Прямой эфир

Первый велопарк для маунтинбайка в Чечне открыт на курорте «Ведучи»
Павел Н., ср. 17 Июля 2019 (09:15) ...на курорте построена скилл-зона для получения первого опыта катания...
borisign 17.07.2019
High1. Южная Корея или путешествие в 8000 км ради пары дней покатушек на сноуборде
Если катаешь карвинг на сноуборде, то рано или поздно в рекомендациях Ютуба у тебя появлется куча роликов...
kinemur 17.07.2019
0

Ремонт битого канта

Reports Лента автора 21 Марта 2007 (01:44) Просмотров: 3672 1

Лыжебордеры, катающиеся на не подготовленных склонах, иногда встречаются с камнями. К сожалению, не все проходит бесследно.

На лыжах удар почти всегда приходится на внутренний кант в районе грузовой площадки (под креплениями), часто ближе к пятке. Под кэпом кант обычно не лопается, а выдавливает наружу и вверх, выгибается и трескается боковина. Под плотным сэндвичем кант рвется чаще, но зато меньше выгибается. Обычно на скользячке остается глубокий след.


Многим фристайлерам и райдерам знакома такая картина Шансы починить еще есть
Многим фристайлерам и райдерам знакома такая картина
Шансы починить еще есть

Кататься больше нельзя. Доехать вниз можно, поставив битый кант наружу и сразу отправить лыжеборд в сушку. Новую, особенно дорогую, снарягу лучше сдать мастерам. Опыт и правильные материалы позволяют достичь наилучшего результата.
Что можно сделать самому? Обзор можно почитать здесь. Расскажу подробно о более доступном ремонте.


Стоит ли возиться?

Жизнь лыжеборда зависит от того, насколько сохранилась его структура. Для оценки надо погнуть битую лыжу руками. На сколько «дышат» трещины в кэпе и гуляет кант? 1-2мм – еще не все потеряно. Не пугайтесь, если в глубине лыжи (за полкой канта, в 1см от боковины) появились вертикальные трещины. Если профиль сохранился, а в районе удара лыжа явно не ослабла, имеет смысл начинать лечение. Профиль и жесткость надо сравнивать с целой лыжей.


Зачистка

В заднюю часть дырки набивается земля. Глубоко в трещинах могут застрять камешки и обломки. Если их оставить, то они помешают собрать слои вместе и создадут опасные напряжения в внутри силовой конструкции. Чистить дырки (только сухие) удобно тонкой отверткой, проволочкой, всегда снизу, что бы аккуратно вытряхивать все выковырянное (постукивая и продувая). Ковырять надо вглубь, но рвать целые слои не стоит. Обнаженное стекловолокно хорошо бы немного зацарапать ножом или скальпелем. После чистки невредно еще 1-2 дня посушить лыжеборд в теплом месте. Обычно рекомендуется обезжирить поверхности перед склейкой. Но если на скользячку после удара не наносили мазь, трещины обычно чистые. Дешевые растворители нередко оставляют после себя больше грязи, чем смывают (надо именно промывать, а не протирать). Самые мощные растворители могут «съесть» пенный сердечник. На мой взгляд, сухая чистка эффективнее.

* Если заранее вправить края трещин и забить на место кант, будет гораздо труднее заливать клей.


Пропитка

Я использую обычную эпоксидную смолу ЭДП. Профессионал может подобрать компаунд лучше. Но для качества ремонта важнее всего хорошо пропитать трещины вглубь. Для разжижения клея нельзя применять летучие растворители, поэтому и «рану» и клей надо нагреть (не до кипения конечно!). Обычному фену для волос это по силам. Конечно, надо иметь опыт работы с выбранным клеем. Точная дозировка отвердителя позволяет получить не слишком хрупкий шов. А нагрев гарантирует надежное схватывание.

Самое важное – прокачать под нагревом смолу поглубже в трещины
Самое важное – прокачать под нагревом смолу поглубже в трещины
Лыжу надо поставить на ребро вверх повреждением. Заливать клей между кантом и кэпом, прокачивая отверткой отколовшиеся края и кант. Даже теплый клей стекает вниз медленно, приходится добавлять и опять прокачивать. Если смола вытекает снизу из-под полки канта на скользячку – значит, пропитка идет хорошо. В небольшую рану может уйти 1-2 куб.см клея.


