+12

Возрастные особенности развития детей при катании на горных лыжах / сноуборде

isiarussia Лента автора 17 Сентября 2013 (15:31) Просмотров: 4590 3
При организации процесса обучения в основной части помимо пожеланий ребенка и его родителей по-прежнему важно учитывать его возрастные особенности:  его физические, физиологические и психологические особенности. Это важно для выбора стиля общения с ребенком, формы подачи материала, вида упражнений, выбора вспомогательного инвентаря, а также вариантов перерывов между упражнениями. Порядок освоения элементов будет общим в соответствии с методикой обучения катанию на горных лыжах или сноуборде. Отличаться будет требование к качеству их выполнения. Чем младше ребенок, тем меньше данное требование, но начиная с подросткового возраста можно предъявлять их как к взрослым.
 






















Для детей до 12 лет основной формой подачи материала будет игровая форма. При этом важно помнить, что, какой бы она ни была, основной её целью должна быть не только отработка правильного движения, но и также развитие силы, координации, контроля скорости, соблюдение безопасности. Подразделение упражнений игровой формы происходит с учетом возраста детей:
-   в 3-4 года всё происходит на основе подражания;
-   в 5-6 лет - с использованием сказочных героев, бытовых ситуаций;
- в 7-12 лет - с использованием элементов соревновательности («Кто лучше, дальше, дольше?»);
- в 13-18 летиспользуются упражнения как с взрослыми, и развлекательные (например, для перерыва).
Идеи для игр могут подсказать сами дети, в зависимости от своих интересов. Главное здесь уметь их услышать и суметь спонтанно обыграть их, превратив в эффективное упражнение. До 13 лет не имеет смысла объяснять тонкости техники катания с использованием терминологии. Объяснять стоит непосредственно действия, которые нужно выполнить, используя при этом простой язык, доступный ребенку на данном возрастном уровне.
Условно можно выделить следующие типы упражнений: на работу над основными ошибками в технике катания, на безопасность катания, на координацию и равновесие, на поднятие настроения, на общность группы и отвлечения внимания (отдых). Каждый тип таких упражнений будет актуален для конкретного ребёнка или группы в большей или в меньшей степени, поэтому инструктор, учитывая возрастные особенности и оценив  уровень развития маленького клиента, может уделять внимание больше одному типу, чем другому. (Например, если у ребёнка плохо развито равновесие, есть смысл его тренировать отдельно, дополнительно, чтобы впоследствии этот пробел не стал препятствием к техническому росту.)
При проведении занятия можно использовать следующий дополнительный инвентарь: 
  • вешки, ворота, конусы, щетки (например, для обозначения траектории движения, что очень актуально до 7 лет);
  • игрушки-сидения, дорожки для подъема (для 3-4-летних);
  • игрушки,  обручи разных размеров, мячи, надувные шары и т.п.
На учебном склоне также можно использовать снежные конструкции в виде волн, контроуклонов, мини-тармплинов.
 
Типы перерывов также будут зависеть от возраста ребёнка. Так, например, с 3-4-летними во время отдыха можно собрать игрушки, вместе попить, поиграть в снежки или построить что-нибудь из снега,  покататься на карусели или пойти посмотреть что-то интересное на территории ГЛЦ. Для более старших детей, опять же в зависимости от уровня физического развития и интересов, для перерыва можно использовать подъем на подъемнике, игровые и соревновательные упражнения, катание по лесу или неподготовленному склону, или просто спуск без упражнений.
 
 
Возрастные особенности развития детей
Знание физиологических и психологических особенностей развития детей поможет инструктору правильно строить процесс обучения и облегчит понимание поведения детей разного возраста. Эта тема очень обширная, её изучают в педагогических учебных заведениях в течение нескольких лет, поэтому в рамках данной статьи отражены только ключевые моменты, которые помогут инструктору сформировать основу психологической работы с детьми.
 
При рассмотрении формирования детской группы в зависимости от возраста были выделены 5 периодов:
  1. 3–4 года — младший дошкольный возраст;
  2. 5–6 лет — средний и старший дошкольный возраст;
  3. 7–10 лет — младший школьный возраст;
  4. 11–14 лет — средний школьный возраст (подростковый возраст);
  5. 15–18 лет — старший школьный (юношеский возраст).
Чтобы качественно и продуктивно работать с детьми разных возрастов, необходимо изучить психологические особенности каждого из возрастных периодов, учитывая общую характеристику развития ребёнка и его физические особенности.
 
