+6

Выбор первого комплекта снаряжения для начинающих фрирайдеров

mountainrider Лента автора 8 Февраля 2022 (09:51) Просмотров: 2464 30
Примечание редакции:  Данную статью (с разрешения автора) мы просили прокомментировать эксперта по фрирайд снаряжению компании Спортмастер PRO Сергея Склизкова.

 

Что такое первый горнолыжный комплект снаряжения для фрирайда? Это как первый секс – если неправильно стартовать, то потом не избежать проблем в эксплуатации))

Начнем, понятно, с лыж. Здесь все как в жизни: если обычные люди хотят жить на широкую ногу, то вам придется жить на широкую лыжу! Кто бы что ни говорил, но для внетрассового катания лыжи должны быть значительно шире чем для неспешного фланирования по выглаженным трассам. Как и хорошего человека лыж для фрирайда должно быть много. Но при этом я бы не советовал увлекаться излишней шириной талии (как лыж, так и своей).

Мой первый опыт был таков: еще не имея достаточного уровня технических навыков, я отхватил самые широкие (132 мм на 189 см) лыжи с огромными загибами носов и пяток (рокерами). Как результат длительное время плавал на двух тазиках по пухляку, представляя при этом довольно неэстетичное зрелище. На жёстком склоне и вовсе выглядел как автомобилист зимой на летней резине.

Впоследствии я пришел к тому, что лыжи должны быть более узкими, достаточно длинными и без ярко выраженных рокеров как в носке, так и на пятке (теперь я катаюсь на лыжах 193й ростовки при 125 мм талии). Тогда они становятся значительно более универсальными, позволяя уверенно проходить все виды снежных покрытий: от пухляка до разбитых трасс, от  задутых ветром полей  до метровых бугров, и даже не леденистых склонах ведут себя вполне достойно. Но перед этим вы должны научиться прилично кататься на подготовленных трассах (а именно, правильно выполнять сопряженные повороты различных радиусов). Чем я и занимался на протяжении нескольких сезонов, отставив в сторону свои фрирайдные амбиции.

Теперь я хочу купить еще менее габаритные лыжи. Например, 186 см при 115 мм талии. Ибо чем лучше вы освоили технику трассового катания, тем меньшие размеры лыж вам нужны для уверенности вне трасс.

Надо заметить, что всё ещё очень сильно зависит от ваших габаритов. Я катаюсь на довольно мощных лыжах потому, что мой организм имеет при 190 см роста 110 кг веса. Вам можно брать лыжи на порядок меньше. Хорошо если они будут не самыми мягкими (есть такие замечательные ингредиенты в сердечнике лыж, как титано-алюминиевый сплав и специальные сорта дерева).

Целиком поддержу автора в том, что первичны навыки катания, а не снаряжение. Современные лыжи позволяют гораздо больше, но помним, когда-то катали вне трасс на обычных трассовых лыжах. Да что там, даже разделения такого не было, были просто лыжи.
Про первые лыжи тоже в основном соглашусь. Талия в районе 105-115, умеренно жёсткие. Если вес средний, то титана внутри может оказаться даже лишним. Модели типа Head Kore 105 или 111 Völkl Blaze 106 позволят и свежевыпавшему пухлячку катнуть и на жёстком не спасовать. Помним, что чем шире лыжи, тем проще в пухляке, но тем больше нагрузка на колени и выше требования к навыкам на жёстком.


Что касается креплений: не заморачиваясь… любые, которые сильнее вашего веса на пару-тройку единиц. А именно, при весе среднего человека 80 кг они должны выставляться не менее 10 дин (при максимуме 11-12). У меня стоят 13 из 14 дин.

