0

Еще раз о давно наболевшем или резаный поворот, обучение и современные лыжи

Reports Лента автора 19 Октября 2003 (17:07) Просмотров: 1919 52
Сегодня, когда прилавки всех спортивных магазинов мира заполнили горные лыжи с карвинговой геометрией, а на всех горнолыжных курортах и во всех спортивных журналах только и говорят о сказочных достоинствах этих моделей лыж, размышления автора о технике резаного повората особенно актуальны.

Экскурс в историю

Давно, 46 лет назад, я окончил институт физкультуры и был направлен на работу в спорткомитет СССР на должность Государственного тренера по горным лыжам. Вскоре мне было поручено вести подготовку сборной команды СССР по горным лыжам к 7 Зимним Олимпийским играм 1956 г. в Картино Д`Ампецо.

До этого я не встречался с сильнейшими горнолыжниками мира, и их техническое мастерство представлял себе плохо. При первых же встречах мастерство их, меня поразило. Оно сильно отличалось от нашего и на много его превосходило. Разница была разительна. И для нас стало очевидно, что если наши горнолыжники не улучшат своего мастерства и не приблизят умение управлять лыжами к мастерам горных лыж, такими, какими были в то время австрийцы Т.Сайлер, И.Ридер, А.Мольтерер, В.Шустер, Э.Оберайгнер и французы А.Дувилар, Ш.Бозон, Ф.Бонлье и другие, то наши успехи в горных лыжах останутся лишь редким эпизодом, как это уже случилось в Картино Д`Ампецо, когда наша горнолыжница Женя Сидорова завоевала там бронзовую медаль в слаломе. Единственную олимпийскую медаль на протяжении следующих 38 лет.

Но сказать только, что техническое мастерство наших горнолыжников хуже, это значило не сказать ничего. Надо было еще сказать, чем оно конкретно хуже и как можно достигнуть мастерства сильнейших горнолыжников мира.

Тогда нам казалось, что секрет мастерства великих горнолыжников лежит в системах обучения. И в первую очередь в платных горнолыжных школах, которых к тому времени было уже полно в Австрии, Франции, Италии и других альпийских странах.

Мы ездили в эти школы, знакомились с их программами, учились сами тому, что преподавалось в них. И по мере того, как знакомство с программами школ и их методикой становились все более понятными нам, мы убеждались, что-то, что мы так тщательно здесь ищем, лежит не в этих школах, а на крупнейших горнолыжных соревнованиях, где встречаются в жесточайшей спортивной борьбе сильнейших спортсменов мира. Именно в этой борьбе шлифуют они свое техническое мастерство. Оно-то в последствии и становится основой технического мастерства не только для тех, кто соревнуется и хочет стать чемпионом, но и для других горнолыжников желающих просто хорошо кататься.

Вскоре мы поняли, какое именно техническое мастерство нам следует использовать. Однако процесс овладения этим мастерством требовал не только времени, но и постоянного наблюдения за его эволюцией, т.е. постоянного присутствия нас в среде сильнейших горнолыжников мира. Между тем, результаты сборной на международных соревнованиях продолжали оставаться неважными. Это беспокоило спортивное руководство, и оно стало принимать меры. Как чаще всего бывает, самым радикальным и простым руководителям стала казаться смена спортсменов и тренеров, а не дальнейшие поиски в совершенствовании горнолыжного мастерства. Поэтому всякие поиски в этом направлении были приостановлены.

А между тем время быстро продолжало бежать вперед. Эпоха Тони Зайлера и всей знаменитой австрийской команды кончилась. В горнолыжном спорте появились новые герои.

Набирали силу и совершенствовались французы. Каждый талантливый горнолыжник, общаясь на международных соревнованиях с сильнейшими, что-то заимствовал в мастерстве у своих противников, что-то находил сам. И прогресс технического мастерства в мире продолжал неуклонно двигаться вперед. Особенно этому способствовало совершенствование инвентаря и оборудования, появление снежных пушек и ратраков и изменения в правилах соревнований.

1956 год, Картино Д`Ампеццо, Олимпийские игры, скоростной спуск.

Я стою на одном из самых трудных мест спуска, где спортсмены, набрав огромную скорость, вылетали на крутой спад, на котором скорость нарастала еще больше. А дальше следовала очень короткая, плоская площадка, выполнявшая роль трамплина, за ней следовал другой, тоже короткий и крутой спад. Он быстро выполаживался, превращаясь в совсем плоский участок. На нем был крутой вираж почти под 90 градусов. Для того чтобы хорошо сделать этот поворот и не вылететь из трассы, надо было обязательно уменьшить скорость на первом крутом спаде, на котором торможение любым способом соскальзывания исключалось. Только хорошо сопряженные резаные повороты могли в этом месте помочь делу. Однако далеко не все горнолыжники в то время способны были это совершить.

Один из претендентов на олимпийскую медаль, швейцарец Фореер при подходе к спаду не смог сбросить скорость до нужной величины, пролетел весь второй спад и приземлился за его пределом, на плоском месте. Потерял равновесие и вместо того, чтобы сделать поворот упал, резался в железную сетку, ограждающую трассу и был увезен в тяжелейшем состоянии в госпиталь.

Зайлер же сделал на крутом спаде два следующих друг за другом сопряженных, резаных поворота и этим удержал скорость на нужном ему уровне. На площадке, после первого спада, раньше всех успел сгруппироваться и в группировке, пролетев почти весь второй спад, приземлился в самом его конце и моментально начал осуществлять крутой резаный поворот влево. И не потеряв ни капли скорости, под восторженный рев толпы умчался вниз к финишу, показав на финише лучший результат, выиграл третью золотую медаль Олимпиады.

Я оглянулся назад и посмотрел еще раз на первый крутой спад, где на жестком снегу были видны два сопряженных друг с другом виража Т. Зайлера. Отпечатки кантов, как тонкие ниточки четко выделялись в этих двух поворотах. А выполнено это все было на деревянных лыжах "Kestle", которые были не только много жестче современных горных лыж, но к тому же еще и скручивались. Ботинки кожаные, низкие, мягкие, со шнуровкой и без всяких клипс. Крепления: скобы с длинным ремнем, который хоть и крепил прочно ногу и ботинок к лыже, но не оставлял горнолыжнику никакой надежды на то, что лыжа в нужный момент отстегнется от ботинка.

И пусть теперь мне кто-нибудь попробует сказать, что к резаному повороту горнолыжники начали приходить гораздо позже этого времени.

Однако к сожалению, это было, наверное все-таки не заранее разученный двигательный навык резаного поворота, а всего лишь пришедшее на миг в экстазе борьбы к Сайлеру нужное движение.

Почему я так думаю?

Начало 60-х годов, я смотрю австрийский горнолыжный фильм "12 женщин и один мужчина". В главной роли Тони Зайлер. С замиранием сердца жду появления на экране гениальных поворотов олимпийского чемпиона Картино Д`Ампеццо. Просмотрев весь фильм до конца, разочарован в конец. Ни одного резаного поворота, напомнившего мне хотя бы отдаленно Тони в Картино. Сплошной "ведельн" (в российской литературе чаще встречается другой термин - "годиль") Что же случилось? Да ничего, все объяснимо. Ведь резаный поворот в 1956 г. лишь робко появлялся только у наиболее талантливых спортсменов, да и то в моменты их лучших спусков, приносившим им победу.

Горнолыжные же специалисты - резаный поворот в то время не хотели замечать в упор. Знаменитый "Лыжный австрийский план" Крукенхаузера ни одним словом не обмолвился о резаном повороте. Мог ли Зайлер, снимаясь в кино, поменять Крукенхаузерский знаменитый и модный в то время "ведельн" на свои находки в виде только еще нащупываемого им резаного поворота? Конечно нет.

Прошло еще более 8 лет. Был январь 1968 года. В Китцбюэль на соревнования "Ханенкампф" съехались все сильнейшие горнолыжники мира. Это были последние большие соревнования перед олимпийскими играми в Гренобле, последняя возможность откорректировать окончательные составы команд. Для многих спортсменов это имело большое значение. В традиционных соревнованиях в Китцбюэле главным призом всегда оставалось двоеборье.

Спуск выиграл австриец Герхард Ненинг. На следующий день был слалом, Ненинг стартовал пятым. Идет крайне осторожно, боясь ошибиться и потерять обретенное вчера в спуске преимущество. Остальные, глядя на Ненинга тоже страхуются. И от этого результаты становятся далеко не лучшими, но очень плотными. Я наблюдаю за ними и думаю: "За последние 8 лет ничего в мастерстве горнолыжников не изменилось, ничего".