  1. 3–4 года — младший дошкольный возраст.
           &nb sp;      Важный этап психологического развития ребёнка данного возраста:
«Кризис 3-х лет» — в это время ребёнок начинает осознавать себя отдельной независимой личностью. Он стремится не только что-то делать самостоятельно, но и самостоятельно «решать», делать это или нет, из-за чего возникают конфликты со взрослыми. В этом возрасте ребёнок может совершать поступки наперекор не только родителям, но порой даже самому себе: например, он может отказаться выполнять просьбу не потому, что ему не хочется, а только из-за того, что его об этом попросили. «Кризис 3-х лет» проявляется в появлении и демонстрации своеволия, упрямства, негативизма, строптивости, протеста / бунта, деспотизма, симптома обесценивания ранее любимых вещей или людей. Чтобы смягчить этот кризис, можно в чём-то уступать ребёнку, но если это угрожает его безопасности или здоровью, нужно твёрдо настаивать на своём.
 
Общая характеристика возраста:
Ребёнок 3–4-х лет очень зависим от родителей, поэтому их присутствие может, как помогать, так и отвлекать. Плохо контактирует со сверстниками. Внимание рассеянное, он часто отвлекается.
На первом занятии дети этого возраста часто плачут, пока не привыкнут к инструктору, поэтому не рекомендуется частая смена инструктора. Для них характерна низкая готовность к регулярным занятиям — они быстро теряют интерес, особенно если поймут, что это обязательное занятие. Могут наотрез отказаться от занятия, что обусловлено «кризисом 3-х лет». Если уговоры и влияние родителей не помогают, то лучше раньше закончить занятие.
Для детей 3–4-х лет объяснение не играет ведущей роли — слова для них как ярлыки для предметов, сущность которых они ещё не понимают. Поведение на занятии сильно зависит от их настроения, и зачастую инструктору требуется определённое усилие, чтобы его изменить.
 
Физические особенности развития:
Детям 3–4-х лет трудно сохранять среднюю и переднюю стойку из-за низкого развития силовых качеств. Также им свойственна слабая координация и быстрая утомляемость от занятий, поэтому не стоит ждать идеального технического выполнения элементов.
 
Рекомендуемые действия:
Важно понимать, что в 3 года катание на горных лыжах будет больше развлечением (как правило, для родителей), чем занятием.
Лучший способ обучения детей 3–4-х лет — использование простого подражания, повторения действий. Самый распространённый приём — это имитации действий животных, окружающих предметов (деревьев и т. п.). Необходимо использовать больше анимации, пытаться наладить контакт: с ними постоянно нужно говорить, привлекая внимание. Никаких монотонных упражнений, нужна быстрая смена заданий (как в рекламном клипе). Желательно активно использовать дополнительные предметы (постройки на детской площадке, игрушки). Во время занятия обязательно делать небольшой перерыв со сменой деятельности (например, попить воды, разыграть сценку). С играми во время перерыва нужно быть аккуратнее, так как если она будет интереснее, чем катание, ребёнок может отказаться от продолжения занятия. При объяснении не использовать никаких технических терминов.
 



























 
  1. 5–6 лет — средний и старший дошкольный возраст.
           &nb sp;      Важный этап психологического развития ребёнка данного возраста:
5–6 лет — это возраст «почемучек»: дети задают очень много вопросов, на которые нужно терпеливо и желательно обоснованно отвечать, так как на базе этих ответов они формируют своё представление об устройстве мира и используют их как основу для своих высказываний, например, активно употребляют в своей речи «взрослые выражения». Для этого возраста также характерно проявление упрямства, что чаще всего является защитной реакцией на чрезмерную опеку и авторитарность родителей, попыткой защитить свою самостоятельность, независимость, своё право на собственную жизнь. Напрямую подавлять упрямство не нужно — ребёнок многие вещи воспринимает буквально, поэтому рекомендуется тактично использовать маленькие хитрости для изменения его мнения.
 
