+16

Шпицберген

Alexander Krasnov Лента автора 8 Января 2022 (10:54) Просмотров: 734 7

       Шпицберген - огромный архипелаг, расположенный в Северном Ледовитом океане. Демилитаризованная зона, которую делят Норвегия и Россия. Административные населенные пункты Лонгйир - Норвегия и Баренцбург - Россия. Общая площадь 61022 км2, население всего лишь 2939 человек. Более подробную информацию об этом необычном месте можно найти в интернете, я же расскажу о своём приключении в мае 2019 года.

Шпицберген (острые скалы), он же Svalbard (холодный край) был для меня всегда мечтой, но мечтой очень далекой, потому как попасть туда именно с целью скитура для меня было не просто. Но звезды сложились в мою пользу. Каждую весну я работаю на программах хелиски на Камчатском полуострове и в один прекрасный вечер в баре гостиницы, в которой базируется наша компания, я спросил у своего хорошего друга, швейцарского горного гида:

-          Рафи, какие планы после Камчатки?

-          Я еду на Шпицберген с группой.

-          О, это моя мечта, я тоже хотел бы туда поехать.

-          Так поехали со мной у меня как раз есть 4 свободных места на яхте.

И тут я задумался, решение принял моментально, сразу позвонил своим постоянным гостям, с предложением посетить это необычное место, на моё удивление все ответили да, особо не размышляя, и уже на следующий день на счету Рафи были деньги за программу. Он очень удивился такой скорости. В итоге у нас собралась очень интересная команда.

При приближении даты вылета, я узнал, что мне необходимо подтвердить свою квалификацию, дабы губернатор Норвежской части Шпицбергена дал добро на то, чтобы я мог работать с группой как горный гид, Рафи сказал: "Саша, быстро делай документы, время поджимает". Так как на кону стоит моя мечта, я сделал все моментально, выслал свой сертификат гида АГГР (Ассоциация горных гидов России), заручился рекомендациями своих канадских и европейских инструкторов, расписал подробно свой опыт работы в профессии - всё это я сделал из-за того, что наша страна пока что не является членом IFMGA и для того, чтобы убедить губернатора в том, что я горный гид, потребовалась всё это. В итоге разрешение я получил. Для чего это нужно? Дело в том, что Шпицберген - это очень дикое место, достаточно непростое для жизни и администрация Норвежской стороны заботится о том, чтобы ЧП избежать по максимуму, поэтому разрешение выходить на сушу они дают только квалифицированным людям, разумеется, я был впервые в этом крае и опыта арктических экспедиций у меня не было, но по мнению администрации, все документы я предоставил, если что-то случится, то спасательная служба, а также страховая компания претензий иметь не будут.

Рейс Москва - Осло, далее Осло - Лонгйир. Приземлившись, я увидел в иллюминатор не самые интересные пейзажи, но это нисколько не смутило, я знал, что самое интересное впереди. Не долгий трансфер до порта и вот мы уже загружаем наши вещи на яхту. Наша яхта достойна отдельного внимания. Построенная в 1970-х годах для некоего американского политика, купленная одной французской компанией друзей во главе с известным горным гидом, именно для путешествий в Исландии и Шпицбергене. Яхта прошла капитальный ремонт снаружи и внутри, и, разумеется, вся роскошь осталась не тронута. Три каюты, душ с горячей водой, два туалета, большая кают компания с прекрасным уютным диванчиком, на котором я расположился на все эти две недели. Я не помню её характеристики, но помню, что было очень комфортно. Имя яхты "Kamak", команда состоит из 3 человек: капитан, боцман и матрос, он же кок. Они мне сказали, что имя "Kamak" значит комрад, товарищ.

Я и Рафи были впервые в этом месте и наш план заключался в том, чтобы посмотреть как можно больше за эти 2 недели, поэтому мы приняли решение в первый же день отправиться на самый крайний север этого архипелага и затем каждый день перемещаться южнее, чтобы в заключительный день перейти обратно в порт Лонгйира.