Вторая трасса. И вдруг, все лучшие понимают, что показать приличный результат сможет лишь тот, кто пройдет вторую трассу на грани возможного. И тут они вмиг меняются, мчатся вниз с огромной скоростью, повороты делают только резано, на кантах, врезая кант в очень жесткую трассу и тем самым разгоняя лыжу с самого начала дуги. Первым пример всем показывает К.Шранц, его поддерживают австрийцы Хуберт и Матт, швейцарец Дживаноли, поляк Бохледа, французы Перия, Килли, норвежец Мьерн и другие.

Томас Штангассингер - Олимпийский чемпион в слаломе 1994 г
Томас Штангассингер
Френи Шнайдер
Френи
Шнайдер
Катя Зайцингер
Катя
Зайцингер
Карл Шранц
Карл
Шранц
Густав Тони
Густав
Тони
Матт
Матт
Маркус Вайсмаер
Маркус
Вайсмаер
Херман Майер
Херман
Майер
Ренат Гойчел
Ренат
Гойчел
Ингмар Стенмарк
Ингмар
Стенмарк
Альберто Томба
Альберто
Томба
Эберхерд
Эберхерд
Я смотрю на них и вдруг понимаю, что сейчас все сильнейшие горнолыжники мира делают повороты совершенно иного качества, которые раньше можно было увидеть только у самых одаренных. Это были, уже тогда, те самые повороты, которые потом одни окрестили резаными, другие просто современными спортивными поворотами, ставшими, в конце концов, основой современной техники на соревнованиях. Эти повороты, появившись, стали постоянно совершенствоваться, становясь, все более и более совершенными от одного соревнования к другому, но кардинально никогда не менялись. И лишь какое-то полезное небольшое усовершенствование, найденное кем-то, дополняло уже сформированный ранее навык. И так год за годом, много лет. Одна ведущая талантливая группа сильнейших сменялась другой. Совершенство бесконечно.

На смену французам Вюарне, Лякруа, Перая, Килли, сестрам Гойчел, А.Фамоз, австрийцам Шранцу, Меснеру, Цвилингу, Хуберту, Габль и Дрексель приходят, итальянец Густав Тони, швейцарец Бернард Русси, испанец Оча, австрийки Мария Проль, немка Рози Митермаер, швейцарка Надиг, французы Патрик Руссель и Оже, немец Х.Ноеройтер. Затем приходят И.Стенмарк, М.Жирардели, Пиеро Гросс, Ханс Хинтерзеер, швед Нильсен, итальянец Томба, итальянка Компаньоле, швейцарка Френи Шнейдер, норвежец Ягге, немцы Катя Зайцгенгер, Мартина Эртель, Герд, Вайсмаер, норвежцы Хьюс Амонд, Нильсен, Фурусет, словенец Митя Кунс, австрийцы Херман Майер, Христиан Майер, Еберхерд, Матт, швейцарец Грюнинген и другие.

Всем этим великолепным горнолыжникам, много лет совершенствовавшим современный резаный спортивный поворот - большое спасибо. Без них о резаном спортивном повороте едва ли мы могли бы так подробно сегодня говорить, а Грег Гуршман не смог бы написать: "Резаные повороты - это искусство, которому нужно учиться".

Так что же на практике представляет собой резаный поворот?

Прежде всего, это наиболее рациональный способ управления лыжами, родившийся среди спортсменов, постоянно соревнующихся на трассах.

Его механизм основан на давно уже существующей геометрической форме горных лыж. У которых носок и пятка всегда шире, чем талия. Поставленная на кант такая лыжа касается снега только носком и пяткой, а серединой снега не касается. При увеличении на такую лыжу давления, она начинает прогибаться и делает это до тех пор, пока кант ее всеми своими частями не коснется снега. От этого лыжа становится кривой и начинает поворачивать без каких-либо дополнительных усилий. Что же уменьшает или увеличивает давление на лыжи? Изменение положения центра тяжести при сгибании и разгибании ног.

Во время поворота образуется центробежная сила, которая воздействует на массу горнолыжника, стремясь выбросить ее наружу поворота. Чтобы противостоять ей, горнолыжник разгибает сильно согнутую в коленном суставе опорную ногу, и этим увеличивает давление на лыжу, врезая кант в жесткий снег. Теперь он может, опираясь о врезанный в снег кант, еще и смещать свой центр тяжести внутрь поворота. И будет это делать до тех пор, пока центробежная сила не уравновесится центростремительной. Затем дальнейшее разгибание ноги в коленном суставе, и смещение центра тяжести внутрь прекращается, и нога оказывается на несколько мгновений в статическом положении. А горнолыжник, теперь опираясь на врезанный в снег кант, только сопротивляется центробежной силе и не дает ей выбросить себя наружу поворота. Это позволяет ему сохранять давление на опорную лыжу. Кант остается врезанным в снег, а лыжа прогнутой, и горнолыжник продолжает совершать поворот без проскальзывания, резано.

Резаный поворот, как двигательный навык

Посмотрим теперь на резаный поворот, как на двигательный навык, состоящий из целого ряда различных движений, следующих друг за другом в определенной последовательности. При этом конец предыдущего движения, часто провоцирует появление следующего. Однако в двигательном навыке важна не только простая последовательность движений, но и отрезки времени между образующимися движениями. Первое в освоении значительно проще, второе - сложнее. Первому легко можно научить не только малоквалифицированного горнолыжника, но при некотором упрощении навыка и новичка. А вот соблюдению временной последовательности движений учиться значительно сложней и доступно это только квалифицированному горнолыжнику. Поэтому обучение простейшим основам резаного поворота доступно горнолыжникам низкой квалификации и новичкам, а для обучение резаному повороту, выполняемому квалифицированными горнолыжниками, требуются серьезные тренировки и время. Кроме того, обучение выполнению резаного поворота для квалифицированных горнолыжников невозможно без предварительного освоения простейшего резаного поворота.

Новый инвентарь

А теперь поговорим о самом современном и новом инвентаре и управлении им. И, прежде всего о лыжах новой геометрии.

Все горные лыжи, как старые классические, так и лыжи с новой геометрией (карвы), имеют одну и ту же конструктивную особенность - их носок и пятка шире, чем талия, а их боковые грани из-за этого представляют собой отрезки дуг. Причем у лыж с новой геометрией, радиусы этих дуг короче, чем у лыж с классической геометрией.

Эта форма боковых граней лыж, позволяет на обоих типах лыж выполнять резаные повороты, механизм выполнения которых может быть совершенно одинаковым, как для классических лыж, так и для карвов. Однако на карвах, у которых радиусы боковых дуг короче, чем у классических, лыжа поставленная на кант при увеличении на нее давления может прогнуться сильней и повернуть быстрей и круче, а это для горнолыжника важно, так как спускаясь с горы, он не имеет ни руля, ни тормоза, ни газа.

Все это ему заменяет поворот. Поэтому для быстрого и точного управления лыжами для него становится не маловажным, как быстро он сможет начинать повороты, как круто их делать и как точно, исключив проскальзывание, сможет следовать по намеченному пути.

Повороты для горнолыжника, это не только средство изменять направление спуска, но и возможность спускаться быстрей или медленней. Повернул круто - скорость уменьшилась, выпрямил свой путь на склоне или оттолкнулся от снега кантом - скорость увеличилась.

И так, механизм на классике и на карвах, в резаном повороте, одинаков.

В этом я убедился на собственном опыте. Резаный поворот я освоил очень давно. На карвы же встал сравнительно недавно. Сделав первый поворот понял: карвы - это мои лыжи, моя стихия. Никаких трудностей, о которых пишут и говорят, не умеющие делать хорошо резаные повороты при управлении карвами не испытывал.

Но лыжи с новой геометрией хорошо выполняют свои функции только тогда, когда в продольной плоскости достаточно гибки, а в поперечной жестки и совсем не скручиваются, особенно в районе носка и пятки. Поставленные на кант, во время поворота, они не должны напоминать собой пропеллер. Если же это происходит, то лыжа перестает "держать" на жестком снегу и на льду. В то же время качество "держать на жестком снегу" особенно нужно карвам, т.к. крутые повороты, выполняемые на карвах, приводят к возникновению еще более мощных центробежных сил, с которыми горнолыжнику приходится бороться. Кроме того, скручивание лыж пропеллером, уменьшает естественный боковой вырез лыж при постановке лыж на кант и увеличении давления на них.

Конечный результат любого дела всегда зависит, как от инструмента, которым оно выполняется, так и от искусства исполнителя. И горные лыжи в этом не исключение. В тоже время в горных лыжах искусство исполнителя всегда может в какой-то мере компенсировать недостатки инвентаря, а инвентарь облегчить исполнителю выполнение трудного горнолыжного приема.

Но самые замечательные современные горные лыжи, с новой геометрией, не облегчат Вам управления ими и Вы так и не почувствуете всей их прелести, если не будете обучены резаному повороту, на основе которого и были сделаны современные лыжи с карвинговой геометрией.

К сожалению, многие, приобретая карвинговые лыжи думают, что сами эти лыжи быстро научат их хорошо кататься. Это ошибка. Карвинги могут иногда, конечно, помочь, в момент освоения резаного поворота, почувствовать, что этот поворот собой представляет.

