Эльбрус в конце декабря Декабрь 2024 - Декабрь 2024 Россия, Приэльбрусье
Еду на Эльбрус с 21.12.24 ... 21 Декабря 2024 - 28 Декабря 2024 Россия, Приэльбрусье
Ищу попутчиков в Архыз, Домбай,... 14 Декабря 2024 - 20 Декабря 2024 Россия, Домбай, Приэльбрусье, Архыз
+16

Там где не ступала нога фрирайдера. Отчет о новой линии на Эльбрусе

-=Shurik=- Лента автора 16 Марта 2021 (16:39) Просмотров: 2133 25

Интересная штука – случай. Он порой сводит разных людей в нужном месте в одно время, чтобы они натворили дел. Вот так и случилось у нас на выходных на Эльбрусе.

Приехав пофрирайдить на пару дней, я, конечно, не собирался ввязываться в какую-то жесть, но, тем не менее, ледниковую снарягу на всякий случай беру. И случилось у меня знакомство с Питерским роуп-джампером Стасом, который хотел реализовать интересный проект - прокатить через водопад Терскол.

Чувак был подготовлен максимально капитально, набор железа для скальных работ был исчерпывающим, системы подъема и спуска присутствовали в необходимом количестве, 2 бухты по 50 метров давали гарантию прохода 30-метровой скалы, так что я вписался в сие мероприятие как направляющий группы до момента, когда надо будет работать с железом.

Нас пятеро, по плану трое идут на водопад, двое зрителей отделяются, проходят стандартный выход в ущелье Терскол и устраиваются наблюдателями, помогающими вывести нас на точку установки станции максимально безопасно. Под водопадом я проезжал много раз, но вот сверху как на него заходить, я знал только по координате и сделанной снизу фотке экспозиции накануне.

На подъемнике мы в 9 утра, все предвещало интересный день. Уходим с верхней станции канатки через ледник, переходим гребень над обсерваторией, разделяемся. Двое уходят вниз, мы берем правее. Экспозиция лавиноопасная, накануне на ней подрезали небольшую лавину, благо без последствий. Идем аккуратно, по очереди, от камня к камню. И, естественно, промахиваемся кулуаром, вид снизу и сверху не наложились друг на друга. Хорошо, что ошибку я понял до серьёзного сброса высоты - получается запрыгнуть на стенку и выйти на скалу, протопав по стенке 5 метров вверх. Водопада оттуда не видно, но как раз тут нам очень помогли наши наблюдатели, радировав как правильно зайти.

Чтобы не пересекать траверсом стремное поле, низ которого уходит в обрыв нам потребовалось набрать по гребешку метров 30 высоты и мы аккурат попали на грядку над водопадом. Аккуратненько, вдоль стеночки скребусь, зная, что впереди может в любую секунду быть no fall zone и останавливаюсь у крайнего камушка, за которым виден ледяной верх водопада. Как оказалось, чуйка моя меня не подвела, так как от возможности не написать этот текст отделяло меня метра 4. Закрепляюсь у камней, даю сигнал, чтоб ребята подъезжали и организовывали страховку. Моя работа закончилась, началась работа с железом.

Очень удачный попался камень, на котором я закрепился, так как в нем оказалась идеальная трещина для закладки. Вообще мы хотели ставить страховку непосредственно над местом спусковой станции, но лезть через обледеневшую траву и корку без кошек было нереально. Да и не факт, что там бы нашелся такой же хороший камень. Закопать временную станцию тоже вариантов не было, все выдуто. Существовала возможность установщику основной станции в случае срыва в самом опасном месте уйти маятником, но он этот риск принял.

Предводитель каманчей крепит на закладку две бухты по 50м и на системе спуска начинает медленно-медленно двигаться в сторону базовой станции. Естественно, через 4 метра, чего и стоило ожидать в таком стремном месте, весь склон под ним начинает движение, он спокойно приподнимает сноуборд и масса в несколько десятков кубов очень красиво и плавненько с грохотом уходит в обрыв. Выдохнули. Всё, что должно было быть - спущено спустили, на поле можно работать.

