0

Закантовка. Технический роман из жизни лыжи в двух частях с иллюстрациями

iz Лента автора 11 Декабря 2004 (06:30) Просмотров: 413 11
Закантовка. Технический роман из жизни лыжи в двух частях с иллюстрациями. Часть 1

Часть 2

Теперь, когда мы разделались в первой части с силой веса, ничто не мешает нам воспарить. Невысоко, не в заоблачные выси, а так, приподняться чуть над склоном и посмотреть сверху - что там выделывает лыжник? А он там из поворота в поворот кидается, фан получает и адреналин вырабатывает.

Закантовка. Технический роман из жизни лыжи в двух частях с иллюстрациямиЗакантовка. Технический роман из жизни лыжи в двух частях с иллюстрациями Не будем ему мешать малоприличными окриками сверху, а постараемся умственно напрячься и представить себе наряду с тем, что видим, ещё и некоторую воображаемую линию, которую выписывает центр тяжести лыжника при движении. Если нам это удастся, мы увидим примерно ту же картину, что на рис. ж. На нём голубым цветом изображена траектория лыж, а красным пунктиром - как раз траектория центра тяжести лыжника.

Рисунок отображает довольно краткий период сопряжения поворотов. В момент времени А лыжник начинает выполнять некие технические действия для того, чтобы закончить один поворот и начать другой. Неважно, какой техникой он пользуется. В момент времени B он переводит лыжи уже на другую сторону своего туловища и продолжает смещать их, и далее до момента С, где он уже расположил лыжи желаемым образом и готов начать следующий поворот. Дело за малым.

Но тут, в интересах следствия, мы его грубо остановим. И поинтересуемся - чем же примечателен момент С? И начнем загибать пальцы:
  1. На промежутке, по крайней мере, В-С лыжник находится в фазе разгрузки, т.е. лыжи практически не взаимодействуют со снегом; центр тяжести лыжника движется по инерции и под действием силы веса, и имеет в момент С некую скорость V, направленную примерно так, как изображено на рисунке
  2. Центр тяжести лыжника уже смещён внутрь будущего поворота и, может быть, весьма значительно
  3. Лыжи уже поставлены на кант и, может быть, под весьма большим углом, но ещё не прогнуты, поскольку прогибать их пока нечем – на них не действует ни вес, ни центробежная сила.
Таково положение дел в момент времени С. Но уже в следующий момент разгрузка заканчивается и лыжник начинает давить на лыжи. Начинается поворот. И если имеющиеся на момент С смещение центра тяжести и угол закантовки достаточно малы, то лыжник вполне обойдётся тем, что мы уже рассматривали в первой части. Если же они велики, а именно это характерно для спортивного и экстремального катания, то лыжник оказывается глубоко в ситуации, уже изображенной нами ранее на рис. д в первой части статьи. То есть он начинает падать внутрь будущего поворота. Начиная сразу с больших углов, возможно, даже «запредельных». И гарантировать ему, что он-таки не упадёт, как мы уже говорили, мы не можем. Скорее, наоборот. Но падать лыжник не хочет. Поэтому ему нужен дополнительный механизм, который позволял бы уверенно продолжать поворот и в этой ситуации, не особо задумываясь об углах, смещениях и всем прочем, о чем мы говорили в первой части. Такой механизм есть и заключается он в использовании инерции собственного тела.

Закантовка с использованием инерции тела

Как мы только что видели, у лыжника в определённых ситуациях могут быть проблемы с прогибом лыж, когда те механизмы, что мы рассматривали в первой части, не работают или работают неэффективно. Как можно прогнуть лыжи, используя инерцию собственного тела?