Однако это будут кратковременные ощущения, как правило, полученные случайно. Горнолыжнику же нужны ощущения не случайные, а постоянные и осмысленные.

Для первоначального обучения же резаному повороту не обязательно иметь лыжи с карвингом, для этого можно иметь на ногах лыжи и классической геометрии. Тем же, кто освоил резаный поворот, советую обязательно перейти на карвы, ибо они помогают получать огромное удовольствие от управления лыжами не только на хорошо раскатанных, крутых склонах с черными трассами, но и в глубоком рыхлом снегу. На спортивных трассах с трудным снежным покровом, когда спортсмен натыкается на трассе то на мягкий, плохо раскатанный снег, то на лед.

Короткие карвинговые лыжи на соревнованиях

При использовании карвов на соревнованиях, появилась возможность ставить спортивные трассы значительно круче, а это в свою очередь привело к тому, что стало возможным и более выгодным на соревнованиях применять, особенно в слаломе и слаломе гиганте, более короткие лыжи. На них стали с удовольствием кататься не только спортсмены на спортивных трассах, но и квалифицированные горнолыжники-любители.

Между тем для нас всегда раньше были привычны более длинные лыжи, поэтому к лыжам непривычно коротким большинство относится с опаской. Но вскоре выяснилось, что новые, короткие лыжи едут не хуже длинных, а их повороты легко сопрягаются друг с другом. Поэтому езда на таких лыжах состоит из сопряженных виражей, которые на них преодолеваются лучше и, как не странно, на большей скорости и более надежно, чем на более длинных карвинговых лыжах. Особенно они хороши на крутых и жестких трассах с виражами на большой скорости. Хороши они также на трассах, где путь горнолыжника ограничивается буграми, деревьями и другими посторонними предметами.

Любя кататься с ветерком и однажды покатавшись на коротких спортивных карвингах, я был ими совершенно покорен. И сейчас признаю для своего катания только их.

Почему резаным поворотом владеет большинство спортсменов и менее 2% любителей

В статье "О лыжах хороших и очень хороших" Грег Гуршман пишет: "Сегодня резаным поворотом владеет менее 2% горнолыжников любителей". Работая в последнее время, с горнолыжниками любителями и бывая с ними, как на трассах России, так и за рубежом, должен признать, что Грег Гуршман был в этом совершенно прав. Правда, я не считаю себя вправе подтверждать или отрицать, высказанную Грегом Гуршманом версию о конкретной цифре менее 2%, т.к. статистикой этого вопроса никогда не занимался, однако, зная резаный поворот не понаслышке, могу сказать, что встречаю крайне редко, среди катающихся на склонах в разных странах, горнолыжников, умеющих хорошо делать резаные повороты. И чаще всего встречаю их в тех местах, где проходят горнолыжные соревнования и на склонах оказывается много спортсменов.

Чем же можно объяснить, что резаный способ поворотов среди спортсменов существует давно, и постоянно совершенствуется, а среди любителей встречается крайне редко? Ведь по трудности обучения резаный поворот не сложней "Ведельна". И в тоже время он гораздо прикладней "Ведельна", т.к. позволяет быстро и точно следовать по заранее намеченному пути, что сегодня совершенно необходимо каждому горнолыжнику.

Перед любителями, спускающимися по склонам, такой задачи никогда раньше не стояло. Поэтому многие из них и сегодня все еще продолжают довольствоваться старыми способами управления лыжами. Ведь раньше снежных пушек и ратраков было значительно меньше. Поэтому катались любители далеко не всегда и не везде по жесткому, леденистому, искусственному снегу. И это до недавних пор не подталкивало любителей к более совершенному управлению лыжами. Они довольствовались "Ведельном". Это позволяло им на широких, раскатанных ратраками, не очень жестких и крутых трассах получать достаточно удовольствия.

Потепление климата заставило организаторов горнолыжных катаний уйти на большие высоты. От этого склоны во многих новых районах оказались более крутыми и сложными, а видимость часто стала становиться плохой. Все это вместе взятое сегодня требует более совершенного управления лыжами для всех категорий катающихся.

Резаный поворот начал становиться все более и более востребованным не только у спортсменов, но и у некоторой части любителей. Особенно это стало заметно после появления лыж с карвинговой геометрией, ибо эта модель лыж для эффективного их использования требует умения поворачивать резано.

Между тем, методика обучения резаному повороту нигде, к сожалению и сегодня, хорошо не разработана. Ведь в большом спорте совершенствование мастерства спортсменов складывается из отбора наиболее одаренных спортсменов и дальнейшего совершенствования их мастерства на соревнованиях и совместных тренировках.

Наиболее сильные спортсмены, катаясь вместе, учатся мастерству друг у друга, в том числе и резаным поворотам, чаще всего не осмысливая головой их сути.

В платных же горнолыжных школах методика обучения остается почти такой, какой была раньше, когда конечной целью ее был "Ведельн", требующий соскальзывания лыж. В итоге, делая свои первые шаги, человек в платных горнолыжных школах учится одним навыкам, а если захочет совершенствоваться дальше, то должен начать осваивать совершенно другие навыки. Обретенные же ранее навыки ему в этом не только не помогают, а наоборот - сильно мешают, т.к. основой их является соскальзывание лыж.

Опытные тренеры и инструкторы хорошо знают, что гораздо быстрее и лучше учить какому-нибудь двигательному навыку вновь, чем переучивать с одного навыка на другой. Переучивание же горнолыжников, наученных "Ведельну", делает обучение резаному повороту особенно трудным и долгим. У многих упорства на это не хватает и они, махнув на все рукой, так и остаются с ранее приобретенными навыками и тем самым лишаются не только возможности шагать дальше в своем мастерстве, но и успешно пользоваться современным инвентарем, что делает для них горные лыжи менее прикладными и интересными.

Вместо эпилога

В свете изложенного, мне кажется, пора задуматься об изменении всей системы обучения людей горным лыжам. За конечную цель пора принимать не "Ведельн", а современный резаный поворот, который сегодня становится вполне доступным способом управления лыжами для всех без исключения людей, желающих хорошо и по современному кататься на горных лыжах.

Написал последние строки и задумался. В какие "штыки" эти строки примут большинство инструкторов, работающих в платных лыжных школах, обучающих любителей. Консерватизм обучения в этих школах меня всегда удивлял, но я долго и терпеливо молчал. 11 лет мы испытывали методы обучения резаному повороту новичков и весьма слабых горнолыжников. И среди них детей, совершенно не спортивных женщин от 30 лет и старше, таких же мужчин, а также спортивных и хорошо подготовленных физически мужчин, женщин и подростков. Каждый раз полученные результаты нас вдохновляли. И сегодня мы вполне удовлетворены своей работой и считаем, что пришло время поделиться этим с другими.

Для того чтобы убедить скептиков и помочь им заинтересоваться методикой, я хочу очень коротко познакомить всех с сутью ее.

Конечная цель методики - резаный поворот, не придуман нами и не взят с потолка, а много лет применялся и совершенствовался на крупных горнолыжных соревнованиях, чемпионами этих соревнований.

Мы исследовали технику чемпионов последних 14 лет. На основе технического мастерства каждого, были выделены в их мастерстве общие закономерности, что дало возможность получить некий обобщенный двигательный стереотип резаного поворота чемпионов. Мы постарались максимально упростить последовательность движений в стереотипе. Получилась как бы упрощенная схема этого стереотипа, которому мы и начали обучать начинающих.

Это мы назвали первым этапом обучения резаному повороту.

Примерно через 5-6 занятий, по 1,5 часа в каждом, схема резаного поворота осваивалась большинством занимающихся. Освоив схему, они начинали легко совершать простейшие резаные повороты и управлять лыжами на не очень крутых, хорошо укатанных склонах, без льда. Для того чтобы дальше совершенствоваться в резаном повороте и уметь им пользоваться в более сложных условиях, мы объединили обучение всем последующим навыкам и совершенствование в них, во второй этап обучения, который бесконечен и может длиться все время, пока горнолыжник катается на горных лыжах.

Все эти, обретаемые в иных условиях, навыки, требуют умения выполнять резаный поворот в более сложных условиях, что, требует внесения в навык дополнительных движений, но не должно противоречить основной, полученной в начале обучения схеме навыка резаного поворота. И совершенно не заставляет горнолыжника чему-либо переучиваться кординально.

Иными словами говоря, обретенный однажды навык резаного поворота, в процессе самостоятельного катания с гор, или с инструктором усложняется, пополняясь новыми движениями, необходимыми в новых условиях.

Это совершенствование бесконечно и продолжается до тех пор, пока этого хочет сам горнолыжник и позволяет его физическая подготовка, возраст, физические силы и все остальное.