Общая характеристика возраста:
Дети 5–6 лет очень любят игры с сюжетом и конкретными ролями (в пиратов, в водителя автомобиля и т. д.). В это время начинают формироваться отношения «лидерство / подчинение», поэтому инструктор должен быть активным и самостоятельным. Детям уже легче контактировать с окружающими людьми, они свободно общаются с инструктором и другими детьми. Также вырастает концентрация внимания, но они по-прежнему легко отвлекаются.
В этом возрасте дети воспринимают ситуацию только со своей точки зрения, они не способны посмотреть на мир глазами другого человека и уловить связь между предметами. В общении вычленяют из целого отдельные детали, но не могут их связать друг с другом и с целым; не способны установить связь между разными деталями ситуации, путают причины и следствия.
 
Физические особенности развития:
Дети 5-6 лет более скоординированы и выносливы в отличие от детей 3-4 лет. Они уже спокойно могут выдерживать занятие длительностью 1-2 часа при наличие перерывов.
 
Рекомендуемые действия
Инструктор должен активно использовать желание детей играть, применяя понятные ребёнку образы. Рекомендуется обучать через демонстрацию. Необходимо строго поддерживать дисциплину, особенно на занятии в группе.
 



















 
  1. 7–10 лет — младший школьный возраст.
Важный этап психологического развития ребёнка данного возраста:
В это время начинается «кризис 7-ми лет» — дети теряют свою непосредственность и, как следствие, нередко начинают манерничать и паясничать. Проявляется симптом «горькой конфеты» — когда ребёнок что-то делает плохо, но старается этого не показать, и если за эту плохую работу его оценивают хорошо, то это его огорчает. Также в связи с началом учебной деятельности меняется статус ребёнка, взрослые предъявляют к нему больше требований, что сказывается на его поведении.
 
Общая характеристика возраста:
У ребёнка меняется отношение к занятиям, так как начинается обучение в школе, поэтому легче поддерживается дисциплина. Он стремится быть социально значимыми, может сознательно ставить перед собой цели и стараться достичь их, но, если не получает быстрый результат, легко сдаётся. Зачастую сильно переоценивает свои возможности.
В этом возрасте дети очень эмоциональны, однако поддаются внушению старших, так как авторитет старшего до сих пор очень велик. Есть стремление проверить свои силы в той или иной деятельности, добиться каких-либо достижений, поэтому особенно значимыми для них становятся игры-соревнования. Интересы детей становятся более разнообразными, но отношение к ним пока поверхностное.
В период с 7 до 12 лет быстро растёт способность к запоминанию, повышается концентрация внимания.
 
Физические особенности развития:
В этом возрасте у детей ещё не завершены процессы окостенения, слабо работают стопы. Интенсивное развитие скелета тесно связано с формированием их мышц, сухожилий и связочно-суставного аппарата, но мышцы развиваются неравномерно: быстрее крупные мышцы, медленнее — малые. Это одна из причин того, что дети 7–10 лет плохо справляются с упражнениями на точность. Первые закрепившиеся физические навыки обладают значительной устойчивостью и способны сохраняться в течение многих лет.
 
Рекомендуемые действия:
С детьми 7–10 лет гораздо проще наладить контакт, хотя дети все разные. Важно придумать разные способы игровой интерпретации одного упражнения, потому что им не интересно простое отрабатывание техники катания, стойки и положений. Если ребёнок ставит перед собой высокую цель, требующую терпения, труда, времени, но по каким-либо причинам не может быстро её добиться, то он может полностью потерять интерес к достижению этой цели из-за детской нетерпеливости и отсутствия усидчивости. Необходимо убедить его заниматься дальше, объяснить, почему не получается и как с этим бороться, поработать с родителями. Такой подход очень поможет в жизни ребёнка при достижении им других целей.
 
  1. 11–14 лет — средний школьный возраст (подростковый возраст).
Важный этап психологического развития ребёнка данного возраста:
«Кризис переходного возраста», который характеризуется бурным созреванием организма — это интенсивное физическое развитие, половое созревание, появление так называемого чувства взрослости, что сказывается на изменении в психике. Наблюдаются высокая эмоциональность, неуравновешенность, резкие перепады настроения, немотивированные поступки, вспыльчивость и обидчивость, преувеличение своих возможностей.
 
Общая характеристика возраста:
Появляется способность к анализу своих действий, они сознательно могут направлять внимание, внутренне регулировать свои действия усилием воли. Это время так называемого «трудного характера» — могут сделать что-то нехорошее и огрызнуться, но, несмотря на внешнюю «колкость», им по-прежнему необходимо понимание, поддержка и одобрение взрослых. Они становятся очень критичными по отношению к себе, к тому, как они выглядят, что делают, как к ним относятся другие люди. Повышается значимость мнения сверстников, а мнение родителей в большинстве случаев уходит на второй план.
 
