Прямой эфир

Я б в инструкторы пошел, пусть меня научат
Тогда наверное слово "карвинговая" здесь лишнее. Если Вы его (слово) употребляете, то вероятно намекаете...
Гойко Митич 24.06.2019
«Горки Город» открыл раннее бронирование на новый зимний сезон
Забронировал я по раннему бронированию осенью 2017 года на февраль 2018 Горки Город. А в январе Библио...
Sparrovv 24.06.2019
+8

Скитур в холодных местах

Сергей Веденин Лента автора 20 Сентября 2018 (10:52) Просмотров: 595 13

Заголовок статьи, конечно, дурацкий. Скитур – это всегда в горах и по снегу, и часто бывает не жарко. Но все-таки, одно дело, скитур в Сибири в начале зимы, и совсем другое – прогулки по солнечным весенним склонам где-нибудь в Грузии.

Во время одной из наших программ в Лужбе мы и соседние группы довольно успешно продолжали ходить и кататься при температуре до – 37. О чем стоит подумать, если приходится ходить скитур в столь суровых условиях?

Luzba 17 2

 

Сам по себе холод часто не кажется очень страшным – оделся чуть по теплее, взял темп на подъем чуть быстрее, привалы – чуть покороче.

То есть сильный мороз – это просто один из факторов риска, который, к тому же создающий кумулятивный эффект со всеми остальными рисками в горах. На морозе хуже работает и легче ломается снаряжение, на порядок хуже работает клей на камусах, быстрее разряжаются батарейки в рациях и других приборах, замерзает вода в гидраторах и не кусаются шоколадки. Холод не способствует точности движений и гибкости, то есть плохо сказывается на безопасности спуска. А любые задержки и остановки из-за сломавшегося крепежа, отклеившегося камуса, или по любым другим причинам, в мороз могут стать причиной переохлаждений и обморожений.

Поэтому, при прочих равных, в сильный мороз, стоит еще больше внимания уделять планированию маршрута, проверке снаряжения, и выбирать более консервативные варианты маршрута.

Советы по тактике.

  • После похолодания не выходите сразу на длинный линейный маршрут. Человеку необходимо привыкнуть к новым условиям, протестировать снаряжение, понять, как вести себя при такой погоде.
  • Выбирайте более короткие маршруты с возможностью в любой момент срезать петлю и быстро оказаться в домике. В тепле можно согреться самим и наклеить камуса.
  • Камуса, ботинки, крепления и даже лыжные палки по-другому ведут себя при низких температурах, количество поломок резко растет. Планируйте пути отступления и варианты маршрутов.
  • Обязательно контролируйте тепловой режим на подъемах. При сильном морозе возникает желание идти слишком быстро, или после отдыха начать движение в теплой куртке. Не делайте этого – это тяжелая ошибка! Под теплой курткой вы вспотеете и на следующем привале замерзнете еще сильнее, но теперь уже без возможности согреться, т.к. теплая куртка будет мокрой.
  • Берите с собой запасную теплую одежду и перчатки. Перед выходом группы проверьте, что все осознали, что на улице холодно и готовы к этому.
  • Постоянно контролируйте чувствительность пальцев на ногах и руках. Если им не холодно, но вы их не чувствуете, это может быть симптомами обморожения.
  • На привалах посмотрите в лица окружающих вас друзей - нет ли у кого-нибудь следов обморожения на лице?

Luzba 17 3

Еще несколько рекомендаций по снаряжению:

Ноги.

Производители современное скитурного снаряжения устроили настоящую гонку в борьбе за граммы веса. Мне нравятся легкие крепления и даже легкие лыжи, но вот легкие ботинки для сибирских морозов – однозначное зло.

Вес в современных ботинках как правило экономят за счет толщины подошвы и внутреника. У многих ботинок внутреники уже похожи на толстые носки да еще и с перфорацией… Ни о каком утеплении говорить, увы, не приходится.