Следуя этому, каждый горнолыжник в процессе катания на горных лыжах занимает свою ступеньку на лестнице, ведущей к вершине мастерства. Думаю, что до конца лестницы не долез пока еще ни один из чемпионов.
Автор: Ю.С. Преображенский
Источник: Skitrener.ru
0
0  
Stеn    27 Августа 2005 (14:41)   #
Хм, статья правильная конечно но с тотальным обучением карвингу я бы не спешил smile.gif Вот к примеру научите чайника только резаным поворотам, без классики гденить на пологих склонах в Подмосковье, и поедет он в горы. И что он там со своим карвингом делать будет на красно-черных трассах? Или ему туда низя? smile.gif Да и даже если человек отлично карвит и поедет на Чегет, где он там карвить будет? smile.gif ИМХО изучать надо все поровну - и карвинг и классику т.к. и то и другое - очень важно, в зависимости от места. И нельзя разбивать технику катания на новую и старую - в зависимости от трасс нужно уметь применять одну или другую, меняя их на лету при необходимости, или даже одновременное их сочетание (да-да, и такое бывает). Тем более что современные лыжи позволяют кататься хоть на ушах smile.gif
0  
FOG    27 Августа 2005 (20:46)   #
Мда..Одна тема на двух соседних ветках.. Придется цитату забить с соседней:
[quote=Stеn]]Карвинг это скорее баловство, развлечение и возможность "чисса ехать" на относительно некрутых ровных синих и красных трассах [/quote]
Не баловство, карвить можно на достаточно крутых склонах и на очень приличной скорости.
Во всем остальном полностью согласен со Sten_ом. Более того - я бы ни в коем случае не советовал новичкам начинать обучение с техники карвинга. После ее освоения учиться классической технике (ПРИДЕТСЯ! поверьте на слово, если вы, конечно, не собираетесь всю жизнь кататься в Сорочанах) будет оОчень трудно и оОчень долго... Причина, на мой взгляд, очень проста: карвинг не дает двух основопологающих базовых навыков классической техники. Передняя стойка и угловое положение корпуса. Руление, контрвращение и остальное.. - дело поправимое. А вот заставить себя принять переднюю стойку, когда ты привык 90% поворота проводить в центральной.. Короче, на то они и БАЗОВЫЕ навыки. Это не теория и не домыслы. Это мой личный опыт.О нем я писал тут: https://www.ski.ru/forum/viewtopic.php?p=13851#13851
0  
Stеn    27 Августа 2005 (22:08)   #
[quote=FOG]Мда..Одна тема на двух соседних ветках.. Придется цитату забить с соседней:
[quote=Stеn]]Карвинг это скорее баловство, развлечение и возможность "чисса ехать" на относительно некрутых ровных синих и красных трассах [/quote]
Не баловство, карвить можно на достаточно крутых склонах и на очень приличной скорости.
[/quote]

Да но только если ты профессиональный тренированный спортсмен. Речь же идет о простых любителях, отсюда такие выводы... Для любителя покарвить - это баловство. Приехав на Чегет он поедет старым добрым сбросом. И только профессионал будет карвить везде (хотя думаю что на чегете покарвить не удастся даже Боде Миллеру)
0  
Skipper    28 Августа 2005 (03:08)   #
Я согласен с FOG, что сначала лучше бы учиться классической технике - с любой стороны лучше и полезнее. Согласен и с тем, что учиться классике все равно придется, а потом это будет сложнее. Все правильно =D>
К сожалению, это не проходит по двум причинам: во-первых, сейчас не модно учиться всерьез, главное - чтобы побыстрее :cry: Во-вторых, инструктору совершенно не интересно возиться с одним курсантом два месяца - а если учить всерьез и по уму, то быстрее и не выйдет :?
Кое-кто учится самостоятельно, по книжкам и видео, но это мало кому удается.
0  
ITScript    28 Августа 2005 (10:55)   #
[quote=Skipper]Я согласен с FOG, что сначала лучше бы учиться классической технике - с любой стороны лучше и полезнее. Согласен и с тем, что учиться классике все равно придется, а потом это будет сложнее. Все правильно =D> [/quote]

А я вот не совсем понимаю как можно научиться резаному повороту не умея останавливаться. Ведь то что называется классической техникой по сути серия торможений.
0  
FOG    28 Августа 2005 (14:50)   #
[quote=Stеn]Да но только если ты профессиональный тренированный спортсмен. Речь же идет о простых любителях, отсюда такие выводы... Для любителя покарвить - это баловство. Приехав на Чегет он поедет старым добрым сбросом. [/quote]
Обидное определение… Давай разберемся с терминологией. Баловство – это не то что ты делаешь, а то как ты к этому относишься. И как определение техники или стиля катания этот термин неприменим! Многие, наверно, видели катающихся с сигаретой в зубах… Я, например, люблю пахать на склоне и получаю от этого кайф немеряный.
Профессионал – человек, получающий за свою работу деньги. Можно так. А можно и по другому… Среди любителей тоже есть профессионалы и есть те, кто стремится кататься профессионально
ЗЫ. На Чегете, кстати есть пара участков по югам и по северам, где можно покарвить…

[quote=ITScript]А я вот не совсем понимаю как можно научиться резаному повороту не умея останавливаться. Ведь то что называется классической техникой по сути серия торможений.[/quote]
Не очень понял вопрос…но ответить постараюсь понятно. Во всех стилях катания способ останавливаться одинаковый. Сброс пяток (ну и… если нет выбора – плуг). Сначала нужно научиться останавливаться, а потом учиться резаному повороту и всему остальному.
Классическая техника это серия резаных поворотов, при сопряжении которых допускается проскальзывание лыж (можно назвать это торможением). В карвинге дуга режется непрерывно и торможение происходит за счет прогиба лыж и изменения формы поворота. Вот и все различия. Только достигаются они различными техническими приемами.
0  
ITScript    28 Августа 2005 (15:36)   #
[quote=FOG] Я, например, люблю пахать на склоне и получаю от этого кайф немеряный. [/quote]
Полностью потдерживаю.

[quote=FOG]Во всех стилях катания способ останавливаться одинаковый. Сброс пяток (ну и… если нет выбора – плуг).[/quote]
Согласен.

[quote=FOG]
Сначала нужно научиться останавливаться, а потом учиться резаному повороту и всему остальному.[/quote]
Точно.

[quote=FOG]
Классическая техника это серия резаных поворотов, при сопряжении которых допускается проскальзывание лыж (можно назвать это торможением).[/quote]
Не согласен. "Сбрасыванием пятки" ты занимаешься не между поворотами а в конце каждого из них. Понаблюдай за теми кто так ездит - в каждом повороте даже на хорошо уложенном склоне от них летит куча снега. Это говорит о том что лыжа не идет по дуге а проскальзывает соскребая со склона снег. Это и есть торможение которое позволяет контролировать скорость спуска.

Суть же резаного поворота - минимизировать проскальзывания и сделать поворот с минимальными потерями скорости. Единственный способ сбросить скорость не применяя торможения это затягивать повороты вплоть до перпендикулярного относительно склона положения.
Но в этом неясен практический смысл.

[quote=FOG]
В карвинге дуга режется непрерывно и торможение происходит за счет прогиба лыж и изменения формы поворота.
[/quote]

За счет езды точно по радиусу лыжи ты не допускаешь проскальзования/торможения.

[quote=FOG]
Вот и все различия. Только достигаются они различными техническими приемами.
[/quote]
Ты же сам сказал что знаешь только 2 техники торможения. Никакой карвинговой техники торможения ты не упоминал smile.gif
0  
Stеn    28 Августа 2005 (16:07)   #
FOG, [quote]Обидное определение… Давай разберемся с терминологией. Баловство – это не то что ты делаешь, а то как ты к этому относишься. И как определение техники или стиля катания этот термин неприменим! Многие, наверно, видели катающихся с сигаретой в зубах… Я, например, люблю пахать на склоне и получаю от этого кайф немеряный.
Профессионал – человек, получающий за свою работу деньги. Можно так. А можно и по другому… Среди любителей тоже есть профессионалы и есть те, кто стремится кататься профессионально
ЗЫ. На Чегете, кстати есть пара участков по югам и по северам, где можно покарвить…
[/quote]

Обьясню почему такой обидный термин. Потому что таких как ты, которые пашут на склоне (я кстати тоже упахиваюсь на всю катушку, не могу расслаблено кататься) - единицы. Большинству же - лишь бы сьехать, а как они сьедут - им пофигу. У меня абсолютное большинство знакомых кто катается - именно такие. Им неважно сьехать красиво, им пофигу как называется та или иная техника, им пофиг что такое карвинг. Главное - чисса сьехать. Хотя, они тоже получают от этого своеобразный кайф. Вот для таких как они - карвинг это баловство. Чел выучивает пару сопряженых поворотов, потом звонит жене или мужу с горки и говорит - Я чисса карвлю, я крут! (Сколько таких примеров). Вот для них с их подходом, это баловство. Да по большому счету оно им нахрен не надо. О людях с серьезным подходом к катанию я не говорю - там совершенно другие подходы и другое понимание сути.
0  
FOG    28 Августа 2005 (16:42)   #
ITScript, Так. Начнем в обратном порядке.[quote=ITScript]...не умея останавливаться.[/quote]
Я и говорил про остановку, а не торможение. Способов торможения значительно больше, вплоть до притормаживания ж..й на крутяке :oops:

[quote=ITScript]FOG писал(а):

В карвинге дуга режется непрерывно и торможение происходит за счет прогиба лыж и изменения формы поворота.



