Прямой эфир

Ключ к технике резаного поворота
Видно, что человек в возрасте едет.) Бабушка,переодетая)  Открою масенький секрет)  В...
Maykl 22.05.2018
Ключ к технике резаного поворота
Вообще то, чтобы было как у Харба и Милера, ставить на кант и начинать резать надо до лпс ты еще...
AntonA 22.05.2018

Основы лавинной безопасности. Глава 6

Reports, Лента автора 5 Декабря 2012 (12:19) Просмотров: 2259 7
Глава 1. Глава 2. Глава 3. Глава 4. Глава 5.

Методика определения степени лавинной опасности

Если рассмотреть факторы, влияющие на степень лавинной опасности, то можно понять, что по одному взгляду на склон определить, насколько данный склон лавиноопасен, невозможно. Для этого требуется знание рельефа и особенностей подстилающей поверхности, длительные наблюдения за погодой и режимом осадков, поэтому самый правильный вариант – получить консультацию по интересующим вас склонам у сотрудников лавинной службы, спасателей или местных гидов. Но часто случается, что получить такую консультацию невозможно, и тогда лавинный прогноз приходится составлять самостоятельно.
  • 1. Перед поездкой в удаленный горный район постарайтесь получить информацию об общей лавиноопасности данного района (по данным многолетней статистики и наблюдениям других групп).
  • 2. Следите за изменениями погоды и температуры как минимум за 5-7 дней до выхода на маршрут.
  • 3. При выходе на маршрут и подходе к снежному склону выкопайте шурф (траншея размером примерно 1,5 метра на метр и глубиной до грунта, если снега очень много, то глубиной до 1,5 метров) и проведите несколько тестов на устойчивость снежного покрова. Шурф нужно копать на склоне, аналогичном по крутизне и экспозиции тому, по которому вы собираетесь двигаться. Выбирая подходящее место для шурфа, не забывайте о безопасности.
Для лучшей интерпретации результатов надо понимать, что, если во время теста снежный блок на уклоне 30° сдвинулся при усилии «средне», то при изменении уклона склона до 45° сдвиг произойдет при гораздо меньшем усилии, то есть
склон станет опаснее.

Тесты на устойчивость снежного покрова

1. Тест на сопротивление

Проведя рукой, ножом или другим аналогичным предметом по стенке шурфа,можно определить твердость и плотность снега, наличие, количество и размер слабых слоев.

2. Компрессионный тест

Сначала нужно выделить колонку снега, отделив его от основной массы при помощи лопаты или ледоруба. Ширина этой колонки, как и глубина бокового вреза в стенке шурфа, приблизительно должна быть равна 30 см (размер лопаты). Блок должен быть вертикальным и ровным. Далее положить на край шурфа лопату и, постепенно увеличивая усилие, постукивать по лопате – происходит просадка снежного пласта. Стандартный тест начинается с 10 слабых ударов, потом следуют 10 ударов средней силы, а затем 10 сильных ударов.


Сначала уплотняются верхние слои, при большей нагрузке – нижние. После разрушения слабого слоя снежный блок начинает движение. Разрушение/подвижка блока при его вырезании или при слабых ударах говорит о крайне неустойчивом состоянии снежного покрова. Подвижка блока при ударах средней силы говорит о высокой или выше среднего лавинной опасности. Если просадки не произошло и блок не сдвинулся, то снежный покров устойчив.

Также во время проведения данного теста следует наблюдать и оценивать форму разрушения слабого слоя и легкость, с которой происходит сдвигание блока. Если линия отрыва неровная и после просадки блок не сдвигается или сдвигается с трудом, то опасность не очень велика, но если после разрушения слабого слоя блок «спрыгивает», то ситуация крайне опасна.

3. Тест на сдвиг


Для начала нужно выделить колонку снега, отделив его от основной массы при помощи лопаты или ледоруба. Ширина этой колонки, как и глубина бокового вреза в стенке шурфа, приблизительно должна быть равна 50 см. Блок должен быть вертикальным и ровным. Теперь можно медленно вставить лопату или аккуратно потянуть руками за блок. Легкость, с которой обрушиваются слои снега, – показатель плохой связи между слоями. Если, едва вы коснулись блока, слой тут же сходит, это говорит о критической неустойчивости снежного покрова. С другой стороны, если блок, который нужно проверить, спрессован и двигается весь целиком с помощью рычага, это убедительный признак устойчивого, хорошо связанного снега.

4. Тест на блоковый сдвиг («банзай»-тест)

Данный тест отличается значительной трудоемкостью, занимает много времени и, как правило, используется в учебных целях.

Выкопайте шурф длиной около 2-х метров, как это показано на рисунке, будьте аккуратны, не повредите участок вокруг блока. Убедитесь, что стенки блока гладкие и ровные, перед тем как перерезать верхнюю часть блока с помощью снежной пилы, лопаты, ледоруба, веревки или лыжи. Аккуратно подойдите к краю контрольного участка и по диагонали двигайтесь на вырезанный блок. Как только вы встанете параллельно вырезу, осторожно согнув колени, пытайтесь легонько надавить на вырезанный блок. Если снежная плита не сошла, увеличьте нагрузку с помощью прыжка. Если она все равно не рушится, попробуйте прыгнуть с большей амплитудой.