Мой выбор - это достаточно толстые и теплые внутреники из материала EVA, и если у Вас родные внутренники не такие, то я настоятельно советую их поменять на кастомные. Intuition или Sidas со шнуровкой - отличный выбор.

Крайне не рекомендую надевать вторые или очень толстые носки. Эффект будет обратным – посадка ботинка станет плотнее и ноги станут сильнее мерзнуть.

Электрические стельки или носки с подогревом – хороший выбор в дополнение к теплому ботинку – согреть замерзшие ноги они не смогут, а вот поддержать тепло в теплом ботинке получается.

Одноразовые или многоразовые химические грелки – достаточно неудобны и работают не долго, но как аварийный вариант вполне функциональны. Ими можно отогреть замерзшие конечности.

И еще про ботинки. На морозе пластик «дубеет» и ботинки набирают дополнительную и часто излишнюю жесткость. Это не очень критично для катания, но при ходьбе слишком жесткие ботинки часто вызывают образование мозолей. Снять на морозе ботинки, чтобы заклеить ноги можно, а вот надеть потом замерзшую и задубевшую мыльницу получается не сразу и не у всех. В Лужбе мы это делали в пятером – в восемь рук раскрывая ботинок.

Руки.

До -20 я хожу в тонких перчатках из виндстопера, они хотя и намокают слегка, но держат ветер и в них не холодно. Но при более сильных морозах во влажных перчатках становится крайне некомфортно, поэтому я беру с собой несколько таких пар и меняю их при первых признаках намокания. На спуск и на случай сильного ветра я беру теплые двойные перчатки. И еще беру легкие и очень теплые варежки - для привалов и экстренных ситуаций. Химические грелки полезны и для рук.

Теплая одежда.

Никаких тяжелых курток/комбинезонов с утеплителем (горнолыжных, сноубордических) - они вообще безусловное зло для скитура, когда необходимо иметь максимальную вариативность за счет добавления/удаления слоев одежды, но на сильном морозе проблемы с промокшей от пота курткой особенно опасны. Ищите свой набор одежды, особенно на подъем, пробуйте разные варианты, берите больше тонких слоев и комбинируйте их, тут не бывает единых рекомендаций – все воспринимают холод и потеют по-разному.

Я кроме обычного комплекта (описан в статье ) дополнительно беру еще одну теплую куртку с капюшоном. Иногда в особо холодных условиях и при катании с канатной дороги или со снегохода - надеваю утепленные штаны.

Камус.

Даже очень хороший камус со свежим клеем на морозе -30 ведет себя не лучшим образом. После снятия крючка с пятки камус с характерным хрустом отпадает от лыжи и больше к ней не приклеивается. Каму с ненизкотемпературным клеем отваливаются уже в процессе движения. Бороться с этим можно несколькими способами.

Во-первых, правильный выбор камуса (описан в статье Камус – некоторые нюансы и лайфхаки). Во вторых, наклеивайте камус в тепле на теплые и сухие лыжи. Если это невозможно, то возите камус не в рюкзаке, где он гарантировано замерзнет, а сложенным в просторную бухту на животе. Наклеивать надо быстро и точно - второго шанса может не быть. Если клей на камусе совсем не работает, то на помощь приходят эластичные стяжки, которыми вы дополнительно крепите камус перед и за креплениями. Скольжение, конечно, ухудшается, но идти можно.

Но, как везде и всегда, самым главным инструментом для безопасного катания является собственная голова.

Желаю всем безаварийных приключений в снежной Сибири!

