+14

»нтервью с ќксаной „екулаевой: Ђ¬ы почувствуете себ€ немножко птицейї

jul Ћента автора 9 —ент€бр€ 2021 (15:15) ѕросмотров: 790 14

- »так, сегодн€ у нас в гост€х ќксана „екулаева - горный гид, сноубордист, ски-турист, парапланерист, интересный человек и, наконец, просто красавица. » сегодн€ она нам не просто будет рассказывать о себе, потому что это отдельна€ больша€ тема. —егодн€ она расскажет о чЄм-то вполне конкретном. ќксана, о чЄм?

- ќ том, что делают лыжные гиды летом. ѕотому что € думаю, что люди, которые катаютс€ и люб€т это так же, как и €, могут почерпнуть дл€ себ€ какие-то идеи на тему того, как можно развиватьс€ ещЄ и летом дл€ того, чтобы это как-то помогало нашему катанию зимой.

- ќтлично! ќчень интересна€ тема. » сразу вопрос: а чем отличаютс€ люди, которые катаютс€, от людей, которые не катаютс€?  акой-то особый уровень адреналина требуетс€ дл€ этого?  ак ты их отличаешь?

- Ёто, на самом деле, очень глубокий и сложный вопрос, на него не так легко ответить. Ќо € думаю, что это люди, которым без катани€ скучно живЄтс€, у них есть какое-то “шило в попе”, и они знают эти эмоции, они им нрав€тс€ и они важны дл€ них в жизни – это эмоции, которые мы испытываем, преодолева€ страх, раздвига€ границы наших возможностей, узнава€ себ€, узнава€ стихию вокруг. Ёто люди, которым интересно что-то новое: новые горизонты, новые чувства. Ќа мой взгл€д, эти люди в душе авантюристы. “ем люд€м, которым интересна спокойна€ жизнь и они счастливы, приход€ домой, открыва€ интересную книгу или включа€ интересное кино, у которых нет этого “шила”, € даже немножко завидую. ” них классна€ спокойна€ жизнь и им немного надо дл€ счасть€. ћне же дл€ счасть€ нужно кататьс€, летать и делать что-то новое каждый день.

- я дл€ себ€ таких людей определ€ю, как тех, которые “срезали угол”. “о есть, обычный человек всю жизнь работает, чтобы отдыхать, а эти люди родились с осознанием, что работа и отдых – это почти синонимы. я про гидов говорю, конечно, хот€ есть много людей, которые работают, а потом идут и скалолаз€т.

- ќ гидах это вообще отдельный вопрос. “ы спросил: «Ћюди, которые люб€т кататьс€ – кто это?». √иды – это вообще отдельна€, как мне кажетс€, истори€. я говорила про людей в целом. 

- Ћадно, пусть это будут «люди с шилом». „то ты этим люд€м рекомендуешь?

- Ќа самом деле € не могу сказать, что € пр€мо рекомендую. я могу рассказать про себ€, рассказать свою историю. » если она у кого-то откликнетс€, возможно, им понравитс€ то, что нравитс€ мне. » € помню, что сколько-то лет назад, € летом всегда была в некотором расстройстве, потому что мне не хватало катани€. ћожет, странно прозвучит, но € катаюсь 6 мес€цев и этого мне всегда не хватает. ‘рирайд – это же не просто покататьс€ – это кака€-то тусовка, люди, которые думают об одном и том же, живут какой-то общей идеей. » мне не хватало этого летом, поэтому € искала разные активности.

ƒл€ того, чтобы хорошо кататьс€, крайне желательно шевелитьс€ и делать что-то физически ещЄ и летом, потому что форма уходит быстро, и набирать еЄ перед сезоном достаточно сложно. ≈сли ты еЄ сильно тер€ешь за лето, то это может вылитьс€ в какие-то травмы в течение сезона, перегруз. ¬ общем, должна быть движуха ещЄ и летом.

ѕерва€ движуха, которую € дл€ себ€ открыла – это восхождение на Ёльбрус. ћы просто сидели под этой горой, смотрели наверх, периодически поднима€ голову, видели много снега и думали: “ј почему мы там не катаемс€?”. “ак € и подн€лась в первый раз на Ёльбрус, скатилась оттуда, а на следующий год это превратилось в мою работу. ћы можем кататьс€ практически круглый год за счЄт того, что у нас есть сама€ высока€ в ≈вропе гора.

¬ какой-то сезон € ездила в јргентину и провела там всЄ лето и осень – это тоже прикольна€ истори€, но пока, к сожалению, о ней говорить не приходитс€, потому, что границы закрыты, и мы не можем поехать ни в Ќовую «еландию, ни в јргентину, ни в южное полушарие, чтобы покататьс€.