Дальше Стас лезет по полю траверсом на заднем канте до предполагаемой точки станции. Останавливается. Он оказывается в ситуации, когда лежа на спине на обледеневшем склоне градусов в 45 ему надо как то закрепиться. Идет продолжительный набор бранных слов на протяжении 30-40 минут, если не дольше. Первый страховочный крюк вбит. Для станции он слабоват, но Стас, закрепившись на нем хотя бы смог перевернуться на живот, чтобы иметь возможность передвигаться.

Следующие 2 часа проходят по однообразному сценарию, мы, с периодичностью в 10 минут спрашиваем, как идет прогресс, а Стас ползает, хреначив скальным молотком все вокруг и разбрасывая непригодную для закрепления породу. В итоге он доползает до скалы, вырубив сантиметров 20 разваливающейся породы он добирается до нормальной плотности. Первый капитальный крюк вбит.

Тем временем дело идет к 3 часам дня, мы уже трижды замерзли и трижды отогрелись чаем (сидели в тени, закрепившись на первой станции) слышим победный крик, что второй крюк вбит, он закрепил страховку и можно лезть к нему, а он готовит третий крюк.

Надо сказать, что за время сидения мы уже просчитали все возможные варианты, от обратного похода до верха скальной гряды (почти нереально без кошек) и перехода через замерзшую часть водопада на противоположенную стенку (которая наверняка также бы сошла) до мыслей об эвакуации МЧС в случае проблем с установкой станции. Но мысли об МЧС мы также отогнали, так как нас оттуда выковыривать можно было, пожалуй, только вертолетом. Станция и вниз. Без вариантов.

Но оставим мысли непрофессионалов в скальном деле в их головах, Стас дал команду перебираться. Проходящие снизу скитурщики как раз заценили этот момент и потом скинули видео:

Довольно просто на страховке я переезжаю к установленной станции и вижу Стаса. Руки у него в крови посеченные крошкой от ударов, но результат его работы – запас прочности этих 2 крюков позволил бы спустить вниз груженый Камаз, но он, для пущей уверенности вбивает третий крюк.

Итак, станция готова, надо теперь сдернуть наши веревки от 1-й станции. И, конечно же, что то пошло не так, пришлось Денису лезть и смотреть, что зацепилось, на возвращении еще и поскользнулся.

Завершающим этапом стала перекидка веревок, сбор всего барахла, отстегивание всего лишнего и сам спуск. Технически спуск не представлял вообще никакой сложности, система спуска – корзина с карабином и страховочный прусик. Угол стенки градусов 70, идешь как по дороге.

Веревка сдернулась со станции легко, наверху остались только 4 вбитых крюка, закладка и метров 10 репшнура станции. В Терскол выкатили к 18 часам, опоздав на самолет, пришлось вылет переносить.

После спуска ржали долго - если кто-то решит поехать по нашим следам. Челенж был крутой. Не повезло с местом под основную станцию, пришлось долго копаться. Куча адреналина. Новая линия. Незабываемые впечатления.

+16
  • 10
  • 7
  • 2
+2  
skibars22    16 Марта 2021 (16:54)   #

А фиирайд при чем? Катание где? От камушка к камушку аккуратно и верёвки есть, а фрирайд? Проект был "прокатить водопад", а в чём катание?

  • 9
  • 7
  • 12
+1  
-=Shurik=-    16 Марта 2021 (17:25)   #

Катание - это на Чегет. По тысячному разу выкатывай Гранде. А это новая линия. Мнение автора может не совпадать с мнением читателя:)

  • 15
  • 5
  • 1
+2  
maxtreme    16 Марта 2021 (18:50)   #

Надуманая тема спуска! Из серии - в будушем ни кто не поедет! В альпинизме тоже есть такие маршруты...