Самый простой способ ощутить это – подпрыгнуть на месте. Тут два раза приходится преодолевать инерцию тела: при разгоне его вверх и торможении его последующего падения. И то и другое приходится делать ногам, отталкиваясь от опоры. То есть, производя на неё давление. Чем резче толкать и тормозить тело, тем сильнее, но короче по времени давление на опору. А толкать тело и тормозить его можно, и стоя на лыжах, и не только вверх. В этом существенное отличие от силы веса, которая всегда действует строго вертикально. Рассмотрим более близкий к нашей теме пример. Допустим, вы совершаете простое боковое соскальзывание и решаете резко остановиться. Нет сомнения, что вы остановитесь, но давайте посмотрим, что вам пришлось для этого сделать:
  • разгрузить лыжи и выдвинуть их вниз по склону, чтобы принять наклонное положение для противодействия последующему торможению
  • поставить лыжи на кант, чтобы это самое торможение обеспечить
  • амортизировать ногами возникшее резкое торможение.
Закантовка. Технический роман из жизни лыжи в двух частях с иллюстрациямиЗакантовка. Технический роман из жизни лыжи в двух частях с иллюстрациями Для наглядности момент окончания разгрузки изображен на рис. з. Красная прерывистая линия - траектория, которую описывает центр тяжести. «Бугор» на ней соответствует фазе разгрузки лыж. В конце разгрузки ваш центр тяжести под действием собственного веса приобретает некоторую вертикальную скорость . Сумма этой скорости и скорости соскальзывания Vc, дает общую скорость ценра масс V. Вы как бы прыгнули вбок и приземлились на лыжи. Картинка именно и отражает положение тела и его скорость в момент касания лыжами снега. В следующий момент вы всей своей массой начинает «наезжать» на лыжи, т.е. давить на них как раз инерцией своего тела и как раз в направлении скорости V. Лыжам деваться некуда, они врезаются в снег и, опираясь на них, вы уже гасите свою скорость ногами. Прогнутся ли лыжи в момент торможения? Конечно, ведь вы давите на них со значительной силой, тем большей, чем интенсивней торможение. И давите уже не сверху вниз, а вниз и вбок, как раз так, как и следует давить на лыжу – нормально к её поверхности.

Зададим себе ещё один вопрос: остановятся ли лыжи сразу на месте «как вкопанные», как только мы их задавили, или «продребезжат» по склону вниз на какое-то расстояние? Ответ прост: это зависит от скорости, на которой вы решили остановиться. Если она небольшая, вполне можно остановиться сразу, т.е. лыжи врезаются в снег и остаются на этом же месте, а вам приходится компенсировать возникшее резкое торможение ногами. Если же скорость большая, то или ноги не справятся, или снег не выдержит давления. И вы будете иметь некоторый «тормозной путь» вниз по склону.

Обратите внимание, в этом простом упражнении с соскальзыванием уже присутствуют все составляющие закантовки, о которых мы говорили: центр тяжести смещён в сторону от лыж, лыжи поставлены на кант и прогнуты. И даже вдавлены в снег. Именно инерцией тела лыжника. Но как только торможение закончилось, эти силы уже не действуют. Остаётся один вес. Все инерционные воздействия на лыжи носят кратковременный характер. Лыжник может регулировать их длительность только за счёт интенсивности исполнения.

Вот теперь мы вполне готовы рассмотреть, как же лыжник использует то, о чём мы только что говорили, – свою инерцию, - для закантовки в повороте. Для этого нам придётся вернуться туда, где мы его и оставили – в точку С. И рассмотреть его действия более пристально. Теперь нам придётся попотеть, чтобы наверх залезть и посмотреть на лыжника сверху, и вниз спуститься - в «торец» ему глянуть. На трёх нижеследующих рисунках в левой части изображены интересующие нас вещи в проекции на плоскость склона, а в правой части – в вертикальном сечении, проходящем через центр тяжести лыжника перпендикулярно лыжам.

Посмотрим, как лыжник может исполнить закантовку в одну и ту же дугу предстоящего поворота. В зависимости от того, как он закончил фазу перехода, т.е. участок А-В-С, возможны три качественно различных ситуации. Рассмотрим их по очереди.

