Прямой эфир

Разговоры о снаряге. Термобельё.
Toha13, 11 Ноября 2018 (22:54) По поводу компрессионного белья. Это которое сильно обтягивает, имеет...
Spect 14.11.2018

Лыжи для любителей. Часть 5

Иван Ф., Лента автора 1 Ноября 2018 (14:00) Просмотров: 658 0

Лыжи для конькового хода. Взгляд потребителя

Коньковый ход Евгения Устюгова в мужском спринте на 10 км, 13 марта 2010 года, Контиолахти.
Автор: Peter Porai-Koshits - собственная работа, CC BY-SA 3.0, commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=9848518
Предыдущие части (Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4) цикла были написаны достаточно давно, что необходимо учитывать при ознакомлении.

Чтобы получать удовольствие от катания на лыжах, надо, чтобы они были правильно подобраны. Жёсткость лыж должна соответствовать весу лыжника. На лыжах верхнего ценового диапазона обязательно печатаются цифровые коды. Это может быть штрих-код или расположенная особым образом группа цифр. Измеренные на заводе параметры жёсткости входят в состав кодов. На основе этих заводских параметров вычисляется рекомендованный вес лыжника. Для лыж каждого производителя формулы свои, и они известны консультантам лыжных магазинов.

Если заводская информация о жёсткости отсутствует, то лыжи поможет измерить упрощённый аналог заводского измерительного стенда, называемый флекстестером. Во многих лыжных магазинах он есть. На основе его измерений можно вычислить всё тот же рекомендованный вес лыжника. Дальше надо внести поправки в соответствии со специализацией лыж и вашими предпочтениями.
Лыжи бывают на тепло и на холод, на плотную и мягкую трассы. Признаков назначения лыж много. На цветной рубашке лыжи могут быть надписи PLUS/COLD. Они означают температурные диапазоны в понимании Европы, где -5ºС — это холодно. Могут быть надписи RED/YELLOW/BLUE, где BLUE позиционируются как лыжи на мороз, а RED — как лыжи на температуры в районе 0ºС. Могут присутствовать другие надписи, расшифровать их значение помогут продавцы.

Также смотрим на скользящую поверхность. На неё наносится рисунок из микробороздок — структура. Она видна даже под слоем защитного парафина. Чем она мельче, тем морознее снег, для скольжения по которому она предназначена. По замыслу лыжной фабрики структура соответствует назначению лыж. Если известно название структуры, то можно поискать описание её свойств.

Можно поставить диагноз лыжам, если понаблюдать, как они ведут себя под нагрузкой. Ставим лыжи из одной пары скользящими поверхностями друг к другу и сжимаем кистями рук в колодке (там, где будет крепление). При сжатии колодки у лыж с назначением на тепло расширяется щель между носками. Длина образовавшегося зазора может составить сантиметров 15. У морозных щель между носками либо совсем не раскрывается, либо раскрывается гораздо меньше. Способ не всегда точен. Иногда у дорогих лыж с назначением на тепло щель между носками при сжатии колодки не раскрывается.

Большинство лыж, стоящих в магазинах, предназначены для катания в теплых условиях, т. е., от -1º до -5º. Именно для таких лыж написаны формулы вычисления рекомендованного веса лыжника.
Если перед нами холодные лыжи, то в формулу расчёта рекомендованного веса лыжника вносится поправка. Поправка увеличивает расчётный вес лыжника для морозной лыжи при тех же параметрах жёсткости, что и у тёплой лыжи. Лыжи на мороз надо брать с меньшими параметрами жёсткости.
Лыжи бывают на плотную или мягкую трассы. Лыжи на жёсткую трассу должны быть жёстче, чем на мягкую. Но назначение лыж по плотности трассы определяется тем, как лыжи скручиваются. Про это ниже.

Когда вы пришли в магазин покупать лыжи, то примерно знаете, в каких условиях будете их применять наиболее часто. Логично искать именно такие лыжи. Далее надо выбрать правильную жёсткость лыжи. Это важнее, чем длина лыжи, тем более, что очень часто фабрика выпускает лыжи определённой длины только определённого диапазона жёсткости. Прежде всего нам нужно попасть в этот диапазон. Главное — жёсткость!