Красиво на картинке и бессмыслено в жизни (практике)

+2  
~MAK    16 Марта 2021 (21:36)   #

Надо было вам пройти краткий курс "Альпинизм для чайников" перед таким захватывающим приключением. Ктож делает станцию на одной закладке? Все эти закладки, френды, эксцентрики для станции годятся только в тройном количестве. В разных щелях. Крючья минимум 2, лучше 3. На второй станции молодцы. Проще всего станции делать на петлях, пара штук 180-240 см у каждого восходятла -- незаменимая вещь. Вобщем вы конечно молодцы что дома не сидите, но базовые вещи надо знать и практиковать заранее.

0  
Денис Удальцов    16 Марта 2021 (22:31)   #

Как непосредственный участник событий скажу так, огрехи в подготовке были и будут учтены на будущее. По поводу станции на одной закладке - вариантов не было, в этих камнях было единственное вменяемое место вверх уже не подняться, малейшее движение могло привести к срыву доски, что и случилось позже. 

  • 9
  • 7
  • 12
0  
-=Shurik=-    16 Марта 2021 (23:23)   #

Да им с дивана то виднее)

0  
jumanji    27 Марта 2021 (20:06)   #

Естественно с дивана виднее, когда человек в горах, твои сообщения на форуме посмотреть не получается)

0  
Grigory Chernyshev    16 Марта 2021 (22:19)   #

Саня, береги себя wink

+1  
vmensh    16 Марта 2021 (23:24)   #

Bdsm фрирайд - безсмысленный и беспощадный)) 

  • 1
0  
AntonA    16 Марта 2021 (23:29)   #

Да им с дивана то виднее)

да ну на... просто в отчете не показано то ради чего весь этот альпинизм. Отсюда складывется впечатление, что альпинизм ради альпинизма.

 

Покататься-то то удалось до или после? После понятно, что ничего интересного не было, раз "спустите меня, я отдам колбасу" снимали обычные туристы. А сверху было чего ?

0  
jumanji    27 Марта 2021 (20:14)   #

Нет там альпинизма, в этом то и дело) Когда-то от людей, которые учили меня в горы ходить, слышал такую фразу  - "создадим себе трудности и героически их перодолеем". 

  • 1
0  
AntonA    16 Марта 2021 (23:33)   #

А фиирайд при чем? Катание где? От камушка к камушку аккуратно и верёвки есть, а фрирайд? Проект был "прокатить водопад", а в чём катание?

видимо водопад - это название маршрута, имя собственное, не предполагающее прокат самого водопада...

0  
~MAK    16 Марта 2021 (23:51)   #

Да им с дивана то виднее)

Денису вот зачёт — накосячил и осознал. А это уже половина решения вопроса. А Шурику не зачёт, не хочет учиться на ошибках в которые его макают диванные эксперты. ;) Мне, с дивана, уровень подготовки группы стал понятен после слов «системы спуска и подъема в необходимом количестве». Это что по жумау и спусковушке на брата? Так это стандартное личное альп железо. Залезли в жопу, бывает. Закрепились, организовали страховку и бегом до ближайшей хорошей точки. Там сделали станцию и с неё траверс. По описанию, вы самый опасный участок(траверс) махнули на одной закладухе и двух промежуточных крючьях. А на элементарный дюльфер отложили 3 кирпича(зачеркнуто) вбили 3 крюка. Это и понятно, там бы кто угодно обосрался.
  • 120
  • 38
  • 18
0  
jul    17 Марта 2021 (06:05)   #

Молодцы что живы.

А все таки вопрос - в чем логика этой линии? По фоткам непонятно почему именно на сбросы нужно выезжать.  Но, может быть какие то поля интересные захватили?

  • 9
  • 7
  • 12
0  
-=Shurik=-    17 Марта 2021 (08:28)   #

Логика-проехать конкретный маршрут. Сверху, конечно, хорошие поля. И снизу с водопада выкат хорош (если б мы не выкатывали уже вечером по корке(гы). Но смысл не в полях, полей катабельных нетронутых на эльбрусе много, смысл в конкретном маршруте через красивый сброс у водопада.

