+29

Грузия : проверка пристрастием

Храбовченко Владимир Лента автора 4 Марта 2020 (16:44) Просмотров: 4955 37

"Операция по пресечению оборота спиртосодержащих жидкостей. Вино из Грузии везете ?" ...

 

Этой проверкой осетинских полицейских закончился наш ежегодный #chitogrito фрирайд тур по Грузии на пудромобиле. Вино мы везли. Двенадцать литров красного и белого. И полицейские нам посоветовали хорошенько его спрятать  :-)

Как все любители Грузии помнят, сезон начался поздно и с тревожных новостей. Отсутствие снега, перебои с водой, трое погибших в лавинах в Гудаури в новогодние праздники. В феврале напряженная снежная и лавинная обстановка сохранились. Большая лавина 10 февраля на Тетнульди с погибшим украинцем и через пару дней опять трагедия с лавиной в Гудаури. Поэтому раскатку на самом снежном грузинском курорте Годердзи мы начали с отработки навыков лавинных спасработ

И снега на курорте было больше, чем в  прошлом году . Почти как в позапрошлом . Ручьи были засыпаны до отметки 1400м и можно было делать спуски с вершины 2400м перепадом почти километр

Через колоритные летние аджарские деревни и пихтарник

 

А жили мы в комфортных условиях в отеле на перевале с видом на закаты и рассветы. С электричеством, водой, вином, питанием и чачей - был полный порядок. Бесперебойные поставки :-)

 

Одно неудобство, что для возвращения в отель в конце дня необходимо подняться на верхнюю станцию в 16.45. А если креселка не работает - то придется скитурить или идти пешком около 20 минут. Так получилось в #пудродень

Примечательно, что в Годердзи на станциях отсутствует информация о часах работы и нет обьявлений по громкой связи о закрытие канатных дорог. Поэтому надо следить за временем.

Вторым пунктом нашего #chitogrito фрирайд тура был самый высокий грузинский горнолыжный курорт Тетнульди и лесной Хацвали. На пудромобиле за 10 часов мы переехали из Аджарии от Черного моря в Сванетию к легендарной красавице Ушбе

Часть пути "сократили" в обход Зугдиди по короткой дороге через Сенаки до Джвани. Но учтите, что на этом коротком и красивом пути вас ждет 7 км лесной дороги без асфальта и низкий (2,4 - 2,5м) проезд под железной дорогой в Сенаки. Пудромобиль с горнолыжным боксом впритык проехал в арку проезда.

В Местии, наверное, из всех курортов наибольшая концентрация грузинских объектов из Списка всемирного культурного наследия

Но в повторные визиты замечаешь уже и сыпящиеся на дорогу камни и валуны, ямы. В центре самой столицы Сванетии режут глаз ледяные тротуары, грязь, мусор, навоз, коровы и стаи больших собак. Радует, что в этот приезд мы не встретили наклеек "Россия оккупант". Подавляющее большинство встреченных грузин были очень гостеприимны. Очень многие без проблем переходили на русский язык при общении. Единственным исключением был вечер в кафе рядом с Bubba bar. Сам бар был переполнен и мы решили поужинать в пустом кафе поблизости. Когда в счете за ужин оказалось, что столовое вино, которого не было в меню, стоит в 5 раз дороже чем в других заведениях, персонал резко перестал говорить по русски и перешел на английский.  

Катание в Местии было не таким снежным, как в Годердзи.

Но с неизменно впечатляющими видами на Тетнульди и Ушбу

Снег сдуло и открылись камни, в тч на трассе. Было много "подснежников" вне трасс. В двух метрах от выезда на трассу мои Icelantic Pioneer зацепили под снегом камни и сработали крепления. Результатом падения стала рваная ушибленная рана колена. После самостоятельного обеззараживания и перевязки спустился на нижнюю станцию в медпункт. Оказалось, что дежурные медработники уехали за час (!) до окончания работы курорта. В клинике Местии дежурный травмотолог отлично говорил по русски. Зашивать отказался. Пришлось бы обкалывать рану местной анестизией, ждать действия анестезии, обрезать рваные края, шить.  Видимо, домой торопился. Просто обработал бетадином, перебинтовал и убежал. Заверил, что все быстро заживет. Грузинский ассистанс Ресо-страхования перестал выходить на связь уже на следующий день. Вопрос с перевязками и компенсацией покупки лекарств не решили. Хирург в Краснодаре резюмировал, что после такой "помощи" заживать рана будет в 3 раза дольше. Резюме - не рекомендую страховаться в "Ресо" и посоветую быть более осторожными при катании в Грузии. расчитывайте прежде всего на свои силы.