≈щЄ одна тема, которую € пробовала – это был mountain bike. Ќо после того, как € проломила второй шлем, влетев в ветки, мен€ сбросило с сидени€, и € перелетела через руль кубарем, € пон€ла, что эта тема точно не про мен€, ведь рано или поздно € получу травмы и не смогу кататьс€. я сочла этот вид спорта неподход€щим дл€ себ€ и всЄ-таки отсекла эту историю.

-  ак ты думаешь, маунтинбайкеры часто падают?

- я падала часто. я достаточно безбашенна€, училась с безбашенными, отмороженными людьми. ¬ первый день, выехав из магазина “риал-—порт, € уже скатилась с моста по лестнице, только сев на велик. ѕотом поехала на ¬оробьЄвку. “ам мы катались с горок и спусков, которые называютс€ “ ип€ток”.

- ј почему “ ип€ток”?

- ѕотому что перекиси не хватит отмыть теб€ после этого. —начала нужно кип€тком.

- “о есть, ты хочешь сказать, что mountain bike – это не такой суровый вид спорта, а просто ты слишком резка€? ƒл€ теб€ он, наверное, слишком рискованный, потому что ты так оцениваешь свои силы?

- ƒа. Ёто зависит от того, как мы подходим к какому-либо новому спорту. ћотоцикл и mountain bike – это то, что € пока отсекла дл€ себ€, потому что € осознаю свои какие-то ограничени€ в реакции, в физической подготовке и так далее. Ёто мужской вид спорта дл€ очень отважных парней. ћожет, когда-нибудь € вернусь и попробую, но пока нет.

≈щЄ один вариант летнего активного отдыха, который € долгое врем€ пыталась как-то освоить – это альпинизм, потому, что это максимально близко к тому, что € делаю зимой. я закрыла второй разр€д без руководства, но в один момент пришло умозаключение о том, что альпинизм – это командный вид спорта, а значит нужна команда. Ќе было людей, с которыми мне хотелось бы сходить вместе, потому что это какое-то близкое взаимодействие. » € понимала, что если € сейчас уйду в альпинизм, то выстроить какие-то отношени€ с семьЄй почти невозможно, когда ты где-то в палатке, непон€тно, с кем, и непон€тно, куда идЄшь.

¬ общем, € пон€ла, что если € займусь альпинизмом, то это будет полный крах. Ќужно что-то, где € могу прогрессировать одна, без команды.

» потихонечку, шаг за шагом € пробовала разные активности, и в какой-то момент открыла дл€ себ€ полЄты на параплане. Ќа самом деле € давно начала летать, но плотно и активно этим занимаюсь, наверное, с 2014 года. ” мен€ было пару летних сезонов перерыва, когда € не летала, потому что колено оперировала. » сейчас, спуст€ всЄ это врем€ полетов, мне бы хотелось рассказать побольше именно об этой активности просто потому, что она достаточно нова€ в –оссии и очень много того, что € слышу про полет на параплане, на самом деле расходитс€ с реальностью. ” нас много вс€ких предубеждений на тему этого спорта, и люди просто иногда даже не понимают, в чЄм смысл того, что ты летаешь на параплане.

- я правильно понимаю, что ты летаешь на параплане 7 лет?

- Ќу, где-то так, да.

-  ак начиналс€ твой старт?

- Ёто было очень давно, € работала в  расной пол€не, еще до ќлимпиады и до того, как построили все объекты. я работала инструктором по сноуборду на јльпике, по соседству с нашей конторой была мастерска€ приключений “ќл€ ѕол€кова” – контора, котора€ занимаетс€ полетами на параплане в тандеме. 15 лет назад в  расной пол€не было больше 20 пилотов. ћы дружили, общались, пока сто€ли и ждали работу, мы все друг друга знали. ѕериодически у них не было пассажиров, можно было с ёрой  отовым полетать. “о есть, посто€нно вокруг мен€ вращались парапланеристы.

я проработала, наверное, 4 года в ѕол€не, потом € уехала в ƒомбай и там тоже провела около 3 лет. “ам были те же люди, потому что нас перед ќлимпиадой всех уволили и сказали: “–еб€та, простите”. ¬се дружненько переехали в ƒомбай, мы той же компанией катались, веселились. » в какой-то момент один из них мне сказал: “ј почему ты до сих пор не летаешь? ћы уже 10 лет с тобой знакомы, почему ты до сих пор не попробовала?”. ќн нашЄл ключи от домика на ёце, в мае после того, как сезон закончилс€, € поехала на мес€ц туда, мне дали ключи от домика, параплан, полетали чуть-чуть и сказали: “ƒавай летай, учись”.

- ј ёца – это где?