Тем, кто при каждом посещении эльбруса одни и те же маршруты катает -не понять и объяснять бесполезно. Как трассовику объяснять, зачем лезут во фрирайд. Это просто новая линия.

0  
OLAN    17 Марта 2021 (07:03)   #

Вопрос- Вы страхуетесь, или русское "авось"!? Понятно , что Вас не бросят, если что...

  • 120
  • 38
  • 18
0  
jul    17 Марта 2021 (08:38)   #

OLAN    ср. 17 Марта 2021 (07:03)   #

 

Вопрос- Вы страхуетесь, или русское "авось"!? Понятно , что Вас не бросят, если что...

Вы тект читали? Там в основном про страховку

  • 1
+1  
DDim    17 Марта 2021 (08:42)   #

OLAN ср. 17 Марта 2021 (07:03) #

Вопрос- Вы страхуетесь, или русское "авось"!? Понятно , что Вас не бросят, если что...

Вы тект читали? Там в основном про страховку
Так речь, наверное, про другую страховку - финансовую
0  
~MAK    17 Марта 2021 (11:51)   #

OLAN ср. 17 Марта 2021 (07:03) #

Вопрос- Вы страхуетесь, или русское "авось"!? Понятно , что Вас не бросят, если что...

Вы тект читали? Там в основном про страховку
Судя по описанию они на закладку повесили веревку и Стас дюльфернул траверс! На закладке, Карл! Это все что угодно но не страховка!
  • 1
0  
IlyaMi    17 Марта 2021 (12:27)   #

Да, лавры небезызвестного Гарика, псевдо-гида с Эльбруса, кому-то не дают покоя.  Два долботряса, 3 часа болтались на одной весьма сомнительной закладке, судя по фото. "Профи" не доделанные. 

  • 9
  • 7
  • 12
0  
-=Shurik=-    17 Марта 2021 (13:16)   #

По итогу закрепления втроем на 2й станции втроем дури не хватило зацепившуюся на закладке веревку сдернуть совместным весом. Я вот вообще не скалолаз, станции  ранее только на техногенных объектах использовал или стационарно закрепленные, типа перил на подходе к западной вершине, но производить оценку прочнности страховки с дивана - это просто себя не уважать, что ли...

  • 1
0  
IlyaMi    17 Марта 2021 (13:40)   #

Как успел заметить, у автора все диванные эксперты, кто не аплодирует стоя. Даже в полемику нет смысла вступать.

  • 46
  • 33
  • 19
0  
Храбовченко Владимир    18 Марта 2021 (12:59)   #

"Безумству храбрых поем мы песню..." Поиск и первопроезд новых линий - это круто !  

Про опасную "станцию" на одной закладке уже написали.  

А почему вы по водопаду не спустились ? Ведь план был - "спуск через водопад Терскол" ? На льду станцию на бурах и\или петле Абалакова проще, и быстрее сделать. И рельеф такой, что удобнее с закладки уходить на ледопад без траверса 

  • 9
  • 7
  • 12
0  
-=Shurik=-    18 Марта 2021 (17:17)   #

Несколько причин:

1) Вопрос к прочности льда. Не ледник все-таки, а намерзающий сверху лед. Хотя пара титиановых ледобуров было. Стас не решился там на станцию, думаю, еще сказался недостаток опыта станций на льду.  Если бы кто то из нас занимался ледолазанием, возможно, было бы принято другое решение.

2) Не было кошек. Форма водопада такая, что при дюльфере по нему все-таки надо отталкиваться. В нем промоины, из которых брызгает вода. Скользить сноубордическими ботинками по льду не хотелось.

0  
Станислав Ганюшкин    30 Марта 2021 (02:58)   #

Доброго вечера!
натечный лед хорактерен своей слоеностью, он как стоеное тесто на пироженом - ни когда не знаешь отвалится только верхняя пленка или будешь сожалеть об утрате существенного лакомого кусочка (вариант - что упало у туриста и пролежало меньше суток, то можно есть - не канает)