За счет езды точно по радиусу лыжи ты не допускаешь проскальзования/торможения. [/quote]
Езда по радиусу... Наверно это Sten и называл баловством (тогда справедливо)
Только это не совсем карвинг... Прогибая внешнюю лыжу сильнее ты укорачиваешь радиус и меняешь форму поворота, за счет этого и происходит торможение.

[quote=ITScript]"Сбрасыванием пятки" ты занимаешься не между поворотами а в конце каждого из них. Понаблюдай за теми кто так ездит - в каждом повороте даже на хорошо уложенном склоне от них летит куча снега. Это говорит о том что лыжа не идет по дуге а проскальзывает соскребая со склона снег. Это и есть торможение которое позволяет контролировать скорость спуска. [/quote]
Нет. Просто твой лыжник едет не правильно :wink: (при условии, что мы говорим о ровном подготовленном склоне). Причины? Слабо прогнул лыжу, недорулил и, не вписавшись в поворот, пытается изменить траекторию. Разнесло и притормаживает... и куча других причин. В конце концов - так научили.
[quote=ITScript]Единственный способ сбросить скорость не применяя торможения это затягивать повороты вплоть до перпендикулярного относительно склона положения. [/quote]
Нет. В карвинге - только прогиб лыжи, в классике - прогиб + проскальзывание при сопряжении поворотов. Все остальное издержки техники. По буграм другая история, но это уже другая тема.
0  
FOG    28 Августа 2005 (16:58)   #
Stеn, ты максималист! smile.gif Я эт еще когда снарягу для новичка выбирали заметил... А щас у тебя летнее обострение неприязни к тем кто катается "руки в карманы" и лыжные палки у них непременно с фляжкой :mrgreen: Ладно, дотянем до зимы как-нибудь.. Главное зрение не посадить из форума не вылезая.. :-D
0  
ITScript    28 Августа 2005 (18:41)   #
[quote=FOG]
Я и говорил про остановку, а не торможение. Способов торможения значительно больше, вплоть до притормаживания ж..й на крутяке :oops:
[/quote]

Назови хоть один не связанный с проскальзыванием лыж поперек склона.

[quote=FOG]
Езда по радиусу... Наверно это Sten и называл баловством (тогда справедливо) Только это не совсем карвинг... Прогибая внешнюю лыжу сильнее ты укорачиваешь радиус и меняешь форму поворота, за счет этого и происходит торможение.
[/quote]

Ох, Езда на канте (полностью прижатому к поверхности склона) - есть резаный поворот (карвинг). В идеальном случае лыжа прижата к склону полностью. В этом случае лыжник едет по минимальному собственному радиусу лыжи. Варьируя силу давления на лыжу можно этот радиус увеличить (уменьшить давление). Сделать его короче радиуса лыжи не получиться.

Представь себе поезд который едет по рельсам которые поворачивают. Думаешь чем круче поворот тем сильнее машинисту нужно жать на газ?
Поворотом ты меняешь направление движения. Да ты потеряешь скорость если повернешь и окажешься перпендикулярно склону. А представь что ты идешь трассу и после поворота оказываешься лицом в низ склона?


[quote=FOG]Нет. Просто твой лыжник едет не правильно :wink: (при условии, что мы говорим о ровном подготовленном склоне). Причины? Слабо прогнул лыжу, недорулил и, не вписавшись в поворот, пытается изменить траекторию. Разнесло и притормаживает... и куча других причин. В конце концов - так научили.
[/quote]

Не понял. А как тогда ехать? Не сбрасывать пятку? Тогда это я полагаю ему придется выполнять резанные повороты.

[quote=FOG]
Нет. В карвинге - только прогиб лыжи, в классике - прогиб + проскальзывание при сопряжении поворотов. Все остальное издержки техники. По буграм другая история, но это уже другая тема.[/quote]

Между поворотами ты едешь прямо (по определению слова поворот).
Проскальзывание/торможение происходит только в повороте
0  
Alevs    28 Августа 2005 (19:02)   #
[quote]Проскальзывание/торможение происходит только в повороте[/quote]

А как же Боковое соскальзывание? - нет поворота, но есть движение-катание-спуск с горы. Или плуг без поворота?

[quote]Между поворотами ты едешь прямо (по определению слова поворот)[/quote]
Опять же можно завершать поворот не переходя в траверс - движение "прямо". Можно боком соскальзывать долго-долго...потом опять повернуть и соскальзывать...

[quote]Единственный способ сбросить скорость не применяя торможения это затягивать повороты вплоть до перпендикулярного относительно склона положения.
Но в этом неясен практический смысл.[/quote]

Смысл в том чтобы кататься резанными поворотами(карвингом) - без проскальзывания, и при этом контролировать скорость. Например на тех 2-х упоминавшихся участках на Чегете.
0  
ITScript    28 Августа 2005 (19:15)   #
[quote=Alevs]
А как же Боковое соскальзывание? - нет поворота, но есть движение-катание-спуск с горы. Или плуг без поворота?
[/quote]

Ну ты слова из контекста то не вытаскивай. Имелось ввиду некое проскальзывание между поворотами о котором говорил FOG.

[quote=Alevs]
Опять же можно завершать поворот не переходя в траверс - движение "прямо". Можно боком соскальзывать долго-долго...потом опять повернуть и соскальзывать...
[/quote]
Ну на нет и суда нет smile.gif Я же говорю когда есть. И в общем случае между поворотами проскальзываний нет.

[quote=Alevs]Смысл в том чтобы кататься резанными поворотами(карвингом) - без проскальзывания, и при этом контролировать скорость. Например на тех 2-х упоминавшихся участках на Чегете.[/quote]

А какой смысл выбирать неудобную технику для конкретного спуска?
0  
FOG    28 Августа 2005 (21:25)   #
[quote=ITScript]Назови хоть один не связанный с проскальзыванием лыж поперек склона. [/quote]
-уже упомянутый прогиб лыж в повороте
-на буграх прогиб носков лыж на переднем склоне бугра (это в могуле)
-тормозящий укол палкой
-задницей на крутяке ( на полном серьезе, хотя применяется редко и... лучше не надо)

[quote=ITScript]Варьируя силу давления на лыжу можно этот радиус увеличить (уменьшить давление). Сделать его короче радиуса лыжи не получиться. [/quote]
Повторяться и спорить не буду, тем более представлять себе паровоз... Читай тут: http://www.youcanski.com/russian/trenerska...ie_povoroti.htm

[quote=ITScript]Между поворотами ты едешь прямо (по определению слова поворот).
Проскальзывание/торможение происходит только в повороте[/quote]
Мы по разному понимаем поворот. sad.gif Вход -ведение-выход-переходная фаза с разгрузкой, контролируемым заносом(проскальзывание), активным рулением, перекантовкой -вход -.... Так вот, говоря "поворот" я подразумеваю ведение, и совсем не прямо, а по дуге с постоянным подруливанием. А ты, похоже - переходную фазу... а все остальное связанные траверсы. От этого, наверно, и затянувшееся непонимание друг друга.
Если я не прав, пусть меня кто-нибудь поправит.
0  
ITScript    28 Августа 2005 (22:38)   #
[quote]-уже упомянутый прогиб лыж в повороте[/quote]
Прогибом лыж ты регулируешь радиус поворота и имеешь возможность менять свое направление относитально склона. Это НЕ торможение в моем понимании.

[quote]
Читай тут: http://www.youcanski.com/russian/trenerska...ie_povoroti.htm
[/quote]
Ну чтож, читаю. Все правельно написано:
"Любой, даже весьма средний спортсмен может легко контролировать степень прогиба закантованной лыжи и тем самым задавать радиус вырезаемой дуги."
и
"На мягких любительских лыжах со значительным вырезом спортсмены бы заканчивали дугу вверх на склон, что привело бы к замедлению."

К замедлению приводит изменение траектории движения от направления склона. Впроть до направления вверх по склону. Как я и говорил тебе до выше.