1. В момент С лыжник расположил лыжи на дуге поворота так, как это изображено на рис. и слева (напомню: лыжи ещё не прогнуты). Направление лыж (для простоты мы будем рисовать только одну лыжу и будем считать её прямой, пока она не прогнута) отстаёт от вектора продольной скорости V (красной) на некоторый угол α в направлении будущего поворота.

Закантовка. Технический роман из жизни лыжи в двух частях с иллюстрациями

Разложим продольную скорость V на составляющие Vt и Vn, соответственно параллельную и перпендикулярную направлению лыж. Поставленная на кант, но непрогнутая лыжа стремится двигаться в направлении, естественно, Vt, а центр тяжести «убегает» от неё со скоростью Vn. Справа изображено, как суммируются в этом случае поперечные составляющие и как направлена суммарная поперечная скорость (зелёная) центра тяжести лыжника относительно лыж. Здесь инерция тела не только не помогает надавить на лыжи и прогнуть их, а, наоборот, делает это проблематичным.

Наверное, многие могут вспомнить ощущение, когда после закантовки внешняя лыжа начинает резво уходить из-под вас наружу поворота, и приходится восстанавливать равновесие энергичным коньковым шагом или несколькими, на внутреннюю лыжу. Восстановить равновесие, как правило, удаётся, но с предполагаемой дуги поворота придётся уйти. Такое исполнение может смело считаться технической ошибкой в спортивных дисциплинах, но может и культивироваться специально, как своеобразный технический приём в какой-нибудь из многочисленных разновидностей карвингового «экстрима».

2. Взаимное расположение тех же вещей в момент С такое, как изображено на рис. к, т.е. направление лыж и вектора продольной скорости V совпадают.

Закантовка. Технический роман из жизни лыжи в двух частях с иллюстрациями

В этом случае относительного движения лыжи и центра тяжести нет, и в поперечном плане остаётся только вертикальная составляющая скорости. Её можно разложить на две составляющие: в направлении лыж и поперёк. Та, что направлена в сторону лыж, является полезной в рассматриваемом нами смысле, но её может и не хватить, поскольку сама вертикальная скорость , приобретаемая в ходе разгрузки, как правило, невелика.

Лыжник может помочь ей только одним способом: энергично распрямляя ноги, т.е. выталкивая себя внутрь поворота. Этим он создаёт кратковременное давление на лыжи, достаточное, чтобы прогнуть их и заставить двигаться по дуге. Понятно, ноги у него для этого должны быть предварительно согнуты. Но это только читать легко: если лыжник выполнит это движение недостаточно интенсивно – он может не прогнуть лыжи; если же он перестарается, то потеряет равновесие, просто «выпрыгнув» из поворота раньше, чем он начнётся. Отметим, что тут он также использует инерцию своего тела, чтобы создать давление на лыжи.

3. И, наконец, всё обстоит так, как на рис. л.