- Ёто ѕ€тигорск, те же  авказские ћинеральные воды. “ут есть р€дом супершкола, много лЄтных мест, во всЄм этом участке всЄ р€дом – это близко и удобно. ¬ общем, € полетала чуть-чуть на параплане, мне стало скучно, € пересела на дельтаплан, на нЄм 3 года летала. Ќо потом € поехала в Ќепал, поехала сходить на гору и вернулась раньше на неделю. Ќедел€ в  атманду не очень интересна€, мы ходили практически везде, где можно было посмотреть что-то интересное. » € что-то случайно наткнулась на картинку озера јннапурна. Ёто было безумно красиво. » там на фоне были парапланчики. » тут € вспомнила своЄ прошлое, что € когда-то летала на параплане.

я на тот момент уже считала себ€ дельтапланеристом. ѕозвонила друзь€м из ѕ€тигорска узнать, может быть, есть русские пилоты, на что мне –ома —авельев сказал, что он летит завтра и будет там послезавтра. “ак € познакомилась, во-первых, с тусовкой, в которой было много русских реб€т. ќни мне нашли крыло, мен€ запустили одну, € немножко тренировалась на земле, но € уже что-то да умела.

» когда € увидела вообще, как можно летать на параплане в Ќепале, потому что это √ималаи. я стартовала, наверное, часов в 16, там были просто огромные безумно красивые розовые башни в свете заход€щего солнца, озеро јннапурна... Ѕыло настолько красиво, что в тот момент, просто гл€д€ на то, как классно, красиво, на горы с другого ракурса, которые безумно красиво выгл€д€т, € пон€ла – вот это как раз то, что мне надо. ¬озможность путешествовать в горах и видеть их с другого ракурса на самом деле дорогого стоит.

- ѕоэтому тебе было скучно, когда ты летала в довольно простых местах, где всЄ было однотипно и без красивых ракурсов?

- ƒа-да, мне казалось, это не так красиво. ёца это горка, а вокруг равнина. “ам нет гор.

- “ам аэродинамика несложна€, как € понимаю. ѕочему теб€ ёца не зат€нула?

- Ќаверное, всЄ-таки € тот человек, который путешествует в горах прежде всего ради красоты. Ёто безумно красиво. ¬от с самого первого момента, как € приехала на Ёльбрус, до насто€щего момента € смотрю на какие-то новые красивые места, и у мен€ это вызывает очень при€тные эмоции, мне очень при€тно смотреть на красоту. я никогда на равнине не летала и, честно говор€, не стремлюсь, потому что там возможности увидеть новые горы нет.

» после этого на следующий год € купила параплан, заработала денег на Ёльбрусе и уехала в Ќепал на 2 мес€ца учитьс€ летать. “ам было очень много вс€ких приключений. ¬ итоге € оказалась на востоке Ќепала, в деревне, где родилс€ Ѕабу – это человек, который слетел с Ёвереста на параплане, а потом ещЄ сел на Whitewater Kayak и доплыл до океана. ќн очень интересный человек.  огда € увидела, где он живЄт, откуда он родом, € пон€ла, что человек может, в принципе, всЄ.

- ј “Ѕабу” это не нарицательное? ¬роде, в »ндии Ѕабу – это нарицательное им€. »ли это пр€мо его родное?

- Ќет, его так и зовут, это им€. я, правда, не видела паспорт, но вообще везде его зовут Ѕабу. ќн очень классный. » в Ќепале € познакомилась как раз ещЄ с другими людьми, один из которых был пилотом вертолета на јл€ске, в ’ейнсе (собственно, так € и попала потом в ’ейнс).

¬ общем, € начала летать, после этого € попала в »ндию к ∆ене √р€знову – это один из самых титулованных российских пилотов в –оссии, на мой взгл€д. ќн несколько раз участвовал в Red Bull X-Alps, он заразил мен€ идеей того, что можно летать на параплане не только на соревновани€х, но и летать биваки, летать какие-то длинные маршруты. ¬ общем, на самом деле всЄ то же самое, что € делаю зимой, но только с парапланом – это казалось каким-то нереальным открытием на тот момент.

- Ёто всЄ очень круто. ѕрежде, чем мы перейдем к нашей основной цели рассказать, как это вообще всЄ дл€ тех, кто ничего не знает, у мен€ вопрос: а биваки – это имеетс€ в виду, человек летит на автономке и из точки в точку или как?

- ƒа, он останавливаетс€, ночу€ наверху. ћожно приземлитьс€ не в долине, а затоплендитьс€. “о есть, ты находишь пологую вершину, там приземл€ешьс€, ставишь лагерь и с первыми лучами солнца, с первой погодой ты стартуешь дальше и летишь маршрут.

- ѕон€тно.

- Ќу, а Red Bull X-Alps поддерживает эту концепцию, они лет€т через все јльпы. “о, что они не могут пролететь, они идут пешком.