Категорически не могу согласится с рекомендацией по выбору и, особенно, по настройке креплений. Да хранит автора судьба от травм. Выставляемое усилие должно быть минимум на два пункта меньше максимального. В противном случае пружина в креплении будет чрезмерно сжата и не сможет правильно отработать при выстёгивании. Не даром два самых высоких значения на шкале маркируются другим цветом. По сути, это значения, при которых производитель уже не гарантирует безопасную работу.
Спортсмены, бывает, выкручивают и "в упор". Но мы не Хиршеры, как точно подмечено в статье. Вспоминаем, сколько стоит "ремонт" колена и понимаем, что лучше уж доплатить чуть-чуть за более мощную версию креп, если уж так необходимо выкручивать усилие до 12.
Что ещё учесть при выборе креплений? 
Часто, при выборе первого комплекта  ботинки берут с прицелом на дальнейшее развитие в скитур. И тут надо позаботится о совместимости креплений с ботинками. Самые универсальные из "обычных" фрирайдных это, пожалуй, системы Marker ID (крепления Squire, Griffon, Jester и другие) и Salomon MNC (Крепления Warden, STH и другие). Их можно настроить на практически любой тип подошвы от привычного стандарта ISO 5355 или относительно нового GripWalk до экзотического SkyWalk и скитурных подошв.


Теперь о ботинках. Честно… я не понимаю зачем для фрирайда нужны особо жесткие ботинки. Ну если вы, конечно, не собираетесь составить конкуренцию профессионалам- камикадзе с FWT (чемпионат мира по фрирайду).

Я при всей нелегкости своего бренного тела (да и характера) использую для внетрассового катания ботинки жесткостью 100 ед.  (по трассам катаюсь на 130-х). Лайтовый фрирайд в мягком снегу с небольшими прыжочками не требует железобетонных ботинок аля Аксель Лунд Свиндал на «Штрайфе». И вообще, во фрирайде самой жёсткой деталью снаряжения должны быть не лыжи, крепления или ботинки, а ваш характер!

Простое правило, чем жёстче лыжи, тем жестче ботинки работает и на трассе, за её пределами. Если у вас лыжи средней жёсткости, без  титанала, типа упомянутых Kore и Blaze, то ботинок со средней-же жесткостью около 100 будет более чем достаточно. А вот если вы решили обзавестись ракетой типа Blizzard Cochise с деревянным сердечником, зажатым в сэндвич двумя титанальными пластинами, тут без жестких ботинок 120-130 будет уже не обойтись.
Кстати, можно обратить внимание, что специальные фрирайдные модели ботинок, например, Tecnica Cochise, Head Kore или Salomon Shift, кроме переключателя ходьба катания будут снабжены клипсами из стальной проволоки, вместо алюминиевой детали. Это нужно как раз для того, чтобы при достаточно высокой жесткости пластика, дать возможность ботинку немного "играть" для аммортизации.

 

Шлем. О нем скажу лишь одно: он должен быть обязательно. Точка. Можно ещё добавить лишь совет: не считайте себя бессмертным если на вашей голове шлем. Теперь точно все.

Маски (в простонародье очки). Их должно быть не менее 2х. Одна для тумана, другая - для солнца. Ну или вариант со сменными линзами. Я ещё не пробовал это чудо инженерной мысли.

Насчёт одежды. Если вы не планируете ходить много скитур-маршрутов, то сильно заморачиваться характеристиками мембран и переплачивать за них солидные суммы я бы не советовал. Берите серийные модели, а оставшиеся деньги потратьте на подъёмник, снегоход, ратрак или вертолёт, в зависимости от уровня ваших доходов. К тому моменту, когда уровень вашего катания достигнет определенных высот, вам уже все равно придётся менять всю линейку снаряжения и одежды!))

Поэтому помните, друзья: выбирая первый комплект горнолыжного снаряжения для фрирайда, не гонитесь за брендами, трендами и размерами. Прокачайте сперва свои навыки катания, и тогда размер вашего снаряжения не будет иметь определяющего значения. Удачи вам в спортивных магазинах и на горнолыжных склонах!

