Вокруг монблана (либо частично )... 26 Июня 2024 - 6 Июля 2024 Франция, Шамони
из СПб, конец января, начало февраля 1 Октября 2024 - 6 Февраля 2024 Франция
0

Солнечный остров

Reports Лента автора 29 Августа 2005 (10:55) Просмотров: 493 1
По количеству погожих дней «солнечный остров» Альп д’Юэз лишь немного уступает швейцарскому Санкт-Моритцу. Согласно официальной метеостатистике, их здесь триста в году. В январе солнце не покидает эти склоны восемь часов в сутки, в апреле - одиннадцать.

Высокогорная область Оазан в департаменте Изер. Большие, красивые горы, разделенные глубокими долинами и живописными ущельями. Озера, стиснутые в каменных ладонях, летящие с круч водопады. Старые деревни и церкви на отрогах… И новые курортные станции.

Солнечный остров

Столица обширного горнолыжного региона, Альп д’Юэз лежит на широком плато, расположенном на южном склоне массива Grandes Rousses, на высоте 1860 метров над уровнем моря. Дорога от аэропорта Гренобля занимает час-полтора. Самое интересное - подъем, который начинается у лежащего внизу, в долине, городка Бург-д’Оазан. Чем-то это напоминает подъем в Ла Плань или Вербье. Четырнадцать километров при перепаде высот 1100 м - вы едете куда-то в небо, за облака… Двадцать один поворот на 180 градусов, но кажется, что их, этих чудовищных виражей, раза в два, а то и в три больше. Сколько килограммов теряют тут участники ежегодного этапа Tour de France, одного из самых сложных и престижных в знаменитой велогонке?..

Высота в Альп д’Юэзе ощущается даже острее, чем в Тине или Валь Торансе, которые на самом деле находятся на 300-500 метров выше. Там горы вокруг тебя, в непосредственной близости, тут - на некотором отдалении. Такое впечатление, будто сам живешь на одной из вершин. По разные стороны станции торчат лысые макушки Signal (2115) и Signal de l’Homme (2176), пологие склоны Plat des Marmottes (2100-2300) отделяют от возвышающихся на северо-востоке Dome des Petites Rousses (2800) и Pic Blanc (3330)…

В Альп д’Юэзе не тесно. Современные пяти-восьмиэтажные здания отелей и больших апартаментских комплексов, соседствуя с традиционными альпийскими шале, стоят на приличном расстоянии друг от друга. Широкие улицы, почти проспекты - хоть военные парады устраивай; на станции, кстати, базируется 93-й дивизион французской горной артиллерии. 1700 постоянных жителей и 32 000 мест для гостей. Много магазинов и ресторанов, несколько коммерческих центров и супермаркетов. Большой спортивный и конгресс-центр. Продуманная транспортная система: бесплатные лыжные автобусы курсируют по четырем маршрутам, плюс к тому внутри курорта работают несколько перекидных канаток. Одна доставляет снизу, из исторической Юэз-Виллаж, другая связывает центр Альп д’Юэза с подъемниками Rond Point des Pistes, третья перебрасывает из района Eclose в район Bergers.

Имеется и собственный аэропорт. Четырехкреселка, на которой можно переехать через ущелье к трассам Signal de l’Homme, проходит аккурат под тем местом, где самолеты отрываются от взлетной полосы - интересные ощущения... Построенный в 1967 году, в преддверии гренобльской Олимпиады (Альп д’Юэз тогда, к сожалению, в силу разных обстоятельств принимал у себя лишь соревнования по бобслею), алтипорт носит имя Анри Жиро - выдающейся личности в истории горной авиации, пилота, установившего немало уникальных рекордов, приземлившегося, например, на вершину Монблана.

* * *

Альп д’Юэз - прежде всего горнолыжный курорт. Специально созданный и прекрасно оборудованный для тех, кто приезжает сюда, чтобы кататься, кататься и кататься.