[quote]Так вот, говоря "поворот" я подразумеваю ведение, и совсем не прямо, а по дуге с постоянным подруливанием. [/quote]

Поворот в моем понимании это несколько фаз.
Мы же говорим о фазе между двух поворотом названную тобой фазой сопряжения поворотов. В которой не место проскальзованию лыж. Оно происходит в повороте.
0  
Stеn    29 Августа 2005 (00:15)   #
ITScript, [quote] Варьируя силу давления на лыжу можно этот радиус увеличить (уменьшить давление). Сделать его короче радиуса лыжи не получиться.
[/quote]

Это как это не получится??? smile.gif А загрузку-разгрузку с прогибом лыжи вы не изучали? На лыжах с радиусом 15м можно при некотором навыке ходить дугами чуть ли не 10-12м smile.gif Но это работа. А вот на лыжах радиусом 15м ходить дуги 15-18м и жаловаться что лыжа что-то не поворачивает как надо - баловство smile.gif Паркетный карвинг.
0  
Skipper    29 Августа 2005 (01:33)   #
Может быть, объединить обе ветки в одну? :|

Насчет "короче радиуса лыжи не получиться" - Sten прав, прекрасно получится. Даже на классике с радиусом 50 м на жестком склоне замечательно получится резаный поворот с радиусом метров 15 и даже меньше - только это тяжело.
Теперь о проскальзывании. Классическая техника - это вовсе не "серия торможений" и не "серия резаных поворотов с проскальзыванием между ними". Кроме того, торможение "сбросом пяток" и управлякмое проскальзывание задника в классическом повороте - совершенно разные вещи. Вот то явление, когда в конце поворота резко съезжают задники - это либо торможение, либо (скорее всего) - наиболее распространенная ошибка при изучении классической техники. При правильном повороте соскальзывание (небольшое) одинаково на всем протяжении дуги, к концу же дуги оно плавно уменьшается.
Кроме того, в классике проскальзывание и резаное ведение могут сочетаться в одной дуге - на разных ее фазах. Плюс к тому, все это может дополняться переступанием, а также резаным ведением на внутренней лыже. Классическая техника вообще сложнее и многообразнее "современной" 8)
Соскальзывание задника не всегда ведет к заметному торможению, и наоборот - движение по дуге без проскальзывания вовсе не означает "без торможения". И когда поезд движется по изогнутым рельсам, он действительно теряет скорость :cry: . Впрочем, физика с математикой - это по части Zef (что-то он пока не подтягивается к дискуссии)

Наконец, существуют способы поворота без проскальзывания и без резаного ведения - например, переступанием или прыжком. Вообще, я бы не стал сводить интересную, в принципе, тему к очередному выяснению, чем резаное ведение лучше или хуже плоского с проскальзыванием.

Еще одно: мне кажется, что не стоит делить лыжников на сорта: этот 1-го сорта - он трассу ходит; этот 2-го сорта - он пашет, этот 3-го сорта - он "чисса карвит", а этот и вовсе отброс - с фляжкой. Потому что это может быть один и тот же человек - вы видите его с фляжкой, но не знаете, что он делал вчера и что будет делать завтра :wink:
0  
ITScript    29 Августа 2005 (09:19)   #
[quote=Stеn]ITScript, [quote] Варьируя силу давления на лыжу можно этот радиус увеличить (уменьшить давление). Сделать его короче радиуса лыжи не получиться.
[/quote]

Это как это не получится??? smile.gif А загрузку-разгрузку с прогибом лыжи вы не изучали? На лыжах с радиусом 15м можно при некотором навыке ходить дугами чуть ли не 10-12м smile.gif Но это работа. А вот на лыжах радиусом 15м ходить дуги 15-18м и жаловаться что лыжа что-то не поворачивает как надо - баловство smile.gif Паркетный карвинг.[/quote]

Стен, ты меня не понял. И миел ввиду собственный радиус лыжи.
Конечно при должном навыке и услии рыжу можно согнуть в более короткую дугу.
Ведь до появления новой геометрии люди как то делали резанные повороты smile.gif
0  
Zef    29 Августа 2005 (09:22)   #
Дык, дискутировали на эту тему много. Теперь надо бы попробовать, чего надискутировали, а до начала сезона еще 2.5 (если повезет) месяца.

Вот, интересная мысль, а какие проблемы будут у лыжника, которого сразу с плуга - на карвинг учили (по Гуршману, например)? И здорово было бы здесь именно такого выслушать, наверное, получился бу взгляд на это дело совсем под другим углом, а то, все, кто активно обсуждает так или иначе начинали с классики.
0  
ITScript    29 Августа 2005 (09:59)   #
[quote=Skipper]Насчет "короче радиуса лыжи не получиться" - Sten прав, прекрасно получится. Даже на классике с радиусом 50 м на жестком склоне замечательно получится резаный поворот с радиусом метров 15 и даже меньше - только это тяжело.
[/quote]
Согласен, я говорил о собственом радиусе лыжи. не более того.

[quote=Skipper]
Теперь о проскальзывании. Классическая техника - это вовсе не "серия торможений" и не "серия резаных поворотов с проскальзыванием между ними". При правильном повороте соскальзывание (небольшое) одинаково на всем протяжении дуги, к концу же дуги оно плавно уменьшается.
[/quote]
При правельном повороте проскальзывание может быть как незначительным так и очень сильным. Все зависит от скорости, срутизны поворота, необходимого сброса скорости.

Проскальзывание служит для контроля над скоростью. Как ты сам справедливо заметил никто не запрещает сочетать резаный поворот с проскальзыванием.

[quote=Skipper]
Классическая техника вообще сложнее и многообразнее "современной" 8) [/quote]

Ну вот только "мериться пиписьками" не стоит smile.gif)

[quote=Skipper]
Соскальзывание задника не всегда ведет к заметному торможению,
[/quote]
Соскальзывание всегода приводит к замедлению.

[quote=Skipper]
и наоборот - движение по дуге без проскальзывания вовсе не означает "без торможения".
[/quote]

Конечно нет, силу трения, сопротивления воздуха и пр. еще никто не отменял. Но здесь нет проскальзывания, что делает поворот более эффективным с точки зрения скорости прохождения.

[quote=Skipper]
И когда поезд движется по изогнутым рельсам, он действительно теряет скорость :cry: . Впрочем, физика с математикой - это по части Zef (что-то он пока не подтягивается к дискуссии)
[/quote]

Поезд будет тормозить даже при прямолинейном движении.
Мы рассматриваем конкретный способ торможения.
Согласись что сбрасывая задние вагоны моезд тормозил бы эффективние smile.gif)

[quote=Skipper]
Наконец, существуют способы поворота без проскальзывания и без резаного ведения - например, переступанием или прыжком. Вообще, я бы не стал сводить интересную, в принципе, тему к очередному выяснению, чем резаное ведение лучше или хуже плоского с проскальзыванием.
[/quote]

А никто и не спорит что техники разные нужны и важны.
И у каждой есть свое место и назначение.

[quote=Skipper]
Еще одно: мне кажется, что не стоит делить лыжников на сорта: этот 1-го сорта - он трассу ходит; этот 2-го сорта - он пашет, этот 3-го сорта - он "чисса карвит", а этот и вовсе отброс - с фляжкой. Потому что это может быть один и тот же человек - вы видите его с фляжкой, но не знаете, что он делал вчера и что будет делать завтра :wink:[/quote]

yup :-)
0  
ITScript    29 Августа 2005 (10:04)   #
[quote=Zef]Дык, дискутировали на эту тему много. Теперь надо бы попробовать, чего надискутировали, а до начала сезона еще 2.5 (если повезет) месяца.

Вот, интересная мысль, а какие проблемы будут у лыжника, которого сразу с плуга - на карвинг учили (по Гуршману, например)? И здорово было бы здесь именно такого выслушать, наверное, получился бу взгляд на это дело совсем под другим углом, а то, все, кто активно обсуждает так или иначе начинали с классики.[/quote]

На такого еще м посмотреть интересно было бы smile.gif
0  
42    29 Августа 2005 (11:59)   #
[quote=Zef]Вот, интересная мысль, а какие проблемы будут у лыжника, которого сразу с плуга - на карвинг учили (по Гуршману, например)?[/quote]
Вот он я! Прошлой зимой практически первый раз стал на лыжи. Был неделю во Франции, каждый день на пару с товарищем брал частные уроки у местного инструктора. Судя по тому, как народ объясняет что такое карвинг нас обучали именно ему. Причем сразу с плуга. Плуг занял ровно три минуты, так-как мы оба нормально катаемся на беговых лыжах. Инструктор увидел, что мы можем в случае чего затормозить, и сразу начал обучать нас вести лыжи параллельно, ноги расстравлять широко, поворачивать, перенося вес на 80% на одну, и 20% на другую лыжу. Помаленьку все это усложнялось, и в конце недели я героически съехал под конвоем инструктора по красному склону, контролируемо, не особо напрягаясь, и получая удовольствие. Не могу сказать, называется ли то, что он нам втолковывал "карвингом" или еще чем, но основная тенденция прослеживается: закантовка, поворот без проскальзывания, контроль скорости не за счет торможения, а за счет частоты, и законченности дуг. При этом, он провел нам пару уроков на нерастраченном склоне, и объяснил в целом разницу между тем, как он нас учит, и тем как еще можно ездить: ну там лыжи вместе, плечи развернуты вниз по склону, поворот на одной лыже, и т.п.