В этом году на курортах Грузии появилась информация о степени лавинной опасности. Доступна как на информационных стендах вблизи канатных дорог, так и в мобильном приложении Mountain Resort of Georgia. Весьма актуальная информация. Особенно в этот сезон. Уровень лавинной грамотности фрирайдеров оставляет желать лучшего. Один из русскоговорящих фрирайдеров с восторгом мне рассказал, как в пудродень они с коллегами и конкурентами за #первыйслед стояли на гребне и ждали кто же поедет первый на свой страх и риск.  Мне видится мягко говоря сомнительным, такой способ оценки лавинной опасности "на живца". И само удовольствие от спуска со смешанным чувством ужаса ожидания схода большой лавины по долгоживущему слабому слою и восторга от пухляка. Но это мое личное мнение. Прямо сегодня на Тетнульди в лавину попала группа итальянцев из 10 человек. Трое погибли, один переломан и продолжаются поисково-спасательные работы...    

Провожала Сванетия бесподобным рассветом. А Казбек и Крестовый перевал встречали метелью. И машинами на летней резине, штурмующими перевал задним ходом. Апофеозом безумия стала связка из трех автомобилей, зафиксированных веревками, с неработающими дворниками, открытыми окнами и людьми в шапка, рукавицах и пуховках. Лобовые стекла они чистили от снега швабрами на ходу и были готовы выпрыгнуть из автомобилей в любой момент... Видимо, после такого шоу, грузинская полиция и закрыла движение на перевале на периол снегопада. А потом еще на день по лавинной опасности.

Мы на пудромобиле благополучно проехали перевал на полном приводе с блокировкой и зимней резиной

Родина встречала без очередей на КПП Верхний Ларс. Но с проверкой температуры у всех въезжающих и пограничниками в медицинских масках...        

Вот такие свежие новости из Грузии, друзья и коллеги.

Резюмировать можно фразой из гидского учебника. Опыт это не то, что с нами произошло. А то, какие выводы мы сделали и действия предприняли. В этом аспекте наше путешествие было очень продуктивным.

Неизменно буду рад вашим комментариям, нажатой стрелочке и отвечу на все вопросы

Лыжный гид Ассоциации горных гидов России ,
инструктор по горным лыжам категории В,
Храбовченко Владимир

(при поддержке The North Face, Icelantic, Cebe, Кронидов)

+29
0  
Станислав Мусатов    4 Марта 2020 (17:55)   #
Эта поездка запомнится мне разными впечатлениями...
таких эмоций испытать, дорогого стоит ))
отличная команда + гостеприимность Грузии + тавришь Саперави = залог хорошего отдыха!!!
  • 46
  • 33
  • 19
0  
Храбовченко Владимир    4 Марта 2020 (21:05)   #
Стас, рад, что запомнилось и понравилось 
0  
Наталья Лютикова    7 Марта 2020 (21:15)   #
Да уж , это точно товарищ Саперави наше всё и чем его больше тем лучше...?
0  
desafinado    4 Марта 2020 (18:03)   #
Лучше бы людей предупреждали о возможных лавинах
  • 46
  • 33
  • 19
0  
Храбовченко Владимир    4 Марта 2020 (21:10)   #
Предупреждающие знаки "Лавиноопасно" стоят. Фрирайд никто не запрещает. Курорт отвечает только за трассы. И эта позиция грузинских курортов мне нравится. Выезжая за трассы, фрирайдеры несут полную ответственность за свои действия и бездействие
0  
antonio parashutist    4 Марта 2020 (20:18)   #