Солнечный остров

Когда-то на плато располагались просторные альпийские пастбища. В окрестных горах добывали серебро и уголь. Угольные разработки, кстати, велись тут вплоть до середины прошлого века, пока шахту Herpie (так теперь называются одна из канаток и "красная" трасса) не уничтожила лавина.
В начале 1920 годов управляющему шахтерской столовой Herpie Морису Ражону пришла в голову блестящая идея построить канатную дорогу с небольшими вагончиками, которые бы доставляли уголь на семь километров ниже, в Бург-д’Оазан. Отнюдь не случайно именно этого предприимчивого господина некоторое время спустя французский Туристический Клуб назначил директором своего шале, которое было приобретено, чтобы давать приют его членам летом и зимой. Доподлинно известно, что уже в конце 1920-х - начале 1930-х годов парижане, приезжавшие провести новогодние каникулы на высокогорном плато, останавливались в dortoir-refuge у мсье Ражона и катались на лыжах.

Однако настоящей датой рождения станции считается 1936-й, когда на небольшом холме l’Eclose, практически в центре нынешнего курорта, заработал первый бугельный подъемник. Первый в мире, - уточняют в Альп д’Юэзе и готовятся в феврале 2006 года торжественно отметить 70-летнюю годовщину этого события. Бугель был спроектирован Жаном Помагальски, впоследствии основавшим фирму POMA, понастроившую канатных дорог по всему свету; имел несколько деревянных опор, длину всего 150 м и вытягивал на высоту 50 м. Местные жители тогда полагали, что катающиеся с гор на лыжах люди, мягко выражаясь, немного не в себе - с тех пор склон Eclose называется Piste des Idiots.
Между тем именно это "идиотское" занятие влекло в Альп д’Юэз все новых и новых гостей. Один за другим строятся отели: Edelweiss, Ours Blanc, Grand Hotel, Genepi… Зимой 1937 года станция могла одновременно принять уже 245 человек. Тогда же гусеничный подъемник начал доставлять желающих покататься в район озера Lac Blanc, а Роже Фризон-Роше открыл первую горнолыжную школу. Через пару лет, перед войной, в Юэзе и Альп д’Юэзе насчитывается в общей сложности шестнадцать отелей, работают три подъемника - в те годы это один из самых крупных горнолыжных центров Франции.

А сразу после войны возникает и первая "связка" с расположенной на западном склоне Signal деревней Виллар-Рекюла, ставшая прообразом будущего объединенного региона Grandes Rousses. Сегодня в него входят еще несколько курортных поселков: Аури-эн-Оазан, Ла-Гарде, Оз-эн-Оазан, Вожани - передвигаться между ними можно не снимая лыж. Общая протяженность трасс составляет 238 км, обслуживают их 87 современных канаток, способных каждый час забрасывать на вершины почти сто тысяч человек.

* * *

Учебные площадки есть на всех горнолыжных курортах, однако редко где встретишь такое количество светлых, широких и длинных, удобных для новичков трасс. Словно развернутый веер, лежат они на южных и юго-западных склонах перед Альп д’Юэзом. Здесь крутится не меньше дюжины бугельных подъемников. Не нравится висеть на бугеле - к услугам начинающих катальщиков несколько креселок, можно также воспользоваться двумя кабинными дорогами, 6- и 25-местной.

Солнечный остров

Чуть круче спуски с Signal, но и тут, наряду со спортивными "красными" трассами, имеются несколько спокойных "синих" дорожек длиной до двух километров. Не откажите себе в удовольствии скатиться по Petit Prince на другую сторону, в Виллар-Рекюла (1480): очень живописное место. Или по трассе Village прогуляться в старый Юэз (1500).

Подготовленным лыжникам есть смысл отправиться в более продолжительные и интересные путешествия: ski-safari, безусловно, один из главных козырей региона, не будь этой возможности, он много бы потерял.
Скоростная четырехкреселка из района Bergers, ныряя на дно глубокого ущелья и взлетая по противоположному склону, переносит в сектор Аури. Несколько добротных "красных" трасс с Signal de l’Homme и полуторакилометровый "черный" спуск в Ла-Гарде (1460) - одни из немногих в регионе, имеющих северную ориентацию. Естественный снежный покров снежные пушки не поддерживают: хорошо в январе, в середине марта уже не очень… Сам поселок Аури-эн-Оазан расположен на высоте 1600 м, на склоне горы, а кажется, будто на дне котлована: кресельные подъемники расходятся из него в трех направлениях, подобно значку Mersedes.