[quote=ITScript]На такого еще м посмотреть интересно было бы :)[/quote]
Я могу найти пару наших 10-секундных роликов, снятых на видеорежиме в цифровой фотокамере (то бишь, поганого качества). Самому мне сложно судить о том, каковы результаты нашего обучения, но насколько я понял, приоритеты инструктора располагались следующим образом в порядке убывания:
1. Клиент должен остаться целым и невредимым
2. Клиент должен в конце курса уметь ехать по обработанному синему склону, получая удовольствие от процесса
3. Хорошо бы, чтобы клиент делал это технично в той мере, в которой это не противоречит первым двум пунктам
Полагаю, за ту же неделю можно было научиться кататься куда техничнее, но это не было основной целью.
0  
42    29 Августа 2005 (12:30)   #
[quote=Zef]Вот, интересная мысль, а какие проблемы будут у лыжника, которого сразу с плуга - на карвинг учили (по Гуршману, например)?[/quote]
Да, кстати! Про проблемы я и не сказал. Что считать проблемами? По-моему, их особо и не было. Если имеются в виду технические приемы, которые было сложно освоить, то на мой взгляд трудно было поначалу контролировать широко расставленные ноги, потому как тогда внимание уделяется обеим лыжам по отдельности. Когда же я ноги свел так, чтобы между ними было расстояние в одну, максимум в полторы лыжи, сразу стало гораздо легче, потому что все, что ниже колен внутренне воспринималось, как одно целое, а весь поворот, как одно слитное движение.
Еще трудно не притормаживать в конце поворота. Я так и не смог резать достаточно чисто в конце курса, но перспектива имеется. Несколко самостоятельных выездов после возвращения из Франции сильно улучшили этот аспект.
0  
Sulov    29 Августа 2005 (14:13)   #
Мне например смешно это деление карвинг не карвинг как будто с переходом на новые лыжи что то так кардинально изменилось что всем сразу пришлось срочно переучиваться кататься на лыжах.Мне вообще непонятно это определение карвинг. Пойду ка я позанимаюсь карвингом. Появился новый инвентарь и с ним новые возможности. Как на классике мастера резали дугу без проскальзывания и сброса пяток так и сейчас режут только радиус поворота из за возможностей инвентаря уменьшился. И раньше по целику и буграм резать дуги не получалось и сейчас не получится хоть суперкарвы надень.
Конечно техника немного изменилась возросли скорости в слаломе и в гиганте, а скоростной спуск практически изменения не коснулись и ведут ребята лыжи по дуге поворота идеально без сброса пяток и проскальзываний.
0  
FOG    29 Августа 2005 (14:58)   #
[quote=FOG]Классическая техника это серия резаных поворотов, при сопряжении которых допускается проскальзывание ...[/quote]
[quote=Skipper]... Классическая техника - это вовсе не "серия торможений" и не "серия резаных поворотов с проскальзыванием между ними... Классическая техника вообще сложнее и многообразнее ... Наконец, существуют способы поворота без проскальзывания и без резаного ведения - например, переступанием или прыжком...[/quote]
Я и не пытался написать многословную статью по обзору классической техники. Понятно, что в зависимости от состояния склона, крутизны, рельефа и многих других факторов техника меняется. Но если бы меня попросили продемонстрировать технику катания на параллельных лыжах, я бы старался идти именно так. В идеале... Может я что-то не правильно понимаю :?:
А насчет лыжных палок с фляжкой в ручках - эт я пошутил laugh.gif Не надо принимать близко к сердцу..
0  
ITScript    29 Августа 2005 (15:07)   #
[quote=42]
Я могу найти пару наших 10-секундных роликов, снятых на видеорежиме в цифровой фотокамере (то бишь, поганого качества). [/quote]

Выложи плиз - интересно взглянуть.
0  
Alevs    29 Августа 2005 (21:22)   #
В ОТВЕТ НА:
42, [Пн Авг 29, 2005 14:07]

С моей точки зрения - инструктора, Вполне доходчиво описана адекватная методика обучения. Сразу с Карвинга! Ну и ... здОрово. И никаких проблем у клиента !!!
Он - клиент ... так и будет "зависим " от хорошо подготовленных европейских трасс smile.gif

НО! Это правда немного не ... то , что он научился кататься с Гор. Хотя бы ... не очень быстро , но практически с ... любых. И вряд ли он с удовольствием прокатится где нибудь, кроме той трассы, которая "вельветом" нарисована. sad.gif

Это я, ПРО обучение карвингу...[/b]
0  
42    29 Августа 2005 (22:15)   #
[quote=Alevs]Он - клиент ... так и будет "зависим " от хорошо подготовленных европейских трасс[/quote]
Возможно. Мне кажется, что цель курса для перворазников - сделать так, чтобы человек захотел приехать второй раз, и продолжить кататься. Если чайника сразу загрузить информацией, и начать натаскивать его на сложную базовую технику, требующую многократных повторений, и не дающую немедленного результата, то он быстро заскучает, и вряд ли полюбит лыжи. С другой стороны: со мной было и так все ясно - я зафанател сразу, а вот мой товарищ, который по жизни не склонен к спортивным видам отдыха вдруг тоже зафанател, хотя я этого не ожидал вовсе. Теперь, поехав в очередной раз (через месяц, в Чили), мы хотим учиться дальше. Лично мне кажется, что главное - получать радость от того, чем занимаешься, а техника - дело наживное, мы не спортсмены.

[quote=ITScript]Выложи плиз - интересно взглянуть.[/quote]
Я на работе. Доберусь до дома - поищу.
0  
Zef    30 Августа 2005 (07:38)   #
Sulov, а ты на чем сейчас катаешься?

Это я к тому, что мне, например, разница между карвингом и классикой очень заметна: когда я перешел с Атомика ARC-5 на Фельк P50 все произошло как-то само-собой, напрягаться не пришлось, наоборот получилось легко и свободно.

А вот, теперь, когда встал на цеховые, первые после старта повороты на положняке надо бы делать на одной ноге, а я не умею! Разучился...
0  
Stеn    30 Августа 2005 (12:50)   #
42, Интересно посмотреть как ты поедешь в Паландокене или на Эльбрусе-Чегете карвингом smile.gif Чесслово, очень интересно. Ну или гденить в Сорочанах поздно вечером или ночью в выходные на 4 склоне (который под 4-креселкой). Бугры там нарывают небольшие но мне например карвингом там идти не особо комфортно smile.gif
0  
42    30 Августа 2005 (14:46)   #
[quote=Stеn]42, Интересно посмотреть как ты поедешь в Паландокене или на Эльбрусе-Чегете карвингом :) [/quote]
Кстати, я совершенно не спорю "за карвинг". У меня нет никакого права на взвешенное мнение по этому вопросу. Я даже не знаю, учили меня карвить, резать, мять, жать, или еще что-нибудь. Вариантов поведения на сложных необработанных трассах для меня ровно два:

1. Проползти на пятой точке из-за полной неспособности справиться карвингом против бугров, после чего побежать искать того, кто может научить меня справляться с ситуацией
2. Проползти на пятой точке из-за полной неспособности справиться карвингом против бугров, после чего сказать: "фиг с ними, с буграми этими, я лучше буду порхать по синим, и больше мне ничего не надо"

В силу личных черт характера я выберу вариант 1, и если нужно, освою классическую технику, ибо не боги горшки обжигают. А вот мой товарищ, с которым мы вместе учились скорее всего предпочтет второй вариант. Вот и все.
0  
Stеn    30 Августа 2005 (15:04)   #
42, Хех, почитай мой отчет про Паландокен. Хорошо когда есть ОТРАТРАЧЕННЫЕ трассы smile.gif А вот когда их нет ВООБЩЕ а вместо трасс - метр пухляка - тогда становится веселее. Или бугры метровые smile.gif А ратрак ходит в одну полосу раз в неделю... Не, классика рулит. Надо все уметь.
0  
42    30 Августа 2005 (16:37)   #
[quote=Stеn]...классика рулит. Надо все уметь.[/quote]
Согласен с обоими утверждениями!!!! Было попрошено предъявить того, кто начинал с карвинга. Я самопредъявился, и объяснил, как я ощущаю себя в этой шкуре. Более того, я сразу сказал, что ничего не имею против любой техники. Единственно, что я сообщил от себя, это соображения о том, почему нас учили сначала карвингу (наверное), а не классике. А даже не уверен, правильно ли нас учили. Ролик с результатами обучения вчера не нашел. Ищу.
0  
ITScript    30 Августа 2005 (17:15)   #
[quote=42]Ролик с результатами обучения вчера не нашел. Ищу.[/quote]
Ищи - интересно. smile.gif
0  
42    31 Августа 2005 (15:16)   #
QUOTE(ITScript)
Ищи - интересно. :)

Нашел. Правда, не себя, а жену, но обучали нас одинаково, и одновременно.

