про ботинки. На морозе пластик «дубеет» и ботинки набирают дополнительную и часто излишнюю жесткость. Это не очень критично для катания, но при ходьбе слишком жесткие ботинки часто вызывают образование мозолей. Снять на морозе ботинки, чтобы заклеить ноги можно, а вот надеть потом замерзшую и задубевшую мыльницу получается не сразу и не у всех. В Лужбе мы это делали в пятером – в восемь рук раскрывая ботинок.

Руки.

До -20 я хожу в тонких перчатках из виндстопера, они хотя и намокают слегка, но держат ветер и в них не холодно. Но при более сильных морозах во влажных перчатках становится крайне некомфортно, поэтому я беру с собой несколько таких пар и меняю их при первых признаках намокания. На спуск и на случай сильного ветра я беру теплые двойные перчатки. И еще беру легкие и очень теплые варежки - для привалов и экстренных ситуаций. Химические грелки полезны и для рук.

Теплая одежда.

Никаких тяжелых курток/комбинезонов с утеплителем (горнолыжных, сноубордических) - они вообще безусловное зло для скитура, когда необходимо иметь максимальную вариативность за счет добавления/удаления слоев одежды, но на сильном морозе проблемы с промокшей от пота курткой особенно опасны. Ищите свой набор одежды, особенно на подъем, пробуйте разные варианты, берите больше тонких слоев и комбинируйте их, тут не бывает единых рекомендаций – все воспринимают холод и потеют по-разному.

Я кроме обычного комплекта (описан в статье ) дополнительно беру еще одну теплую куртку с капюшоном. Иногда в особо холодных условиях и при катании с канатной дороги или со снегохода - надеваю утепленные штаны.

Камус.

Даже очень хороший камус со свежим клеем на морозе -30 ведет себя не лучшим образом. После снятия крючка с пятки камус с характерным хрустом отпадает от лыжи и больше к ней не приклеивается. Каму с ненизкотемпературным клеем отваливаются уже в процессе движения. Бороться с этим можно несколькими способами.

Во-первых, правильный выбор камуса (описан в статье Камус – некоторые нюансы и лайфхаки). Во вторых, наклеивайте камус в тепле на теплые и сухие лыжи. Если это невозможно, то возите камус не в рюкзаке, где он гарантировано замерзнет, а сложенным в просторную бухту на животе. Наклеивать надо быстро и точно - второго шанса может не быть. Если клей на камусе совсем не работает, то на помощь приходят эластичные стяжки, которыми вы дополнительно крепите камус перед и за креплениями. Скольжение, конечно, ухудшается, но идти можно.

Но, как везде и всегда, самым главным инструментом для безопасного катания является собственная голова.

Желаю всем безаварийных приключений в снежной Сибири!

Записывайтесь наши программы в Лужбе и Казыре:

1-9 декабря Лужба, Глухариный1-9 декабря Лужба, Глухариный

12 - 20 декабря, Казыр, Лужба12 - 20 декабря, Казыр, Лужба

+7
  0  
кум808    20 Сентября 2018 (13:10)   #
Нормальное, имхо, название - сразу ясно, о чем речь.
Не спец в скитуре, но по настоящим морозам на лыжах походил много.
Сегодня не принято технически и организационно готовиться к аварийной ночевке в таких условиях?
В тексте я ничего такого не обнаружил.
Если не принято, то и ладно:-)

В целом все внятно, понятно из текста.
Разве что порадовало про "снять на морозе ботинки для того, чтобы заклеить пятки можно".
Я бы для ясности здесь добавил - " в хорошую погоду без ветра":-)
  • 6
  • 4
  • 1
  0  
Сергей Веденин    20 Сентября 2018 (22:58)   #
про ночевки - принято... снаряжение таскаем... не написал - это отдельная большая тема - и она больше не про технику, а про психологию и управление группой.
 Спасибо!

 
  0  
lavrik    21 Сентября 2018 (11:54)   #
Толково, спасибо. 
  0  
selfit57    21 Сентября 2018 (13:52)   #
Вот почему и нельзя планировать раньше чем за неделю, лучше к приезду. 4 года не могу на Вашину гору приехать зимой, нет снега. Климат учитывать надо в первую очередь, все остальное неважно.
  • 6
  • 4
  • 1
  0  
Сергей Веденин    21 Сентября 2018 (21:59)   #
вам везет.. вы можете не планировать  на длинные сроки. я увы лишен такой радости.....
  0  
pasha1107    21 Сентября 2018 (18:54)   #
-37, в такой мороз лыжи не едут. Зачем вообще куда то идти) 
  • 6
  • 4
  • 1
  0  
Сергей Веденин    21 Сентября 2018 (22:01)   #
я тоже так думал, но  вот в Лужбе оказалось, что и в -37 едут. ну и бонусом там  инверсия и наверху немного ( или много) теплее...
 
  0  
selfit57    21 Сентября 2018 (22:07)   #

вам везет.. вы можете не планировать на длинные сроки. я увы лишен такой радости.....

На пупыри можно точнее планировать под солнце, без солнца лучше не кататься вовсе.
  • 6
  • 4
  • 1
  0  
Сергей Веденин    21 Сентября 2018 (22:36)   #
Вы и правлда счастливый человек - большинство жителей городских джунглей планируют отпуск за полгола - и катаются  до победного. В Лужбе  катание лесное и с этим сильно проше - рельеф и уклов видны практически всегда.
 
  0  
selfit57    21 Сентября 2018 (22:55)   #

Вы и правлда счастливый человек - большинство жителей городских джунглей планируют отпуск за полгола - и катаются до победного. В Лужбе катание лесное и с этим сильно проше - рельеф и уклов видны практически всегда.

Пупыри пониже и это даёт приличную видимость и без солнца, но горы могут быть просто во мраке, особенно на Севере, типа Кировска, куда и за неделю не выехать под солнце.
  0  
89    23 Сентября 2018 (18:33)   #
Не знаю как у других, а у меня когда в гору идешь то если палки короче не сделал или не перехватил пониже и приходится руки поднимать выше плеча, то руки замерзают буквально за 10 минут, приходится останавливаться и махать ими
  0  
кум808    24 Сентября 2018 (11:02)   #

Не знаю как у других, а у меня когда в гору идешь то если палки короче не сделал или не перехватил пониже и приходится руки поднимать выше плеча, то руки замерзают буквально за 10 минут, приходится останавливаться и махать ими

В романтические времена мы имели две пары рукавиц. Одни, условно говоря ходовые, из капронового авизента с усилением в местах по потребности и одним слоем синтетического утеплителя. Вторые просто меховые:-), с капроновым же верхом. Вторые как правило ездили в больших карманах штанов, на бедрах и всегда были сравнительно теплые. Смена рукавиц проблем не вызывала.

Такой комплект закрывал все потребности от оттепели и до -45 (ниже не проверял).

Отдельные эстеты еще имели тонкие шерстяные перчатки для еды:-) в палатке.

Руками махать особо не приходилось, просто сменил "ходовые" на меховые и порядок. Руки согрелись, можно обратно:-) поменять.

  0  
selfit57    24 Сентября 2018 (11:45)   #
Пустое рукавицами защищать руки, тоже валяются