- ј где они ночуют? ѕо-моему, в гостинице всЄ-таки, нет?

- «а ними едет ¬ЁЌ – это машина поддержки, в которой они ночуют.

- ’орошо. ƒавай теперь ты мен€ будешь убеждать полетать на параплане. ћен€, если честно, просто что-то останавливает.

- ƒавай начнем с того, почему ты не летаешь, что теб€ останавливает, какие мысли у теб€ в голове?

- —мотри, вот всегда людей останавливают вс€кие сомнени€ и неинформированность. я четко понимаю, что если люди этим занимаютс€, значит в этом что-то есть, значит, скорее всего, это моЄ. Ќо останавливает начало: с чего начать, куда, как? я один раз на  рылатских холмах поднималс€ в воздух и пон€л “¬ау, это моЄ”. » всЄ, это был один раз и это было 100 лет назад.

я не понимаю, как в это войти, но если ты объ€снишь, как начать, то ты снимешь 50% вопросов у людей. ƒальше можно рассказать, насколько это рискованно, кака€ статистика, насколько это смертоубийственный спорт или несмертоубийственный, насколько это дорого – но это всЄ уже такие мелочи на самом деле. —амый главный вопрос – как начать?

- ≈сть несколько вариантов. ѕервый дл€ тех, кто живЄт в городах – есть лЄтные школы. Ќапример, в ћоскве их несколько – пор€дка 3-4, это можно посмотреть в Google, и они обучают в ѕодмосковье на лебЄдке. ЋебЄдка – это така€ штука, котора€ т€нет вас и вытаскивает наверх. я на лебЄдке почти не летала ибо  пон€ла, что если бы € начинала учитьс€ на лебЄдке, то никогда не стала бы продолжать это делать. ≈сли вы хотите попробовать и решить дл€ себ€, что это не ваше, то лебедка – ваш выбор.

¬торой вариант, как мне кажетс€, максимально эффективный – это найти пару недель отпуска и поехать в летную школу, где есть горки и рельеф. “о есть, учитьс€ летать сразу в горах. ¬ –оссии у нас не так много мест хороших, проверенных, надежных, где обучают. »з того, что € точно знаю и пробовала на себе, € бы сказала, что места 2: это гора  лементьева, находитс€ она между ‘еодосией и  октебелем. Ёто удобно потому, что там можно поехать, в принципе, всей семьей отдохнуть на море и при этом поучитьс€ летать.

Ќо на практике, когда ты учишьс€ летать в лЄтной школе, ты весь день посв€щаешь этому. » даже если погода нелЄтна€, всЄ равно у теб€ есть некий объем теории, некий объем практических зан€тий, которые делают на земле и которые нужно выполнить. “о есть, вы должны в самом начале отнесись к этому очень серьЄзно, как и любой пилот, который приходит в летную школу. Ќеважно, на чЄм вы летаете – воздух дл€ всех одинаковый. “ы пришЄл в лЄтную школу, 2 недели интенсивных зан€тий, когда каждый день поступает много новой информации, много новых вещей, ты должен быть максимально включЄн в это. ѕотому что любые откаты и перерывы вли€ют на безопасность. » 2 недели нужно об€зательно учитьс€ под присмотром инструктора.

≈щЄ есть школа ∆укарина, она посто€нна€. “ам есть —ергей Ўиленков – крайне рекомендую, потр€сающий человек. ћне кажетс€, даже если ему перестанут платить, он всЄ равно будет продолжать учить людей летать, вкладывать душу в учеников. “ам есть и другие люди, которые помогают, у них тоже можно уточнить всЄ, что вам нужно. “уда можно приехать без своего снар€жени€ – там всЄ необходимое дл€ полЄтов есть.

Ќу и второе место, конечно, моЄ любимое место – это „егем. я первый раз попала туда на чемпионат –оссии, который был в „егеме. ¬ прошлом году был карантин, поэтому € провела там почти 3 мес€ца полЄтов. ћогу сказать, что € видела достаточно много людей за всЄ это врем€, которые начинали свои первые шаги в „егеме. ¬се из них продолжают летать и уже некоторые летать научились классно. ћесто очень красивое, каждый день это какой-то инсайд. ≈щЄ там классные инструктора, там есть ‘илипп ’ал€вин – € считаю, что это самый талантливый инструктор из всех, кого € в принципе знаю. — ним безопасно. ≈сли теб€ учит ‘ил, ты не можешь не научитьс€ летать. “ам есть ещЄ реб€та, которых ‘ил вырастил, и они все сейчас работают и учат. “ам реально можно научитьс€.

 

- Ќарод там живЄт в палатках или в гостиницах?  ак вообще инфраструктура устроена?