Шпицберген - это земля белых медведей, они хозяева этого края и у этих животных нет естественных врагов, поэтому они никого не боятся и считают всех вокруг пищей, как мне сказали местные, белый медведь сначала убивает, а потом думает, что с этим делать. Поэтому в целях безопасности каждый гид имел оружие, а гостям выдавались ракетницы. Рафи взял себе помповое ружье полегче, а мне достался прекраснейший карабин Mauser 1940 года выпуска, который весил почти 5 килограммов, но я был доволен этой штукой, чувствовал себя владельцем редкого трофея. Разумеется, все эти штуки белому медведю как укус комара, в моём случае, если бы что-то пошло не так и белый медведь двинулся на группу, мне необходимо попасть ему либо в нос, либо в ухо, а для этого нужно быть очень хорошим снайпером. Но правила есть правила. Наши игрушки были только для того, чтобы постараться его отпугнуть. К слову сказать, если вы убиваете белого медведя, то по норвежским законам, это приравнивается к убийству человека и пока не закончится расследование, территорию покинуть не получится и очень хорошо, если расследование покажет, что это было сделано в целях самообороны, иначе грозит тюремное заключение.

Мы отправились в плавание, первый переход был около 16-18 часов, этот переход мы разбили на две части и высадились на небольшом острове с не высокой вершиной, чтобы отдохнуть от качки. Морская болезнь штука не самая приятная, но через пару дней все привыкли и уже почти никто не замечал качки. Скитур с яхтой выглядит таким образом: яхта подходит как можно ближе к берегу в бухте, но на удалённом расстоянии, дабы не сесть на мель, далее все пересаживаются в резиновую лодку с мотором и уже на ней высаживаются на берег. В нашем случае мы делились на две группы, в лодку входит не более 6 человек. Наконец мы ступили на землю, надели камуса и пошли, и тут я понял, что вокруг очень красиво, огромные ледники, стекающие в океан, острые скалы фьордов, синий океан, и невероятно красивое небо нежно-голубого цвета в свете полярного дня. Температура колеблется от -5 до -10, достаточно комфортно. А вот снежный покров оставлял желать лучшего, это оказался обычный фирн и местами ветровая корка, но все терпимо. После легкого дня мы вернулись на яхту и каждый ощутил талант нашего кока, молодой матрос был на высоте кулинарного мастерства все наше путешествие. На второй день мы достигли севера и уже отсюда начиналось то, зачем мы сюда добирались.

Каждый день мы высаживались в одной бухте, переходили через перевал или вершину на другую сторону горного массива и спускались в другую бухту, где нас подбирала лодка обратно на яхту. Эта поездка дала мне в профессиональном плане очень много опыта, мой старший товарищ, горный гид с огромным опытом, поэтому большая часть наших выходов - это был настоящий ски-альпинизм, меня поражала та легкость, с которой он решал задачи, кажущиеся мне очень сложными, скорость применения технических приемов была просто не заметна для гостей, я же старался соответствовать стандартам гида, но с трудом скрывал восхищение от работы Рафи, делал все быстро и четко, как учили в школе горных гидов. В конце программы получил прекрасный отзыв от моего друга, сказал, что я работал как настоящий сертифицированный горный гид и, наверное, именно поэтому мы работаем вместе уже 4 года.

9 мая! Для нас это важный день! Я и мои гости отмечаем День Победы и, разумеется, какой День Победы без салюта. Я попросил у капитана разрешение сделать пару выстрелов в честь праздника. И тут выяснилось, что патроны к этому карабину совсем не такие, какие должны быть, калибр полностью идентичен, но оригинальный патрон короче на 2 мм, а с теми, что у меня я не могу закрыть затвор. Капитан признался, что выпил слишком много рому, когда покупал эти патроны. И вот так я проходил почти 10 дней с прекраснейшим трофеем, который не стрелял, но все равно ничуть не расстроился, ноги и спину подкачал не плохо. Салют отгремел из ракетниц и помпового ружья! P.S. Оригинальные патроны нашлись в каюте капитана.

Хочется отметить, что снежный покров оказался не всегда только фирном с корой. За эти две недели мы ощутили почти все состояния снега, у нас был и легкий свежий снег, конечно не пудра, которая летит через голову, был и приятный весенний снег, как на апрельских трассах горнолыжных курортов, был и адский бетон, на котором не оставались следы, но в целом катание понравилось всем, и я с уверенностью могу сказать, что эта экспедиция - это не только про ходьбу вверх и красивые виды, но еще про не плохое катание.