Записывайтесь наши программы в Лужбе и Казыре:

1-9 декабря Лужба, Глухариный1-9 декабря Лужба, Глухариный

12 - 20 декабря, Казыр, Лужба12 - 20 декабря, Казыр, Лужба

+8
0  
кум808    20 Сентября 2018 (13:10)   #
Нормальное, имхо, название - сразу ясно, о чем речь.
Не спец в скитуре, но по настоящим морозам на лыжах походил много.
Сегодня не принято технически и организационно готовиться к аварийной ночевке в таких условиях?
В тексте я ничего такого не обнаружил.
Если не принято, то и ладно:-)

В целом все внятно, понятно из текста.
Разве что порадовало про "снять на морозе ботинки для того, чтобы заклеить пятки можно".
Я бы для ясности здесь добавил - " в хорошую погоду без ветра":-)
  • 6
  • 5
  • 1
0  
Сергей Веденин    20 Сентября 2018 (22:58)   #
про ночевки - принято... снаряжение таскаем... не написал - это отдельная большая тема - и она больше не про технику, а про психологию и управление группой.
 Спасибо!

 
0  
lavrik    21 Сентября 2018 (11:54)   #
Толково, спасибо. 
0  
selfit57    21 Сентября 2018 (13:52)   #
Вот почему и нельзя планировать раньше чем за неделю, лучше к приезду. 4 года не могу на Вашину гору приехать зимой, нет снега. Климат учитывать надо в первую очередь, все остальное неважно.
  • 6
  • 5
  • 1
0  
Сергей Веденин    21 Сентября 2018 (21:59)   #
вам везет.. вы можете не планировать  на длинные сроки. я увы лишен такой радости.....
0  
pasha1107    21 Сентября 2018 (18:54)   #
-37, в такой мороз лыжи не едут. Зачем вообще куда то идти) 
  • 6
  • 5
  • 1
0  
Сергей Веденин    21 Сентября 2018 (22:01)   #
я тоже так думал, но  вот в Лужбе оказалось, что и в -37 едут. ну и бонусом там  инверсия и наверху немного ( или много) теплее...
 
0  
selfit57    21 Сентября 2018 (22:07)   #

вам везет.. вы можете не планировать на длинные сроки. я увы лишен такой радости.....

На пупыри можно точнее планировать под солнце, без солнца лучше не кататься вовсе.
  • 6
  • 5
  • 1
0  
Сергей Веденин    21 Сентября 2018 (22:36)   #
Вы и правлда счастливый человек - большинство жителей городских джунглей планируют отпуск за полгола - и катаются  до победного. В Лужбе  катание лесное и с этим сильно проше - рельеф и уклов видны практически всегда.
 
0  
selfit57    21 Сентября 2018 (22:55)   #

Вы и правлда счастливый человек - большинство жителей городских джунглей планируют отпуск за полгола - и катаются до победного. В Лужбе катание лесное и с этим сильно проше - рельеф и уклов видны практически всегда.

Пупыри пониже и это даёт приличную видимость и без солнца, но горы могут быть просто во мраке, особенно на Севере, типа Кировска, куда и за неделю не выехать под солнце.
0  
89    23 Сентября 2018 (18:33)   #
Не знаю как у других, а у меня когда в гору идешь то если палки короче не сделал или не перехватил пониже и приходится руки поднимать выше плеча, то руки замерзают буквально за 10 минут, приходится останавливаться и махать ими
0  
кум808    24 Сентября 2018 (11:02)   #

Не знаю как у других, а у меня когда в гору идешь то если палки короче не сделал или не перехватил пониже и приходится руки поднимать выше плеча, то руки замерзают буквально за 10 минут, приходится останавливаться и махать ими

В романтические времена мы имели две пары рукавиц. Одни, условно говоря ходовые, из капронового авизента с усилением в местах по потребности и одним слоем синтетического утеплителя. Вторые просто меховые:-), с капроновым же верхом. Вторые как правило ездили в больших карманах штанов, на бедрах и всегда были сравнительно теплые. Смена рукавиц проблем не вызывала.

Такой комплект закрывал все потребности от оттепели и до -45 (ниже не проверял).

Отдельные эстеты еще имели тонкие шерстяные перчатки для еды:-) в палатке.

Руками махать особо не приходилось, просто сменил "ходовые" на меховые и порядок. Руки согрелись, можно обратно:-) поменять.

0  
selfit57    24 Сентября 2018 (11:45)   #
Пустое рукавицами защищать руки, тоже валяются