- ƒавай тогда про „егем. „егем на самом деле достаточно уникален с точки зрени€ аэрологии – об этом могу рассказать отдельно. “ам есть домики, они сделаны в прошлом году, выгл€д€т они как хостел, там много народу, но в принципе там можно жить. Ѕольша€ часть пилотов, котора€ приезжает в „егем полетать, живет в палатках. “ам оборудованный кемпинг, где можно не беспокоитьс€ за сохранность своих вещей – никто ничего никогда не возьмЄт. » душ достаточно комфортный, и туалет.

≈сли вы там больше, чем на неделю, можно попросить постирать вещи в стиралочке. “ам есть кафе и можно, в принципе, не готовить, но есть кухн€, где можно готовить самому, если така€ есть необходимость. ¬ лагере есть один существенный минус или плюс, кому как – там нет интернета. ≈сли у вас дика€ потребность в интернете, лучше приехать на своей машине и оттуда можно доезжать до деревни или в Ѕулунгу – там есть –остелеком, бесплатный wi-fi и есть ћ“—. ¬ лагере ловит ћегафон, но по нему можно просто совершать звонки, ни сообщений в ¬атсаппе, ни какой-то там почты.


 - „удеса! —лушай, а если € хочу, как бы, стартовать, € беру машину, еду на „егем, посел€юсь потом в палаточном лагере… а как там дальше? “ам уже мен€ ждут с распростертыми объ€ти€ми инструктора или нужно заранее договариватьс€, вписыватьс€ на курсы и так далее?

- Ќу, сейчас така€ ситуаци€, что в „егеме уже реально много людей. ѕоследний раз, когда € приезжала, у реб€т одновременно было 6 учеников только на земле, а ещЄ в воздухе при этом было много пилотов. ѕоэтому чтобы на вас наверн€ка хватило снар€жени€ и параплана, который подбираетс€ под ваш вес, лучше зайти на их сайт  и в разделе « онтакты» св€затьс€ с администраторами, рассказать им о своем намерении и уточнить, есть ли возможность на ваши даты записатьс€ в лЄтную школу, и будет ли дл€ вас снар€жение. ≈сли это делать заранее, реб€та найдут снар€жение. Ќо если вы приехали и поставили всех перед фактом, возможно, придЄтс€ подождать, пока освободитс€ параплан дл€ вас.


- ј какие там диапазоны бюджета, если начинать без своего снар€жени€?

- ¬ прошлом году это стоило 35.000 с арендой снар€жени€. —ейчас, по-моему, аренда оплачиваетс€ отдельно. я просто боюсь, что не скажу точную стоимость, но она точно есть на сайте – еЄ лучше там посмотреть. Ќо € думаю, что это в районе 50.000 рублей за 2 недели обучени€.

- ј какой сезон самый выгодный дл€ стартов?

- „егем замечателен тем, что там часто очень хороша€ погода дл€ полЄтов. “о есть, стоимость лЄтного часа там минимальна€ из всего того, что € знаю в мире.  емпинг стоит 250руб, в кафе вы сидите, может быть, рублей на 600 в день. ѕлюс вы больше ни на что не тратите: там нет магазинов, вы физически не можете больше ни на что потратить деньги. Ѕюджет крайне мал.

- ѕон€тно. “о есть, начать в принципе по зубам любому человеку.

- ƒа-да-да. ≈сли всЄ-таки вы решите купить свой параплан, то можно купить не очень новый, но при этом который будет достойно летать. Ѕюджет примерно 50.000 на крыло, но он покатает вас пару-тройку лет.

- ј можно вопрос? я занималс€ сЄрфингом. ћы думали, что вырастем большими и купим себе виндсерфинг. ј на самом деле оказалось, что это и не нужно, потому что всегда есть отличное снар€жение напрокат. „то касаетс€ парапланов, всЄ-таки личный параплан важнее, чем прокатный?

- ≈сли ты летаешь только в „егеме и у теб€ есть возможность приехать только на небольшой срок, то смысла в собственном снар€жении нет. Ќо мы же хотим летать не только в том месте, где есть аренда – мы хотим летать везде.  огда ты захочешь поехать в Ќепал, то там крыло в аренду вр€д ли возьмЄшь. ј так – конечно, пока ты учишьс€, то можно и без своего параплана летать. Ќо когда у теб€ твоЄ крыло, оно всегда будет твоим, ты будешь знать, как оно летит, ты привыкаешь к нему. — парапланами напрокат каждый раз не знаешь, что от них ждать. —воЄ снар€жение – это, конечно же, намного комфортнее и при€тнее.

ќбычно в лЄтных школах дл€ обучени€ используютс€ максимально безопасные крыль€. ≈сть различные классификации по сертификации. Ќо смысл в том, что в школе используютс€ крыль€ ј-класса – это самый простой и безопасный вариант. ЋЄтные технические характеристики у него будут сравнительно небольшие. B-класс – это уже более продвинутые крыль€, на которых можно летать кросскантри-маршруты. ¬ них всЄ ещЄ достаточно много безопасности, но они уже лет€т быстрее, у них глайд и летно-технические характеристики гораздо выше.