Закантовка. Технический роман из жизни лыжи в двух частях с иллюстрациями

Лыжи опережают вектор скорости V на некоторый угол α в направлении поворота. В этом случае разложение скорости будет уже иным. Поперечная составляющая Vn направлена теперь в сторону лыжи. Соответственно и правая картинка примет тот самый вид, который мы уже видели, когда упражнялись в соскальзывании. И, думаю, читателю дальше всё уже понятно и без пояснений. Это, пожалуй, самый рациональный способ закантовки. Лыжнику нужно «всего лишь» при сопряжении поворотов соразмерить своё текущее и предполагаемое движение и правильно поставить лыжи в положение небольшого упора. И всё. Остальное произойдёт само собой. И лыжи прогнутся, и поворот начнётся, и лыжник не упадёт. Вот основные достоинства этого исполнения закантовки:
  • поворот может начинаться сразу с больших и очень больших углов наклона; это единственный способ, позволяющий лыжнику выходить из критичесих ситуаций, когда он уже почти лежит на склоне
  • закантовка выполняется практически мгновенно, поскольку для этого нужно лишь прогнуть лыжи на несколько сантиметров; лыжник может дополнительно ускорить прогиб лыж распрямлением ног
  • у лыжника нет тех проблем с равновесием, что были в предыдущих ситуациях, поскольку не он отталкивается от лыж, а его придавливает к лыжам его собственная инерция
  • по этой же причине у лыжника имеется возможность дополнительно затянуть фазу давления на лыжи за счёт сгибания и последующего распрямления ног
  • и всё это управляется исключительно просто – углом постановки лыжи, т.е. может дозироваться настолько точно, что лыжник может прогнуть лыжу и начать поворот сразу с выпрямленной внешней ногой, не прибегая к амортизирующему проседанию.
Вдумчивый читатель, наверное, заметит, что подобная техника применялась и в «классическую» эпоху не только для начала, но и для ведения поворота в целом. И будет прав. Что ж, классика – она потому и классика! Но попутно возникает и «классический» вопрос: а не вызывает ли такая закантовка, когда лыжа ставится слегка поперёк движения, дополнительного торможения и, стало быть, потери скорости. Не зря же Л. Фельман обратил внимание на сходство резаного поворота с упоровой техникой.

Действительно, лыжник использует для прогиба лыж часть своей кинетической энергии. Если взглянуть на последний рисунок, то поперечная составляющая скорости Vn, сделав своё дело, исчезнет, соответственно исчезнет и часть продольной скорости V. Хотя речь идёт о весьма малых долях скорости, всё равно жалко. Но, увы, лучшего пока никто не изобрел. Правда, лыжник может восстановить эту составляющую скорости. Если он выполнит приём «упруго», т.е. амортизируя давление на лыжи сгибанием ног, то уже в ходе поворота он может восстановить эту часть скорости распрямлением ног. Грубо говоря, лыжник может спрыгнуть с табуретки и остаться стоять на полу, а может спрыгнуть, постоять и снова запрыгнуть на ту же табуретку. Но это, пожалуй, уже относится не к процессу закантовки.

На что уходит эта часть кинетической энергии лыжника? На прогиб лыжи, врезание её в снег и удержание её в этом состоянии до тех пор, пока не начнется поворот, и это дело не примет на себя центробежная сила совместно с весом. А лыжа у нас поставлена в положение упора по отношению к скорости лыжника и врезается тоже в этом положении. Не приведёт ли это к торможению? Приведёт. Но правильней поставить вопрос так: не приведёт ли это к дополнительному торможению по сравнению, скажем, с ситуацией, отраженной в п.2? Тогда мы будем должны ответить – нет. Врезание прогнутой лыжи в снег всегда сопровождается торможением, которое есть неизбежное зло, поскольку эти же самые силы, которые вызывают торможение, также и заставляют лыжу вращаться. Чтобы начался поворот, необходимо, чтобы лыжа, а вместе с ней и лыжник, приобрели некоторую скорость вращения, на что должна быть затрачена энергия. И для одного и того же поворота (и скорости, конечно) эта энергия будет одинакова. Одинакова будет и оборотная сторона – энергия, потраченная на торможение. Независимо от того, как поставлена лыжа на дуге этого поворота. За небольшим исключением: если лыжник «перегнёт палку» и поставит лыжу слишком круто к движению, то лыжу просто сорвёт и потащит по склону. Тогда уж – извините! Торможения будет - более чем.

Закантовка. Технический роман из жизни лыжи в двух частях с иллюстрациямиЗакантовка. Технический роман из жизни лыжи в двух частях с иллюстрациями Для иллюстрации взглянем ещё на фотографию с того же сайта (Г. Гуршман. Резаный поворот), которая даёт представление о том, как эти все эти теоретические рассуждения выглядят на натуре. Для наглядности я поместил на снимок направления касательных к концу одной дуги и началу следующей. Хорошо видно, что они сходятся под углом. Это, конечно не тот угол, о котором мы говорили. Его на фотографиях не бывает. Но какое-то его косвенное отражение в изломе траектории лыж присутствует.