Поднявшись из Альп д’Юэза на первой очереди гондол Troncon и двинувшись вправо по приятной, раскатистой "красной" трассе, вы через некоторое время приедете в Оз-эн-Оазан (1350). Совсем крошечная станция, построенная пятнадцать лет назад, интересна уже тем, что окружена хвойным лесом - таких уютных лесных уголков, куда можно добраться на лыжах, в Grandes Rousses немного. В разные стороны вытягивают одинаковые 12-местные "стаканы". Если не торопитесь вернуться в Альп д’Юэз, поднимайтесь на L’Alpette (2050). Сюда можно скатиться и со второй очереди Troncon, с отметки 2700 м, но вряд ли это доставит вам большое удовольствие: спуск в средней части довольно узкий, забитый народом.

Солнечный остров

С Alpette не разгоняйтесь, чтобы не проскочить левый поворот на одну из самых красивых трасс во всем регионе - "черную" Fare. Прижимаясь к северному склону, будто из последних сил цепляясь за скалы (с другой стороны натянута защитная сетка), она устремляется вниз, в долину, где виднеется краешек озера Verney. Приблизительно на полпути вам встретится очаровательный водопад, низвергающийся с десятиметрового уступа в облаке золотых брызг. Не слишком, однако, засматривайтесь на ходу по сторонам: спуск неширокий, крутой, требующий к себе внимания - любуйтесь видами не раньше, чем затормозите.

Кстати, о красотах. Некоторые из приезжающих в Альпы целыми днями, как заводные, носятся по трассам, ничего вокруг себя не замечая. Другие, выбрав пару-тройку горных ресторанов, большую часть времени проводят за их столиками - и тоже мало что видят. Жаль… Не сидите на месте, не топчитесь на одном и том же склоне, но и находясь в постоянном движении, найдите время, чтобы остановиться-оглянуться: Альпы так прекрасны!

По всей длине оборудованный снежными пушками, имеющий перепад высот более 800 м, спуск Fare в каком-то смысле тупиковый. Он приводит в самую нижнюю точку региона, в местечко Enversin d’Oz (1100). Воспользовавшись фуникулером (три кабины по 10 человек), предстоит подтянуться к Вожани (1250). Тихий семейный курорт. Несколько десятков шале на южном склоне, отличный спортцентр с бассейном… Трассы к Вожани не подходят, зато шестиместная гондольная канатка за десять минут доставляет отсюда в район катания Montfrais (1650), где работают две 4-креселки и пара бугелей. Обратите внимание на расположенные в самом конце долины живописные дорожки, "черную" и "синюю", местами совсем не детскую. А на большом фуникулере из Вожани можно, сделав пересадку на Alpette, вознестись аж на Dome des Petites Rousses, на высоту 2800 м. Верхняя станция представляет собой изящную, воздушную конструкцию на краю пропасти: как она выдерживает огромный, 160-местный, вагон?..

Вот еще чему я никогда не перестану удивляться: таких маленьких курортов, как Вожани, в Альпах сотни, если не тысячи - и все оснащены мощными современными подъемниками! Откуда что берется?..

* * *

С Dome des Petites Rousses можно прямиком спуститься в Альп д’Юэз. "Красные" трассы, расположенные на втором "этаже" региона - с отметки 2700 м, Lievre Blanc (2530), Plat des Marmottes (2300) - честно говоря, не кажутся мне особо интересными. Куда привлекательнее самый верхний, третий "этаж" - Pic Blanc (3330), ледник Sarenne. До недавнего времени подняться туда можно было единственным способом - на 80-местном фуникулере. Теперь есть и другой путь: новая канатка фирмы Doppelmayr вытягивает с Clocher de Macle (2800) на 3060 метров.

