Прямой эфир

Новости лыжестроения 2019-2020
Ну да. Вспоминаются спортивные Росси Radical 16 Carbon 10-летней давности. Были верхними спортботами...
Perfect Gentleman 21.08.2019
Новости лыжестроения 2019-2020
Есть ощущение, однако, что растет не реальная жесткость , а цифры в каталоге Тут  как-то супруга...
кум808 21.08.2019
+7

Все, что вы хотели знать о сплитборде, но боялись спросить

Intacto Лента автора 11 Февраля 2014 (11:41) Просмотров: 2582 18

Часть 1 – Введение в вопрос

— Будь проще и люди к тебе потянутся.
— Лучше я буду сложнее и от меня отстанут те, кто проще.
Все чаще можно видеть зарубежные ролики, в которых крутые райдеры катают нетронутые склоны, при этом поднимаются туда не с помощью вертушки, а самостоятельно. Раньше это был удел лыжников – снегоступы не идут ни в какое сравнение со скитуром. Но теперь Jeremy Jones,  Xavier De Le Rue и прочих райдеров можно все чаще видеть штурмующими очередную гору на сплите. И это не удивительно, ведь даже по сравнению с хели у сплита есть явные преимущества (помимо цены J ) – не на всякую гору можно подняться на вертолете, так как не везде они есть. А вот сплит можно взять с собой в любое путешествие. С некоторым опозданием, но сплитбординг становится популярным и у нас в стране. Сибирь, Камчатка, Хибины, а также Грузия и Киргизия уже стали довольно известными местами для сплитбординга.
Бэккантри лагеря на Камчатке, проводимые ребятами из Kamchatka Freeride Community – отличный вариант для сплитбординга
 
Эта серия статей будет посвящена сплитбордингу в целом и его частностям: что это такое и зачем нужно, как и где выбрать снаряжение, на что обратить внимание.
 

Экскурс в историю

Пилите, Шура, пилите!
 
Сплиты появились в конце 80-х году, в Штатах, когда (как ходят легенды, по пьяной лавочке) Brett Kobernick пришло в голову, что гор и снега вокруг полно, а ходят и катают их только лыжники на скитуре и как-то это несправедливо. С горячей руки он распилил свою доску на 2 части, а на утро проснулся, посмотрел на получившееся и начал думать как с этим жить дальше.
 
Один из первых сплитов Brett Kobernick – не самая элегантная конструкция
Идея удалась на славу и некоторый райдеры последовали его примеру. В 1994 году он вышел на компанию Voile, считающуюся сейчас «основателем» индустрии, и они начали выпускать небольшие серии сплитбордов.  Сегодня, так или иначе, большинство бордов даже от других производителей имеют что-то от Voile, так как во многих сплитах используется их система крепления, а большинство даже специальных сплитовых креплений используют их платформы.
Параллельно этому, в Канаде, горный гид John Buffery также додумался, что было бы удобнее водить группы сноубордистов, будучи на доске. Вот только тропить ему было лень, поэтому он также распилил свою доску и поставил на нее лыжные крепления.
 
Оригинальный сплит John Buffery – взгляд лыжника
В 1996 John Buffery показал свое детище легендарному Craig Kelly, а тот уже поделился идеей со своим спонсором – Burton. Таким образом, Burton стал одной из первых фирм, которые делали сплиты и их линейка держалась довольно долго, но постепенно ушла с рынка. Сегодня Burton пытается снова заявить о себе, как ведущий производитель сплитов, но за эти годы популярность обрели другие брэнды.
С годами сплитбординг начал приобретать популярность в Штатах, дальше вышел на мировой уровень. Сегодня это большая индустрия, в которую, помимо компаний-энтузиастов, типа Voile или Venture, начали приходить гиганты промышленности: K2, Volkl, Elan и другие. Технологии не стоят на месте с каждым годом на международных выставках представляются новые системы, крепления и доски. Производители ботинок также стали делать специальные модели, появились гибриды с лыжными скитурными ботинками.

 