я сейчас летаю на C-классе – это уже спортивное крыло, оно требует какого-то опыта полЄта, потому что оно быстро реагирует на всЄ, что происходит, и надо так же быстро всЄ это отлавливать и рулить. ј люди учатс€ летать на A-шках, потом покупают себе B-шку – обычно така€ истори€, когда уже хот€т сами летать.

- “ак, ну и, наверное, главный вопрос современности – а что со статистикой? Ќасколько это травмоопасный вид спорта?

- »з всего того, что € пробовала, могу сказать, что это самый опасный. я не хочу никого обманывать. „тобы вы понимали, это тот спорт, где нельз€ быть невключенным. Ћюба€ ошибка может привести к фатальным последстви€м, потому что воздух не прощает ошибок. ¬ отличие от земли или воды – в воду-то падать гораздо м€гче.

- ≈сть кака€-то статистика международна€?

- „естно вам скажу, раз в 2 недели примерно случаетс€ лЄтное происшествие с кем-то. ѕримерно в 80% случаев всЄ заканчиваетс€ хорошо, но бывают и не очень при€тные моменты, которые заканчиваютс€ плохо. ¬ „егеме в этом году был один действительно жЄсткий инцидент: приехал человек, который не был в лЄтной школе, а летает сам. ћы не знали, кто его учил, какой у него опыт, но он почему-то не подошЄл к местным реб€там даже, не проконсультировалс€. ¬ конечном итоге он серьЄзно побилс€ и его снимали работники ћ„—. Ќу, вроде, в этом году всЄ, 1 серьЄзный инцидент за лето.

- Ќу пон€тно. ј топлендитьс€ – это что такое?

- Ёто приземление на вершину. Top landing – это когда ты садишьс€ где-то наверху. ¬ „егеме есть площадки, где можно сесть, передохнуть, выпить чайку и полететь дальше.

-   стати, у мен€ такой вопрос, который, наверное, тебе задавали: а что всЄ-таки с —ергеем ѕотапенко произошло

- Ќу, € не знаю всех подробностей. Ќа самом деле, после всей этой истории с —ерЄжей мне было крайне сложно летать вообще в принципе. ¬от это лето у мен€ было очень непростое. Ќо € многому научилась.

—ерЄга только-только начинал летать на параплане. я так понимаю, что никто его толком не учил, ничего не объ€сн€л, что делать. ≈му пришла дурна€ мысль. ќн был в ѕольше. “ам он грустил, на самом деле ему было реально грустно. » он решил “ј дай-ка € за машиной попробую на параплане забуксироватьс€”. Ёто было вечером, сумерки. ѕолицейские фотки были, уже когда стало очень темно.

¬ообще буксировка – это отдельна€ истори€, она сложнее, чем кажетс€, потому что, если теб€ т€нут за крыло и оно куда-то в сторону уходит, а теб€ продолжает т€нуть, может случитьс€ локаут – это очень непри€тна€ истори€. “ы просто влетишь в склон. ” него было не новое крыло, он хотел проверить стропы, но, € так понимаю, он не успел. ћожет быть, он крыло сорвал, потому что на буксировке мен€етс€ угол к набегающему потоку и сорватьс€ гораздо проще. ѕлюс, у него не было отцепки, скорее всего, потому что откуда у него отцепка, если он просто вз€л верЄвку и решил… “о есть, в случае какой-то аварии он даже не мог отцепитьс€ от этого троса.

ƒл€ того, чтобы немножечко закончить на позитивной ноте про парапланы: это рискованно, это требует времени и каких-то вложений, но поверьте, это того стоит. ѕотому что, пройд€ через это и научившись этому, вы можете открыть дл€ себ€ совершенно новый способ путешестви€ в горах. ¬ы можете добратьс€ до вершины горы, которую видите! ¬ы можете не просто прилететь на вершину, а можете пролететь выше неЄ и посмотреть на неЄ сверху. Ёто новый альтернативный способ путешестви€. ѕричЄм за 1 день вы можете пролететь 50 км и больше! ƒа, € не преувеличиваю - за  1 день вы можете по пр€мой пролететь по воздуху 50 км с возвращением, лететь по ветру, использу€ потоки воздуха – это просто кака€-то маги€ и это просто нереальные ощущени€!

» главна€ ценность этого удовольстви€ – достаточно низка€ цена по сравнению с прыжками с парашютом. —колько вы падаете с парашютом – 3 минуты? ј здесь вы летаете 6 часов и вам дл€ этого не нужно ничего, кроме погоды и параплана. “о есть, это совершенно новый способ не только увидеть горы, но и немножечко поработать со своей головой, со своими страхами, раздвинуть границы того, что прежде всего в вашей голове есть на тему того, что вы можете.