В зависимости от специализации лыж лично я рекомендую сделать следующие поправки к значению жёсткости. С величиной поправок можно спорить, а с их необходимостью — нет.
  1. Если вы не собираетесь штурмовать подъёмы, а будете кататься по гладкой трассе, то можно брать лыжи с рекомендованным весом лыжника меньше вашего веса. Поправка 5-10 кг.
  2. Лыжа, имеющая признаки морозной; надписи, нерасходящиеся носки, мелкая структура — подойдёт для катания лыжникам, чей вес больше на 10 кг посчитанного для этой лыжи рекомендованного веса лыжника. Т.е., ваша лыжа на мороз мягче вашей лыжи на тепло на 10 кг.
  3. Лыжа на мягкую трассу — мягче, чем на жёсткую, носки и пятки такой лыжи легче скручиваются, чем у лыж на жёсткую трассу. Поправка 5-10 кг.
  4. Лыжи для марафона/неподготовленного лыжника мягче, чем для спринта/для спортсмена на 5-10 кг. Разная техника и сила толчка.
Поправки считаем от рекомендованного веса. Поправки не суммируются. Поправка на гладкую трассу сработает для мороза. Она же поможет ехать по мягкому снегу. Руководствуемся здравым смыслом. Если мы хотим хорошо ехать в мороз по жёсткой трассе, не стоит применять поправку на мороз. Выбираете лыжи, для которых расчётный ркомендованный вес лыжника равен вашему весу. Поправка не сделает тёплую лыжу морозной, из лыж для жёсткой трассы не сделает лыжи на мягкую. Немного сдвинет специализацию — это да.
Вы видите, как велик размер поправок. Собственно, из этого следует, что точное «попадание в вес» совершенно не нужно. Сложно почувствовать разницу в лыжах, жёсткость которых отличается на 5 кг. Часто такова разница жёсткости лыж в одной паре!

Единственное, о чём надо знать: для лыжников-любителей лучше выбирать лыжи помягче, чем пожёстче. Для любителей любая дистанция длинная.

Дальше можно не читать. Часть, имеющая прикладное значение, закончилась.

А теперь чуть подробнее.

Почему на мороз нужны лыжи мягче, чем на тепло?

Выбирая лыжи, мы хотим, чтобы они хорошо ехали с горы и в гору. В этих двух случаях совершенно разная нагрузка на лыжу. Когда мы катим с горы, наш вес распределяется на обе лыжи. При беге в подъём лыжник переносит свой вес попеременно с лыжи на лыжу. Разная нагрузка на лыжи по-разному их изгибает. Меняется распределение давления в зоне контакта лыжи со снегом (эпюра).

График распределения давления по длине лыжи в идеале выглядит как два горба: передний и задний. Они могут быть относительно длинными или короткими, их вершина может быть острой или плоской. В основном, именно эпюра, её вид, определяет скольжение. По ней видно, какие лыжи: холодные или тёплые. Расходящиеся при сжатии колодки носки лыж, например, всего лишь следствие того, что эпюра переднего горба давления лыжи имеет вид, характерный для тёплых лыж. Вообще-то вид эпюры заднего горба давления ещё более важен, но простых способов измерить его нет.

Надо выбирать жёсткость лыжи между жёсткостью, обеспечивающей максимальное удобство в подъём и меньшей жёсткостью, оптимальной для спуска. Эпюра лыжи с такой нагрузкой, какая возникает во время толчка при беге в подъём, должна оставаться, по крайней мере, того же типа, как и при спуске с горы. Постоянство эпюры под разной нагрузкой трудно обеспечить, возможен только компромисс. И тем компромисс труднее, чем равномернее, морознее нам нужна эпюра.

Для тёплых лыж всё просто. Два коротких горба давления, меняющие своё расположение в зависимости от нагрузки. Можно брать жёсткую лыжу, едущую в гору, хорошо держащую полный вес лыжника. При спуске из-за меньшей загрузки колодка приподнимется, горбы давления чуть разъедутся к концам лыжи. Можем даже ничего не потерять в скольжении.

Для морозной лыжи всё не так. Равномерность морозной эпюры при изменении нагрузки от половинной до полной лучше сохраняется у мягкой лыжи, хорошо едущей со спуска, когда надо держать лишь половинный вес лыжника. Помня, что нам ещё и в гору бежать, добавляем немного жёсткости. Немного! Излишне жёсткая морозная лыжа при половинной нагрузке разгрузит ближнюю к колодке часть пятна контакта со снегом, но перераспределит нагрузку ближе к носку, появится ощущение, что лыжа воткнулась носком в снег. Жёсткая морозная лыжа — самый неприятный случай неправильного подбора лыжи под вес гонца.

Выше показано, откуда берётся поправка к эмпирическим формулам при подборе жёсткости, «весовки» лыж на разную температуру.

Поправки совсем не отрицают индивидуальных предпочтений лыжника.

Есть крайний случай заваисимости оптимальной жёсткость лыжи от плотности трассы. На снежную кашу жёсткая лыжа с большой длиной колодки совсем не годится. Применяют очень мягкую лыжу, даже хорошо, если при толчке колодка «проваливается», зазор под ней и впереди неё схлопывается совсем, носки и пятки приподнимаются. На таких бочкообразных лыжах легче на разбитой, мягкой трассе.