Упомянутое в статье снаряжение можно найти в магазинах  Спортмастер PRO

  • Широкий ассортимент технологичного инвентаря Volkl, Atomic, Salomon, Armada, Blizzard, Head, Tecnica и др.
  • PRO – эксперты: сотрудники магазинов PRO, которые имеют огромный опыт в подборе инвентаря и сами являются увлеченными горнолыжниками или сноубордистами.
  • PRO – сервис: продвинутый сервис подготовки инвентаря (ремонт любой сложности, установка креплений, шлифовка, заточка канта, нанесение структуры, нанесение парафина  и прочее)
+6
0  
vladk1965    8 Февраля 2022 (14:19)   #

"Но перед этим вы должны научиться прилично кататься на подготовленных трассах (а именно, правильно выполнять сопряженные повороты различных радиусов). " это на широких или на трассовых лыжах7

+2  
n0n9    8 Февраля 2022 (16:36)   #

Это на трассовых, тогда и на широких получится. Учусь катать уже 3 сезон, фрирайд/трасса - 50/50. В итоге фрирайд для удовольствия, а трассы для того чтобы научиться фрирайду) 

+1  
garikgarik    8 Февраля 2022 (18:22)   #

Шлем есть, техника есть,  а рюкзака, лавинки, щупа и образования нет)

И кататься компактненько, помимо безопасно, техничненько и этичненько тоже есть пожелание. Фото из ИГ Джои Восбурга - канадский гид, на фото 5 сноубордистов и 6 лыжников

62028a7bbf789_AD7755EDDFB146F4BB7ABE890B

комментарий удален
+1  
adgjecfgf    8 Февраля 2022 (21:27)   #

Например, 186 см при 115 мм талии.

- При 190/110? Уверен, что хочешь уменьшить ростовку? Попробуй что-то в своей длине, но поуже. Длинные но при 105-110 талии. Я просто купил себе пару лет назад (так получилось) 98 см талии, но короткие.  Узкие лыжи ещё куда ни шло, просто чуть больше работать и чуть быстрее ехать. А вот длины - особенно на дропах - не хватает. Да и просто короткие лыжи не дают уверенности и устойчивости. 

0  
garikgarik    9 Февраля 2022 (00:47)   #

Насчёт лавинки все верно, но это уже следующий этап обучения фрирайду. Я пока об "околотрассовом" варианте катания. А  так да - жизнь может спасти. 

Ну дак околотрасс тоже легко засыпает, мужик на Эльбрусе, или мужик в альпах у которого ребенок в ямку упал между трассами, или надысь в Зельдене пятерых прям с трассы откапали, или в том же Зельдене не выкопали двоих в аккурат с одной трассы на другую перебирались. 
Околотрассы не равно безопасно. 

0  
kuro    9 Февраля 2022 (01:11)   #
Про одежду не согласен. Шелл из хорошей мембраны не обязательно покупать за дорого, а работать в плохую погоду он будет так , как никакая горнолыжная куртка "на вате" не сможет. Штанцы, ладно, можно горнолыжные взять. А куртку - нее! Нужно нормальную. Тем более, что для морозов любая ватная сгодится. Тут да, можно не морочиться, хоть ту надевай, в которой с собакой гуляешь.
И райдовые лыжи короче роста - безусловное гавно, не надо их хотеть купить.
0  
adgjecfgf    9 Февраля 2022 (06:43)   #

Иногда приходится по пухляку на 180см и 85й талии ездить. Вроде справляюсь))

Да справишься и на 160 см. Вопрос зачем? Я думал будет попроще в лесу на коротких - вообще ни фига (( эти несколько см сильно не добавляют вёрткости, в за счёт снижения устойчивости становится ещё хуже. 
 

 лыжи хороши на буграх, но тогда 115 см точно не причём ) вот 180-85 идеально. 

0  
kuro    9 Февраля 2022 (08:44)   #

Да справишься и на 160 см. Вопрос зачем? Я думал будет попроще в лесу на коротких - вообще ни фига (( эти несколько см сильно не добавляют вёрткости, в за счёт снижения устойчивости становится ещё хуже.

лыжи хороши на буграх, но тогда 115 см точно не причём ) вот 180-85 идеально.

в лесу хорошо не на коротких, а на максимально широких «тазиках». Они верткие
0  
Gosha    9 Февраля 2022 (08:52)   #

в лесу хорошо не на коротких, а на максимально широких «тазиках». Они верткие

Я охренел когда в Аджигардаке поменялся лыжами.
У меня прямые 190/115
Взял с рокером 185/115 мувенты какие-то
Я охренел чуть в лес не улетел. Ехал под подьемником
0  
kuro    9 Февраля 2022 (11:16)   #

И райдовые лыжи короче роста - безусловное гавно, не надо их хотеть купить.