Лучше бы людей предупреждали о возможных лавинах

Был в Грузии летом на машине, с парапланом. Бардачная южная страна. На дорогах черт знает что, права у большинства куплены. Огромные грязные собаки бродят где попало. В Гудаури стройка тотальная и мусор. Полицейских вроде и много. Порядка - имхо не очень много. Иногда конечно хочется на пару недель нырнуть именно в бардак. Красивые горы, но Приэльбрусье и Безенгийская стена мощнее и величественнее. Очень много туристов иностранных. Еда не лучше и не хуже чем в КБР и северной Осетии. Вино лучше. Короче, если хочется экзотики или хочется в исследовательских целях посмотреть на Безенгийскую стену с юга, или увидеть Казбек - то можно и в Грузию. Ну или трэша ради просто. Например, у меня давно не провоцирует выделение адреналина вождение автомобиля в любом городе РФ (в Сибири не был, правда). А в Тбилиси - адреналин выделяется)) едем в туннеле например, не освещенном разумеется. Вдруг навигатор говорит поверните направо. Ни указателя, ни разметки.. ах, вот же дырка в стене наподобие пещеры! Это съезд, надо туда нырнуть успеть. Я обычно не успевал.
Короче, рассудок у меня плюется и протестует, а искатель приключений внутренний не против снова там побывать.:)
В общем то нездоровый интерес
  • 46
  • 33
  • 19
0  
Храбовченко Владимир    4 Марта 2020 (21:06)   #
О, тогда вам нужно на машине поехать в Ереван  Грузинские водители покажутся ангелами :-)
  • 9
  • 4
0  
SASН    4 Марта 2020 (20:34)   #

Сегодня в Местии лавина накрыла 6 человек. Группа итальянских лыжников находилась в запретной зоне Тетнулди, где были знаки, которые предупреждали об опасности схода лавин. Двое были спасены, еще один жив с множественными переломами, и трое были найдены уже мертвыми.

  • 9
  • 4
0  
SASН    4 Марта 2020 (21:24)   #

Да всё ясно, сами пoдставились. R.I.P.

0  
antonio parashutist    5 Марта 2020 (06:43)   #

О, тогда вам нужно на машине поехать в Ереван Грузинские водители покажутся ангелами :-)

Спасибо, мне грузинов хватило:) а Ереван большой город? Как Тбилиси или меньше?
Не, не подумайте, я нормально ездил по Тбилиси, без дтп и лишнего бибиканья, но мат свой хорошо там прокачал. Потому что поведение большинства водителей не поддается прогнозу, пришлось включить режим "действовать как в бою".)
  • 46
  • 33
  • 19
0  
Храбовченко Владимир    5 Марта 2020 (09:23)   #
Ереван приблизительно такой же по площади. Но больше машин, пробки и водители агрессивные. Никто никого не пропускает. Нарушают почти все
+2  
Sveaman    5 Марта 2020 (09:06)   #

Несколько раз был в Грузии на машине. Привыкаешь, и потом уже кажется, что нормально водят :)

0  
antonio parashutist    5 Марта 2020 (09:25)   #

Несколько раз был в Грузии на машине. Привыкаешь, и потом уже кажется, что нормально водят :)

Именно кажется.
Я на 9й день тоже привык. Потом в России было ужасно скучно за рулём, даже во Владикавказе.
В любом случае, стиль вождения опасный у местных. Приспособиться можно, конечно)
0  
antonio parashutist    5 Марта 2020 (09:28)   #

Ереван приблизительно такой же по площади. Но больше машин, пробки и водители агрессивные. Никто никого не пропускает. Нарушают почти все

А вы были в Уфе?))) Ваше описание Еревана удивительно подходит к Уфе)))
В Тбилиси машин много. Летом по крайней мере. Задумался, а куда ж больше то?)
Ну и меня давило морально то, что машина своя, а осаго грузинского нет, есть местная страховка въездная, которую делают на заставе, но в нее входит, как я понял, лишь доставка бесплатная машины в автосервис в случае поломки. А при ДТП - разбираться самому придется, и платить и доказывать - все самому. Ну и наличие запчастей нужных.. я в Грузии практически не видел множество марок машин. Одни только Тойота Приус)
Все это в сочетании с манерами местных водителей нагоняло тоску.) Насчёт национализма не опасался. Гулял ночью по Тбилиси со вполне себе ощущением безопасности. Копов много, да и люди в основном очень приветливые.
0  
Gosha    5 Марта 2020 (09:32)   #

А вы были в Уфе?))) Ваше описание Еревана удивительно подходит к Уфе)))
В Тбилиси машин много. Летом по крайней мере. Задумался, а куда ж больше то?)