Принято стабильность склона разделять на семь уровней.
  1. Блок сдвигается, когда стороны или задняя сторона вырезаны.
  2. Блок сдвигается, когда человек слегка переносит вес на верхнюю треть блока, опуская по одной ноге за раз.
  3. Блок сдвигается, когда человек, стоя на блоке, быстро сгибает колени один раз, не подпрыгивая.
  4. Блок сдвигается, когда человек, стоя на блоке, подпрыгивает один раз, опускаясь на обе ноги в одной точке.
  5. Блок сдвигается, когда человек, стоя на блоке, еще раз подпрыгивает на том же месте.
  6. Блок сдвигается, когда человек, стоя на блоке, несколько раз подпрыгивает с большой силой в середине отделенного блока.
  7. Независимо от приложенной силы отделенный блок не сдвигается.
Следует избегать склона, если движение блока произойдет на первых пяти уровнях. Если сдвига не произойдет, то это еще не гарантирует, что аналогичные склоны являются безопасными.

Важно! В литературе описано множество разновидностей данных тестов, но они все обладают аналогичной информативностью и, как правило, большей трудоемкостью.

Тесты на устойчивость снежного покрова дают информацию о состоянии склона в данной точке. Следует с большой осторожностью относить результаты теста на склоны с другой высотой над уровнем моря, другим уклоном или другой экспозицией.

Все варианты тестов требуют для их интерпретации обучения под руководством опытного преподавателя и постоянной практики.

При интерпретации результатов необходимо помнить, что эти тесты примерно в 10% случаев дают неточную оценку стабильности снежного покрова.


Глава 7. Глава 8.

***
Всем, кто, прочитав, хочет иметь возможность поставить книгу Сергея Веденина на полку, стоит приобрести бумажный экземпляр.
+1
  • 12
  • 5
  • 1
  +1  
maxtreme    31 Января 2013 (13:27)   #
- "Шурф нужно копать на склоне, аналогичном по крутизне и экспозиции тому, по которому вы собираетесь двигаться" - добавьте к этому еще и аналогичную высоту над уровнем моря!
- "тест начинается с 10 слабых ударов, потом следуют 10 ударов средней силы, а затем 10 сильных ударов."  понятия "слабый, средний силы...вообще относительны...и у каждого это по своему, поэтому все достаточно четко написано 10 кистевых "ударов", 10 от локтя, 10 от плеча...
  • 12
  • 5
  • 1
  0  
maxtreme    31 Января 2013 (13:27)   #
- "Шурф нужно копать на склоне, аналогичном по крутизне и экспозиции тому, по которому вы собираетесь двигаться" - добавьте к этому еще и аналогичную высоту над уровнем моря!
- "тест начинается с 10 слабых ударов, потом следуют 10 ударов средней силы, а затем 10 сильных ударов." понятия "слабый, средний силы...вообще относительны...и у каждого это по своему, поэтому все достаточно четко написано 10 кистевых "ударов", 10 от локтя, 10 от плеча...
  0  
Snowman_pro    31 Января 2013 (14:08)   #
...количество и размер слабых слоев...
- Если это пособие или книга, имхо, нужна как-то строже подходить к терминам. Что значит "размер"? Может, всё-таки, толщина?
- каким образом с помощью руки или ножа определяется плотность, строго говоря? ;)
  +1  
Volk1    31 Января 2013 (14:26)   #
Забавно получается. Вот поднялся ты на подъемнике или если крутой перец высадили тебя на вертолете.
Ежу понятно что верхняя станция подъемника находится обычно на открытом ровном месте, с вертолета тоже высаживают не на 30 градусном склоне или в кулуаре.
Дошел ты до предполагаемого места спуска и начал копать шурф. Где ты его копаешь? Естественно на относительно ровном месте, скорее всего продуваемом ветром.
А поедешь потом по существенно более крутому склону, который может быть прикрыт скальными контрфорсами или вообще по узкому кулуару.В процессе спуска рельеф склона и даже состояние снега может измениться кардинально.
Какую инфу ты получишь из шурфа выкопанного на плато? Или надо каждые метров 200-300 останавливаться и копать новый шурф?

Лучше перед отъездом выкопать шурф у себя на даче. Он даст ровно столько же полезной инфы.

Методы, применяемые лавинщиками для оценки ситуации при организации защиты объектов, бесмысленно распространять на лыжников. Одно дело когда соответсвующая служба регулярно проводить мониторинг снежной ситуации и получает некоторую статистику. Другое дело когда на этом рельефе группа лыжников оказаллась первый раз. Ничего она не сможет сделать кроме как на глаз оценить рельеф с точки зрения лавиноопасности.
  0  
neart    26 Апреля 2013 (17:21)   #
Там же сказано - за 5-7 метров до обрыва (для Кавказа) - идет натяжение. Если там тест будет положительным - значит кататься здесь опасно. Если нет - вероятность ниже. То есть это базовый тест. И насколько я помню - ребята из Ride the Planet выкапывали эти шурфы.

Вообще это как с биперами - хочешь снизить риски - делаешь все эти тесты, включаешь бипер, берешь с собой лопату, щуп. Не паришься - катайся как есть.

Это пособие, как и многие другие - лишь общие рекомендации.
  +1  
NatusikChajnica    29 Апреля 2013 (17:28)   #

 UP!

 Безопасность в заснеженных горах элементарно и доступно проилюстрированная в виде мyльтика:

 

http://vimeo.com/35007727#at=0

  0  
beda    21 Октября 2013 (20:16)   #

72923_1356680200.jpeg

вот  ровно в такой ситуации ведущий сдернул еще двоих за собой за веревку. Со станции - может оно и верно, но не от пояса как на фото.