Принцип работы и детали

— Фу, ну и чудище!
— Не очень-то вежливо! Нормальный ослик.
Вся суть сплитборда заключается в том, что для спуска он - обычный сноуборд, а на подъеме конструкция превращается в «лыжи» и на них, используя специальные «шкурки» - камуса, можно подниматься в гору, не проваливаясь в глубокий снег. Да, сплит создан прежде всего для целины, так как по «бетону» подниматься проще в обычных ботинках, а то и в кошках. Но и какой смысл куда-то подниматься часами, чтобы катать по бетону? Ходят именно за вкусным и свежим целяком!
Сплитборд Volkl Cashew в райдовом и скитурном виде.
Рассмотрим по порядку все детали сплитборда.
По большому счету сплит – это обычный сноуборд, распиленный на 2 части. Довольно долго это именно так и было, но сейчас производители усиливают и корректируют конструкцию для сохранения необходимой торсионной жесткости. Да, на больших скоростях и жестком расколбасе можно почувствовать отличия в поведении доски, но постепенно эти проблемы решаются благодаря новым технологиям. Также сплит имеет дополнительные закладные под туринговую часть системы креплений.
Очень желательной деталью является «внутренний» кант и боковые стенки, располагающиеся на внутренних частях половинок, внутри распила. Такая конструкция улучшает сцепление при подъеме и защищает доску. Сейчас все производители делают эти элементы в своих сплитах, но хэнд-мейд сплиты не всегда снабжаются ими.
Система крепления половинок доски. Она состоит из 4 точек крепления: на носу, на хвосте и пара креплений, отстоящих от концов на некоторое расстояние. На концах доски используются крючки-защелки, а основные крепления имеют разные варианты, но по сути – это или крючки или клипсы. Второй вариант имеет существенные преимущества, но об этом будет детально рассказано во второй части.
 
Сплит Jones Hovercraft: 1 - внутренний кант, 2 и 3 - передний и задний крючки, 4 и 5 - фирменные клипсы Karakoram
 
Гораздо сложнее обстоят дела с системой креплений. Она может представлять собой или интерфейс для установки и использования ваших обычных креплений или же являться специальными креплениями для сплитборда. Это именно система, так как состоит она из нескольких элементов: непосредственно крепления, база для установки крепления в райдовое положение, туринговая платформа для фиксации носка креплений, платформа для пятки креплений в туринговом режиме, оснащенная упорами. Рассмотрим эти компоненты немного подробнее.
Система крепления и адаптер от Voile для установки классических креплений. 1 -металлические платформы для креплений, 2 - база для установки платформ в райдовый вариант, 3 - скитурное крепление, 4 - пяточная платформа и дуги
 
Крепления Ranger – навороченный хэнд-мейд из Австралии
 
Крепления мало чем отличаются от классических. Основное отличие – возможность быстрой переустановки между райдовым и скитурным положением, поэтому они оснащаются специальными системами крепления. Если говорить об адаптерах, то крепления прикручиваются к ним жестко, а уже адаптер реализует систему быстрой перестановки. Специализированные крепления имеют жесткую и прочную базу, выполняемую из различных сплавов. При этом, важным показателем креплений является их вес, поэтому хайбэки и стрепы многие производители стараются облегчить до совершенно неприличных вариантов.
 

Облегченный стреп дя креплений Karakoram
 
Райдовая база ставится в основные закладные и прикручивается обычными болтами. Обычно она состоит из двух частей, на которые тем или иным способом устанавливается крепление. Вся эта конструкция и служит основной силой, удерживающей две половинки сплита вместе и обеспечивающей жесткость всей конструкции.


База новых креплений системы Prime от Karakoram
 
Туринговая платформа под носок обеспечивает его фиксацию, при общей подвижности крепления. Если совсем просто – это что-то вроде беговых лыж. Самые простые варианты – крепление на осевом штифте, более сложные варианты почти полностью повторяют скитурные крепления. Главное здесь – прочность и надежность конструкции, возможность быстрой и удобной фиксации.


Туринговое крепление Karakoram – крючки захватывают штифт платформы и дают креплению вращаться вокруг него
 
Туринговая платформа для пятки обеспечивает необходимый уровень подъема для крепления и защищает доску от ударов железной конструкцией. Упоры разной высоты обычно делаются в виде проволочных дуг разной высоты, которые можно поднимать при необходимости. Когда райдер идет вверх, то с ростом уклона склона пятка как бы проваливается вниз и идти становится неудобно – для этого и существует данная поддержка. Когда крутизна становится совсем некомфортной, то необходимо двигаться траверсами, пересекая по диагонали.
 

Пяточный упор с двумя дугами разной высоты
 
Некоторые крепления обладают дополнительной возможностью фиксации пятки – это удобно на пологих участках или для подъема лесенкой, но это не самая критичная необходимость.
 
Камуса представляют собой специальное покрытие, обладающее «шерсткой», которая дает возможность скользить вперед, но препятствует скольжению назад/вниз. Таким образом можно идти вверх по склону. Это покрытие клеится на скользяк доски и может быть использовано много раз (в зависимости от качества клея и соблюдения всех условий хранения и эксплуатации). Камуса, используемые для сплитбординга практически ничем не отличаются от лыжных аналогов, за исключением системы крепления, так как концы половинок сплита имеют иную форму. Можно, конечно, использовать или камуса на отрез или адаптировать лыжные крепления, но специальные камуса все же лучше, хотя выбор их пока невелик.