Моя благоверная с подругой и инструкторшей в конце первого урока:
http://www.megaupload.com/?d=43Y4MO3N
Опять же, благоверная - после третьего урока:
http://www.megaupload.com/?d=41Z0MZHW
К сожалению, последнего дня в цифровом фотике не сохранилось. Я постараюсь вырезать кусок нашей киношки, чтуь позже, если интересно.

На сайте, с которого надо скачивать - куча реклам, но тут уж ничего не поделаешь.
0  
Sulov    31 Августа 2005 (15:21)   #
QUOTE(Zef)
Sulov, а ты на чем сейчас катаешься?

Это я к тому, что мне, например, разница между карвингом и классикой очень заметна: когда я перешел с Атомика ARC-5 на Фельк P50 все произошло как-то само-собой, напрягаться не пришлось, наоборот получилось легко и свободно.

А вот, теперь, когда встал на цеховые, первые после старта повороты на положняке надо бы делать на одной ноге, а я не умею! Разучился...

Dynastar слалом, Fisher гигант - спортцех.
О чем ты в своем посте говорил я так и не понял хотя старался :shock: .
0  
Stеn    31 Августа 2005 (18:07)   #
42,
QUOTE
На сайте, с которого надо скачивать - куча реклам, но тут уж ничего не поделаешь.
Какой жуткий сайт, и где только ты его нашел smile.gif Куча сайтов в рунете без подобных извращений smile.gif
0  
Stеn    31 Августа 2005 (19:06)   #
Посмотрел видео... А где тут простите карвинг? Типичный сброс пяток. Вначале плуг, потом плавный переход на подобие параллельных лыж smile.gif Стандартная методика обучения.
0  
42    31 Августа 2005 (19:10)   #
QUOTE(Stеn)
42,
QUOTE
На сайте, с которого надо скачивать - куча реклам, но тут уж ничего не поделаешь.
Какой жуткий сайт, и где только ты его нашел :) Куча сайтов в рунете без подобных извращений :)

Жуткий, жуткий, верно. Просто я не искал, а кликнул на первый попавшийся. Если направишь меня на какой-нибудь приличный - буду безмерно благодарен.
0  
42    31 Августа 2005 (19:25)   #
QUOTE(Stеn)
Посмотрел видео... А где тут простите карвинг? Типичный сброс пяток. Вначале плуг, потом плавный переход на подобие параллельных лыж :) Стандартная методика обучения.

Во-первых, я говорил, что я вовсе не уверен в том, как оно называется. Судя по основным определениям карвинга, которые я вынес из нонешней дискуссии (ноги шире, вес на лыжи 80%-20%, закантовка, резаные дуги) - подошло.

Во-вторых, плуг этот - отходы производства. Учили примерно так:

1. Ставят поперек склона, говорят: "чуть присели, поехали, вес 50%-50%"
2. Для поворота: "привстали, наклонили тушку вниз по склону, вес 80%-20%"
3. "повернули, присели, 50%-50%"

Плуг поначалу получется без желания обучаемого, но инструктор этот плуг не поправляет, обращая внимание на "вес, присел, привстал". Ближе к третьему-четвертому урокам он начал стращать насчет того, чтобы плуг убрать и закантовывать лыжи отчетливей. К пятому уроку - лыжи ближе, пятки не крутить, дуги больше, плюс начал завозить на необработанные участки, где заставлял пытаться поворачивать почти на одной лыже. А потом снова на растраченный склон, и снова: "ноги шире, 20-80, сел-встал, пятки, дуги".
Это вкратце.

UPD: у меня на роликах только первый и третий уроки
0  
Stеn    31 Августа 2005 (19:40)   #
Резаным поворотом там и не пахнет, ну мож поначалу конечно. Видишь снег летит из под лыж на 2 ролике (3 день) - лыжа кантом скоблит склон, это типичный сброс. Катание сбросом на параллельных лыжах. Оно в общем то логично и правильно этому учить. Резаные дуги это когда ярко выраженная передняя стойка, ноги работают на автомате, за тобой остаются четкие "рельсы" без намека на смазанные участки. Торможение только за счет затягивания дуги, т.е. едешь вверх по склону, за счет этого тормозишь. В повороте рельсы могут быть довольно глубокие smile.gif но без срывов. А развесовка по ногам везде похожа. Хотя мож это все вводные. Но по себе скажу что если сразу резанными дугами поехать без умения сильно скруглять дуги да и по крутому склону, то скорость мгновенно такая наберется что мама не горюй! smile.gif Да и на бугры по неопытности наедешь - считай доездился smile.gif
0  
42    31 Августа 2005 (22:29)   #
QUOTE(Stеn)
Резаным поворотом там и не пахнет, ну мож поначалу конечно. Видишь снег летит из под лыж на

Хе. Я не говорил, что нас научили, я говорил, что нас учили! На самом деле, конечно, даже в последний день обучения мы не резали ровные рельсы. Но инструктор наше внимание на это обращал. Честно говоря, я подозреваю, что методики обучения чайников "чистому" карвингу не существует, потому как тренера десятка школ, которых мы видели, обучали по более-менее похожей на нашу системе. Любопытно, кстати, что результаты групповых занятий (4 часа, группы 6-10 чел.), значительно уступали личным (2 чел, 2 часа), при том, что цена была практически одинаковой.
0  
Stеn    1 Сентября 2005 (00:46)   #
Да полно их. Народы.ру итп, поищи бесплатные хостинги в яндексе. Народ.ру - аццтой галимый, но есть другие и весьма неплохие. h1, fatal вроде неплохой были, ну и еще чего-то, не помню уже.

ЗЫ. рельсы вы еще нескоро резать научитесь, годика так 2-3 еще... :wink: если усердно заниматься.
0  
Zef    1 Сентября 2005 (06:11)   #
Sulov, я не понял, че ты не понял? Впрочем, это у нас уже хронь!

Зачем нужно рулить на одной ноге? Дык, горка-то имеет форму буквы S. Сначало - полого, потом - круто, потом - опять полого. По этому, на старте не хватает скорости, чтобы прогнуть обе лыжи в 1-й поворот. Гуршман советует первый поворот делать на одной лыже. Разумно, только я поймал себя на том, что уже не могу заставить себя отказаться от двуногой техники!
0  
Sulov    1 Сентября 2005 (18:02)   #
QUOTE(Zef)
Гуршман советует первый поворот делать на одной лыже. Разумно, только я поймал себя на том, что уже не могу заставить себя отказаться от двуногой техники!

Бывает. Что ж придется учиться или не читать Гуршмана.
0  
Skipper    3 Сентября 2005 (02:55)   #
Разогнаться коньком :mrgreen:
Есть такое мнение (не мое, но я согласен), что энергичный старт - лучшее начало для энергичного спуска :wink:
0  
FOG    3 Сентября 2005 (18:38)   #
QUOTE(Skipper)
Разогнаться коньком  

А мне поначалу прочиталось "разогнаться коньяком" :-D .. и никаких противоречий с написанным ниже я не углядел smile.gif . Ну коньком дак коньком...
0  
Alevs    4 Сентября 2005 (16:06)   #
QUOTE
\"разогнаться коньяком\"


Это пожалуй уж слишком энергичный Старт, и вряд ли лучшее начало для энергичного спуска ... можно и не заметить Финиша laugh.gif
0  
Zef    5 Сентября 2005 (04:30)   #
QUOTE
Разогнаться коньком

Естессно! Но той скорости, что мона накатить коньком для прогиба цеховых лыж не хватает...
0  
Skipper    5 Сентября 2005 (18:05)   #
Тогда подтяжки :idea: Резиновые подтяжки для штанов! За два пня, сам -посередине - плугом уперся, назад отошел и... =D>
0  
del montes    6 Сентября 2005 (12:19)   #
QUOTE(Stеn)
Приехав на Чегет он поедет старым добрым сбросом. И только профессионал будет карвить везде (хотя думаю что на чегете покарвить не удастся даже Боде Миллеру)


Приезжайте на Чегет, найдите Кирилла Анисимова, и попросите проучить Вас резанному ведению. Заодно посмотрите как можно пройти всю вторую чистыми короткими дугами. Причем на АКМ))) Через пару дней сами будете резать и не переживать по поводу бугров))
0  
Sulov    7 Сентября 2005 (15:35)   #
QUOTE(Zef)
QUOTE
Разогнаться коньком

Естессно! Но той скорости, что мона накатить коньком для прогиба цеховых лыж не хватает...

Еще вариант жрать исключительно в Макдональдсе набрать кило так 130 и тогда лыжи будут прогибаться просто когда будешь стоять на месте.