:)

Меня после Самары Российские города не напрягают. 

0  
antonio parashutist    5 Марта 2020 (09:36)   #

:)
Меня после Самары Российские города не напрягают.

Слава о Башкирии и Уфе гремит по всей России.) В плане водителей и ментов. Про вашу Самару первый раз слышу. То, что пробками славится - да. Я один раз проезжал Самару. Очень долго. Но особого хамства не заметил у местных. Пропускали.
0  
Gosha    5 Марта 2020 (09:49)   #

Слава о Башкирии и Уфе гремит по всей России.) В плане водителей и ментов. Про вашу Самару первый раз слышу. То, что пробками славится - да. Я один раз проезжал Самару. Очень долго. Но особого хамства не заметил у местных. Пропускали.

Когда начал ездить на Урал, то както не заметил что хамство и тд больше чем в Самарской обл.

По трассе отличались от самарских то что тошнили по ней :)

0  
antonio parashutist    5 Марта 2020 (09:53)   #

Когда начал ездить на Урал, то както не заметил что хамство и тд больше чем в Самарской обл.
По трассе отличались от самарских то что тошнили по ней :)

Так я про Уфу. То что ты мимо нее по м5 проскочил, это не значит что прочувствовал!) Денёк в будний день, желательно захватив оба часа пик, достаточно для ознакомления.
Я в Пермь ездил, там был три дня, заехал через Затон в Уфу и удивился, а чего это так все нервно и зло? Вспомнил, велкам Хоум.. в Перми спокойно и вежливо было.
0  
vladk1965    5 Марта 2020 (10:01)   #
Спасибо! Захотелось в Гордези. Дорогу там чистят? И еще, где вином закупаетесь? Я в Гудаури задал этот вопрос местному аксакалу, он говорит в подвальчике, в Тбиллиси, объяснить где не могу, могу только показать.
0  
Vladimir Khrabovchenko    5 Марта 2020 (11:32)   #
Дорогу чистят. Вино брали в Натахтари в магазине. Кстати, в Duty free на границе цены в евро и выходит дороже чем в Spar и магазинчиках в Местии 
0  
Игорь163    5 Марта 2020 (10:03)   #

Я по всей стране езжу на машине по авиамодельным соревнованиям летом и осенью. Урал, Запад, Кавказ.  Теперь и зимой с лыжами. 

Уфа и Кавказ отличается конкретно на самом деле.  Просто у них пока камер мало.  А на Кавказе не только камер... Но в глаза бросается конечно.

 

Мне однако после 90х все равно где ездить, привыкаешь за полчаса.

0  
Gosha    5 Марта 2020 (10:08)   #

Так я про Уфу. То что ты мимо нее по м5 проскочил, это не значит что прочувствовал!) Денёк в будний день, желательно захватив оба часа пик, достаточно для ознакомления.
Я в Пермь ездил, там был три дня, заехал через Затон в Уфу и удивился, а чего это так все нервно и зло? Вспомнил, велкам Хоум.. в Перми спокойно и вежливо было.

Я что не ездил чтоль по Уфе? И на ту сторону Уфы по СЮ. И вдоль Белой. В нижегородку к Кузмину постоянно.
0  
antonio parashutist    5 Марта 2020 (11:19)   #

Я что не ездил чтоль по Уфе? И на ту сторону Уфы по СЮ. И вдоль Белой. В нижегородку к Кузмину постоянно.