Система крепления камусов для сплита на примере G3 Alpinist
 
Когда камуса уже не держат или приходится сталкиваться с жесткими/обледеневшими склонами, то необходимо использовать крампоны – кошки, устанавливаемые на туринговую систему креплений. Они могут быть разной формы у разных производителей, но важна возможность их подвижности, то есть они должны быть закреплены также, как и крепления – только за носок и иметь возможность свободно подниматься при шаге. Это необходимо для возможности постановки каждой половинки сплита полностью на камус – именно он обеспечивает основное сцепление. Большинство производителей так и делают, но есть исключения. Кошки обычно имеют свою систему установки, особенную для разных производителей и моделей, поэтому необходимо их приобретать у того же производителя, что и система креплений, под определенную модель.
 
 Кошки Voile, установленные на систему креплений Voile Light Rail
Ну и, наконец, чтобы посмотреть как все это работает вместе - видео (рассматривается общий принцип на основе системы Voile):

https://www.youtube.com/watch?v=ikZ6CH7ZN28 
 
Ну вот, с общей теорией покончено и начинается самое интересное – в последующих частях рассмотрим каждую часть подробно с обзором реальных моделей на рынке, плюсами и минусами? а также практическими советами по выбору.
Stay tuned!
+7
  • 65
  • 21
  • 11
0  
jul    11 Февраля 2014 (11:59)   #
Интересно у Каракорума перед Voile  какие преймущества? Легче что-ли?
  • 4
  • 5
  • 5
0  
Intacto    11 Февраля 2014 (12:24)   #
Там много деталей на самом деле. И Voile - адаптеры или именно крепления - у них есть свои Light Rail? В третьей части будет очень детальный анализ всех существующих креплений на рынке: Voile, Spark R&D, Karakoram, а также обзор выходящих новинок: Ranger, Phantom, Plum. Сейчас забегать вперед не буду, так как лучше посмотреть все полнстью ;)
Но это после первой части - обзора самих сплитов, там тоже есть интересные моменты.
+1  
Pycak    13 Февраля 2014 (14:21)   #
Раз можно спрашивать безнаказано, то: а можно ли на сплите в лыжной их составляющей вниз телемарком сьезжать небольшие растояния?
  • 4
  • 5
  • 5
0  
Intacto    13 Февраля 2014 (16:00)   #
Ответ, как обычно, "вообще нельзя, но если очень хочется, то можно".
Вообще реально нет, нельзя. Даже для тех креплений, в которых есть возможность фиксации пятки в туринговом положении, производители четко пишут в инструкции, что нельзя их использовать как лыжи для спуска. Это связано прежде всего с тем, что конструкция все же не настолько надежная и скорее всего не выдержит нагрузок. Хотя, судя по отзывам, народ вполне себе спускается небольшие отрезки на выходах и траверсах, если нужно, но там уклон совсем небольшой и аккуратно нужно.
Если говорить в целом, то стоит помнить, что сплит все же не лыжи и у него только один реальный кант с радиусом у двух половинок, то есть поворачивать полноценнно довольно сложно.
Ну и про телемарк в частности - на обычных скитурных крепах на лыжах ведь тоже им никто не катает - для этого используются специальные телемарковые крепы. Я сам не интересовался снарягой для телемарка никогда, поэтому точных деталей не скажу, но по сплитовым точно знаю, что так никто не делает, да и зачем? Если хочется спускаться как на лыжах, то покупайте тогда лыжи!
0  
Pycak    13 Февраля 2014 (16:04)   #
Просто есль скатить на подходе метров так 50м, а потом обять вверх топать, то собирать Боррд, а потом опять разбирать долго, вот и интересуюсь :) То есть если осторожно, то можно :)
  • 4
  • 5
  • 5
0  
Intacto    13 Февраля 2014 (16:48)   #
ну обычно на подходах бывает перепад, но он с небольшим уклоном. Там да, можно аккуратно и 50 и 100 и даже 200 метров. Если вот только крутяк или нужно маневрировать сильно, то даже 20 метров лучше снять сплит, повесить на рюкзак или взять в руки и пройти в ботах.
0  
TheSkier    13 Февраля 2014 (14:51)   #

.можно ли на сплите в лыжной их составляющей вниз телемарком сьезжать небольшие растояния?