Обжим

Сразу после пропитки, пока смола жидкая, надо попытаться вправить кант и края всех трещин, на сколько это возможно. Вернуть канту и боковине прежнюю форму почти никогда не удается. Если усердствовать – легко наломать дров. Выгнутый наружу кант можно вправить, аккуратно постукивая по ребру легким молотком. Можно стучать, пока кант идет на место, но лучше остановиться раньше, чем позже. Не беда, если немного вспучит скользячку, хуже увеличить трещины в кэпе. Выгибать кант вниз лучше даже не пытаться.

Смола выдавливаться из трещин и наполняет дырки в скользячке. Чистить незастывший клей бесполезно. В дырки (особенно там, где скользяк продран до металла) натолкайте обломки спичек – и чистить проще и ремонтному полиэтилену будет за что зацепиться.

Если прижать кант на место струбциной, останутся внутренние напряжения. Пусть лучше застывает, как есть! Чтобы слегка прижать отколотые края кэпа, достаточно замотать рану скотчем, подложив что-нибудь на уступ боковины над кантом (например, кусок изолированного провода).

Теперь можно выковырять спички под заливку
Теперь можно выковырять спички под заливку
Поставить лыжеборд в тепло вверх больным ребром, остатки смолы – рядом для контроля. Как затвердеет – можно продолжать ремонт, но до катания ждать не меньше суток. Выковырять спички, но на металле надо оставить немного дерева. Тщательно соскоблить со скользячки всю застывшую смолу. Поцарапать ножом края пластика.


Заливка скользячки

Залить дыры доступным способом. Например, как описано здесь.
А здесь все более капитально.

Но в простых случаях неплохо держится обычный полиэтилен, размазанный паяльником. Как остынет – срезать лишнее фрезой.


Кусок пластика надо размазывать, поменьше двигать и рвать Кант почти сел на место
Кусок пластика надо размазывать, поменьше двигать и рвать
Кант почти сел на место


Результат

Если повезет – без перегрузок лыжа еще послужит. Обычно до следующего камня. Раненный участок надо разгрузить - затупить кромку снизу. Если кант все-таки лопнул (от удара камня или Вашего усердия при вправлении) и выгнут вверх слабо – стоит подточить его снизу сильнее. Битый кант должен навсегда стать внешним. Чтобы каждый раз не искать следы ремонта, приклейте метку.


Кэп остался вспученным, но трещины проклеены Стрелка указывает внутренний (целый) кант
Кэп остался вспученным, но трещины проклеены
Стрелка указывает внутренний (целый) кант


Техника безопасности
  1. Стеклопластик, карбон и особенно кевлар – сильные аллергены. Спасают одноразовая подстилка, пылесос и влажная тряпка.
  2. Жидкая и застывающая смола выделяет вредные вещества и очень трудно отмывается. Защищайте руки и стол. Пока смола не схватилась - отмывайте ацетоном. Проветривайте мастерскую.

Автор: Егор Светогоров
Фото автора



Другие статьи автора на сайте

Горнолыжное снаряжение «для начала»
Первые шаги. Осваиваем снаряжение
Первые шаги без инструктора. На склоне?
Активная безопасность лыжебордера. Осторожность? – Не только! 1. Преодоление
Активная безопасность лыжебордера. 2. Поиск приключений
Активная безопасность лыжебордера. 3. Снаряжение. Крепления
Безопасность лыжебордера. 4. Снаряжение
F.A.Q. по снаряжению. Лыжи
F.A.Q. по снаряжению. Ботинки
F.A.Q. по снаряжению. Крепления
С чего начать
Ремонт и подгонка ботинок
Сноублейды
С трех до пяти и старше
Первые лыжи с минимальным бюджетом
Реабилитация голеностопа
Логика Marker Twincam. Или осторожно, пожилые крепления!
Лыжи до трех
Вытяжка внешнего ботинка под нагревом
Московский Салон непредвзятыми глазами лыжебордеров
Автор: Егор Светогоров
0
0  
Skipper    21 Марта 2007 (18:35)   #
Понравилось, все очень по делу. Действительно, жить будет, скорее всего, до следующего удара, но если кататься в расслабленном стиле по гладким трассам - то и весьма долго.
Хотелось бы добавить, что дозировку отвердителя надо подбирать экспериментально для каждой пары флаконов. Лучше всего пользоваться для этого двумя одноразовыми шприцами: для смолы - побольше (10 мл), для отвердителя - поменьше (0.5-1 мл). Смешиваем, выливаем в полиэтиленовую крышку от банки (на 1-2 мм), отмечаем, какая была дозировка и ждем. На следующий день смотрим, какая лучше всего.