Это приключение было очень эмоциональным во всех случаях. Но больше всего запомнилось пару ярких эпизодов. В заключительный скитурный день мой друг Рафи высаживается на берег с первой группой, он уходит на зодиаке (резиновая лодка), но через какое-то время возвращается обратно и весь мокрый, трясясь от холода, говорит мне: "Саша, сегодня ты работаешь один". Со слов очевидцев Рафи бы завоевал главный приз по прыжкам в воду из лодки. Дело в том, что при приближении к берегу воды становится меньше и есть шанс налететь на камни под водой, а тот, кто управляет лодкой, сидит на корме и не видит ничего, поэтому Рафи был глазами рулевого, он стоял и смотрел на дно, но что-то пошло не так и лодка зацепила камень, в это время мой друг как настоящий атлет рыбкой улетел вперед в освежающий Северный Ледовитый океан. И второй случай запомнится мне точно надолго. В заключительный день мы возвращались в порт Лонгйира, перед выходом на сушу я решаю принять душ и в момент, когда я весь намыленный, наша яхта находит на что-то под водой, резкий удар и скрежет метала заставляют меня задуматься, через некоторое время удар был гораздо сильнее и меня сразу же посещает мысль «Вот нелепо будет утонуть в душе». Я пулей вылетаю из душа, одеваю всю одежду, с намыленной головой выхожу на палубу, яхта имеет неестественный крен и никуда не движется, сели на мель. И тут началась целая операция, мы пробовали зодиаком толкать судно в борт, чтобы хоть чуть-чуть сдвинуть его с камней, но результата не было. Мимо проходило другое судно с нашими коллегами и друзьями, попросили взять нас на буксир, но и это не помогло. Единственно верное решение в таком случае оказалось самое простое, ждать прилива. И всего через каких-то 8 часов уровень воды поднялся, и мы продолжили наше движение в порт.

В заключение хочу сказать всем, если будет возможность посетить это место, ни в коем случае не отказывайтесь! Это одно из самых уникальных мест нашей планеты. Лучшее время - это весь май, нам очень повезло с погодой, все две недели было солнечно, без осадков и ветра. Совершенно не расстроило, что мы не видели белых медведей, но зато видели оленей, лис и еще каких-то мелких зверьков. После яхты в течение двух дней было забавное ощущение качки, садишься за стол и ловишь себя на мысли, что горизонт качается, возможно это головокружение от влюбленности в этот удивительный, необычный, невероятно красивый, суровый край.

+16
  • 1
0  
luch9    8 Января 2022 (19:56)   #

Заманчиво! На счет купания вашего товарища в освежающей воде Северного Ледовитого получается, что старая добрая шлюпка на вёслах была бы надёжнее современной лодки на моторе, хотя, может быть, дело и в недостатке опыта поведения на воде smiley

  • 7
  • 3
  • 2
0  
Dulsiney    8 Января 2022 (21:16)   #

Да....

Для меня это Космос...

0  
Serg_Soldier    8 Января 2022 (21:38)   #

Очень впечатлён, благодарю!

Какой бюджет на одного участника вышел?

  • 1
0  
Alexander Krasnov    8 Января 2022 (22:17)   #

К сожалению бюджет не очень маленький, в районе 4800 евро с человека.

0  
Serg_Soldier    9 Января 2022 (22:29)   #

Сколько из этой сумму составила арендя яхты с командой? Бюджет включает перелеты, конечно?

Надеюсь, по окончании ковидобесия стоимость перелётов упадёт..

Я вот думаю, если самостоятельно организовать подобный тур - набрать участников и пригласить гида, например, Вас,  то выйдет дешевле, нет? Думаю, Рафи забирает немалую часть бюджета...

 

  • 1
0  
Alexander Krasnov    10 Января 2022 (22:17)   #

Я точно не помню цифры, но помню нашу ЗП) это 350 евро в день, это стоимость гида в день, итого с Рафи наш бюджет на двоих за 12 дней составил 8400 евро, все остальное ушло яхте это примерно 35000 евро. И разумеется агенство которое владеет яхтой дает комиссию агенству, которое приводит клиентов. 

Стоимость перелетов разумеется не включается. 

Конечно же на рынке есть масса предложений и всегда можно на чем то сэкономить, но все эти яхты стараються держать одну ценну, дабы не рушить рынок.

Вот сайт этой яхты, тут можно ознакомиться с любой информацией. https://www.kamak-expeditions.fr/en/home/

 

  • 3
0  
pavel_45    8 Января 2022 (23:32)   #

Сам по себе рассказ интересный. Но он ещё и о сбывшейся мечте. Тоже буду мечту сьывать. Наметил на лето 2023.