хреново выходит, видел я енто душераздирающее зрелище. vava.gif

ЗЫ: товарисч походу местный. :)

0  
Pycak    13 Февраля 2014 (15:12)   #
Телемарк не цель, а способ ее приближения!
ЗЫ:  Конечно местный, с благословенной кочки, да прибудет пухляк на наши головы  :)
0  
TheSkier    13 Февраля 2014 (15:20)   #
ну дык тогда есть смысл именно телемарком и заняться, вообще без доски. :)
0  
Pycak    13 Февраля 2014 (15:30)   #
С одной стороны звучит логично и разумно. А с другой стороны, Я - человек , который катается на одной доске, с привязанными к ней ногами, едет боком, и у него передняя и задняя нога, вместо левой и правой. Ну вот как со мной говорить с позиции разумного и логики?! )))
Хотя идея телемарка мне очень нравится, этакая квинтэссенция беккантри и фрирайда. :) 
0  
TheSkier    13 Февраля 2014 (15:33)   #

у телемаркеров тоже есть и передняя и задняя ноги, вот получу боты скоро для ентого дела, возможно и попробую, но тут это офф-топ. :)

0  
Pycak    13 Февраля 2014 (15:36)   #
А там и до борда совсем ничего :)
  • 7
  • 7
  • 17
0  
цаца    14 Февраля 2014 (05:05)   #
Меня давно мучает вопрос: реально ли работает этот "лавинный шнур" на креплениях? Кто-нибудь катал, пробовал сдернуть сплит на ходу?
  • 4
  • 5
  • 5
0  
Intacto    14 Февраля 2014 (12:58)   #
Этот шнур есть только на креплениях Voile, другие производители (которые считаются более продвинутыми ;) ) его не делают. Теоретически дернуть его и раскрыть крепления, наверное, можно. Другой вопрос, что пока есть возможность, лучше пытаться уйти от лавины, то есть оставаться на доске. А вот когда уже становится понятно, что не уйдешь, то, как мне кажется, может не быть возможности что-то там дергать. Ну или будешь скорее эйрбэг дергать.
А еще это дополнительный риск, что за какой-нибудь куст зацепишься и отстегнешься. А еще у многих штаны будут закрывать его и так просто не дернешь.
Мне кажется, что штука в теории ничего так, но вообще сомнительного применения. Опыта использования нигде не нашел
0  
irbes    18 Февраля 2014 (00:39)   #
Три года Волевским крепам.
Кто пусил эту "утку" про лавинный шнур? перестаньте тиражировать этот бред.
Сами крепы нормальные, по весу практически = каракарумам. Бакли сразу надо сменить!
Трещетки заедают даже в домашних условиях, какие там уж  для них Лавины.
имхо "лавинного опыта" точно не дождетесь.
Заменил уже две трещети, погнул и сломал оси. Нагрузка при дерганье (обратите внимание!) получается по косательной. Под собачки трещеток, если набивается снег или лед -то их воообще не расстегнуть, хоть кувалдой стучи. Из деятка фирм крепов хуже трещеток еще не встречал. Согласен даже мучаться с резиновой (лайтовой) фигней на носовом стрепе Каракарумов, чем с заедающими Волевскими баклями.
Про лавины отдельная песня, не для этой темы.

имхо
Для БК надо завязывать с "мягкими" баклями на сплитбордах
и переходить на "жесткие"  ботинки TLT, с длинными сплитбордами (можно тройными)
и обязательно без рокера.

ЗЫ
Извиняюсь, не выдержал - уже слился с форума.
 
  • 4
  • 5
  • 5
0  
Intacto    18 Февраля 2014 (15:07)   #
Да, все верно. Ну, утку пустили сами Voile ))) По мне так реально лучше его срезать, чтоб не дернулся ненароком.
По поводу креп их целом... да, вес нормальный, с остальным там не так хорошо, но об этом детально в третьей части, это самое интересное будет (и про Phantom тоже), поэтому не тороплюсь, по возвращению из Японии будет детальный пост.
Ну а пока 2 часть - про сами доски! https://www.ski.ru/az/blogs/post/vse-chto-vy-khoteli-znat- o-splitborde-2-vybor-splita 
0  
Zhorzh    21 Января 2016 (21:08)   #
Подскажите плиз, пришло время менять борд, совсем изжил своё, уже 4 года прошло.
Смотрю в сторону сплита, но вопрос как он себя ведёт по трассе, бывает все таки выбираюсь на трассу, не всегда по пухляку гоняю. Поэтому и вопрос если процентов 20-30 катания по трассе для сплина нормально? Как он себя ведёт на подготовленном склоне?
заранее спасибо!
  • 7
  • 7
  • 17
0  
цаца    24 Января 2016 (01:32)   #

Ведет он себя нормально, абсолютно так же, как его неразрезанный собрат, но мне вот всегда жалко долбать сплит по трассам, посему все-таки вожу две доски с собой)

Иметь сплит как единственную доску - весьма накладно, он дорогой, а убивается так же, как и обычный борд.