И в заключение добавлю, что всё, что мы в этой статье «разложили по полочкам», так сказать, в чистом виде, - в реальной лыжной практике прекрасно смешивается и комбинируется между собой в различных пропорциях. Приём может быть начат так, продолжен эдак, а закончен по-другому. Никто не требует «чистоты жанра». Главное – быть «во всеоружии».
Автор: Игорь Изыльметьев
0
   11 Декабря 2004 (00:05)   #
Сколько это все не читай если кататся нормально не можешь лучше не станешь от прочитанного. Опыт решает как во всем. Хотя если делать нечего и физику любишь почитать наверное прикольно :-D
0  
wit    11 Декабря 2004 (13:03)   #
Все таки очень спорно выглядит 3 прием закантовки. Если лыжи и ставят поперек склона, то не потому что згрузить их нужно как следует, а птому что повернуть не успевают, тут уже не до чистой резаной дуги тут главное поворот не проворонить.
Для оценки можно посчитать сколько примерно энегрии выделяется при таком торможении:
Предположим что скорость движения лыжника 15 м/c (54 км/ч) пусть поперечная скорость которая гасится при загрузке лыж 1/10 от этой скорости (автор говорил что углы тут не большие) тогда выделяющиеся энергия будет E= mv^2/2 = m*1,125 сравним это с энергией от распрямления ног E = mgh. Оценим на какую высоту надо привстать чтобы получилось такое же выделение энергии, получим 11 см. Вобщем эффект не очень большой а главное управлять им тяжело, а ноги можно разгибать с любой скоростью.
И главное, на мой взгляд, такая закантовка это потеря скорости и неуправляемое торможение, которое скорее всего приведет к небольшому срыву лыж и потере чистого скольжения, для спортсмена это болшая потеря времени, для эксперта неплохой прием торможения.
И по поводу последнего снимка, где проилюстрированн угол между касательными к дуге в конце поворота и начале следующего, по рисунку нельзя судить о траектории по которой шел центр тяжести, по этому про угол между движением цнтра тяжести и лыжи ничего сказать то нельзя :-(, а мы ведь говорим именно о нем.