Так я уже вниз расту. Через пару лет как раз 186 будет!teeth_smile.png
А насчёт куртки - я не против хорошего шмота. Просто у меня денег на него не хватает!)))
тады ещё и худеть- усыхать надо:-)а то толку- то вниз расти
0  
cheshire    9 Февраля 2022 (11:51)   #

Про одежду не согласен. Шелл из хорошей мембраны не обязательно покупать за дорого, а работать в плохую погоду он будет так , как никакая горнолыжная куртка "на вате" не сможет. Штанцы, ладно, можно горнолыжные взять. А куртку - нее! Нужно нормальную. Тем более, что для морозов любая ватная сгодится. Тут да, можно не морочиться, хоть ту надевай, в которой с собакой гуляешь.
И райдовые лыжи короче роста - безусловное гавно, не надо их хотеть купить.

 

Нееее, штаны тоже только шелл! Мне пипец жарко фрирайдить в ватных. Для сибирских холодов у меня есть под штаны midlayer, да и то нужен при температурах в -25 и ниже

 

+ шеллы, даже если промокнут, за час высыхают

 

еще я часто использую вместо горнолыжных перчаток тонкие лайнеры (или потолще на холод) и альпинистские мембранные верхонки поверх

комментарий удален
0  
cheshire    9 Февраля 2022 (12:44)   #

ходишь поди на шкурах?

Хожу, бывает....  без фанатизма. Если есть на чем, предпочту подъехать))

Но крепы уже больше 10 лет принципиально ходибельные ставлю. Чтобы быть готовой к любым раскладам.

 

Сейчас особенно актуально стало - Байкал, Камчатку осваиваем 

0  
kuro    9 Февраля 2022 (14:56)   #

Худей сам, а мне и так хорошо!teeth_smile.png

дык яж рази против? но тогда короче и уже не надо. 

0  
adgjecfgf    9 Февраля 2022 (15:36)   #

ходишь поди на шкурах?

А в шелле разве можно ходить? Мужчинам так точно противопоказано создавать теплицу сами знаете где. Ну девушке ОК. А мне и виндстоппер штаны отлично. Куртка клеёнка ещё нормально - места в багаже и рюкзаке (особенно если куда-то ходить) мало занимает. Куртка «на вате» у меня где-то валяется, за последние 10 лет надевал пару раз. При нынешних технологиях - внутренние слои позволяют обойтись без толстой горнолыжной куртки, не понимаю, почему 80% катальщиков на курортах таскают на себе эти тулупы )

0  
Gosha    9 Февраля 2022 (15:39)   #

А в шелле разве можно ходить? Мужчинам так точно противопоказано создавать теплицу сами знаете где. Ну девушке ОК. А мне и виндстоппер штаны отлично. Куртка клеёнка ещё нормально - места в багаже и рюкзаке (особенно если куда-то ходить) мало занимает. Куртка «на вате» у меня где-то валяется, за последние 10 лет надевал пару раз. При нынешних технологиях - внутренние слои позволяют обойтись без толстой горнолыжной куртки, не понимаю, почему 80% катальщиков на курортах таскают на себе эти тулупы )

Шел? Это софтшел? Или что-то другое.
У меня одно время была куртка софтшел с гортексом
В чем проблема?
Проблема обычно не там .. а в голове....
0  
Gosha    9 Февраля 2022 (15:40)   #
Зажареных туристов не видел...
Видел замороженных. (С)
0  
adgjecfgf    9 Февраля 2022 (16:11)   #

Шел? Это софтшел? Или что-то другое.
У меня одно время была куртка софтшел с гортексом
В чем проблема?
Проблема обычно не там .. а в голове....

Это как раз не софтшел. Я так понимаю на российском жаргоне шелл - это гортекс

 

софтшелл - это больше термуха. Гортекс - проблема, что это клеенка, которая реально парит. Спускаться вниз нормально, подниматься вверх жарко )) штаны мне и без неё нормально. 