Молодец, чо. При этом считаешь что Самара сложнее для вождения? Может просто синдром "все равно лучше чем на работе"?:)
0  
Sveaman    5 Марта 2020 (11:21)   #

Именно кажется.
Я на 9й день тоже привык. Потом в России было ужасно скучно за рулём, даже во Владикавказе.
В любом случае, стиль вождения опасный у местных. Приспособиться можно, конечно)

Я бы не сказал, что опасный стиль. Любят посигналить, но это они так предупреждают, мол, я здесь. Ну, разметку не соблюдают. В остальном ничего особенного. В Тбилиси, конечно, поначалу страшновато, но аварийных ситуаций не было. И вообще аварий я не видел там, а в Москве постоянно, хотя народ у нас вроде как водит более по правилам.

+1  
antonio parashutist    5 Марта 2020 (12:13)   #

Я бы не сказал, что опасный стиль. Любят посигналить, но это они так предупреждают, мол, я здесь. Ну, разметку не соблюдают. В остальном ничего особенного. В Тбилиси, конечно, поначалу страшновато, но аварийных ситуаций не было. И вообще аварий я не видел там, а в Москве постоянно, хотя народ у нас вроде как водит более по правилам.

Не пропускают. С второстепенной дороги на главную вылетают только так, пулей. Принцип выскочу, потом осмотрюсь. Есть нарушения опасные и не очень. Так вот это считаю опасное нарушение, я по главной привык ехать без внутреннего ожидания, что кто то выскочит мне наперерез. Разметка фиг с ней. Кстати, что имеешь в виду, как не соблюдают, в каком случае? Обгоны через сплошную? Обгоны у них это каждый раз лобовая атака. Никто не будет прикидывать успею не успею, просто идут на таран. И на серпантине в Гудаури - так же. Тормози, уворачивайся как хочешь. Я потом в России не дождался такого ни от одного лихого кабардинца, ни от одной борзоты Пятигорской. Все уходят с встречки заблаговременно. Грузины - нет.
У меня в Тбилиси не было аварийных ситуаций, потому что я был очень внимателен. Кстати, старая Вольво в пригороде намеренно резанула.. сперва орала долго, но мне ее пропустить чтобы, подвинуться было некуда. Боковые интервалы не соблюдают вообще. Не люблю когда в 10 см машина проносится, даже если все под контролем у них.
Впрочем именно этот треш помог мне почти без полетов взбодриться в Грузии. Покидал ее с сожалением.
0  
Sveaman    5 Марта 2020 (12:20)   #

Разметку по-моему вообще не соблюдают никак, что она есть, что нет. Сплошная, не сплошная, стоп-линия, полосы зачем-то на многополосной дороге нарисованы, это всё грузинам пофиг ваще.

0  
antonio parashutist    5 Марта 2020 (12:27)   #

Разметку по-моему вообще не соблюдают никак, что она есть, что нет. Сплошная, не сплошная, стоп-линия, полосы зачем-то на многополосной дороге нарисованы, это всё грузинам пофиг ваще.

Стоп линию и у нас никто не соблюдает. Там где нет камер. В Уфе мало или нету. В Волгограде есть. Там старался соблюдать. Полос разделительных в Уфе большей частью нет вообще!) Или стёрты. Соблюдать нечего. Правила парковки.. в Грузии не обращал внимания, как соблюдают. В Уфе позавчера видел гелик и Ауди шестерку под знаком остановка запрещена, эвакуатор.
0  
Игорь163    5 Марта 2020 (12:32)   #

У нас в Самаре как камер понаставили, сразу все научились соблюдать. И движение по полосам тоже, с помощью камер привили. 

 

Ну и не сказать, что это плохо. Мне например - очень нравится.  Даже анти-радар в городе не ношу - все равно камеры на каждом углу, проще соблюдать...

0  
antonio parashutist    5 Марта 2020 (12:46)   #

У нас в Самаре как камер понаставили, сразу все научились соблюдать. И движение по полосам тоже, с помощью камер привили.

Ну и не сказать, что это плохо. Мне например - очень нравится. Даже анти-радар в городе не ношу - все равно камеры на каждом углу, проще соблюдать...