Так что мне кажется, чтобы закантаваться побыстрее надо быстро сместиться внутрь поворота и загрузить лыжу. Т.е. скорее всего это некий симбиоз способа 1 (можно быстро сместиться внутрь) и 2 (можно сильно и рано загрузить лыжу).
0  
makaha    11 Декабря 2004 (16:29)   #
Интересно мнение автора о том что я ранее написал в РАСКЕ,но отклика не получило:
Сейчас впервые над этим вопросом головой, а не ногами,последний раз книги г.л. технике лет 20 назад,поэтому пишу исходя из личного опыта , рискую конечно запутаться. Итак, две основные техники : загрузка сгибанием (1), загрузка разгибанием (2). Несколько факторов, почему значение (2) увеличилось с появлением карв.лыж.
1.Можно смело выпустить лыжу из-под себя, не боясь, что она больше не вернеться.
2.Энергосберегающий фактор- нет мощной вертикальной работы.
3.Давление на лыжу: от '0' до сравнительно небольшого ( по сравн. с (1)) в фазе перед перекантовкой. В течении всего поворота сначала разгибающаяся, а потом сгибающаяся нога как бы следит за лыжей. Миним.давление на снег ,следовательно
миним.трение, следовательно выигрыш в скорости.
Минусы техники (2) по сравнению (1):
1.Невозможность скоррегировать в процессе поворота его радиус за счет передн.-задн.
( или наоборот) движения. Максимально представимое: зависание над обоими носками в конце поворота , превращающее его в 'запятую' и приводящее к потери скорости.
2.Фаза управления сводится фактически к интуитивному выбору 'рельс' в момент перекантовки, по которым вынужден потом ехать весь поворот
0  
wit    13 Декабря 2004 (14:22)   #
To makaha, я помню, обсуждение на РАСКе. Мне эта теория не очень нарвится, по этому кину свое же сообщение с РАСК:
Я не очень понял про способ (1) т.е. впринципе не понятно как это можно загрузить лыжи сгибанием? Если ноги сгибаются значит лыжи разгружаются по идее :-( Вобщем не понял :-(.
Далее по пунктам в пользу:
2 - постоянной мощной вертиальной работы наверно нет но она ни куда не ушла и кое где присутствует в масимальной амплитуде, кое где мне кажется споротсмен начинает перецентровку с разгибания внутреней ноги т.е. вертикальная работа а потом просто прокатывает под собой лыжи, т.е. начало это переценторовка разгибанием а оканчание подбором.
3 - Вот с давлением совершенно не согласен, в свободном катании можно наверно на лыжи особо не давить если корпус не пытаться вести по дуге а смотреть в долину, но на трассе если на лыжу как следует не надавишь то и не повернеш куда нужно, иногда ведь и корпусу надо ускорение центростремительное придать, кроме того если мощно толкнуться на входе в поворот это еще и линейное ускарение дает (много где я про это писал).
0  
makaha    13 Декабря 2004 (19:33)   #
от вас расковцев некуда не деться, что то я тебе тоже отвечал, ну типа...
скажем подругому :техника (2)-в момент перекантовки ноги подтягиваются под корпус, техника (1)-в момент перекантовки лыжник распрямлён, так наверное корректнее
теперь коментарии к пунктам:
1. отчасти шутка, отчасти дань "талии"
2.вертикальная работа конечно же остаётся, но при тех.2 подтягивание ног как бы мягко уступает Ц.Беж.силе, при тех.1 разгибающиеся(конёк) или слегка сгибающиеся ноги активно противодействуют этой силе, где больше тратится мышечной энергии довольно очевидно
что понимается точно под "вертикальной" работой:движение ЦТ в плоскоти перпендекулярной плоскости склона или же движение ЦТ (точнее проэкция) на плоскость проходящую через касательную к траектории(в данный момент) и голову(как геометр. точка)?
3.лыжи не коньки, с места на плоскости не поедут за счёт винтового движения-длина, трение
   14 Декабря 2004 (02:02)   #
Следы на фотографии сходятся совсем по другой причине. Лыжник для сопряжения поворотов использовал старый добрый боковой бросок, эффективный как на карвах, так и на классике, другими словами - перепрыгнул с одной лыжи на другую. В момент отталкивания давление на толчковую лыжу было очень большим, и именно поэтому ее дуга стала круче. Однако это не привело к заметному торможению, поскольку лыжник сразу же оторвался от склона. Далее, в момент приземления давление на вторую лыжу резко выросло от нуля до столь же высокого значения, поскольку лыжник фактически свалился сверху, имея, к тому же, и поперечную скорость. Лыжа сильно прогнулась и пошла по крутой дуге, но затем дуга несколько распрямилась - это когда лыжник самортизировал приземление незначительным сгибанием загруженной ноги.
Добавим, что все это было сделано для того, чтобы выбрать выгодную позицию для входа в сильно закрытые ворота, по возможности - без торможения.
   14 Декабря 2004 (12:48)   #
Еще в "Лыжном спорте" несколько десятилетий кандидаты -доктора наук изгалялись демонстрирую познания в механике на примере лыж (хобби такое наверное). Польза от этого ИМХО для большинства невелика т.к. понять и применить эту теорию возможно (для обучаемых), если ее на пальцах объяснит тренер-инструктор через образные выражения, подводящими упражнениями.
Хотя может кто-то и глядя на схемку со стрелками начнет ехать лучше.
   16 Декабря 2004 (02:39)   #
Когда люди такие вещи пишут меня преследует ощущение что это такие замысловатые шутки. Иногда смотришь в жизни на некоторых и думаешь "прикалывается он надо мной или это все серьезно?" :-D
   20 Декабря 2004 (08:02)   #
Всем предновогодний привет!