Физические особенности развития:
В это время происходит интенсивный рост и увеличение размеров тела. Высокими темпами улучшаются отдельные координационные и силовые способности, умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость, но гибкость развивается слабо. Организм подростков быстро настраивается на работу, поэтому в этом возрасте хорошо закладывается техническая база, физическая подготовка, морально-волевые качества, что особенно важно учитывать при подготовке будущих спортсменов.
 
Рекомендуемые действия:
В процессе обучения необходимо ориентироваться на общие характеристики данного возраста. Рекомендуется выбирать авторитарный стиль управления, который особенно действенен во время групповых занятий. Инструктору нужно спокойно и твёрдо наставать на своих просьбах, но при этом, чтобы не возник конфликт, можно в чём-то идти на разумный компромисс, если это не угрожает потере достоинства и авторитета. Важно быть осторожным в критике, особенно относительно внешности и в присутствии значимых для подростка людей — необходимо помнить, что любое неосторожное замечание может легко заложить или развить ненужные внутренние комплексы, которые могут негативно повлиять на его дальнейшую жизнь.
 
  1. 15–18 лет — старший школьный (юношеский возраст):
Важный этап психологического развития подростка данного возраста:
Это период завершения полового созревания. К 18-ти годам поведение подростка становится более уравновешенным, психика — более устойчивой. Физическое развитие влияет на некоторые качества личности: например, осознание своей физической силы, здоровья и привлекательности формирует у юношей и девушек высокую самооценку, уверенность в себе, жизнерадостность и т. д., и наоборот, осознание своей физической слабости порой вызывает у подростка замкнутость, неверие в свои силы, пессимизм.
 
Общая характеристика возраста:
Подростки начинают более осознанно относиться к обучению. Если старший школьник просто хочет знать, что представляет собой то или иное явление, то он стремится разобраться в разных точках зрения на этот вопрос, составить своё мнение, установить истину. Им становится скучно, если нет умственных задач, они любят исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное. Повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и диффренцировать их. Могут проявлять достаточно высокую волевую активность, например, настойчивость в достижении поставленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утомления. У девушек снижается смелость.
 
Физические особенности развития:
Этот период характеризуется завершением процессов формирования всех органов и систем, организм достигает функционального уровня взрослого человека. Замедляется развитие кондиционных способностей (тонуса, силы, выносливости, гибкости, скорости и др.) и координационных способностей (точности, меткости, ловкости и др.). Тем не менее, ещё сохраняются немалые резервы для улучшения двигательных способностей, особенно если это делать систематически и направленно.
 
Рекомендуемые действия:
Общение можно строить как со взрослыми; подростки очень ценят лёгкость в общении и хорошее чувство юмора. Они предъявляют высокие требования к уровню катания инструктора, от чего зависит уровень доверия к организации обучения, советам, рекомендациям. Излишне самоуверенных необходимо корректно осекать и, наоборот, помогать излишне замкнутым обретать уверенность в своих силах.
 
Читайте в следующих статьях: «Варианты детской анимации», «Правила подъёма с детьми на разных типах подъёмников», «Правила обеспечения безопасности детей на занятии»…
+12
  • 1
+1  
Frolski    18 Сентября 2013 (19:05)   #
Хорошая тема. Полезная. И хорошо если будет продолжение. Можно еще включить раздел "большие горы и дети" - тоже есть своя специфика в организации занятий и отдыха. Хорошо-бы рассказать для пап и мам. как построить самостоятельные занятия со своим ребенком - ведь многие учат детей без инструктора и совершают массу ошибок.
  • 46
  • 33
  • 19
+1  
Храбовченко Владимир    19 Сентября 2013 (09:00)   #
СПАСИБО. Очень хорошая и насыщенная статья по актуальной для каждого инструктора и родителя теме.
0  
Parsenn    19 Сентября 2013 (14:30)   #
На 100% подерживаю! Тема очень актуальна!
Первые две статьи тоже были информативны (кто ещё не читал):
1) https://ski.ru/az/blogs/post/osobennosti-zanyatii-s-detmi/
2) https://ski.ru/az/blogs/post/uchim-rebenka-gornolyzhnoi-tekhni ke-sovety-instruktoru/

Будем ждать продолжения!