Я соблюдаю ПДД. Стараюсь... Антирадар нигде не вожу. Имею 1-2 незначительных штрафа в год обычно. К ментам отношусь терпимо, потому что мне они проблем не создают, если я сам не провоцирую, а вот распоясавшихся Шумахеров иногда ставят на место. Вот этого в Грузии не хватает. Вроде копов полно. Вроде взятки не берут. Вроде жёсткий отбор в их ряды. Вроде высшее образование у каждого. Вроде помочь готовы, если обратиться. Но на дороге беспорядок и тотальный игнор ПДД. В Гудаури в разборках местных и не местных тандемщиков имели место побоища, виновные не понесли никакого наказания. Страна клановая. "законы" клановые. В этом есть и плюсы. Нет тоталитаризма. Только забавно, когда они себя правовым государством зовут.. то президента соседей страны их репортёр в эфире матом обложит. То виновные в летном происшествии со смертельным исходом не несут ответственности.. поэтому повторяю, мне там весело, но веселья не должно быть чрезмерно.
"Пока в стране законов нет, то только на себя надежда" Высоцкий. "Живучий парень".
0  
Gosha    5 Марта 2020 (13:05)   #

Молодец, чо. При этом считаешь что Самара сложнее для вождения? Может просто синдром "все равно лучше чем на работе"?:)

Нет.
Я сказал не напрягает.
PS прикольные светофоры у вас поставили. :)
0  
antonio parashutist    5 Марта 2020 (13:34)   #

Нет.
Я сказал не напрягает.
PS прикольные светофоры у вас поставили. :)

Где? Вроде все по прежнему
0  
Gosha    5 Марта 2020 (13:56)   #

Где? Вроде все по прежнему

Я у вас из улиц только СЮ знаю

Да ехал по дороге от СЮ в сторону памятника СЮ

0  
antonio parashutist    5 Марта 2020 (13:57)   #

Я у вас из улиц только СЮ знаю
Да ехал по дороге от СЮ в сторону памятника СЮ

Заки Валиди.
В Тбилиси тоже есть улица Руставели. И в 50 м от моего дома улица Руставели)
+1  
beda    5 Марта 2020 (19:04)   #

Спасибо! Захотелось в Гордези. Дорогу там чистят? И еще, где вином закупаетесь? Я в Гудаури задал этот вопрос местному аксакалу, он говорит в подвальчике, в Тбиллиси, объяснить где не могу, могу только показат

Батуми - точно не могу сказать но есть винотека - подвальчик с дегсутсацией и всем необходимым.

Про гребень после снегопада и оценку "на живца" - а как проверять то?   Ну хлоп сверху с уходом сразу на гребень между кулуарами - срубить козырёк - далее по быстрому пройти и со второй трети уходить на всех парах из под кулуара ... А дальше девушки ;-)

Про итальянцев ( хотя вроде как словенцы по вчерашней инфе от спасов а итальянцы кажись свалили на адиши) - долборайд чистой воды.
- резко потеплело = зачем идти на солнечную сторону
- сливаться... ну сливайся тогда по раскатонному и по одному с дистанцией если нет решимости сказать "сегодня не судьба " и слиться вообще вдоль трассы
- остального про ветер про рельеф в этом месте под снегом просто не знали 
Как результат вляпались.

 

  • 46
  • 33
  • 19
0  
Храбовченко Владимир    5 Марта 2020 (22:14)   #
Проверять очень просто - знать, что у тебя под ногами на глубине 1м на протяжение всего спуска. Мониторить слабые слои, погоду, управлять рисками. Обычная ежедневная гидская рутина. Даже если без гида - этому учат на лавинных курсах. Использовать Avaluator, Dangerator, Nivochek. И самое главное - думать своей головой и не вестись на человеческий фактор : ажиотаж первого следа, наличие следов, давление цели/времени/денег. То, что в этом цирке долгоживущий слабый слой - было очевидно еще в январе. А трагедия 10 февраля, когда сошла только часть соседнего склона - это был набат для самых смелых.
0  
Sveaman    5 Марта 2020 (21:23)   #

Почему это там солнечная сторона? Это же цирк, который смотрит в направлении Жабеши, на север.

  • 1
0  
Mik77    8 Марта 2020 (19:55)   #
Владимир, спасибо за статью. Не сориентируете по финансам где почем?