Ага, есть и пессимисты.

"Сколько это все не читай если кататся нормально не можешь лучше не станешь от прочитанного" - Гость пишет. Что же так грустно? Как тот ослик, что потерял хвост. Ерунда всё это! Как говаривал классик (не лыжный, а круче) - количество завсегда переходит в качество. В том числе и прочитанного. Нужно только правильно читать.

Честно сказать, то статья сильно "механическая" и на общем фоне, конечно выделяется в "заумную" сторону. Но не всё можно описать описательно или показать пальцем на раскадровках. Порой чисто механическое изложение и проще и понятней. Иначе получается что-либо подобное этому:
"Корпусом следует опередить поворот, затем сделать попытку прыжка назад при помощи поворота и скользящего ведения или закрыть поворот сильнее (резаное ведение) и удвоенным переносом опоры на заднюю часть доски скоординировать эту реакцию с разгрузкой доски" (цитата подлинная, из книжки прошлого года издания. Если мне кто-либо объяснит, что хотел сказать автор цитаты, тот будет очень большой шаман).

Вон Wit - у него проблем с пониманием статьи нету. Но и его "тревожат смутные сомненья": ужели это и есть то самое "чистое резаное ведение"? Он уже и энергию прикинул и высоту. Ему осталось только соотнести всё это с работой, необходимой для прогиба лыжи, и он будет знать по теме гораздо более нас с вами.

А человек с простым русским именем Makaha тоже не чужд механики. Но он пытается завести нас в дебри прений по вопросам, далеко выходящим за скромные тематические рамки статьи. И если мы ему это позволим, то скоро забудем с чего нечали. А в приват - пожалуйста.

Порадовал Skipper. То есть, подошёл к картинке с другой стороны. Я бы и сам с этого начал - постарался бы придумать более правдоподобное объяснение. Но предложенное - неудоволетворительно. По двум причинам:
1. Предполагается, и это весьма распространённое заблуждение, что чем более загружена лыжа, тем сильнее она прогибается. Это безусловно так, когда она лежит на двух кирпичах. Но она лежит на снегу. Мне уже приходилось об этом писать, и, при желании, можно прочитать - https://www.ski.ru/static/112/2_15782.html.

2. Даже, если бы по п.1 я был неправ, то и тогда нет причин тем двум линиям, о которых говориться, идти под углом. То есть, если два параллельных отрезка одинаково выгнуть в разные стороны, то тоже ничего такого не произойдёт. Если лыжник с коварным умыслом их косо не поставил.

Трудно не согласиться с Олдскулером: "понять и применить эту теорию возможно (для обучаемых), если ее на пальцах объяснит тренер-инструктор через образные выражения, подводящими упражнениями". Это было бы прекрасно, не надо самому напрягаться и что-то над собой воспроизводить. Но нужно, чтобы и тренеру-инструктору тоже кто-то это всё объяснил, чтобы он смог методически подготовиться. И, слава богу, сдвиги есть ( это не моя заслуга) - http://www.youcanski.com/russian/instrukto...entral_line.htm
А вот тем, у кого нет или не по карману тренер-инструктор, - тем придётся "своим умом". И не всегда это плохо. Более от инструктора зависит.

С Наступающим всех!
Автор
   3 Марта 2005 (02:38)   #
От души браты, лихие вы казаки.
Автору - респект и сэнкс за ссылки... =D>
   3 Марта 2005 (03:02)   #
А кто же подарил человекам лыжи :?