ѕараплан дает возможность, не име€ какой-то максимальной физической формы, летать столько, сколько вам хочетс€. Ќо, на самом деле, большие мальчики, которые много вес€т, летают лучше, потому что большие парапланы лучше лет€т. “о есть, вам не надо ничего в плане физики, и при этом вы можете такое, что ещЄ 20 лет назад люди не могли! Ётому спорту в –оссии реально 20 лет. ¬сЄ только начинаетс€, и сейчас у людей есть гораздо больше знаний и понимани€, а крыль€ стали гораздо более безопасными. я знаю много людей, у которых за всю историю полЄтов не было ни одной запаски, не кидали никогда запаску, потому что шли к этому постепенно, вдумчиво, проход€ через этапы, не перескакива€ через них – подходили к этому примерно так же, как люди, которые хот€т быть пилотами Ѕоинга. Ёто не сложнее, но и не проще. Ќо и в сложности – сво€ прелесть. ѕотому, что за счЄт того, что это сложно - это не скучно. “ы каждый день учишьс€ чему-то новому и каждый, даже самый маленький полет – это всегда очень много эмоций. ¬спомните, наверное, у каждого были сны, когда вы летали. јбсолютно детска€ мечта, но нам всегда говорили, что люди не летают. ј € вам скажу, что люди могут летать.

ƒа, это опасно, но просто нужно к этому подходить разумно. ” мен€ за 7 лет не было никаких травм или инцидентов в воздухе. Ѕыли предпосылки, но они разрешались, потому что € была к ним готова, мен€ учили хорошие специалисты, и учусь € прилежно. ≈сли относитьс€ к этому так, то, в целом, это не опаснее горных лыж. ѕросто вам, в первую очередь, необходимо приобрести знани€ и навыки. √де их приобрести – в школе. Ётому надо учитьс€. ѕараплан – это абсолютно не то, с чем вы справитесь самосто€тельно. ”читьс€, потому что риск ошибки крайне велик и цена тоже.

Ёто даст вам возможность совершенно по-другому увидеть горы. » главное – у вас будет, чем зан€тьс€ летом!

я, например, не рисковый человек. я делаю всЄ очень аккуратно, очень методично, долго тренируюсь. я отношусь к этому с большим запасом безопасности. ≈сли делать так же, то можно летать далеко, высоко, красиво, испытывать новые ощущени€. » € вам всем желаю хот€ бы раз в жизни попробовать полет на параплане потому, что это незабываемые эмоции и опыт. ¬озможно, это окажетс€ не вашим, но, если вы хот€ бы раз не попробуете, вы никогда об этом не узнаете. » вы не узнаете о лучших эмоци€х и ощущени€х в вашей жизни, которые можно испытать за счЄт того, что вы почувствуете себ€ немножко птицей.

- —упер! я думаю, что все в это вер€т. “ак что все на парапланы!

- ¬ ≈вропе, если честно, бум! —ейчас очень много народу стало летать. ≈сли посмотреть карту полетов, там реально паутина. я думаю, что у нас такое вр€д ли будет, но с каждым годом по€вл€етс€ всЄ больше и больше новых пилотов, € вижу, как это развиваетс€. ћы немножечко позади ≈вропы, но если это там развиваетс€, то, думаю, это всЄ к нам придЄт рано или поздно.

-  онечно придЄт. —пасибо, ќксана, очень интересно и познавательно!

- —пасибо большое за возможность поделитьс€ своими эмоци€ми и рассказать о том, чем € занимаюсь. Ќадеюсь, это было полезно и интересно! ≈сли будут ещЄ какие-то вопросы на эту тему, € буду рада рассказать побольше.

- ’орошо, спасибо! —частливо ¬ам!

- —пасибо! я на св€зи!

‘ото: ќксана „екулаева и ее ‘Ѕ

Ѕеседовал jul

+14
  • 2
  • 1
  • 3
0  
lyolik    9 —ент€бр€ 2021 (20:49)   #
—упер!!!
ƒавно есть желание попробывать, а тут столько полезной инфы.
  • 1
0  
ћидвед    9 —ент€бр€ 2021 (22:05)   #

ѕрыжки с парашютом это совсем другой кайф, почти минута свободного падени€ ))

0  
Gebor    10 —ент€бр€ 2021 (00:34)   #

ѕрыжки с парашютом это совсем другой кайф, почти минута свободного падени€ ))

ѕросто интересно, сколько сейчас по деньгам эта минута обходитс€?

  • 1
0  
ћидвед    10 —ент€бр€ 2021 (09:06)   #

ѕросто интересно, сколько сейчас по деньгам эта минута обходитс€?