0  
Gosha    9 Февраля 2022 (16:14)   #

Это как раз не софтшел. Я так понимаю на российском жаргоне шелл - это гортекс

софтшелл - это больше термуха. Гортекс - проблема, что это клеенка, которая реально парит. Спускаться вниз нормально, подниматься вверх жарко )) штаны мне и без неё нормально.

Не знаю у кого какой жаргон
Покупал совтшел. Сверху куртку с гортексом с нису Типа накатан флис....
0  
Gosha    9 Февраля 2022 (16:15)   #
Если что-то парить.. винтблок или типа....
Это если жарко.
  • 1
0  
borisotto    9 Февраля 2022 (19:37)   #

софтшелл - это больше термуха. Гортекс - проблема, что это клеенка, которая реально парит. Спускаться вниз нормально, подниматься вверх жарко )) штаны мне и без неё нормально. 

 

Расстегиваешь где можно, снимаешь что нужно и нормально идешь куда надо. Дошел - оделся, застегнулся и вниз. 

0  
garikgarik    9 Февраля 2022 (19:43)   #

А в шелле разве можно ходить? Мужчинам так точно противопоказано создавать теплицу сами знаете где. Ну девушке ОК. А мне и виндстоппер штаны отлично. Куртка клеёнка ещё нормально - места в багаже и рюкзаке (особенно если куда-то ходить) мало занимает. Куртка «на вате» у меня где-то валяется, за последние 10 лет надевал пару раз. При нынешних технологиях - внутренние слои позволяют обойтись без толстой горнолыжной куртки, не понимаю, почему 80% катальщиков на курортах таскают на себе эти тулупы )

Нет универсального решения, продуваемые штаны с гидрофобными свойствами хороши весной. А если включается ветер и февраль март, то в мембранее комфортнее. 

0  
cheshire    9 Февраля 2022 (20:21)   #

Расстегиваешь где можно, снимаешь что нужно и нормально идешь куда надо. Дошел - оделся, застегнулся и вниз. 

Да уж точно не так жарко как в "ватных". Мне норм.

Продуваемые скитурные штаны хороши в марте-апреле в Альпах каких-нибудь, где климат мягкий. А в феврале где-нибудь на Мамае в ветреный день в минус 20 околеешь в них))

0  
beda    9 Февраля 2022 (21:07)   #

Вот не соглашусь сразу с лыжами... По первости безонного пухляка вам не видать - все укатают скорее всего до вас и нужно будет катать подразбитую целину. Лыжа совсем без рокера будет вас неслабо швырять при проезде нарытого до вас  а тут надо еще и соображать куда ехать как ехать - ехать и запоминать где едем + за снегом смотреть - за линией... и иметь хоть какой то запас на " укатиться чуть в сторону... Тут небольшой рокер совсем небольшой сильно облегчит жизнь.

По радиусу лыж - короткорадиусные варианты типа фановых лыж ( те же шаманы) хороши на умелых ногах а на ногах человека который не в состоянии на достойном уровне прокатить трассу слалома это будут две строптивые доски. Поэтому лыжи стоит брать поспокойнее но не увлекаться - пожалуй один из вариантов который я бы не советовал никому тот же айслентик кипер и типа его - они слишком спокойные - на них трудно .. вся работа не от реакции лыжи а физикой .. Да на них можно ехать спокойно и "шланговать" но то что на том что пострелючее и пожестче делается легко и непринужденно на этих ... ну как бы с порядочными затратами по физухе... Ну например видно что ствол дерева под снегом в сантиметрах от поверхности а идешь с погружением по колено - вот едва едва на них смог проскочить.  На тех же шаманах не думая можно отправить в полет над снегом за несколько меторв пути из пухляка и перескочить препятствие.     А так как подобного на первых порах скорее всего будет в достатке то ватно мягкое не брать.  На них не получится подобным элементам научиться а они полезные.

Хед 105 тестил как то в ля граве - лыжи неплохи но чайнику на них сложно будет освоить проскальзывание в дуге под снегом для контроля скорости - очень цепкая пяточка - все таки что то по  спокойнее надо на начало - ну типа S7 или номадов.
Сейчас как то не слежу за тем что есть ибо упакован лыжами и пока менять не собираюсь... - но может публика дополнит..