В любительской практике встречаются плотные, забитые множеством ног неровные трассы. Чтобы устойчиво катить по образовавшимся кочкам, необходимы не просто лыжи на жёсткую трассу. Жёсткость этих лыж приходится подбирать буквально «по месту».

Производители ищут способ сделать эпюру лыжи независящей от нагрузки. Внедрение в конструкцию углепластика породило тенденцию по построению максимально «плоской» лыжи, лыжи с малым прогибом в колодке. Лыжу пытаются сделать настолько жёсткой, чтобы она очень мало изгибалась под весом гонца от половинного до полного, не искажала эпюру. Раньше такая лыжа считалась невозможной, её и не стремились сделать. Теперь пытаются. Чем дальше продвижение по этому пути, тем проще нам будет подбирать лыжи по жёсткости. Ну и, конечно, такая лыжа под ногой приятно пружинить не обязана.

Ещё один параметр лыжи

При коньковом ходе во время толчка ногой мы нагружаем внутренний кант лыжи. Носок и пятка лыжи чуть поворачиваются относительно плоскости колодки. То, как сильно изгибаются носок и пятка лыжи под скручивающей нагрузкой влияет на курсовую устойчивость. Мягкая на скручивание лыжа носком мнёт след в снегу немного не в том месте, где затем поедет колодка и где потом поедет пятка, один след мы давим много раз. На мягком снегу это не вызывает проблем. На плотной и леденистой трассе, чтобы ехать ровно, лыжнику приходится прилагать утомительные подруливающие усилия. Жёсткая на скручивание лыжа при закантовке начинает мять/резать носком след в снегу, по которому далее едет вся лыжа. Это хорошо для прямолинейности движения лыжи.

К сожалению, производители лыж не сообщают полных потребительских свойств своей продукции. Цифры на заказных «тестированных» лыжах не содержат важной информации — информации о сопротивлении скручиванию. Лыжи с промеренной и одинаковой эпюрой могут иметь разную устойчивость на снежном «бетоне», могут по-разному катить на пухляке. Это очень-очень заметно на трассе. Просто по-разному работают на скручивание. А этот параметр не измеряют, намёк на него для посвящённых есть только в названии силовой конструкции, на основе которой собрана лыжа.

Поскольку для оценки специализации лыж нам не хватает важной информации, попытаемся добыть её сами. Придя в магазин, начинаем крутить носки лыж руками. Это пока самый точный инструмент измерения важного параметра лыж. Надо только понимать, что гибкость приподнятой над снегом части носка лыжи – это не то, что мы измеряем. Нам интересно, как скручивается лыжа там, где касается снега, т.е. там, где загиб закончился и далее к колодке. Загнутый носок может быть мягким, «резиновым», а лыжа целиком стойкой на скручивание.

Скручиваются ли носок и пятка? Как близко к колодке скручивание заканчивается? Как именно скручивается лыжа по длине? Как это соотносится с тем, как лыжа гнётся под ногой в вертикальном направлении, т. е. без закантовки? Предназначение лыж на плотную/мягкую трассу определяется соотношением сопротивляемости носка и пятки лыжи скручивающему усилию и обычной жёсткости лыжи. Разное соотношение — разная трасса. Лыжа на мягкую трассу при закантовке обязательно должна скручиваться, а не упираться в снег ребром жёсткого носка. Лыжа на мороз должна скручиваться, не должна ехать на канте в носке и пятке. Плотный контакт скользящей поверхности со снегом — смысл морозной лыжи. Лыжа, хорошо едущая по морозному «бетону» - результат компромисса между скольжением и устойчивостью.


Хорошая лыжа при скручивании не должна сильно менять форму горбов давления, например, тёплая (с эпюрой для теплых условий) должна оставаться тёплой, даже будучи нагруженной скручивающим усилием.

Конечно, невозможно ответить на большинство поставленных выше вопросов, просто сжимая лыжи руками. Но лучше хоть что-то знать про то, за что отдаёшь деньги. Для ответа на все вопросы нужен измерительный стенд.

Чтобы описать основные механические свойства коньковой лыжи, недостаточно просто одной эпюры, нужна эпюра скрученной лыжи.

Приглашаю читателей статьи к поиску способа корректно измерить скрученную лыжу.

А теперь те, кто дочитал до конца и не уснул от скуки— марш в магазин за лыжами! Зима на носу!

У вас появился повод купить новые лыжи. На этот раз точно подобранные согласно вашим желаниям.
 
Автор: Фомкин И. С.
+5