Небольшой по размерам ледник Sarenne лежит в чаше, склоны имеют восточную, южную и западную ориентацию. Тут долго сохраняется хороший снежный покров: и в начале апреля можно поймать пушистую январскую целину. Обычно на ледниках трассы широкие и пологие - главной особенностью ледникового района Sarenne является то, что тут имеется несколько по-настоящему крутых "черных" спусков. Они значительно длиннее, чем может показаться, судя по схеме. Обслуживают их две 4-креселки, неторопливые, собирающие очереди, что немного портит настроение от действительно классного катания наверху.

Солнечный остров

Панораму, открывающуюся с Pic Blanc, путеводитель Michelin отмечает тремя "звездами". Ресторана тут нет, перекусить и обогреться толком негде. Но вид, в самом деле, великолепный: острые зубья Aiguille d’Arves (3510), Meije (3982), Les Ecrins (4102), Muzelle (3465)… На юго-востоке отлично виден перевал Ле Дез Альп: и сама станция, и трассы над ней, и начало спуска в Ля Грав… Шестидневный skipass Альп д’Юэза включает два дня бесплатного катания в этом регионе, куда за час с небольшим можно добраться на автобусе, - не упустите такой шанс.

Есть три варианта возвращения с третьего "этажа". Не очень уверенным в себе лыжникам лучше воспользоваться канаткой. Уверенные и упрямые обычно следуют через туннель, расположенный на высоте 3000 м. Эту узкую дыру в теле горы пробили, связав таким образом восточный и западный склоны, еще сорок с лишним лет назад, в 1964 году; на Pic Blanc тогда ходил не фуникулер, а кресельный подъемник. Возможно, туннель стал первым в мире подобным сооружением специально для лыжников. Длина его двести метров, ширина - метра три. Ближе к выходу в каменной нише устроено нечто вроде часовни. Небольшая скульптура Notre Dame du Pic Blanc; фотография улыбающегося молодого человека: Thomas Puffe 19.10.1973 - 05.03.1997; рядом гранитная плита: Leonel Lacroix 16.03.1959 - 16.02.1996; цветы и свечи… Жертвы здешних гор. Своего рода предупреждение о необходимости соблюдать осторожность, и совсем не напрасное. Сразу за туннелем - крутой, бугристый, темный участок склона, ратраки по нему не ходят; ниже - проще, но тоже не без сюрпризов. Основная трасса, которая, естественно, называется Tunnel, приводит к довольно большому озеру Lac Blanc. Если взять левее, через "черную" Breche можно выехать к промежуточной станции гондол Marmottes.

Третий, пожалуй, наиболее интересный вариант спуска с самого верха - по знаменитой 16-километровой "черной" Sarenne. В Альп д’Юэзе считают, что это самая длинная трасса в мире - не будем спорить. Открытая в 1976 году (раньше был просто "маршрут"), она начинается с вершины Pic Blanc и финиширует в ущелье Sarenne, перепад высот составляет около двух километров. Подготовленный лыжник проходит ее минут за двадцать, "чайник" спускается часа полтора. Рекордное время было зафиксировано в 1990 году, в ходе Derby de Sarenne: у мужчин - 4 минуты 48 секунд, у женщин - 5 минут 21 секунда. Эти впечатляющие результаты наверняка были бы улучшены, если бы с 1991 года по соображениям безопасности Derby не прекратили проводить.
Несколько сложных отрезков в верхней части, сменяющихся более-менее спокойными выкатами. Несколько сильно разгоняющих крутяков посередине и замысловатых мест, когда трасса, сужаясь, начинает петлять между скальными уступами. А дальше, за поворотом направо - ничего "черного". Долгий, пологий выход вдоль речки, бегущей по дну ущелья. Отвесные стены, водопады... Красиво. Тоже часть "самой длинной в мире" трассы. Жаль, насладиться Sarenne несколько раз в день редко удается: слишком много времени занимает подъем к месту старта.

Полные описания французских курортов (описание трасс, карта горнолыжного региона, информация об отелях, ресторанах и пр.) вы найдете в книге Юрия Бугельского SKI GUIDE.

Автор: Ю. Бугельский
0
0  
Тоболь    28 Июля 2006 (13:14)   #
Был в январе 2004. Ехать, как всегда часа 3-4, но наверху супер.
Город довольно большой, гулять по нему в лом, а горки супер!