Крепления ... альпайны с диагональю не ставить.
Типа ходильные типа маркера дюка и саломона типа ходильными и остаются.. да неплохи ( саломон надежнее) но ходит на них серьезно вы вряд ли станете а вот путь с лыжами на плече вам они могут затруднить. Однако смотреть в эту сторону стоит - так как вы вряд ли успеете на те маршруты которые доступны просто с канатки в первых рядах - там все раскатают до вас... И в обозримом будущем вряд ли вы окажетесь в состоянии по знанию места по погоде по снегу по себе и товарищам делать выбор пойти куда то в первых рядах. Однако маршруты где подразумевается немного пешеходки от канатки или наоброт по выходу с маршурта убиваются слабее и там можно накопать приличного снега через несколько дней после снегопада... Наш рекорд накопать абсолютно чистый маршрут через 9 дней после снегопада .. Ну выход да минут 40 с него шлепом в лыжах и камусах но зато честный километр с кепкой по пухляку из за угла в 100 метрах от  верхней станции канатки.  На сале такое можно провернуть если здоровья много.
И не заморачивайтесь скитурными пиновыми креплениями - большинство моделей ограниченно безопасны и они по сути для тех кто очень редко падает.. Вы же наваляетесь вдоволь и ваши товарищи будут очень долго ждать когда же вы вычистите снежок из крепления натопчете более менее ровную площадочку в пухляке  и накнец попадете в свой пиновый вариант.

Варианты же типа ходильно - катальные на мой взгляд пока сыроваты и выигрыш в весе от них невелик по сравнению с рамниками.
Ходить вряд ли вы будете часто и далеко  - так что пока туда не смотрите.





 

  • 1
0  
borisotto    9 Февраля 2022 (21:29)   #

Да уж точно не так жарко как в "ватных". Мне норм.

Продуваемые скитурные штаны хороши в марте-апреле в Альпах каких-нибудь, где климат мягкий. А в феврале где-нибудь на Мамае в ветреный день в минус 20 околеешь в них))

 

Термушные штаны под шелл штаны одеваешь и все. Давеча катали в -26, одел подштанники потеплее и все путем. Если солнышко и около ноля - можно ничего не поддевать, -10 - тоненькие подштанники. Слои-слои-слои. laugh.png

  • 1
  • 1
0  
Betacarver    10 Февраля 2022 (03:26)   #

В вопросе шелл / не шелл надо еще учитывать возраст. С возрастом восприятие температуры и потовыделение сильно меняется. При одинаковых погодных условиях, при которых в возрасте 30 лет мне было жарко и я был мокрый как мышь, сейчас вполне нормально и сухо в утепленной куртке.

  • 1
0  
borisotto    10 Февраля 2022 (20:11)   #

В вопросе шелл / не шелл надо еще учитывать возраст. С возрастом восприятие температуры и потовыделение сильно меняется. При одинаковых погодных условиях, при которых в возрасте 30 лет мне было жарко и я был мокрый как мышь, сейчас вполне нормально и сухо в утепленной куртке.

 

С накатом техника улучшается (не у всех и не всегда, но если все делать правильно - то точно), поэтому едешь эффективнее и тратишь меньше сил. Это тоже сказывается.

0  
adgjecfgf    11 Февраля 2022 (02:37)   #

С накатом техника улучшается (не у всех и не всегда, но если все делать правильно - то точно), поэтому едешь эффективнее и тратишь меньше сил. Это тоже сказывается.


Проблема в том, что с улучшением техники появляется стремление выбирать все более сложные маршруты :)) и в итоге тратишь больше сил :))
  • 1
0  
borisotto    11 Февраля 2022 (02:57)   #

Проблема в том, что с улучшением техники появляется стремление выбирать все более сложные маршруты icon_smile.gif) и в итоге тратишь больше сил icon_smile.gif)

 

тут гонка вооружений - сложность против техники. laugh.png

Говорят, что в какой то момент роль техники перестает играть серьезную роль и на первый план выходит адреналин и морально-волевые...