ƒумаю, в районе восьми-дес€ти тыров )

  • 3
0  
pavel_45    10 —ент€бр€ 2021 (09:46)   #

—упер!!!
ƒавно есть желание попробывать, а тут столько полезной инфы.

я пробовал. ќфигено! ƒаже не знаю с чем сравнить. ѕрактически все активности двумерны, а в воздухе трЄхмерное перемещение. Ќу разве что дайвинг ещЄ 3-х...
  • 1
0  
virus_hse    10 —ент€бр€ 2021 (10:39)   #

я пробовал. ќфигено! ƒаже не знаю с чем сравнить. ѕрактически все активности двумерны, а в воздухе трЄхмерное перемещение. Ќу разве что дайвинг ещЄ 3-х...

ƒроп метров с 15 тоже вполне трехмерен :mrgreen:
+1  
vladk1965    10 —ент€бр€ 2021 (11:42)   #

ќтлично написано. ќчень романтично и правдиво одновременно. я бы только не советовал учитс€ с нул€ в „егеме.  ¬ горах объективно опеснее, и там очень много народу. –€дом есть ёца. Ћучше там начинать. », кроме лебедки, по стране полно локальных горок, где можно неплохо летать и улетать.

  • 3
0  
pavel_45    10 —ент€бр€ 2021 (12:22)   #

ƒроп метров с 15 тоже вполне трехмерен :mrgreen:

Ќет, он даже не двухмерен. ƒропающий прив€зан к линии и никуда с неЄ не денетс€.
  • 1
0  
ћидвед    10 —ент€бр€ 2021 (12:23)   #

ќтлично написано. ќчень романтично и правдиво одновременно. я бы только не советовал учитс€ с нул€ в „егеме.  ¬ горах объективно опеснее, и там очень много народу. –€дом есть ёца. Ћучше там начинать. », кроме лебедки, по стране полно локальных горок, где можно неплохо летать и улетать.

„егем это самое лучшее место дл€ обучени€ с нул€ и дальнейшего прогрессировани€ в нашей стране. ѕросто не нужно приезжать туда на майские праздники. )))))))

  • 1
0  
verzi    11 —ент€бр€ 2021 (10:26)   #

Ќе раскрыт вопрос выбора между парапланом и дельтапланом. ѕервый гораздо компактнее, но хуже летает и более опасный (складываетс€). Ќо компактность расшир€ет географию полетов. »нтересно узнать мнение практика – если живешь не в горах (где дельтаплан всегда р€дом), какой летательный аппарат дает большую отдачу с учетом все преимуществ/недостатков?

«акинула ли ќксана дельтаплан навсегда?

  • 1
0  
ћидвед    11 —ент€бр€ 2021 (11:29)   #

Ќе раскрыт вопрос выбора между парапланом и дельтапланом. ѕервый гораздо компактнее, но хуже летает и более опасный (складываетс€). Ќо компактность расшир€ет географию полетов. »нтересно узнать мнение практика Ц если живешь не в горах (где дельтаплан всегда р€дом), какой летательный аппарат дает большую отдачу с учетом все преимуществ/недостатков?

«акинула ли ќксана дельтаплан навсегда?

ƒельтапланеризм уже отмирающий вид спорта. »м сейчас занимаютс€ единицы. ѕо поводу безопасности € бы не был так категоричен, что вот дельта пр€м ваще безопасна€. »х так же отвоз€т в больничку. „то в горах, что в ѕодмосковье, конечно параплан. ¬з€л рюкзак и поехал на полЄты, приземлилс€, вышел на трассу и стопишь тачку подвезтись. ƒельтаплан пр€м вообще ограничивает. 

  • 14
  • 1
  • 5
0  
о.¬алентин    12 —ент€бр€ 2021 (16:01)   #

 

≈сли вы с обрыва в голубые дали
ѕолетели лихо камни догон€ть -
¬спомните, что раньше вы так не летали,
» ещЄ едва ли будете летать.

:mrgreen::mrgreen::mrgreen:

(стара€ туристска€ и альпинистска€ песн€)

0  
vladk1965    13 —ент€бр€ 2021 (09:17)   #

„егем это самое лучшее место дл€ обучени€ с нул€ и дальнейшего прогрессировани€ в нашей стране. ѕросто не нужно приезжать туда на майские праздники. )))))))

»нтересно, почему?  огда туда лучше приезжать?

  • 1
0  
ћидвед    13 —ент€бр€ 2021 (10:48)   #

»нтересно, почему?  огда туда лучше приезжать?

“ак как „егемское ущелье в последнее врем€ попало в маршруты туристических компаний и кампаний, соответственно на майских там столпотворение. ј так, полЄты там круглый год организованы, коммерческие)).